Заседание № 106

15.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 67509-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)" (принят в первом чтении 16 июня 2017 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3564 по 3597 из 5824
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в                    
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части                    
совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства      
для уголовного преследования или исполнения приговора)".                        
                                                                                
Ирина Александровна Панькина, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Законопроект, в частности, вносит изменение в Уголовно-процессуальный кодекс,   
которое касается выдачи по запросу иностранного государства. Учитывая, что в    
марте 2023 года вступил в силу федеральный закон о прекращении членства         
Российской Федерации в Совете Европы и Конвенция о защите прав человека и       
основных свобод прекратила своё действие, данный законопроект представляется    
неактуальным. Просьба комитета - отклонить законопроект.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет?              
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона, ранее принятый в   
первом чтении. Комитет предлагает отклонить. Кто за то, чтобы отклонить         
данный законопроект?                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   24 чел.5,3 %                                     
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется.                                                                    

Заседание № 50

16.06.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 67509-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5782 по 5908 из 8970
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в                 
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части                    
совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства      
для уголовного преследования или исполнения приговора)".                        
                                                                                
Юрий Сергеевич Любимов, пожалуйста.                                             
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Этот законопроект     
был разработан нами при участии МИДа, Верховного Суда и Генпрокуратуры в        
целях приведения положений Уголовно-процессуального кодекса в соответствие с    
позициями Конституционного Суда и ЕСПЧ по вопросам обеспечения судебной         
защиты прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без          
гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в отношении        
которых Российской Федерацией от иностранного государства получен запрос о      
выдаче. При разработке проекта учитывались положения международных договоров    
Российской Федерации, законодательство и судебная практика по вопросам          
правового положения лиц, выдача которых запрашивается иностранным               
государством для уголовного преследования или исполнения приговора, процедуры   
обжалования решения о выдаче, применения мер пресечения в отношении             
выдаваемого лица.                                                               
                                                                                
Этим проектом предлагается внести изменения в ряд статей главы 54 УПК. В        
частности, статья 462 УПК дополняется положениями, устанавливающими запрет на   
выдачу лица, подавшего ходатайство о признании беженцем или о предоставлении    
временного убежища, до рассмотрения этого ходатайства. В статье 463             
устанавливается примерный перечень документов, которые могут быть исследованы   
и приняты судом в качестве доказательств отсутствия или наличия на территории   
запрашивающего государства угрозы применения к лицу, в отношении которого       
принято решение о выдаче, пыток или иных форм недопустимого обращения.          
                                                                                
Статью 464 "Отказ в выдаче лица" предлагается изложить в новой редакции,        
расширив перечень оснований, которые исключают возможность выдачи лица, и       
перечень оснований, при наличии которых в выдаче лица может быть отказано.      
Перечень оснований, исключающих возможность выдачи, дополняется положениями,    
которые запрещают выдачу, в частности, если в отношении преступления, в связи   
с совершением которого был направлен запрос о выдаче, в Российской Федерации,   
обладающей компетенцией возбуждать уголовное преследование, постановлен         
вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному   
делу, в том числе с применением акта об амнистии, освобождающего лицо от        
наказания в виде лишения свободы, либо уголовное дело не возбуждалось, но       
принят акт об амнистии. В выдаче лица согласно законопроекту должно быть        
отказано, если его выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности,       
общественному порядку или другим интересам нашей страны. В выдаче лица также    
может быть отказано, если имеются основания полагать, что выдача может          
повлечь для него серьёзные последствия по причине преклонного возраста или      
состояния здоровья.                                                             
                                                                                
Законопроект поддержан МИДом, Верховным Судом, Генпрокуратурой, ИЗиСПом.        
Реализация предложенных положений позволит повысить уровень судебной защиты     
прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства,    
находящихся на нашей территории, в отношении которых получен запрос об их       
выдаче, и при этом не повлечёт изменения каких бы то ни было финансовых         
обязательств государства, не потребует дополнительных расходов.                 
                                                                                
Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать этот проект.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич.                                  
                                                                                
С содокладом выступает Александр Сергеевич Грибов.                              
                                                                                
ГРИБОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это очень важная       
правозащитная инициатива. Законопроект внимательно рассмотрен комитетом,        
комитет отмечает комплексную проработку этого вопроса.                          
                                                                                
Докладчик рассказал о том, что практически все сферы, которые должен был        
урегулировать этот проект, он затронул. Я напомню позицию Европейского суда и   
статьи 3 и 13 конвенции: именно на наших властях лежит первичная                
процессуальная задача по тщательному рассмотрению вопроса наличия риска         
применения пыток и ненадлежащего обращения. Как раз приводя в соответствие с    
этими положениями Уголовно-процессуальный кодекс, мы эту задачу решаем.         
                                                                                
Комитет поддерживает концепцию предложенных изменений, при этом считает, что    
ко второму чтению нужно доработать три принципиальных момента.                  
                                                                                
Первый принципиальный момент. В проектируемом пункте 6 части 1 статьи 464       
идёт речь об исключении выдачи, если вступил в силу акт об амнистии.            
Напоминаем, что субъектом акта об амнистии являются лица, совершившие те или    
иные преступления, а не сами преступления, как указано в тексте                 
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Второе замечание, которое необходимо учесть, касается выдачи                    
несовершеннолетних. Проектом закона устанавливается возможность не выдавать     
лицо, которое является несовершеннолетним, если его выдача несовместима с       
мерами защиты прав и интересов несовершеннолетних или их перевоспитания. При    
этом в большинстве двусторонних международных договоров Российской Федерации    
о выдаче нет каких-либо ограничений, связанных с выдачей несовершеннолетних,    
следовательно, в случае поступления запроса о выдаче несовершеннолетнего,       
соответствия запроса всем необходимым требованиям международного                
законодательства и отсутствия оснований для отказа в выдаче российская          
сторона должна будет выдать несовершеннолетнего, поэтому необходимо данное      
изменение также проработать.                                                    
                                                                                
И третье замечание касается лиц преклонного возраста. Ну, просто попытаюсь      
объяснить. Мы также ограничиваем выдачу лиц преклонного возраста и лиц,         
состояние здоровья которых не позволяет их выдавать по запросу. При этом,       
также ссылаясь на европейскую конвенцию, её ратификацию, скажу, что она         
действует только в отношении европейских государств, а если запрашивают         
выдачу те государства, которые не подпадают под действие данного акта, но при   
этом у них есть с нашей стороной международные двусторонние договоры о          
выдаче, то большинство из них будет предполагать, что выдача должна быть не     
ограничена, а просто отложена. Этот правовой пробел также необходимо будет ко   
второму чтению устранить.                                                       
                                                                                
А так комитет поддерживает эту инициативу, она действительно очень важна,       
детально и хорошо проработана. Мы рекомендуем Государственной Думе в первом     
чтении эту инициативу поддержать.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Всё ясно.         
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.