Заседание № 235
25.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 671698-8 "О внесении изменений в статью 242-13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части приведения положений кодекса в соответствие с законодательством о противодействии финансированию экстремистской деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4455 по 4593 из 5347
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 242-13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Германа Юрьевича Негляда. Пожалуйста. НЕГЛЯД Г. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Данный проект федерального закона направлен на приведение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствие с изменениями, вносимыми в антиотмывочное законодательство, в базовый закон, и направленными на расширение предмета финансового мониторинга на вопросы противодействия финансированию экстремистской деятельности. Это мы делаем в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. В связи с этим законопроектом вносятся изменения в статью 242-13-1 Бюджетного кодекса, где уточняется наименование уполномоченного органа, то есть Росфинмониторинга, через его функционал, то есть указывается, что Росфинмониторинг осуществляет функции не только по противодействию отмыванию доходов, финансированию терроризма, но и по противодействию финансированию экстремистской деятельности. Принятие данного проекта федерального закона позволит в целом повысить эффективность мер в рамках бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей, поскольку соответствующий функционал, в том числе по отказу в открытии лицевых счетов, по приостановлению операций, будет применяться и к лицам, связанным с финансированием экстремистской деятельности. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Каплана Мугдиновича Панеша. Пожалуйста. ПАНЕШ К. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно доложил суть законопроекта. Комитет по бюджету и налогам рассмотрел данный законопроект и отмечает следующее. В законопроекте предлагается уточнить использованное в Бюджетном кодексе наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Защита нашей страны от финансовых преступлений требует комплексного и системного подхода. Внесение предложенных изменений не только усилит нашу законодательную базу, но и сделает нашу систему более устойчивой к угрозам, связанным с отмыванием денег и финансированием терроризма. Счётная палата замечаний, предложений по законопроекту не имеет. Комитет по бюджету и налогам рекомендует принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Уважаемый Герман Юрьевич, значит, планируется ввести орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов и по борьбе с экстремизмом. Но что получается в жизни? Такой уполномоченный орган может блокировать денежные средства. А ещё у нас есть вопиющий прецедент, когда дивиденды "Сбера" будут выплачиваться нерезидентам Российской Федерации, вплоть до недружественных стран, - с этими потоками кто-нибудь будет бороться? И мне, как депутату Государственной Думы, заблокировали платёж из "Сбера" в "ВТБ" - может быть, борются с экстремизмом таким способом? То есть ваша борьба с экстремизмом приводит к тому, что борются с законопослушными гражданами. Как сделать так, чтобы реально борьба шла с экстремизмом? НЕГЛЯД Г. Ю. Спасибо за вопрос. Я начну с того, что данный законопроект изменяет, уточняет только наименование федерального органа исполнительной власти путём дополнения ещё одной функцией - противодействием финансированию экстремизма. Что касается бюджетного мониторинга, в открытии соответствующих счетов может быть отказано, если лицо либо включено в соответствующий перечень террористов-экстремистов или связано с ним, либо зарегистрировано на территории одной из офшорных зон (по списку Минфина). А что касается вашего вопроса по отказу со стороны банков, хотя он за рамками предмета данного законопроекта, отмечу, что создан сбалансированный многоступенчатый механизм обжалования таких отказов, а в законе закреплены соответствующие сроки и порядок рассмотрения обращений клиентов по таким случаям. Можно обратиться сначала в банк, потом в межведомственную комиссию при Центральном банке, которая подробно рассматривает такие случаи. Я хочу сказать, что на практике среди миллиардов операций, которые совершаются, обжалованию подлежит менее 1 процента, комиссия в половине случаев принимает решение в пользу клиентов. Так что механизм существует, он сбалансирован, но мы продолжаем работать над его корректировкой совместно с Банком России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е. Герман Юрьевич, скажите, пожалуйста, вот сейчас в Бюджетный кодекс, в норму о террористической деятельности добавляется ещё и положение об экстремистской деятельности. В пояснительной записке есть отсылка на закон № 115-ФЗ, закон о внесении изменений в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Но в законе № 115-ФЗ ни слова не сказано об экстремистской деятельности. Прокомментируйте, пожалуйста, почему тогда сейчас вносятся изменения в кодексы, вот этот пункт и следующий законопроект, почему они дополняются положениями об экстремистской деятельности? НЕГЛЯД Г. Ю. Спасибо за вопрос. Как я уже отметил в своём выступлении по законопроекту, данный законопроект рассматривается одновременно с законопроектом о внесении изменений в 115-й закон, о котором вы говорите, а в 115-м законе предмет финансового мониторинга параллельно расширяется до вопросов противодействия финансированию экстремисткой деятельности. Предполагается, что эти изменения вступят в силу одновременно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 242-13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 41 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.