Заседание № 151

11.03.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 67516-6 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3337 по 3510 из 4276
10-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в        
статью 24 Федерального закона "О рекламе". Докладывает Ярослав Евгеньевич       
Нилов.                                                                          
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию                
представляется законопроект фракции ЛДПР, которым мы предлагаем запретить       
любую рекламу лекарственных средств, а также услуг по проведению абортов. Чем   
вызвана наша инициатива? Ну, как известно, реклама - двигатель торговли, а      
там, где торговля, целью является получение прибыли. Мы видим, что и с          
телеэкранов, и с газетных полос - повсеместно идёт агрессивная, навязчивая      
реклама лекарственных средств, которая зомбирует людей, повышает спрос, -       
люди уже не задумываются о качестве, многие начинают заниматься самолечением.   
Причём если посмотреть то, что рекламируют... иногда есть наши, отечественные   
аналоги, которые стоят в разы дешевле, чем рекламируемый товар, но люди под     
влиянием такой агрессивной рекламы идут и покупают то, что они видят на         
телеэкранах или на страницах журналов и газет.                                  
                                                                                
Кроме этого, спрос порождает различные предложения, скажем так, фальшивого,     
нелегального характера, и как пример, как индикатор этой ситуации мы можем      
видеть огромное количество новых аптечных сетей, аптек, аптечных пунктов и      
киосков, которые разбросаны по всем крупным и мелким городам, - значит, есть    
спрос. Фракция ЛДПР считает, что необходимо запретить любую рекламу, дабы       
избежать самолечения, которое порой приводит к необратимым последствиям.        
Врач, доктор ответственно прописывает, рекомендует какое-то лекарственное       
средство, не каждое лекарственное средство подходит всем подряд, и, когда       
назначается то или иное лекарственное средство, учитываются и история           
болезни, и индивидуальные особенности организма человека, какая-то              
предрасположенность к аллергическим реакциям. Всех стричь под одну гребёнку     
здесь неуместно, этого делать просто нельзя! Фракция ЛДПР, повторяю, считает,   
что необходимо всякую рекламу лекарственных средств просто запретить. Надо      
иметь в виду, что у детей в раннем возрасте вообще формируется так называемый   
безусловный стереотип, именно поэтому в рекламе показывают красивых,            
улыбающихся малышей, которые с удовольствием принимают то или иное              
лекарственное средство. Это современные методы воздействия на сознание, на      
подсознание в целях повышения привлекательности товара, поэтому фракция ЛДПР    
данную законодательную инициативу и внесла. Мы считаем, что вообще давно пора   
переходить к институту семейных докторов, тогда не будет стоять вопрос о том,   
какая медицина нужна - платная или бесплатная.                                  
                                                                                
Ну а что касается второго вопроса, регулируемого этим законопроектом, запрета   
на рекламу абортов, то это вообще аморально, когда навязывают населению такие   
услуги, рекламируют их, бесплатно раздают буклеты, призывая идти делать         
аборты. Именно поэтому открывается всё больше и больше частных абортариев,      
где готовы идти на различные преступления, в частности проводить криминальные   
аборты, то есть аборты на поздних сроках беременности. Кроме того, это опасно   
для той женщины, которой делают аборт в таком учреждении: иногда это делается   
чуть ли не в подвалах, на бывших заводах, делается непрофессионалами, людьми,   
которые вообще не имеют медицинского образования, они калечат, уродуют          
женщин, поэтому такие криминальные аборты надо жёстко пресекать. И вообще       
надо иметь в виду, что у нас официально проводится порядка миллиона абортов в   
год, а неофициально - порядка 4-5 миллионов. Почему? Потому что абортный        
материал очень дорого стоит, его на Западе используют для производства          
дорогой омолаживающей косметики.                                                
                                                                                
Мы считаем, что, во-первых, частные абортарии вообще надо запретить,            
во-вторых, такую рекламу ни в коем случае не позволять, не выпускать ни на      
телеэкраны, ни на страницы газет, ни куда бы то ни было, а у нас доходит до     
того, что под дворники автомобилей кладут рекламные проспекты, где написано:    
аборты на любых сроках, адреса такие-то, телефоны такие-то.                     
                                                                                
Фракция ЛДПР просит с вниманием отнестись к тому, чем мы лечимся, к чему нас    
постоянно призывают и как нас ориентируют в этом отношении, посмотреть          
внимательно ту рекламу, которая постоянно льётся, скажем так, со всех           
информационных каналов, и поддержать нашу законодательную инициативу.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Виктор Фридрихович Звагельский.                                                 
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом           
предлагается установить запрет на рекламу, во-первых, всех лекарственных        
средств, а во-вторых, медицинских услуг по прерыванию беременности. Что         
касается полного запрета рекламы лекарственных средств: предлагается            
запретить рекламировать в том числе и безрецептурные, и рецептурные             
лекарственные средства, что, естественно, может привести к развитию скрытых     
форм и методов распространения рекламы - с использованием интернет-ресурсов,    
бесплатных телефонных консультаций, - поэтому формально запретить данную        
рекламу мы не можем, как не можем запретить рекламу на абсолютно всех других    
носителях, которая попадает как на телевидение, так и в другие средства         
массовой информации. Немаловажным фактором является ещё и то, что               
коммерческая реклама создаёт налогооблагаемую базу для исчисления               
соответствующих налогов, подлежащих уплате, поэтому полного запрета рекламы     
быть не может. Если же речь о ненадлежащей рекламе, то это прерогатива в        
первую очередь Федеральной антимонопольной службы, которая выявляет и           
некачественную рекламу, и рекламу, не соответствующую тому, что в ней           
указано.                                                                        
                                                                                
Теперь о самом главном - о запрете рекламы услуг по прерыванию беременности.    
Хочу сказать, Ярослав Евгеньевич, что в прошлом созыве мною был внесён          
законопроект, который преобразовался в закон, в работе над ним участвовали,     
кстати, и представители фракции ЛДПР: мы запретили практически всю рекламу      
абортов. Кроме того, сегодня есть очень чёткие указания Минздрава, что          
считать рекламой так называемого прерывания беременности, а что нет. Всё, о     
чём вы сказали, - это уже представлено в законе, посмотрите, этот закон         
работает уже два с половиной года. Точно так же мною был внесён законопроект    
- кстати, тоже подготовленный с участием представителей вашей фракции - о       
запрете рекламы БАДов, и этот закон тоже работает. Таким образом, как раз       
ненадлежащая реклама запрещена и речь сейчас исключительно о                    
правоприменительной практике.                                                   
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике,    
инновационному развитию и предпринимательству предлагает данный законопроект    
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Ярослав Евгеньевич, ну по поводу основных средств рекламы понятно -   
радио, телевидение и даже Интернет, там можно, наверное, запретить, но          
скажите, каким вы видите решение вопроса, когда медицинские препараты           
рекламируются через сетевой маркетинг? Понимаете, хитрость заключается в том,   
что как раз при этом методе распространения это подаётся не как реклама, а      
как консультация. Кстати, очень часто медицинские препараты реализуются         
посредством сетевого маркетинга. А рекламу вообще хотелось бы ограничить.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста.                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемая Евдокия Ивановна, вы прекрасно знаете, что                
интернет-площадка сегодня свободна, слабо контролируема, и любые попытки        
навести порядок, запустить новые механизмы контроля наталкиваются на жёсткое    
противодействие, сразу возникают дискуссии о том, что вводится цензура и так    
далее. Я полагаю, что, если мы поддержим эту законодательную инициативу и       
ограничим рекламу хотя бы на телевидении, в газетах, в журналах и на радио,     
мы уже сделаем серьёзный шаг в положительном направлении: ну невозможно         
постоянно слушать о том, что у нас вся страна страдает либо геморроем, либо     
молочницей! И человек с детства это впитывает, начиная с бессознательного       
возраста! Кроме того, постоянная агрессивная реклама порождает желание          
заниматься самолечением, и порой человек, насмотревшийся рекламы, не желает     
обращаться к специалисту и наносит этим ещё более серьёзный ущерб своему        
здоровью, чего могло бы не быть, если бы он вовремя обратился к врачу. Дабы     
избежать такого самолечения, просто необходимо эту рекламу убрать: не надо      
человека не подталкивать к тому, чтобы он шёл и покупал таблетки под            
воздействием агрессивной рекламы.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет.                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               67 чел.14,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     67 чел.                                          
Не голосовало                 383 чел.85,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 149

26.02.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 67516-6 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1109 по 1114 из 6539
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, просьба 17-й и 21-й вопросы перенести на        
пятницу.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1215 по 1217 из 6539
Нилов Ярослав Евгеньевич предложил перенести пункты 17 и 21. Нет возражений?    
Нет, согласились.