Заседание № 315
30.09.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 671662-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3509 по 3711 из 4274
18-й вопрос, приоритетный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров". Докладывает Олег Васильевич Шеин. ШЕИН О. В. Каждую весну наша страна встречает огромным количеством пожаров, которые подчас подступают к территориям населённых пунктов, и надо понимать, что эта проблема с каждым годом становится всё более существенной. Так, если в 2017 году общее количество пожаров, которые возникли за пределами поселений, составляло 74 тысячи, то уже в 2018-м оно выросло на 10 тысяч. И по оценкам российского министерства по чрезвычайным ситуациям, в целом за десять лет число пожаров, которые идут из-за пределов в поселения, выросло более чем на треть. Откуда всё это проистекает? В первую очередь мы имеем серьёзные проблемы в связи с подсечно-огневым земледелием, когда практически все органы власти на местах признают ситуацию, что часть граждан, для того чтобы трава была зеленее и более сочной, просто-напросто выжигают то, что осталось от сухостоя предыдущего года, относительно без каких бы то ни было последствий. Причём вот эти пожары, которые возникают в степной местности, являются основной причиной лесных пожаров. По оценкам опять же российского правительства, порядка 46 процентов всех лесных пожаров приходит из степи, и основной причиной происходящего опять же является, как правило, человек. Какой при этом инструментарий использует Российское государство? Ну, во-первых, мы видим, что количество штрафов, которые налагаются на виновных лиц, в отличие от пожаров, не растёт, а сокращается: то есть если в 2014 году общая сумма наложенных штрафов составляла 2,5 миллиарда рублей, то в 2018 году - 1,2 миллиарда, то есть вдвое меньше. Во-вторых, вся эта работа переложена на федеральные службы, которые, очевидно, достаточно далеки от того, что происходит на местах, и не обладают достаточным количеством специалистов, чтобы проверять ситуацию с пожарной устойчивостью в территориях, хотя этим занималось раньше местное самоуправление. Практически нет изъятия земельных участков у тех граждан, у которых всё горит каждый год: в общем и целом количество изъятий составило за последние три года 111 случаев на страну, а число пожаров, повторю, составляет под 90 тысяч в год, из них половина напрямую по вине человека. В этой связи два года назад, когда в очередной раз полыхнуло в Забайкальском крае, президент страны Владимир Путин издал указ № 198, в котором поручил Правительству Российской Федерации до 1 июля - не текущего года, а прошлого - внести законопроект о регулировании этой ситуации. В частности, Правительству Российской Федерации было поручено закрепить понятие "ландшафтный (природный) пожар" в законе, определить механизм изъятия земельного участка у тех граждан, которые занимаются самопалом и, соответственно, создают угрозу для живого мира, - мы прекрасно понимаем, сколько животных погибает в огне и насколько у нас подчас утрачиваются в том числе и элементы флоры. То есть это должно было быть закреплено в законодательстве, и об этом напрямую было написано в указе президента. Далее, в указе президента также было сказано о том, что эти полномочия частично должны реализовываться местным самоуправлением и органы местного самоуправления должны получать доходы от штрафов, налагаемых на виновных лиц, и были обозначены сроки - 1 июля 2019 года. Как мы прекрасно понимаем, ни к 1 июля 2019 года, ни к 1 июля 2020 года, ни к 1 сентября 2020 года ничего сделано не было, никакие законопроекты в Думу правительством внесены не были. В этой связи мною вместе с группой сенаторов и коллег по Государственной Думе был внесён законопроект как раз в русле того, о чём было написано в президентском указе. На этот наш законопроект мы получили совершенно удивительные отклики от профильных комитетов. Например, у нас комитет по безопасности, в отличие от Президента Российской Федерации, посчитал, что включение в законодательство понятия "ландшафтный пожар" может привести к проблемам. То есть президент считает, что надо закреплять понятие "ландшафтный пожар", а комитет Государственной Думы по безопасности, члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорят: "А не надо ничего закреплять, Владимир Владимирович, Олег Васильевич, это всё лишнее дело. Не стоит этого делать, это опасно для устойчивости законодательства Российской Федерации", - замечательное решение комитета! Далее. Ссылаются на всякие ГОСТы и говорят: "А вот в ГОСТах написано, что есть понятие "ландшафтный пожар". Ну, во-первых, на самом деле в ГОСТах это не написано, а во-вторых, написано не в российских ГОСТах, а в рекомендательных советских буквально следующее: ландшафтный пожар - это стихийно возникший пожар. То есть, если человек поджёг, это под ГОСТ не подпадает и, соответственно, тушить это не надо, и для этого у нас не требуется никаких отдельных рекомендаций, поручений и задач ни МЧС, ни иным структурам российского правительства, ни региональным властям, ни местному самоуправлению - это тоже позиция профильных комитетов, правда отличающаяся от указа Президента Российской Федерации. Далее, та же самая история с изъятием. У нас есть понятие изъятия в законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с приведением земель в безобразное и недопустимое состояние, и, строго говоря, никаких ноу-хау мы не вводим - наши предложения о том, чтобы гражданин, который пренебрегает мерами пожарной безопасности, который не осуществляет мероприятий, обеспечивающих сохранение ситуации пожарной безопасности, в том числе на смежных землях, за это нёс ответственность. И президент так же считает. Но не профильные комитеты, поэтому сегодня мы имеем разного рода отрицательные заключения. Насколько эта проблема масштабна, мы с вами понимаем: постоянно, каждый год и в каждом регионе Российской Федерации - и в заповедных землях, и около земель поселений, населённых пунктов - возникают такие ситуации, туда бросают силы МЧС, армию, вертолёты, на это тратятся миллиарды рублей. Но при этом, повторю ещё раз, у нас законодательно ситуация не урегулирована никак. И то, что мы сегодня наблюдаем с этими отрицательными заключениями, иначе как саботаж, невыполнение и задач, связанных с интересами страны, и распоряжений руководства страны "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно, оценить не может. Мы этот законопроект внесли в категорию приоритетных. Это задача, которая, очевидно, требует решения, и я думаю, что и все региональные органы власти такой точки зрения придерживаются. И почему мы здесь имеем позицию, диаметрально противоположную общечеловеческой логике и в том числе, повторю ещё раз, распоряжениям руководства страны, для нас, "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", остаётся загадкой. Мы, бесспорно, данный законопроект воспринимаем как требующий незамедлительного принятия. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, авторы законопроекта затронули очень острую проблему и попытались дать правовые механизмы хотя бы частичного её решения. Предложено закрепить в законодательстве понятие ландшафтного пожара с последующим определением специфики полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления по предупреждению и тушению таких пожаров. Конечно, докладчик несколько исказил позицию комитетов, потому что ни комитет по безопасности, ни комитет по природным ресурсам никогда не говорили и не делали вывода о том, что не нужно определять понятие ландшафтного пожара. В заключениях комитетов речь идёт о том, что предлагаемое авторами законопроекта определение не позволяет комплексно урегулировать вопросы пожарной безопасности на землях всех категорий. Кроме того, не охватываются различные компоненты географического ландшафта, включение в законодательство понятия "ландшафтный (природный) пожар" может привести к проблемам в правоприменительной практике, поскольку содержит в себе юридически некорректные, законодательно не закреплённые термины, а также не в полной мере соотносится с положениями статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", где определяется понятие "природный ландшафт", и статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает в качестве меры охраны лесов от пожаров предотвращение распространения природных пожаров (степных, торфяных и иных), возникающих в результате выжигания сухой растительности. Частью третьей новой статьи, которую предложили авторы, в законе "О пожарной безопасности" предлагается уточнить полномочия субъектов Российской Федерации по предотвращению и тушению ландшафтных пожаров, однако соответствующие изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предложены. Также не предложены и изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в Лесной кодекс. Помимо этого, дополнительной проработки требуют вопросы изъятия у собственников земельных участков в случаях нарушения ими требований законодательства по предотвращению пожаров. Такого рода вопросы выходят за пределы правового регулирования Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и требуют своего разрешения в Гражданском и Земельном кодексах Российской Федерации. Именно по этим основаниям Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям не поддержал законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало ряд замечаний, связанных с юридической техникой. И Правительство Российской Федерации также не поддержало предложенный законопроект. С учётом всех этих обстоятельств Комитет по безопасности и противодействию коррупции предложил отклонить рассматриваемый проект федерального закона. Для справки. Действительно, есть указ президента "О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края", и там предложен ряд мер. Именно выполняя это поручение, правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона № 1021307-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности". Законопроект разослан, и мы ждём ответа до 21 октября. Законопроект направлен на совершенствование законодательства в области пожарной безопасности в части уточнения отдельных полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, повышение безопасности граждан, защиту их имущества, а также снижение риска и угрозы перехода ландшафтных пожаров на населённые пункты. В этом законопроекте даётся понятие ландшафтного пожара, которое сформулировано с учётом всего нашего российского законодательства. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие выступить? Тоже нет. Олег Васильевич, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, тогда ставится на голосование проект закона под пунктом 18 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 17 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 289
18.03.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 671662-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения ландшафтных (природных) пожаров".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 856 по 859 из 4889
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Рассмотрение 15-го вопроса просьба перенести.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 878 по 880 из 4889
И коллега Шеин предложил перенести 15-й вопрос. Нет возражений? Нет. Принимается.