Заседание № 54

28.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 67162-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об оптимизации деятельности мобильных групп таможенных органов; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2463 по 2585 из 8023
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о        
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Докладывает Глеб Яковлевич Хор.                                                 
                                                                                
ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило шесть     
поправок, комитет рекомендует их все принять. Поправок, рекомендованных к       
отклонению нет. Просьба поддержать.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1 %                                    
Проголосовало против           56 чел.12,4 %                                    
Воздержалось                   20 чел.4,4 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.67,3 %                                    
Проголосовало против          113 чел.25,1 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении законопроект.                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
Глеб Яковлевич, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ХОР Г. Я. Уважаемые коллеги, законопроект полностью подготовлен к третьему      
чтению. Просим принять.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет    
возражений.                                                                     
                                                                                
Желающие выступить по мотивам есть? Есть.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления по мотивам.                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...".      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет    
голосовать против принятия этого законопроекта, и вот почему. Ну, я при         
рассмотрении в первом чтении говорил об этом - повторю, поскольку ничего, к     
сожалению, за второе чтение не изменилось. Напоминаю, о чём идёт речь.          
                                                                                
Этим законопроектом мы даём право мобильным группам, в составе которых          
работают таможенные органы, сотрудники таможенных органов, останавливать на     
любой дороге любого, скажем так, водителя, любой автомобиль. Причём нам         
говорили, что это касается грузовиков, в общем-то, но если бы это касалось      
грузовых автомобилей, то мы всё понимали бы, ведь в Правилах дорожного          
движения (ПДД) указано, что является грузовым автомобилем, - это автомобиль,    
снаряжённая масса которого свыше 3,5 тонны. А в этом законопроекте              
применяется другое понятие, которое отличается от понятия, указанного в ПДД.    
Более того, согласно Правилам дорожного движения у любого водителя есть         
обязанность по требованию сотрудника, там, полиции, дорожной службы, ну, и      
таможенников останавливаться только в том случае, если имеется знак 7.14.1,     
то есть таможенники могут останавливать сейчас, по Правилам дорожного           
движения, только если есть этот знак и если масса автомобиля не превышает 3,5   
тонны. То понятие, которое заложено в этом законопроекте, позволяет признать    
легковой автомобиль, если он полностью загружен и если его масса вместе с       
водителем, пассажиром и грузом может превысить 3,5 тонны... Такие автомобили    
есть, и по этому законопроекту мы даём право останавливать такие автомобили.    
Но в ПДД такого права нет, понимаете, да?                                       
                                                                                
То есть мало того, что мы принимаем закон, который не соответствует Правилам    
дорожного движения, мы ещё и, скажем так, правовую неопределённость создаём с   
большими последствиями. Не забывайте, здесь сейчас ко второму чтению ещё куча   
всего была прописана, что, дескать, можно на 30 дней этот автомобиль            
поставить на штрафстоянку, на стоянку, да, потом ещё срок продлить, потом       
оплачивать придётся владельцу этого автомобиля эту стоянку, расходы по          
содержанию груза и так далее.                                                   
                                                                                
В общем, в такой редакции законопроект принимать, мы считаем, нельзя. Об этом   
мы говорили в первом чтении, но, к сожалению, к третьему чтению он лучше не     
стал.                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект, пункт 15-й порядка работы,       
третье чтение.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против          113 чел.25,1 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 39

19.04.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 67162-8 "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об оптимизации деятельности мобильных групп таможенных органов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4143 по 4697 из 6875
21-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 226   
и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации    
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской              
Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской      
Федерации статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской            
Федерации Алексей Валерьевич Сазанов.                                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект         
наделяет таможенные органы полномочиями самостоятельно останавливать            
автомобили массой свыше 3,5 тонны на всей территории Российской Федерации.      
Сейчас такая возможность предусмотрена только в регионах, граничащих с          
другими странами ЕАЭС. Одновременно законопроект обязует водителей по           
требованию таможенного органа перемещать фуру в зону таможенного контроля для   
досмотра. Предлагаемые изменения повысят эффективность таможенного контроля и   
будут способствовать недопущению ввода санкционных и контрафактных товаров.     
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Владислав Матусович Резник.                              
                                                                                
РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, комитет поддержал концепцию законопроекта по          
оптимизации контрольной деятельности мобильных групп таможенных органов.        
Вместе с тем комитет обращает внимание на недостаточную правовую                
определённость проектируемого порядка взаимодействия уполномоченных             
должностных лиц таможенных органов и лиц, управляющих автомобильными            
транспортными средствами, что, безусловно, влечёт за собой риски ухудшения      
положения лиц, перемещающих товары, существенного изменения маршрута            
следования транспорта, увеличения временных и денежных затрат и, конечно,       
риски возможных злоупотреблений со стороны таможенных органов, это касается,    
в частности, принятия решений по единоличному усмотрению сотрудников,           
различные конфликты интересов: куда направить проверяемое транспортное          
средство, на какой склад, сколько времени оно там должно находиться и так       
далее. В целях устранения отмеченной правовой неопределённости при доработке    
законопроекта ко второму чтению в законопроекте необходимо предусмотреть,       
прежде всего, на уровне федерального закона подробную детализацию полномочий    
мобильных групп таможенных органов, включая введение самого понятия             
"мобильная группа" (в законе этого нет); по принимаемым мерам в отношении       
досматриваемых товаров необходимо определить в том числе особенности принятия   
решения о направлении товаров на склады временного хранения, введение           
требования о направлении транспорта на ближайший к месту остановки              
транспортного средства склад, определение случаев и временного периода, в       
течение которого транспортное средство может находиться на территории таких     
складов, и другие процессуальные моменты. Кроме того, необходимо                
предусмотреть урегулирование вопросов взаимодействия таможенных органов и       
иных государственных органов при осуществлении мобильными группами таможенных   
органов своей деятельности в части оперативного принятия решений о передаче     
товаров на хранение госорганам в рамках их компетенций при выявлении фактов     
нарушения законодательства. Также необходимо установить предельные сроки        
хранения на складах временного хранения товаров, которые не были востребованы   
после завершения таможенного контроля и фиксации его результатов.               
                                                                                
Вот только после того, как мы подготовим соответствующие поправки,              
законопроект можно будет принять во втором чтении. Комитет рекомендует его      
поддержать с учётом высказанных мной сейчас замечаний.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, очень спорный законопроект, очень большое         
количество вопросов, на которые хочется получить исчерпывающие ответы,          
поэтому приготовьте ручку.                                                      
                                                                                
Первый вопрос: скажите, пожалуйста, почему будет производиться остановка        
транспортных средств массой от 3,5 тонны, а не менее? Следующий вопрос: кто     
оплачивает возврат более 21 тысячи тонн товаров в сопредельные государства?     
Следующий вопрос: по какому принципу происходит разделение товаров, которые     
изъяли для уничтожения или передачи другим контролирующим органам? Далее,       
возможно ли не уничтожать товар, а передать его нуждающимся или на другие       
социальные цели? И ещё один вопрос: мобильные группы таможенных органов будут   
действовать в составе экипажа ГАИ? Если нет, то почему они будут подменять      
функционал другой структуры?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Валерьевич.                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопросы. Я записал, как вы и рекомендовали.            
                                                                                
Будут останавливать только грузовые автомобили. Для того чтобы не могли         
останавливать частные транспортные средства, личные транспортные средства       
граждан, установлен предел по максимальной массе 3,5 тонны снаряжённой          
машины. 21 тысяча тонн грузов была возвращена в сопредельные государства,       
потому что такое регулирование предусмотрено в рамках ЕАЭС. Если это            
перевозчик иностранного государства и выявляется товар, который недостоверно    
задекларирован, например, такой товар подлежит возврату в то государство, чей   
перевозчик его перевозит. По вопросу, как распоряжаться товарами -              
уничтожать, конфисковывать, передавать другим органам, - решение принимает      
суд в каждом конкретном случае.                                                 
                                                                                
В отношении мобильных групп. Сейчас функционирует 50 мобильных групп в          
сопредельных со странами в ЕАЭС субъектах. Они наделены правом остановки        
автотранспортных средств самостоятельно. Данным законопроектом деятельность     
мобильных групп расширяется на всю территорию Российской Федерации.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Авксентьева Сардана Владимировна.                                               
                                                                                
АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                        
                                                                                
Здравствуйте. Я вот только что вернулась из Астрахани, и там предприниматели    
жалуются на увеличение количества проверок. Кроме того, у них там ещё           
начальника таможни осудили на семь лет за взятки. Я смотрю, вот этот документ   
правительство внесло 7 февраля - в другой реальности. И зачем вы продолжаете    
это сейчас делать, если это ведёт к увеличению количества дополнительных        
проверок? Имеет ли этот законопроект сейчас актуальность? Или Совет Федерации   
нам снова его вернёт?                                                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Данный законопроект направлен на то, чтобы     
пресекать попадание на территорию Российской Федерации контрафактного товара,   
в том числе подсанкционного. И сейчас значимость законопроекта не меньшая,      
чем тогда, когда его вносили, в начале февраля.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Ну, Алексей Валерьевич начал уже отвечать на вопрос о том,          
законна ли вообще вот такая деятельность - по остановке транспортных средств    
без сотрудников ГИБДД. У меня всё-таки есть вопрос. Даже если 50 мобильных      
групп сегодня действуют, я считаю, что большой вопрос, есть ли у них на то      
полномочия. Мы можем дойти до того, что и мобильные группы, не знаю, ФАС,       
налоговой, Следственного комитета, прокуратуры также смогут без сотрудников     
ГИБДД останавливать транспортные средства и устраивать проверки. К чему мы      
тогда придём? Сегодня люди - да и вчера, но сегодня особенно - опасаются:       
различные опасности на дороге, в том числе и такие. Будут выходить люди в       
разной форме, без опознавательных знаков сотрудников ГИБДД и предъявлять        
какие-то претензии, да ещё и сопровождать... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос. На основании закона такие полномочия ФТС уже   
сейчас предоставлены, ещё раз подчеркну, но это касается только приграничных    
субъектов. Данным законопроектом эти полномочия расширяются, распространяются   
на остальную территорию Российской Федерации. А для того, чтобы остановить      
автотранспортное средство (это касается опять-таки только грузовых              
автотранспортных средств), на дороге устанавливается специальный знак, и        
только после этого знака разрешена остановка транспортных средств               
сотрудниками таможенных органов, где они могут осуществлять мероприятия с       
перевозчиками. Соответственно, это повышает оперативность реагирования          
таможенных органов в случае, когда есть информация о перевозке контрафактной    
продукции.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы ещё раз уточнить, что на      
сегодняшний день вот очень многие вопросы, которые звучат сейчас в зале,        
регулируются либо ведомственными приказами, либо приказами других ведомств.     
Мы ко второму чтению сумеем сделать так, что основное регулирование вопросов    
взаимодействия - как останавливать, в каких случаях, почему - будет             
перенесено в закон. Поэтому ситуация точно будет лучше. Этот закон нужно        
принимать.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Алексей Валерьевич, вы тут сказали замечательную        
фразу, что задачей закона является недопуск на территорию России                
подсанкционных товаров. Вообще-то говоря, тут некоторые элементы государства    
собираются с санкциями бороться, а мы сейчас принимаем закон, который           
направлен, как я понимаю, на обеспечение санкций.                               
                                                                                
Далее. Правильно ли я понимаю, что внесение этого законопроекта означает, что   
таможенная система России не функционирует, потому что даже введение режима     
свободной охоты в приграничных регионах всё равно не работает и нужно           
распространить режим свободной охоты таможенных органов на всю территорию       
Российской Федерации?                                                           
                                                                                
И третий вопрос. Вот если мы такую махновщину таможенную организуем по всей     
территории Российской Федерации, как вы думаете, это будет способствовать       
улучшению логистики, так сказать, товаропроводящей системы или создаст          
проблемы для добросовестных производителей и добросовестных торговцев?          
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопросы, Михаил Геннадьевич. Сейчас таможня            
осуществляет только выборочный контроль, это не потоковый досмотр, действует    
всего 50 мобильных групп. Сейчас расширяется территория для повышения           
эффективности. Если недобросовестные участники ВЭД знают, что таможенные        
органы стоят в определённых сопредельных субъектах, они вычисляют то время,     
когда идёт максимальный поток, и потом, когда они выходят за пределы            
территории этих субъектов, деятельность мобильных групп на них уже не           
распространяется, они не могут быть проконтролированы таможенными органами.     
Поэтому направление данного законопроекта - это исключительно борьба с          
недобросовестными участниками ВЭД и повышение эффективности таможенного         
контроля.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Валерьевич, скажите, пожалуйста, для чего вы    
в законопроекте заменили существующее понятие максимально снаряжённой массы,    
которая определяется заводом-изготовителем в паспорте транспортного средства,   
на термин "технически допустимая максимальная масса автомобильного              
транспортного средства" - понятие, которого нет в законодательстве? У нас и     
по Правилам дорожного движения везде существует понятие максимально             
снаряжённой массы. У нас если грузовой автомобиль, то даже права категории      
"С", а вы вводите новый термин. Для чего?                                       
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Таможенные органы            
администрируют перевозчиков по массе транспортных средств, которые проходят     
взвешивание на пунктах пропуска через границу Российской Федерации, там,        
соответственно, масса транспортного средства вместе с грузом.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, два вопроса. Первый: не логично ли увеличить      
мощности на границе, для того чтобы сделать контроль лучше? И второй вопрос:    
сейчас в законопроекте нет обязанности водителей таких автомобилей              
останавливаться, ну, то есть право останавливать есть, но нет обязанности       
остановиться, так?                                                              
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Обязанность есть. Здесь вопрос в том, чтобы не увеличивать        
штатную численность таможенных органов и количество мобильных групп.            
Соответственно, предлагается повысить эффективность тех таможенных групп,       
которые уже существуют, уже созданы, то есть в рамках той же численности, за    
счёт расширения области их действия.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, вот всё-таки безопасность дорожного движения -    
это епархия ГИБДД. Вопрос: при разработке данного законопроекта как-то          
учитывались их мнение и вообще какая-то оценка? Ведь тут без должной            
координации, согласованности будет хаос, что отразится на наших гражданах.      
                                                                                
И второй вопрос - комитету. Вот я очень внимательно слушал: действительно,      
очень много замечаний вы обозначили, которые надо бы учесть, и отчасти          
депутаты повторяют это. Вопрос-то простой: а зачем тогда мы сейчас              
рекомендуем принять этот законопроект в первом чтении, если по нему столько     
замечаний и столько неясных, пустых мест в нём?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич, начните вы, пожалуйста.               
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Безопасность дорожного движения как            
контролировалась ГИБДД, так и будет контролироваться. У таможенных органов      
своя сфера контроля, она связана с проверкой грузов, которые находятся в        
автотранспортных средствах, а не с тем, соблюдаются правила дорожного           
движения или нет. Соответственно, данный законопроект МВД согласован.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон.                
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы сказать, что при подготовке                
законопроекта к первому чтению, естественно, комитет, подкомитет                
прорабатывали вопрос, как он будет выглядеть во втором чтении. Уже получены     
предварительно поправки от Федеральной таможенной службы, проходило             
обсуждение с Минфином, проходило обсуждение с представителями бизнеса, с        
перевозчиками, и мы нашли приемлемый вариант, который точно улучшает            
ситуацию. Мы и рекомендуем принять законопроект в первом чтении, поскольку      
хорошо понимаем, как он будет выглядеть во втором. Те опасения, о которых вы    
говорите, ко второму чтению будут сняты, мы это уже видим по подготовленным     
материалам.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович.                                          
                                                                                
Конечно, хочется доверять мнению комитета, верить, что они всё видят. Но мы     
пока этого не видим, поэтому у меня всё-таки к Алексею Валерьевичу вопрос       
кардинальный: у нас сегодня таможенная служба на этих постах настолько плохо    
работает, что часть грузов проходят незадекларированные, с нарушениями? Это     
первое. Либо, второе, у нас такой большой поток контрабандных товаров,          
которые идут в обход таможенных постов, что их потом надо вылавливать по всей   
стране? Ну и третий момент связан с теми, кто не остановится, если, скажем      
так, им палочкой будут махать или как-то ещё действовать, не знаю, и спокойно   
поедет дальше. Каким образом тогда будут действовать наши таможенные органы -   
привлекать всё ту же ГИБДД либо у них будет своя силовая структура, чтобы       
пробивать колёса, стрелять, останавливать?                                      
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо, Алексей Владимирович, за вопросы. Что касается           
таможенных постов, как вы знаете, на границе ЕАЭС таможенных постов нет,        
таможенной границы нет. Потому и были созданы мобильные группы, что там груз    
не пересекает конкретный таможенный пост, там только Государственная граница    
Российской Федерации пересекается. Мобильные группы были созданы для того,      
чтобы, когда машина уже попадает на территорию Российской Федерации, у          
таможенных органов была возможность остановить данное автотранспортное          
средство и досмотреть его. Правоохранительный блок в таможенной службе          
существует.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аксёненко Александр Сергеевич.                                                  
                                                                                
АКСЁНЕНКО А. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, правительство сейчас активно принимает меры по    
снижению контроля, проверочных нагрузок для бизнеса, но складывается            
впечатление, что говорится одно, а делается другое. На прошлом заседании мы в   
первом чтении поддержали проект, одобрили меры по приостановке весового         
контроля для перевозчиков товаров продовольствия. Сейчас мы вводим новые        
меры, которые, абсолютно убеждён, повлияют на бизнес. Как вы считаете, какое    
отношение будет у бизнеса к этому?                                              
                                                                                
И второй вопрос: вот 3,5 тонны - где гарантия, что не начнут на местах          
пользоваться этим и проверять частный транспорт?                                
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопросы, Александр Сергеевич.                          
                                                                                
Частные автомобили не будут досматриваться, это по умолчанию, потому что это    
касается только грузовых автотранспортных средств.                              
                                                                                
Что касается частоты контроля, поскольку в законопроекте прямо сказано, что     
дополнительная штатная численность не будет предоставлена в рамках данного      
законопроекта, частота контроля будет та же, просто контрольные мероприятия     
будут проводиться не только в приграничных субъектах, но и на всей территории   
Российской Федерации, чтобы повысить эффективность контроля.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владислав Матусович, спасибо.                                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Данчикова Галина Иннокентьевна, пожалуйста.                                     
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Можно с места, Иван Иванович?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! В самом деле, мы    
рассматривали предложенный правительством законопроект, он направлен на         
повышение эффективности деятельности мобильных групп таможенных органов.        
Вообще, вот Алексей Валерьевич уже это отметил, Федеральная таможенная служба   
России начиная с 2015 года организовала работу 50 мобильных групп: эти группы   
работают по участкам государственной границы и сейчас действуют в основном в    
25 регионах нашей страны. В соответствии с предлагаемым законопроектом в        
пределах существующего числа мобильные группы будут работать на всей            
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам внимательно рассмотрел данный законопроект и       
отмечает следующее: принятие закона усилит в круглосуточном режиме контроль,    
выявление и пресечение таможенными службами попыток незаконного перемещения     
продукции, сырья, товаров и продовольствия, страной происхождения которых       
является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в      
отношении российских юридических и (или) физических лиц. Комитет по бюджету     
обозначил ряд предложений и поправок, которые необходимо будет рассмотреть      
при подготовке законопроекта ко второму чтению, - хочу всех призвать,           
уважаемые коллеги, активно участвовать. И также хотелось бы отметить тот        
факт, что в законопроекте ко второму чтению необходимо всё-таки решить          
вопрос, связанный с межведомственным взаимодействием органов исполнительной     
власти и организаций. Это очень важный момент, о котором сегодня уважаемые      
коллеги сказали в своих выступлениях.                                           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать концепцию законопроекта и просит     
всех принять участие в его подготовке ко второму чтению.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я напомню, что главным             
документом, регулирующим поведение водителя, который управляет любым            
транспортным средством, являются Правила дорожного движения. В федеральном      
законе можно всё, что угодно, прописать, любыми полномочиями наделить, но       
водитель в рамках закона должен руководствоваться Правилами дорожного           
движения, где сказано, каким знаком должна быть обозначена территория, где он   
может на законных основаниях общаться с представителями таможенной службы, в    
каких случаях он должен представлять документы. И мы во фракции ЛДПР            
полагаем, что наделение дополнительными полномочиями мобильных бригад           
таможенной службы без корректировки Правил дорожного движения, пусть даже под   
благим предлогом борьбы с незаконно ввезённым товаром, может опять привести к   
банальной коррупции либо к конфликтам, когда водитель будет говорить, что не    
обязан предъявлять водительское удостоверение, документы на машину. Тогда       
потребуется вызвать на место экипаж дорожно-патрульной службы, это всё будет    
влиять на рабочий график водителя, который перевозит соответствующий товар,     
ещё неизвестно, чем эта проверка закончится, но очевидно, что напряжённость     
будет.                                                                          
                                                                                
Подобные вещи мы наблюдали - слава богу, ситуация в Москве заметно              
улучшилась, - когда московская дорожная инспекция была наделена отдельными      
полномочиями в части администрирования по отдельным статьям административного   
кодекса, при этом в Правилах дорожного движения ничего не сказано про эту       
категорию гражданских служащих, которым были переданы полномочия федеральных    
органов исполнительной власти, сотрудников органов внутренних дел. И сколько    
конфликтов мы наблюдали: таксисты стоят с нарушением Правил дорожного           
движения, к ним подходит сотрудник московской дорожной инспекции, а на него     
просто не реагируют. И приходилось вызывать сотрудников ДПС, для того чтобы     
они передавали документы, и сотрудники МАДИ после этого привлекали водителей    
к административной ответственности, в связи с тем что им были переданы          
полномочия. То же самое может быть и здесь.                                     
                                                                                
Если затрагивать очень щепетильную автомобильную тематику, необходимо очень     
тонко к этому вопросу подходить, рассматривать прежде всего с позиции защиты    
прав автомобилистов, понимая, что это солидарная группа, они постоянно          
обмениваются информацией и постоянно находятся в зоне риска. Посмотрите,        
сколько издевательств сегодня они испытывают, когда перевозят товары из-за      
рубежа в нашу страну, когда им бросают под колеса саморезы, когда подрезают,    
видя номера Российской Федерации, например, в Польше, прочие провокации         
устраивают.                                                                     
                                                                                
И сегодня, если мы такие поправки предлагаем, должна быть ясность и             
обязательная корректировка Правил дорожного движения, чтобы мы не получили      
определённый правовой вакуум, или правовую неопределённость, когда сотрудники   
в погонах начнут просто давить морально... (Микрофон отключён.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
Продолжайте, Ярослав Евгеньевич.                                                
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Я заканчиваю.                                              
                                                                                
Водители будут правы. На них будут давить, их будут пугать, их будут            
понуждать, некоторые водители будут понимать, что им проще показать, отдать     
или откупиться, но в данном случае при отказе водитель будет прав, поскольку    
по Правилам дорожного движения у него нет обязанности в этом месте              
представлять не сотруднику дорожной полиции своё водительское удостоверение,    
документы на машину и документы на товары.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
Семь минут поставьте.                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, давайте           
постараемся набраться терпения, прошу внимания. Законопроект, который сейчас    
нам предлагают принять, коснётся примерно 50 миллионов автомобилистов.          
Давайте вдумаемся, что нам тут предлагают, - дьявол всегда в деталях.           
                                                                                
Читаю фразу, которую нам предлагают в законе записать: "...если технически      
допустимая масса автомобильного транспортного средства составляет 3,5 тонны и   
более..." Представитель правительства сказал, что они под этим понимают: это    
полная нагруженная масса, то есть сколько можно загрузить. Можно легковой       
автомобиль загрузить так, чтобы он с полной нагрузкой весил больше 3,5 тонны?   
Можно. Нам говорят, что это только грузовики, - нет, ребята, не только          
грузовики, это могут быть легковые, это всё, что угодно, может быть.            
                                                                                
Сейчас в законе написано: максимально снаряжённая масса. Я же недаром задал     
вопрос. Что такое снаряжённая масса? Ну это то, что завод-изготовитель          
указывает, то есть 3,5 тонны или менее 3,5 тонны, всё, что менее 3,5 тонны, -   
это легковой транспорт, категория "В", если свыше 3,5 тонны - категория "С"     
должна быть, ну, там учитывается ещё количество мест в транспортном средстве.   
Здесь же они предлагают так незаметно подменить понятия и фактически            
распространить эту норму на любой транспорт в любой точке Российской            
Федерации. Сейчас это возможно, они правильно говорят, такие права сегодня у    
таможенных органов есть, но в приграничных регионах, они все перечислены в      
законе, я не буду перечислять, откройте 261-ю статью закона о таможенном        
регулировании - вы там увидите перечень всех приграничных регионов, моя         
родная Челябинская область там тоже есть.                                       
                                                                                
Наша фракция будет голосовать против, мы категорически против, мы считаем,      
что никакими поправками они здесь ничего не исправят, они пытаются нам сейчас   
загнать этот законопроект как антикризисный и будут торопить, дескать,          
давайте быстрее его примем, надо в нынешних условиях антикризисное              
законодательство применять, давать полномочия органам государственной власти.   
Но давайте посмотрим, кого эта антикризисная мера должна поддержать в кризис,   
давайте подумаем. Да, поток товаров через таможню у нас меньше стал, иссяк,     
и, видимо, пошатнулись доходы таможенников - так давайте мы им дадим ещё        
полномочия: не только в приграничных регионах ловить, а по всей стране, и не    
только грузовики, но и любое транспортное средство. Понятно, да?                
                                                                                
Ну, может быть, мы по другому пути пойдём? Вот у нас есть указ президента, по   
которому запрещено вывозить из страны промышленные товары, страна               
происхождения которых не Российская Федерация. Перевожу на русский язык:        
чтобы то, что было западными компаниями завезено, промышленное оборудование,    
они обратно не вывозили, для этого мы такой запрет ввели. Как это на самом      
деле используется сейчас таможенными органами? Теперь любому производителю      
российской продукции, которую он продавал за рубеж много лет, нужно             
сертификат СТ-1 получать. А это длительная процедура - получать сертификат      
СТ-1 (ну сертификат СТ-1 - это документ, который устанавливает российское       
происхождение), технология должна быть проверена, это огромная процедура, она   
занимает, может быть, месяц, два, три. На всё это время экспорт же              
высокотехнологичной продукции не остановишь. Что делается? Сейчас,              
посмотрите, в Торгово-промышленной палате очереди, пачки лежат в                
торгово-промышленных палатах: они все выписывают временные разрешения на        
таможню, потому что таможня не пропускает ничего. Вот как применяется,          
казалось бы, правильное решение, как исполняется указ президента у нас на       
таможне. Остановился весь экспорт - вот что происходит сейчас. И вы сейчас      
этой системе, которая вот так у нас работает, хотите ещё дать такую             
возможность, чтобы они применяли эти полномочия не только в приграничных        
регионах, но и по всей территории страны?!                                      
                                                                                
Тут как-то у нас было обсуждение, Совет Федерации два законопроекта отклонил,   
помните? Последний раз Вячеслав Викторович сделал замечание, сказал:            
руководители профильных комитетов, вы куда смотрите, почему Совет Федерации     
заворачивает законопроекты? Ну, я тогда Вячеславу Викторовичу стенограмму       
принёс, сказал, что при первом чтении в принципе я говорил о том, на            
основании чего Совет Федерации завернул этот законопроект. Вот сейчас то же     
самое говорю: вот именно по этим основаниям, если вы сейчас пропустите этот     
законопроект, Совет Федерации его, ну, сто процентов завернёт. Давайте мы не    
будем до этого доводить, давайте мы сами его отклоним.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента? Правительства? Докладчик?                 
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Валерьевич.                                                 
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за комментарии. Я просто хотел бы отметить, что только    
благодаря мобильным группам таможенных органов, когда в прошлом году            
развернулась дискуссия по цветам, когда был ввоз цветов в Российскую            
Федерацию по заниженной стоимости, удалось собрать в бюджет дополнительно 6     
миллиардов рублей. И всё-таки количество мобильных групп (их всего 50),         
частота таможенных проверок не изменятся, изменится их зона охвата. Цель        
данного законопроекта - исключительно повышение эффективности, а не             
дополнительная административная нагрузка на бизнес.                             
                                                                                
Всё-таки мы просим поддержать данный законопроект.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, пункт 21 порядка работы.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против          112 чел.24,9 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    417 чел.                                          
Не голосовало                  33 чел.7,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.