Заседание № 46

05.08.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 66949-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (в части, касающейся расширения компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, и о представительстве судей арбитражных апелляционных судов в органах судейского сообщества; принят в первом чтении 31 июля 2004 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1464 по 1614 из 4895
Переходим к блоку законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Вопрос 6,   
о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об     
органах судейского сообщества в Российской Федерации". Доклад первого           
заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и        
государственному строительству Александра Петровича Москальца.                  
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Мы 31 июля этого года         
рассмотрели и приняли в первом чтении проект федерального закона "О внесении    
изменений в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской    
Федерации". В ходе обсуждения проекта закона мы с вами отметили необходимость   
его доработки. Я должен доложить вам, что большая и конструктивная              
консультационная работа позволила представить вам сегодня, как нам              
представляется, взвешенный и юридически выверенный вариант проекта закона.      
                                                                                
Все поступившие замечания и предложения оформлены в виде поправок и             
предлагаются комитетом к принятию. Отклоненных поправок нет, поэтому вашему     
вниманию предлагается только одна таблица, состоящая из двенадцати принятых     
поправок. Все эти поправки направлены на выполнение требований юридической      
техники, улучшение редакции норм, устранение необоснованного усложнения         
практического применения данного закона.                                        
                                                                                
По сравнению с текстом, принятым в первом чтении, в законопроект внесены        
следующие изменения. Поправками 2, 3, 4 решены вопросы о представительстве      
судей арбитражных апелляционных судов в органах судейского сообщества. Как      
известно, после завершения формирования системы арбитражных апелляционных       
судов общее количество судей арбитражных судов возрастет на пятьсот человек.    
В связи с этим предлагается увеличить и их представительство в органах          
судейского сообщества. После завершения формирования арбитражных                
апелляционных судов количество делегатов съезда от системы арбитражных судов    
возрастет всего на сорок судей. В настоящее время их количество составляет      
сто пятьдесят один человек, а общее число делегатов съезда - шестьсот           
шестьдесят семь человек. Также и в Совете судей Российской Федерации            
расширяется представительство судей арбитражных судов. В настоящее время в      
Совет судей Российской Федерации входит сто четырнадцать судей, из которых      
арбитражные суды всех уровней представляют только пятнадцать судей.             
                                                                                
Комитет не согласился при этом с предложением Верховного Суда Российской        
Федерации об избрании председателей районных, городских судов и их              
заместителей в состав квалификационных коллегий судей субъектов Российской      
Федерации. В редакции, предложенной комитетом, устанавливается запрет для       
председателей и заместителей председателей любых судов на членство в составе    
квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. На членство в   
составе Высшей квалификационной коллеги судей Российской Федерации такой        
запрет распространяется на Председателя Верховного Суда Российской Федерации,   
Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их                
заместителей. Это поправка 4 в таблице. Данная поправка направлена, на наш      
взгляд, на повышение гарантий независимости судей от председателей судов.       
                                                                                
Поправки 5, 6 и 7 содержат доработанную в соответствии с требованиями           
юридической техники редакцию норм, направленных на совершенствование и          
упорядочение деятельности органов судейского сообщества. Ряд норм               
законопроекта исключен. Эти нормы не улучшают, как мы полагаем, редакцию        
действующего закона либо содержат необоснованные предложения об усилении роли   
председателей судов и, соответственно, административного фактора в              
деятельности органов судейского сообщества, а также усложняют процедуру         
возбуждения уголовных дел в отношении судей и их привлечения к уголовной        
ответственности.                                                                
                                                                                
И отдельно хочу остановиться на поправках, которые предлагались при             
обсуждении, при принятии законопроекта в первом чтении. Вот депутатом           
Кузнецовым Виктором Егоровичем при рассмотрении в первом чтении был поставлен   
вопрос о необоснованности квалифицированного голосования двумя третями          
голосов по вопросу о привлечении судей к уголовной ответственности.             
Действительно, в пункте 7 статьи 1 законопроекта (и авторы это поддерживали)    
предлагалось решение о даче согласия на возбуждение уголовного дела в           
отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого принимать не        
менее чем двумя третями голосов. Однако комитет солидарен в данном случае с     
депутатом Кузнецовым и счел такое предложение авторов законопроекта лишенным    
достаточных оснований. Из текста законопроекта, подготовленного к               
рассмотрению во втором чтении, норма, предусматривающая такое осложнение,       
исключена, это поправка 9.                                                      
                                                                                
И кроме того, Сергей Николаевич Решульский задавал вопрос, будут ли учтены      
при подготовке данного законопроекта положения отклоненного закона о            
судейском сообществе, который вносил Высший Арбитражный Суд Российской          
Федерации, мы его также рассматривали 31 июля этого года. Как видно из текста   
законопроекта, эти предложения учитываются, это поправки 2, 3 и другие.         
                                                                                
В связи с изложенным прошу проголосовать за таблицу поправок, рекомендованных   
Комитетом по конституционному законодательству и государственному               
строительству к принятию, и за принятие законопроекта во втором чтении.         
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок,             
рекомендованных комитетом к принятию? Нет. Прошу вас проголосовать за данную    
таблицу.                                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу          
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Включите микрофон депутату Москальцу на трибуне.                                
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, этот законопроект прошел правовую и           
лингвистическую экспертизы, замечаний по законопроекту не имеется. Прошу        
принять его в третьем чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли возражения по вопросу принятия           
законопроекта в третьем чтении? У представителей президента и правительства     
нет возражений? Нет.                                                            
                                                                                
Коллеги, в рамках "часа голосования" прошу вас определиться голосованием по     
принятию данного законопроекта в третьем чтении.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 43

31.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 66949-4 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (в части, касающейся расширения компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, и о представительстве судей арбитражных апелляционных судов в органах судейского сообщества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4172 по 4379 из 5583
Пункт 25 - это из блока законопроектов, рассматриваемых в первом чтении, - о    
проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный    
закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Доклад члена   
Президиума Верховного Суда Российской Федерации Валентина Васильевича           
Кузнецова. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. В., член Президиума Верховного Суда Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Судебная реформа вызвала к    
жизни, активизировала органы судейского сообщества, порядок формирования и      
функции которых со временем меняются. Эти тенденции и отразил Пленум            
Верховного Суда Российской Федерации, который на ваше рассмотрение внес         
обсуждаемый проект федерального закона.                                         
                                                                                
Принятие решения об образовании арбитражных апелляционных судов привело к       
необходимости принятия другого решения: какая квалификационная коллегия         
должна давать заключение о возможности рекомендации президента на должности     
судей указанных судов? Принято решение о том, что такое заключение дает         
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, исходя из того,    
что полномочия и юрисдикция этих судов распространяются на несколько            
субъектов Российской Федерации. Создание этих судов привело к необходимости     
принятия решения о том, что судьи этих судов должны входить в составы органов   
судейского сообщества, то есть в составы и Совета судей Российской Федерации,   
и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в пределах той    
квоты, которая законом предусмотрена.                                           
                                                                                
В состав квалификационной коллегии входят представители общественности и        
представители президента. Без участия хотя бы одного из них квалификационная    
коллегия не будет сформирована. Для того чтобы исключить ситуацию, когда в      
субъекте на протяжении какого-то времени, не будет работать квалификационная    
коллегия, предлагается предусмотреть возможность образования и принятия этой    
квалификационной коллегией к рассмотрению вопросов, отнесенных законом к ее     
компетенции, без участия представителя президента или представителя             
общественности, если те не будут своевременно включены в состав                 
квалификационной коллегии судей.                                                
                                                                                
Президент принимает решение о назначении председателей судов и заместителей     
председателей судов, исходя из того, что именно эти претенденты являются        
наиболее грамотными, наиболее профессионально подготовленными для принятия      
любых решений. Запрет, установленный законом, о том, что в состав               
квалификационной коллегии не могут входить председатели судов и их              
заместители, является не совсем обоснованным, тем более когда этот вопрос       
касается состава Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации    
с учетом важности принимаемых этой коллегией решений.                           
                                                                                
Ряд вопросов, связанных с расширением компетенции Высшей квалификационной       
коллегии, касается приведения в соответствие других законов, в частности        
законов "О судебной системе...", о судоустройстве Российской Федерации, в том   
числе случаев, когда отсутствует квалификационная коллегия судей Верховного     
Суда, но вопрос о даче рекомендаций для назначения на должности членов          
Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя, членов           
кассационной коллегии должен решаться с учетом заключения квалификационной      
коллегии судей.                                                                 
                                                                                
В соответствии с законом о квалификационной коллегии в средствах массовой       
информации публикуются сообщения о наличии вакансий на должности судей.         
Публиковать еще и тратить финансовые средства - это по Высшей                   
квалификационной коллегии полтора миллиона в год только на сообщения в          
средствах массовой информации об объявлении вакансий и еще о времени            
рассмотрения этих заявлений - не совсем целесообразно, с учетом того что в      
любом случае претендент извещается о времени и месте рассмотрения поданных      
заявлений.                                                                      
                                                                                
Вопрос, связанный с тем, что квалификационная коллегия субъекта принимает       
решения о дисциплинарной ответственности судьи и это решение не может быть      
пересмотрено вышестоящим судом или вышестоящей квалификационной коллегией,      
является тоже не совсем правильным, тем более что по ранее принятым,            
существующим нормативным документам вопросы эти пересматривались Высшей         
квалификационной коллегией судей Российской Федерации и принимались решения     
как о дисциплинарной ответственности судей, так и о даче согласия на            
привлечение судей к уголовной ответственности, если такое решение не было       
принято квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации.         
                                                                                
В систему судов Российской Федерации входят в том числе и конституционные       
(уставные) суды субъектов Российской Федерации. Это единственные суды и судьи   
- председатели, зампредседателей судов, - в отношении которых не принято        
решение о возможности присвоения им квалификационных классов, как это сделано   
хотя бы в отношении мировых судей, поэтому предлагается внести изменение в      
закон и в этой части.                                                           
                                                                                
Вопрос о пересмотре решения квалификационной коллегии может быть рассмотрен в   
настоящее время только по ходатайству судьи, в отношении которого решение       
принято, но не всегда такое ходатайство может поступить, тем более когда        
вопрос решается не в интересах этого судьи. Поэтому предлагается                
предусмотреть возможность принятия решения о пересмотре решения председателем   
соответствующего или вышестоящего суда, а в некоторых случаях и сама            
квалификационная коллегия может принять решение о пересмотре ранее принятого    
решения, которое фактически было незаконным или необоснованным.                 
                                                                                
Предлагается более детально прописать в законе, что делать в том случае, если   
председатель суда получил либо жалобу, либо поручение квалификационной          
коллегии проверить вопросы, связанные с ответственностью судей. В этом случае   
предполагается, что председатель суда либо приносит в квалификационную          
коллегию представление о дисциплинарной ответственности судьи, либо дает        
мотивированный ответ, почему он этим своим правом, предусмотренным законом,     
не воспользовался.                                                              
                                                                                
В соответствии с законом вопросы о прекращении полномочий, прекращении          
отставки, приостановлении полномочий решаются квалификационной коллегией при    
наличии двух третей голосов от количества членов коллегии, участвующих в        
заседании. Предлагается в этой части принять решение о том, что и вопросы,      
связанные с привлечением судей к уголовной ответственности, должны решаться     
таким же квалифицированным большинством голосов от общего числа членов          
квалификационной коллегии судей.                                                
                                                                                
И следующий вопрос - вопрос, связанный с обжалованием решений                   
квалификационных коллегий. В этой части статью 26 предлагается привести в       
соответствие со статьей 27 Гражданского процессуального кодекса для того,       
чтобы устранить неясность, нечеткость, связанную с рассмотрением жалоб на       
решение квалификационных коллегий судей - и высшей, и субъектов Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Васильевич. Присаживайтесь.             
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется Владимиру Николаевичу Плигину.              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Валентин          
Васильевич достаточно подробно остановился на предлагаемом законопроекте.       
Хотел бы отметить еще раз, что законопроектом предлагается расширение           
компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации,        
уточнение полномочий квалификационных коллегий и судей субъектов Российской     
Федерации, а также установление представительства в органах судейского          
сообщества судей арбитражных апелляционных судов, образованных в соответствии   
с Федеральным конституционным законом "О внесении изменений и дополнений в      
Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской            
Федерации". Законопроектом уточняются виды решений, принимаемых                 
квалификационными коллегиями различных уровней, обжалование которых             
осуществляется в Верховный Суд Российской Федерации.                            
                                                                                
Вместе с тем комитет отмечает, что ряд предложенных изменений, в частности      
таких изменений, как вопросы членства председателей судов, их заместителей в    
составе квалификационных коллегий судей или пересмотр решений                   
квалификационных судей субъектов Российской Федерации, нуждается в дальнейшей   
доработке.                                                                      
                                                                                
Предложения законопроекта, направленные на реализацию права судей арбитражных   
апелляционных судов быть представленными в органах судейского сообщества и      
принимать участие в работе Всероссийского съезда судей, Совета судей            
Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской        
Федерации, в данной редакции не носят системного характера и нуждаются в        
уточнении. И это будет в дальнейшем мною объяснено при обсуждении второго       
законопроекта, который был предложен Высшим Арбитражным Судом Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
Учитывая изложенное, понимая, что с рядом предложений законопроекта мы,         
Государственная Дума, видимо, в дальнейшем не согласимся, мы предлагаем тем     
не менее данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть один     
пока вопрос. Кузнецов Виктор Егорович, пожалуйста.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. В докладе прозвучала фраза, что данным законопроектом            
предлагается ужесточить или, скажем так, до двух третей голосов повысить        
возможность принятия решения в случае привлечения судьи к уголовной             
ответственности. У меня сразу возникает вот такой вопрос: неужели, ну так,      
мягко говоря, коррупционность и взяточничество достигли таких пределов, что     
только двумя третями голосов можно отдать человека под уголовное                
преследование? Вот вообще зачем это делать? Мы только что снижали требование    
по Счетной палате, чтобы можно было большинством обыкновенным принимать         
решение, а для того, чтобы этой коллегии принять решение человека привлечь к    
уголовной ответственности, надо поднять до двух третей планку?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич.                          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Виктор Егорович, готов ответить на данный вопрос. Я должен         
сказать, что моя задача сегодня значительно облегчается. Вы обратите            
внимание, журнал "Российская Федерация" сегодня посвящен вопросу, будет ли в    
России справедливый суд. И в этой части я должен сказать, что я бы не хотел     
останавливаться на каждом из положений законопроекта, но в то же время при      
обсуждении в комитете было отмечено, что, несмотря на позитивную                
юридико-техническую вещь, когда есть попытка уравнять принятие решений по       
более мелким делам, допустим по вопросам отставки судей, была попытка           
подчеркнуть значимость вопросов возбуждения уголовного дела и предъявления      
обвинения. И поскольку те вопросы принимаются двумя третями голосов, была       
юридико-техническая попытка поднять планку в решении этого вопроса. Мнение      
комитета именно по этому поводу носит отрицательный характер. Мы будем          
предлагать ко второму чтению сохранить существующий порядок привлечения, и мы   
полагаем, что для принятия этого решения вполне достаточно половины голосов,    
не нужно квалифицированное большинство. Поэтому спасибо за ваше понимание.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет больше вопросов. Спасибо, присаживайтесь.             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному   
представителю правительства, полномочному представителю президента? Нет.        
                                                                                
Ставится на голосование: принять в первом чтении законопроект "О внесении       
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества    
в Российской Федерации".                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              428 чел.95,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    428 чел.                                          
Не голосовало                  22 чел.4,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.