Заседание № 235

25.09.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 671684-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьи 2 и 81 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (о высокоскоростном железнодорожном транспорте).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1298 по 1597 из 5347
3-й вопрос, коллеги. О проекте федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и       
статьи 2 и 81 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта            
Российской Федерации". С докладом выступит официальный представитель            
Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра       
транспорта Российской Федерации Дмитрий Станиславович Зверев.                   
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Во исполнение поручения      
Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 5 апреля      
2024 года начата реализация масштабнейшего проекта - строительство              
высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Этот      
амбициозный, не имеющий в Российской Федерации аналогов проект позволит         
вывести на новый качественный уровень пассажирские перевозки, создать           
необходимые рабочие места, обеспечить заказом отечественное транспортное        
машиностроение.                                                                 
                                                                                
В связи с тем что высокоскоростной железнодорожный транспорт является           
принципиально новым видом железнодорожного транспорта, необходимо и             
формирование нового регулирования, новых правовых основ. Внесённый              
Правительством Российской Федерации законопроект предусматривает комплексное    
регулирование отношений, связанных с эксплуатацией и функционированием          
высокоскоростного железнодорожного транспорта.                                  
                                                                                
Ключевым положением законопроекта является введение определений                 
"высокоскоростной железнодорожный транспорт", "инфраструктура                   
высокоскоростного железнодорожного транспорта" и, безусловно, компетенций на    
издание ряда нормативных актов как Правительства Российской Федерации, так и    
Министерства транспорта с точки зрения технической эксплуатации. Минтранс       
России в настоящее время уже приступил к подготовке и разработке проектов       
подзаконных актов, в первую очередь правил оказания услуг по перевозкам на      
железнодорожном транспорте, имеется в виду высокоскоростной железнодорожный     
транспорт, и, безусловно, правил технической эксплуатации высокоскоростного     
железнодорожного транспорта.                                                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Анатолия Фёдоровича Лесуна. Пожалуйста.                                
                                                                                
Пока Анатолий Фёдорович идёт, хочу вам сообщить, что ошибочно по предыдущему    
вопросу депутат проголосовал. Есть заявление о том, что поддерживает принятие   
этого законопроекта. Не буду называть фамилию, ну, это так.                     
                                                                                
ЛЕСУН А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик, Дмитрий           
Станиславович, подробно изложил суть проекта закона. Как мы знаем, в            
соответствии с утверждённой Президентом Российской Федерации Владимиром         
Владимировичем Путиным схемой национальной сети высокоскоростного движения      
запланировано строительство высокоскоростных магистралей общей протяжённостью   
более 3750 километров, высокоскоростным движением будет охвачено около 80       
процентов населения. Законодательное установление особенностей                  
функционирования высокоскоростного транспорта обеспечит его безопасное и        
комфортное использование. Комитет рекомендует Государственной Думе принять в    
первом чтении законопроект.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, пункт 3 статьи 1 законопроекта говорит о       
том, что обязательные требования к высокоскоростному железнодорожному           
транспорту устанавливаются в соответствии с законодательством Евразийского      
экономического союза, соответственно, идёт отсылка, видимо, к техническому      
регламенту Таможенного союза. Изучив его, я, честно говоря, не нашёл запрета    
на пересечение в одном уровне с автомобильными дорогами общего пользования.     
Есть ли сейчас, установлен ли запрет на пересечение с автомобильными дорогами   
общего пользования для высокоскоростного железнодорожного транспорта?           
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что технические       
правила и регламент для высокоскоростных железнодорожных магистралей только     
формируются, мы приступили к его формированию. На сегодняшний момент самое      
главное, что началась реализация проекта, начато проектирование, и срок его     
установлен решением президента предельный. И наша главная задача - вовремя      
выйти на стройку и к этому времени обеспечить и производство подвижного         
состава, и формирование тех самых бесшовных требований, в том числе и в части   
пересечения с автомобильными дорогами.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, ЛДПР поддержит создание правовой среды для     
развития высокоскоростного транспорта, однако актуальными для нашей фракции     
остаются два вопроса: когда наконец будет скоростной поезд Калининград -        
Москва и Москва - Смоленск? Мы эти вопросы неоднократно поднимали на встрече    
во фракции, были установлены плановые сроки. И вот хотелось бы уточнить, как    
продвигается этот вопрос и когда мы сможем на скоростном поезде доехать до      
Смоленска и до Калининграда?                                                    
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Ярослав Евгеньевич, спасибо за вопрос. Карта, или план-график по   
высокоскоростным магистралям, утверждена. Сейчас идёт реализация проекта        
Москва - Санкт-Петербург, в план, как вы знаете, также включены Екатеринбург,   
Казань, Нижний Новгород - Москва, далее Адлер, Ростов-на-Дону, Воронеж -        
Москва и другие проекты. Что касается движения на Смоленск, этот вопрос         
крайне важный, причём важный он не только для внутрироссийского сообщения, он   
также рассматривается в рамках Союзного государства, а для сообщения Москва -   
Минск он важен в рамках работы не только железнодорожной компании и двух        
министерств, поэтому необходимые мероприятия по повышению скорости движения,    
повторю, не только до Смоленска, но и в рамках Союзного государства, до         
Минска, уже утверждены двумя железными дорогами.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тен Сергей Юрьевич.                                       
                                                                                
ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, считаю, что инициатива очень важная,           
актуальная, поддерживаю её. Вопрос по поводу поезда "Сапсан". На ряде           
участков движения скорость "Сапсана" достигает более 200 километров в час. С    
учётом тех норм, которые предусматривает законодательная инициатива, является   
ли вот эта ситуация основанием автоматического отнесения "Сапсана" и            
соответствующих железнодорожных путей к высокоскоростным магистралям?           
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Сергей Юрьевич, спасибо за вопрос. Вы действительно                
предвосхитили те наработки экспертные и технические, которые сейчас             
отрабатываются железнодорожными профильными институтами с точки зрения          
подготовки технической документации. И вы совершенно справедливо отметили,      
что с правовой точки зрения характеристикой является именно скоростная          
отсечка. Но вторая составляющая особенности высокоскоростных магистралей -      
это всё-таки комплекс. Мы говорим о том, что это единый комплекс, который       
включает в себя не только скоростные требования по подвижному составу, но и     
всю инфраструктуру железнодорожного пути.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, ну вы, вероятно, знаете, что Китай сегодня     
номер один в части строительства высокоскоростных магистралей, и, как           
показывает практика, их строительство значительно дешевле, чем делаем мы. Не    
рассматривается ли вопрос привлечения китайских и инвесторов, и строителей,     
для того чтобы сделать быстрее решение этих вопросов? Потому что, ну, вот вы    
знаете, у нас сегодня Москва - Адлер - это самое перегруженное направление. И   
во-вторых, там и состояние путей требует серьёзного инвестирования. Поэтому,    
может, порядок реализации строительства магистрали Москва - Адлер всё-таки      
сместить по графику ближе к проекту Санкт-Петербург - Москва? Потому что, ну,   
понимаете, вопрос какой, мы же понимаем, что с нашей скоростью мы так до        
Адлера не доедем и к 2035 году, а хотелось бы хотя бы к 2030-му.                
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Ну, с одной стороны,        
действительно идёт экспертная и технологическая кооперация с ведущими           
производителями. Безусловно, "РЖД" и производитель "Синара" изучают все         
компетенции, которые только возможны для создания отечественного подвижного     
состава.                                                                        
                                                                                
Касаясь второго вопроса, с точки зрения привлечения финансирования, по          
магистрали Москва - Санкт-Петербург определены участники проекта. Как вы        
знаете, 5 июня издано распоряжение правительства о заключении концессионного    
соглашения, концессионное соглашение заключено, источники финансовые            
определены. В первую очередь это, действительно, синдицированный кредит         
банков - это Сбербанк, "ВТБ", "Газпромбанк". Безусловно, есть небольшое         
участие и со стороны ФНБ и федерального бюджета. И комплексно этот вопрос       
решён, с источниками финансирования мы уже определились.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, мой вопрос планировался о направлениях         
развития этого проекта, но вы указали их, поэтому уточняю. Одно из самых        
загруженных направлений южное, о чём сейчас коллега только что говорил, и в     
связи с этим вопрос: насколько ценовая доступность будет обеспечена? Как вы     
планируете это? Сохранятся ли возможности у пассажиров ездить не только         
высокоскоростными, так сказать, поездами, но и обычным железнодорожным          
транспортом на этом направлении, если разница в тарифах будет очень высока? И   
как будет обновляться вообще подвижной состав на этом направлении?              
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Иванович, спасибо за вопрос. С точки зрения ценовых        
параметров. Что заложено в модель "Москва - Санкт-Петербург"? По магистрали     
Москва - Санкт-Петербург стоимость билета на начало движения (оно               
запланировано на третий квартал 2028 года) составляет 8905 рублей в             
сегодняшних расчётах. Индексация, безусловно, будет, но это обычный ежегодный   
рост тарифов на пассажирские перевозки. Это отдельная выделенная линия. Надо    
не забывать, что высокоскоростная магистраль предоставляет совершенно другой    
уровень комфорта пассажиру, поэтому этим и обусловлен, возможно, ценовой        
диапазон. И частотность: мы говорим о выходе к 2030 году на частоту             
курсирования поездов 10-15 минут. Вот те параметры, которые мы закладываем:     
комфорт, всё равно ценовая доступность и частотность.                           
                                                                                
С точки зрения использования существующих железнодорожных путей, безусловно,    
всё-таки будет акцент на ещё большую провозную мощность и способность по        
грузоперевозкам, ну и, безусловно, останется тот пассажирский состав, который   
есть сейчас.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, уточните, пожалуйста, чем нормативная          
регламентация функционирования планируемых к запуску магистралей отличается     
от регламентации деятельности уже существующей, Москва - Санкт-Петербург?       
Может быть, усовершенствовать действующие регламенты? Это первый вопрос.        
                                                                                
И второй. Учитывая, что принятие данного проекта федерального закона            
потребует принятия целого ряда постановлений Правительства России,              
федерального органа исполнительной власти, может быть, пересмотреть срок        
вступления данного закона в силу? Как вы считаете?                              
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Мы считаем, что срок        
вступления закона в силу и подготовки подзаконных актов... как я уже сказал,    
работа начата, действительно, серьёзный массив документов нужно подготовить,    
работа синхронизирована и адекватна с точки зрения сроков подготовки,           
своевременна с точки зрения реализации проекта физически, имеется в виду        
проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию в 2028 году и запуск         
пассажирского движения.                                                         
                                                                                
С точки зрения специфики, это новый комплексный подход, и всё-таки мы говорим   
о том, что часть актов должны быть новыми, в том числе правила технической      
эксплуатации. Это, безусловно, железнодорожный транспорт общего пользования,    
в этом вы правы, и не все абсолютно нормы технического регулирования и          
эксплуатации железнодорожного транспорта подлежат изменению, но то, что         
необходимо изменить, входит в базовое, основное новое понятие, в новую          
дефиницию "высокоскоростной железнодорожный транспорт".                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич.                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, я всё-таки позволю себе уточнить вопрос        
Анатолия Борисовича, потому что, возможно, произошло недопонимание. В чём       
специфика высокоскоростного железнодорожного движения, которое выводит его из   
существующего правового поля и заставляет вносить соответствующие изменения в   
закон? Что такое происходит в "Сапсане", когда он разгоняется до 201            
километра в час, что он выпадает из правового поля и это нужно регулировать     
отдельно? Почему нельзя урегулировать это обычными актами Министерства          
транспорта и "РЖД", почему нужен закон? Тем более, что изменения, как мы        
видим, в основном рамочные.                                                     
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Михаил Геннадьевич, спасибо за вопрос. Изменения не только         
рамочные, хотя и в основном вводятся дефиниции и действительно отсылочные       
нормы к соответствующим актам Правительства Российской Федерации и Минтранса,   
которые точно так же действуют для существующего железнодорожного транспорта    
общего пользования, и для грузового, и для пассажирского. Но тем не менее это   
новый вид железных дорог, представляющий собой новый комплекс с новыми          
требованиями технической эксплуатации, безопасности, поэтому это требует        
издания отдельного федерального закона.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна.                               
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Дмитрий Станиславович, очень хорошо, что в нашей стране будет развиваться       
высокоскоростной железнодорожный транспорт, но у нас есть регионы, в которых    
вообще отсутствует железная дорога, я говорю о Республике Тыва, регионе,        
который я представляю в парламенте. В 2011 году президент уже заложил костыль   
начала строительства железной дороги в регион, но так с тех пор ничего и не     
произошло. Скажите, пожалуйста, когда всё-таки начнётся строительство           
железной дороги в Тыве?                                                         
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо за вопрос, Анжелика Егоровна. В соответствии с             
инвестиционной программой "РЖД". Сейчас дополнительно прорабатываются вопросы   
и не только по началу строительства которое было обозначено, по проекту линии   
Кызыл - Курагино снова идёт возврат к этому вопросу, поэтому мы ожидаем, что    
всё-таки необходимые решения будут приняты, - возможно, с акцентом только на    
грузовое движение, возможно, на грузопассажирское, но тем не менее              
действительно вопрос сейчас активно обсуждается "Российскими железными          
дорогами".                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Представитель           
президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и       
статьи 2 и 81 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта            
Российской Федерации", пункт 3.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят единогласно в первом чтении.