Заседание № 40

20.04.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 67170-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части механизмов создания и схемы управления особыми экономическими зонами, а также упрощения порядка получения статуса резидента особой экономической зоны).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4724 по 5075 из 6447
30-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", отдельные         
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад         
официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя       
министра экономического развития Российской Федерации Сергея Сергеевича         
Галкина.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАЛКИН С. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Подготовлен законопроект по                    
совершенствованию механизма функционирования особых экономических зон.          
Предлагаемые изменения можно условно разделить на четыре блока.                 
                                                                                
Первое - изменить порядок заключения соглашения о создании с участием           
Министерства экономического развития, управляющей компании, региона и           
муниципалитета, где проходит реализация инвестиционного проекта: предлагаем     
три документа между всеми сторонами заменить на один. По нашим оценкам, это     
позволит сократить период формирования пакета документов с трёх месяцев до      
одного.                                                                         
                                                                                
Второе изменение, которое мы предлагаем, - заменить достаточно громоздкие       
бизнес-планы при заявке на резидентство на паспорта инвестиционных проектов:    
сокращаем количество требований к документам, при этом сохраняем содержание,    
связанное с необходимостью, собственно говоря, подтверждения параметров         
проектов и их характеристик. И при этом предлагаем рассматривать кандидатуры    
резидента без участия экспертных или наблюдательных советов, регионы сами,      
своими решениями и силами, организуют такую работу. Напомню, что ОЭЗ - это      
инструмент региональной инвестиционной политики, поэтому считаем, что это       
право достаточно справедливо. Кроме того, такая гибкость, по нашему мнению,     
позволит, помимо совершенствования документооборота, сократить также и сроки:   
решения по инвесторам должны будут приниматься, по нашим расчётам, в течение    
15 дней, сейчас средний период времени составляет 40 дней.                      
                                                                                
Третье. Также мы повышаем важность договорённостей, которые резиденты           
формируют в рамках заключения соглашения о резиденстве, и вводим                
дополнительное ограничение по выкупу земельных участков, которые                
привязываются чётко к выполнению параметров соглашения.                         
                                                                                
Дополнительно мы расширяем возможности регионов для более эффективного          
управления особыми экономическими зонами через требование или, так скажем,      
право правительства закрыть особую экономическую зону, если она неэффективна,   
при этом на протяжении пяти лет, последовательно, она должна быть               
неэффективной. Это будет стимулировать регионы и инвесторов к реализации        
инвестиционных проектов. При этом для вновь создаваемых особых экономических    
зон трёхлетний период, который закладывается на разворачивание                  
инфраструктуры, на вхождение в инвестиционные проекты, мы сохраняем, поэтому    
только после третьего года для новых особых экономических зон будем такой       
мониторинг осуществлять.                                                        
                                                                                
И четвёртое. Предлагаем объединить два типа зон -                               
промышленно-производственные и технико-внедренческие - и создать один тип       
зон: промышленно-технологические. Сейчас граница между видами деятельности      
достаточно неопределённая, постоянно происходит смешение видов деятельности,    
и вот чтобы это не ограничивать и не вызывать вопросы, мы предлагаем это        
урегулировать через объединение типов зон.                                      
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Сергея Михайловича Сокола.                                             
                                                                                
СОКОЛ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик достаточно         
подробно остановился на некоторых целях и задачах, которые предлагает           
законопроект. Нам представляется, что вопросы совершенствования механизмов      
создания и управления особыми экономическими зонами, упрощения порядка          
получения статуса резидента особых экономических зон, сокращения                
административных барьеров - это ключевые задачи реализации программы            
импортозамещения и экономического развития страны.                              
                                                                                
Сокращение наблюдательных и экспертных советов и упрощение заявочной            
документации будут способствовать увеличению численности резидентов, ну и,      
соответственно, наполнению этих особых экономических зон. Зоны станет           
возможным создавать не только в границах муниципалитетов, но и на территории    
нескольких муниципалитетов в рамках одного субъекта Федерации.                  
                                                                                
Законопроектом совершенствуется схема управления особой экономической зоной     
путём заключения одного, единого соглашения. Обращаю внимание, что              
законопроектом устанавливаются требования к иностранным инвесторам, которые     
участвуют в деятельности управляющей компании особой экономической зоны, в      
части введения ограничений, касающихся доли уставного капитала, принятия        
решений и определения условий осуществления хозяйственной деятельности          
компании, назначения единоличного или коллегиального исполнительного органа     
управления. Всё это в условиях антисанкционной политики приобретает для нас     
особую значимость.                                                              
                                                                                
Комитет предполагаемые законопроектом изменения поддерживает, считает их        
своевременными. Считаем, что законопроект будет способствовать оптимизации      
процедур в сфере создания и организации деятельности особых экономических       
зон, включая туристско-рекреационные. Правовым управлением Аппарата             
Государственной Думы по тексту законопроекта высказаны замечания                
юридико-технического характера, они будут учтены ко второму чтению.             
Концептуальные замечания отсутствуют.                                           
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять           
законопроект в первом чтении. Прошу поддержать.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, вот снова здесь, в данном законопроекте, в    
отношении особых зон, расположенных на территории Северо-Кавказского            
федерального округа, допускается не только отсутствие документации, там,        
планирования и так далее, но и исключаются такие формы, как общественные        
слушания и публичные слушания. С лёгкой руки Минстроя это регулярно проникает   
в законопроекты, которые предлагаются относительно строительства и так далее.   
Сейчас это идёт уже и в экономических законах.                                  
                                                                                
Для чего мы это делаем? Насколько оценены вот эти риски? Почему делается        
исключение именно для северокавказского сектора? И зачем мы это делаем? То      
есть мы в итоге получим то, против чего будут выступать люди, и будем           
игнорировать их мнение. И к чему мы тогда придём?                               
                                                                                
ГАЛКИН С. С. Спасибо за вопрос. На самом деле вот это положение действительно   
проходило достаточно длительное обсуждение, в том числе и с экспертами. И мы    
пришли к выводу, что в границах особых экономических зон такое полномочие в     
рамках СКФО полезно, потому что управляющие компании на себе концентрируют      
все возможности по управлению не только земельными участками, но и всем         
планированием, которое на них осуществляется и реализуется. С учётом            
специфики, которая сформировалась в управлении именно особыми экономическими    
зонами на Кавказе, связанной в первую очередь с туристско-рекреационными ОЭЗ,   
такое предложение было максимально поддержано.                                  
                                                                                
Если есть необходимость это обсудить дополнительно, ко второму чтению мы        
готовы отдельно провести обсуждение, чтобы снять какие-то вопросы, если они     
есть.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Сергей Сергеевич, особые экономические зоны создаются под      
конкретные цели и задачи, там чётко прописывается, каким должен быть размер     
инвестиций, какое количество новых рабочих мест должно быть создано и так       
далее.                                                                          
                                                                                
В законопроекте - и в своём докладе вы говорили - как бы прописывается          
возможность прекращения работы особой экономической зоны, если в течение пяти   
лет она признана неэффективной. В связи с этим у меня к вам вопрос: а будет     
ли предусмотрена либо, может быть, уже есть ответственность должностных лиц     
за то, что бюджетные деньги были потрачены впустую?                             
                                                                                
ГАЛКИН С. С. Благодарю за вопрос. Всё финансирование инфраструктуры особых      
экономических зон, если оно осуществляется за счёт бюджетных средств,           
происходит в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством Российской   
Федерации, которое регулирует эти правоотношения. При этом финансирование       
особых экономических зон сейчас в основном идёт за счёт региональных            
бюджетов, это инвестиции на уровне региональных бюджетов, есть частичное        
финансирование с федерального уровня. Но всё это происходит в рамках            
законодательства, которое, собственно говоря, определяет все права,             
обязанности и ответственность за неисполнение соглашений, если они              
реализуются в рамках бюджетных инвестиций.                                      
                                                                                
Поэтому здесь мы следуем в русле того права, которое уже сформировано.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Наумов Станислав Александрович, пожалуйста.                                     
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Сергеевич, в условиях санкций против России у нас вся страна   
сегодня является одной большой особой экономической зоной. И до лучших          
практик, которые есть в мире - до той же Шанхайской зоны свободной торговли,    
- нам, к сожалению, пока ещё далеко.                                            
                                                                                
Однако мы понимаем, что сегодня интерес представляет не только мнение           
крупного иностранного бизнеса, как это было когда-то давно. Мы с вами вчера     
на экспертном совете слышали очень много, на мой взгляд, дельных предложений,   
которые в том числе связаны с тем, чтобы дать больше заказов для малого и       
среднего бизнеса. И у управляющих компаний были такие рекомендации, которые     
предполагают определённую комбинацию между особыми экономическими зонами, где   
крупный бизнес, и территориями опережающего социально-экономического            
развития, где может располагаться малый бизнес, причём в пределах одного        
муниципалитета. Поэтому пожелание: услышать предложения управляющих компаний    
и ко второму чтению максимально учесть их рекомендации.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко Денис Борисович.                                
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В современных достаточно     
жёстких экономических условиях нам необходимо находить решения, которые         
приведут к бурному, я сказал бы, к взрывному экономическому росту и деловой     
активности в нашей стране.                                                      
                                                                                
Особые экономические зоны, как элемент инновационной системы страны, - это      
прекрасный механизм стимулирования бизнеса, который даёт ему льготы и           
преференции, позволяет гораздо быстрее выходить на самоокупаемость. В прошлом   
созыве мы с коллегами достаточно плотно работали над развитием особых           
экономических зон, но сейчас, находясь в новых условиях, нам необходимо эту     
работу продолжить и усилить.                                                    
                                                                                
В настоящее время в нашей стране функционирует 42 особые экономические зоны,    
пять из них, где я постоянно бываю, находятся в Подмосковье, от которого я      
избран. На этих территориях зарегистрированы тысячи резидентов, общий объём     
вложенных инвестиций на конец 2021 года превысил 632 миллиарда рублей,          
резидентами создано уже около 50 тысяч рабочих мест, и каждый месяц             
количество рабочих мест растёт. Только за прошлый год в особые экономические    
зоны пришли почти 30 резидентов. Благодаря особым экономическим зонам и         
комфортным условиям для развития, созданным на них, например, Подмосковье       
пару лет назад стало лидером среди российских регионов по росту МСП-сектора и   
заняло первое место. Именно наши особые экономические зоны "Дубна" и "Ступино   
Квадрат" в 2020 году вошли в число национальных лидеров.                        
                                                                                
Буквально вчера я провёл первое заседание экспертного совета по обеспечению     
развития особых экономических зон, где мы вместе с представителями              
правительства, с экспертным сообществом, с руководителями особых                
экономических зон и со Счётной палатой подробно обсудили ситуацию, которая      
сегодня складывается в особых экономических зонах. Мы уже давно начали работу   
над внесением изменений в закон о развитии особых экономических зон, однако с   
учётом изменившихся обстоятельств возникла необходимость усилить эту            
деятельность. Около десяти регионов по итогам вчерашних обсуждений подали нам   
предложения - всего около 25, - которые буквально сегодня я отправил            
официальному представителю правительства Сергею Сергеевичу.                     
                                                                                
Коллеги, упрощение изложенных в законе процедур только повысит интерес          
бизнеса и простимулирует развитие проектов в сфере импортозамещения, что в      
условиях перестройки нашей экономики в сторону повышения и                      
бизнес-суверенитета является одной из ключевых задач в нашей работе.            
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать законопроект.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Филатова Ирина Анатольевна, пожалуйста. От фракции.                             
                                                                                
ФИЛАТОВА И. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект          
предполагает помимо упрощённого порядка получения статуса резидента особой      
экономической зоны также существенные серьёзные меры по снижению стартовых      
требований и снятию административного регулирования.                            
                                                                                
КПРФ изначально была против формирования такой системы - системы                
преференциальных зон, тем более в таком количестве (их форм достаточно          
много). В 2005 году фракция КПРФ голосовала против принятия закона № 116-ФЗ.    
Мы создаём особые зоны с особыми условиями для отдельных людей, для отдельных   
территорий, для отдельных предприятий - почему мы не можем распространить       
подобные условия на всю территорию России? Почему нельзя проанализировать уже   
имеющийся опыт, опыт других стран, наши возможности, экономические в том        
числе, и предоставить возможность всем регионам работать в благоприятных        
условиях? Да, сейчас на Дальнем Востоке созданы и ТОРы, и особые                
экономические зоны, но они, к сожалению, убыточные: люди как уезжали, так и     
продолжают уезжать.                                                             
                                                                                
Не только КПРФ, Счётная палата также со скепсисом относится к особым            
экономическим зонам, и в феврале 2022 года на их сайте появился отчёт, в        
котором опубликован практически анализ за 2019-2021 годы, за три года,          
эффективности особых экономических зон. Так вот, получается, что и ТОРы, и      
ОЭЗ мало влияют на развитие создавших их регионов, их создание не привело к     
прорывному развитию территорий, в которых они действуют. Статистически          
значимой зависимости между показателями функционирования преференциальных       
режимов и показателями развития международной торговли, привлечения             
иностранных инвестиций, трансферта технологий и высококвалифицированной         
рабочей силы не выявлено ни на федеральном, ни на региональном уровнях.         
Управляющие компании ОЭЗ и вовсе являются глубоко убыточными предприятиями, и   
услуги с их стороны резидентами не востребованы. Всё это происходит на фоне     
колоссальных расходов федерального бюджета - это десятки, сотни миллиардов      
бюджетных рублей.                                                               
                                                                                
По истечении срока действия, то есть по истечении 49 лет, собственник           
имущества имеет право распоряжаться им по своему усмотрению. То есть            
гипотетически инвестор отработал какой-то карьер, опустошил его и уехал.        
Здесь уже встаёт вопрос другого плана - вопрос экологии, вопрос последствий     
нанесённого ущерба окружающей среде, но этот вопрос тактично замалчивается, а   
также есть вопрос жизнеспособности построенного предприятия и инфраструктуры    
- ну, с этим в принципе, наверное, намного проще. А теперь ещё предлагается     
возможность досрочно закрыть зону в случае экономической неэффективности, то    
есть миллиарды рублей чистых убытков. Уже на сегодня мы имеем десять закрытых   
особых экономических зон. Это очень дорогие эксперименты, в общем-то, для       
нашей страны.                                                                   
                                                                                
Для того чтобы этого избежать, нужно не ослаблять входящие условия, не          
допускать к работе плохо проверенных инвесторов, не вкладывать в эти проекты    
государственные средства, а досконально изучить все этапы, последствия и        
потенциальную способность интересантов выполнить взятые обязательства и         
достигнуть целевых показателей.                                                 
                                                                                
Следующая проблема заключается в том, что сегодня нет адекватной системы        
оценки эффективности особых экономических зон и достижения целевых              
показателей. Уход от бизнес-плана к паспорту инвестиционного проекта эту        
задачу осложняет ещё больше. Согласно последнему отчёту Счётной палаты          
преференциальные режимы не в полной мере встроены в систему стратегического     
планирования России, для них не определены ожидаемые целевые эффекты, не        
обеспечена взаимосвязь целей их функционирования со стратегическими целями      
развития страны. Государственное планирование в данной ситуации для такой       
большой страны, как Россия, просто необходимо. У всех регионов разный           
экономический потенциал и разные финансовые возможности, безусловно. Нам не     
обойтись без планирования хозяйственной жизни, размещения производственного     
потенциала по всей территории страны, чтобы не съезжались все в Москву и        
региональные центры, а во всех частях нашей большой страны были одинаково       
благоприятные условия для жизни и деятельности, для развития экономики.         
                                                                                
О том, что ситуация требует кардинальной перестройки, сегодня говорят           
абсолютно все, только слепой, наверное, этого не видит, это совершенно          
очевидно. Но созданная система преференциальных режимов требует глубокого       
анализа экономических, социальных, экологических параметров, системного         
подхода на основе государственного стратегического планирования, а не           
точечных мер с малопредсказуемыми последствиями и рисками.                      
                                                                                
Фракция КПРФ считает предложенные инициативы явно чрезмерными, к тому же они    
носят не временный характер - вот в сегодняшних условиях, на данный период, -   
а принимаются на постоянной основе. Предлагаемое смягчение регуляторных         
механизмов даст недобросовестным участникам большой простор для                 
злоупотребления широчайшими преференциями особых экономических зон, а также     
создаст благодатную почву для развития теневой экономики. Фракция КПРФ          
законопроект не поддерживает.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик - заключительное слово?      
Нет. Содокладчик? Тоже нет.                                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации",       
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими     
силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", пункт     
30.                                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.