Заседание № 234

24.09.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 673197-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" (в части введения института небанковских поставщиков платёжных услуг)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3702 по 3900 из 5571
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О национальной платёжной системе" (в части введения института            
небанковских поставщиков платёжных услуг)".                                     
                                                                                
Доклад и содоклад Анатолия Геннадьевича Аксакова.                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом        
вводится новый субъект на платёжном рынке - небанковский поставщик платёжных    
услуг. Он будет вправе оказывать услуги по инициированию переводов денежных     
средств и услуги по их переводу. Чтобы приобрести такие функции, небанковская   
платёжная организация должна соответствовать определённым квалификационным      
требованиям, включая требования к руководителю, к бухгалтеру, к службе          
внутреннего контроля, образовательные требования, требования опыта работы,      
отсутствия судимости и так далее. Также устанавливаются требования к            
финансовому состоянию, финансовые требования, в том числе к уставному           
капиталу такой организации, в зависимости от перечня услуг, которые данная      
организация будет на этом рынке оказывать. Ну и устанавливаются требования по   
соблюдению законодательства, связанного с борьбой с отмыванием капиталов,       
полученных преступным путём. Эти организации будут подотчётны Центральному      
банку. Ну а переводы, осуществляемые соответствующими организациями, будут      
проводиться не через счета коммерческих банков, а через специальные счета,      
которые будут открываться в Банке России. И на эти счета нельзя будет           
наложить арест, в случае если к соответствующей организации будут какие-то      
претензии, и эти средства нельзя будет взыскать.                                
                                                                                
Законопроект позволит повысить конкуренцию на этом рынке и, с нашей точки       
зрения, снизит тарифы на оказание соответствующих услуг. Сейчас, по данным      
Центрального банка, кредитные организации взимают с получателей                 
соответствующих услуг от 1 до 1,8 процента от суммы перевода. По той            
информации, которую мы получили от Центрального банка, они собираются           
установить пока предварительно комиссию в размере 20 рублей за один перевод -   
это гораздо меньше, чем то, что сегодня кредитные организации взимают с тех,    
кто пользуется их услугами при осуществлении соответствующего платежа. Таким    
образом, принятие этого закона поможет снизить цены на конечный продукт для     
потребителей, повысит конкуренцию на рынке платёжных услуг и простимулирует     
банки-эквайеры снизить свои комиссии.                                           
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич.                                                        
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, концепция законопроекта понятна и, конечно      
же, поддерживается. Мы под вашим руководством были авторами закона о            
партнёрском исламском финансировании. Эксперимент - прошёл год - идёт очень     
успешно, у рынка очень позитивные ожидания. В реестре 24 участника и            
небольшое количество некредитных организаций. Мы пока не справились с           
ситуацией, они неактивно участвуют в этом эксперименте. Нельзя ли рассмотреть   
возможность поощрить эти некредитные организации - они прошли большой           
конкурс, который сегодня предусмотрен для вступления в реестр, - и таким же     
образом включать при их желании и соответствии требованиям в реестр, который    
вы сегодня предлагаете в рассматриваемом законопроекте?                         
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Айрат Закиевич, ну я бы так позитивно не отозвался об   
опыте, который реализуется. В Татарстане, да, активно идёт процесс - 75         
процентов организаций, которые занимаются исламским финансированием, как раз    
зарегистрированы в Татарстане. Три остальных субъекта Федерации, к сожалению,   
не так активны в этом процессе. И мы сейчас думаем, что необходимо сделать      
для изменения законодательства о партнёрском финансировании, для того чтобы     
простимулировать более активную работу на этом рынке и в других субъектах       
Федерации, которые включены в эксперимент.                                      
                                                                                
Что касается вашего предложения, я-то не против, но насколько оно будет         
соответствовать интересам тех организаций, которые мы сюда включим? Здесь       
очень простые операции, только перевод с одного счёта на другой счёт, а         
исламское финансирование всё-таки предусматривает зарабатывание на финансовых   
операциях. То есть там даёшь деньги в долг с прицелом на то, что ты получишь    
больше обратно. Вот здесь этого нет. Давайте посмотрим, если что-то             
заинтересует тех, кто занимается исламскими финансами, мы готовы посмотреть и   
имплементировать в этот законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разворотнева Светлана Викторовна.                         
                                                                                
РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, я не финансист, поэтому вот мне как раз не      
вполне понятна цель создания таких организаций. Если, как вы говорите, не       
вполне устраивают условия деятельности банков, может быть, было бы проще        
отрегулировать их, условия их деятельности, в том числе со стороны              
Центробанка, а не множить сущности?                                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Самый лучший регулятор - это всё-таки конкуренция. Если мы        
будем зажимать регулирование кредитных организаций, у них всегда будут          
доводы, оправдывающие то, что они устанавливают такие тарифы, и будет спор,     
кто прав, кто виноват. Проще создать большие возможности для конкурентной       
среды, и конкурентная среда сама приведёт к тому, что тарифы снизятся.          
Поэтому я всё-таки сторонник рыночного регулирования этого процесса, и мы как   
раз внедряем на этот рынок больше участников - значит, больше конкуренция.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, законопроект поддерживаем.     
Вопрос уточняющий. Я ознакомилась с законопроектом и наткнулась на мнение       
Ассоциации компаний интернет-торговли, которая обеспокоена тем, что с           
принятием закона маркетплейсы будут вынуждены менять бизнес-модель, что         
повлечёт за собой затраты и другие риски. Также высока вероятность, что         
онлайн-площадкам будет проще отключить проведение платежей через них, а         
значит, пользователям придётся или платить наличными, или переводить            
исполнителям средства на карту, или использовать другие схемы. Сейчас           
маркетплейсы обеспечивают безопасность расчётов между поставщиками и            
потребителями, выступая как бы гарантом таких сделок. Оправданны ли опасения    
представителей бизнеса, как считаете?                                           
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Неоправданны, потому что это дело добровольное: захотят           
маркетплейсы работать на этом рынке, оказывать соответствующие услуги,          
зарабатывать - на здоровье, они это будут делать, не захотят - не будут         
делать, соответственно, ничто им не мешает заниматься тем, на чём они           
зарабатывают, так что никаких рисков для участников рынка нет, наоборот,        
появляются дополнительные возможности зарабатывать на оказании                  
соответствующих услуг.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Анатолий Геннадьевич, в числе условий включения небанковских     
поставщиков платёжных услуг в реестр предусмотрены такие, как соответствие      
требованиям к деловой репутации и к финансовому состоянию. Могли бы вы более    
полно раскрыть эти требования? И как вы считаете, насколько целесообразно их    
конкретизировать при подготовке проекта федерального закона к рассмотрению во   
втором чтении, чтобы исключить чрезмерную вариативность со стороны              
правоприменителя?                                                               
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Ну, если была судебная практика, если человек был судим,          
очевидно... В законе это прямо прописано: лицо, занимающее руководящие          
позиции в соответствующей организации или являющееся учредителем этой           
организации... Это уже, ну, ставит заслон, не позволяет, чтобы эта              
организация занималась соответствующим видом деятельности, ну и плюс            
различные другие случаи, которые связаны с недобросовестным поведением на       
рынке, долги у организации, которой он руководит, - всё это ставит заслон, не   
позволяет, чтобы такая организация могла работать на этом рынке.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яровая Ирина Анатольевна.                                 
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Анатолий Геннадьевич, у меня вопрос про безопасность граждан. Вот смотрите, у   
нас даже банки сегодня, при той огромной, мощной системе их вложений в          
систему безопасности интересов вкладчиков и субъектов, осуществляющих           
перечисление денежных средств, к сожалению, констатируют, что                   
кибермошенничество имеет сумасшедшие масштабы. Вот вы, вводя новую сущность,    
каким образом видите обеспечение этой части вопроса? Кто будет инвестировать    
в эту безопасность? Как будут защищены персональные данные субъектов,           
осуществляющих перечисления? А самое главное, они что, будут иметь и доступ к   
единому реестру данных, который сегодня формируется для банков? То есть как     
будут обеспечены и защищены права граждан? Те средства, которые                 
перечисляются, - это даже малые риски, вопрос о данных, которые касаются        
большего объёма интересов, прав и возможностей наших граждан.                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Прежде всего, все требования, жесточайшие требования, которые     
предусмотрены к финансовым организациям, здесь как раз вводятся для того,       
чтобы обеспечить безопасность средств граждан. Ну и эта безопасность в том      
числе обеспечивается тем, что деньги будут переводиться уже не через            
кредитные организации, а через счета Центрального банка. Эти деньги будут       
зафиксированы, будут учитываться на счёте Центрального банка. Даже если         
поставщик соответствующей услуги будет замешан в каких-то неблаговидных         
делах, человек защищён: его деньги находятся на счёте Центрального банка и      
никто на них покуситься не может, их нельзя изъять и перечислить даже тем,      
кто имеет претензии к этой организации. Так что, с нашей точки зрения, мы       
очень серьёзно подошли к тому, чтобы максимально обеспечить безопасность        
граждан. Ну и плюс, ещё раз хочу подчеркнуть, это касается фактически только    
одного вида финансовой операции, которая интересы граждан... Вот по смыслу      
самого законопроекта интересы граждан в части защиты их денег защищены, на      
мой взгляд, вообще на сто процентов, поскольку деньги будут двигаться по        
системе Центрального банка.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель     
президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Нет.               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О национальной платёжной системе" (в части введения          
института небанковских поставщиков платёжных услуг)", пункт 16.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.