Заседание № 270
19.02.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 673752-8 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения ответственности за оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3589 по 3698 из 4594
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данная инициатива тоже касается наших автолюбителей. Я обращаю внимание, что в газете "Коммерсантъ" от 16-го числа вышла статья "Число аварий на дорогах за год почти не изменилось", где приводится подробная статистика за прошлый год относительно того, как у нас складывается дорожная обстановка с точки зрения аварийности, роста количества камер, поэтому мы убеждены в том, что камеры чаще развешивают для того, чтобы пополнять бюджет и давать возможность аффилированным структурам работать и зарабатывать на автолюбителях. Но данная инициатива, которую мы сейчас рассматриваем, о другом, тоже болезненная тема, она связана с существующей ответственностью за оставление места ДТП. Место ДТП водители оставляют по разным причинам: бывает умышленно, бывает абсолютно неумышленно, а бывает, попадают в лапы мошенников. Но ответственность сегодня достаточно жёсткая - лишение права управления транспортным средством на срок от года до полутора лет либо административный арест до 15 суток. Что предлагаем мы? Мы предлагаем сохранить право, закреплённое сегодня в КоАП, только суду решать, виновен или невиновен, но дополнить линейку наказаний административным штрафом в размере 10 тысяч рублей и дать право судье определять срок лишения прав: не от года до полутора лет, а просто прописать "до полутора лет", чтобы судья сам мог определить срок лишения прав в зависимости от того, что произошло на дороге, по каким причинам. Причины, ещё раз подчёркиваю, бывают разные. Мошенники используют разные способы: делают искусственное ДТП, водитель уезжает, не зная о том, что была якобы авария, потом его находят, говорят, что он совершил ДТП, надо бампер отремонтировать, ремонт стоит очень больших денег - то есть это такое лёгкое, скажем так, вымогательство, - в противном случае обещают лишить его права управления транспортным средством. Ну и конечно, судебные истории заканчиваются именно такими последствиями. Кроме того, бывают бытовые ситуации, когда во дворе два соседа столкнулись, один оставил записку, уехал, готов был потом компенсировать (там небольшое повреждение), но это уже было зафиксировано сотрудниками ДПС, приехавшими по просьбе пострадавшей стороны, и уже возбуждено административное дело, соответственно, суд привлекает к ответственности водителя с последующим лишением прав. Иногда в суде водители ходатайствуют о том, чтобы их арестовали на срок до 15 суток, говоря о том, что им проще отсидеть несколько дней, или неделю, или две недели, чем лишиться права управления транспортным средством, в том числе потому, что у них работа связана порой с управлением транспортным средством. Мы предлагаем, ни в коем случае не потакая тем, кто покидает место ДТП, дать право судам выносить иное решение с учётом всех обстоятельств. Эта инициатива была подготовлена вместе с нашим экспертным сообществом, с различными автомобильными организациями, которые занимаются вопросами защиты прав автомобилистов. И правоприменительная практика свидетельствует о том, что нам необходимо скорректировать. Очень часто лишаются прав те, кто попал в сложную жизненную ситуацию только потому, что либо не знал, либо его спровоцировали, либо они договорились, что у них нет взаимных претензий, и он покинул место ДТП, а другой участник ДТП вызвал сотрудников для провокации, для выманивания денег, либо они работают в связке. Есть разные схемы, и отсутствие штрафа позволяет потом водителя пугать, давить на него, в том числе в корыстных, мошеннических схемах. Вот давайте защитим права водителей, сохранив серьёзное наказание для тех, кто покинул место ДТП, когда есть трупы, есть жертвы, ну, это уже уголовные статьи, когда есть серьёзные повреждения транспортных средств. Но есть совершенно другие ситуации, а у суда просто отсутствует санкция, которую можно применить, поскольку в административном законодательстве штраф не предусмотрен. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Александра Павловича Тетердинко. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В случае принятия данного закона мы создадим огромную, колоссальную правовую лазейку для тех водителей, которые совершают ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В случае принятия этого закона водители, которые совершают пусть небольшое ДТП, пусть не сопряжённое с человеческими жертвами, но совершают его в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, просто будут покидать место совершения ДТП в надежде на то, что их не лишат прав, не привлекут к какой-то более существенной ответственности, в надежде на то, что они потом отделаются штрафом 10 тысяч рублей, потому что, если водитель покинул место ДТП в таком состоянии, потом уже будет совершенно невозможно доказать, что он совершил ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В случае принятия этого закона все усилия, которые Государственная Дума и правительство в последние годы прилагали для борьбы с водителями, которые передвигаются по дорогам в неадекватном состоянии, будут перечёркнуты. Правительство данный законопроект не поддерживает. Профильный комитет Совета Федерации данный законопроект не поддерживает. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству также просит вас, уважаемые коллеги, данный законопроект отклонить в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 25 сек.) Проголосовало за 16 чел.3,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 41 чел. Не голосовало 409 чел.90,9 % Результат: не принято Отклоняется.