Заседание № 271
О проекте федерального закона № 672981-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" (в целях совершенствования порядка использования электронной подписи).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи". Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По данному законопроекту проведены все экспертизы, замечаний нет. Комитет просит принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 40 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 270
О проекте федерального закона № 672981-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" (в целях совершенствования порядка использования электронной подписи).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи". Докладывает Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В первом чтении законопроект был принят 17 февраля этого года. Он направлен на совершенствование процедур применения электронной подписи в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Поступило девять поправок, две из них комитет рекомендует к принятию, они включены в таблицу поправок № 1, семь рекомендуется к отклонению, они включены в таблицу поправок № 2. Просим проголосовать за указанные таблицы, принять законопроект во втором чтении и включить его в повестку на 22 декабря для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. По таблице поправок № 1 есть вопросы? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 53 сек.) Проголосовало за 242 чел.53,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Принимается. По таблице поправок № 2 есть вопросы? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 18 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 30 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 672981-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" (в целях совершенствования порядка использования электронной подписи).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи". Докладывает Олег Борисович Пак, статс-секретарь - заместитель министра связи и массовых коммуникаций. ПАК О. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи". Законопроект разработан во исполнение плана законопроектной деятельности правительства и направлен на совершенствование использования электронной подписи гражданами и организациями при взаимодействии с органами государственной власти, а также в гражданских правоотношениях. Законопроектом вводится единый формат электронной подписи, а также устанавливается запрет на введение дополнительных требований к электронной подписи со стороны операторов информационных систем, в том числе если такими операторами являются органы государственной власти. Это позволит гражданам и организациям иметь одну универсальную электронную подпись, применяемую во всех правоотношениях, в том числе для взаимодействия с органами государственной власти при получении государственных и муниципальных услуг. Также законопроектом предусматривается возможность просмотра электронных документов, подписанных электронной подписью, не только средствами самой электронной подписи, но и иными техническими средствами, например мобильными телефонами и планшетными устройствами, что будет способствовать более массовому использованию электронной подписи. Кроме того, законопроектом усиливаются требования к удостоверяющим центрам, а также вводится процедура идентификации заявителей удостоверяющими центрами с использованием государственных баз данных. Законопроект согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными органами исполнительной власти. Реализация закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. С учётом изложенного прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Борисович, присаживайтесь. С содокладом выступает Дмитрий Иванович Савельев. Включите микрофон. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В целом концепция законопроекта может быть поддержана, однако комитет считает необходимым обратить внимание на отдельные замечания, которые должны быть приняты во внимание при доработке законопроекта ко второму чтению. Первое. Нуждается в дополнительном обосновании проектируемое законопроектом введение дополнительного требования к средствам электронной подписи, используемым для создания и проверки любых электронных подписей в виде обязательной возможности создавать электронную подпись в формате, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и обеспечивающим возможности её проверки всеми средствами электронной подписи. Второе. Часть четвёртая статьи 13 федерального закона излагается в новой редакции, предусматривающей право удостоверяющего центра наделять третьих лиц полномочиями по вручению сертификатов ключей проверки электронной подписи вместо полномочий по созданию и выдаче указанных сертификатов. В связи с этим полагаем необходимым дать определение содержания понятия "вручение сертификатов ключей проверки электронных подписей". Далее, третье. Законопроектом предлагается установить новое требование к аккредитованному удостоверяющему центру по обязательному выполнению порядка реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнению его обязанностей, установленных аккредитованным удостоверяющим центром в соответствии с утверждёнными уполномоченным федеральным органом требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнению обязанностей. Комитет отмечает, что основные требования к указанному порядку целесообразно закрепить на уровне федерального закона, тем более что наличие такого порядка проектируется в качестве одного из обязательных требований при выдаче аккредитации удостоверяющим центрам. Четвёртое. Нуждается в дополнительной проработке и обосновании необходимость введения обязанности аккредитованных удостоверяющих центров получать информацию из государственных информационных ресурсов в целях установления личности заявителя и проверки представленной им информации, а также установления перечня сведений, получаемых удостоверяющими центрами. Обязанность на основании соответствующих документов установить личность заявителя - физического лица, обратившегося к аккредитованному удостоверяющему центру за получением квалифицированного сертификата, а также получить от лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата уже закреплена в действующем законодательстве, и данный порядок не предполагается менять в представленной редакции законопроекта. Учитывая изложенное, Комитет по финансовому рынку считает возможным поддержать проект федерального закона при условии его доработки ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Иванович. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н. Уважаемый Олег Борисович, буквально два дня назад в СМИ появилась информация о том, что некие хакеры новыми способами похитили почти миллиард долларов, по-моему, из ста банков по всей планете. Это говорит о том, что практически ни одна информационная система, даже такая, как банковская система, не защищена от проникновения хакеров. Вот мы сейчас начинаем повсеместно, во всех наших организациях, в том числе и в государственных, вводить электронный документооборот, электронные подписи. Скажите, какие меры принимаются для защиты собственно вот этой информации? Мы понимаем, что каждая подпись связана с согласованием какого-то документа, иногда очень важного, в том числе строительных каких-то документов, поэтому подделка, фальсификация здесь может привести к серьёзным авариям, например таким, как на одной из наших ГЭС. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Борисович. ПАК О. Б. Спасибо за вопрос. Действительно, вопрос информационной безопасности и защиты информационных систем, в том числе персональных данных граждан, которые хранятся в этих системах, является крайне актуальным как раз в связи с бурным развитием информационных технологий. Это напрямую не связано с нашим законопроектом, но могу сказать, что одновременно с развитием способов электронного взаимодействия развиваются и соответствующие системы защиты информации, существуют соответствующие требования, установленные уполномоченными органами, в частности ФСТЭК, ФСБ России. Регулярно проводится сертификация этих средств на соответствие требованиям безопасности, но операторы отдельных информационных систем (порой это бывают даже и банки) не всегда эти требования выполняют, и как раз вот такие утечки - это следствие неполного выполнения, на наш взгляд, всех требований по защите информации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, Комитет по аграрным вопросам информирует нас о том, что у нас на гостевом балконе сейчас находятся студенты Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, и просит их поприветствовать. Давайте поддержим. (Аплодисменты.) Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Олег Борисович, меня не удовлетворил ответ на предыдущий вопрос, поэтому я хотел бы его конкретизировать. Вам наверняка известно - а я занимаюсь вопросами "Электронной России" уже давно и довольно предметно, - что в последние годы мы стабильно находимся в первой пятёрке государств по числу мошенничеств, связанных с электронными картами. В 2013 году 10 миллиардов рублей было снято с электронных карт наших граждан. Сейчас опасность, связанная с электронной подписью, о чём говорят эксперты, заключается в том, что можно, подделав её, легко отобрать квартиру: вы проснётесь утром, а, оказывается, ваша квартира продана за вашей подписью; вы проснулись утром, а, оказывается, ваша машина продана за вашей подписью; вы встали утром, а вас в списке каком-то уже нет! Кто возместит потери собственности в случае подделки электронной подписи, вы не ответили. Может, всё-таки, коль государство принимает закон, пусть государство и отвечает перед населением, перед юридическими лицами, если подписи будут подделывать?.. (Микрофон отключён.) ПАК О. Б. Спасибо за вопрос. Как раз в своём выступлении я отметил, что законопроектом предусматривается усиление требований к удостоверяющим центрам, которые выдают электронную подпись, в том числе в части финансовой ответственности этих удостоверяющих центров в случае причинения ущерба третьим лицам. Как раз именно на это законопроект направлен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Борисович, вопросы уже задавали мои коллеги, но на самом деле проблема значительно шире. Вот, смотрите, у нас даже такая мощная финансовая структура, как Сбербанк, до сих пор не выполнила поручение президента о разработке отечественной карты и всё время сроки переносит. Чем занимается министерство в части разработки отечественных систем защиты наших электронных систем и разработки электронных документов, ведь, безусловно, время не обманешь? Вот нам сейчас угрожают отключением от системы "SWIFT" - это же фактически парализация банковской системы и многого другого, других структур государства в данной ситуации! Чем министерство занимается?! Конечно, предлагать поправки можно, такие законопроекты вносить можно, но если у нас базы нет, что делать? Вот вы отклонили наш законопроект о переходе на отечественную комплектацию в данной сфере, но ничего сами не предлагаете... (Микрофон отключён.) ПАК О. Б. Спасибо за вопрос. В соответствии с утверждённым антикризисным планом предусмотрено, что каждое ведомство формирует планы по импортозамещению в своей отрасли. Соответственно, наше министерство такой план разработало, он сейчас проходит процедуру обсуждения, и в этом плане предусмотрены мероприятия по созданию именно отечественных и программного обеспечения, и компьютерного оборудования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Климов Виктор Владимирович. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Борисович, полтора года назад, обсуждая и принимая здесь закон о федеральной контрактной системе, мы закладывали в качестве одного из механизмов возможность применения усиленной неквалифицированной электронной подписи для целей торгов, ну, по понятным причинам - для того чтобы дать возможность потенциальным участникам этих торгов из Белоруссии и из Казахстана в них участвовать, поскольку они не имеют возможности получить вот эту самую квалифицированную электронную подпись. Эта мера в некоторой степени вынужденная, она нарушает концепцию закона, заключающуюся в том, что только квалифицированная электронная подпись должна применяться, должна стать общепризнанным средством удостоверения. Но без сервисов доверенной третьей стороны мы, к сожалению, вопрос свободной торговли в рамках Евразийского союза не решим. Когда, вы думаете, мы сможем это сделать? ПАК О. Б. Спасибо за вопрос. Мы эту проблему прорабатывали, в том числе и в рамках экспертных обсуждений с представителями вашего комитета. Мы планируем соответствующий законопроект в этом году также внести в Государственную Думу. У нас этот законопроект стоит в плане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Борисович. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект важен и в то же время опасен не сам по себе, а как элемент общей программы "Электронная Россия". Помните, несколько лет назад мы здесь принимали закон "Об электронной подписи" и после этого был ещё целый ряд законов? То есть мы выстраиваем целую систему, в которой будет всё о каждом человеке, так сказать, будут зацифрованы вся его судьба, все его поступки, все сведения о его здоровье, обо всём, чем он живёт, дышит, чем занимается он и занимаются его родственники. Также можно будет получить информацию о каждом предприятии простым нажатием кнопки. А вот с принятием этого закона можно будет и переместить информацию, и от имени человека совершить какие-то финансовые или юридические действия, о которых он знать не будет. На Западе (не у нас) появился даже термин "потеря личности" - это когда за человека выступают, от его имени расписываются в каких-то договорах, его имя исчезает из списков или, наоборот, появляется в списках, скажем, должников, при том что он никогда не имел никаких долгов, против него возбуждаются судебные дела, начинаются тяжбы, то есть ломаются судьбы, идёт расстройство нервов, потеря здоровья и так далее. Вот этот элемент сегодня для нас крайне опасен, потому что Россия, наверное, как никакая другая страна, находится сегодня, я бы не сказал, что на военном положении, но в очень близком к этому положении - не случайно помощник госсекретаря США по Европе сказала о фронтовой полосе вокруг России. Фронтовая полоса предполагает определённую секретность в отношении положения дел в стране - мы же полностью всё выкладываем сами, а потом спрашиваем: а почему мы проигрываем? Да потому что они наперёд просчитывают наши шаги и, где надо, всё как-то меняют и подтасовывают! Я думаю, что в данном случае надо притормозить вот те законы, которые на блюдечке с голубой каёмочкой выносят все наши информационные секреты, открывают информацию обо всех сторонах нашей жизни для западных противников, для тех, кто работает против нас! Это первое. И второе. Есть такая пословица: не зная броду, не суйся в воду. Вот мы сейчас нырнём в эту электронную жизнь, а потом окажется, что там потери, тут потери, и будем отыгрывать назад. Так вот, может, прежде чем принимать такие законы, надо установить уголовную ответственность за утечку информации как о жизни и судьбе отдельного человека, так и о жизни и судьбе отдельной организации и государства? Если эта информация всплывает где-то в другой стране, то человек должен быть наказан, как это было раньше, когда наказывали изменников, которые передавали информацию противнику. Одно дело, когда в государственном формате что-то утечёт, а другое дело - когда у человека последние деньги и ему просто не на что будет жить. К кому он обратится? У нас нет закона! Кто ему поможет? У нас нет закона! Кто будет наказан за ломку его жизни? Тоже нет закона! Мне кажется, вначале надо защититься, а уже потом лезть в эту воду, принимать такие законопроекты, иначе потери будут намного больше, чем приобретения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Николай Васильевич Коломейцев, с места. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, вот этот закон... ну, наверное, от жизни нельзя отставать, но мне кажется, что мы с вами движемся по инерции, не учитывая вновь возникших обстоятельств. Вот обратите внимание: у нас правительство ставит себе задачу выработки импортозамещающих и антикризисных мер к июлю - да к июлю уже и ишак сдохнет, и имам умрёт, понимаете?! С моей точки зрения, правильно было бы проинвентаризировать законы, посмотреть и, если Грефу не по силам создать электронную карту, может быть, притормозить все эти электронные вопросы, а то мы уже наворотили с Открытым правительством, и теперь вот СМИ целыми вагонами выдают информацию, пишут о министре, который набрал у всех ведущих банков огромные кредиты и банкротит теперь свои предприятия. Вы только представьте себе: электронная подпись - это и бюджетные средства, и внебюджетные средства, и все другие средства! И сегодня ведь кроме той информации... Это ведь "Лаборатория Касперского" выявила, но "Лаборатория Касперского" - это частная структура! Меня удивляет, вообще говоря, нерасторопность: вроде молодой министр и законопроект здесь молодой заместитель представляет, но, вероятно, нужны опытные дядьки, которые в состоянии расписать план мероприятий не к июлю, а в ближайшее время, потому что это уже пожар, потому что отключение от системы "SWIFT", повторяю, и многие другие вопросы, в том числе прослушка государственных чиновников и систем безопасности, - это вообще вопросы государственной безопасности! А мы с вами продолжаем по инерции штамповать законы, которые подходят для системы, так сказать, того тёплого времени, когда нефть была по 120 долларов за баррель и когда можно было спокойно сидеть и ковырять в носу, вместо того чтобы заниматься делом! С моей точки зрения, министерство обязано кричать, шуметь и требовать деньги за счёт антикризисной программы для оздоровления и возрождения зеленоградского центра - нашей "Силиконовой долины", где работали бы над этими продуктами! Министерство обязано сегодня жёстко взять под контроль всех разработчиков электронных продуктов, независимо от формы собственности, и консолидировать их, подпитав деньгами, потому что самая главная наша проблема в период кризиса - это недофинансирование экономики, у нас самый низкий уровень монетизации экономики среди стран "двадцатки", а размер кредитов вообще убийственный! Ни один советник МВФ... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...не рекомендует то, что рекомендуют нам и что мы выполняем, понимаете?! С моей точки зрения, законопроект этот принимать сегодня не надо, а заместителю председателя правительства, который отвечает за законотворческую деятельность, наверное, вместе с Государственно-правовым управлением и Думой надо будет скорректировать план законотворческой деятельности - здесь мы, по-моему, Александра Дмитриевича на эту должность определили, - надо срочно скорректировать этот план, иначе мы будем тратить время, возможно, даже на вредные законы, которые, может быть, по инерции будут предлагаться к принятию. Мы не будем поддерживать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Олег Борисович, ещё раз будете выступать? Нет. Дмитрий Иванович? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 05 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.