Заседание № 207
О проекте федерального закона № 675518-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о принятии во втором чтении законопроекта, принятого в первом чтении с названием "О внесении изменений в статьи 96-10 и 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания возможности приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния субординированных инструментов российских кредитных организаций для финансирования ими самоокупаемых инфраструктурных проектов")
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Так, Андрей Михайлович Макаров предложил включить в повестку дня дополнительно вопрос о поправках в Бюджетный кодекс, второе чтение, законопроект, без принятия которого нельзя рассматривать 2-й вопрос повестки дня. Таким образом, предложение следующее: на вторую позицию поставить вопрос из повестки дня на 23 декабря, это законопроект, подготовленный для рассмотрения во втором чтении, а вопрос, который сейчас стоит в проекте повестки дня, сместить на третье место. Иное предложение было у Виктора Андреевича Коломейцева. Поэтому я ставлю на голосование первое предложение, внесённое Андреем Михайловичем Макаровым. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 08 мин. 09 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 10 чел.2,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Предложение принимается.
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", второе чтение. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к процедуре второго чтения. Есть таблицы поправок № 1 и № 2, но, если вы позволите, скажу буквально несколько слов о том, что предлагается внести, какие изменения предлагается внести дополнительно в Бюджетный кодекс. Итак, в повестке дня 3-м вопросом стоит законопроект о внесении изменений в федеральный бюджет на 2014 год, смысл которого состоит в том - мы его будем обсуждать подробно, это и так все знают, - чтобы выделить 1 триллион рублей дополнительно на докапитализацию банковской сферы. Одновременно мы сегодня будем рассматривать законопроект, который касается финансовой гарантии, увеличения размера страхового возмещения по вкладам граждан с 700 тысяч до 1 миллиона 400 тысяч рублей. Однако действующая редакция Бюджетного кодекса не позволяет рассматривать внесение таких изменений без представления очень большого количества документов, связанных с бюджетным процессом. Мы все прекрасно знаем, какие это документы. Например, при принятии бюджета или внесении в него изменений мы с вами получаем одновременно десятки тысяч страниц. Совершенно очевидно, что принять сегодня такие решения нужно оперативно, поэтому предлагается приостановить действие нормы Бюджетного кодекса, которая требует представления всех этих документов до 1 января 2015 года, то есть на оставшиеся две недели, рассмотреть и решить данный вопрос. Также предлагаются изменения, которые позволят направить указанные средства в Агентство по страхованию вкладов, это тот наиболее динамичный механизм, который позволит в оперативном порядке оказать помощь банковской системе. Вот суть тех поправок, которые вчера были одобрены на заседании комитета по бюджету и сегодня предлагаются на ваше рассмотрение. Также хочу сказать, что к данному законопроекту комитет по бюджету предлагает принять постановление Государственной Думы, в котором будут определены все необходимые механизмы по доскональному контролю за теми средствами, которые выделяются, - это касается как 1 триллиона рублей, так и 400 миллиардов рублей, которые мы направляем на докапитализацию банков с целью вложения их в инфраструктурные проекты. Будет обеспечено представление полной информации об объёмах средств, о том, кому они выделены, вплоть до последнего получателя, на какие цели, то есть информации не только о тех банках, которые получат эти средства, но и о том, куда эти средства будут банками направлены. Для того чтобы эти средства не были выброшены на валютный рынок или использованы в каких-то других целях, в постановлении мы поручаем Счётной палате осуществлять постоянный мониторинг движения и использования этих средств. Государственная Дума будет получать эту информацию ежеквартально, а если возникнет необходимость, то мы сможем получать её практически ежедневно. Вот суть тех поправок, которые предлагается принять. Теперь я предложил бы перейти к обсуждению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 13, 14 и15. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В таблице № 1 восемь поправок, Сергей Михайлович. Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Я хотел бы задать вопрос: откуда этот триллион взялся? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас вопросы по таблице поправок № 1 задаём. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я думаю, что это настолько важная тема, что не надо нас загонять в рамки Регламента. Мы хотели услышать от докладчика краткое обоснование, почему триллион, почему не 100 миллиардов или?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович, это вопрос по следующему законопроекту, тогда вы зададите все вопросы, какие захотите. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 14 мин. 31 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 87 чел.19,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу поправок № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 14 мин. 56 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Объявляю "час голосования" и ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 15 мин. 27 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 90 чел.20,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Андрей Михайлович, пожалуйста, вам слово. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 16 мин. 08 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 93 чел.20,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 675518-6 "О внесении изменений в статьи 96-10 и 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания возможности приобретения за счёт средств Фонда национального благосостояния субординированных инструментов российских кредитных организаций для финансирования ими самоокупаемых инфраструктурных проектов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 96-10 и 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания возможности приобретения за счёт средств Фонда национального благосостояния субординированных инструментов российских кредитных организаций для финансирования ими самоокупаемых инфраструктурных проектов". Докладывает Алексей Владимирович Моисеев, заместитель министра финансов. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Позвольте представить вам законопроект, разработанный и внесённый правительством в рамках исполнения поручения президента, который направлен на создание правовых оснований для докапитализации российской банковской системы в целях финансирования приоритетных инфраструктурных проектов за счёт размещения средств ФНБ на субординированных депозитах и в субординированных облигациях указанных банков. Кредитные организации, в субординированные инструменты которых могут быть размещены средства ФНБ, должны обладать капиталом в объёме не менее 100 миллиардов рублей, а инвестирование средств ФНБ в субординированные долговые инструменты подразумевает, что кредитор соглашается с тем, что инструмент, в который было изначально произведено вложение, может быть заменён на другой инструмент того же самого банка. Это требует внесения изменений в Бюджетный кодекс, в соответствии с которым сейчас такого рода операции не допускаются. Таким образом, в Бюджетный кодекс необходимо внести изменения, предусматривающие нераспространение упомянутой нормы Бюджетного кодекса на операции по размещению средств ФНБ в субординированные инструменты банков. Аналогичный подход уже был реализован при создании правовых оснований для увеличения в текущем году капитала Внешэкономбанка за счёт средств ФНБ, размещаемых в нём на субординированных депозитах. Законопроектом ограничивается доля субординированных инструментов на уровне не более 10 процентов объёма ФНБ. Законопроект, ещё раз повторю, направлен на реализацию поручения президента, сформулированного после оглашения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович, присаживайтесь. С содокладом выступает Андрей Михайлович Макаров, председатель Комитета по бюджету и налогам. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле рассматриваемый законопроект в свете тех событий, которые мы наблюдаем в последние дни, приобретает особую важность, и уже представитель правительства отметил, что законопроект внесён в связи с поручением президента. Мне хотелось бы остановиться на нескольких вопросах, касающихся того, почему этот законопроект сейчас так важен. Законопроектом решается важнейшая задача докапитализации банковской системы. Мы видим, что сейчас - подчас бессознательно, а иногда и сознательно - нагнетают страхи у людей, и в данном случае законопроект направлен в первую очередь на обеспечение устойчивости системообразующих банков. Совершенно очевидно, что принятых мер недостаточно, и мы с правительством говорим о том, что, вообще, необходима докапитализация банков, но законопроект в данном случае и решает эту важную проблему докапитализации банков, и одновременно направляет средства на инфраструктурные проекты, то есть те средства, которые пойдут на инфраструктурные проекты, пройдут через банки и повысят их капитализацию. Таким образом, фактически одними деньгами мы решаем две важнейшие проблемы. Почему сегодня это особенно необходимо? Мы понимаем, что серьёзно изменилась, ухудшилась макроэкономическая ситуация, возросли геополитические риски. На самом деле созданы очень серьёзные ограничения для получения внешних кредитов, а привлечение внутренних средств - раньше мы могли их привлекать - безусловно, ослабляло бы экономику страны. Вот в этой связи законопроект очень важен. На что хотелось бы обратить внимание? Очень часто задают вопросы: а не получится ли так, что эти деньги поступят в банки и будут вброшены на валютный рынок? а не получится ли так, что банки, которые получат эти средства, накрутят какие-то дополнительные проценты, и в результате важнейшие инфраструктурные проекты для экономики станут дороже? Комитет, рассматривая указанный законопроект, обращал внимание на все эти вещи, и мы сегодня готовы сделать так, чтобы все опасения в связи с этими рисками оказались необоснованными. Во-первых, мы, безусловно, говорим - и в данном случае есть понимание правительства, - что банки не получают ни эти средства, ни возможность устанавливать какие-то дополнительные отчисления, дополнительные ставки при передаче этих средств на реализацию проектов. Второй вопрос: как обеспечить постоянный контроль, чтобы эти средства не могли, скажем, вертеться в течение нескольких дней или более и выбрасываться на рынок, как это часто происходит? Мы предлагаем во втором чтении принять решение, что Государственная Дума должна в постоянном режиме, то есть ежемесячно, получать информацию, во-первых, об объёмах средств ФНБ, которые направляются в банки, и какие конкретно средства в какой банк, во-вторых, об условиях размещения и плюс всю информацию о том, какие средства какой банк в какие проекты на каких условиях разместил. Таким образом, процедура будет абсолютно публичной, и мы с вами увидим, будут ли нарушения здесь по каким-то вопросам или нет. Плюс ко всему мы предлагаем в постановлении Государственной Думы ко второму чтению дать поручение Счётной палате о постоянном мониторинге этих средств, с тем чтобы ввести их, что называется, под ежедневный контроль. Счётная палата - это наш с вами орган контроля, и мы получим абсолютно исчерпывающую информацию. Таким образом, данным законом любые возможности злоупотреблений будут исключены, а две важнейшие проблемы - это докапитализация структурообразующих банков и финансирование важнейших инфраструктурных проектов - закон решит. Предлагается поддержать данный законопроект в первом чтении, а с учётом его особой важности предлагается установить время для внесения поправок ко второму чтению до шести часов вечера четверга, с тем чтобы уже 23-го числа иметь возможность рассмотреть его во втором и, я надеюсь, в третьем чтениях. Это закон, которого ждёт наша экономика, ждут граждане страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Алексей Владимирович, задачи Фонда национального благосостояния чётко определены - это, скажем так, софинансирование добровольных взносов в Пенсионный фонд и регулирование его дефицита. Вот мы отдаём сегодня его средства банкам в виде субординированных кредитов, кстати, по своему рангу являющихся соподчинёнными, то есть такими, которые будут отдаваться в последнюю очередь. Ставит ли всё-таки правительство задачу возвратности этих средств, пополнения фонда и учитывает ли инфляцию, для того чтобы сохранить средства ФНБ? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Действительно, изначально ФНБ задумывался как ресурс для финансирования исключительно дефицита пенсионной системы, однако уже некоторое время назад, примерно два года, президентом было принято решение о том, что часть средств ФНБ может быть использована для решения важнейших вопросов, стоящих перед нашей экономикой. Соответственно, в рамках того решения и в рамках нового поручения президента сейчас предлагается вот такое решение. Что касается доходности. Безусловно, мы это предусмотрели, мы ожидаем, что доходность будет закреплена на уровне выше уровня инфляции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Вопрос заместителю министра финансов. Совсем недавно, в 2008 году, мы в этом зале в лихорадочном темпе принимали законы - в такой же кризисной обстановке десятки миллиардов направляли на спасение банков, а потом оказалось, что многие из них занимались не спасением реального производства, а играли в свою пользу. Скажите, какие заложены механизмы - Андрей Михайлович упомянул, что мы, вроде, тщательно всё обдумали и у нас информация будет, - какие санкции заложены, в чём будет заключаться ответственность и кто в итоге будет отвечать, если снова десятки миллиардов уйдут не туда, куда надо? МОИСЕЕВ А. В. В распределительных документах правительства, которые будут подготовлены и представлены вам в ближайшее время согласно Регламенту, будет прямо указано, что условием получения этих средств является их передача на реализацию проектов. То есть там будет прямо указано, что эти средства могут быть использованы только на финансирование проектов, которые находятся в утверждённом правительством перечне важнейших для нашей страны инфраструктурных проектов, будет прямая увязка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. Микрофон на центральной трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Я хотел бы просто добавить. Очень важный вопрос был задан, поэтому я хотел бы обратить ваше внимание на то, что уже сегодня вечером - в комитете было принято такое решение - мы получим проекты и постановления правительства, и распоряжения правительства, и ко второму чтению все депутаты смогут с ними ознакомиться. Кроме того, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что, естественно, все вопросы ответственности у нас на сегодняшний день уже регулируются другим законодательством, дополнительной регламентации не требуется, для нас важна недопустимость нарушений, но если мы зафиксируем факты нарушений, зафиксируем, что не все средства до единой копейки - а в банке не должно остаться ни одной копейки - передаются на указанные проекты, то в действие вступит уже, простите, Уголовный кодекс. Я абсолютно уверен, что это очень серьёзные опасения, и разделяю их, но в данном случае эта возможность также нами исключена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Вопрос к докладчику. Алексей Владимирович, видимо, законопроект этот будет принят, предсказываю, очень быстро, и в связи с этим я полностью поддерживаю усилия Андрея Михайловича, направленные на то, чтобы использовать хоть какие-то меры парламентского контроля в целях контроля за ситуацией. В решении комитета также сказано, что в Госдуму оперативно поступят проекты актов правительства, регламентирующих проведение указанных операций. Скажите залу, сколько таких актов правительства уже подготовлено, и назовите несколько, потому что, я так понимаю, документ выйдет очень быстро, и вы всё уже знаете. МОИСЕЕВ А. В. Да, совершенно точно, Андрей Михайлович уже сказал про эти документы: будут постановление правительства, поручающее Министерству финансов реализовать и подготовить распорядительные документы правительства по исполнению этого закона в случае его одобрения Государственной Думой, Советом Федерации и президентом, и распоряжение правительства, непосредственно поименовывающее кредитные организации, которые будут участвовать в этой операции, и будет отсылка непосредственно на список... Вот как раз в этом документе будет жёсткая отсылка на список важнейших инфраструктурных проектов, которые уже утверждены правительством в начале этого года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Алексей Владимирович, для уточнения разберём конкретную ситуацию. Банку под названием "Икс" были перечислены средства из Фонда национального благосостояния, и - как вы сказали, существует определённая увязка, - например, Счётная палата выявила, другие какие-то службы определили, что происходит нецелевое использование этих средств: банк начал играть на бирже, заниматься валютными спекуляциями и так далее. Что конкретно грозит этому банку - уголовное преследование в отношении его руководства, отзыв лицензии? То есть какие конкретно санкции могут быть применены за нецелевое использование тех денег, которые придут из фонда? МОИСЕЕВ А. В. Ярослав Евгеньевич, я, к сожалению, не являюсь специалистом в области уголовного права, но Андрей Михайлович уже сказал, что нецелевое использование средств у нас является преступлением, которое действительно карается достаточно жёстко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Алексей Владимирович, мы уже в 2008 году, если не ошибаюсь, 7,6 триллиона рублей банкам дали - рассказывали, как мы антикризисные меры реализовали, - а деньги они эти вернули или нет? И ещё. Почему субординированный, а не связанный, обязательный к возврату кредит даём, ведь субординированный - это значит, потом, может быть, будет возврат средств? И второй вопрос. В любых кризисных ситуациях во многих странах сельское хозяйство было главным локомотивом вытягивания всей экономики. По нашему Регламенту, вообще-то, положено все документы прикладывать сразу, и, если депутат внесёт так, как вы, его законопроект не примут к рассмотрению и вернут, - почему сразу не приложен перечень объектов и программ, на которые будут потрачены деньги? МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое. По последнему вопросу - действительно, мы внесли документы с перечнем, перечень у вас в документах есть. Что касается конкретных проектов нормативных актов, по Регламенту мы должны их представлять ко второму чтению, что, безусловно, будет сделано. Учитывая то, что сказал Андрей Михайлович, мы сегодня вечером вам всё это направим. Относительно вопроса по существу. Правительство выделило существенно меньше денег в 2009 году, все эти деньги обслуживаются согласно первоначальному расписанию, там никаких проблем нет. Действительно, деньги, о которых вы говорите, были - это деньги, выделявшиеся Центральным банком на рефинансирование банковской системы. Насколько мне известно, было только два случая дефолтов - это банки, с которыми сейчас довольно успешно судится в разных странах Агентство по страхованию вкладов, "Межпромбанк" и "БТА Банк". Идут судебные процессы, деньги отсуживаются достаточно успешно, и, как вы знаете, даже арестовываются личные активы бывших владельцев вот этих самых организаций. Что касается того, почему нельзя было сделать по-другому. В рамках поручения президента нам требуется предоставить именно капитал. Капитал отличается от ликвидности тем, что он даёт возможность банкам не только кредитовать проекты, которые мы сейчас реализуем, но и через мультипликатор, привлекая средства на депозитном рынке, на те же самые деньги кредитовать другие проекты, в том числе, возможно, то же сельское хозяйство. К сожалению, инвестиции капитала накладывают некоторые ограничения, что делает его несколько менее ликвидным для кредитора, чем обычный депозит. Всё связано только с этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На трибуне включите микрофон. МАКАРОВ А. М. Я попробую объяснить, если вы позволите, буквально в течение тридцати секунд. Дело в том, что капитализация и ликвидность - то, о чём говорил представитель правительства, - всё-таки разные вещи. Форма субординированного кредита позволяет эти средства включить в капитал банка, потому что для нас очень важно докапитализировать банки. В данном случае вот эти средства выполняют именно такую задачу, и их использование на что-то ещё не предусматривается, но докапитализация банков позволяет им, в свою очередь, привлекать уже другие средства, которые и будут направляться на развитие, - вот то, о чём вы спрашиваете. Просто в данном случае та форма, которая избрана, - субординированные кредиты - является единственно возможной, она позволяет одними деньгами, я повторяю, решить две задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Алексею Владимировичу. Фракция ЛДПР всегда говорила о том, что полученные сверхдоходы бюджета, которые были у нас раньше в связи с высокой ценой на нефть, мы должны тратить на развитие собственной экономики, а не создавать разные фонды. Вот мы сейчас дождались того, что доллар превысил уже в два раза свою стоимость, и, соответственно, начинаем тратить деньги на поднятие экономики, но на эти средства мы наверняка сможем уже в два раза меньше построить. В связи с этим вопрос: всё-таки о какой сумме идёт речь, то есть сколько мы в 2015 году из Фонда национального благосостояния и в какие отрасли экономики будем вкладывать в первую очередь? Как сегодня коллега Коломейцев уже спрашивал, сколько получит сельское хозяйство и в каком году? МОИСЕЕВ А. В. В рамках реализации данного закона в случае его поддержки мы ограничим эту долю 10 процентами от объёма средств ФНБ - это составляет 394 миллиарда рублей. Предполагается, что будут и те средства, выделение которых уже было намечено правительством на реализацию важнейших инфраструктурных проектов, я вам могу их назвать: это проекты по строительству на Дальнем Востоке железнодорожных мощностей и портовых мощностей, связанных с разработкой угольных месторождений; проект строительства Центральной кольцевой автодороги, так называемой бетонки, модернизации бетонки вокруг Москвы; сейчас также обсуждается возможность включения ряда других проектов, в частности проекта, связанного с реализацией добычи и сжижения газа на Крайнем Севере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Коллеги, я хотел бы обратить внимание, что этим законопроектом мы не решаем вопрос о том, куда направить средства, поскольку вопросы инфраструктурных проектов рассматривались нами в рамках проекта закона о бюджете. Единственное, что сейчас добавлено, - это вопрос финансирования "Ямал СПГ", он обсуждается, и в данном случае любая информация по этому поводу нами будет получена, а обсуждение самих проектов, естественно, к теме данного законопроекта не относится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Алексей Владимирович, деньги любят счёт. Приходя в магазин, мы просто так деньги не даём, а говорим: дайте нам то-то и то-то, и нам это дают. Меня не устраивает ваша позиция: этим законопроектом мы просто выделяем деньги, а там, может, они на что-то и будут потрачены. Недавно в послании президента страны Путина чётко были сформулированы первоочередные задачи в этой сложной финансово-экономической ситуации, когда Россия находится на грани экономического кризиса. Как связан этот документ с посланием президента? Сколько появится новых производств? Иначе я не понимаю... ну, не могу вот так деньги отдать - это народные деньги, не мои! Сколько будет новых производств? Как это скажется на импортозамещении в промышленности, в сельском хозяйстве? Позволит ли это решить проблему роста цен? Вот людям сегодня мы скажем: мы ваши деньги отдали, но что будет, мы не знаем. Это не государственная политика! Всё-таки ещё раз, в третий раз, ставлю вопрос: что в итоге получит производитель и народ или ничего не получит, мы просто деньги отдадим, и куда-нибудь они, на какие-то вещи будут потрачены? Меня это не устраивает! МОИСЕЕВ А. В. Спасибо, Владимир Николаевич, за вопрос. По первой его части хотел бы сказать, что название этого законопроекта практически полностью цитирует соответствующее высказывание и последующие поручения президента, где сказано, что нужны средства на капитализацию банков в рамках осуществления инвестирования в важнейшие окупаемые инфраструктурные проекты, - вот практически так у нас здесь и написано, то есть мы говорим не про те приоритеты, которые президент ставил, в данной ситуации мы уже реализуем задачи по развитию инфраструктуры нашей страны - это строительство дорог, строительство портово-железнодорожной инфраструктуры - и по обеспечению возможности осуществления добычи и продажи на экспорт важнейших природных ресурсов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В. Вопрос в продолжение. Мы прекрасно знаем, и есть информация от участников рынка, что за крупными брокерами на валютных биржах стоят в том числе и государственные банки. Очевидно, что их менеджмент заинтересован в том, чтобы перед Новым годом повысить прибыль, потому что бонусы зависят от того, сколько банк заработает перед Новым годом. И вот я так и не понял, и все задают вопрос: где гарантия, что государственные деньги, переданные из-под контроля государства под контроль менеджмента банков, заинтересованных в новогодних бонусах, не будут вброшены на валютный рынок? Толку-то от того, что у нас здесь будет круглосуточная информация, что Счётная палата будет проверять?! Какие юридические механизмы существуют? И кто будет отвечать, если деньги окажутся на валютных биржах? Вопрос обоим докладчикам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, может, вы начнёте? Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, коллеги. Мне показалось, что у меня получилось объяснить, что документы - проекты распоряжения и постановления правительства - мы с вами получим и увидим ко второму чтению. Деньги, которые предполагается направить в банки для капитализации и которые поступят на инфраструктурные проекты, имеют строго целевой характер, нецелевое расходование средств - это статья в Уголовном кодексе, это статья в Бюджетном кодексе, это налоговые последствия и всё остальное! Для нас всегда было важно создать прозрачный механизм, который позволяет зафиксировать нарушения и защитить эти средства, - здесь он есть. Теперь хотел бы обратить внимание на следующее. Уважаемые коллеги, для того чтобы играть на валютной бирже, вовсе не обязательно быть крупным негосударственным банком, нет, любой брокер создаёт короткую позицию и без наличия всяких рублей, которые есть у банка, просто покупает доллары под короткую позицию и через три минуты после этого продаёт, а из этих денег расплачивается по первой сделке, и это круговорот, это биржевая игра! И говорить о том, что здесь какой-то заговор банков, которые вбрасывают на биржу рублёвую ликвидность, как минимум некорректно, потому что для этого надо иметь гораздо большие основания, чем выступления различных "Эх..." и "Дождей". Честное слово, коллеги, давайте пользоваться более серьёзными источниками! Этот закон чрезвычайно важен для того, чтобы успокоить людей, чтобы они знали, что в банках их деньги будут лежать и гарантирована их сохранность. Вместо этого сейчас мы своими действиями на самом деле можем разжечь страхи и опасения у людей. Законопроект тщательно проработан и содержит все механизмы прозрачности. О тех целях, в которых направляются средства, в этом зале говорят все фракции постоянно: мы используем средства ФНБ на инфраструктурные проекты, на развитие нашей экономики, что мы обсуждали во время принятия бюджета, даём возможность докапитализировать этими же средствами банки, причём структурообразующие банки, - это то, от чего зависит финансовая система страны! - и при этом мы создаём механизм абсолютно прозрачный, который даёт возможность парламенту это контролировать и привлечь виновных к ответственности, если что-то не так. Коллеги, ну, может быть, хватит?! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Последний вопрос задаст Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Не хватит, Андрей Михайлович! Вы говорите о ежедневном контроле, который позволит исключить злоупотребления, и говорите о механизме прозрачности и защиты этих средств. У меня вопрос следующий: в каком кабинете можно будет получить эту информацию? В каких законах это прописано? И можем ли мы быть спокойными за другие бюджетные средства, которые не подвергаются при освоении вот этим механизмам ежедневного контроля и прозрачности? МАКАРОВ А. М. Вся информация по данному законопроекту размещается в АСОЗД комитетом по бюджету немедленно, как только она приходит. Естественно, как только проекты постановлений придут, они будут размещены. Я приглашаю вас на рассмотрение данного законопроекта во втором чтении в комитет по бюджету, и если вас интересует какая-то информация и вы считаете, что сами вы не можете прочитать и разобраться, то, по-видимому, мы сможем вам оказать эту помощь в комитете. Что касается остальных бюджетных средств. Мы говорим сейчас о важнейшей проблеме, она возникла и сегодня требует решений, об этом говорят люди, а вы сейчас пытаетесь вести разговор о том, как мы будем защищать остальные бюджетные средства! У нас есть действенный механизм парламентского контроля, который мы создали. Я хочу напомнить, что на сегодняшний день к нам поступило уже двести пятьдесят - двести пятьдесят, я подчёркиваю! - проектов постановлений правительства, которыми распределяются средства. На сегодняшний день из комитетов была просьба вынести на рассмотрение трёхсторонней комиссии, если я не ошибаюсь, три проекта постановлений правительства плюс ещё пять вынес непосредственно комитет по бюджету. Итак, из двухсот пятидесяти постановлений восемь депутаты решили проконтролировать. Почему сейчас вы решили контролировать другие бюджетные средства, именно в связи с этим законом? Уважаемые коллеги, я предлагаю прекратить заниматься демагогией и принять законопроект, который важен для всей страны! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы завершились. Уважаемые коллеги, есть предложение, чтобы по этому законопроекту выступили представители фракций. Нет возражений? Нет. От фракции КПРФ - Борис Сергеевич Кашин. Только, Борис Сергеевич, продолжим обсуждение после рассмотрения вопроса, поставленного на фиксированное время.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, наверное, пока заслушаем одно выступление представителей фракций по 19-му вопросу, нет возражений? Борис Сергеевич Кашин, я вас объявил. Пожалуйста. После этого, Николай Васильевич, дам вам слово по ведению. Пожалуйста, Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, рассматриваемый вопрос не менее важен, чем предыдущие, и я прошу внимания. К сожалению, представитель правительства отсутствует в зале - я имею в виду заместителя министра Моисеева, - но тех, кто есть, прошу обратить внимание на то, что это очередной законопроект, подготовленный в кремлёвских кабинетах или где-то в правительстве, наверху, и вброшенный в Государственную Думу с целью принятия в срочном порядке. Вы знаете, у нас в законодательном процессе существует инерция: мы никак не можем понять, что время сегодня другое. Не может понять этого, к сожалению, не только правительство, но, видимо, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", у которой сейчас момент выбора. Как вы знаете, после того как президент сказал в послании о необходимости докапитализации коммерческих банков из Фонда национального благосостояния, произошли определённые события: обвалился рубль, но вместе с рублём обвалилась и путинская система управления, которая построена как раз на принципе "мы придумали, а Дума мгновенно проголосует". И вот сегодня в Москве миллионы людей ехали на работу и читали в газете статью "Здравствуй, рубль, Новый год!", но вместо того, чтобы попытаться понять, почему так произошло, и проанализировать предыдущее решение, принятое правительством в соответствии с поручением президента, мы и дальше загоняем себя в ловушку. Вы знаете, что Фонд национального благосостояния - я просто процитирую - "представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации". Это цели благородные. Средства фонда в тяжёлой ситуации можно направлять на финансирование каких-то конкретных проектов, мы об этом также говорили, но фиговый листок самоокупаемости (слово "самоокупаемые" в названии фигурирует) - это чистой воды прикрытие. Вы знаете, что ещё в прошлом послании Путин говорил о необходимости финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, он назвал три таких проекта: Транссибирская магистраль, дорога Москва - Казань и кольцевая дорога вокруг Москвы, и вот про один из них, кольцевую дорогу, заместитель министра Моисеев сейчас тоже сказал. Я послал специальный запрос в Министерство экономического развития, чтобы выяснить, каков механизм возврата средств, обеспечения самоокупаемости этих проектов, и у меня есть официальный ответ, из которого следует, что никакого механизма нет и министерство эти проекты как самоокупаемые не рассматривает. И сейчас слушать все эти, так скажем, разговоры о самоокупаемости просто смешно - проекты должны быть разработаны, должен быть составлен план, должен быть, как говорится, утверждён график возврата средств, и вдруг нам говорят: мы завтра принесём вам этот график. Ну разве можно серьёзно оценивать такие законопроекты?! В июле мы выступали категорически против практически такого же законопроекта о докапитализации банков. Мы триллион отдали коммерческим банкам под те же самые схемы, и вместо того чтобы проверить, как они деньги потратили, мы и дальше загоняем себя вот в эту ловушку. Мы отдали триллион, я повторяю, 500 миллиардов одному Сбербанку, мы продлили кредит фактически и придумали такую позорную вещь, как привилегированные акции, которые не дают их владельцам ни дивидендов, ни права голосовать, и государство оказалось вот в таком положении. И вместо того чтобы создать рабочую группу, о чём мы говорим, - вот у нас в двенадцать будет заседание комитета - и проверить, куда пошли эти деньги... Мы должны запросить базу данных в Центральном банке и проверить, как ведущие банки и компании распорядились помощью государства, - вот это будет момент истины! Если вы не готовы к этому, если вы готовы и дальше голосовать по команде, то мы обанкротимся полностью! Ведь есть ещё одна важная, так скажем, особенность. Допустим, банки надо поддержать - действительно, они связаны с экономикой, - но во всём мире государства входят в капитал, имеют долю в таких случаях: мы даём деньги, мы, государство, покупаем часть акций и, следовательно, имеем права, имеем возможность контроля. Так нет, нельзя трогать этих священных коров - банкиров! Ну это уже просто беспредел! Говорят, "Базель-3" требует докапитализации банков вот в такой форме - какой "Базель"?! Нам никто не даёт сейчас кредиты! Мы должны поддержать банки, если это действительно затрагивает интересы нашей страны, чтобы не была разрушена банковская система, но в первую очередь мы должны поддержать наше государство! Короче говоря, перед Путиным стоит, с моей точки зрения, очень конкретный выбор: либо он будет с этой либеральной тусовкой, которая диктует такие решения, либо он будет с народом. И этот же выбор стоит перед нами. Голосовать за такие законопроекты без чёткого понимания, к чему это приведёт, - это грубейшая ошибка, позор для Государственной Думы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Сергеевич. Обсуждение законопроекта продолжим после "правительственного часа".
А сейчас продолжаем обсуждение 19-го вопроса повестки. Борис Сергеевич Кашин уже выступил. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Сергей Евгеньевич, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь минут. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я напомню, о чём идёт речь, а то мы увлеклись сельским хозяйством. Речь идёт о том, как нужно и можно использовать средства Фонда национального благосостояния, - именно об этом законопроект, который внесло правительство. Вообще-то, мы неоднократно в этом зале говорили, что средства, которые фактически являются бюджетными, должны использоваться в экономике России, а не просто лежать, они должны быть каким-то образом защищены от инфляции, и с этой точки зрения мы считаем, что правительство нас услышало и пытается сейчас как-то их в экономике разместить. При этом правительство как бы убивает сразу двух зайцев: оно производит докапитализацию банков, а потом через банки отдаёт на инфраструктурные проекты. И вроде бы здесь всё получается хорошо, но проблема, скажем так, как раз в этих зайцах, которых правительство убивает. Первый заяц - это инфраструктурные проекты. Я считаю, что у правительства, у бизнес-сообщества и у всего остального населения разный понятийный аппарат. Вот что понимает правительство под самоокупаемыми инфраструктурными проектами? Мне кажется, это слова-антонимы, потому что всё, что относится к инфраструктуре, не может быть самоокупаемым. Даже если речь идёт не о кольцевой дороге, а о железной дороге Москва - Казань, то вы что, планируете в стоимость билета заложить эти средства, чтобы их вернуть? Ну нет, конечно! Во всём мире расходы на инфраструктуру - это расходы, которые не может понести предприниматель, бизнесмен. Когда мы строим дорогу в микрорайоне за счёт федеральных средств, мы же не говорим, что она самоокупаемая. Да, все эти проекты привлекут бизнес. Если строить, допустим, кольцевую дорогу, рядом появится какая-то инфраструктура, появятся рабочие места, будут платить налоги, да, но они никак не будут связаны с самой кольцевой дорогой, не с неё мы их получим! Поэтому, мне кажется, не нужно морочить голову, надо иметь единый понятийный аппарат. Вот есть правительство, вас там двадцать человек, которые о чём-то думают, и есть мы, все остальные люди страны. Нужно убрать слово "самоокупаемые", причём убрать и из этого закона, и из постановления правительства, потому что оно там тоже употребляется, тогда всё встанет на свои места. Это первый момент. И второй момент по этим инфраструктурным проектам. Много об этом говорится, но, к сожалению, широкого обсуждения это всё равно не получило. И надо сказать, что сами эти проекты, их продвижение вперёд, наверное, определяется близостью к председателю правительства, возможностью войти в его кабинет. Мы слышим всё те же фамилии и названия всё тех же компаний - "Роснефть", "Роснано" и так далее. Я считаю, что надо выносить этот вопрос на обсуждение в парламенте, нужна другая дискуссия, для того чтобы они... Я считаю, что это деньги народные, - и что тут стесняться?! То есть у них от зубов это должно отлетать, они в любой аудитории должны свой проект защищать на раз! А мы даже в парламенте не можем послушать, каким образом это сдвинет с места экономику и какой синергетический эффект будет от этой кольцевой дороги, что получится в итоге! Мы понимаем, что эти деньги, скажем так, не самоокупаемые, но что будет в результате, мы же должны увидеть! И должен быть какой-то иерархический ряд проектов, по приоритетности, и он должен быть утверждён парламентом. То есть в этом законопроекте надо обязательно написать: инфраструктурные проекты (без слова "самоокупаемые"), утверждаемые парламентом, и это нормально, потому что мы распределяем бюджетные деньги. Теперь что касается второго зайца - наших банков. Я тоже считаю, что надо их докапитализировать, вопрос только в том, насколько они откликаются на вызов сегодняшнего времени, к чему приведёт эта докапитализация? Если мы собираемся докапитализировать банки, чтобы выполнить стандарт "Базель-3", то зачем это делать, ведь нам всё равно денег больше никто извне не даёт? А если этого не нужно достигать, то тогда тот же вопрос: зачем это нужно делать? Вообще, возникает достаточно интересная ситуация: каждый кризис мы всё время помогаем одним и тем же. Я, конечно, понимаю, что государственные корпорации, государственные банки и государство - это вроде мы все вместе, но не нужно забывать, что это деньги-то народа, и тогда возникает вопрос: если из кризиса в кризис мы помогаем одним и тем же, значит, люди, которые там управляют, они некомпетентны? Значит, они не могут инвестировать и кредитовать проекты так, чтобы они были самоокупаемы и даже в кризис выживали? Почему-то мы вот таких требований, как к другим предприятиям, как к малому бизнесу, здесь не предъявляем. Если так рассуждать, как вы рассуждаете, правительство, то сейчас, в кризис, надо всем помочь, всем предприятиям - и малым, и средним. Получается, там мы говорим, что должны быть менеджеры, которые отвечали бы, предвидели бы, которые в состоянии были бы решить вопрос, а здесь, в наших банках, оказывается, такие руководители, которые не в состоянии без помощи государства решить эти вопросы. Вот, скажем, ситуация сегодняшней недели. Вы же должны рассматривать всё в целом, у вас должен быть единый подход - и Центробанка, и правительства, и Минэкономразвития. А вы, с одной стороны, хотите поддержать (хорошо, мы согласны, давайте докапитализируем, чтобы стабилизировать рынок, ликвидность рублёвую), а с другой - вы одновременно поднимаете ключевую ставку, ну, не вы сейчас, а Центробанк. Вы что этим сделали - устойчивость банков, что ли, получили? Да я уверяю вас - нет! Вот сейчас выступали, говорили, что будут кредиты пересматривать и так далее. Так уже пересмотрели, товарищи: вчера региональные банки подняли ставки. Я сегодня с удивлением Прохорова слушал: он говорил по радио, что, мол, по старым кредитам не будут поднимать, что это новые, - откуда?! Если он не знает этого, то, может, и в правительстве этого не знают? Новые ставки уже доведены до предприятий - что это значит? Если раньше думали о том, как в кризис продать дачу, машину, чтобы как-то рассчитаться, то сейчас знаете, они о чём будут думать? Как вывезти имущество и кинуть и налоги, и все эти кредиты! Так о какой устойчивости банковской системы, о какой капитализации можно вести речь, если у нас левая рука не знает, что делает правая?! Поэтому, вы знаете, мы не против того, чтобы поддержать законопроект и убить двух зайцев, но у нас проблема с зайцами: инфраструктурные проекты не утверждаются парламентом, а банки мы докапитализируем, совершенно несинхронно принимая решения по ключевой ставке. Работать нужно системно! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, вы претендуете на два выступления или в заключительном слове мнение фракции изложите? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Конечно же, Андрей Михайлович хочет выступить после меня, он уже что-то такое придумал и уже сейчас получает удовольствие от того, что он потом скажет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он исправился, Оксана Генриховна, он исправился уже давно, он стал галантным мужчиной. (Оживление в зале.) ДМИТРИЕВА О. Г. Это исключительно под вашим руководством, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, наша фракция давно настаивала на том, что средства Фонда национального благосостояния должны быть использованы внутри страны и вложены в российскую экономику, но что предлагается данным законопроектом? Данным законопроектом предлагается средства Фонда национального благосостояния направить на докапитализацию банков, то есть дополнительно к тем средствам, которые уже вложены в банки, направить ещё фактически до 400 миллиардов рублей, с тем чтобы, может быть, когда-нибудь эти средства, но уже как кредитные, под определённый процент, причём процент плавающий, были направлены на возвратные инфраструктурные проекты. Я согласна с предыдущим выступавшим коллегой, что инфраструктурные проекты, если это реальные эффективные инфраструктурные проекты, не могут быть и не должны быть возвратными, - это вложение в инфраструктуру, с тем чтобы уменьшить издержки бизнеса и повысить конкурентоспособность отечественной экономики. Поэтому, естественно, эти вложения должны быть безвозвратными, должны быть прямые бюджетные инвестиции, они должны быть возвращены в бюджет и вложены, возможно, в те же самые проекты, в которые планируется, но под конкретную проектно-сметную документацию. Спрашивается: а зачем тут банки? Мы спрашивали об этом на заседании комитета. А банки нужны для банковского сопровождения. А зачем банковское сопровождение? Мы уже поняли, изучая отчёты Счётной палаты, что эффективность вложений в те же самые инфраструктурные и олимпийские проекты при строительстве объектов Олимпиады в Сочи по банковской схеме была заведомо более низкой, они были менее эффективными, чем те же вложения, осуществлённые за счёт прямых бюджетных инвестиций. Стоимость росла в три-четыре раза, банки не в состоянии контролировать инвестиционные проекты, потому что у них нет для этого соответствующей методологии, это функции отраслевых министерств, и, если это проекты Минтранса, пусть Минтранс их и контролирует. Дальше. Давайте посмотрим, как уже сейчас распределены средства Фонда национального благосостояния. Всё, что сейчас есть, все вложения так или иначе сделаны в банки: это и предоставление субординированных кредитов, это и дофинансирование Газпромбанка, это и покупка привилегированных акций ВТБ и так далее. То есть всё, что должно быть инвестициями, порядка свыше 700 миллиардов рублей, - это в той или иной степени является вложениями в банки, а потом мы банки уговариваем: банки, миленькие, платите, пожалуйста, кредитуйте бизнес, кредитуйте, а если вы будете кредитовать, то мы вам ещё добавим из бюджета, будем субсидировать процентные ставки. Ну что ж это такое?! Это же наши бюджетные средства, - бюджетные средства! - а бюджетные средства должны распределяться непосредственно из бюджета на прямые инвестиции! Посмотрим проекты. Тут говорилось о том, что есть сомнение по тем проектам, которые предлагается финансировать за счёт докапитализации банков, а потом банки, может быть, когда-нибудь что-то дадут на инфраструктурные проекты. Можно обсуждать кольцевую дорогу, плохая она или хорошая, но по кольцевой дороге хотя бы реально можно будет проехать, и у неё есть реальный заказчик - Росавтодор, то же самое с инфраструктурой железнодорожных магистралей Транссиба, где тоже, наверное, можно будет потом поездить, и там есть Росжелдор, а теперь давайте рассмотрим ещё несколько проектов, которые потом якобы будут финансировать. Проекты «Строительство "интеллектуальных сетей"» и "Ликвидация цифрового неравенства в малонаселённых пунктах России" - очень интересно, кто же там юридическое лицо, которое будет реализовывать эти проекты? А это уже ООО "Инфраструктурные инвестиции - 3" и "Инфраструктурные инвестиции - 4", учредителями которых являются фонд в Абу-Даби, фонд в Кувейте и Российский фонд прямых инвестиций, который выступает как частный агент, то есть это уже как бы частные инвестиции, но ведь это те инвестиции, которыми мы его накачали, уже 120 миллиардов рублей в предыдущие годы в него вложили, плюс ещё якобы инвестиции со стороны китайского инвестора. Это что же такое?! Вы посмотрите, кто там!.. Значит, мы что, решили, что Кувейту и Объединённым Арабским Эмиратам тоже наносится ущерб от падения цены на нефть, которую они нам снижают, и поэтому мы тоже им должны, очевидно, помочь?! Дальше - больше. Что это за проект? Оказывается, это проект, в соответствии с которым потом будут поставляться счётчики ОАО "Россети", то есть они нашей же инфраструктурной корпорации будут поставлять счётчики, а те потом будут за счёт этих счётчиков лучше собирать платежи! И цель этого - модернизация системы коммерческого учёта электроэнергии, внедрение интеллектуального учёта электроэнергии! Вы знаете, сегодня Андрей Михайлович меня ругал за то, что я назвала некоторые действия Центрального банка близкими к проявлениям шизофрении, но если у вас есть другое определение тому, что сейчас происходит, то я готова принести свои извинения. За такие схемы нельзя голосовать! Вот я сейчас вам привела анализ только одного проекта. Мы действительно должны финансировать из Фонда национального благосостояния инфраструктурные проекты, но только возвращая эти деньги в бюджет, в рамках бюджета внимательно рассматривать каждый проект с конкретной проектно-сметной документацией и принимать решение тогда, когда есть проект, когда есть идея, когда есть возможность реально эти средства освоить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович Моисеев. Пожалуйста, вам слово. Микрофон включите. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич, спасибо большое, уважаемые депутаты, за ваши комментарии. Я должен сказать, что мы, естественно, очень серьёзно относимся к пожеланиям депутатов по поводу обеспечения контроля - Андрей Михайлович об этом говорил. Мы, безусловно, представим сегодня, как было обещано, документы правительства, в которых будет указано, что никакого нецелевого использования средств, ни на валютный рынок, ни на какой другой рынок, здесь не предполагается. Что касается проектов, несмотря на то, что обсуждение проектов действительно не является частью работы над этим законопроектом, должен сказать - и я уже говорил об этом в своём первом выступлении, - что здесь речь идёт только об инфраструктурных проектах, то есть ничего другого в рамках реализации вот этого закона не предполагается. Опять же в соответствии с тем, о чём говорил Андрей Михайлович, мы, естественно, будем представлять в Государственную Думу и Счётную палату всю отчётность в отношении того, что как и куда пошло, и у вас будет возможность всё это увидеть. Я думаю, что большую часть тех критических замечаний, которые мы слышали, во-первых, мы сможем учесть, используя те механизмы, о которых было сказано, а во-вторых, они, может быть, относятся к чему-то другому - к данному конкретному законопроекту они, на мой взгляд, относятся в меньшей степени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. Андрей Михайлович, только не подведите меня, я вам дал очень позитивную характеристику. МАКАРОВ А. М. Сергей Евгеньевич, не состоял, не участвовал, доверие товарищей оправдаю, особенно если мне добавят две минуты, я же не прошу слова для выступления и от комитета, и от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь минут поставьте. МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное. Уважаемые коллеги, если вы позволите, я попробую после столь бурной дискуссии вернуться, строго говоря, к законопроекту, потому что на самом деле мы с вами принимаем не декларации, мы с вами принимаем законы. И вот о чём же данный законопроект? Почему я сейчас возвращаюсь к этому вопросу? Здесь затрагивались, по существу, два основных момента, было высказано, может быть, две группы претензий к этому законопроекту, поэтому приходится возвращаться к его содержанию. Итак, законопроект о докапитализации банков путём направления через важнейшие наши структурообразующие банки средств на инфраструктурные проекты, важнейшие - я подчёркиваю - инфраструктурные проекты. Давайте сейчас отделим мух от котлет. Первая группа претензий - это требование обезопасить деньги, которые поступят в банки, чтобы банки их не выбросили, как тут звучало в вопросах, на валютный рынок, чтобы банки их не использовали как угодно. Ну вот разные давались оценки - Оксана Генриховна спрашивала о том, как мы потом заставим банки выдавать эти деньги и так далее, и так далее. То есть это претензии по поводу того, что не гарантировано, не указано, куда пойдут эти деньги, когда они поступят в банки. И вторая группа - это претензии к инфраструктурным проектам. Честно говоря, после выступления Оксаны Генриховны я стал судорожно искать, где находится Абу-Даби - нет, я имел в виду не на географической карте, а в материалах к этому законопроекту - и что именно в Абу-Даби пойдут какие-то средства, но, поскольку ничего не нашёл, я должен признать, что история рассказана очень интересная, очень познавательная, но тоже, к сожалению, а может быть, к счастью, к закону отношения не имеющая. И для того чтобы закончить тему с инфраструктурными проектами, замечу: я абсолютно согласен, скажем, с Сергеем Михайловичем Катасоновым, который здесь выступал, и я не раз говорил с этой трибуны, что на самом деле инфраструктурные проекты правительство должно защищать в парламенте, что мы должны рассматривать каждый проект, а правительство должно доказывать полезность каждого проекта, оно должно доказывать нам, что будут получены такие-то результаты. К сожалению, сегодня по инфраструктурным проектам, как правило, правительство ограничивается словами о том, что вот в такой-то инфраструктурный проект будут вложены такие-то деньги, то есть отчитывается по вложенным деньгам, а не по той отдаче, которую мы от них получим. Но вы знаете, вот пока шёл - извините за невнимание к сельскому хозяйству - "правительственный час", я взял все стенограммы обсуждения бюджета - вот бюджет-то совсем недавно рассматривался, месяца ещё не прошло! - и вы знаете, что интересно: вдруг неожиданно оказалось... Ведь нам с вами вот эти самые инфраструктурные проекты, список их, правительство представило в соответствии с тем, как оно сегодня должно было представлять, их перечень был представлен в материалах бюджета! Так вот здесь, в зале пленарных заседаний, ни один депутат не встал - ни один, я подчёркиваю, - и не сказал: простите, давайте-ка обсудим эти инфраструктурные проекты, мы с ними не согласны. Мы почему-то предлагаем начинать обсуждение инфраструктурных проектов тогда, когда возникает главная задача, - я подчёркиваю - главная задача... Мы вот этим законопроектом не решаем, какие проекты финансировать, мы говорим о том, что средства, которые пойдут из Фонда национального благосостояния, вот эти 10 процентов, почти 400 миллиардов рублей, всё-таки надо использовать для того, чтобы докапитализировать банки и прекратить панику, царящую сегодня на бирже, прекратить наконец панику, раздуваемую средствами массовой информации, которые будто специально ведут репортаж каждую секунду: а теперь курс такой-то, курс такой-то, в таких-то банкоматах кончились деньги и так далее... Вот в том, чтобы прекратить эту панику и вести ответственную политику, заключается в данном случае цель и содержание этого законопроекта. А что касается инфраструктурных проектов, я ещё раз говорю: давайте будем ставить вопрос о том, что мы их должны обсуждать, только к данному законопроекту это не имеет никакого отношения! И вот то, что мы слышали сейчас, что это пойдёт куда-то в Абу-Даби и так далее - давайте всё-таки, коллеги, будем следить... Мы с вами сказали, и комитет принял решение: проекты постановления правительства, распоряжения правительства будут лежать перед нами на столе сегодня вечером. Ко второму чтению мы увидим, на какие проекты предлагает направить средства правительство из тех, что были в списке, когда нам их представили в бюджете и когда ни один человек из зала ни на Абу-Даби, ни на какой другой город на карте мира не обращал внимания. Следующий момент... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Почитайте стенограмму, коллеги, не надо... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Сергей Евгеньевич, я буду вынужден попросить добавить время, если меня будут перебивать, это же как минимум невежливо. Я, по-моему, веду себя корректно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Действительно, не перебивайте, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, коллеги. Итак, следующий вопрос, теперь о том, что касается банков. Коллеги, вот тот механизм, который мы предложили, - это уникальный механизм, это механизм для контроля, который позволит отслеживать эти средства в ежедневном режиме. Кому мы не доверяем? Мы не доверяем сами себе, мы не доверяем Счётной палате? Вот именно для того, чтобы не было никаких вопросов по механизму использования средств, чтобы исключить любую возможность злоупотреблений, комитет предложил это сделать. И в данном случае вы откройте заключение комитета - там ясно написано, что должно быть сделано ко второму чтению данного проекта закона. Давайте обсуждать формы, если мы что-то забыли, если мы что-то не учли, если что-то неправильно, повторяю, давайте обсуждать. Вот у меня осталась одна минута, я надеюсь, что, если меня не будут перебивать, я всё-таки смогу уложиться. Коллеги, я сейчас обращаюсь к вам уже даже не столько в связи с судьбой этого закона, я не буду призывать голосовать за него ни фракции, ни отдельных депутатов, я просто скажу о том, что сегодня за этот закон будут голосовать все ответственные депутаты, депутаты, которые осознают свою ответственность перед людьми, ответственность перед страной. И я сейчас выражаю позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": мы несём эту ответственность! И, коллеги, я призываю вас на секунду подумать не о себе в политике, а о нашем государстве и о людях, от имени которых вы всё время выступаете. Хватит создавать панику, давайте вернёмся к ответственной политике, в этот тяжёлый момент, безусловно, тяжёлый момент все элиты должны быть едины! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Выносим на "час голосования".
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 96-10 и 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания возможности приобретения за счёт средств Фонда национального благосостояния субординированных инструментов российских кредитных организаций для финансирования ими самоокупаемых инфраструктурных проектов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 07 сек.) Проголосовало за 245 чел.54,4 % Проголосовало против 128 чел.28,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.