Заседание № 137
23.12.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 67304-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части установления механизма вытеснения мелких акционеров из акционерного общества; принят в первом чтении 7 июля 2004 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4069 по 4164 из 5529
Вопрос 23. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Доклад члена Комитета по собственности Александра Александровича Агеева. Пожалуйста. АГЕЕВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 7 июля 2004 года. Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный законопроект после его доработки ко второму чтению и предлагает его отклонить при рассмотрении во втором чтении по следующим основаниям. Законопроект предлагает внести в Федеральный закон "Об акционерных обществах" изменения, в соответствии с которыми в случае приобретения лицом самостоятельно или совместно с аффилированным лицом (лицами) более 90 процентов размещенных обыкновенных акций общества указанное лицо вправе требовать от остальных акционеров продажи принадлежащих им обыкновенных акций общества по рыночной цене, подтвержденной независимым оценщиком. В соответствии с положениями указанного законопроекта, если акционер не ответил на предложение о выкупе принадлежащих ему акций, приобретатель имеет право обратиться к держателю реестра акционеров общества с требованием о списании с лицевого счета акционера акций и зачислении их на лицевой счет приобретателя. При этом денежные средства в счет оплаты выкупаемых акций у миноритарного акционера депонируются на счет нотариуса. При подготовке законопроекта к рассмотрению в первом чтении комитет отметил ряд существенных недостатков, в частности, положения законопроекта распространяются на случаи, когда владельцем миноритарного пакета акций является государство или муниципальное образование. При этом возникнет правовая коллизия с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". В законопроекте не разделены случаи выкупа акций, когда приобретателем является акционерное общество и когда приобретателем является владелец 90-процентного пакета акций, хотя это разные случаи и их нельзя имплантировать в существующую статью 75 "Выкуп акций по требованию акционера" Федерального закона "Об акционерных обществах". Остался нерешенным вопрос об обоснованности положений законопроекта, в соответствии с которыми приобретатель вправе кроме обыкновенных акций, принадлежащих миноритариям, выкупить также и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции. Комитет считает недостаточно обоснованным положение законопроекта о распространении особых прав и обязанностей приобретателя 90 процентов обыкновенных акций акционерного общества на случаи приобретения такого пакета акций лицом совместно со своими аффилированными лицами, так как на практике будет невозможно доказывать аффилированность или неаффилированность лиц по отношению друг к другу. Следует отметить, что акционерное общество ведет только перечень лиц, аффилированных по отношению к обществу. Законопроект не предусматривает положения, обеспечивающие государственный антимонопольный контроль при осуществлении процедуры выкупа лицом у остальных акционеров обыкновенных акций. Также законопроект нуждается в приведении в соответствие с правовой нормой статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе и добровольности заключения договоров. Редакция, в которой законопроект был принят в первом чтении, была поддержана Президентом Российской Федерации. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению комитет пришел к выводу, что невозможно устранить недостатки, выявленные при его подготовке к рассмотрению в первом чтении, без изменения концепции указанного законопроекта. Кроме того, Государственной Думой был принят в первом чтении проект федерального закона № 162770-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и другие законопроекты, внесенные депутатами Пепеляевой и Плигиным. Указанный законопроект в настоящее время подготовлен к рассмотрению во втором чтении, он во многом решил те задачи, которые предполагалось решить в обсуждаемом сейчас проекте федерального закона, в связи с чем последний утратил свою актуальность. Учитывая изложенное, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при его рассмотрении во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть необходимость обсуждать данный вопрос? Нет необходимости. Ставится на голосование проект постановления об отклонении проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", принятого в первом чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 38 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 40
07.07.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 67304-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части установления механизма вытеснения мелких акционеров из акционерного общества).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7056 по 7104 из 7696
Пункт 22 - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Доклад Виктора Семёновича Плескачевского. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект не очень длинный, направлен на решение очень простой проблемы. Дело в том, что сегодня в российском праве предусматривается возможность преобразования частных предприятий, в частности обществ с ограниченной ответственностью, в публичную форму - в акционерные общества. А вот возможность обратного преобразования - акционерных обществ в частные предприятия - осложняется многими процессуальными нормами. Мы уже говорили о том, что в результате приватизации в России в отличие от многих развитых стран образовались десятки тысяч акционерных обществ, потому что был предусмотрен единственный способ преобразования государственного унитарного предприятия - только в акционерное общество. В результате, скажем, в Германии всего девятьсот акционерных обществ, а в России десятки тысяч, и в последующей приватизации образуется столько же. Поэтому, для того чтобы упростить эту процедуру, мы использовали нормы, имеющиеся во всех развитых правовых системах и позволяющие при соблюдении определенных процедур, которые учитывали бы права миноритарных акционеров (в частности, это справедливость возмещения за акцию, соблюдение определенных сроков и так далее), тем не менее создать механизм, позволяющий преобразовываться публичным обществам в частные предприятия. Спасибо. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Виктору Семёновичу Плескачевскому? Кто хотел бы выступить? Представитель правительства и представитель президента, нет желания? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 44 мин. 27 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4% Результат: принято Принимается.