Заседание № 235
25.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 671278-8 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (в части установления запрета на усыновление и передачу под опеку российских детей гражданам государств, в которых разрешена смена пола).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 895 по 1296 из 5347
Коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации". С докладом выступит Анна Юрьевна Кузнецова. Пожалуйста, Анна Юрьевна, только просьба: не торопитесь, чтобы дать возможность представителям СМИ в зал зайти, выставить штативы и другое оборудование. КУЗНЕЦОВА А. Ю., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые, дорогие коллеги! Сегодня мы с вами делаем ещё один шаг в деле защиты наших детей и в целях реализации стратегии, которую выбрала Россия и весь здравомыслящий мир, - защита своих традиционных семейных ценностей, своего суверенитета в самом широком смысле этого слова. Наша межфракционная рабочая группа постоянно мониторит как входящие законодательные инициативы, так и действующее законодательство на предмет соответствия этому основному вектору, а также выработки мер, позволяющих более эффективно защищаться от зла, которое сегодня валом идёт на нашу страну по всем фронтам, в том числе и по ценностно-духовному, и, безусловно, вырабатывать свои инструменты защиты и решения проблем в этой сфере. Комиссия по расследованию преступлений в отношении детей со стороны киевского режима выступила с одним из предложений - с предложением по ограничению, по запрету усыновления детей в государства, где разрешена смена пола. Уважаемые коллеги, наглядевшись на преступления, которые подробно описаны в нашем докладе, на то, что происходит с детьми, вывезенными в Европу и с Украины, мы видим сегодня одновременно с этим агрессивные процессы, которые идут в плане продвижения ЛГБТ-повестки. По подсчётам некоторых аналитиков, ЛГБТ-индустрия уже в ближайшие несколько лет достигнет показателя порядка 2 миллиардов долларов. Мы видим, что эта агрессия не останавливается. Мы с вами должны защитить наших детей, поэтому мы вместе с нашими коллегами из всех фракций в Государственной Думе вышли с инициативой, которая призвана защитить наших детей от усыновления в страны, где разрешена смена пола. Сегодня граждане 157 стран могут усыновить или стать опекунами российских детей, граждане ещё 35 стран, в которых разрешены однополые союзы, могут это сделать, только если они состоят в традиционных отношениях. За семь лет иностранцы усыновили 699 российских детей, их количество уменьшалось, однако за 2018-2019 годы - 529 детей, за 2020-2022 годы - 164 ребёнка, в 2023 году было усыновлено шесть детей, в 2024 году этот процесс остановлен полностью. Лидер по количеству усыновлённых детей - Италия, 67 процентов от всех усыновлённых детей. Значительное число усыновлённых детей направлено в Испанию - 8 процентов, во Францию, в Аргентину и Германию - по 7, 7 и 5 процентов соответственно. С 2023 года закрыты все представительства иностранных органов НКО в сфере усыновления в России. Уважаемые коллеги, одновременно с этим, вырабатывая законодательную инициативу, о которой я скажу далее, мы ставили своей задачей сохранить постусыновительный контроль на территории всех государств, в которые ранее наши дети были усыновлены. Предлагаемый законопроект, как я уже сказала, - это один из результатов работы нашей парламентской комиссии. Мы предлагаем запретить гражданам государств, где разрешена смена пола, быть усыновителями и опекунами детей и внести для этого соответствующие изменения в Семейный кодекс, также мы предлагаем запретить быть усыновителями и опекунами детей лицам без гражданства, которые имеют постоянное место жительства в указанных государствах. Уважаемые коллеги, сегодня нужно отметить, что наш законопроект раскрывает положения Конституции, которые были приняты в результате всеобщего голосования, а также соответствует всем стратегическим документам нашей страны. Он подготовлен во исполнение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённых указом президента № 809, Стратегии национальной безопасности нашей страны, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, которая закрепляет приоритет за сохранением духовно-нравственных традиций семейных отношений и семейного воспитания, Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, а также иных стратегических документов. Уважаемые коллеги, этот законопроект - логичное продолжение ранее принятых законов, направленных на создание системы безопасности наших детей. Одновременно мы сохраняем все нитки контроля за судьбой тех детей, которые были усыновлены ранее. Учитывая работу над этим законопроектом, мы считаем, что можно идти дальше, работая над тем, чтобы максимально сделать всё для того, чтобы именно в России сегодня были защищены и сохранялись наши дети, так как здесь мы с вами можем наилучшим образом защитить этих детей. Для этого нужно действовать в следующем направлении: расширять нормы законопроекта, который предложен сегодня, - уважаемые коллеги, мы будем идти в этом направлении, - и, самое главное, сохранять кровные семьи, делать всё для того, чтобы сохранить кровную семью для ребёнка, чтобы он не попадал в сиротскую систему. Надеюсь на поддержку в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Юрьевна. Содоклад сделает Нина Александровна Останина, председатель Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Буквально неделю назад на площадке Мариинского дворца в Санкт-Петербурге состоялось значимое международное событие - IV Евразийский женский форум. Межфракционная делегация женщин - депутатов Государственной Думы в составе десяти депутатов принимала участие в работе этого форума, за что мы благодарны Совету Государственной Думы, Председателю Государственной Думы. Нам кажется, что нам удалось существенно усилить повестку дня, которая традиционно на этом форуме обсуждалась. Речь шла о женском равенстве и женском лидерстве, мы включили в повестку дня ещё вопросы необходимости борьбы за традиционные ценности, духовные ценности, нравственные ценности и семейные ценности, и делали это на всех площадках наши уважаемые депутаты, за что спасибо, конечно. Мы нашли поддержку международного сообщества, особенно тех государств, где законы, о которых говорила Анна Юрьевна, о запрете смены пола, приняты, - женщины аплодировали нам и говорили, что мы правильно делаем, запрещая усыновлять в эти страны своих детей, - и тех государств, где этот вопрос вообще никак не урегулирован. Из этого мы сделали вывод, что, конечно, на всех международных площадках мы просто обязаны поднимать эту тему, потому что мы должны не только защищать наших детей, мы наступать должны в этой части, ибо гибридная война, развязанная против нас, - это действительно и война против наших традиционных ценностей. Немало были удивлены парламентарии зарубежных стран, когда узнали, что у нас по Конституции дети - приоритет государственной политики, что у нас есть указ президента о защите традиционных духовно-нравственных ценностей. И мы, конечно, полагаем, что это заслуживает того, чтобы транслировать в том числе, наверное, и на всех наших международных площадках. Вот завтра Борис Александрович проводит форум, мы тоже секцию на эту тему будем проводить. Весной будет парламентская ассамблея, полагаю, что мы и это должны сделать предметом обсуждения на этой ассамблее - наше законодательство в части защиты наших детей и сохранения наших традиционных ценностей. Вот как бы цинично ни звучало, но, вообще, водоразделом в обсуждении этого вопроса, конечно, стала парижская Олимпиада. И честно говоря, в оценке событий этой псевдоолимпиады мы были тоже поддержаны аплодисментами, потому что мир разделился на западную либеральную часть и на весь остальной мир, весь остальной мир - это большинство. И зарубежные парламентарии - женщины говорили, что Россия стала форпостом на пути сохранения традиционных ценностей, семейных, духовных, нравственных, во всяком случае понимание этого мы нашли. Я считаю, что мы, как политики, должны на несколько шагов вперёд просчитывать. Раз в некоторых государствах этот вопрос не урегулирован и нет ещё законов о смене пола, несмотря на давление со стороны "золотого миллиарда" на эти страны, то мы просто обязаны стать примером для этих государств с точки зрения нашего законодательства. Я напомню всем нам, что, пожалуй, первым заградительным механизмом на этом пути был "закон Димы Яковлева" 2012 года. Но заметьте, как изменилась общественная реакция: в 2012 году клеймили позором депутатов Государственной Думы, что мы-де не даём возможности детям воспитываться в счастливых американских семьях, а сейчас мы ощущаем поддержку, в том числе и со стороны международного сообщества, и это совершенно понятно. Дальше был закон о запрете суррогатного материнства для иностранных граждан, затем в 2023 году мы лишили лиц, изменивших пол, права быть усыновителями и опекунами. Мы не остановились на этом пути, запретили смену пола человека и пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, проведения операций по смене пола. А теперь надо запретить усыновлять наших детей жителям этих государств. И если кто-то ещё раз будет обвинять нас, что мы всё запрещаем, то я советую всем нам напоминать о наличии двух документов: указа президента от 19 августа, где говорится об оказании поддержки гражданам, которые приняли решение приехать в нашу страну и получить в упрощённом порядке гражданство, чтобы сохранить право своих детей воспитываться в традиционных ценностях, а также распоряжения правительства, которым утверждается перечень государств, граждане которых получают в упрощённом порядке гражданство. Законопроект получил положительные заключения всех профильных комитетов. Мы хотели бы попросить правительство, чтобы оно тоже утвердило перечень государств, в которых разрешена смена пола, представив этот перечень нам ко второму чтению. В связи с этим мы, конечно, поддерживаем концепцию законопроекта и обращаемся ко всем вам, уважаемые коллеги, с просьбой - в течение 15 дней дать свои предложения к законопроекту, если сочтёте... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, пожалуйста, вопросы? Есть вопросы. Нина Александровна, оставайтесь, пожалуйста, на трибуне. Анна Юрьевна, подготовьтесь также. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня к авторам законопроекта уточняющий вопрос. Дело в том, что в некоторых странах разрешена смена пола или коррекция пола по медицинским показаниям, в том числе и в Российской Федерации. Вот как этот момент будет отражён, чтобы у нас всё было понятно и мы сами себе не запретили? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Пожалуйста. КУЗНЕЦОВА А. Ю. На самом деле, Вячеслав Викторович, несложно ответить на этот вопрос. Дело в том, что мы сейчас говорим как раз о смене пола по другим, не медицинским показаниям, общие места, которые остаются принятыми, они, собственно говоря... Вообще, здесь мне хотелось бы, воспользовавшись ответом на этот вопрос, отметить, что смена пола невозможна и, транслируя, тиражируя эту формулировку, мы её как бы... мы подтверждаем этот факт. Генотип остаётся, есть видимые изменения гендера. И собственно говоря, вот эти иллюзии нужно рассеивать. Да, законопроект как раз точно попадает в решение задачи, о которой мы говорим, по защите наших детей от всех нетрадиционных ориентаций и от граждан тех государств, которые там проживают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна Яровая. Включите Яровой микрофон. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ну мы же с вами принимали закон, и готовила его межфракционная группа: у нас нет смены пола, смена пола невозможна, поэтому здесь даже нет повода для обсуждения. Те страны, которые приняли законы, устанавливающие смену пола... Это фактически означает, что приняты законы о физическом насилии и причинении вреда жизни и здоровью человека. Мы этот вопрос много обсуждали, поэтому проводить аналогию, не возникнет ли этот вопрос в рамках территории Российской Федерации, нельзя: нет, не возникнет, потому что у нас законодательно этот вопрос решён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемая Анна Юрьевна, как вы сказали, сделан ещё один шаг, понятно, инициатива нужная и необходимая. Вопрос: как быть с недобросовестными иностранцами, которые разными способами осуществляют усыновление, удочерение детей в России намеренно через третьи страны, в которых нет такого разрешения на смену пола, а потом переезжают в конечную страну проживания, где такое разрешение имеется? КУЗНЕЦОВА А. Ю. Вячеслав Михайлович, сразу скажу, что процесс этот крайне непростой - усыновить ребёнка в России. Сегодня закрыты все сопровождающие структуры. Усыновление идёт напрямую через суд, и судебные инстанции принимают те решения, которые соответствуют нашему законодательству. Сегодня мы выстроили, скажем так, такие нормы этим законопроектом (ну, когда он заработает наконец), которые позволят однозначно и в этом случае решать вопрос. Мы в любом случае говорим, что решение происходит через судебные инстанции. На данный момент никаких очередей, никого нет из каких-либо государств, кто являлся бы кандидатом для усыновления наших детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно. Пожалуйста, Нина Александровна Останина. Микрофон на трибуне включите. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, очевидно, не очень внятно сказала о том, что всё-таки наш комитет обратился в правительство для того, чтобы упорядочить деятельность судов при рассмотрении дел по усыновлению наших детей иностранными гражданами, с тем чтобы всё-таки представили нам перечень государств, в которых разрешена смена пола, по аналогии с перечнем иностранных государств и территорий, которые совершают недружественные действия. Что касается недружественных действий, перечень стран есть, а что касается такого законодательства, перечня стран нет. Анна Юрьевна просто, наверное, не успела сказать о том, что мы действительно идём по пути подписания двусторонних договоров со всеми государствами, которые хотели бы стать усыновителями наших детей. К сожалению, процесс этот был приостановлен. У нас заключены были договоры с Итальянской Республикой, был заключён договор с Испанией, с Францией, но, как только дело дошло до Соединённых Штатов, к великому сожалению, они отказались подписывать этот договор. Это остановило и нас, поэтому в 2012 году принимаем "закон Димы Яковлева". Но Анна Юрьевна сказала уже о том, что у нас отлажен механизм контроля в тех государствах, где усыновлены российские дети, и этим правом сегодня обладают наши посольства и консульские службы. Понятно, что если это происходит за рамками закона, то вряд ли кто-то сможет за этим уследить, но, что касается законодательного регулирования, мы во всяком случае полагаем, что действующих норм вполне достаточно. А так, если принимать закон вообще о запрете усыновления иностранного, то это предмет нашей с вами политической воли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Анне Юрьевне Кузнецовой. КУЗНЕЦОВА А. Ю. Просто хочу дополнить в части постусыновительного контроля, о котором я сказала: нужно его совершенствовать, это тоже правильное направление, в котором нужно работать. Государство может не прислать ответ, вот такие запросы без ответов сегодня имеются у Минпросвещения по нашим гражданам. И то, что сегодня нам нужно максимально востребовать эти документы, - это точно. И безусловно, на основании этого тоже делать вывод, с кем можно иметь дело, а с кем нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Нет желающих? Пожалуйста, Ирина Анатольевна. Включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Для информации, наверное, нам было бы важно понимать, как сегодня выглядит система так называемого права в других странах, о которых мы ведём речь, потому что это является правильным ключом к ответу на вопрос, необходимо ли сегодня нам в рамках российского законодательства принимать меры защиты безопасности детей России. Да, необходимо. Например, в Австралии вопрос о выборе гендера решается с трёх лет, в Дании, в Великобритании, в Канаде - с интервалами четыре, семь, девять, двенадцать лет. При этом вопросы, связанные с так называемым выбором гендера самим ребёнком в три года, с выбором, кем он хочет быть, - это безусловное активное воздействие на сознание ребёнка с целью фактически манипуляции его сознанием. Когда мы ведём речь о так называемой смене пола, которая стала легитимизироваться в других странах... Это фактически осмысленные и преступные действия, направленные против жизни и безопасности ребёнка, который по природе рождения имеет совершенно точную идентификацию своей половой принадлежности. Сам термин "гендер" как социальный пол был сформирован именно в этой логике манипуляции и изменения численности населения. Фактически все метатехнологии направлены на этот деструктивный контент, который в конечном счёте формирует психические расстройства у человека и создаёт ту жизненно невыносимую ситуацию, когда эти ещё не понимающие до конца ситуацию дети совершают те или иные поступки. Мы помним, как было с "Синими китами": создание таких метатехнологий привело к тому, что дети сами совершали самоубийства и снимали их на видео. Поэтому в данном случае запрет на усыновление гражданами стран, где законодательно разрешена смена пола, - это обеспечение защиты жизни и безопасности ребёнка, что напрямую проистекает из Конституции Российской Федерации. И вопрос не только в том, что ценностный ориентир и те нравственные основы, которые есть в России, направлены на защиту традиционных ценностей и понимание брака как союза мужчины и женщины, но и в том, что это прямая фактологическая защита жизни человека, жизни ребёнка. Замечания по проекту должны быть учтены ко второму чтению, на мой взгляд, в очень простом варианте. В судебном порядке решается вопрос об усыновлении. Генеральной прокуратуре, Минюсту и МИДу надлежит дать полномочия, они сформируют реестр стран, где законодательно разрешена смена пола, и это будет очевидным, понятным шагом в определении для органов опеки, есть ли вообще правовые основания для постановки вопроса в судебном порядке о рассмотрении процедуры усыновления. Полагаю, что мы действуем абсолютно в логике защиты жизни и безопасности граждан России, и то, что это межфракционный... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, завершаем обсуждение. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово - есть желание, Нина Александровна? Анна Юрьевна? Нет. Уважаемые коллеги, всё понятно, да? Переходим к голосованию? Тогда ставится на голосование законопроект под пунктом 2 в первом чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 31 мин. 43 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято За - 397, против - 1, воздержавшихся нет. Законопроект в первом чтении принят. Уважаемые коллеги, вот Анна Юрьевна спрашивает: а кто против? Возможно, кто-то ошибся, а может быть, позицию такую высказал. Как коллега с другой стороны президиума подсказывает, у нас демократия. Вот Пётр Олегович подозревает "НОВЫХ ЛЮДЕЙ" в этом. Ладно. Коллеги, на самом деле, вы вдумайтесь, более 120 тысяч детей за все предыдущие годы вывезено с территории Российской Федерации и усыновлено в разных уголках мира. А дальше как судьба-то ребёнка сложилась? Ребёнок это решение не принимал, за него принимали взрослые. Мы стали наводить порядок. Мы стали делать всё для защиты прав маленького человечка, который только родился, и видим, насколько ситуация стала меняться. Сейчас у нас уже практически невозможно то, что было ранее, но всё равно мы понимаем: раз законом разрешено усыновление в ряде стран, такое может произойти, ребёнок может оказаться в семье, где педофилия процветает, где с ним обращаются неправильно, а также в ситуациях, когда состоящие в однополых браках усыновляют ребёнка. Вот данным законом мы защищаем именно ребёнка, в первую очередь этому закон посвящён, и делаем всё для того, чтобы у нас уже были невозможны случаи, когда ребёнок попадает в страну, где разрешены однополые браки, смена пола разрешена. Закон это теперь запрещает, это очень важно именно в плане отстаивания прав ребёнка, который пока ещё не может принимать решения и является их заложником. Задумайтесь, его привезут в страну, где разрешена смена пола, родители однополые, в итоге у него вся судьба ломается, а кто его защитит? Наше государство, если закон будет принят, а надеюсь, что все его поддержат во втором и в третьем чтениях, сделает всё для того, чтобы таких случаев просто не было. У нас доходило где-то до 10 тысяч усыновлений в год, вдумайтесь, но никто не сказал, где эти 10 тысяч ребятишек, как их судьба дальше, потом уже сложилась. Братьев, сестёр разделяли, везли в разные страны. Это недопустимо. Тот, кто возражает, кто против таких решений, должен свою позицию публично объяснить, и здесь правы коллеги, высказываясь об этом. Ну, надеемся, ко второму чтению будут ещё дополнения, поправки. Нина Александровна, вам спасибо. Анне Юрьевне большое спасибо, потому что комиссия, созданная во главе с Кузнецовой, предлагает решения, и это тоже, собственно, форма работы, которую мы определили, она показывает свою эффективность, потому что вот именно коллегиально, с подключением профильных комитетов, фракций удаётся такие решения найти. Спасибо.