Заседание № 239
15.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 671210-8 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О лотереях" (в части увеличения размера целевых отчислений от лотерей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2175 по 2235 из 5097
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О лотереях". Доклад Валентины Николаевны Артамоновой. Пожалуйста. АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Данный законопроект - "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О лотереях" - направлен на увеличение размера целевых поступлений для финансирования социально значимых мероприятий, в том числе мероприятий по развитию физкультуры и спорта и системы подготовки спортивного резерва. Напомню, что данный законопроект в первом чтении был рассмотрен и принят Государственной Думой 17 сентября текущего года. Данным законопроектом предлагается изменить базу расчёта целевых отчислений - использовать выручку за отчётный квартал с соответствующим изменением процентного соотношения: начиная с 1 января 2025 года - 4,2 процента суммы выручки оператора и с 1 января 2028 года - до 5,5 процента, ежегодно увеличивая процент перечислений. Ко второму чтению поправок к данному законопроекту не поступило. Комитет по бюджету и налогам, учитывая изложенное, предлагает сегодня рассмотреть данный законопроект во втором чтении и затем в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование во втором чтении. Таблицы поправок нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 29 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принят во втором чтении. Комитет предлагает рассмотреть законопроект в третьем чтении. Коллеги, будут возражения, нет? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Тоже нет. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 03 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принят единогласно.
Заседание № 232
17.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 671210-8 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О лотереях" (в части увеличения размера целевых отчислений от лотерей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3994 по 4322 из 5126
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О лотереях". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Ивана Александровича Чебескова. Пожалуйста. ЧЕБЕСКОВ И. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан по поручению президента, предусматривает поэтапное увеличение размера целевых отчислений от лотерей в целях повышения уровня финансирования мероприятий по развитию спорта. Предлагается повысить отчисления с 4,2 процента от выручки оператора лотереи в 2025 году до 5,5 процента в 2028 году. В настоящее время целевые отчисления рассчитываются как 10 процентов от разницы между суммой выручки и суммой сформированного призового фонда, это примерно эквивалентно 4 процентам от выручки. Мы специально предлагаем изменить базу расчёта для обеспечения прозрачности расчёта целевых отчислений и увеличения эффективности контроля за их поступлением. По нашим оценкам, объём целевых отчислений от лотерей в 2028 году может составить 5,8 миллиарда рублей, увеличение - порядка 165 процентов от уровня 2023 года. Такое поэтапное увеличение позволит операторам лотерей адаптироваться к изменению финансовой нагрузки, одновременно будут достигнуты наши цели и задачи. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Валентины Николаевны Артамоновой. АРТАМОНОВА В. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел представленный законопроект "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О лотереях" и поддерживает его принятие по следующим причинам. Во-первых, законопроектом предлагается увеличить размер целевых отчислений от лотерей, которые используются при финансировании социально значимых объектов, в том числе физкультуры и спорта. Во-вторых, данным законопроектом предлагается изменить базу расчёта целевых отчислений и поэтапно, постепенно увеличить размер целевых отчислений начиная с 2025 года. Постепенное увеличение целевых взносов от лотерей обеспечит адаптацию операторов лотерей к новому уровню финансовой нагрузки и послужит оптимизации процесса проведения лотерей. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И. Уважаемый Иван Александрович, вот я, почитав пояснительную записку, сделал примерный расчёт по тем цифрам, которые вы там изложили. Общая выручка от проведения лотерей получается примерно 88 миллиардов в год. Из них, если я правильно понимаю, если я правильно посчитал, 35 миллиардов операторы получают в качестве чистой прибыли, если сегодня существует норма 10 процентов и 3,5 миллиарда получает федеральный бюджет. И мы эти 3,5 миллиарда, ну, сначала на 0,3, потом на 0,2 увеличиваем. Хотя у нас 25 процентов сегодня налог на прибыль, а здесь мы 10 процентов берём. Не слишком ли это мало? ЧЕБЕСКОВ И. А. Спасибо большое за вопрос. Мы постоянно рассматриваем возможности увеличения отчислений в федеральный бюджет, так как Минфин, как никто, заинтересован в том, чтобы все платили в этом плане больше. Но здесь мы смотрели с точки зрения нагрузки, чтобы не переборщить. Операторы же не всю выручку получают, оставляют себе. Бизнес лотерей основан на том, чтобы часть выручки отдавать тем, кто участвует в лотереях, то есть большую часть они, естественно, отдают гражданам, которые участвуют в проведении лотерей. Мы смотрели на их финансовые модели, смотрели на то, что они тратят на продвижение лотерей, на маркетинг и вели некий диалог. Пока вывели вот такую максимальную планку, особенно с учётом того, что у нас благодаря усилиям в том числе Министерства финансов появилась конкуренция на рынке лотерей. У нас появился новый оператор лотерей, у которого финансовое положение, конечно, не такое устойчивое, как у того оператора, который работал до этого. Сейчас мы обращали и на это внимание тоже, чтобы своими действиями просто не закрыть нового оператора лотерей, который, по сути, не сможет осуществлять свою деятельность, если нагрузка на него сильно увеличится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Спасибо большое. Иван Александрович, в продолжение предыдущего вопроса. Скажите, а какова всё-таки рентабельность операторов лотерей по МСФО, по РСБУ - неважно, то есть какой они получают процент, каков уровень прибыли? И как это соотносится с предполагаемыми отчислениями, это много или мало? И скажите, как учёт, как контроль за целевым использованием вот этих отчислений будет организован? ЧЕБЕСКОВ И. А. Спасибо большое за вопросы. В дополнение хочу сказать, что, конечно, операторы лотерей также платят налог на прибыль, то есть целевые отчисления - это дополнительная нагрузка, эти отчисления идут целенаправленно на развитие спорта. Что касается рентабельности, то на самом деле, я повторю, рентабельность отдельных операторов приближается довольно быстро к минимальным значениям, приближается к нулю в случае слишком сильного повышения таких расходов как раз из-за того, что они много тратят, несут операционные расходы на маркетинг, на привлечение и так далее. Поэтому опять же здесь у нас заинтересованность поднять максимально возможно для привлечения дополнительных ресурсов, но пока мы не увидели возможности повысить ещё больше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Иван Александрович, безусловно, важный законопроект, потому что целевые отчисления от лотерей используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в том числе по развитию физкультуры и спорта, и спорта высших достижений, и системы подготовки спортивного резерва. Но эксперты, я почитала их мнение, считают, что можно расширить целевые выплаты, включив туда не только физкультуру и спорт, что важно, конечно, в первую очередь, но и мероприятия по формированию здорового образа жизни в целом, в том числе и борьбу с алкоголизмом, наркоманией, лудоманией. Вот как вы относитесь к данному предложению? Спасибо. ЧЕБЕСКОВ И. А. Спасибо за вопрос. Здесь вопрос не только в компетенции Минфина, тут компетенция других федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь Минспорта. Традиционно действительно отчисления от лотерей шли на спорт. Сейчас, что касается и лотерей, и букмекеров, существуют разные предложения по поводу того, куда и как направлять эти целевые отчисления. Сейчас не смогу ответить, у нас нет какой-то единой сформированной позиции правительства по этому поводу, но этот вопрос действительно заслуживает обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо. У меня вопросы к докладчику. Уважаемый Иван Александрович, в пояснительной записке вы указываете, что анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется. О чём говорит такое утверждение? О том, что у нас или всё в порядке и какие-либо изменения не требуются, или, напротив, у нас всё так плохо, что требуются хоть какие-либо изменения, или ещё что-то другое? И отсюда следующий вопрос: поскольку у нас нет анализа правоприменительной практики, не приведут ли предлагаемые вами изменения расчёта к обратному результату, а именно к уменьшению размера целевых отчислений от лотерей, о чём вы говорите? Спасибо. ЧЕБЕСКОВ И. А. Анатолий Борисович, очень верные вопросы. Мы как раз руководствовались тем, чтобы найти баланс, не повысить отчисления таким образом, что это действительно приведёт к уменьшению общего объёма средств, которые получает бюджет, затормозит развитие, которое сейчас есть у лотерей, или подтолкнёт их в сторону больше игорного бизнеса, чего мы тоже не хотим, потому что мы всё-таки разделяем игорный бизнес и лотереи, организаторами которых являются федеральные органы исполнительной власти, Минфин и Минспорт. Так что здесь мы как раз постарались найти тот необходимый баланс, чтобы отчисления увеличились, и, по нашим прогнозам, они будут увеличиваться. Мы провели довольно детальную работу с операторами, выяснили, какие у них планы по увеличению, и, исходя из этого, сделали наши прогнозы - увеличение может составить до 165 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Спасибо. И всё-таки, уважаемый Иван Александрович, есть ли у вас какие-либо цифры, расчёты, более существенные и аргументированные доводы такого минимального и растянутого во времени увеличения суммы отчислений выручки операторов лотерей? Потому что в пояснительной записке это скупо обосновывается лишь адаптацией операторов лотерей к новому уровню финансовой нагрузки, а ведь их отчисления - это финансирование социально значимых спортивных объектов нашей страны. Спасибо. ЧЕБЕСКОВ И. А. Спасибо за вопрос. Ну, сейчас эти отчисления в пересчёте на выручку составляют 4 процента от выручки, да. Я повторю, цифры выглядят меньше, и это в том числе потому, что мы меняем базу расчёта. Раньше эта база была 10 процентов, но, на наш взгляд, она позволяла существовать не очень прозрачному расчёту этих целевых отчислений, потому что, когда бралась выручка и минусовался призовой фонд, не всегда можно было, как говорится, с точностью проверить, что там минусовалось. А когда есть выручка... всё-таки выручка сдаётся в финансовую отчётность, и вопрос любой манипуляции с выручкой очень сложный, и мы считаем, что наши операторы вряд ли будут, как говорится, таким заниматься. Мы перешли на более высокую базу, но в соответствии с этим 4 процента, конечно, выглядят меньше, чем те 10 процентов, которые мы раньше брали с разницы. Ну а повышение с 4 процентов до 5,5 процента в ближайшие годы - это, на наш взгляд, опять же достаточно сбалансированный подход, который позволит остаться на рынке обоим организаторам, операторам лотерей. Если мы будем повышать более серьёзно, то рискуем потерять одного из этих операторов, таким образом убрав конкуренцию с рынка, которой мы сами добивались несколько лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелев Артём Павлович. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня вопрос к Ивану Александровичу. Мы законопроект, безусловно, поддерживаем. Вы предлагаете увеличить ставку для лотерей, однако сегодня аналогичные отчисления для букмекерских контор не установлены, а установлены только на уровне 2 процентов от выручки. Для сравнения вот размеры ставок в других государствах, я посмотрел: Великобритания - 15 процентов, Колумбия - 18 процентов, Сингапур - 30 процентов. Кроме того, во многих странах значительная часть полученных денег идёт не только на развитие спорта, но и на финансирование системы профилактики и лечения зависимости от азартных игр. Лудоманов в нашей стране сегодня много. Вот если посмотреть и увеличить до 5,5 процента для букмекерских контор налог, то это привлечёт в бюджет дополнительно 55 миллиардов рублей. С учётом необходимости наполнения бюджета вопрос: готово ли Министерство финансов выйти с предложением к правительству об увеличении целевых отчислений для букмекерских контор и о расширении направлений расходования, в том числе на создание системы лечения зависимых от азартных игр? ЧЕБЕСКОВ И. А. Спасибо большое за вопрос. Действительно, вопрос очень актуальный, и в настоящее время мы обсуждения в Минфине и в правительстве ведём о том, чтобы повысить отчисления для букмекеров. На данный момент это 2 процента. В рамках налоговой реформы нам удалось некоторые из налогов, которые платят букмекеры, тоже повысить, тем не менее мы действительно видим возможности повышения отчислений для букмекеров тоже. Но здесь опять же, как с любыми азартными играми, палка о двух концах: мы должны максимально увеличивать поступления в бюджет, которые мы можем от такого бизнеса получить, одновременно не загоняя этот бизнес в серую или в нелегальную зону, которую мы вообще не сможем контролировать. Поэтому мы поддерживаем также поэтапное, поступательное увеличение отчислений от букмекеров, но с осторожностью, чтобы не загнать больше этот рынок в серую зону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. Уважаемый Иван Александрович, по вашей оценке, точнее, по оценке Минфина, сегодня серая зона азартных игр, лотерей какую часть составляет от бизнеса в общем? Это первое. Второй вопрос. Вы неоднократно говорили о высоких маркетинговых затратах лотерейных компаний - каковы они? Может быть, вы даже дадите нам структуру: операционные расходы, маркетинговые расходы, расходы, там, в среднем, расходы на выплату выигрыша... И третий момент, касающийся того, о чём мы сегодня говорим. Вы пытаетесь создать видимость конкуренции, хотя, я думаю, там всё давным-давно уже поделено между соответствующими организациями. Не рассматриваете ли вы возможность полной государственной монополии на подобного рода, скажем так, предприятия, для того чтобы все деньги шли в доход государства и были под вашим полным контролем? ЧЕБЕСКОВ И. А. Спасибо большое за вопросы. Мы, опять повторю, довольно по-разному смотрим на регулирование лотерей и азартных игр, таких как в букмекерских конторах, а также на нелегальные онлайн-казино. Вот, по нашей информации, выручка букмекеров за прошлый год была порядка 1,2 триллиона рублей, это огромные средства. Нас это тоже беспокоит - то, что такое большое количество граждан готовы свои средства проигрывать в букмекерских конторах. Очень сложно оценить нелегальный рынок, рынок нелегальных казино, но, на наш взгляд, он, наверное, сопоставим с легальным рынком. Я, это моя личная оценка, оценил бы нелегальный рынок тоже, наверное, в размере порядка триллиона рублей в год, потому что открыть сейчас счёт в нелегальном онлайн-казино, к сожалению, очень просто. Мы с Банком России прилагаем большие усилия для борьбы с тем, как перечисляются деньги в нелегальные онлайн-казино: в первую очередь через так называемые P2P-переводы (переводы между физлицами), а также через так называемых дропперов. Сейчас есть несколько инициатив, в том числе об уголовной ответственности за участие в таких махинациях. Вот это что касается нелегального бизнеса. Что касается маркетинговых затрат, я думаю, что мы можем прислать детальную информацию, предоставить вам в электронном виде. Под рукой сейчас нет детальной финансовой отчётности коллег, поэтому просил бы этот вопрос отложить. Мы в письменном виде представим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Матыцин Олег Васильевич, вопрос вы хотели задать, да? Включите микрофон. МАТЫЦИН О. В., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре и спорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Уважаемый Иван Александрович, я думаю, не вызывает сомнений, естественно, повышение отчислений от лотерей, от букмекерской деятельности на социально важные проекты, одним из которых является спорт. У меня вопрос заключается в следующем: а есть ли понимание механизма использования средств, которые уже потом поступят? Каким образом реально и на какие цели они будут израсходованы, кто будет определять эти цели? ЧЕБЕСКОВ И. А. Олег Васильевич, спасибо большое за вопрос. Действительно, этот вопрос мы активно обсуждали с Минспортом: нужно, чтобы были привязка тех доходов и отчислений, которые получает бюджет, и целевое использование этих расходов. На данном этапе выбран путь через текстовую статью в бюджете, в законе о бюджете, а также через функционал "Электронного бюджета" такую взаимосвязь обеспечить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Представители президента, правительства? Заключительное слово - докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О лотереях", пункт 13. Включите режим голосования. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 15 сек.) Проголосовало за 420 чел.93,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.