Заседание № 243
23.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 670074-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (в части выпуска облигаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4760 по 5087 из 5446
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Доклад Дениса Борисовича Кравченко. Пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", который внесён мною и ещё некоторыми коллегами, присутствующими в зале. Законопроект наделяет Государственную корпорацию "Роскосмос" полномочиями по выпуску облигаций, в том числе необеспеченных, с целью расширения возможностей по финансированию затрат на развитие инвестиционных проектов в сфере космической деятельности и рефинансированию ранее привлечённых на их реализацию заёмных средств, а также с целью снижения нагрузки на федеральный бюджет, и это ключевое. Предполагается, что высокий кредитный рейтинг Государственной корпорации "Роскосмос", который буквально на днях был подтверждён АКРА, Аналитическим кредитным рейтинговым агентством, будет способствовать росту спроса на выпущенные ею облигации как у российских кредитных организаций, так и у частных инвесторов, что окажет благоприятное влияние на отечественную ракетно-космическую отрасль. Решение о размещении облигаций и утверждении программы облигаций будет приниматься наблюдательным советом государственной корпорации по предложению правления государственной корпорации. Аналогичными полномочиями в настоящее время наделены органы управления таких ведущих наших корпораций, как "Росатом", "Ростех", ВЭБ.РФ. Это я выступил как автор. Сейчас несколько слов о позиции комитета. Комитет Государственной Думы по экономической политике концептуально поддерживает законопроект и вместе с тем считает необходимым отметить следующее. Пунктом 1 законопроекта предлагается закрепить за корпорацией "Роскосмос" право выпуска облигаций в пункте 4 части 4 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". При этом указанной частью статьи 16 федерального закона предусматривается перечень сделок, которые осуществляются за счёт имущества корпорации. Эмиссия облигаций же является способом привлечения инвестиций, по своей сути представляющим заёмные отношения, и не осуществляется за счёт имущества эмитента. В связи с этим указанное право корпорации целесообразно закрепить, по мнению комитета, путём изменения статьи 3 федерального закона, а не статьи 16. Указанное замечание не носит концептуального характера и может быть учтено при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет по экономической политике поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемый Денис Борисович, вопрос следующий. Вот меня очень насторожило в вашем выступлении то, что вы сказали, что в результате принятия закона ожидается экономия бюджетных средств. Вопрос мой в следующем: не приведёт ли его принятие к сокращению государственного финансирования "Роскосмоса"? И какие вообще есть, так сказать, ну, вот предпосылки в том бюджете на ближайшие три года, который мы будем рассматривать завтра, какой объём государственного финансирования госкорпорации предполагается? КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Ренат Исмаилович, спасибо большое за вашу тревогу и обеспокоенность по поводу одной из ключевых отраслей нашего оборонно-промышленного комплекса. Вы знаете прекрасно, мы завтра с вами будем рассматривать бюджет в первом чтении, бюджет непростой, и я могу сказать, что средства, которые запланированы к выделению Государственной корпорации "Роскосмос" из бюджетного финансирования, по мнению ряда экспертов и по моему мнению, не покрывают тех целей и задач, которые сегодня стоят перед государственной корпорацией. Но при этом бюджетные ассигнования не сокращаются, они постепенно увеличиваются в последние несколько лет. Вы знаете прекрасно мою позицию, я её не раз представлял, мы дискутировали: мы стараемся создавать для государственной корпорации дополнительные возможности, в том числе связанные с привлечением средств инвесторов. Вы знаете, мы с вами недавно приняли закон о государственно-частном партнёрстве в области космонавтики, в конце прошлого года мы приняли закон о дистанционном зондировании Земли - о данных, которые "Роскосмос", как единый оператор, будет предоставлять на платных условиях. Таким образом мы формируем новые рынки, которые позволят корпорации и всей большой кооперации получать дополнительные возможности и средства. Отдельно мы рассматриваем какие-то дополнительные ниши, возможности, связанные с космической рекламой, и так далее и так далее. Вот этот законопроект - фактически продолжение, пополнение того достаточно большого пула законопроектов, подготовленных мною и моей командой, которые нацелены на создание дополнительного плеча для отрасли. По мнению экспертов, после вступления в силу, я надеюсь, принятого закона ориентировочно за первый год в случае высокого рейтинга, о котором я говорю как об условии для принятия соответствующих решений советом директоров государственной корпорации, может быть привлечено приблизительно 100 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Денис Борисович, одной из причин выпуска облигаций "Роскосмоса" является невозможность финансирования этого проекта российскими банками из-за низкой процентной ставки. Что в таком случае будет предложено инвесторам в виде дивидендов? Сегодня фактически готовы передать важнейшую отрасль страны со всеми её активами в частные руки, включая западных инвесторов, видимо. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Вячеслав Михайлович, здесь, особенно в тексте этого законопроекта, не ведётся речь о передаче активов "Роскосмоса" в частные руки. И я, и вы, мы с вами можем владеть облигациями государственных компаний законно. У меня в декларации это отражено, я, например, владею облигациями ВЭБ.РФ, при этом я не являюсь совладельцем корпорации, я получаю купонный доход с размещённых средств, который дополняет официально мой доход в виде заработной платы. Точно так же и здесь. Мы таким образом развиваем рынок акций и облигаций, но здесь идёт речь конкретно об облигациях, а не об акциях, в этом разница. Мы считаем, что это дополнительное финансовое плечо, определённый купонный доход, который будет выработан, рассчитан уже специалистами из финансового блока корпорации и правительства, и наши граждане смогут таким образом управлять своими средствами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Денис Борисович, в пояснительной записке к законопроекту сказано, что в настоящее время возможности российской банковской системы по предоставлению долгосрочного финансирования с низкой процентной ставкой существенно ограничены. А скажите, пожалуйста, под какую процентную ставку банки дают кредит "Роскосмосу"? КРАВЧЕНКО Д. Б. Анжелика Егоровна, это общая проблема. Вот мой коллега и товарищ Владимир Владимирович Гутенёв постоянно эту тему поднимает - о недоступности средств для оборонки. Почему? Потому что ценообразование, которое сегодня основной заказчик в виде Министерства обороны как бы формирует, очень сильно ограничивает доходность для предприятий, несмотря на то что выручка значительно растёт. И поэтому порой предприятия оборонки, и Владимир Владимирович об этом говорит, я здесь полностью его позицию поддерживаю, вынуждены себе в убыток в кооперации кредитоваться, для того чтобы выполнить государственный оборонный заказ, за невыполнение которого сегодня строгое наказание предусматривается. С одной стороны, мы вместе, два комитета, по промышленности и по экономике, формируем такую комфортную инфраструктуру для нашей оборонки, наполняем Фонд развития промышленности через общие, единые решения, в том числе по инициативе "ЕДИНОЙ РОССИИ". Мы об этом говорили на "правчасе", когда у нас был Денис Валентинович Мантуров. На сегодня мы докапитализировали ФРП, увеличили фактически в 3-4 раза, более 140 миллиардов, если не ошибаюсь, его бюджет по году сегодня, а по средствам, которые предоставляет ФРП, очень низкая ставка, от 1 до 3 процентов, в случае продления после пяти лет - от 3 до 5 процентов, это комфортно. С другой стороны, мы поддерживаем "ПСБ", банк, который также работает по федеральному закону, и, когда мы вошли в условия жизни в рамках СВО, специальной военной операции, мы фактически, дополнительно поправив закон, наделили "ПСБ" полномочиями, для того чтобы он мог кредитовать оборонно-промышленный комплекс на более комфортных условиях, - ну, там ставки сейчас составляют приблизительно 6-7 процентов, они ниже рыночных, плюс мы субсидируем ставки. Но это не закрывает всех потребностей оборонно-промышленного комплекса, к коему относится Государственная корпорация "Роскосмос", поэтому мы вслед за госкорпорациями "Ростех" и "Росатом", а до этого был ВЭБ.РФ, наделяем полномочиями принимать ответственные решения наблюдательный совет корпорации, в который входят представители ведущих министерств, ведомств и администрации президента. Главой наблюдательного совета сегодня является первый вице-премьер Мантуров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Денис Борисович, я вам, конечно, сочувствую, что приходится отвечать на такие вопросы, но всё-таки я этот вопрос задам. Скажите, пожалуйста, что будет обеспечением этих облигаций? Первое, имущество "Роскосмоса"? Второе, гарантии государства? Вот только в двух случаях можно получить ставки ниже рынка. Или по рыночной цене будут привлекаться средства? Вот ответьте, какой вариант из этих трёх будет использован. КРАВЧЕНКО Д. Б. Валерий Карлович, ну, в вашем вопросе звучит ответ: базово - это имущественный комплекс и активы корпорации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свистунов Аркадий Николаевич. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Денис Борисович, вопрос у меня такой. Ну, выпуск облигаций предполагает формальную процедуру раскрытия информации. Все знают, что "Роскосмос" - это непростая корпорация и много информации у неё носит закрытый характер. Вот как быть с этим? Это первый вопрос. И второй вопрос в связи с этим. Может быть, лучше привлекать облигационные займы через так называемые SVP, то есть это специально созданные фирмы дочерние, на 100 процентов дочерние, от "Роскосмоса", под гарантии "Роскосмоса"? Может, это будет эффективнее? КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Аркадий Николаевич, спасибо за вопросы. Вопросы национальной безопасности и государственной тайны - это приоритет в ракетно-космической отрасли, вы правы. Поэтому эти вопросы, безусловно, в фокусе внимания авторов законопроекта. Что касается других дополнительных инструментов, о которых вы сейчас сказали, ну, давайте с вами вместе поработаем. Я же рассказал, у меня целый план законотворческой деятельности на эту тему. Только за последний год с небольшим мною инициировано или поддержано около десяти законопроектов, большинство из которых уже принято. Поэтому мы открыты для обсуждения и сотрудничества, как законодатели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Наумов Станислав Александрович, пожалуйста. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Мы поддерживаем этот законопроект и призываем коллег из разных фракций как можно скорее избавляться от шаблонов и смотреть, что происходит в мире, как сегодня та или иная страна завоёвывает космическое пространство. Наши олигархи не обеднеют, если на пару миллиардов подпишутся на эти облигации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кирьянов Артём Юрьевич. КИРЬЯНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. На заседаниях Комитета по экономической политике предметно обсуждался вопрос, связанный с данным законодательством, и представляется, что Госкорпорация "Роскосмос" должна получить максимально возможный набор инструментов для привлечения финансирования и развития космической отрасли. Сегодня это дело чести для Российской Федерации. Будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Честно говоря, удивление вызывает такая дискуссия. Ну, поясню, о чём идёт речь. Когда выступающему задали вопрос, а кто же будет отвечать-то за эти облигации, каким имуществом и так далее, был ответ: имуществом корпорации. Если отвечаешь имуществом корпорации и вдруг не выполняешь обязательства, то, соответственно, имущество корпорации переходит залогодержателю, ну очевидная же вещь, держателю облигаций. То есть это фактически... Скажите мне, пожалуйста, а залоговые аукционы разве не по такой схеме у нас проводились, когда всё основное имущество страны перешло в частные руки? Не так происходило? Именно так всё и происходило! Были залоговые аукционы, государство держало в частных банках свои деньги, эти частные банки под залог имущества стратегических предприятий выдавали кредиты государству, потом оно их не возвращало, и это имущество переходило в руки частных компаний, вот и всё. Сейчас только ленивый не вспоминает эти залоговые аукционы. Ну что, сколько лет у нас прошло с тех залоговых аукционов? 20 лет? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. А, 30 лет прошло, 30 лет. Забыли уже, да? Ну, всё новое - это хорошо забытое старое. Вот теперь решили: а давайте-ка мы сейчас к той же истории вернёмся. Коллеги, конечно, я надеюсь, что это не новые залоговые аукционы, надеюсь на это. Но если это не завуалированный способ перехода в частные руки имущества госкорпорации, тогда объясните мне, как будет работать этот механизм. Если это не попытка передать имущество в частные руки, тогда два варианта. Первый - государство отвечает. Но тогда чем это отличается от того, что... у нас занимает Минфин, так пусть Минфин возьмёт деньги и даст госкомпании, вот и все дела, не надо ничего придумывать. Если Минфин не собирается этого делать, тогда каким образом?.. Тогда на рынке будет "Роскосмос" занимать? Ну покажите мне любой банк, который будет ниже рыночной ставки кредитовать. Денис Борисович сообщил, что "ПСБ". Подождите, "ПСБ" - это государственный банк. Даст ему государство денег - он профинансирует, не даст - опять же смотри, какой карман, это государственный карман, опять бюджет, всё то же самое. Так получается тогда непонятный инструмент. Для чего он нужен-то? Я так и не услышал. Если это не скрытая приватизация, тогда что это? Если это не скрытая приватизация, тогда этот инструмент вообще не нужен, потому что государство... Если мы ставим государственные задачи перед "Роскосмосом", то государство должно их выполнение обеспечить финансированием. Разве не так? Мы за это голосовать не будем точно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Пожалуйста. Кравченко включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Спасибо. Заключительное слово. Ну, видимо, нечётко прозвучало в моём ответе, что помимо имущественного комплекса, которым гарантироваться будут облигации, это и государственные гарантии, безусловно, этот механизм предусматривается. Это первая часть. А вторая часть - я хотел бы сказать, Валерий Карлович, что, да, на самом деле отрасль ждёт частного инвестора. Только это не такая приватизация, какая была в 90-е, буйная, что называется, а цивилизованная, в том числе вхождение инвесторов в активы корпорации, которые сегодня в периметре корпорации, что сделает работу этих предприятий более эффективной. Таким путём прошёл "Ростех", например, отчасти "Росатом" также. Поэтому я полагаю, что здесь страна может быть спокойна. Спасибо. Очень рассчитываю на поддержку коллег в зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 08 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.