Заседание № 258
О проекте федерального закона № 671359-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 275 и 279 Уголовного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает Отари Ионович Аршба. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По результатам подготовки законопроекта ко второму чтению поступило восемь поправок, которые поддерживаются комитетом и сведены в таблицу № 1. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 14 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 37 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Отари Ионовичу включите микрофон. АРШБА О. И. Уважаемый Иван Иванович, все процедуры проведены, все экспертизы тоже. Прошу поддержать законопроект в третьем чтении, комитет рекомендует его принять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 21 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 239
О проекте федерального закона № 671359-8 "О внесении изменений в статьи 275 и 279 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за вооружённый мятеж).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 275 и 279 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Елены Анатольевны Ардабьевой. АРДАБЬЕВА Е. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Александр Михайлович, уважаемые депутаты! Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях совершенствования правового механизма противодействия вооружённому мятежу. Законопроектом предлагается в статье 279 Уголовного кодекса Российской Федерации дифференцировать меры ответственности за разные формы вооружённого мятежа в зависимости от степени их общественной опасности. Так, повышенные меры ответственности установлены за организацию вооружённого мятежа или руководство им - это часть первая предлагаемой статьи. Частью второй предусмотрена ответственность за участие в вооружённом мятеже. За наиболее опасную форму вооружённого мятежа - организацию, руководство или участие в нём, повлёкшие причинение смерти человеку или иные тяжкие последствия, - установлено пожизненное лишение свободы. Это часть третья предлагаемой статьи 279 Уголовного кодекса. В целях предупреждения и своевременного пресечения вооружённого мятежа вводится специальное основание освобождения от уголовной ответственности путём корректировки примечания к статье 275 Уголовного кодекса. Реализация положений законопроекта повысит уровень уголовно-правовой охраны основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Отари Ионович Аршба. АРШБА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Елена Анатольевна более чем подробно изложила вопрос. На заседании комитета этот законопроект в первом чтении прошёл без лишних вопросов. Комитет в полном составе его поддержал. Есть заключение правительства, Правового управления нашего и Верховного Суда России. Мы поддерживаем этот законопроект и считаем, что введённая дифференциация в этом сложнейшем правонарушении, преступлении даст хороший инструментарий для правоприменителей. Кроме того, считаем находкой стимулирование предупреждения этого тягчайшего преступления на ранней стадии. В общем, даём возможность возможному (прошу прощения за тавтологию) преступнику вовремя раскаяться и прийти с повинной, в связи с чем законодатель будет устанавливать процедуру освобождения его от уголовной ответственности. Мы целиком и полностью поддерживаем и просим вас поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Елена Анатольевна, ну, я думаю, бесспорно, законопроект все поддержат, но у меня, знаете, какого плана вопрос? Вот в пояснительной записке делается в том числе акцент на некорректность оценочного термина "активное", "активное участие". Насколько корректно тогда дальше использовать этот термин в других статьях Уголовного кодекса, например в контексте статьи 61 Уголовного кодекса: активное способствование? АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо за вопрос. Когда мы пересматривали статью 279 Уголовного кодекса и исключали из этой статьи понятие "активное" в отношении слова "участие", мы смотрели в том числе статьи 32 и 35 Уголовного кодекса, как в этих статьях определяются признаки соучастия, потому что именно в 279-й речь идёт в том числе о соучастии. И рассматривали признаки криминализации такого деяния, как участие, в различных статьях Уголовного кодекса, например в статье 205-4 "Организация террористического сообщества и участие в нём" и в статье 205-5 "Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации", а также в некоторых других статьях. По аналогии с этими статьями мы спроектировали исключение из 279-й статьи определения "активное", потому что для подобных же статей его использование нехарактерно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемая Елена Анатольевна, как вы правильно подчеркнули в своём докладе, в настоящее время дифференциация мер ответственности для организаторов и других участников вооружённого мятежа отсутствует. Могли бы вы в связи с этим более полно раскрыть, особенно для правоприменителя, каким образом предлагаемые вами изменения будут мотивировать людей на то, чтобы отказаться на ранней стадии от участия в вооружённом мятеже, и, главным образом, позволят справедливо наказывать мятежников в зависимости от того, участники они или организаторы, распространители информации, просто курьеры или агитаторы и так далее? АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо большое за вопрос. Когда мы смотрели практику применения самой 279-й статьи "Вооружённый мятеж", мы выявили, что квалификация по этой статье довольно затруднительна. С 2020 года, как выяснилось, по этой статье не осуждался ни один человек, по другим статьям осуждались - диверсия, террористический акт и так далее. И было решено более подробно квалифицировать, сделать не один состав, как сейчас, по которому трудно привлечь к ответственности, а три состава и раздробить их, повысив санкции в случае наличия тяжких и особо тяжких последствий. И поэтому думается, что при применении правоприменителем этой обновлённой статьи уже возможно будет привлечь к ответственности за эти деяния. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Авксентьева Сардана Владимировна. АВКСЕНТЬЕВА С. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Как коллеги уже отмечали, определение участия в вооружённом мятеже здесь, мне кажется, всё-таки может привести к чрезмерно широкому толкованию. И потом, вот мы говорим о дифференциации: организация и руководство - 15-20 лет, участие - 12-20 лет. Это первая часть вопроса. И вторая часть: рассматриваете ли вы всё-таки более гибкую систему наказания, учитывающую степень вовлечённости, ко второму чтению? АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо, Сардана Владимировна, за вопрос. В действующей редакции используется термин "активное участие", поэтому мы сделали разделение на два состава, первый - организация вооружённого мятежа и руководство вооружённым мятежом, и отдельно сделали второй состав - участие. Нам кажется, так правоприменителю будет легче привлечь к ответственности соответствующих лиц. Что касается доработки, конечно, ко второму чтению мы посмотрим, какие возможны поправки. Мы всегда открыты к разговору о совершенствовании в том числе внесённых правительством законопроектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Не вижу. Тогда законопроект ставится на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 23 мин. 57 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Законопроект принят единогласно.