Заседание № 251
23.09.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 672346-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" (в части освобождения субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, от обязанности ведения бухгалтерского учёта).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5422 по 5657 из 6195
11-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учёте". Доклад Сергея Михайловича Катасонова. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, законопроект, который предлагается вашему вниманию, достаточно прост. Мы обращаемся к вам с просьбой поддержать инициативу и реально поддержать малый и средний бизнес, потому что законопроект касается только его, и освободить тот малый бизнес, который применяет специальные режимы, от ведения бухгалтерского учёта. Я хочу только напомнить, что в 96-м году, когда мы принимали закон "О бухгалтерском учёте", для применяющих спецрежимы не было обязанности вести бухучёт. И вот если мы сейчас перелистнём страницу - почти двадцать лет прошло, - то вроде мы говорим про упрощение, упрощение, упрощение, а фактически же мы усугубили ситуацию, мы теперь заставляем вести учёт даже при тех формах, при которых, по идее, вести не должны. Вот, если коротко, давайте посмотрим: спецрежим патент - ипэшник и так его не ведёт; режим с налогом на вменённый доход, где объектом налогообложения является потенциальный доход, - не нужно вести; остаётся режим с упрощённой системой налогообложения, но здесь для учёта либо оборот (и мы платим 6 процентов), либо книга доходов и расходов, и это исчерпывающая информация для налогообложения. Вот для чего нам нужно сегодня заставлять наших субъектов малого предпринимательства вести полный бухгалтерский учёт? Комитет возражает в том плане, что надо обеспечить непрерывность учёта, надо обеспечить учёт основных средств, надо предусмотреть возможность раздела и так далее. Я могу сказать, что любой малый предприниматель или двое предпринимателей, которые ведут совместный бизнес, уверяю вас, ведут его достаточно скрупулёзно, всё чётко записывают - есть первичная информация, и всегда можно восстановить информацию и тем более разделить те имущественные паи, которые существуют. А в ситуации обратной, для того чтобы не вести этот учёт, бизнес оформляют на кого-то одного, и как раз здесь мы зарываем вот тот конфликт, который комитет хочет защитить. Мы много говорим о поддержке малого бизнеса, но реально, я считаю, принятие данного законопроекта, конечно, могло бы оказать позитивное воздействие, потому что какая сегодня цель? Я глубоко убеждён, что всё, что мы говорим про малый бизнес и про 50 процентов ВВП, - это полная чушь, не будет у нас в России этого никогда. У нас задачи малого бизнеса совсем другие: это самозанятость, это рабочие места, это сделать так, чтобы люди не пришли с протянутой рукой к государству, - и вот других задач у малого бизнеса нет, и не надо нам друг друга обманывать, а всё остальное - это крупный бизнес, это госкорпорации. Что пугает людей сегодня, почему боятся официально оформить бизнес? У нас 20 миллионов людей потерянных, так сказать, возьмите статистику: 50 миллионов работает из 70 миллионов - где эти 20 миллионов? Их нет! И нет их потому, что люди боятся, потому что грамотность достаточно слабая, то есть предпринимательская активность есть, а понимания, как вести учёт, нет - они все в серых схемах и спрятались. Они вынуждены нанимать бухгалтера, покупать компьютер, обновлять все эти программы "1С" и так далее. Если мы реально хотим помочь... Ещё один довод комитета состоит в том, что, дескать, есть упрощённое ведение бухгалтерского учёта. Ещё раз вам говорю: если мы два счёта упростили, то двойную запись никто не отменял в этой упрощённой системе, а это всё то же самое, это то же словоблудие - на самом деле никакой помощи нет! Поэтому у меня убедительная просьба принять законопроект, если мы хотим поддержать малый бизнес, и перейти от слов к делу: ничего мы не потеряем, ничего не потеряет ни налоговая служба, никто, наоборот, мы выведем людей из тени, мы дадим возможность людям работать честно, легально, спать по ночам, а не бояться, что придёт налоговый инспектор. Это позволит снизить издержки по статье затрат на основные средства, вот это действительно, я понимаю, подход. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроектом предусматривается освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учёта организаций, применяющих специальные налоговые режимы. Федеральным законом "О бухгалтерском учёте" установлено требование о непрерывности ведения бухучёта, о формировании систематизированной информации о деятельности и финансовом положении экономического субъекта с даты государственной регистрации до даты прекращения им деятельности. С учётом этого требования вызывает сомнение целесообразность установления обязанности по ведению бухгалтерского учёта в зависимости от факта применения данным субъектом того или иного способа уплаты налогов, потенциально носящего временный и добровольный характер. При этом законопроектом не предусмотрен механизм восстановления бухгалтерского учёта в случае перехода организации на общую систему налогообложения; по спецрежимам у нас определены предельные суммы доходов, при которых субъект может находиться на специальном налоговом режиме, если же идёт превышение, значит, субъект должен перейти на общую систему налогообложения. Кроме того, предлагаемые законопроектом меры препятствуют решению вопросов, связанных с имуществом, и докладчик об этом говорил, он говорил о том, что они могут договориться, могут оформить на одного, и это очень сомнительные схемы - оформить на одного. Не знаю, как к вам, а ко мне приходили по такому поводу, приезжали из Большой Мурты, когда вот таким же образом поступили два товарища, на одного оформили, а потом второй всё себе пригрёб, и пострадавший приехал сюда ко мне, как к депутату, - мне пришлось вмешаться, обращаться в прокуратуру, потому что там была вот именно такая схема. Уважаемые коллеги, в отсутствие бухучёта становится невозможным, в частности, определение долей участников при распределении прибыли, при внесении дополнительных средств в капитал, при реорганизации (ликвидации) организации, при выходе из неё отдельных участников. Обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчётность установлена не только законом "О бухгалтерском учёте", но и вытекает из ряда других законодательных актов: в частности, Гражданский кодекс, законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" содержат нормы, реализация которых возможна только на основе данных бухгалтерского учёта. Кроме того, предложенная в законопроекте норма препятствует реализации конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, а реализация данного права обеспечивается в том числе бухгалтерским учётом. Также следует отметить, что реализация рассматриваемой инициативы может привести к утрате или к значительному усложнению контроля правильности исчисления, полноты и своевременности поступления платежей во внебюджетные фонды, обеспечивающих социальные гарантии гражданам Российской Федерации. С учётом указанных оснований комитет не поддерживает данную законодательную инициативу и предлагает вам, коллеги, тоже не поддерживать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Раиса Васильевна. Есть ли вопросы, коллеги? Желающие выступить? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Сергей Михайлович, фракция ЛДПР, конечно, поддержит ваш законопроект. Я уверен, что он достаточно значимый для всего малого бизнеса, потому что мы понимаем: мер государственной поддержки на этом направлении, конечно же, недостаточно, об этом свидетельствует динамика численности занятых в малом и среднем бизнесе, количества предприятий - к сожалению, на сегодняшний день мы отмечаем отрицательную динамику. Это свидетельствует о том, что население не верит государству, не верит в меры, которые оно принимает для создания благоприятного предпринимательского климата, ну и много во что ещё не верит. Тут надо ещё отметить такой факт: Российская Федерация, к сожалению, сегодня отличается на фоне многих других стран низкой производительностью труда и высокими издержками при производстве продукции. Это связано с нашими географическими особенностями; учитывая большие расстояния, у нас достаточно большая доля расходов на перевозку грузов; у нас достаточно большие затраты, связанные с нашими климатическими особенностями: приходится отапливать чуть ли не девять месяцев в году помещения, где ведётся производственный процесс; это связано и с тем, что у нас достаточно высокий уровень налоговой нагрузки, ну и конечно же, административные барьеры, о которых мы с вами практически ежедневно говорим. В связи с этим, как мне кажется, абсолютно правильна ваша логика в этом законопроекте, который предусматривает поэтапное, но всё-таки снижение административных барьеров и дополнительных расходов для малого бизнеса, - это связано с прекращением необходимости, скажем, нанимать бухгалтера, это связано с тем, что ему не нужно будет приобретать компьютер, ему не нужно будет организовывать рабочее место, значит, снимать за какие-то деньги офис в аренду или приобретать помещение, то есть это сразу же очень серьёзно скажется на себестоимости продукции. В условиях кризиса, конечно, это очень важно, и, как мне кажется, вы на абсолютно правильном пути. Фракция ЛДПР поддержит ваш законопроект, Сергей Михайлович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, вечер, поэтому я достаточно тезисно доложил, коротко и считаю, что, в общем-то, аргументы, которые я привёл, не стоит расшифровывать и объяснять, поэтому тоже тезисно я хотел и о заключении комитета сказать. Я вам могу ответственно сказать: ни один довод комитета, который приведён, не является актуальным, они абсолютно надуманны. Раиса Васильевна, вот к вам человек приходил, когда оформили на одного человека, - это как раз мой случай: они оформили для того, чтобы не вести учёт, вы спутали. Я вот о чём и говорю: если бы это было ООО и оно бы не вело учёт, они бы оформили как положено, а для того, чтобы не вести учёт, они оформили на ипэшника - и запутались. Вот как раз это показывает, что мы в комитете просто не хотим к этому подойти. Что касается перехода на большую сумму: мы знаем, что нам придётся перевести на традиционную систему учёта и предприниматель всегда будет чётко понимать, если у него риск такой есть, - не надо путать 800 миллионов оборота и 100 тысяч оборота, - поэтому, если риск такой есть, он, конечно, будет вести упрощённый учёт, это не тот случай. И последний довод. Вот вы говорите: Конституция, Гражданский кодекс - напоминаю вам, что в 1996 году у нас был принят закон "О бухгалтерском учёте" и там были эти послабления, вы же не думаете, что Конституция и Гражданский кодекс с 1996 года не действовали? Поэтому доводы комитета необоснованны и, я считаю, надо будет вернуться к этому вопросу ещё раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, я хочу вам напомнить, при определённых доходах это действительно касается и упрощённой системы, и вменённого налога, потому что при превышении определённой суммы порога доходов на упрощёнке должны платить НДС, а если не вести бухгалтерский учёт, вы не определите, превышено это или не превышено. Кроме того, я хочу сказать, в первую очередь даже мини-бизнес, патентная система: у нас записано, что человек может иметь до десяти наёмных лиц, он имеет наёмных лиц, он им начисляет заработную плату, он должен платить, социальные налоги, взносы социальные должны платить, кроме того, среди них могут быть алиментщики - они должны удерживать алименты с этих наёмных лиц. Поэтому, уважаемые коллеги, я предлагаю вам не поддерживать данный законопроект. Понятное желание, когда не хочется нанимать бухгалтера, но у нас даже в небольших ТСЖ и то есть четверть ставки бухгалтера, чтобы знать свои доходы по дому, свои расходы, всё ли перечислено, - это нужно для отчётности и не только для отчётности, но и для ясности, куда идут доходы, куда расходуются средства. В связи с этим я предлагаю вам не поддерживать данный законопроект. В 1996-м, вы правы, да, были послабления, были внесены поправки в сам закон "О бухгалтерском учёте", мы его пересматривали, но жизнь показала, что бухгалтерский учёт нужно вести. Я предлагаю не голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 57 сек.) Проголосовало за 112 чел.24,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 112 чел. Не голосовало 338 чел.75,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.