Заседание № 258
О проекте федерального закона № 674850-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части уточнения полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий, 15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", второе чтение. Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на снижение административной нагрузки для бизнеса, он устанавливает запрет требовать те документы, которые ранее проверяющие получали от представителей бизнеса, индивидуальных предпринимателей либо юридических лиц, те документы, которые проверяющие могут получить в государственной системе информации, в реестрах, регистрах, а также те документы, которые имеются у органов власти, например к ним относятся выписки из налоговых реестров, учредительные, уставные документы и так далее. В соответствии с этим законопроектом количество истребуемых документов снижается примерно на шестьдесят штук. Мы предлагаем поддержать данный законопроект. Поступило четыре поправки, три из них находятся в таблице принятых поправок, одна - в таблице отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 01 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 27 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Анатолий Геннадьевич, в третьем чтении рассмотреть предлагаете? Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Уважаемые коллеги, хотел бы возвратиться к 15-му вопросу: всё-таки Анатолий Геннадьевич Аксаков одумался и считает, что в случае принятия во втором чтении можно рассмотреть этот законопроект и в третьем чтении. Нет возражений? Спасибо.
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 40 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 05 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 674850-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части уточнения полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Олег Владиславович Фомичёв, пожалуйста. ФОМИЧЁВ О. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)...". Цель разработки законопроекта - установление запрета требовать от проверяемых субъектов представления документов, которые имеются в распоряжении самого органа контроля. В этой связи предлагается дополнить статью 15 федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)..." положениями, которые предусматривают запрет требовать от подконтрольных лиц представления документов, включая разрешительные документы, которые находятся в распоряжении проверяющего органа, а при проведении плановых выездных проверок - представления указанных документов, находящихся также в распоряжении иных органов государственного контроля (надзора). Также законопроектом предусматривается закрепление в указанной статье запрета на повторное истребование от подконтрольного лица информации, находящейся в государственных (муниципальных) информационных системах, реестрах и регистрах. Речь идёт о том, чтобы в отношении контрольно-надзорной деятельности ввести то же правило, которое действует сейчас в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, так называемое "Справки.нет", и заставить органы государственной власти самостоятельно получать по каналам межведомственного взаимодействия ту информацию, которая у них уже есть, так как ранее была соответствующими предприятиями представлена. Таким образом, законопроект направлен на значительное снижение издержек предприятий при осуществлении государственного контроля (надзора), с тем чтобы у компаний не возникло необходимости при проведении проверочных мероприятий заново готовить те комплекты документов, которые уже представлялись или иным контролирующим организациям или организации, пришедшей с проверкой, заверять их и так далее. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Николаевич Руденский делает содоклад. РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на устранение излишних административных процедур и повышение прозрачности при проведении проверок. Концепцией проекта закона предусмотрен запрет для органов контроля требовать в ходе проверок от предпринимателей разного рода документы и информацию, которые ранее представлялись либо находятся в распоряжении иных органов власти. Принятие закона позволит устранить довольно серьёзную бюрократическую проблему, существенно снизить административную нагрузку на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, освободит их от необходимости каждый раз представлять контролирующим органам многочисленные документы. Также будут минимизированы основания для произвольного административного давления на предпринимателей и сокращены издержки бизнеса во взаимоотношениях с органами власти. Комитет поддерживает данный законопроект и рекомендует его принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Вопросы к представителю Министерства экономического развития: а без "дорожной карты" можно было нечто подобное инициировать раньше и почему это не было сделано? Ведь проблема хорошо известна, все фракции о ней регулярно говорят, выступают на эту тему и просят облегчить это бремя для бизнеса. ФОМИЧЁВ О. В. Спасибо за вопрос. Собственно, в соответствии с "дорожной картой" и был инициирован этот законопроект, потому что когда "дорожная карта" формировалась, Минэкономразвития выступило с инициативой включить в неё соответствующий пункт. Кроме того, сейчас у нас наконец-то появились информационные и технологические возможности, которые позволяют обеспечить в электронном виде очень быстрое получение соответствующей информации по каналам межведомственного электронного взаимодействия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопросы к Олегу Владиславовичу. Скажите, пожалуйста, а видите ли вы зависимость между этим законопроектом и количеством юридических лиц и частных предпринимателей и если да, то какую? И прогнозируете ли вы, в случае, если этот законопроект будет принят, увеличение количества юридических лиц и частных предпринимателей? ФОМИЧЁВ О. В. Никакой зависимости здесь не прослеживается. Речь идёт о том, чтобы с предпринимателей снять дополнительную нагрузку, связанную с тем, что они вынуждены каждому проверяющему органу, в значительной степени повторяясь, готовить одни и те же комплекты документов, распечатывать, заверять и так далее, притом что ранее эти документы уже были государству предоставлены и их можно получить по каналам межведомственного взаимодействия в другом органе. Это значительно облегчит и упростит жизнь предпринимателям, особенно тем, которые подвергаются многочисленным проверкам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Скажите, пожалуйста, просчитывали ли вы возможности исполнения этого закона в условиях, когда... Ну, скажем, создаются межрайонная налоговая инспекция и межрайонное ОВД, они находятся в разных местах, а во многих местах в отдалённых районах - у нас их 25 тысяч - фактически ещё нет должной компьютеризации. Вот каким образом у них этот закон будет исполняться? ФОМИЧЁВ О. В. В законопроекте на сегодняшний момент не говорится о том, что каналы межведомственного взаимодействия обязательно должны быть электронными, хотя подразумевается, что в большинстве случаев это будет именно так, тем более что у нас есть положительный опыт в рамках исполнения закона о государственных услугах - сейчас по факту электронное межведомственное взаимодействие осуществляется. Но для отдалённых территорий, например в рамках осуществления межведомственного взаимодействия и в рамках передачи соответствующей информации, могут использоваться и иногда используются формы курьерской доставки. В этом смысле госорган должен будет сам наименее затратно для себя и наиболее эффективно выстроить каналы получения соответствующей информации, это не должно затрагивать интересы предпринимателя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н. Уважаемый Олег Владиславович, конечно, очень хорошо, что мы сегодня принимаем законопроект, который направлен на то, чтобы уменьшить бремя, давление со стороны, так сказать, контролирующих органов на предпринимателей, но есть и другая сторона медали: наверное, если контролирующие органы захотят кого-нибудь проверить, в любом случае они это сделают, для этого сегодня есть очень много разных способов. Вот в связи с этим вопрос: у Минэкономразвития есть какая-то статистика, например, сколько было привлечено к ответственности людей, которые злоупотребляли своими должностными полномочиями в связи с проведением проверок? Ну хотя бы приблизительные цифры назовите. ФОМИЧЁВ О. В. К сожалению, у нас такой статистики нет, потому что речь идёт, видимо, о статье "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности", администрирование по которой осуществляет Генпрокуратура. Соответствующая статистика, наверное, у них есть и может быть получена по запросу, но насколько мы знаем, к сожалению, речь идёт только о единичных случаях привлечения к ответственности по данной статье. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Олегу Владиславовичу. Олег Владиславович, а как тогда на практике будет проходить проверка объекта размещения отходов? Дело в том, что государственная экологическая экспертиза и проект, который является сложным, комплексным инженерным решением, - это набор документов в бумажном виде, это фактически несколько пачек бумаги, более того, там есть многоразмерные чертежи, которые в электронном виде даже на айпаде бессмысленно рассматривать. Должна ли будет соответствующая государственная служба хранить у себя, допустим, в регионе материалы государственной экологической экспертизы и проекты всех объектов размещения отходов в бумажном виде, дублируя те документы, которые, по сути дела, и так на объекте должны быть? И как в данном случае будет проводиться проверка наличия лицензии у конкретного перевозчика, который будет... (Микрофон отключён.) ФОМИЧЁВ О. В. Ну, суть вопроса понятна. Ни о каком дублировании речи не идёт, речь идёт о том, что если законодательством предусмотрено, чтобы соответствующая информация хранилась у государственного органа, то государственный орган будет не вправе её запрашивать, а если законодательством предусмотрено, что соответствующая документация должна храниться на объекте и представляться по требованию в соответствующий проверяющий орган, она по-прежнему будет предъявляться по требованию соответствующего проверяющего органа просто потому, что у самого госоргана её нет в наличии. Ещё раз: логика законопроекта заключается в том, что проверяющий орган не должен запрашивать у предпринимателя ту информацию и те документы, которые есть в распоряжении самого проверяющего органа либо - в случае проведения плановых контрольных мероприятий - в распоряжении иных государственных органов. Если речь идёт о плановых мероприятиях, должно предусматриваться время на запрос и получение соответствующей информации. Что касается проверки лицензий, то все лицензии в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ "О лицензировании..." могут представляться, представляются в электронном виде, вся информация о выданных лицензиях содержится в соответствующих базах данных и проверить наличие лицензии у любого субъекта в режиме онлайн не представляется особо сложным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Продолжаю настаивать на невозможности применения данного закона к объектам размещения отходов, потому что региональные подразделения Росприроднадзора, федерального органа, которым переданы все материалы государственной экологической экспертизы, все проектные материалы, все оценки воздействия на окружающую среду, не в состоянии хранить в своих помещениях данные по всем подконтрольным объектам: у них даже помещений таких нет. Более того, если сейчас действительно могут выехать два инспектора на легковой машине, с тем чтобы получить хранящийся на предприятии дубликат и работать с этим документом, то после принятия данного закона придётся через всю Свердловскую область, например, или через весь Красноярский край везти на автомобиле до тридцати больших таких стандартных коробок с документами только для того, чтобы использовать их в работе по отдельно взятому объекту. Кроме того, при сличении документов на месте зачастую можно столкнуться с тем, что недостоверно отражены в документах, хранящихся на месте и не заверенных должностными лицами, не в полном объёме представлены данные об объекте размещения отходов, а в некоторых случаях может оказаться, что и сам объект не существует документарно, потому что у нас есть предприятия, которые до сегодняшнего дня, несмотря на активное преследование Росприроднадзора, не потрудились узаконить имеющиеся на их территории объекты размещения отходов, и в этом случае невозможно будет даже проконтролировать сам объект, потому что на него не будет никакой документации, а спросить будет не с кого, потому что проверяющий орган не будет знать, что такой объект там может быть обнаружен, соответственно ничего и проверять. То есть если не будет нормативного закрепления положения об обязательном хранении вот этой общедоступной информации на предприятиях и выдачи её проверяющему органу, будет разрушена система работы государственных контролирующих органов в части проверки объектов размещения отходов - сложных инженерных сооружений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Валентинович Свиридов. СВИРИДОВ В. В., фракция ЛДПР. Закон, безусловно, нужный, конечно, нужно его принимать, и я могу только разделить мнение коллеги Дегтярёва, недоумевавшего по поводу того, что это не было сделано раньше, но я бы хотел отметить ещё один очень важный момент. Безусловно, то, что предпринимателям не нужно будет готовить какие-то пакеты документов, их заверять, им поможет, но проблема-то гораздо глубже - проблема в том, что даже когда у предпринимателя всё хорошо, всё соответствует нормам, требованиям и всем нормативам, проверяющий орган всё равно говорит: "Уважаемый предприниматель, я не могу тебе не выписать штраф". Наша проблема, которая я не знаю с каких времён тянется, - это вот та самая плановость: плановость в отношении количества задержаний, какого-то объёма, какой-то денежной суммы, которую наши контролирующие органы должны собрать. Вот когда мы от этого уйдём, когда мы придём к тому, что при проведении проверки можно и не найти никаких нарушений, вот тогда, мне кажется, наши предприниматели скажут нам большое спасибо. Ну а за этот закон, как я уже сказал, конечно, нужно голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 17 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.