Заседание № 252
О проекте федерального закона № 674018-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (в части установления законодательных основ обязательной классификации объектов классификации в сфере туристской деятельности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Доклад Сангаджи Андреевича Тарбаева. ТАРБАЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хочу вас поздравить - мы вышли на финишную прямую в принятии закона о классификации коллективных средств размещения. Законопроект прошёл все стадии согласований, все разногласия, которые возникли в последний момент, были устранены. Хочу поблагодарить Викторию Валериевну Абрамченко, а также статс-секретаря - заместителя министра экономического развития Херсонцева Алексея Игоревича. Коллеги, этот законопроект имеет важное значение для защиты прав и интересов туристов прежде всего. Безусловно, он позволяет нам также систематизировать оказание услуг в сфере размещения. Мы с вами на протяжении первых двух чтений обсуждали очень много развилок, поправок, большинство ваших поправок были учтены в тексте законопроекта, а частично ваши предложения будут отражены в подзаконных актах Министерства экономического развития. Комитет по туризму и развитию туристической инфраструктуры рекомендует принять проект федерального закона в третьем чтении. Я вас прошу поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Вон сколько желающих сразу. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" кто выступает - Школкина? Школкина Надежда Васильевна, пожалуйста. ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, добрый день! Я не буду скрывать, что это моё спонтанное выступление, но в то же время я не могла вас не поблагодарить за поддержку данного законопроекта - и даже не потому, что я являюсь одним из авторов данного законопроекта, хотя, безусловно, мне это приятно, как любому автору, и даже не за то, что мы с вами данным законопроектом наводим порядок в сфере объектов размещения, создавая прозрачные и равные, конкурентные условия для всех участников рынка, и даже не потому, что данным законопроектом мы с вами отчасти создаём дополнительную финансовую базу для муниципальных образований с точки зрения введения туристского налога. Я хочу поблагодарить вас за то, что мы, несмотря на то что законопроект посвящён классификации средств размещения, прежде всего здесь защищаем интересы наших потребителей, то есть наших граждан, и самое главное - мы повышаем качество предоставляемых услуг. А вот что касается качества, коллеги, я хотела бы на самом деле обратить ваше внимание на то, что, на мой взгляд, такой законопроект, вообще, стоит отдельно обсуждать, особенно в сфере принятия технического регулирования. Как вы помните, на смену национальным стандартам пришли технические регламенты, где во главу угла были поставлены, по сути, показатели безопасности и нивелированы как таковые показатели качества. А на самом деле о чём нас с вами просят люди? Именно о том, чтобы всё-таки качество присутствовало, присутствовало в товарах, присутствовало в услугах. Вот, коллеги, мы с вами очень много говорим про народосбережение, более того, нам с вами такая задача поставлена президентом. А что такое по сути народосбережение? Это ведь в том числе то, что мы едим, что мы пьём, чем мы дышим, что мы носим, в чём мы живём. И вот мне кажется, на самом деле нам уже пора подойти к решению этого вопроса более серьёзно, более системно. И вот как раз таки принятие данного законопроекта, на мой взгляд, закладывает хороший, правильный вектор в этом направлении, и я надеюсь, что в ближайшее время в том числе законопроекты по совершенствованию национальной системы стандартизации будут приняты и они будут направлены в первую очередь на решение вопросов защиты прав наших потребителей и на обеспечение качества предоставляемых услуг и товаров. Законопроект хороший, просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прокофьев Артём Вячеславович, фракция КПРФ. ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Советский Союз в своё время стал первой страной в мире, которая обеспечила массовый и доступный отдых для граждан. Сегодня отрасль внутреннего туризма в нашей стране стремительно растёт: рост за прошлый год - 20 процентов, 78 миллионов поездок. Но что стоит за этими масштабными цифрами, насколько доступен отдых для наших граждан, какого он качества? Проблема сегодня есть, и она понятна всем. Я позволю себе процитировать президента: "Уже в горизонте текущего десятилетия вклад внутреннего туризма в ВВП страны должен вырасти вдвое - до 5 процентов". Здесь важно, что на подъём туризма в той или иной мере будут работать практически все наши национальные проекты. Задачи, которые поставлены до 2030 года, действительно высокого уровня: это и вклад в ВВП, и 140 миллионов поездок, но рост этих показателей важен не сам по себе, а тем, что он должен обеспечить доступность отдыха для наших граждан. Главное препятствие сегодня - это дефицит мест размещения. Если мы сравним даже, например, с отнюдь не туристической Японией с меньшим населением, то увидим, что там в 2 раза больше коллективных средств размещения и на 80 процентов больше номерной фонд. Государство пытается сегодня эту проблему решать: и субсидии, и льготное кредитование, и освобождение гостиниц от НДС до 2027 года, но рост этого количества должен обеспечивать и качество, и именно на это направлен этот законопроект. Потребители сегодня должны чётко понимать, куда они едут отдыхать, какое качество отдыха они получат на месте. Ясность для потребителя и честная звёздность - это сегодня запрос общества. Наши граждане не должны переживать, что ночёвка в глэмпинге в лесу может закончиться для них, как в песне "Лесник" группы "Король и шут". Прозрачность и честность важны и для самой индустрии гостеприимства - только так можно обеспечить её здоровый рост. Нельзя недооценивать и вклад развития внутреннего туризма в экономику. Мы часто сегодня приводим в пример Китай - действительно, промышленно развитая страна, многоукладная экономика: вклад в ВВП туристической отрасли до пандемии - без малого 5 процентов. И уверен, этот показатель будет превышен. Китай, когда презентует экономический потенциал любой провинции, обязательно демонстрирует потенциал отрасли туризма. И сегодня мы с вами рассматриваем законопроект, который должен внести вклад в качественное развитие индустрии туризма в нашей стране. Меры поддержки, которые сегодня реализуются для создания новых средств размещения, должны обеспечить её доступность, будут идти бок о бок с развитием нормативно-правовой базы, которая обеспечит прозрачность и качество отдыха наших граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Хочу сказать, что комитет по туризму под руководством Сангаджи Андреевича Тарбаева проделал огромную работу. И я, как соавтор, благодарен Виктории Валериевне Абрамченко за то, что в процессе доработки законопроекта между вторым и третьим чтениями мы сумели взять под парламентский контроль будущие проекты нормативных актов ведомственного уровня. Это очень важно, мы вместе будем находить соответствующие решения в интересах наших граждан. И в связи с этим хочу поддержать свою коллегу по Комитету по экономической политике Надежду Васильевну Школкину: действительно, на первом месте должны стоять вопросы качества оказываемых услуг и интересы туристов. И мы в комитете будем благодарны, если коллеги присоединятся к нашей работе, связанной со стандартизацией. Это сегодня выходит на первый план. Фракция ЛДПР будет голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я полагаю, что сегодня в выступлении Надежда Васильевна подняла очень важный вопрос. Мы по разной проблематике, но очень часто сталкиваемся с проблемой защиты прав потребителей и стандартизации разных видов услуг и деятельности. Поэтому вот предложение Надежды Васильевны нужно адресовать, наверное, профильному комитету, коллеге Гутенёву, чтобы эта работа была проведена и парламент увидел результаты, потому что, как я понимаю, уже есть и положительная позиция правительства. Нужно этот вопрос решать, этого ждут наши избиратели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", пункт 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 51 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 248
О проекте федерального закона № 674018-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (в части установления законодательных основ обязательной классификации объектов классификации в сфере туристской деятельности; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Докладывает Сергей Владимирович Кривоносов. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! 26 сентября Государственной Думой в первом чтении был принят законопроект, которым предусматривается распространение классификации на все средства размещения, в которых предоставляются услуги по временному проживанию туристов. Данный законопроект имеет большое значение для развития внутреннего и въездного туризма в нашей стране и направлен на совершенствование регулирования в туристической сфере. В профильный комитет ко второму чтению поступила 31 поправка: 12 включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и 19 - в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Ко второму чтению внесены следующие изменения. В новой редакции изложено определение понятия "средства размещения", дополнен перечень средств размещения, которые не обязаны проходить классификацию и включаться в реестр, эти средства размещения могут пройти классификацию добровольно. В отношении санаториев, которые включены в реестр курортного фонда, установлен отдельный порядок включения в реестр, эти санатории по желанию могут получить звёзды. Что касается поправок в отношении деятельности средств размещения в сети "Интернет", устанавливается запрет на размещение сведений об услугах средств размещения без идентификационного номера в реестре и ссылки на запись в реестре. Для владельцев агрегаторов и сервисов объявлений предусматривается ряд обязанностей: не допускать размещения у себя объявлений с недостоверными данными, приостанавливать или прекращать размещение, если сведения не соответствуют реестру. Поправками расширяется возможность региональных органов власти контролировать качество средств размещения. Также скорректированы сроки вступления в силу и переходные положения. Прошу проголосовать по таблицам поправок и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 57 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть, я слышу голоса. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос. Каким образом участники рынка будут осуществлять подключение к реестру? Какие технологические, цифровые возможности вы предполагаете и как они будут регламентированы? Существуют ли современные протоколы и предусмотрено ли это при доработке законопроекта, может быть, к третьему чтению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станислав Александрович, вообще, это не по Регламенту, я должен сказать. Вы должны назвать, какую конкретно поправку вы выносите на отдельное голосование. Пожалуйста, Станиславу Александровичу Наумову включите микрофон. НАУМОВ С. А. Поправки 4, 5, 6 - совместно, на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Договорились. Если других вопросов нет, коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 4, 5 и 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 35 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Прежде чем перейти к обсуждению поправок 4, 5 и 6, я хочу проинформировать депутатов, что у нас на рассмотрении этого вопроса присутствует Херсонцев Алексей Игоревич, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития. Если потребуется, он тоже даст свои комментарии или ответит на вопросы. Пожалуйста, Станислав Александрович Наумов, поправки 4, 5 и 6 - обоснование. НАУМОВ С. А. Ну, я вот сейчас с председателем комитета проговорил и услышал, что содержательно это будет учтено в тех поправках, которые комитет от себя внёс. Считаю, что это важно при третьем чтении обязательно учесть, чтобы действительно были современные цифровые механизмы контроля и проверки достоверности сведений. Это важно, в том числе для тех, кто обращается за этими услугами. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета, Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В. Да, всё учтено, техническая возможность доступа к реестру в режиме реального времени есть. Поэтому те поправки, которые уже комитетом предложены, будут способствовать качественной работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование поправка 4. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 17 сек.) Проголосовало за 11 чел.2,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 33 чел. Не голосовало 417 чел.92,7 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставится на голосование поправка 5. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 42 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 26 чел. Не голосовало 424 чел.94,2 % Результат: не принято Отклоняется поправка. И ставится на голосование поправка 6. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 07 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 23 чел. Не голосовало 427 чел.94,9 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Коллеги, все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 33 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Спасибо. Алексей Игоревич, спасибо.
Заседание № 236
О проекте федерального закона № 674018-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части установления законодательных основ обязательной классификации объектов классификации в сфере туристской деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад Сергея Владимировича Кривоносова. Пожалуйста. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на совершенствование регулирования в туристической сфере. Документ подготовлен и внесён депутатами Государственной Думы, в том числе всеми членами Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, сенаторами при поддержке партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и Министерства экономического развития. Напомню, что в 2018 году в нашей стране была введена обязательная классификация гостиниц: каждая гостиница обязана получить одну из шести категорий, от нуля до пяти звёзд. С 2022 года гостиницам запрещено работать без присвоенной категории, а звёзды присваиваются специализированными аккредитованными организациями. Однако в действующей системе есть несколько проблем, которые требуют решения. Во-первых, за последние годы наряду с гостиницами появились и активно развиваются другие средства размещения, такие как кемпинги, модульные некапитальные средства размещения и другие формы временного проживания. Эти объекты пока не охвачены системой классификации, что создаёт дисбаланс, отсутствует контроль за их деятельностью. Во-вторых, далеко не все гостиницы соответствуют заявленным категориям, основные причины - это низкие требования к организациям, которые присваивают звезды, и недостаточный контроль за соблюдением стандартов. Законопроект решает эти проблемы и ставит перед собой две важные цели. Первая - создание равных условий для всех участников туриндустрии, это особенно актуально в связи с введением в 2025 году туристического налога. Вторая цель - повышение доверия туристов к качеству средств размещения, что станет возможным благодаря более прозрачной и строгой системе контроля. Для достижения этих целей законопроектом предусматривается четыре ключевых изменения. Первое, создаётся единый реестр классификации объектов, в него должны будут включаться все средства размещения, в том числе гостиницы, кемпинги, модульные средства размещения, пляжи и горнолыжные трассы. Это обеспечит прозрачность информации и доступ к достоверным данным для туристов и регулятора. Второе, изменится процедура классификации, теперь она будет состоять из двух этапов. На первом этапе средство размещения самостоятельно оценивает себя и вносит сведения в реестр, представляя необходимые данные, включая фотографии и координаты, - этот этап станет обязательным для всех средств размещения. На втором этапе аккредитованные органы по классификации будут проверять объекты и, если они захотят, присваивать звёзды. Таким образом, контроль станет более точным. Третье важное изменение - это передача контроля за средствами размещения в регионы. Это позволит местным властям оперативнее выявлять недобросовестных участников рынка и привлекать их к ответственности. Важно отметить, что интернет-агрегаторы, такие как сайты бронирования, смогут размещать у себя информацию только о тех объектах, которые прошли проверку и включены в данный реестр, это позволит защищать интересы потребителей и улучшить качество услуг. Четвёртое изменение касается повышения требований к организациям, присваивающим гостиницам звёзды. Законопроект вводит персональную ответственность каждого эксперта, который участвует в оценке гостиниц, и усиливает контроль за деятельностью этих организаций. Важным нововведением станет создание реестра аккредитованных организаций в рамках информационной системы Росаккредитации. Уважаемые коллеги, предлагаемый законопроект направлен на улучшение регулирования в туриндустрии, он создаёт равные условия для всех участников рынка и укрепляет доверие туристов к российским средствам размещения. В связи с этим прошу поддержать данную законодательную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Сангаджи Андреевича Тарбаева. ТАРБАЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Мы предлагаем вашему вниманию законопроект о классификации гостиниц. Надо сказать, что Сергей Владимирович сейчас довольно подробно раскрыл суть этого законопроекта. Я хотел бы подчеркнуть тот момент, что законопроект носит коллективный характер, над ним работало очень большое количество людей. Хочу отдельно поблагодарить с этой трибуны Алексея Игоревича Херсонцева, хочу поблагодарить Надежду Васильевну Школкину, Николая Сергеевича Баснина. Вопрос дискуссионный, тема очень сложная, потому что касается классификации и присуждения звёзд коллективным средствам размещения. И на мой взгляд, нам с коллегами удалось сделать прорыв с точки зрения наведения порядка в этой сфере. Безусловно, основным достижением этого законопроекта является то, что мы будем классифицировать не только гостиницы, но и все коллективные средства размещения. Второй очень важный момент: в этом законопроекте прописано взаимодействие с агрегаторами в Интернете, потому что сегодня большинство покупок совершается именно в сегменте Интернета, и введение реестра позволит как раз таки идентифицировать, насколько средства размещения соответствуют той звёздности, которую они заявили. Ну и безусловно, реформа в сфере аккредитации организаций, которые аккредитуют гостиницы, тоже, на мой взгляд, является эффективным и качественным шагом на пути решения этого вопроса. Я могу сказать, что тот законопроект, который вы сегодня рассматриваете, конечно, неидеален. Мы готовы ко второму чтению очень многие моменты ещё дорабатывать, обсуждать. Могу подчеркнуть, что Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию законопроекта поддержал, Правовое управление Аппарата Государственной Думы по тексту законопроекта высказало замечания, которые могут быть успешно учтены ко второму чтению. Комитет Государственной Думы наш, по туризму, тоже, скажем так, акцептовал этот текст законопроекта. Мы считаем, что нам по силам именно в осеннюю сессию совместными усилиями принять этот закон, для того чтобы с 1 января 2025 года он смог работать вкупе с туристическим налогом, закон о котором мы с вами, уважаемые коллеги, приняли в конце весенней сессии. Добавить, наверное, больше нечего к тому, что сказал Сергей Владимирович. Я надеюсь, что наши коллеги, Надежда Васильевна, тоже что-то по этому поводу ещё скажут. Спасибо большое. Надеюсь на вашу поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к разработчикам, кто сможет ответить. Какие конкретно аккредитованные организации будут присваивать вот эти звёзды, классифицировать туристические объекты и за чей счёт будет осуществляться данная аккредитация? То есть кто будет нести расходы по составлению этих реестров, по их оценке, по проверке и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кривоносову включите микрофон. КРИВОНОСОВ С. В. Спасибо за вопрос. Такая организация, как Росаккредитация, по поручению президента ответственна за ведение реестра. Они будут аккредитовывать классификаторов - это частные компании, которые будут гостиницам выставлять, как это и сейчас происходит, определённые условия, в том числе финансовые, для полноценной классификации средств размещения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Владимирович, я в парламенте представляю Республику Алтай, и вот там очень многие местные жители, в том числе коренное население, имеют основной доход от сдачи в аренду небольших домиков, которые расположены вдоль рек и озёр. В связи с тем что цены на такой вид туризма не очень высокие, это пользуется большим спросом у жителей близлежащих регионов. Скажите, пожалуйста, данный закон не приведёт ли к дополнительной финансовой нагрузке как на владельцев таких домиков, так и на самих туристов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кривоносову включите микрофон. КРИВОНОСОВ С. В. Спасибо за вопрос. Нет, не приведёт, потому что Росреестр добивается того, чтобы все средства размещения состояли в реестре, а дальше по необходимости, по желанию предпринимателей будет приниматься решение, классифицировать эти объекты или нет. То есть речь идёт о том, чтобы упорядочить, чтобы все средства размещения были в реестре, а дальше каждый принимает решение самостоятельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Колесников Олег Алексеевич. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Тен по карточке Колесникова. Уважаемый Сергей Владимирович, скажите, пожалуйста, сколько и какого характера поступило отзывов на законопроект из наших регионов? Почему задаю такой вопрос? Законопроектом предусматривается наделение региональных органов власти новыми полномочиями в сфере надзора, и вопрос в том, будет ли это реализовываться в рамках уже действующих органов регионального туристического надзора, или предполагается создание новых специальных органов в регионах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Сергей Владимирович, документ очень серьёзно проработан, и он гораздо лучше, чем всё то, что мы до этого видели, все предыдущие законопроекты, поэтому наша фракция будет его в первом чтении поддерживать. Тем не менее, ну, я такой человек, который читает весь текст, и я хочу сказать, что в статье 1, в пункте 2, в подпункте "д", в последнем абзаце, обратите внимание, присутствует формулировка "утверждение правил предоставления гостиничных услуг, а также при необходимости правил предоставления услуг иных средств размещения", хотя дальше по тексту у вас чётко говорится о пляжах, против которых никто не возражает, и о трассах, против которых тоже никто не возражает. Вот, пожалуйста, с учётом того что вы очень серьёзные функции передаёте на... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович. КРИВОНОСОВ С. В. Спасибо за вопрос. Хочу уточнить, что все организации - объекты размещения, пляжи, горнолыжные трассы - должны войти в этот реестр. Для средств размещения - гостиниц - предусмотрены звёзды, для иных средств размещения звёзды не предусмотрены, они просто должны пройти классификацию и соответствовать стандартам. Это, по сути дела, только повысит контроль и не создаст дополнительных сложностей для бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьев Михаил Борисович. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос, наверное, больше к Алексею Игоревичу. Вопрос в части исполнения данного закона и формирования реестра данных объектов. После принятия закона будут ли требования, чтобы собственники объектов размещали информацию о доступности предоставляемых услуг для людей с инвалидностью? И нужно ли это прописать законодательно, или это возможно будет сделать в подзаконных актах о введении данного реестра? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович... Алексей Игоревич, хотите добавить? Да, Херсонцеву включите микрофон. ХЕРСОНЦЕВ А. И., статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Михаил Борисович, спасибо за вопрос. Дело в том, что та тема, которую вы поднимаете, регулируется как раз правилами предоставления гостиничных услуг и услуг иных средств размещения, поэтому вопрос, который вы ставите, можно будет решать уже именно в рамках этих правил. В самом законе это прописывать не требуется, закон чуть-чуть о другом, он именно о введении реестра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Сангаджи Андреевич, вопрос вам, поскольку комитету придётся дорабатывать, вы сказали, есть что дорабатывать. Ну вот у меня вопрос о контроле. Есть понятия "федеральный контроль" и "региональный контроль", которые вводятся данным законопроектом. Вот не всё понятно. Всё-таки какие конкретно органы (коллега-депутат задавал вопрос, но ответа не последовало), какие структуры будут заниматься на уровне регионов этим контролем, какова роль муниципалитетов? Вот этот механизм, кажется, недостаточно чётко прописан - как вы видите совершенствование? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ТАРБАЕВ С. А. Спасибо за вопрос, Николай Иванович. У нас здесь есть несколько источников контроля, органов: Росаккредитация будет заниматься конкретно аккредитацией и следить за реестром, Роспотребнадзор будет заниматься контролем оказания качества услуг, региональные власти будут отвечать за соответствие коллективных средств размещения установленным правилам. В регионах у нас, к сожалению, что касается туризма, нет централизованных форм, где-то есть министерства туризма, где-то есть департаменты, где-то есть департамент по молодёжной политике, туризму и спорту, поэтому в каждом регионе мы будем, наверное, в общем-то, идентифицировать тот орган, который... В данном случае, я думаю, Минэкономразвития с региональными властями в этом плане выстроят "дорожную карту", кто будет непосредственно заниматься контролем. Но для нас на данном этапе, на этапе первого чтения, важно закрепить, что региональные власти участвуют в контроле за аккредитацией и за размещением коллективных средств размещения в Интернете и за соответствие их реестру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к разработчикам. Уважаемый Сергей Владимирович, ну, в стране туризм развивается, и самым главным элементом, одним из главных элементов, конечно, являются гостиницы. Вы предлагаете создать реестр лиц, которые занимаются гостиничными услугами. Вот есть и другие гостиницы и гостиничные услуги, например хостелы, суточные квартиры и так далее, - означает ли создание реестра, что они будут закрываться, или же каким-то образом их тоже будут заносить в реестр и они будут законно работать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ТАРБАЕВ С. А. Вы ответите, Сергей Владимирович? Я могу сказать, что этот законопроект не касается квартир, не касается хостелов, потому что они относятся к другой категории размещения граждан. В данном случае ваши опасения напрасны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Алексей Игоревич и Сангаджи Андреевич, два вопроса. Здесь вот записано: создание единого реестра уполномоченным органом. Ну, как известно, агентство упразднили - что это за уполномоченный орган Минэкономразвития и заложены ли средства на создание реестра? Ну, просто так реестр никто не составит, это всегда требует немалых средств, я сказал бы, для его создания. Как этот вопрос будет решаться? И второй вопрос. Вот в условиях гильотины... Вы же понимаете, что у нас запрещён в принципе контроль. Риск-ориентированный - это когда убили или отравили, потом только контролируют. Как здесь вы планируете упорядочить?.. ХЕРСОНЦЕВ А. И. Николай Васильевич, спасибо большое за вопросы. Первый вопрос решён. В преддверии данного решения заложены соответствующие средства. У нас есть подведомственная Минэкономразвития Федеральная служба по аккредитации, указом президента на неё возложены полномочия на аккредитацию органов по классификации гостиниц. И собственно, предложенная реформа классификации частично в том числе инициирована ими, для того чтобы повысить здесь контроль совместно с комитетом, с депутатами. Коллеги уже сейчас, готовясь к переходу вот на этот реестр, сам реестр этот уже технически делают, его прототип существует, при необходимости можем даже его продемонстрировать. То есть организационно-технические вопросы по факту решены, детали мы донастроим после того, как закон будет принят, если вы его поддержите. Что касается контроля. Коллеги уже комментировали, это будут региональные полномочия, органы контроля будут в первую очередь следить за тем, чтобы средства размещения, которые предоставляют услуги, находились в реестре и соответствовали записям. Для этого возможно использовать такой инструмент, как выездное обследование, это не требует согласования с прокуратурой, не подпадает ни под какие ограничения, если в рамках выездного обследования выявляется нарушение, то можно принимать все необходимые решения. Так что проблем с контролем мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, любой реестр должен иметь многофункциональный характер, чтобы оправдывать своё предназначение. Несомненно, важно, что будет учёт, это соизмерит систему контроля, но мы с вами живём в логике решения задач, поставленных президентом, а главная задача - это демография и создание дополнительных комфортных условий для семей и детей. Мы уже говорили на Совете законодателей о том, что надлежит вводить понятие "семейный туризм". И в информационный классификатор надлежит уже сейчас включать те дополнительные качественные характеристики, которые позволят вам, как регулятору, вести сопровождение этой важной работы, туриндустрии, и давать качественный продукт нашим семьям. Я предлагаю уже сейчас ко второму чтению закладывать эти две важные позиции, иначе реестр ради учёта теряет свой качественный смысл. Мы должны двигаться дальше, создавать условия для комфортного отдыха именно семьям с детьми по всей нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это как предложение, да. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к докладчикам. Работа предстоит масштабная. Первое, что хотелось сказать: сжатые сроки создания реестров всех неклассифицированных средств размещения требуют большой работы и велика вероятность, что к 1 января 2025 года они ещё не будут готовы, а агрегаторы уже не смогут работать с объектами вне реестров. И второе: эксперты считают, что многие малые средства размещения просто не смогут соответствовать условиям реестра и классификации, это подтолкнёт такие объекты в серую зону, в результате может пострадать потребитель - количество доступного жилья, которого в моменты пикового спроса на популярных направлениях и так не хватает, уменьшится, это может, по мнению экспертов, способствовать уходу многих объектов размещения в серую зону, в соцсети или на другие онлайн-площадки. Вот можете как-то прокомментировать опасения участников рынка? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кривоносову включите микрофон. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемая Яна Валерьевна, хороший вопрос. Мы как раз вот во время совещания с Министерством экономического развития договорились о том, что или ко второму чтению, или подзаконными актами будем серьёзно разрабатывать так называемый переходный период. Мы понимаем, что, если наступит запрет, это может вызвать дополнительные проблемы на рынке, поэтому этот вопрос под контролем, мы сделаем всё необходимое для того, чтобы переходный период прошёл без лишних проблем для бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, пользуясь случаем, хочу задать вопрос Алексею Игоревичу. Дело в том, что у нас в первом чтении только прошёл законопроект по гостевым домам - и дальше такая полная тишина в этом направлении. Вместе с тем в Крыму работает, по скромным оценкам, 9 тысяч гостевых домов, на Кубани - порядка 6,5 тысячи. Этот закон также не учитывает такие средства размещения, как гостевые дома или, например, санаторно-курортные организации. О санаторно-курортных мы почитали в заключении, они всё-таки будут исключены, так как это не объекты размещения, а скорее здравницы. А вот что касается гостевых домов, что их ждёт, будут ли они под запретом после переходного периода? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон в правительственной ложе. ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемая Светлана Викторовна, тут хороший вопрос про гостевые дома. Я напоминаю, в первом чтении принят был законопроект об эксперименте, тема гостевых домов была такая сложная и требовала проработки именно в режиме эксперимента. В связи с тем что нам необходимо сейчас перейти к единому реестру и выстроить его правила, мы договорились, что сначала завершим тему с реестром, здесь примем все необходимые решения, запустим его, а далее эксперимент с гостевыми домами уже будет идти. Действительно, вопрос о гостевых домах требует решения, неоднократно проводились совещания, комитет очень активно работает, по ним работа будет продолжена, там есть разные аргументы за, против, есть какие-то детали, это обсуждение продолжится. Мы, Минэкономразвития, тоже рассчитываем, что закон о гостевых домах будет принят именно в режиме эксперимента, просто это надо будет сделать после того, как мы решим вопрос с реестром, потому что тот будет частично ссылаться на этот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сангаджи Андреевич, вопросы, которые я хотела задать, прозвучали, но нужно всё-таки уточнить: вот дома, квартиры в многоэтажных домах, сараи, бани и так далее, которые сдаются посуточно, на длительный период времени, на короткий период времени, особенно в туристических городах, будут ли классифицироваться и должны ли обязательно попадать в реестр - да, нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ТАРБАЕВ С. А. Как раз для таких, скажем так, неформатных средств размещения есть строка "Иные средства размещения". Я думаю, что мы вот в этом определении разъясним, кто должен, а кто - нет. На данный момент у нас очень много гибридных таких форм, как вы правильно сказали. Когда хозяин живёт на первом этаже, а второй этаж сдаёт - это, по сути, формат гостевого дома, который расположен на участке для ИЖС. Именно вот эта смежная зона является дискуссионной, и по этому вопросу мы готовы ко второму чтению дать более чёткие ответы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Сангаджи Андреевич, вопрос, видимо, к вам, как к руководителю комитета, который был на своде этого проекта закона. В финансово-экономическом обосновании сказано об отсутствии дополнительных расходов из бюджетов страны - всех бюджетов, подчёркиваю, - однако мы прекрасно понимаем, если говорить о пляжах, что существуют и местные, и городские пляжи, и кто их будет классифицировать и за чей счёт? Ведь, как я понял из выступления докладчика, речь идёт обо всех пляжах. Сколько это будет стоить и как часто это надо будет делать? И ещё такой момент. Сказано о том, что те организации, которые оказывают ещё и медицинские услуги, будут освобождены от классификации пляжей и горнолыжных спусков, но мы прекрасно знаем, в каком состоянии некоторые из них находятся. Может быть, это неправильно всё-таки? Может быть, если уж все, то тогда все? ТАРБАЕВ С. А. Что касается затрат на классификацию, тут будет действовать электронная система. На самом деле единственные затраты, которые будут нести владельцы пляжей и коллективных средств размещения, - это затраты на приведение своего объекта в соответствие с требованиями государства. Работа по аккредитации будет происходить на основе действующих аккредитованных организаций под руководством центра Росаккредитации. По поводу второго вопроса... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягину включите микрофон. СИПЯГИН В. В. Вопрос был про собственность, в которой находятся пляжи, потому что есть городские пляжи, муниципальные пляжи. И ещё по медицинским учреждениям (это второй вопрос): почему мы их исключили, зачем? Некоторые из них в отвратительном состоянии. ТАРБАЕВ С. А. На данный момент мы точно исключили из реестра средства размещения религиозной направленности, детские культурные центры и... Напомните мне, что-то ещё у нас третье было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Медицинские. ТАРБАЕВ С. А. И медицинские. Но что касается санаторно-курортного фонда, на самом деле этот вопрос находится ещё в стадии обсуждения и дискуссий. Поэтому, коллеги, подключайтесь, давайте ко второму чтению вместе определимся, нужно вносить или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Сергею Владимировичу о сроках. Совершенно очевидно, что срок включения в единый реестр до 1 января будет для многих или для определённой части, и значительной части, неприемлемым. Очевидна, понятна мотивация синхронизироваться с 1 января с налогом на туризм. Но действительно, вот переходный период, этот термин, Сергей Владимирович, что это? Если закон принят, он вступит в силу, и здесь однозначная трактовка. Проясните, пожалуйста, вот этот момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кривоносову включите микрофон. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Айдар Раисович, мы, скорее всего, ко второму чтению примем определённое решение, предложение, потому что суть заключается в том, чтобы организации без дополнительных условий вошли в этот реестр Росаккредитации, а дальше при желании они могут классифицироваться со звёздами, но на этом этапе там нужна будет дистанционно предоставленная информация, которой будет достаточно, и мы проговорим сроки, чтобы из-за этого проблем не возникло. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Покажите список. Школкина Надежда Васильевна, пожалуйста. ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, дорогие друзья! Ну, так мне вас лучше видно и более приятно выступать. Я не могла удержаться, даже не потому, что я автор данного законопроекта и что он был на самом-то деле инициирован прежде всего фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и, надо сказать, при участии Минэкономразвития, за что им огромное спасибо. Но я хочу сказать важное, что он был инициирован даже не нами, как депутатами, а именно нашими гражданами, которые в том числе в ходе встреч с нами, вот Татьяна Лобач подтвердит, постоянно говорили о доступности и качестве предоставляемых услуг в средствах размещения. И если на доступность мы с вами повлиять не можем, потому что здесь спрос и предложение регулируют рынок, то на качество предоставляемых услуг мы с вами повлиять можем. Мы много раз на площадке, в том числе партийной, это обсуждали, и я ещё раз говорю огромное спасибо Минэкономразвития, как профильному министерству, за то, что оно нас услышало и поддержало, и нас поддержал профильный комитет в лице Сангаджи Андреевича, за что ему огромное спасибо. В соответствии с действующим законодательством, так получается, регулированию подлежат только гостиницы, а на самом деле гостиничные услуги сегодня оказывают многие другие средства размещения, о которых мы с вами говорили, и модульные гостиницы, и глэмпинги, и кемпинги, которые по факту сегодня остаются вне поля зрения государства как с точки зрения налогообложения, так и с точки зрения качества предоставляемых услуг. А их количество на самом деле достаточно большое, и с каждым годом оно будет расти. Если мы с вами зайдём на любой, так скажем, известный онлайн-ресурс, то увидим, что где-то 50 тысяч объектов предлагают свои услуги по размещению и из них только 23,6 тысячи объектов классифицированы. Как вы понимаете, это 50 процентов неклассифицированных объектов, которые находятся вне поля регулирования государства. Другой вопрос. На сегодняшний день, несмотря на то что у нас с вами подлежат классификации все объекты размещения, я имею в виду гостиницы, и данная норма действует три года, постоянно идут жалобы от туристов, от граждан на то, что качество предоставляемых услуг и комплектация номеров не соответствуют заявленной категории и заявленным звёздам. И это была наша самая главная задача. Когда мы стали разбираться, выяснилось, что это зависит в том числе и от формального подхода тех организаций и тех экспертов, которые проводят классификацию данных гостиниц. Да что там скрывать, зачастую в этой организации работает один эксперт... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ШКОЛКИНА Н. В. ...по разным направлениям, и, соответственно, он даже не выезжает на объект. Таким образом, мы с вами пытаемся данным законопроектом навести порядок. Первое, ввести классификацию для всех средств размещения, ну, кроме, как мы говорили, детских лагерей, религиозных организаций. Второе, классификацию провести в два этапа. Первый этап - это фактически самооценка. Самооценку делает сам собственник в соответствии с правилами и требованиями, утверждёнными Правительством Российской Федерации, с подтверждением видеофиксацией, поэтому никак это не отразится на стоимости услуг, так скажем, небольшой гостиницы. Второй этап: если собственник хочет присвоить категорию или звёздность своему объекту размещения, он уже подаёт заявку, и как раз таки уже аккредитованная организация и эксперты выезжают и делают соответствующее подтверждение. Вот после процедуры классификации все объекты размещаются в едином реестре. Коллеги, обратите внимание: если объект не находится в этом реестре, он не может больше предоставлять услуги и не может находиться в том числе на агрегаторе, который вам предоставляет услуги по бронированию, это очень важно. Параллельно в законе мы прописываем ответственность этого агрегатора, он не может больше размещать информацию об объекте, который не находится на сегодняшний день в этом реестре. И самое главное, мы с вами не только создаём реестровую модель в отношении аккредитованных организаций, мы с вами - то, что говорила Ирина Анатольевна, - наполняем её смыслом. Мы повышаем сегодня ответственность вплоть до персональной и требования как к самим экспертам, так и, соответственно, к аккредитованной организации, которую мы можем в случае нарушения лишить права аккредитации. Это очень важно. Здесь мы говорили про государственный контроль. Да, он есть, федеральный и региональный, но кто, как не регионы, знает, какое количество средств размещения находится на территории? А с учётом того, что мы им дали туристический налог, о котором мы с вами здесь долго так говорили, они заинтересованы в том, чтобы легализовать этот рынок собственный и поставить их всех максимально на учёт. Таким образом, коллеги, мы с вами подходим к комплексному решению. Почему, ещё раз говорю, для нас это важно? Потому что данный закон - это закон о защите прав потребителей, это закон о повышении качества услуг, предоставляемых всеми средствами размещения, это легализация и прозрачность рынка, это создание равных условий для всех участников рынка с учётом введения туристического налога. Коллеги, это на самом деле закон хороший, его надо поддержать и доработать ко второму чтению. Я вас люблю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна. Включите микрофон на рабочем месте. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо большое. Мы поддержим в первом чтении этот законопроект, потому что он действительно направлен на урегулирование вот этих анархических процессов в туристической деятельности и на то, чтобы многочисленные жалобы ушли в прошлое. Но я хочу ещё раз сказать, что мы будем категорически против открытого перечня, который содержится сейчас в проекте. "Иные средства размещения" - если речь идёт о нежилых объектах, о банях и сараях, нас это не волнует, но сюда же попадёт совершенно точно жилое помещение в многоквартирном доме, где предоставляются гостиничные услуги, так что весь дом стоит на ушах! И сейчас эти жалобы пошли, их много, понимаете? Представляете, что нужно делать гражданину? Гражданину нужно идти в суд и доказывать, что это гостиничные услуги, а не просто краткосрочный наём. Вот нехорошо это, некрасиво просто по отношению к гражданам! Мы защищаем туристов, но не надо забывать, что в многоквартирных домах приезжает в одну квартиру турист, а в ста квартирах не могут жить спокойно, потому что в этой квартире творится бог знает что. И такие жалобы у нас идут, я могу вам их предоставить. Это первое. Второе. Погорячились, конечно, с 1 октября, но это технический момент, который можно, безусловно, исправить. Туристическую деятельность мы поддерживаем, безусловно, но какую? Цивилизованную туристическую деятельность мы поддерживаем. А вот вещи, о которых я сейчас сказала, совершенно недопустимы. Поэтому открытые перечни оставлять нельзя, надо чётко конкретизировать, о чём идёт речь. Спасибо за внимание. Мы будем поддерживать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Включите микрофон в правительственной ложе. ХЕРСОНЦЕВ А. И. Если позволите, я хотел бы два слова сказать. Во-первых, действительно, Галина Петровна, этот законопроект, в принципе понятие "средства размещения" не касается жилья в многоквартирных жилых домах. Напомню, что в соответствии с Жилищным кодексом и с постановлением Конституционного Суда предоставление гостиничных услуг в квартирах запрещается. Поэтому смею вас заверить, что речь идёт только о средствах размещения, не связанных с жильём в многоквартирных жилых домах. И что касается того, что Ирина Анатольевна сказала по поводу использования реестра в целях маркирования различных средств размещения по их доступности для многодетных или, может быть, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, это мы сейчас тоже предусматриваем в техническом задании к реестру, эту тему тоже прорабатываем. Спасибо за общую поддержку всех депутатов. Тема действительно очень важная для нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик - заключительное слово? Кривоносову включите микрофон. КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемые коллеги, я считаю, что данный законопроект имеет большое значение для развития внутреннего туризма в нашей стране, чтобы в плане качества средств размещения повышался уровень и чтобы наши туристы не оставались разочарованными, тогда мы сможем предоставлять услуги на высоком, конкурентоспособном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", пункт 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 31 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.