Заседание № 256
О проекте федерального закона № 669814-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (по вопросу о переселении граждан из аварийного жилищного фонда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
30-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Докладывает Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Иван Иванович. Мы сегодня с Галиной Петровной работаем в дуэте, и мне это очень нравится, так сказать, соблазнит Галина Петровна, и я перейду в её комитет. Уважаемые коллеги, как вы знаете, сегодня, если посмотреть, допустим, газеты, где размещаются объявления о продаже какого-либо жилья, легко и непринуждённо можно убедиться в том, что в каждом случае люди говорят о цене за квадратный метр, никто не делает никаких исключений, ну, иногда дискуссия по балконам и лоджиям немного вносит сумбур, а так, в общем-то, квадратный метр и есть квадратный метр. При правильной организации жизни в квартире в принципе наличие лишнего квадратного метра в подсобном помещении, например в ванной, даже гораздо интереснее, чем в спальне, потому что в спальне мы находимся в горизонтальном и зачастую в малодинамическом положении, а вот в ванной динамика иногда очень даже нужна, важна, и наличие лишнего квадратного метра не жилой площади, а как бы дополнительной, общехозяйственного назначения, играет роль. Вот из чего мы исходили, готовя данный законопроект. У нас есть ветхое, аварийное жилье, в котором имеются различные помещения, и нужно понимать, что проектные решения, которые использовались для строительства этих домов... Когда они ещё не были ветхими, аварийными, а были, наоборот, новыми, свежими, люди туда заселялись с огромным энтузиазмом, потому что им хотелось въехать в те самые знаменитые новые, только что построенные вот там, за оврагом, дома, и радовались любым квадратным метрам: и кладовкам, и непонятным - на сегодняшний день непонятным, а тогда очень понятным - коридорным переходам, а возможно, и каким-то иным квадратным метрам, которые сегодня, к сожалению или к счастью, не интегрированы в жилое помещение как таковое, но являются частью жилого помещения. Изменились времена, из малых комнаток мы переселяемся в шикарные большие квартиры, надеюсь, в целом по стране (хотя вот, допустим, у меня сестра недавно переехала в дом, который был построен, когда только закладывалась лучшая часть нашего города, шестьдесят лет назад, и при этом она как раз радовалась, что у неё увеличилась площадь). Хочу сказать, что сегодня в квартирах новых, современных планировок, в которые переселяются люди из старого, ветхого и аварийного жилья, очень сложно предусмотреть вот эти хозяйственные помещения типа чуланов, в общем-то, при реализации жилищных программ занимаются чуланами не активно. Поэтому в законопроекте предлагается - если мы с вами говорим о компенсации - компенсировать квадратный метр квадратным метром. Мы считаем, что квадратный метр жилого помещения является, по сути дела, достойным возмещением за тот самый квадратный метр аварийного жилья, которое когда-то было хорошим, а сегодня стало непригодным, ветхим или аварийным. Это первая часть законопроекта, по сути дела, его основное содержание. Кроме того, хотелось бы, чтобы после того, как субъект Российской Федерации провёл все необходимые мероприятия и включил квадратные метры в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Фонд содействия реформированию ЖКХ, который, как вы знаете, финансируется из федерального бюджета, финансировал бы конкретную деятельность, а именно строительство квадратных метров для тех граждан, которых нужно переселить. Однако с чем сталкиваются субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, когда решают поиграть в кошки-мышки, по-другому нельзя назвать такую форму взаимодействия с Фондом содействия реформированию ЖКХ? А сталкиваются они с тем, что внезапно - вы сейчас поймёте, почему внезапно и неожиданно, - в Фонде содействия реформированию ЖКХ главе города задают, допустим, такой вопрос: а вы поставили в других жилых кварталах счётчики на коллективное водопользование? Глава города спрашивает: а какая связь между счётчиком по учёту используемой воды жильцами многоквартирного дома в квартале икс и необходимостью профинансировать строительство квадратных метров для людей, живущих за железнодорожной линией, в бараках, построенных ещё при царском режиме, для людей, которых надо переселить, потому что они, согласно Конституции, на хорошее жильё имеют право? А в Фонде содействия реформированию ЖКХ отвечают: да, вот так у нас может быть! Я не говорю уж о том, что руководство Фонда содействия реформированию ЖКХ может проявить фантазию и предъявить ещё дополнительные требования к организации жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях, - это будут именно требования, а не оказание содействия. Допустим, можно потребовать раздельного сбора коммунальных отходов, - я, кстати, сторонник этого, но я противник того, чтобы моя способность или неспособность раздельно складывать коммунальные отходы негативно влияла на положение тех лиц, которые живут со мной в одном городе, но в ветхом и аварийном жилье, и для них не строят жильё только потому, что мой сосед или я выкидываем батарейки не в тот контейнер. Таким образом, мы настаиваем на том, чтобы Фонд содействия реформированию ЖКХ, получив заявку субъекта Российской Федерации на количество квадратных метров, которые являются компенсационными, удовлетворял её в части финансирования мероприятий по строительству новых квадратных метров. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич. С содокладом выступает Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! То, о чём Максим Андреевич говорил, в какой-то части имеет место быть, но я хотел бы вам напомнить следующее. Не так давно, а именно когда Фонд содействия реформированию ЖКХ только начинал свою работу, в 2009 году, была внесена новая редакция 89-й статьи Жилищного кодекса, которая... У нас в статьях 86-88 определён порядок сноса домов и порядок предоставления другого благоустроенного жилья по договору социального найма в связи со сносом, с проведением капитального ремонта, с выселением, и новая редакции 89-й статьи чётко определила, какие критерии являются основополагающими при предоставлении гражданам в связи с выселением другого жилого помещения. Таких критериев два: первый - это общая площадь, которая не может быть меньше общей площади помещения, из которого выселяют второй - это количество комнат. Я ещё раз повторяю: эти изменения появились через год после того, как мы начали работать по 185-му федеральному закону и сносить ветхое, аварийное жильё. Как Галина Петровна в своём выступлении уже сказала, здесь речи не идёт о том, что мы улучшаем жилищные условия граждан, - мы улучшаем безопасность проживания. Если, например, сегодня в старой двухкомнатной квартире площадью 32 квадратных метра проживают десять человек, то мы им должны предоставить не менее 32 квадратных метров и не менее двух комнат. Если убрать эти критерии, то может получиться, что мы всех людей будем переселять в ещё худшие условия, чем те, в которых они проживают сейчас. Более того, уже есть не одно решение Верховного Суда по данному вопросу, например, 14 октября 2014 года Верховный Суд чётко определил, что по сравнению с прежними условиями проживания новые жилищные условия должны быть не только не хуже, но и лучше с точки зрения безопасности. А критериев, ещё раз повторяю, два: квадратные метры и количество комнат. По второй части вопроса, по внесению изменений в 185-й федеральный закон в части изменения условий предоставления финансовой поддержки за счёт средств фонда. Когда начинали работать по 185-му федеральному закону, было двадцать одно условие, потом многие из них были убраны, например такие, как обязательное наличие определённого количества товариществ собственников жилья в регионе, частных управляющих компаний... Вот неудачный пример был приведён по поводу счётчиков: наличие общедомовых приборов учёта потребления ресурсов также было исключено из условий предоставления финансовой помощи федеральным законом № 200-ФЗ, который мы приняли 28 июня 2014 года. Наш комитет считает, что те изменения, которые предлагаются данным законопроектом, ну, может быть, заслуживают внимания, но не приведут к улучшению жилищных условий граждан в связи со сносом аварийного жилья и к предоставлению им более достойных и благоприятных для проживания жилых помещений, поэтому комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Рюрикович. Есть ли желающие задать вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Тоже нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 53 сек.) Проголосовало за 54 чел.12,0 % Проголосовало против 54 чел.12,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 248
О проекте федерального закона № 669814-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (по вопросу о переселении граждан из аварийного жилищного фонда).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, перед заседанием Шингаркин заходил в комитет, просил рассмотрение 11, 12 и 13-го вопросов перенести на октябрь, но вот сейчас они всей фракцией отсутствуют в зале - как быть? Это его просьба была. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 11-й, 12-й... КАЧКАЕВ П. Р. 12-й и 13-й - на октябрь.
Так, предлагается рассмотрение 11, 12, 13-го вопросов перенести на более поздний срок. Нет возражений? Нет.