Заседание № 54

07.07.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 674079-6 "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о представлении Председателем Правительства Российской Федерации проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на заседании Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5442 по 5967 из 9018
44-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменения    
в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает Николай Васильевич        
Арефьев.                                                                        
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется      
проект федерального закона "О внесении изменения в Бюджетный кодекс             
Российской Федерации". Суть этого законопроекта довольно проста: авторы         
предлагают, чтобы проект федерального бюджета на очередной период в первом      
чтении представлял председатель правительства, - только и всего. Нам            
возражают, говорят, что это противоречит закону "О Правительстве...", но на     
самом деле никакого противоречия нет: в законе "О Правительстве..." написано,   
что законопроекты, если субъектом законодательной инициативы является           
правительство, представляет официальный представитель правительства. Ну а       
что, председатель правительства не может быть представителем правительства?     
Может, тем более что мы не говорим обо всём множестве законопроектов, которые   
вносятся правительством, мы говорим только об одном случае: предлагаем, чтобы   
проект закона о бюджете в первом чтении представлял председатель                
правительства.                                                                  
                                                                                
Чем это вызвано? Вызвано это вот чем. Сейчас главным документом страны          
является бюджет, а вот во многих государствах и у нас в советское время         
главным документом страны был всё-таки план социально-экономического            
развития, и вот когда депутаты рассматривали план социально-экономического      
развития, у них вырисовывалась полная картина, что будет в регионе: будут ли    
строиться школы, больницы, детские сады, какие заводы, фабрики, как, в каком    
состоянии будут дороги, - они всё это представляли, причём и на уровне          
муниципального образования, и на уровне села, и города, и области, и субъекта   
Российской Федерации любого ранга. Теперь мы такого представления не имеем:     
нам представляют бюджет, который говорит об одних цифрах, а вот что конкретно   
в каждом регионе будет строиться и делаться - мы, к сожалению, этого не         
знаем.                                                                          
                                                                                
Бюджет представляет представитель Министерства финансов или министр финансов.   
Вы извините, но министр финансов - это всё-таки бухгалтерия страны: министр     
финансов подсчитывает, какие будут доходы, какие будут расходы, и его мало      
интересует, как эти расходы будут осуществляться в нашей стране, в каком        
субъекте Федерации что будет строиться, ему это не надо, главное, чтобы дебет   
с кредитом сходился, и больше его ничего не интересует. Поэтому мы, сидя в      
этом зале, не можем задать ему вопрос и спросить: а что будет в таком-то        
субъекте Российской Федерации делаться, какие будут стройки, какие будут        
мероприятия проводиться, какие будут планы? Он не сможет ответить на эти        
вопросы, потому что он в этом не компетентен: он занимается исключительно       
финансами, социально-экономическим развитием он не занимается. У нас здесь      
выступает иногда и министр экономического развития, но прогнозы министра        
финансов и министра экономического развития очень часто не сходятся, тем        
более что прогнозы их осуществляются всего-навсего на основе мониторингов, на   
основе анализа состояния конкурентной среды, инвестиционного климата. (На эти   
цели тратятся колоссальные бюджетные средства, но вот мы подошли к тому, что    
экономика упала, достигла дна, а мы всё ещё тратим на все эти индикаторы        
деньги - и толку никакого.)                                                     
                                                                                
Вот поэтому авторы законопроекта и предлагают: а давайте мы всё-таки            
пригласим на эту трибуну председателя правительства. Он обладает всей           
полнотой информации, знает, что будет со страной, что будет с каждым            
субъектом Российской Федерации, мы можем задать ему любой вопрос: финансовый    
ли, экономический ли, по конкретной программе - он в курсе дела, потому что     
он возглавляет правительство. Министру финансов мы, к сожалению, такие          
вопросы задавать не можем. Вот почему мы вынесли этот законопроект на           
рассмотрение палаты - чтобы принять решение о том, что проект закона о          
федеральном бюджете в первом чтении на очередной период представляет не         
кто-нибудь, а председатель правительства.                                       
                                                                                
Прошу вас поддержать этот законопроект.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Надежда Сергеевна Максимова.                             
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Иван Иванович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, сначала хочу сказать по форме. Всё-таки говорить о том,      
что мы можем принять решение, чтобы обязательно докладывал и представлял нам    
законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый       
период председатель правительства, мы не можем, потому что это будет            
противоречить конституционному закону "О правительстве...", в статье 36         
которого действительно предусмотрено, что представляет представитель            
правительства, официальный представитель, но статус этого должностного лица     
никаким образом не определён. Да, это может быть и председатель                 
правительства, но это право правительства - принять постановление и там         
прописать, кто конкретно представляет нам законопроект о федеральном бюджете.   
Вы же знаете, кто сейчас нам представляет законопроекты, - все касаются         
этого, - это, как правило, статс-секретари, это заместители министра. Кто       
представляет обычно нам проект закона о федеральном бюджете? Министр            
финансов. Отчёт об исполнении бюджета? Министр финансов. Это тоже               
подчёркивает значимость, которую придаёт в том числе правительство именно       
этим законопроектам.                                                            
                                                                                
Коллеги, мы имеем право приглашать председателя правительства на свои           
заседания, и мы этим правом пользуемся. В статье 38 нашего Регламента           
записано, что по инициативе депутатов, фракций, комитетов и комиссий            
Государственная Дума может приглашать председателя правительства для того,      
чтобы мы ему могли задать вопросы чрезвычайной важности, - у нас в Регламенте   
записано, - тем не менее мы ежегодно приглашаем председателя правительства, и   
он нам даёт отчёт о работе за предыдущий год всего правительства, по всем       
направлениям, в широком плане (вот то, о чём Николай Васильевич говорил), не    
только о бюджете речь идёт, о его исполнении или составлении, но и вообще обо   
всех направлениях социально-экономического развития нашей страны. Не далее      
как 19 апреля мы такой отчёт заслушали, и вы помните, что практически не было   
ограничений в том, чтобы задать вопросы и получить ответы на поставленные       
вопросы, то есть было очень живое обсуждение.                                   
                                                                                
Теперь по существу. В статье 201 Бюджетного кодекса действительно               
предусматривается представление проекта закона о бюджете официальным            
представителем, который назначается постановлением правительства, эта норма     
выполняется. Мы в принципе рассмотрели - и Счётная палата, и правительство, и   
наш комитет, конечно, - и мы против принятия этого законопроекта, потому что    
на самом деле работать он не будет, пока не будут внесены соответствующие       
изменения в конституционный закон, который имеет большую юридическую силу.      
Мы рекомендуем отклонить законопроект.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич.                                                        
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Николай Васильевич, согласно пояснительной записке к данному          
законопроекту целью его является повышение авторитета Государственной Думы и    
депутатского корпуса. Мой вопрос: неужели вы думаете, что авторитет             
Государственной Думы и депутатского корпуса зависит от количества выступлений   
председателя правительства непосредственно в Государственной Думе?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Арефьеву включите микрофон.                      
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо за вопрос. Ну, я не могу отрицать, что, если              
председатель правительства выступает в Государственной Думе, значит он          
уважает депутатский корпус и берёт на себя ответственность за всё то, что       
делается в стране. Допустим, он нам докладывает о бюджете будущего года, он     
докладывает нам о плане социально-экономического развития, а поскольку это      
первое лицо в государстве, высшее должностное лицо исполнительной власти,       
значит, естественно, повышается авторитет законодательного органа власти. То    
есть поскольку перед нами выступает высшее должностное лицо исполнительной      
власти, конечно же, наш авторитет повышается, а не понижается. А если нам       
сюда пришлют клерка какого-нибудь докладывать, это будет унижение               
депутатского корпуса, а нас всё-таки избирает народ. Я считаю, что авторитет    
действительно будет повышаться.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бортко Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемая Надежда Сергеевна, скажите, пожалуйста, а что плохого будет в том,    
если о бюджете нам будет рассказывать председатель правительства? Всё, вопрос   
окончен.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Владимир Владимирович, за вопрос. Да конечно ничего    
плохого нет, очень даже хорошо было бы, но для этого должно быть принято        
постановление правительства, что именно председатель правительства является     
тем официальным должностным лицом, которое представляет нам этот                
законопроект.                                                                   
                                                                                
Коллеги, я вот на самом деле просто удивляюсь, этот законопроект внесли очень   
опытные депутаты, и они прекрасно понимают... Ведь получается бессмыслица: мы   
принимаем этот законопроект и прописываем, что нам представляет председатель    
правительства, а правительство говорит, что, мол, ребята, вот есть статья 36    
конституционного закона, и там написано "официальное лицо", а какой статус у    
этого официального лица, не прописано, поэтому мы имеем полное право            
назначить того, кого считаем нужным. Получается, мы примем закон, а он не       
будет действовать, потому что противоречит конституционному закону... ну, не    
противоречит, но по крайней мере по нему есть право назначить официальным       
представителем другое должностное лицо, а не председателя правительства. Вот    
было бы правильно, если бы, предположим, внесли изменения в конституционный     
закон и там прописали бы, что законопроект о бюджете представляет               
председатель правительства, - тогда эта норма была бы безусловная, она бы       
действовала. Но тогда теряет смысл этот законопроект: если в конституционном    
законе это прописано, то для чего тогда нужен закон, который не имеет           
юридической силы, понимаете? Ну, извините, конечно, за грубость, но я считаю,   
что это бессмысленный законопроект.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемая Надежда Сергеевна, вы ещё более опытный человек, потому что вы в      
Минфине поработали, тут в вас как бы корпоративное, наверное, говорит, но мне   
кажется, что вы в этом зале значительно лучше даже Андрея Михайловича знаете    
о многих проблемах и о том, как их решать. Согласитесь, что, если при докладе   
о бюджете ответственность на себя будет брать председатель, тогда, может        
быть, не будет таких противоречий, когда у нас долг консолидированных           
бюджетов растёт, а мы в это время берём и отправляем триллион в кубышку.        
Может быть, председатель правительства будет более ответственно подходить к     
тому, чтобы всё-таки выравнивать субъекты и из дыры их вытаскивать, а не        
увеличивать количество субъектов-банкротов?                                     
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Николай Васильевич. Ну вы тоже не хуже меня знаете,    
что, прежде чем министр финансов выходит сюда докладывать законопроект,         
проходит масса заседаний, совещаний, этот законопроект одобряется               
правительством, и председатель правительства, конечно, в курсе всех проблем и   
вопросов, всего того, что закладывается в этот бюджет. Более того, у нас, как   
правило, присутствуют и представители Счётной палаты, и министр                 
экономического развития, которые могут нам ответить в этом плане на любой       
вопрос о том, что заложено в бюджет и как будет исполняться.                    
                                                                                
А с точки зрения именно целесообразности этого законопроекта, если говорить     
об ответственности председателя правительства, ещё раз повторяю, если мы не     
внесём изменения в конституционный закон, этот закон, вы же сами понимаете,     
будет бесполезным - вот я о чём говорю, по форме этот законопроект              
бесполезный, он не будет работать, даже если мы его примем.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Надежда Сергеевна, ну, насколько я понял, по форме вы   
не согласны, а по содержанию? Если бы это было внесено в конституционный        
закон, вы бы поддержали?                                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Вносите. Конечно, правительство будет возражать, но мы          
посмотрим, пообсуждаем, для этого присутствуйте на заседаниях нашего комитета   
и доказывайте свою позицию. Такого законопроекта у нас пока нет.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы       
считаем, что нужно поддержать этот законопроект. Мы считаем, что чем выше       
статус должностного лица, представляющего бюджет, тем более содержательные      
ответы мы можем получить здесь по существу задаваемых вопросов.                 
                                                                                
Вспомните, как у нас представляется проект бюджета: вместе с ним мы ещё         
несколько документов рассматриваем - это основные направления                   
денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, таможенной политики и так далее. И     
все эти направления, скажем так, закреплены за разными министерствами. Мало     
того, от того, в каком виде мы принимаем закон о бюджете, зависит, как мы       
будем выполнять социальные обязательства перед гражданами, а это опять          
социальная политика. Получается, если взять в целом влияние принятого закона    
на ситуацию в стране, что затрагивается весь спектр вопросов, за которые        
отвечает правительство.                                                         
                                                                                
Конечно, мы (я думаю, что и авторы) не настаиваем на том, чтобы всегда был      
непосредственно лично премьер-министр, есть лицо, замещающее его, есть          
заместители, этот вопрос можно отрегулировать. Но то, что здесь при             
представлении бюджета должны быть представлены разные министерства и они все    
должны по существу отвечать на наши вопросы, - это, мне кажется, неоспоримый    
факт, потому что задавать вопросы министру финансов, например, о том, как       
будет развиваться промышленность по результатам принятия бюджета или в части    
социальных обязательств... Ну не ответит министр финансов, потому что за это    
не он отвечает! Мы это уже видели, мы это проходили, поэтому мы считаем, что    
нужно поддержать, наша фракция за это проголосует.                              
                                                                                
Надежда Сергеевна, мы вас услышали - я так понимаю, вы поддержите               
законопроект, поправочку в конституционный закон? Мы обязательно его внесём -   
и посмотрим. Вы сегодня говорите, что вы по форме не согласны, - мы хотели от   
вас по содержанию услышать, вы ушли от ответа. Ну, посмотрим теперь, в          
следующий раз обязательно внесём и такой законопроект.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я неоднократно с   
этой трибуны заострял ваше внимание на чём? На том, что у нас система           
управления страной не отвечает вызовам, которые стоят перед нашей страной,      
обратите внимание, и подбор кадров, кстати, тоже. К нам на заседание фракции    
пришёл на встречу молодой министр и привёл человек одиннадцать молодых ребят.   
Я не против молодости, но ни один из них ни одного дня не работал ни в          
субъекте, ни в какой-то отрасли. И они, вот эти одиннадцать человек - ещё       
четырёх он не привёл, - определяют будущее страны, понимаете? А некоторые из    
них даже ещё и не бреются! Проблема-то в чём заключается? Как может человек,    
который отработал в трёх банках на уровне руководителя департамента,            
определять судьбу страны? С моей точки зрения, судьбу страны должен             
определять, так скажем, дядька Черномор, который серьёзный субъект смог         
сделать донором, который понимает причинно-следственные связи и знает           
механизмы, знает, как рулить. Даже у сегодняшнего премьер-министра нет          
достаточных инструментов, потому что у нас, к сожалению, все вице-премьеры      
являются представителями какого-то клана, они часть какой-то башни, а это же    
неправильно! И посмотрите, кто у нас назначает министра и каким документом?     
Кто у нас вице-премьера назначает, где он проходит собеседование, за что        
отвечает?                                                                       
                                                                                
Вот почему мы заострили на этом ваше внимание? С нашей точки зрения, мы не      
выберемся из кризиса, если не пересмотрим принципы управления страной,          
принципы формирования кадрового наполнения системы управления, если не будем    
учитывать нарастающие кризисные явления, - ведь они же никуда не денутся,       
понимаете? И народ - не нас уже, а народ, наших избирателей - возмущает,        
когда бюджетное правило Минфин возвращает в третий раз. Посмотрите, при всём    
уважении (или неуважении), Михаил Михайлович, окончивший МАДИ, пришёл в         
Минфин бухгалтером и стал премьер-министром - почему? Ну поймите, что ни в      
одной стране мира так нельзя сделать, то есть человек должен работать в         
разных направлениях, менять позицию, не может он после бухгалтера Минфина       
стать премьер-министром.                                                        
                                                                                
Я от фракции. Добавьте, пожалуйста, время.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы понимаете, в чём наша проблема? Получается, у нас решения   
принимают люди, которых никто не уполномочил. Мы понимаем, что у нас второе     
правительство находится на Старой площади, но ведь тогда мы находимся в         
заложниках. Получается, Ливанов проштрафился, все прокричали, что он            
такой-сякой, а сегодня он специальный представитель с большим окладом и без     
конкретной ответственности. Да, формально он отвечает перед кем-то одним, а     
иногда и не отвечает.                                                           
                                                                                
Надежда Сергеевна, вы опытнейший человек, и мы согласны, что надо ещё в целый   
ряд законов вносить поправки, но мы ведь свидетели, что здесь некоторые         
кодексы были на 133 страницах, потом вносили 1200 поправок, и, согласитесь,     
1200 поправок меняют не один раз, а десять раз кодекс, всю его суть. Мы         
хотели бы при рассмотрении этого проекта закона заострить внимание на           
необходимости изменения системы управления в части подбора должностных лиц по   
позициям, важным для решения проблем страны, понимаете? Вот вы говорите, что,   
когда к нам премьер пришёл, ограничений по времени не было. У Алексея           
Николаевича Косыгина, к которому я отношусь с безмерным уважением, никогда не   
было так, чтобы, взяв десять минут, он выступал десять минут и одну секунду,    
на заседании правительства он никогда не допускал, чтобы министр докладывал     
полчаса. А у нас здесь, посмотрите, одному из первых заместителей пять раз      
продлевали время! Это о чём говорит? Если много говорит, значит мало знает      
конкретики. Мы предлагаем вам всё-таки поразмышлять над этим.                   
                                                                                
Вот Вячеслав Викторович, надо отдать ему должное, нечто новое привнёс. Что?     
Мы с вами крупные проблемы обсуждаем здесь, в Большом зале, с привлечением      
всех заинтересованных лиц. Мы предложили бы, может быть, обсудить вот эти       
проблемы, потому что у нас - смотрите, я же не придумал, вы лучше меня          
знаете, - к сожалению, банкротов из числа субъектов всё больше, долговая        
нагрузка на субъектов, особенно на муниципалитеты, непомерная. Решений,         
принятых нами в законах, нет, понимаете? Мы с вами в 12 тысяч строек вложили    
государственные деньги, а подпитки бюджетными финансами нет, хотя все 23        
передовые страны мира берут и прежде всего за счёт работы печатного станка      
оживляют свою промышленность. А у нас проблема не находит решения - почему?     
Потому что и Силуанов, при всём к нему уважении, нигде в хозяйстве не           
работал, и Орешкин не работал, ну, Мантуров немного замом генерального          
директора работал - у нас большая часть министров не работали в хозяйстве! С    
нашей точки зрения, это является вообще-то базовой причиной нашего              
торможения, как и ЦБ.                                                           
                                                                                
Вторым ограничением является то, что у нас автономность серьёзных               
учреждений... Вот посмотрите, какие в ЦБ внутренние правила получения           
субсидий, льгот, преференций, и какая ответственность. Вы же видели, что        
здесь заместители, в том числе и первый, не могли на элементарные вопросы       
ответить. Почему страховая компания, которая у них лицензируется и              
проверяется, колоссальные деньги собирает, а ни копейки не компенсирует? Есть   
и другие вопросы.                                                               
                                                                                
Мы предлагаем поддержать законопроект и ко второму чтению обсудить его здесь    
с привлечением специалистов из академий, университетов, чтобы всё-таки          
выработать более действенную систему, которая помогла бы нам найти выход из     
кризиса, если вы не хотите реализовывать нашу программу "Десять шагов к         
достойной жизни", дающую ориентир. Но нужно кадровое наполнение, необходимы     
кадры, в том числе из этого зала. С моей точки зрения, у нас достаточно много   
людей, которые работали бы министрами более эффективно.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, с места.                                                  
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У нас дискуссия и по содержанию, и по форме. Что касается формы, статья 114     
Конституции действительно предусматривает, что именно конституционным законом   
определяется, кто именно представляет выработанный правительством бюджет в      
российском парламенте. Но 114-я статья Конституции тем не менее не является     
нормой, которая препятствует парламенту через принятие конституционного         
закона определить более конкретно этого человека.                               
                                                                                
Что касается содержательной стороны, то мы только что обсуждали, что на самом   
деле Минфин лишь одно из ведомств. Это ведомство, ключевая задача которого -    
сбалансированный бюджет, это не ведомство, ключевой задачей которого является   
определение неких стратегических линий, точек прорыва, направлений, это не      
ведомство, которое может ответить на вопросы после принятия бюджета в первом    
чтении, на чём есть смысл сконцентрироваться в отношении, скажем, развития      
высшей школы или поддержки национальной экономики, - за это отвечают другие     
министерства и ведомства. И очевидно, что единственным человеком, который       
может компетентно представлять общую позицию российского правительства и        
корректировать её, является только премьер-министр, поэтому, безусловно,        
предложенный проект закона заслуживает поддержки и наша фракция будет за него   
голосовать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гончар Николай Николаевич.                                                      
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Николай Васильевич Коломейцев       
ссылался на времена Алексея Николаевича Косыгина, и фраза "Чем больше человек   
говорит, тем меньше он знает" из уст Николая Васильевича, одного из самых       
"немногословных" депутатов Государственной Думы, звучала более чем              
убедительно. Это первое. (Оживление в зале.)                                    
                                                                                
Теперь второе. Бюджет и есть такой документ, в отличие, скажем, от Бюджетного   
послания, и вы знаете, кто его направляет. Да, в том числе в этом зале лет      
тридцать пять тому назад обсуждались планы экономического и социального         
развития нашей страны. На сегодняшний день система, создававшаяся в период      
Верховного Совета Российской Федерации и действовавшая в дальнейшем,            
предусматривает обсуждение бюджета именно и прежде всего как финансового        
документа, обеспечивающего выполнение тех задач, о которых говорится и в        
Бюджетном послании, и в тех Основных направлениях, которые мы здесь             
обсуждаем. Наша фракция считает, что именно министр финансов лучше, чем кто     
бы то ни было, вместе со своими заместителями, которые всегда здесь, знает      
эти цифры и этот процесс. Вспомните Татьяну Алексеевну Голикову, которая... У   
нас тут было для неё такое испытание, просили Татьяну Алексеевну: скажите,      
вот на 4-й странице 16-го приложения есть такая-то цифра, - и Татьяна           
Алексеевна, как человек, который всё это делал, называла конкретные цифры.      
Можно, конечно же, изменить ситуацию: здесь будет стоять премьер-министр, он    
скажет министру финансов, тот скажет другому... Мы собираемся, так сказать,     
повысить статус шоу или мы собираемся в ходе первого чтения сформулировать      
задачи, которые предстоит решать прежде всего Минфину?                          
                                                                                
Наша фракция будет голосовать против - не столько потому, что законопроект      
действительно противоречит федеральному конституционному закону "О              
правительстве...", сколько по смыслу. Мы считаем, что в ходе первого чтения     
нужно внимательнейшим образом и по смыслу разговаривать с министерством, с      
его руководителем... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Я от фракции.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавили вам четыре минуты.                               
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. ...и с теми сотрудниками, которых министерство привлекает. Мы      
будем голосовать против именно по смыслу, мы не согласны с таким подходом,      
хотя, конечно, отдаём себе отчёт в том, что если на заседании будет             
присутствовать премьер-министр, то и камеры будут другие, и эффект, и потом     
человек выйдет вот туда, в холл, и скажет: как я ему!.. А для нас смыслом       
этого обсуждения являются цифры проекта бюджета, поэтому мы против.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Арефьев Николай Васильевич.                                                     
                                                                                
Будете выступать с заключительным словом?                                       
                                                                                
Депутату Арефьеву включите микрофон.                                            
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Иван Иванович.                                           
                                                                                
Ну, обсуждение прошло, и в принципе депутаты во многом согласны с               
законопроектом. Мы действительно хотели бы услышать все наболевшие вопросы.     
                                                                                
Я не знаю, кто из депутатов смотрит бюджетную систему при принятии бюджета,     
но я её всегда смотрю. Если вы возьмёте цифры бюджетной системы, то увидите,    
что там доходы растут, расходы растут, ассигнования на народное образование и   
здравоохранение растут, на пенсионное обеспечение тоже растут, но только        
тогда непонятно, почему пачками закрываются школы, больницы, детские сады,      
закрываются институты, диссертационные советы - страна работает в режиме        
ликвидации! Вот я хотел бы компетентному человеку задать вопрос: будет ли       
ликвидация, допустим, в 2018 году, когда мы будем принимать бюджет на 2018      
год? Кто мне ответит? Министр финансов ответит или нет? Он не знает, что        
школы закрываются, он не знает, что делается с пенсионной системой, а           
премьер-министр, даже если не знает, обязан знать! И он обязан стоять на этой   
трибуне и отвечать на вопросы: как, в каком режиме будет работать страна - в    
режиме ликвидации или всё-таки в режиме развития? Вот поэтому мы и внесли       
этот законопроект и просим поддержать его, он необходим, для того чтобы         
принимать разумные решения, а не просто априорные предсказания Минфина.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз обращаю     
ваше внимание - вот вы говорите: нам министр финансов не ответит. Я вам хочу    
сказать, что в Министерстве финансов каждый департамент и министр финансов,     
который видит всё это как бы в обобщённом виде, смотрят по каждому региону      
мобилизационный план мероприятий, мобилизации доходов и оптимизации расходов.   
И в этом плане присутствует абсолютно всё: сколько школ закрывается или,        
наоборот, открывается, сколько новых мест в детских садах и в школах            
создаётся... Так что министр обладает очень большим объёмом информации.         
                                                                                
Однако я хочу сказать не об этом. Мы с вами ведь закон о бюджете как            
рассматриваем? Он вносится 1 октября, а в декабре президент его подписывает.    
В течение всего этого времени мы работаем в комитетах, в комиссиях, во          
фракциях, приглашаем министров отраслевых, они готовы ответить вам на все       
вопросы. Вы же немножко о другом говорите - о кадровом составе правительства.   
Извините, но это к данному законопроекту не имеет никакого отношения. Если вы   
хотите, пожалуйста, у нас есть право пригласить председателя правительства,     
чтобы он ответил на вопросы, носящие чрезвычайный характер. И если вы           
считаете, что этот вопрос имеет чрезвычайный характер, - ставьте этот вопрос.   
Но данный законопроект... я ещё раз говорю: понимаете, когда мы обсуждаем       
законопроекты, то, к сожалению, говорим обо всём, а вот конкретный              
законопроект ровно об этом - о том, что мы хотим установить порядок, при        
котором докладывает председатель правительства.                                 
                                                                                
Ещё раз вам говорю, и юристы подтвердят, что закон будет неработающим. Если     
мы хотим, чтобы это состоялось, то надо такой закон принять, в котором будет    
подтверждаться необходимость и обязанность председателя правительства           
приходить и докладывать нам о законопроекте. Давайте в этом ключе работать.     
Данный законопроект в любом случае - примем мы его или не примем - работать     
не будет. Мы за то, чтобы его отклонить, нам не нужны такие пустые,             
неработающие законы.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               87 чел.19,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     87 чел.                                          
Не голосовало                 363 чел.80,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.