Заседание № 256
О проекте федерального закона № 672581-6 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 20-8 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (о включении многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
29-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 20-8 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Докладывает Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, мы сегодня боремся с проблемой ветхого жилья, и это, я думаю, тоже яркий показатель того, что наше государство стало сильным, могущественным, оно и диктует свою волю за пределами Российской Федерации, и разбирается с тем ветхим жильём, которое досталось нам от предыдущих, не побоюсь этого слова, исторических периодов. Уважаемые коллеги, в рамках законопроекта под пунктом 29 решается простая юридическая коллизия. Сегодня государство, Фонд содействия реформированию ЖКХ, губернаторы, реализуя указания высшего политического руководства, опираясь на закон, в полной мере решают вопрос обеспечения граждан жильём, как вот Галина Петровна Хованская говорила, в соответствии с требованиями Конституции, но только граждан - владельцев аварийного и ветхого жилья, которое было признано таковым до 1 января 2012 года или проживающих в нём. Между тем не удалось, как по мановению волшебной палочки, в том числе в результате исполнения бюджетов, которые мы с вами принимаем, уже ко 2 января 2012 года обеспечить всех граждан не аварийным, не ветхим жильём либо на праве собственности, либо на праве найма. А государственные надзорные органы до сих пор устанавливают, что отдельное жильё, или отдельные виды жилья, или отдельные здания и сооружения в силу тех или иных причин стали ветхими и аварийными, и далеко не каждый раз это происходит потому, что сами граждане довели их до такого состояния с 2012 года, - причин множество. И в судах сталкиваются с правовой коллизией, когда граждане в таком случае заявляют о своём праве на переселение из ветхого и аварийного жилья в соответствии с действующим законодательством. Граждане ссылаются - и вправе это делать, мы их поддерживаем - на Конституцию Российской Федерации и просто спрашивают: а как же нам быть? И вот в законопроекте предлагается простая вещь. Если суд устанавливает факт, что жильё является ветхим, аварийным, то гражданин, который является собственником этого жилья либо проживает в нём на правах арендатора, включается в ту самую программу переселения, финансируемую Фондом содействия реформированию ЖКХ, и, соответственно, губернаторы, опираясь на свои права, на региональные бюджеты, осуществляют мероприятия по переселению таких граждан в общем порядке, как и тех, которые успели, к сожалению или к счастью, попасть в такие программы до 1 января 2012 года. Просто мы предлагаем применять закон в равной мере для всех граждан Российской Федерации. Очень простой закон, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Всё не так, не совсем так, точнее, совсем не так, как нам сейчас доложил Максим Андреевич. На самом деле предлагается что? Вот первая позиция и первая наша претензия. Предлагается сузить круг лиц, которые имеют право на переселение, ограничить его только жителями многоквартирных домов. Это противоречит позиции Конституционного Суда, определению от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О. Так как целью внеочередного предоставления жилья, обеспечения граждан другими жилыми помещениями является сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильём с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, законодатель и не поставил право граждан на внеочередное получение жилого помещения в зависимость от того, многоквартирный это дом, или дом блокированной застройки, или вообще частный жилой дом. Жить в аварийном доме, будь то многоквартирный дом либо любой другой, крайне опасно для здоровья, а иногда и для жизни граждан, поэтому согласиться вот с таким сужением круга лиц, которые подпадают под действие закона и должны быть переселены, мы никак не можем. Уже только по этому основанию мы не можем поддержать законопроект. Второе. Говорится об аварийности жилого помещения... Уважаемые коллеги, есть 47-е постановление правительства - вот я всё-таки рекомендую приходить в наш комитет и с нами работать, мы бы подсказали: нельзя признать отдельное жилое помещение аварийным, его можно признать непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению, только весь дом можно признать аварийным, но тогда все помещения в этом доме, понятно, уже не пригодны ни для чего. Эта ошибка, видимо, связана с тем, что авторы не ознакомились с постановлением правительства № 47. Дальше. Действительно, благое пожелание, казалось бы: признан дом, точнее, жилое помещение аварийным - ну, чего не может быть, как я вам уже сказала, - после 1 января 2012 года... Я хочу напомнить, что у нас условие по закону "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" - исполнение в полном объёме программы по переселению граждан из домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. Если это условие не выполняется, ну, как бы дальше возникают проблемы определённые. Это не значит, что мы не планируем переселение из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, более того, мы внесли в закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" поправку, сейчас даже могу процитировать... Последние изменения были внесены в статью 16 закона. Действительно, мы предполагаем первоочередной порядок выселения граждан, которые попали в программу, но есть уже и судебные решения, понимаете? Уже есть судебные решения по этому поводу. Так что по всем этим основаниям, а также учитывая, что мы не имеем права нарушать 19-ю статью Конституции Российской Федерации, где сказано о том, что независимо от места жительства практически в равных условиях находящиеся граждане... То есть граждане живут в аварийном жилищном фонде, и в зависимости от этого принимаются те или иные решения. Вот никак нельзя поддержать такую позицию авторов законодательной инициативы, поэтому мы вам предлагаем законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Будут ли вопросы, коллеги? Нет. Будут ли желающие выступить? Тоже нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 57 сек.) Проголосовало за 45 чел.10,0 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 248
О проекте федерального закона № 672581-6 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 20-8 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (о включении многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, перед заседанием Шингаркин заходил в комитет, просил рассмотрение 11, 12 и 13-го вопросов перенести на октябрь, но вот сейчас они всей фракцией отсутствуют в зале - как быть? Это его просьба была. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 11-й, 12-й... КАЧКАЕВ П. Р. 12-й и 13-й - на октябрь.
Так, предлагается рассмотрение 11, 12, 13-го вопросов перенести на более поздний срок. Нет возражений? Нет.