Заседание № 238
О проекте федерального закона № 673251-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения перечня оснований для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и совершенствования механизма предоставления социальных гарантий членам семьи таких сотрудников).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Мария Валерьевна Бутина. БУТИНА М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, добрый день! Проект федерального закона подготовлен в целях оптимизации оснований для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудников, проходивших службу в учреждениях в органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, и совершенствования механизма предоставления социальных гарантий членам семей таких сотрудников. По сути дела, сегодня перечень оснований для увольнения сотрудников со службы в учреждениях и органах существенно расширился, поскольку в 2016, 2018 и 2019 годах мы с вами приняли ряд специальных законов о прохождении службы в учреждениях и органах. Федеральный закон № 283-ФЗ был принят ещё в 2012 году, и он не учитывает всех новых оснований для увольнения, из-за чего единовременное пособие выплачивается сотрудникам, дискредитировавшим себя во время службы. По сути дела, если вы посмотрите текст самого закона и предлагаемых нами поправок, то вы увидите, что сегодня предусматривается выплата единовременного пособия, например, сотрудникам, которые были уличены в употреблении наркотических средств или были уволены в связи со служебным несоответствием либо привлечением к уголовной ответственности. Сегодня мы предлагаем это исправить, сократить затраты бюджетных ассигнований на выплату единовременного пособия таким уволенным сотрудникам и направить указанные средства, например, на выплату денежного довольствия тем сотрудникам, которые зарекомендовали себя как раз должным образом. Кроме того, считаю не менее важным и второе изменение, которое мы предлагаем внести в закон, - это усовершенствование механизма предоставления социальных гарантий членам семей сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах. Законопроектом, обращаю ваше внимание, уточняется круг лиц - получателей возмещения за вред, связанный с выполнением служебных обязанностей и причинённый имуществу сотрудника. По сути дела, сегодня в законе существует следующая проблема: в первых статьях имеется понятие "члены семьи", далее по тексту неоднократно употребляется понятие "близкие родственники". Проанализировав Семейный и Жилищный кодексы, мы пришли к выводу, что необходимо прийти к единой трактовке, в противном случае, когда речь идёт о выплате членам семьи сотрудника, например, пособия либо о выплате в связи с причинённым ущербом, к сожалению, требуется достаточно длительное время, чтобы установить, собственно, кому можно выплачивать. Обращаю ваше внимание, что, например, в случае причинения вреда имуществу, принадлежащему супругу (супруге) сотрудника, в связи с выполнением последним служебных обязанностей возникает юридическая неопределённость - вот как раз эта проблема, вот это то, что уже касается того, как я пришла к этому законопроекту, - и, к сожалению, может последовать отказ в возмещении ущерба. Собственно, вот эти поправки предполагают внесение коррективов, чтобы больше разночтений не возникало. Хочется также отметить, что законопроект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, доработан - у правительства были замечания - с учётом замечаний правительства. Формулировки, используемые в законопроекте, соответствуют федеральным законам, регулирующим прохождение службы в Федеральной службе судебных приставов, ФСИН России, МЧС России и Федеральной таможенной службе. Прошу вас поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мария Валерьевна. Присаживайтесь. С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассматриваемый проект федерального закона поддерживает, поддерживает по тем доводам и основаниям, которые были изложены в докладе автора законопроекта, Марии Валерьевны. Как мы видим, речь идёт о том, чтобы расширить перечень оснований, при которых не выплачивается единовременное пособие при увольнении сотрудников, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах, речь идёт о тех лицах, которые уволены в связи с тем или иным дисциплинарным взысканием, отрешением от занимаемой должности в связи с утратой доверия и так далее. Напомню, что подобные нормы нами приняты и уже реализуются в органах внутренних дел. Поддерживая концепцию данного проекта федерального закона, мы также обращаем внимание на то, что по законопроекту имеется ряд замечаний. В частности, положение проекта федерального закона, которое предусматривает невыплату единовременного пособия при увольнении сотрудника в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, по причине нарушения обязательств перед государством по соблюдению требований законодательства о государственной тайне, следует привести в соответствие с уже действующим Законом Российской Федерации "О государственной тайне" в части, касающейся используемой терминологии и уточнения оснований для отказа в допуске к государственной тайне. Правительство Российской Федерации данный проект федерального закона поддерживает с учётом замечаний, о которых я только что сказал. У Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по проекту федерального закона нет, имеющиеся замечания могут быть учтены при подготовке проекта федерального закона ко второму чтению. Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Таким образом, учитывая, что принятие федерального закона позволит обеспечить принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, который предполагает законодательное закрепление единого подхода к вопросам прохождения государственной службы, комитет по безопасности предлагает данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. По этим же основаниям - скажу, чтобы не выступать дважды, - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона тоже поддерживает. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Мария Валерьевна, вы своё место займите. Могут быть вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Анатолий Борисович, вот в отношении всех случаев всё понятно, кроме одного: "в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника". Вот, я так понимаю, где-то есть закрытый перечень проступков, которые порочат честь сотрудников, там, МЧС, таможенной службы и других органов? Или это на усмотрение начальства больше будет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Эти вопросы урегулированы подзаконными нормативными правовыми актами, и в случае если будет принят закон в этой части, то, соответственно, данные вопросы будут урегулированы в органах власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Анатолий Борисович, и вы в своём докладе сказали, и в заключении вашего комитета говорится о том, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет концептуальных замечаний по законопроекту. Но в самом заключении Правового управления обращается внимание, что этот проект, эти положения частично не могут быть применены в отношении сотрудников таможенных органов России, поскольку отсутствуют в Федеральном законе "О службе в таможенных органах...". Это же касается федеральной противопожарной службы, поскольку они отсутствуют в законе о противопожарной службе, то же самое касается органов принудительного исполнения. Скажите, если это не концептуальные замечания, которые могут быть ко второму чтению учтены, тогда что это - заведомо продуманная позиция, которая изложена в этом законопроекте? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Нина Александровна, вы, как всегда, крайне точны в своих выступлениях, замечаниях, предложениях и так далее. Конечно, эти замечания мы видели, мы прорабатывали вместе с Правительством Российской Федерации, администрацией президента. Мы понимаем, что ряд недочётов могут создать конфликт с другими законами, профильными законами, базовыми законами, и мы, конечно же, будем их устранять при подготовке проекта федерального закона ко второму чтению. Концептуально линия будет выдержана, и ко второму чтению, я думаю, и по предыдущему вопросу, и по этому вопросу мы, конечно же, будем дорабатывать законопроект, есть над чем работать. Спасибо за обращение, за то, что вы обратили внимание на эти недочёты. Если будет желание, мы приглашаем вас вместе доработать законопроект, поработать над поправками ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемая Мария Валерьевна, предлагаемое в законопроекте изменение позволит сократить траты бюджетных ассигнований на выплату единовременных пособий уволенным сотрудникам и направить указанные средства, например, на выплату денежного довольствия сотрудникам. Я так понимаю, за счёт невыплаты данных пособий правительство, видимо, сокращает траты бюджетных ассигнований. Вопрос: как вы думаете, не приведёт ли данное изменение законодательства к злоупотреблениям на местах со стороны руководителей учреждений? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Бутиной включите микрофон. БУТИНА М. В. Уважаемые коллеги, обратите внимание, я указывала в выступлении, что перечень для невыплаты этого пособия говорит сам за себя. Я с трибуны приводила вам примеры: сотрудник был уличён в употреблении наркотических средств или был уволен в связи с тем, что совершил уголовное деяние. Всё представляется совершенно логичным: с одной стороны, мы не даём поощрения тем людям, которые нарушили закон и были уволены с занимаемой должности, с другой стороны, этими же средствами поощряем тех сотрудников, которые достойно выполняют свой долг и с честью служат нашей Родине. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 34 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.