Заседание № 43
О проекте федерального закона № 67486-3 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" (в части, касающейся порядка принятия решения о досрочном освобождении от должности председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 18 у нас на фиксированное время поставлен. Пункт 19, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Николая Николаевича Гончара. Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! По данному законопроекту, принятому в первом чтении, поступило три поправки - таблицы поправок перед вами, - из которых одна поправка предлагается комитетом к принятию, две к отклонению. Просьба поставить таблицу принятых поправок на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли необходимость как-то прокомментировать ту единственную поправку, которая рекомендована к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных к принятию, состоящая из одной поправки. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 07 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3% Результат: принято Принимается. По таблице поправок, рекомендованных к отклонению, есть ли замечания и вопросы? Здесь две поправки. Овсянников Владимир Анатольевич, пожалуйста. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Просто интересно: в самой пояснительной записке к тексту законопроекта говорится, что изменения направлены на приведение Федерального закона "О Счетной палате..." в соответствие с Конституцией Российской Федерации, однако та поправка, за которую проголосовали, приведет к еще большему несоответствию этого закона Конституции Российской Федерации. Предлагаемое изменение пункта "д" существенно снижает степень профессиональной независимости руководителей, аудиторов Счетной палаты, то есть не гарантирует им защищенность от влияния со стороны лоббистских групп и одновременно повышает просто-напросто вероятность их политической... вероятность политизированности этого органа. Снижение в данном случае кворума ставит руководителей, аудиторов Счетной палаты в явно неравное с другими должностными лицами положение. Мы, как авторы поправки, выступали... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время, пожалуйста, добавьте. ОВСЯННИКОВ В. А. Мы, как авторы поправки, выступали за то, чтобы решения о назначении или снятии принимались все-таки двумя третями голосов. И чего бояться парламентскому большинству? Здесь и так две трети, по-моему, присутствует. А пункт "д" вообще следует исключить. Таким образом, принятие этого закона в предлагаемой форме, если не примут нашу поправку, вряд ли будет соответствовать духу Конституции. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николай Николаевич, по поправке 1 из таблицы отклоненных. ГОНЧАР Н. Н. Совершенно верно. Это концептуальная позиция, которая обсуждалась при голосовании законопроекта в первом чтении. Весь его смысл - смена двух третей на большинство. По этому вопросу Государственная Дума уже определилась. Прошу поставить на голосование поправку коллеги Овсянникова - очевидно, он просит ее вынести на отдельное голосование, - которую комитет предложил отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, был вопрос по первой поправке. Мы тогда - тут всё равно, как голосовать, - проголосуем сначала первую поправку, потом вторую. Ставлю на голосование поправку 1 из таблицы поправок, рекомендованных к отклонению, депутат Овсянников предлагает принять эту поправку. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 25 сек.) Проголосовало за 41 чел.9,1% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 80 чел. Не голосовало 370 чел.82,2% Результат: не принято Не принимается. Ставится на голосование поправка 2 из таблицы поправок, рекомендованных к отклонению. В данной ситуации я также ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять поправку? Мнение комитета - отклонить. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 13 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 31 чел. Не голосовало 419 чел.93,1% Результат: не принято Не принимается, поправка отклоняется. Нам теперь необходимо проголосовать по данному законопроекту во втором чтении. Прошу включить режим голосования. Голосование за законопроект во втором чтении. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 52 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4% Результат: принято Принимается. Николай Николаевич, пожалуйста, ваше предложение дальнейшее. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, Правовое управление провело правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний нет. Комитет предлагает принять данный законопроект в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет замечаний по данному предложению? Есть замечание, что не в целом, а в третьем чтении, но мы его учтем. Уважаемые депутаты, ставится в режиме "часа голосования" на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 57 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Закон принимается.
Заседание № 33
О проекте федерального закона № 67486-3 "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" (в части, касающейся порядка принятия решения о досрочном освобождении от должности председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! У меня есть предложение: вопрос 32-й - это законопроект коллеги Попова о Счетной палате, он очень короткий - перенести и рассмотреть в блоке законопроектов первого чтения после перерыва в 12 часов 30 минут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Предложение депутата Гончара Николая Николаевича: пункт 32 рассмотреть раньше. Это о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", это из блока законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Мы могли бы его рассмотреть после пункта 13. Нет возражений? Значит, голосования не требуется. Пункт 32 - после пункта 13.
Мы сегодня изменили очередность рассмотрения вопросов. Сейчас мы рассматриваем пункт 32, прошу обратить внимание, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Алексеевича Попова. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, предлагаемый вам законопроект устраняет имеющееся в Федеральном законе "О Счетной палате..." несоответствие Конституции Российской Федерации. Дело в том, что в соответствии с частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. В следующей части той же самой статьи говорится, что Государственная Дума по предметам своего ведения принимает постановления, а еще один, следующий пункт говорит, что постановления Государственной Думы по предметам ее ведения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен самой Конституцией Российской Федерации. И то же самое относится к другой половине аудиторов, которых назначает Совет Федерации. Между тем в законе "О Счетной палате..." говорится о том, что и Председатель, и заместитель Председателя Счетной палаты, и все аудиторы освобождаются от своей должности двумя третями голосов депутатов Государственной Думы или соответственно членов Совета Федерации - в зависимости от того, кем они были назначены. Я прекрасно понимаю тех людей, которые в свое время, еще в первом созыве Думы, провели этот закон. С одной стороны, эти люди, многие из них, которые готовили закон, сами, так сказать, ставили работу Счетной палаты, а с другой стороны, были обеспокоены неустойчивостью ее положения и искренне полагали, что наибольшая защищенность аудиторов будет во благо. Но этот вопрос уже решен Конституцией Российской Федерации, и чего бы мы с вами ни хотели, я думаю, что мы должны действовать строго в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Законопроект был мною внесен в 2001 году. К сожалению, три года его держали в комитете соответствующем и комитет дал на него отрицательный отзыв. Комитет ссылается на предыдущую статью Конституции, которая говорит, что состав Счетной палаты и порядок работы Счетной палаты определяются федеральным законом. Это совершенно верно, но то, о чем я говорю, относится не к составу Счетной палаты и не к порядку ее работы, а к порядку формирования Счетной палаты, а этот вопрос уже статьями 102 и 103 Конституции решен. Другой комитет, комитет по государственному строительству, единогласно поддержал данный законопроект, и в этой связи я полагаю, что вопрос-то больше все-таки относится не к бюджету, а к государственному устройству Российской Федерации, поэтому я бы полагал, что если этот законопроект будет принят в первом чтении, то его, может быть, следовало бы отдать для доработки не в комитет по бюджету, а в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству. Ну вот на этом я, пожалуй, закончу. Единственное добавлю, что поскольку все-таки вопрос впрямую связывается с Конституцией Российской Федерации, поскольку гарантом Конституции Российской Федерации является Президент Российской Федерации и поскольку по этому вопросу имеются разноречивые заключения двух комитетов, то, конечно, мне хотелось бы, чтобы представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе высказал мнение Президента Российской Федерации по этому поводу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич, присаживайтесь. Для содоклада слово предоставляется члену Комитета по бюджету и налогам Николаю Николаевичу Гончару. Пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Трудно не согласиться с утверждением депутата Попова о том, что, в общем, этот закон не совсем в компетенции комитета по бюджету. Мы специализируемся прежде всего на экономических вопросах. Здесь, повторяю еще раз, возражений докладчику никаких нет. Из чего исходил наш комитет, когда предлагал Государственной Думе отклонить указанный законопроект? Часть 3 статьи 103 Конституции Российской Федерации действительно говорит о том, что постановления принимаются простым большинством, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Коллега Попов процитировал часть 5 статьи 101: состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом. И вот дальше мы сделали следующий вывод: раз состав и порядок деятельности определяются федеральным законом, а статья 29 закона "О Счетной палате...", предоставляющая гарантии аудиторам в их деятельности (она, собственно, так и называется), конечно, относится к деятельности Счетной палаты и ее руководителей, то мы считаем, что здесь работает статья 76, часть 1, Конституции Российской Федерации, из которой следует, что, если по данному вопросу принимается федеральный закон, вопрос из ведения Государственной Думы переходит в ведение Российской Федерации, то есть в процессе принятия этого решения принимают участие не только Государственная Дума, но и Совет Федерации, и Президент Российской Федерации, и Правительство Российской Федерации, в случае, если это требуется. Поэтому, руководствуясь этой логикой, мы и считаем, что такое решение Государственная Дума принять может, но не должна. Коллега Попов считает, что такое решение не противоречит Конституции и оно должно быть принято, а мы считаем, что законодатель вправе принять такое решение. Но мы считали, что аудиторы не должны быть подвержены этому ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра и что такая гарантия, такое ограждение аудитора, Председателя Счетной палаты от той или иной политической ситуации или сложившейся политической конъюнктуры будет целесообразным. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Я вижу пока только одну руку. Пожалуйста, Макашов Альберт Михайлович, и скажите, к кому у вас будет вопрос. МАКАШОВ А. М. К любому из докладчиков. Если такой вопрос возник, вероятно, есть причина или повод. Кто проворовался или к кому недоверие? Ну скажите откровенно! Нам же любопытно, если такие изменения... ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я отвечаю: у меня нет никаких сведений о том, что кто бы то ни было проворовался. Тем более, что если бы у меня такие сведения были с 2001 года, то, несомненно, об этом вы за эти три года узнали бы. Но вопрос соответствия федеральных законов Конституции - это принципиально важный вопрос вне зависимости от того, проворовался кто-то или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, еще вопросы. Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Так, вижу пока одну руку. Овсянников, пожалуйста, фракция ЛДПР. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! На наш взгляд, этот законопроект следует снять с рассмотрения. Во-первых, он приводит к следующим положениям: к асимметрии прав палат Федерального Собрания, к неравноправному положению избранных, в общем-то, от разных палат Председателя, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов и к сокращению гарантий их профессиональной деятельности. Но вот асимметрия прав, на мой взгляд, заключается в следующем: данный пункт предусматривает возможность досрочного освобождения от должности Председателя, заместителя Председателя, аудиторов Счетной палаты решением той палаты Федерального Собрания, которая их назначила, в случае формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, а о формировании палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва можно говорить исключительно в отношении Государственной Думы, федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации механизм отзыва при формировании данной палаты Федерального Собрания не предусмотрен. Таким образом, отзыв заместителя председателя и аудиторов, назначенных Советом Федерации, по данному основанию невозможен. Частью 5 статьи 101 Конституции установлено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Данное положение свидетельствует о том, что полномочия по осуществлению парламентского контроля за исполнением федерального бюджета через Счетную палату осуществляются в равной степени обеими палатами Федерального Собрания. Данное неравенство в правах палат Федерального Собрания, как следствие, приводит к неравноправному положению председателя и аудиторов, назначаемых Государственной Думой, и заместителя председателя и аудиторов, назначаемых Советом Федерации. Но возможность немотивированного досрочного прекращения полномочий названных лиц также приводит к отсутствию гарантий стабильности в их деятельности и отсутствию гарантий профессиональной независимости. Поэтому, на наш взгляд, этот проект нужно отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить? Плигин Владимир Николаевич по карточке Климова Владимира Владимировича. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы полагаем, что существует абсолютно однозначная позиция, которая указана в статье 103 Конституции: к ведению Государственной Думы относится (пункт "г") назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Часть 3 данной статьи: "Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации". Депутат Попов Сергей Алексеевич абсолютно правильно поставил в законопроекте вопрос о необходимости приведения данной ситуации в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Полагаю, что все другие объяснения являются в некоторой степени искусственными и не соответствуют данному однозначному положению Конституции. В этой связи предлагаю принять законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель правительства желает выступить? Нет. Полномочный представитель президента Косопкин Александр Сергеевич, пожалуйста. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Наша сторона полностью согласна с позицией, которую высказал Владимир Николаевич Плигин. Действительно, тот законопроект, который нам предложил сегодня депутат Попов, приводит в соответствие с Конституцией нормы о выборах Председателя и аудиторов Счетной палаты. Поэтому при голосовании я прошу учитывать и наше мнение: мы за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость с заключительным словом выступить докладчику? Содокладчику? Нет. Ставится на голосование законопроект: принять в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 33 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6% Результат: принято Принимается.