Заседание № 58
12.11.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 67360-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об установлении порядка формирования доходов бюджетов закрытых административно-территориальных образований).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3184 по 3347 из 7189
Пункт 19, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части особенностей формирования доходов бюджетов закрытых административно-территориальных образований). Законодательное Собрание Владимирской области доверило представлять законопроект депутату Госдумы Игорю Николаевичу Игошину. Пожалуйста. ИГОШИН И. Н., фракция "Единая Россия". Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию внесенный Законодательным Собранием Владимирской области законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Предлагаемые законопроектом изменения, направленные на установление особого порядка формирования доходов бюджетов закрытых административно-территориальных образований, были подготовлены и внесены без учета федерального закона № 120-ФЗ от 20 августа этого года, по сути дела, просто-напросто законопроект был внесен задолго до принятия нами законов по перераспределению полномочий и, соответственно, закона № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". В связи с этим законопроект, по сути дела, утратил актуальность, но и авторы законопроекта, и я, как представитель авторов, хотели бы ваше внимание, уважаемые коллеги, привлечь к проблеме формирования доходной части бюджетов закрытых административно-территориальных образований. Как мы знаем, на 2005 год эта проблема решена, финансирование оставлено прямой строчкой в федеральном бюджете, но в 2006 году эта проблема будет стоять очень остро. В соответствии с предыдущей, существовавшей до принятия изменений, о которых я уже сказал, редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование бюджетов закрытых административно-территориальных образований осуществлялось с учетом следующих особенностей: в доходы бюджета ЗАТО в полном объеме направлялись все виды федеральных, региональных и местных налогов и иные поступления, собираемые на территории ЗАТО; при недостаточности собственных и регулируемых доходов бюджету ЗАТО выделялись из федерального бюджета дотации на финансирование расходов, связанных с функционированием органов местного самоуправления; размер указанных дотаций утверждался именно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, для закрытых административно-территориальных образований был установлен особый порядок формирования налоговых доходов и получения финансовой помощи напрямую из федерального бюджета. В настоящее время в ходе реформирования межбюджетных отношений формирование доходной части бюджетов ЗАТО предлагается - фактически мы приняли это решение уже - осуществлять в общем порядке, установленном для всех муниципальных образований. Этот порядок не учитывает особого статуса закрытых административно-территориальных образований. Так, согласно статье 80 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ЗАТО являются городскими округами. Таким образом, на них распространяются нормы, регулирующие порядок формирования доходов бюджетов городских округов. Это предполагает включение бюджетов ЗАТО в единую систему межбюджетных отношений, но при этом не учитывается функциональное назначение ЗАТО: не учитывается то, что на их территории располагаются промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны. Присутствие на территории ЗАТО таких объектов предполагает их особое месторасположение, особый режим проживания граждан, ограничения на осуществление хозяйственной деятельности. Вот на это, наверное, стоит обратить особое внимание, поскольку нынешним законодательством мы формируем бюджет ЗАТО по обычному принципу, говорим: сами создавайте свою доходную базу, и в то же самое время этим же самым законодательством мы ограничиваем хозяйственную деятельность на территории ЗАТО. Поэтому с учетом особенностей выполнения общегосударственных задач, как правило оборонного характера, и был ранее установлен особый порядок формирования доходов бюджетов закрытых административно-территориальных образований. На основании изложенного Законодательное Собрание Владимирской области посчитало целесообразным зачислять все виды местных, региональных и федеральных налогов и сборов в полном объеме в бюджеты ЗАТО, для чего потребовалось внести изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На заседании профильного Комитета по вопросам местного самоуправления было принято решение сформировать рабочую группу в целях изучения ситуации с формированием доходов ЗАТО и подготовки соответствующих предложений по изменению законодательства начиная с 2006 года. Понимая, что указанный законопроект утратил свою актуальность в связи с принятием нами в августе пакета законопроектов о разграничении полномочий, и в частности изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, и что, соответственно, закон в связи с утратой актуальности рекомендован профильным комитетом к отклонению, я тем не менее хотел бы обратиться к депутатам, особенно к тем, на территории округов которых находятся закрытые административно-территориальные образования, с просьбой принять активное участие в работе группы. И я думаю, что мы, Государственная Дума в целом, должны подготовить к 2006 году особый порядок формирования доходной части бюджетов закрытых административно-территориальных образований, учитывающий особенности этих образований. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Пожалуйста, Владимир Семёнович Мокрый, председатель комитета, содоклад. МОКРЫЙ В. С. Уважаемые коллеги, я хотел бы прежде всего подчеркнуть, что действительно существует эта проблема в закрытых административно-территориальных образованиях, и с этой целью мы создали специальную комиссию при комитете, чтобы более предметно разобраться в сложившейся ситуации, но данный законопроект, который внесен нашими коллегами из Владимирской области, честно говоря, не относится к предмету регулирования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Это является предметом регулирования Бюджетного кодекса и закона о закрытом административно-территориальном образовании. Поэтому Комитет по вопросам местного самоуправления рекомендовал данный законопроект отклонить. Заключения Правового управления и правительства аналогичные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, правительство спросим, вы, комитет, за себя говорите. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Первое чтение. Пожалуйста, депутат Макашов. К кому вопрос? МАКАШОВ А. М. Вопрос к председателю комитета. Первый вопрос: нужны ли, как их назвали, ЗАТО? Нужны ли эти образования? Второй: что с ними делать, если они уже были созданы для нужд государства, и Советского Союза, и России? И третье. Пока мы будем здесь канаться, кто верхний, кто нижний, эти ЗАТО сами закроются, сами они вымрут на радость, конечно, нашему вероятному противнику (и не говорите, что его у нас нет), и всё, что производилось или делалось в этих городках, само там вымрет. Я предлагаю прислушаться к мнению регионов, в данном случае Владимирской области... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, ясна позиция. Ну, вопросов нет. Это пожелание. Владимир Семёнович. МОКРЫЙ В. С. Я могу только сказать, Альберт Михайлович, что, безусловно, ЗАТО создавало государство в государственных интересах. Ну, понятно, что там за объекты находятся - прежде всего связанные с вопросами безопасности, вопросами обороны и так далее. Но тот законопроект, который внесли наши коллеги из Владимирской области, не регулирует тех проблем, просто нельзя проблемы ЗАТО решать в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Это должно решаться в Бюджетном и Налоговом кодексах. Законопроект несет прежде всего идею зачисления доходов от всех видов местных и региональных налогов и федеральных налогов и сборов, собираемых на территории ЗАТО, в полном объеме в бюджеты ЗАТО. Это не регулируется законом "Об общих принципах...", только поэтому мы рекомендовали отклонить. Но, понимая значение ЗАТО, чтобы глубже это проработать этот вопрос вместе с правительством, мы создали комиссию в комитете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МОКРЫЙ В. С. Как только будет, мы доложим вам и парламенту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить? Нет. Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета вы знаете. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 52 сек.) Проголосовало за 83 чел.18,4% Проголосовало против 16 чел.3,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0% Результат: не принято Законопроект не принят.