Заседание № 236
26.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 671657-8 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях строительства, создания и функционирования международного образовательного центра для одарённых детей в Республике Таджикистан".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 968 по 1256 из 4337
Переходим к 4-му вопросу. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях строительства, создания и функционирования международного образовательного центра для одарённых детей в Республике Таджикистан". С докладом выступит официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра просвещения Российской Федерации Андрей Алексеевич Корнеев. Пожалуйста. КОРНЕЕВ А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра просвещения Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан, подписанного в городе Москве 18 декабря прошлого года. Ратифицируемым соглашением определяются условия строительства и функционирования в городе Душанбе центра для одарённых детей проектной мощностью 500 ученических мест с возможностью круглогодичного проживания до 300 человек. Обучение будет проходить по дополнительным общеобразовательным программам исходя из специфики центра для одарённых детей. Одновременно с этим будет вестись образовательный процесс по основным общеобразовательным программам в соответствии с образовательными стандартами Российской Федерации и Республики Таджикистан. Учредителями центра выступают Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования и науки Республики Таджикистан и образовательный фонд "Талант и успех". Российская сторона, помимо строительства центра, в соответствии с соглашением берёт на себя обязательства по оплате труда и повышению квалификации педагогических работников, обеспечению центра учебной литературой, расходы на проживание и питание обучающихся и ряд иных затрат. В свою очередь, таджикистанская сторона берёт на себя обязательства по обеспечению безопасности и правопорядка на территории центра, медицинскому обслуживанию обучающихся и работников центра, оплате пользования коммунальной инфраструктурой. Образовательная деятельность в центре будет запущена с 2027 года. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать законопроект о ратификации соглашения. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Казбека Куцуковича Тайсаева. Пожалуйста. ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Рассматриваемое соглашение станет правовой основой, необходимой для создания соответствующей инфраструктуры обеспечения деятельности международного образовательного центра для одарённых детей с целью реализации образовательной деятельности в соответствии с российскими и таджикистанскими образовательными стандартами, а также укрепления и развития двусторонних отношений, дружбы и взаимодействия между нашими народами. Создание и последующее развитие системы поддержки одарённых детей, которое обеспечивает соглашение, приведёт к улучшению знания русского языка в Республике Таджикистан, что будет способствовать расширению партнёрства, повышению эффективности взаимодействия на всех уровнях. Хочу также отметить, что образовательную деятельность в центре планируется запустить в 2027 году. Реализация закона о ратификации соглашения потребует дополнительных расходов из федерального бюджета на строительство и обеспечение функционирования центра. Соглашение не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства. Законопроект соответствует международным договорам Российской Федерации. Имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по просвещению, который является соисполнителем по настоящему законопроекту, поддерживает его принятие. Исходя из изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутое соглашение. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Алексеевич, уточните всё-таки: в материалах к законопроекту написано, что центр на 500 человек, вы сказали про 300 - в итоге какая окончательная цифра? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо большое за вопрос, Алексей Владимирович. 500 мест - это ученический центр, а ещё плюс общежитие на 300 мест, то есть два объекта будет построено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Алексеевич, мы много выделяем средств на образование в Республике Таджикистан, наверное больше, чем в любой другой республике, и школы там уже существуют, и вот образовательный центр, но вот у меня такой вопрос. Почитав курс истории таджикского народа, который преподаётся в российско-таджикских школах, в частности, например, в школе имени Ломоносова в городе Бохтаре, я увидел, что присоединение к Российской империи там характеризуется в терминах "нашествие", "оккупация", "колонизация", то же самое написано и о периоде нахождения в Советском Союзе. Немножко странно за российские деньги продвигать антироссийские нарративы в школах, которые позиционируются как форпосты дружбы. На свои запросы в Министерство просвещения я, в общем-то, никакого ответа внятного не получил. Вы можете гарантировать, что курс истории таджикского народа, который будет преподаваться в этом учебном... (Микрофон отключён.) КОРНЕЕВ А. А. Спасибо большое за вопрос, Михаил Николаевич. Мы разделяем озабоченность, о которой вы сейчас сказали. Мы внимательно следим за образовательными программами, по которым ведётся обучение в российских школах, за тем, по какой учебной литературе осуществляется обучение. Мы, безусловно, будем следить и эти моменты исключать из образовательной программы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Алексеевич, у меня следующий вопрос. Я часто общаюсь с учителями школ на территории Республики Коми, которую представляю в Государственной Думе, и иногда возникает вопрос о том, что часть учебных материалов, учебников своевременно не комплектуется, они уже старые, 2016 года, 2012 года, то есть требуется дополнительное финансирование, чтобы можно было эти учебники своевременно закупать и обеспечивать учебный процесс в наших общеобразовательных учреждениях. Поскольку данный проект предусматривает довольно серьёзное финансирование - 4 миллиарда рублей уже заложено в бюджет на 2024, 2025, 2026-й годы, с 2027 года потребуется ещё ежегодное финансирование 800 миллионов рублей, - скажите, пожалуйста, не повлияет ли это на качество обеспечения наших школ в Российской Федерации? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо большое за вопрос, Олег Алексеевич. Этот центр одарённых детей будет в том числе самофинансироваться, то есть будут соответствующие дополнительные образовательные программы за плату. Каких-то дополнительных вложений, дополнительных расходов из федерального бюджета мы не видим. Ну, так отвечу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Алексеевич, учитывая нашу историю, инициативу, конечно, приветствуем, но ряд вопросов здесь имеется. Каковы меры поддержки и целесообразность в непростых сегодняшних условиях? И насколько поддержка одарённых детей в последующем будет полезна для нашей страны, каковы план или программа их дальнейшего трудоустройства? КОРНЕЕВ А. А. Спасибо за вопросы, Вячеслав Михайлович. Программа нам полностью понятна. Мы будем видеть детей, которые будут обучаться в этом центре, будем видеть, кто из этих детей проявляет соответствующие способности, и в дальнейшем сможем их приглашать в Российскую Федерацию уже для обучения по программам высшего образования или предлагать какие-то другие меры поддержки. Здесь нам понятен чёткий план действий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Матвеев Михаил Николаевич. Включите микрофон на рабочем месте. МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы всё-таки ещё раз акцентировать внимание нашего Министерства просвещения на том, каким предстаёт образ России в учебных заведениях наших партнёров в Средней Азии. Недавно ИНИОН РАН провёл исследование учебников, которые в этих странах существуют, и выяснилось, что там, в общем-то, практически везде образ Российской империи, образ Советского Союза преподносятся в негативном ключе. Понятно, что эти учебники во многом создавались всякими фондами Сороса, была работа с соответствующими образовательными и научными элитами национальных стран, но тем не менее, на мой взгляд, Россия должна занять более ответственную и более последовательную позицию по отстаиванию исторической правды. Дело в том, что образ Российской империи, образ Советского Союза как оккупантов, колонизаторов, которые угнетали национальную культуру, выкачивали ресурсы из Туркестана, просто не соответствуют действительности. Только за XIX век Российская империя вложила в Туркестан около 300 миллионов золотых рублей, получив в качестве доходов меньше половины этой суммы. Если мы посмотрим ВВП того же Таджикистана в 1990 году, то увидим, что республика производила в 3 раза меньше, чем потребляла: ВВП на душу населения - 5,5 тысячи долларов при потреблении 15,6 тысячи долларов. На мой взгляд, конечно, когда мы выстраиваем отношения, когда мы формируем образовательную среду, которая должна воспитывать детей в этих школах в духе дружбы, уважения к Российской Федерации, прежде всего следует учесть, что уважение к России, уважение к нашей культуре и к нашей истории преподносится не через курсы русского языка, а через курсы истории и литературы. Я очень рассчитываю на то, что Министерство просвещения будет занимать в этих вопросах более активную и более ответственную позицию. И попросил бы наш комитет, Комитет Государственной Думы по просвещению, тоже не оставлять без контроля ситуацию. Мы должны поправить курсы истории по крайней мере в тех учебных заведениях Таджикистана и других стран, которые финансируются за счёт бюджета Российской Федерации, то есть за счёт налогоплательщиков. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Я выступаю от фракции и от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" прошу депутатов Государственной Думы поддержать внесённый правительством документ, ратифицировать это соглашение. Прежде всего почему? Созданием таких центров или созданием таких школ в странах, которые прежде были частью нашего общего союзного пространства, мы сохраняем там своё влияние, сохраняем влияние на воспитание детей и, в общем, добиваемся того, чтобы уходили в прошлое мнения, которые поначалу в эйфории суверенитетов высказывались для оправдания расхождения с Россией, оправдания соучастия в распаде Советского Союза, в котором сама Российская Федерация, к сожалению, тоже приняла большое участие при прежних властях, при Борисе Ельцине. Вот эти мнения будут уходить в прошлое под впечатлением от того, что будет происходить в этих центрах и каким образом там будет вестись преподавание. Я, безусловно, озабочен, как и все мы, теми трактовками, которые допускаются везде и всюду за пределами России. В национальных версиях история новых независимых государств излагается не так, как нам хотелось бы. Здесь говорили об исследованиях ИНИОНа, которые только что проведены. Наш Институт стран СНГ в конце 90-х годов провёл специальную конференцию, были изучены учебники, которые к тому моменту уже использовались в школах стран СНГ, и мы тогда об этом впервые заявили. Это не такая простая работа. И надо понимать, что худшим вариантом было бы, поддавшись обиде или ксенофобии, которая тоже, к сожалению, является предметом политической борьбы, особенно в последнее время, отрицать необходимость продолжать свою миссию. Если кто-то устал заниматься этим, устал, например, бороться за влияние России, предпочитает отгородиться от всего, что было прежде общим государством, какой-то стеной... Ну, во-первых, это не получится, а во-вторых, это нанесло бы ущерб интересам самой Российской Федерации. Об этом стоит задуматься. Мне кажется, что, совершенно верно, Министерство просвещения, и не только оно, также Министерство иностранных дел обязаны реагировать на все недружественные для нас явления в жизни соседних государств, в том числе и бывших союзных республик... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ЗАТУЛИН К. Ф. Я выступаю от фракции. Мы должны понимать, что наша миссия как раз в том и состоит, чтобы эти народы, эти люди жили с нами в согласии и чтобы мы добивались упорным трудом... ничего, кроме упорного труда, или, как говорил один классик, кроме пота и слёз, у нас на этом пути нет, а это один из способов мирным образом решать проблемы в пользу России, русского языка и наших отношений на этом пространстве, сохраняя его за Россией. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово - есть необходимость? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об условиях строительства, создания и функционирования международного образовательного центра для одарённых детей в Республике Таджикистан". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 16 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Закон принят единогласно.