Заседание № 238

02.10.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 670068-8 "О внесении изменения в статью 4-2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (о распространении на Санкт-Петербург права проводить экспертизу проектной документации в отношении отдельных объектов, отнесённую к федеральным полномочиям).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3748 по 4095 из 4925
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4-2      
Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса           
Российской Федерации". Доклад сенатора Российской Федерации Мурата              
Крым-Гериевича Хапсирокова.                                                     
                                                                                
ХАПСИРОКОВ М. К.-Г., сенатор Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в    
целях передачи городу федерального значения Санкт-Петербургу части полномочий   
Российской Федерации по проведению государственной экспертизы проектной         
документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в    
отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 5-1 части 1   
статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - таких, как          
уникальные объекты, объекты метрополитена, объекты культурного наследия         
федерального значения и другие, за исключением объектов обороны страны и        
безопасности государства, иных объектов, сведения о которых составляют          
государственную тайну, объектов федеральных ядерных организаций, -              
строительство или реконструкцию которых предполагается осуществить на           
территории Санкт-Петербурга без привлечения средств федерального бюджета.       
Проведение экспертизы предлагается передать подведомственному Службе            
государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга            
учреждению - Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению       
"Центр государственной экспертизы".                                             
                                                                                
Указанные изменения позволят сократить сроки реализации приоритетных для        
Санкт-Петербурга проектов. Так, реализация проектов строительства в             
историческом центре Санкт-Петербурга в подавляющем большинстве случаев          
затрагивает отношения, охраняемые законодательством об объектах культурного     
наследия. Особенно остро данная проблема проявляется при проведении работ на    
инженерных сетях города, когда в зону влияния строительных работ на линейном    
объекте могут одновременно попадать сразу несколько объектов культурного        
наследия различных уровней принадлежности. Необходимость прохождения            
государственной экспертизы проектной документации в федеральном автономном      
учреждении "Главное управление государственной экспертизы" не добавляет         
оперативности реализации проектов. С учётом высокой степени износа инженерных   
коммуникаций в Санкт-Петербурге их замена является одним из приоритетных для    
городского хозяйства направлений деятельности. Проведение госэкспертизы в       
отношении проектной документации для строительства, реконструкции в том числе   
объектов Петербургского метрополитена позволит реализовать план развития        
Петербургского метрополитена значительно эффективнее и с более рациональным     
использованием средств бюджета города.                                          
                                                                                
Кроме того, реализация данных нововведений позволит сохранить в финансовом      
обороте Санкт-Петербурга денежные средства, направляемые в настоящее время на   
оплату услуг федеральной экспертизы. Так, за 2022 год ФАУ "Главгосэкспертиза    
России" в отношении объектов, планируемых к реализации на территории            
Санкт-Петербурга, проведено 116 госэкспертиз, общая сумма денежных средств      
составила сотни миллионов рублей.                                               
                                                                                
4 августа 2023 года вступили в силу аналогичные изменения, предусматривающие    
возможность проведения Государственным автономным учреждением города Москвы     
"Мосгосэкспертиза" государственной экспертизы в отношении указанных объектов.   
В целях учёта актуальной градостроительной обстановки, а также оперативного     
прохождения госэкспертизы в отношении рассматриваемых объектов представляется   
целесообразным передать полномочия по её проведению исполнительным органам      
госвласти Санкт-Петербурга, как это сделано в Москве.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Сергея Александровича Пахомова.                                        
                                                                                
ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и    
жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Цель законопроекта автором   
весьма чётко была обозначена, я повторять не буду. Я могу сказать, что          
перечень объектов капитального строительства, полномочия по проведению          
государственной экспертизы проектной документации которых отнесены к            
федеральным полномочиям, достаточно большой, закреплён в Градостроительном      
кодексе, в него, например, входят объекты культурного наследия, памятники       
истории и культуры федерального значения, уникальные объекты, это тоже          
достаточно чётко и подробно описано, объекты размещения и обезвреживания,       
например, отходов, ну и другие объекты. Ранее, в 2023 году, мы передали         
городу федерального значения Москве возможность проводить государственную       
экспертизу проектной документации таких объектов силами региональной            
экспертизы, если - внимание, коллеги! - застройщик использует для работы над    
этими объектами внебюджетные средства. При этом застройщик, естественно, не     
лишается права и возможности обращаться за такой услугой и в                    
Главгосэкспертизу. Сегодня достаточно успешно это в Москве работает, по         
итогам года мы фиксируем, и комитет не видит, в общем-то, никаких препятствий   
для того, чтобы передать городу Санкт-Петербургу такие же, аналогичные          
полномочия, тем более что вся центральная часть Санкт-Петербурга - это, по      
сути, объект "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы      
памятников", включённый в список ЮНЕСКО, тем более что регион готов взять на    
себя такие полномочия и ответственность за них. Это скорость принятия           
решений, это определённая экономия средств.                                     
                                                                                
Правительством Российской Федерации законопроект поддерживается, все            
необходимые экспертизы пройдены. Хочу отметить, это важно, позицию Верховного   
Суда Российской Федерации, который подчеркнул, что данный подход не является    
передачей федеральных полномочий - именно эта формулировка звучала, - это       
особый порядок проведения экспертизы проектно-сметной документации.             
                                                                                
Коллеги, прошу поддержать.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Мурат Крым-Гериевич, скажите, пожалуйста, а почему      
именно город Санкт-Петербург выделяется в особый, отдельный закон? Если         
города федерального подчинения - понятно, но тогда и закон должен быть о        
городах федерального подчинения. А если о городах, в которых есть что-то        
важное, ценное и интересное, ну что же, тогда мы через месяц будем принимать    
такой же закон про Казань, потом по Новосибирску, потом по Ярославлю, потом     
по Севастополю, по Сочи будем принимать закон - и так без конца. Это            
разрушение унификации законодательства. Вот в чём причина того, что вы          
выделяете Санкт-Петербург отдельно?                                             
                                                                                
ХАПСИРОКОВ М. К.-Г. Спасибо за вопрос. Логика простая: в прошлом году Москве    
были переданы такие полномочия, а в городе Санкт-Петербурге объектов            
культурного наследия на тысячу больше, чем в Москве. И вообще, в данном         
законопроекте речь идёт именно о городе федерального значения.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ПАХОМОВ С. А. На первый взгляд, верный вопрос, но я ещё раз, коллеги,           
фиксирую: мы не передаём федеральные полномочия, мы вводим особый порядок.      
Санкт-Петербург запросил такой особый порядок, обосновал это, поэтому мы        
посчитали возможным такое решение принять. Если какие-то иные регионы, в том    
числе города федерального значения, будут с этим обращаться, в том числе        
обосновывая возможность взять на себя ответственность за такие решения,         
почему бы нам это тоже не рассмотреть? Опять же фиксирую: это возможность,      
это не обязанность.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна.                                
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Александрович, как вы считаете, в Московской области много     
памятников архитектуры? В Московской области есть уже теперь и станции метро.   
И не стоит ли передать Московской области такие же полномочия?                  
                                                                                
ПАХОМОВ С. А. Спасибо, Галина Петровна. Если Московская область запросит -      
обсудим, но на сегодняшний день я могу сказать, что Московскую область          
устраивают и сроки, и качество - может быть, из-за объёма, может быть, из-за    
количества средств, вкладываемых в эти объекты, - в целом ситуация              
устраивает, они не видят варианта и необходимости ускорять эти процедуры.       
                                                                                
Стоит ли посмотреть для всей страны? Не знаю, давайте посмотрим, может быть,    
ко второму чтению, если будут такие предложения, это и сделаем. Но пока, на     
сегодняшний день, мы исходим из того запроса, который был, который, ещё раз     
повторю, очень тщательно обоснован, самое главное, с точки зрения готовности    
Санкт-Петербурга взять на себя ответственность. Я ещё раз повторяю, речь идёт   
об инвестиционных, по сути своей, деньгах, в законопроекте это чётко            
записано.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Новиков Владимир Михайлович.                              
                                                                                
НОВИКОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Александр Дмитриевич, ну, я прошу тогда, поскольку и Сергей Александрович       
согласился, давайте ко второму чтению, если предложения такие поступят,         
рассмотрим это в отношении всей России. Давайте разошлём главам                 
исполнительной власти, запросим мнения о необходимости принятия данного         
закона в отношении всей территории Российской Федерации и во втором чтении      
рассмотрим с их отзывами. У меня такое предложение.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это не вопрос.                                        
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Мурат Крым-Гериевич, хотелось бы услышать ваше         
мнение на этот счёт по поводу обсуждаемого вопроса. Действительно, если такое   
право - проводить государственную экспертизу проектной документации - у         
Москвы уже есть, у Санкт-Петербурга появится с принятием данного проекта        
федерального закона и если есть понимание, как видно из докладов, документов    
к законопроекту, что это даст возможность, с одной стороны, более динамично     
развиваться городам, а с другой стороны, более эффективно использовать          
городской бюджет, то, может быть, на самом деле при доработке данного проекта   
ко второму чтению предусмотреть такую возможность - проводить экспертизы и в    
других субъектах, в других городах? Как вы считаете?                            
                                                                                
ХАПСИРОКОВ М. К.-Г. Анатолий Борисович, спасибо большое за вопрос. Ну, вот      
только что коллеге отвечал на аналогичный вопрос, мы не будем спорить, что      
город Санкт-Петербург - это единственный в своём роде, уникальный               
город-музей, и, соответственно, абсолютно понятно, откуда возникла такая        
потребность у города. Безусловно, если есть интерес, как сказал мой коллега     
Сергей Александрович, мы готовы это рассмотреть. Почему бы ко второму чтению    
это не обсудить?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Мурат Крым-Гериевич, мы, может быть, здесь чрезмерно   
расширяем желания или возможности наших регионов, потому что одно дело Москва   
с довольно крупным учреждением, где работает несколько сот человек,             
Петербург, который пишет, что у них в штате 85 человек, и совсем другое дело    
другие города. Почему смущает норма в отношении метро? Очень узкое              
направление, и опыт, по сути, по нему есть только, наверное, у федералов,       
сегодня даже у москвичей навряд ли. Вот то, что касается именно                 
метрополитена: не стоит ли его всё-таки оставить за федералами? Тем более,      
что там очень редко как бы не применяются средства федерального бюджета.        
                                                                                
ХАПСИРОКОВ М. К.-Г. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Но городские       
власти отдают себе отчёт, они понимают всю ответственность при таких            
инициативах, и, по нашим данным, санкт-петербургский Центр госэкспертизы        
имеет достаточно квалифицированный штат для проведения таких работ - по нашим   
данным, это так.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Аверов Дмитрий Львович.                                                         
                                                                                
АВЕРОВ Д. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, наши коллеги подробно рассказали о концепции законопроекта   
и отметили главное: у города Санкт-Петербурга есть все организационные,         
технические, кадровые возможности, как было сказано, свыше 80 экспертов,        
работающих в данной сфере. Было сказано, что строительство и реконструкция      
инженерных коммуникаций объектов на территории исторического центра города,     
включённых в список ЮНЕСКО, является острой необходимостью и предлагаемые       
изменения, конечно же, позволят существенно сократить сроки проведения работ,   
будут способствовать сохранению памятников нашей истории.                       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать законопроект в первом чтении.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, я хочу сказать, что я полностью             
поддерживаю данный законопроект. И хочу успокоить многих коллег, которые,       
наверное, думают, что передача госэкспертизы на уровень Санкт-Петербурга        
будет, ну, как бы способствовать снижению требований к реконструкции объектов   
в том числе культурного наследия. Хочу сказать, что у нас, в                    
Санкт-Петербурге, местное законодательство в отношении объектов культурного     
наследия гораздо более обширное и детализированное, чем федеральное, и          
гораздо более жёсткое. Ну, например, на федеральном уровне есть только          
понятия "объект культурного наследия" и "выявленный объект культурного          
наследия", а в Санкт-Петербурге есть понятие "историческое здание". У нас       
запрещён снос не только объектов культурного наследия, но и любых               
исторических зданий, которые расположены в центре города и построены до 1917    
года. Никакие исторические здания не могут быть снесены и у всех исторических   
зданий есть охраняемый фасад, охраняемые габариты. Это просто пример.           
                                                                                
У нас высотный регламент тоже гораздо более жёсткий, чем аналогичные нормы на   
федеральном уровне, не говоря уже о том, что не только экспертиза, но и         
комитет по охране памятников... у нас он называется КГИОП, его влияние          
гораздо более сильное, чем влияние аналогичных структур в любом другом          
субъекте Федерации. Я уж не говорю о том, что градозащитное движение,           
общественное движение, тоже очень развито, все сталкивались с тем, какие        
скандалы у нас были, когда нарушался высотный регламент или когда вдруг         
допускался снос исторического здания, я уж не говорю о сносе объекта            
культурного наследия.                                                           
                                                                                
Здесь беспокоиться не надо, у нас всё гораздо более жёстко и лучше              
контролируется, чем на федеральном уровне.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хованская Галина Петровна.                                
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, меня очень сильно беспокоит тенденция, и     
не только по сегодняшнему законопроекту. Вы прекрасно помните, что было         
сделано изъятие из Жилищного кодекса некоторых норм, которые работают только    
в Москве, а в других субъектах Федерации не работают.                           
                                                                                
Я не против восстановления памятников, и я верю, что экспертиза в               
Санкт-Петербурге хорошая, но на самом деле подумайте о том, что разрушается     
единое правовое пространство России, - вот что делается! У нас есть норма в     
законодательстве, которая позволяет передать полномочия всем субъектам          
Федерации. Вот завтра к нам придут Золотое кольцо, там масса памятников,        
города, у которых есть метрополитены, со своими требованиями - что это такое?   
Это совершенно недопустимая вещь, это очередное изъятие из общего порядка и     
перечня, а экспертиза - это действительно важнейшая часть градостроительных     
работ, которая влияет не только на стоимость проекта, но и на безопасность.     
                                                                                
Я хочу сказать ещё об одном моменте: плата за экспертные работы поступала в     
федеральное учреждение, сейчас эти деньги не поступят на развитие вот этой      
структуры, которая в принципе занимается совершенствованием экспертной          
деятельности в том числе. В пояснительной записке приводится аргумент об        
уникальном опыте Санкт-Петербурга - я не понимаю, если уже у них есть такой     
опыт и такие полномочия, зачем они что-то ещё просят? Но если нет такого        
опыта, то о чём мы говорим вообще, о каких полномочиях и о каком опыте мы       
сейчас рассуждаем?! Госэкспертиза - это 800 экспертов, это элемент              
независимости и как бы некая защита от коррупции в том числе. А то, что у нас   
творится в некоторых субъектах Федерации, мы прекрасно знаем, к великому        
сожалению.                                                                      
                                                                                
Мы очень серьёзно обсуждали эту инициативу на заседании фракции и решили        
единогласно: мы будем голосовать против.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное        
слово? Нет необходимости. Содокладчик?                                          
                                                                                
Пахомову включите микрофон.                                                     
                                                                                
ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Обсуждение     
ушло немного в сторону от вопроса.                                              
                                                                                
Прежде всего я ещё раз хотел бы зафиксировать: подходы к проведению             
государственной экспертизы на региональном и федеральном уровне абсолютно       
одинаковые, и мериться ни качеством экспертов, ни подходами я бы здесь тоже     
не стал. Контроль сегодня достаточно существенный, поэтому здесь речь идёт      
только о технической процедуре. Да, она может сократить сроки и средства, в     
том числе потому что региональные экспертизы могут субсидироваться,             
финансироваться через региональные бюджеты, это тоже факт.                      
                                                                                
И ещё важный момент. Речь идёт только о списке, о перечне объектов              
капстроительства, полномочия по проведению госэкспертизы по которым             
закреплены на федеральном уровне. Если говорить, что, мол, давайте всем         
регионам дадим, нужно тогда просто отменить этот список, и всё, но это не       
относится к концепции данного законопроекта. По Санкт-Петербургу достаточно     
оснований, для того чтобы этот город запросил у нас такие дополнительные        
возможности.                                                                    
                                                                                
Ко второму чтению, пожалуйста, коллеги приглашаем всех к работе над деталями.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              320 чел.71,1 %                                    
Проголосовало против           25 чел.5,6 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении законопроект.