Заседание № 236
26.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 671687-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов противодействия финансированию экстремистской деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2271 по 2502 из 4337
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Германа Юрьевича Негляда. Пожалуйста. НЕГЛЯД Г. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Представляемый законопроект подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и направлен на расширение сферы применения антиотмывочного законодательства на вопросы противодействия финансированию экстремистской деятельности. Я напомню, что согласно российскому законодательству к экстремистским деяниям в том числе относятся такие, как насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичное оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды и преступления, совершённые по указанным мотивам, использование нацистской атрибутики или символики, финансирование указанных деяний, и ряд других. Для достижения целей, предусмотренных законопроектом, предлагается внести комплексные изменения в первую очередь в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". В частности, законопроектом вводится понятие "финансирование экстремистской деятельности" аналогично используемому сейчас в уголовном законе, тем самым расширяется предмет финансового мониторинга; корректируется сфера полномочий Росфинмониторинга путём изменения его официального наименования; расширяются основания для включения физических лиц в перечень организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Ну, скажу, что помимо уже включённых террористических, экстремистских составов предлагается дополнительно восемь экстремистских составов, теперь фактически все экстремистские составы охвачены, за исключением составов небольшой тяжести. Также в 115-й закон включаются вопросы противодействия финансированию экстремистской деятельности за счёт расширения межведомственного взаимодействия Росфинмониторинга с правоохранительными органами и расширения международного сотрудничества по данному вопросу. Помимо федерального закона о противодействии отмыванию законопроектом предлагается внести корреспондирующие изменения ещё более чем в 40 иных федеральных законов. Полагаем, что принятие предлагаемых изменений позволит существенно повысить эффективность принимаемых мер, в первую очередь по выявлению лиц, причастных к экстремистской деятельности, а также по предупреждению и пресечению их противоправной деятельности, включая финансирование. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Аркадия Николаевича Свистунова. Пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представитель правительства, уважаемый Герман Юрьевич, очень подробно остановился на всех новациях, которые предлагается внести в 115-й федеральный закон, поэтому я позволю себе быть более кратким и скажу следующее. Очень актуальный законопроект, особенно в настоящее время. Комитет по финансовому рынку рассмотрел законопроект, поддерживает его концепцию и рекомендует палате, депутатам принять настоящий законопроект в первом чтении. Кроме того, Центральным банком настоящий законопроект также поддерживается. По нему не было особых замечаний со стороны Правового управления. Уважаемые коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Герман Юрьевич, проектом федерального закона словами "экстремистская деятельность" дополняется целый ряд статей данного закона, а также названия глав, однако название самого федерального закона остаётся неизменным. Так, может, дополнить и название самого закона, чтобы было соответствие содержания названию и наоборот, как вы считаете? НЕГЛЯД Г. Ю. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. По согласованию и с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, и с Государственно-правовым управлением и по аналогии с изменениями, которые уже вносились в данный закон в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения, технически пока было принято решение не трогать наименование, но ко второму чтению готовы с правовиками дополнительно обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Герман Юрьевич, вот скажите, пожалуйста, как финансовый мониторинг... Вот у нас сейчас идёт задержка платежей между дружественными странами, это Китай, Индия, до полугода. Вот является ли это экстремистской деятельностью? Ведь это побуждает целые коллективы, ну, притормозить свою работу или объявить нерабочие дни, в силу того что не оплачена выполненная услуга или не поставлен товар. И второй вопрос. Есть ли техническая возможность отслеживать вот реализацию всех поправок, которые у вас есть, в связи с тем что, к сожалению, большая часть железа так называемого и программных продуктов не является полностью российской? НЕГЛЯД Г. Ю. Николай Васильевич, спасибо за вопросы. Ну, я так скажу, большинство тех задержек, о которых вы говорите, не связано с вопросами подозрения в отмывании доходов и финансировании терроризма и не квалифицируется как экстремизм. Но это вопрос не к Росфинмониторингу, а к компетентным органам - по квалификации. Что касается используемого, я так понимаю, Росфинмониторингом программного обеспечения и, там, железа, как вы сказали, у нас стопроцентное импортозамещение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Александр Дмитриевич. Николай Васильевич, со своей стороны, хочу ещё заметить, что для банковского сообщества это тоже не создаёт каких-то больших трудностей, поскольку банки уже сегодня исполняют ряд обязанностей в части противодействия финансированию экстремистских действий, например блокирование активов, эти действия они исполняют по запросам службы финмониторинга. И есть всё необходимое программное обеспечение, был принят указ президента о замене, так скажем, всего программного обеспечения и того, что вы называете железом, аппаратных комплексов, критической инфраструктуры на отечественные решения. Эта работа выполняется, должна быть закончена к 1 января следующего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пилипенко Ольга Васильевна. ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Герман Юрьевич, однозначно поддерживаю данный законопроект и считаю его актуальным. Но в мой адрес поступила масса обращений, более десяти, от граждан Орловской области в частности, которые высказывают, мягко говоря, негативное отношение к данному законопроекту в части опасений, связанных с доказательной базой в отношении лиц, которые причастны каким-то образом к противоправным действиям. Я понимаю, что это законопроект о финансовом мониторинге, о безопасности нашей страны, но не могли бы вы ответить, а что же будет являться тем не менее доказательной базой, которая будет передаваться в правоохранительные органы или органы специальной компетенции, для того чтобы людей вносили в реестр, там, неблагонадёжных или дальше передавали эти дела в суд? НЕГЛЯД Г. Ю. Спасибо, Ольга Васильевна, за вопрос. Основанием для включения в соответствующий перечень лиц, активы которых подлежат замораживанию, являются в первую очередь вступившие в силу приговоры суда, в данном случае по экстремистским и террористическим составам. Росфинмониторинг такие решения сам не принимает, мы действуем в соответствии с решениями, принятыми следственными и судебными органами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос и Аркадию Николаевичу, и Герману Юрьевичу. Герман Юрьевич, а что первично тогда? На основании чего суд принимает решение, чтобы соответствующее блокирующее уведомление уже потом направлялось в банк? Аркадий Николаевич, этот законопроект всё-таки напрямую касается и Центрального банка, статья 7 федерального закона о Центробанке просто обязывает его дать своё заключение на этот законопроект. Ведь закон должен быть понятен не только правоприменителям, но и людям. Правильно сейчас выступала Ольга Васильевна Пилипенко, которая говорила, что граждане тоже должны понимать, читая этот закон, за что, за какой перевод их могут привлечь, обвинить в экстремистской деятельности. Мы не увидели в материалах, которые вы нам представили сейчас к этому законопроекту, позиции Центробанка. Скажите, есть она или нет? Если есть, пожалуйста, расскажите, объясните нам, какая она. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо вам большое за вопрос. Конечно, вот я как раз держу в руках письмо Центрального банка от 2 августа 2024 года № 0812/7035. Центральный банк сообщает об отсутствии замечаний по настоящему законопроекту. Ну, вот оно, и есть в базе данных тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Герман Юрьевич, в пояснительной записке указано, что с целью снижения регуляторной нагрузки, учитывая сложности с выявлением мотивов совершения преступлений, вы предлагаете расширить количество оснований для включения физических лиц в перечень подозреваемых для соответствующего блокирования их операций. Вопрос: не кажется ли вам, что есть противоречие между терминами "снижение регуляторной нагрузки" и "расширение количества оснований для блокирования операций"? НЕГЛЯД Г. Ю. Спасибо за вопрос. Я думаю, что имеется в виду расширение только за счёт тяжких, средней тяжести и особо тяжких составов, имеется в виду - за исключением составов небольшой тяжести. То есть эти составы не включаются, вернее, привлечение к ответственности по этим составам не является основанием для включения в соответствующий перечень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 46 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.