Заседание № 117
18.04.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 672181-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в части уточнения понятия "больной наркоманией").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4044 по 4131 из 6532
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Докладывает Михаил Владимирович Кизеев. КИЗЕЕВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Над данным законопроектом работали наши коллеги - депутаты Госдумы седьмого созыва. Напомню, что законопроект предусматривает внесение изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части определения понятия больного наркоманией как лица, которому поставлен диагноз "наркомания", а также исключения медицинского освидетельствования из числа процедур, в ходе которых может быть установлен такой диагноз. Поступила одна поправка, которая носит юридико-технический характер, она включена в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. На законопроект получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Уважаемые коллеги, Комитет по охране здоровья просит вас поддержать таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 45 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 08 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Михаил Владимирович. КИЗЕЕВ М. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект в установленном порядке подготовлен комитетом к третьему чтению, все необходимые процедуры проведены. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеет. Комитет по охране здоровья просит Государственную Думу рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 59 мин. 57 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 214
23.05.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 672181-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в части уточнения понятия больного наркоманией).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3632 по 4203 из 5047
Коллеги, возвращаемся к 18-му вопросу. Я информирую депутатов, что у меня на руках распоряжение правительства о замене докладчика, поэтому буду с учётом этого соответствующее объявление делать. Итак, 18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Краевой Сергей Александрович. КРАЕВОЙ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации. Целью законопроекта является совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с постановкой диагноза "наркомания" и проведением медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии наркотического опьянения либо потребили наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество. В действующей редакции Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрено проведение медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а больной наркоманией определён как лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведённого в соответствии с настоящим федеральным законом, поставлен диагноз "наркомания". Однако согласно положению Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установление диагноза "наркомания" осуществляется в результате проведения диагностических мероприятий врачом-психиатром или врачом - психиатром-наркологом в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", а также в рамках производства судебно-психиатрической экспертизы. Определение понятия больного наркоманией как лица, которому поставлен диагноз "наркомания", без указания на то, что диагноз может быть поставлен именно при освидетельствовании, а также исключение медицинского освидетельствования из числа процедур, в ходе которых может быть установлен такой диагноз, - именно это предлагается данным законопроектом. Принятие законопроекта позволит привести положения Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в соответствие нормам действующего законодательства в сфере охраны здоровья. Положения законопроекта не затрагивают таких вопросов, как медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, диспансерное наблюдение за лицами, страдающими хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжёлыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, и профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях с целью раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Законопроект прошёл все установленные согласования и получил положительное заключение. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Николай Васильевич Говорин, заместитель председателя Комитета по охране здоровья. Пожалуйста, Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В своём докладе Сергей Александрович представил концепцию федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 "О наркотических средствах и психотропных веществах". По существу, законопроект носит технический характер. Комитет по охране здоровья рассматривал этот законопроект на своём заседании ещё 16 мая и отмечает, что проект федерального закона разработан в целях приведения положений Федерального закона № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", регулирующих постановку диагноза "наркомания" и проведение медицинского освидетельствования в отношении лиц, которые находятся в состоянии наркотического опьянения, в соответствие положениям Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", потому что в этой ситуации освидетельствование подразумевает только оценку состояния наркотического или иного опьянения, но не постановку диагноза. Законопроектом предлагается внести изменения в этот федеральный закон, согласно которым теперь диагноз "наркомания" не будет устанавливаться на основании только медицинского освидетельствования, потому что диагноз наркологического заболевания должен устанавливаться в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1034н врачом-психиатром на основании освидетельствования, клинических критериев, результатов исследований и динамического наблюдения, то есть это клинический диагноз, тогда как медицинское освидетельствование в данном конкретном случае позволяет выявить лишь состояние наркотического опьянения. При этом положения законопроекта, как сказал докладчик, не распространяются на иные виды медицинского освидетельствования, и это не есть экстраполяция на все виды медицинского освидетельствования - освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, а также обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. На законопроект получены положительные заключения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по социальной политике, от 68 органов государственной власти субъектов Федерации, Правового управления. Счётная палата Российской Федерации также не имеет замечаний к этому законопроекту. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть? Прошу прощения. Включите режим записи на вопросы. Хорошо, что подали голос, вы мне помогаете этим. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Александрович, в странах ЕАЭС, раз вы ссылаетесь на положение, уже существует такая норма или мы первооткрыватели? КРАЕВОЙ С. А. В данном случае мы говорим о том, что приводим наш закон в соответствие закону более высокого уровня. Норма об установлении диагноза "наркомания" соответствует требованиям ВОЗ, то есть порядок обследования и установления диагноза "наркомания" соответствует требованиям ВОЗ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к обоим докладчикам. Скажите, пожалуйста, дайте ответ, будет ли установлена взаимосвязь между установлением диагноза "наркомания" и возможностью получения в качестве кандидата водительского удостоверения и разрешения на хранение огнестрельного оружия? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович. КРАЕВОЙ С. А. На самом деле при получении разрешения на оружие, водительского удостоверения гражданин Российской Федерации проходит обследования в лечебных учреждениях в соответствии с действующим порядком. Этим порядком предусмотрено обязательное представление сведений из психоневрологического и наркологического диспансеров, специализированных учреждений, где на учёте стоят люди, имеющие соответствующий диагноз. При установлении диагноза "наркомания" гражданина ставят на учёт, соответственно, ему будет выдана справка о противопоказаниях к приобретению оружия и получению водительского удостоверения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, есть что добавить? Пожалуйста. ГОВОРИН Н. В. Это совершенно правильно, потому что в то же время всё-таки даёт надежду лицу, человеку, который даже имеет такой диагноз, в перспективе получить водительские права, но для этого он должен пройти реабилитацию, он должен пройти полное обследование и получить, естественно, заключение комиссии экспертов о своём состоянии, о том, что у него наступила устойчивая ремиссия. Это всё регламентировано федеральным законом № 323-ФЗ и приказом № 1034, о котором я говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю министерства. Вообще, конечно, очень любопытная логика: человека, который фактически подтвердил потребление наркотиков через исследование, вы предлагаете считать случайным потребителем наркотиков, разграничить. То есть у нас, оказывается, появится группа наркопотребителей случайных и тех, которые наркозависимы? По вашей логике наркозависим не каждый, кто потребляет наркотики? Это первая часть вопроса. И вторая часть. У нас диспансеризация имеет целью установление объективного состояния здоровья человека - почему до сих пор в рамках диспансеризации не проводятся исследования, позволяющие выявить наркозаболевание? КРАЕВОЙ С. А. Мы должны разделить два состояния: первое состояние - когда человек находится, извините за тавтологию, в состоянии наркотического опьянения, второе состояние - когда человек болен наркоманией. В первом случае такое состояние является результатом непосредственно потребления наркотического средства, во втором случае такое состояние - это болезненное состояние, имеющее определённый синдромокомплекс, которое устанавливается в процессе прохождения специализированного обследования. Разовое потребление, конечно, требует правового воздействия, административного воздействия, но не требует проведения специальных лечебных и реабилитационных мероприятий. Установление диагноза требует проведения специального лечения и специальных реабилитационных мероприятий. В этом как раз разница, и мы, внося соответствующее изменение, показываем, что не может в результате простого медицинского освидетельствования быть поставлен окончательный диагноз "наркомания": для того чтобы поставить этот диагноз, необходимо выполнить целый комплекс специальных лабораторных, клинических, физиологических и иных исследований. Это что касается первого вопроса. То есть ни в коем случае мы не говорим, не можем сказать, что человек, который находится в состоянии наркотического опьянения, болен или не болен наркоманией. Мы можем только констатировать, что он находится в состоянии наркотического опьянения, а установление, болен он или нет, - это результат более глубокого обследования. Вот мы вносим изменение об уточнении как раз этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Второй вопрос был. КРАЕВОЙ С. А. Второй вопрос, касающийся проведения обследования на наркотики в процессе диспансеризации. Ну, здесь необходимо просто посмотреть, насколько это согласуется с действующими правовыми нормами. Если проводить аналогию, то, допустим, часто спрашивают, почему во время диспансеризации мы не проводим всем обследование на ВИЧ-инфекцию; ответ: потому что у нас закон таков, что это делается только по желанию либо по определённым показаниям, - здесь такая же ситуация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, пожалуйста, добавьте. ГОВОРИН Н. В. Уважаемая Ирина Анатольевна, на самом деле диагноз "наркомания" - это диагноз клинический, и совершенно несправедливо, когда состояние наркотического опьянения автоматически, как это происходит сегодня, по существу, согласно этому закону, влечёт за собой постановку диагноза "наркомания": дело в том, что при заболевании изменяется реактивность, существуют клинические закономерности формирования патологического влечения. Но вы абсолютно правы в том смысле, что каждый раз, когда мы выявляем случаи потребления наркотического вещества через призму диагностики наркотического или иного опьянения, это является основанием, чтобы этого человека направить на углублённое обследование с помощью клинических и параклинических методов, когда этот диагноз будет установлен. Разница между потребителями наркотических веществ и больными наркоманией очень серьёзная, это на порядок, естественно, отличается, и в этом смысле нам необходимо проводить очень серьёзную работу, чтобы была чёткая регламентация постановки клинического диагноза, чтобы, с одной стороны, не было гипердиагностики, а с другой стороны, естественно, лица, страдающие наркоманией, находились под контролем и на лечении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня также вопросы к докладчику в развитие предыдущих вопросов. Уважаемый Сергей Александрович, скажите, пожалуйста, не приведёт ли реализация предлагаемых новелл к росту числа случаев так называемой врачебной ошибки и какие механизмы превенции предусматриваются в целях минимизации возможных злоупотреблений на этот счёт с точки зрения установления диагноза "наркомания"? КРАЕВОЙ С. А. Как раз вот ваш вопрос и объясняет суть этого изменения: если мы вносим изменение, то уходим от гипердиагностики, потому что согласно 3-му федеральному закону в результате просто медицинского освидетельствования на предмет установления факта наркотического опьянения практически уже может быть поставлен диагноз. Вот чтобы не было злоупотреблений этим, чтобы не было дискриминации и использования этой нормы в каких-то иных, антиправовых целях, мы как раз и предлагаем установить, что подтверждение факта нахождения в состоянии наркотического опьянения - это результат медицинского освидетельствования. Постановка диагноза - это более серьёзная ситуация, требующая углублённого медицинского обследования с использованием всего арсенала современной медицины для определения, наступили ли уже в организме изменения, которые действительно свидетельствуют о развитии болезненного состояния. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Александрович, ну, смысл вашего законопроекта сводится к такой формулировке: один раз - не наркоман. Хорошо, можно согласиться с тем, что если человек один раз, например, покурил коноплю, то для него это прошло бесследно, но сейчас в основном употребляют синтетические наркотики - спайсы, соли, это такие наркотики, при употреблении которых с первого раза уже происходят нарушения в организме - в психике, в деятельности головного мозга - и человек уже становится больным наркоманией. Согласно вашей логике как бы - я не понимаю - человек, употребивший, например, спайсы или соли, не является наркоманом, хотя там после одного раза в зависимость попадают?.. (Микрофон отключён.) КРАЕВОЙ С. А. Я могу отвечать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. КРАЕВОЙ С. А. Евгений Евгеньевич, на самом деле вы абсолютно правы. В вашем же вопросе, по сути дела, есть и ответ, и я полностью с вами согласен: о болезни можно говорить при наличии таких изменений в организме, которые характерны для данного заболевания. И вы абсолютно правы, действительно, есть наркотические вещества разной степени градации в части влияния на организм. И вы абсолютно правы, что есть такие, при однократном употреблении которых, если больше их человек не потребляет, не возникает зависимость, не происходят биохимические изменения в организме, а есть такие вещества, которые могут действительно с первого раза... ну, это называется привыкание, хотя на самом деле это развитие, по сути, заболевания. И вот как раз мы и говорим о том, что, для того чтобы выяснить, нужно ли ставить диагноз, возникла ли уже ситуация, когда должно ставить диагноз, и нужно углублённое, специализированное медицинское обследование, а не медицинская экспертиза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николай Васильевич, добавьте. Микрофон на трибуне включите. ГОВОРИН Н. В. Хотел дополнить, провести аналогию с алкогольным опьянением: вот состояние алкогольного опьянения - это же не повод ставить диагноз "алкоголизм". Мы знаем, что алкоголизм - это патологическое влечение, так же как и наркомания, которое возникает при систематическом потреблении алкоголя. При употреблении слабых алкогольных напитков алкоголизм формироваться будет более длительное время, а при употреблении крепких алкогольных напитков - в более короткие сроки. Вот точно так же, к сожалению, и с наркоманией: постановка общего диагноза "наркомания" существенно зависит от потребляемого наркотического вещества. Коллега совершенно прав в том, что современные наркотики, особенно синтетические наркотики, формируют наркоманическую зависимость очень быстро, достаточно трёх, четырёх, может быть, пяти случаев потребления этого вещества для формирования патологического пристрастия и изменения реактивности организма, что лежит в основе клинической диагностики. И в этом плане все меры по борьбе с наркоманией, которые мы принимаем, очень оправданны. Этот законопроект, я хочу ещё раз сказать, носит технический характер, и он очень правильный с позиции того, чтобы мы не занимались гипердиагностикой состояния наркомании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Менделевич Борис Давыдович. МЕНДЕЛЕВИЧ Б. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Необходимость внесения обсуждаемых изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" возникла в связи с тем, что - и это мои уважаемые коллеги уже сегодня отмечали - до настоящего времени законодательно не регламентированы такие понятия, как диагноз "наркомания", медицинское освидетельствование на предмет установления этого диагноза и также медицинское освидетельствование на наличие в крови человека наркотических и (или) психотропных препаратов. К сожалению, - и это ответ на сегодняшние вопросы моих коллег - зачастую ставится знак равенства между диагнозом "наркомания" и наличием в крови у гражданина наркотических или психотропных препаратов, что с юридической точки зрения недопустимо. Ну, для наглядности - сегодня этот пример уже приводили, могу его ещё раз привести: наличие в крови у человека алкоголя не делает его автоматически больным алкоголизмом. Ну, либо про другую зависимость могу сказать (сегодня мы в связи с предыдущим вопросом это обсуждали): человек, участвующий в лотерее, или человек, который идёт в казино, автоматически не становится игроманом, автоматически не становится больным. Так вот также и наличие в организме наркотических и психотропных веществ не должно автоматически вести к не подтверждённому обследованием диагнозу "наркомания". Безусловно, государство должно вести и ведёт непримиримую борьбу с этим злом. В данной работе должны быть задействованы и уже задействованы как правоохранительные органы, так и многие другие федеральные и региональные министерства и ведомства в сфере здравоохранения, в сфере образования, общественные и некоммерческие организации, должна быть сформирована государственная молодёжная политика в этом разрезе. Мы видим устойчивую тенденцию и уменьшению числа пациентов с диагнозом "наркомания" в нашей стране. Призываю всех депутатов проголосовать и принять данный законопроект в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддерживает и будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Давыдович. Это было выступление от фракции. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, мы рассматриваем очень серьёзный вопрос, и здесь совершенно некорректно сравнивать факт потребления наркотиков, зависимость от наркотиков с другими видами асоциальной зависимости, потому что сам по себе факт потребления наркотических веществ является правонарушением, то есть деянием, которое нарушает принципы общественной безопасности, представляет угрозу не только для субъекта, потребляющего наркотики, но и для людей, которые рядом, то есть это угроза и риски общественной безопасности. Так что попытка нивелировать, сравнять автоматически формирует вопрос: зачем? Более того, если принимать этот законопроект в первом чтении, то во втором чтении должна быть включена норма, обязывающая в любом случае проходить углублённое обследование. Иначе складывается странная ситуация: когда выявляется, что лицо находится в состоянии наркотического опьянения, мы делаем вид, что исполняем закон, а в части превентивных, профилактических мер по выявлению наркотической зависимости, которая создаёт потенциальную угрозу жизни и безопасности других людей, государство самоустраняется - так не может быть. Так просто не может быть! Более того, я не случайно задала вопрос про диспансеризацию. Опять же некорректным является сравнение с ВИЧ или с другими заболеваниями. Сам факт выявления заболевания, само заболевание, которое несёт потенциальную угрозу для жизни субъекта, - но самое главное, что такая зависимость автоматически влечёт неограниченного формата угрозу для жизни и безопасности других лиц, - не может игнорироваться, как волеизъявление или намерение самого субъекта, поскольку в таком случае нарушается основополагающий принцип вообще общественной безопасности. Более того, если мы посмотрим, какова тенденция по количеству преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения, то увидим, что первичный факт потребления наркотиков и дальнейшее установление наркотической зависимости (это всеми криминологами анализируется и доказано) является мостиком к тому, чтобы субъект стал преступником, потому что каждая новая доза требует серьёзных финансовых средств, а следовательно, это новая мотивация к совершению корыстных преступлений. Любой сотрудник полиции вам скажет, что сегодня очень многие преступления корыстной направленности совершаются именно по мотиву необходимости добыть дополнительные средства на потребление наркотиков. Поэтому государство не может себе позволить действовать безответственно: мы не можем в одной ситуации делать вид, что мы, да, не согласны, а в другой ситуации игнорировать большие потенциальные угрозы. Уважаемые коллеги, ко второму чтению... если и принимать этот закон, то только с обязательным условием, что лицо подлежит дальнейшему обязательному углублённому медицинскому обследованию. И я бы не относилась так легкомысленно к теме, которая касается молодого поколения: сохранность жизни и здоровья молодого поколения в том числе заложена в этом вопросе. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну, Ирина Анатольевна абсолютно права - и добавлю: не только молодого поколения, но и вообще разных поколений касается это зло. Тем не менее я, конечно, хотел бы поддержать Николая Васильевича, он абсолютно прав: когда лицо употребило наркотики и когда лицо больно наркоманией - это абсолютно разные ситуации, потому что разные причины бывают, иногда по глупости, иногда случайно, иногда... Вот у нас был случай. В профорганизации СОЦПРОФа в Якутии, в посёлке Удачном, была забастовка водителей большегрузных автомобилей, а на следующий день сотрудники Госнаркоконтроля задержали парня - руководителя этой профорганизации. По дороге в Мирный остановили его машину с привлечением сотрудников компании "АЛРОСА", провели досмотр и нашли у него гашиш. После этого его привезли в Мирный, сутки продержали в изоляторе, покормили, через сутки взяли анализ крови и тоже, типа, обнаружили содержание наркотиков - то есть подмешали их в еду. И таких ситуаций... А иногда случайно, по глупости, ещё раз говорю. И ставить клеймо на всю жизнь - этого, конечно, делать нельзя, знак равенства ставить нельзя. В этом плане, я считаю, конечно же, поправки и дополнения надо вносить, со злом бороться, но, если человек по тем или иным причинам разово попался и провели освидетельствование, на всю жизнь ставить клеймо нельзя! Это всё равно что человек... Конечно, нельзя алкоголизм сравнивать с наркоманией, да, это разные вещи и разные последствия, тем не менее, если человек один раз употребил алкоголь и у него взяли анализ и выявили это, что, он уже на всю жизнь алкоголик, что ли? Нет, конечно! Есть абсолютно чёткие медицинские показатели, когда человек болен наркоманией и требуется медицинская помощь, и вот этих людей, конечно, надо лечить и так далее. А ставить клеймо на человеке, разово употребившем, - по разным причинам, я ещё раз говорю, - это, конечно, недопустимо. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Подписываюсь под всем, что было сказано Ириной Анатольевной, огромное спасибо за чёткую и принципиальную позицию. Я думаю, что у большинства из вас такая же позиция. Мы ни в коем случае не должны забалтывать угрозу смертельной опасности, нависшую над миллионами наших сограждан, особенно это касается молодёжи. В этом проекте закона есть какие-то лукавые нотки. Я даже услышал, что у нас снижается количество больных наркоманией. А вы их вообще посчитали, чтобы фиксировать, снижается их количество или повышается? Вы даже этого не начинали делать, есть только ориентировочные данные - плюс-минус миллион человек. Первое, что нужно сделать, - нужно поставить диагноз, это знает любой доктор. А говорить, мол, давайте с этой чумой XXI века бороться так же, как с вирусом гриппа, - это лукавство, уважаемые профессиональные эксперты, которые тут выступали до меня. Так что, конечно, ни в коей мере не стоит забалтывать эту тему. Нужно дать оценку, нужно каждого, кто получил, так сказать, прививку этой смертельно опасной болезни, в обязательном порядке - в его же интересах, в интересах ближайшего окружения - полностью обследовать. Если нужно, давайте принимать по этому поводу отдельный жёсткий закон. Я вообще злой следователь по отношению к этой беде. И у меня был законопроект, не знаю, помните вы или не помните, о том, чтобы употребление наркотика стало уголовным преступлением, и, только если больной наркоманией согласится на принудительное лечение, у него будет возможность не попасть за решётку. А для чего нужно отправлять за решётку, для чего нужно принудительное лечение, для чего изоляция от общества нужна? Для того, чтобы не давать распространяться этой беде, этой чуме, ещё раз говорю, потому что главным распространителем является наркоман, он вовлекает десятки вновь заражённых в этот круг, через них наркомафия распространяет наркотики, создаёт свою сеть. Данное же предложение, знаете, из области улучшения статистики. Сейчас существует уже какой-то тренд, мол, неправильная статистика, давайте по-другому считать, давайте по-другому оценивать, давайте будем не полностью обследовать больных, и тогда у нас вообще не будет больных, у нас все будут абсолютно здоровые по всем показателям. Второе чтение законопроекта будет очень важным, и в третьем будем принимать решение: голосовать, поддерживать или нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Сергей Александрович, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста. КРАЕВОЙ С. А. Я хочу всех поблагодарить за неравнодушное отношение к этой важнейшей теме. Единственно, если позволите, займу буквально полминуты. Мы вносим предложение: внести изменение в статью 1 закона, в соответствии с которым диагноз больному наркоманией не ставится по результатам медицинского обследования. И я очень благодарен Ирине Анатольевне, может быть, действительно ко второму чтению надо внести в пункт 1 статьи 44 изменение: там указано, что лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения, может быть направлено на медицинское обследование, а нужно прописать "должно быть направлено". Ещё раз большое вам спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Николай Васильевич, будете выступать? Депутату Говорину включите микрофон. ГОВОРИН Н. В. Я также разделяю обеспокоенность коллег, действительно, тема, которую мы сегодня обсуждаем, чрезвычайно актуальна, особенно среди молодёжи. Считаю, что, если диагностируется состояние наркотического опьянения, это на самом деле основание для того, чтобы направить на клиническое обследование, но уже проводимое соответствующими специалистами, я об этом сказал. Когда диагноз "наркомания" ставится только на основании освидетельствования, это противоречит законам клинической медицины, так делать нельзя. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 38 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.