Заседание № 279

16.02.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 667531-6 "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4684 по 4811 из 6284
18-й вопрос, проект федерального закона "Об уполномоченных по защите прав       
инвалидов в Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов.        
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Смысл внесённого       
законопроекта - учредить в Российской Федерации такой институт, который         
занимался бы защитой прав инвалидов. У нас есть конституционная должность       
уполномоченного по правам человека, есть институты уполномоченного по правам    
предпринимателей, по правам ребёнка, - это то, что уже регулируется законами.   
По аналогии с этим мы считаем, что такая большая социальная группа, как         
инвалиды, - около 10 процентов населения - нуждается в дополнительной защите,   
потому что до сих пор люди с ограниченными возможностями, попавшие в            
различные жизненные обстоятельства, не чувствуют себя полноценно и              
полноправно. Мы регулярно становимся свидетелями того, как на борт самолёта     
не пускают инвалидов-колясочников, потому что у них там что-то не               
приспособлено, как на остановку инвалида выбрасывают из автобуса и он           
получает серьёзные увечья, как в кафе не пускают, потому что это якобы мешает   
посетителям, и так далее. Если посмотреть, что происходит в западных странах,   
в Америке и у нас, то картины получатся совершенно разные: если в               
американском ресторане или кафе нет маленького столика для колясочника,         
пандуса и других устройств для маломобильных граждан, то наказание вплоть до    
лишения лицензии, у нас же всё ещё в таком зачаточном состоянии. Там, где       
денег больше, власти больше внимания на это обращают: например, в Москве        
больше внимания уделяется этим проблемам и мы видим, что инфраструктура         
создана, хотя этого тоже недостаточно, а в некоторых регионах вообще об этой    
проблеме не говорят - да, иногда делают пандусы в домах, но такие, что          
инвалид-колясочник оттуда скатится и обратно никогда не закатится. Мы           
считаем, что должен быть отдельный уполномоченный орган и им должен             
руководить действительно специалист - профессионал, который знает эту тему      
изнутри и не побоится ставить самые острые вопросы, защищая права инвалидов в   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Хотел бы, кстати, рассказать, что происходило на Паралимпиаде в Лондоне в       
2012 году, знаю это по собственному опыту - меня туда пригласили по линии       
одной некоммерческой организации, которая занимается защитой прав инвалидов.    
После того как уехала наша российская сборная, все "Русские дома", которые      
там были, где чествовали победителей-спортсменов, наливали им шампанское,       
накрывали столы, были свёрнуты и наши спортсмены с ограниченными                
возможностями чувствовали себя униженными и оскорблёнными. И наоборот, в        
"Немецком доме", например, куда я заходил, чествовали инвалидов, торжественно   
встречали их, делали прямые эфиры, дарили цветы, подарки, и они действительно   
чувствовали себя полноценными участниками большой спортивной Олимпиады.         
Кстати, возглавлял наш Паралимпийский комитет товарищ Лукин, который тогда      
занимал также должность Уполномоченного по правам человека в Российской         
Федерации. Такое отношение к нашим паралимпийцам, конечно, недопустимо. При     
этом наша паралимпийская сборная по футболу показала действительно серьёзный,   
профессиональный, красивый футбол - нашим футбольным командам ещё надо бы       
поучиться у паралимпийцев играть в футбол!                                      
                                                                                
Мы считаем, что для этой огромной социальной группы необходимо ввести такую     
должность, как уполномоченный по защите прав инвалидов, и занимать её должен    
тот, кто действительно понимает проблему и сам сталкивался с нарушением прав,   
а у нас права инвалидов нарушаются практически ежедневно.                       
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Михаил Борисович Терентьев.                              
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального     
закона. Конечно же, прежде всего хотелось бы выразить благодарность фракциям    
КПРФ и ЛДПР за то, что они вновь подняли вопрос о внимательном отношении к      
инвалидам, о защите их прав. Особенно это актуально сегодня, когда, например,   
бизнесмен с американским гражданством, владелец газеты "СПИД-инфо",             
неправовыми методами пытается отобрать имущество у общественной организации     
инвалидов "Всероссийское общество глухих", а МВД очень вяло защищает интересы   
этой общественной организации, даже не совсем адекватно реагирует на мои        
обращения. Поэтому родился данный законопроект, в котором предлагается          
создать институт уполномоченного при Президенте Российской Федерации по         
защите прав инвалидов, определяются его правовое положение и основные           
компетенции. Можно, конечно, согласиться с тем, что необходим такой институт,   
который будет защищать права инвалидов, на фоне того, что МВД в конкретной      
ситуации не лучшим образом действует и далеко не эффективно реагирует. Однако   
в таком случае необходимы также институт, который будет защищать                
предпринимателей из числа инвалидов; институт, который будет защищать права     
детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; институт, который будет       
заниматься развитием гражданского общества и поддерживать общественные          
организации инвалидов, защищать политические права граждан с инвалидностью.     
Кроме того, необходимо обеспечивать координацию решения межотраслевых           
вопросов по созданию доступной среды во всех сферах жизни общества. Уважаемые   
коллеги, по мнению комитета, сегодня уже есть институты, которые должны         
решать вопросы инвалидов, и большей частью они это делают, за исключением       
МВД, - это институт уполномоченного по правам человека, статус которого         
закреплён в нашей Конституции, институт уполномоченного по правам ребёнка,      
институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также эффективно    
действует Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов,      
которая как раз занимается межотраслевой координацией в части решения           
вопросов интеграции инвалидов в общество. Да, конечно, не во всех регионах      
они так же эффективно работают, как на федеральном уровне. Тем не менее         
появление ещё одного института вызывает много вопросов в плане эффективности    
выполнения возложенных на него функций, которые так или иначе должны            
выполняться и в рамках уже действующих структур. Уже при предварительном        
рассмотрении прослеживается дублирование основных функций и задач. Например,    
у социального предпринимателя с инвалидностью возникли обоснованные трудности   
- кто им будет заниматься: вновь созданный институт или действующий институт,   
который призван защищать права предпринимателей? Или, допустим, нарушены        
трудовые права инвалида - кто будет его защищать: вновь созданный институт      
или трудовая инспекция? При рассмотрении данного законопроекта мы должны        
тогда с этим точно определиться и пересмотреть функции других институтов. При   
этом не может не вызывать сомнения достаточность тех незначительных ресурсов,   
которые авторы законопроекта планируют потратить на решение такого большого     
комплекса задач, - около 2 миллионов рублей. Мы уверены, что при том            
комплексе вопросов, которые ставят авторы законопроекта, этого явно             
недостаточно.                                                                   
                                                                                
Также хотелось бы отметить, что в последних решениях Государственной Думы и     
правительства при поддержке общественных организаций мы продвигаем принцип      
международного сообщества о равенстве прав и возможностей, то есть необходимо   
не обособление инвалидов в отдельную группу, а, напротив, включение их в        
общественную, экономическую и политическую жизнь общества. По нашему мнению,    
решение этих задач должно быть закреплено за каждой отраслью, и сегодня такая   
работа осуществляется одиннадцатью министерствами и ведомствами в рамках        
государственной программы "Доступная среда". Комиссия при президенте по делам   
инвалидов координирует данную работу. Уполномоченные по правам человека, по     
правам ребёнка и по защите прав предпринимателей тоже призваны защищать права   
граждан с инвалидностью. Также необходимо отметить большую роль Совета по       
развитию гражданского общества и правам человека при президенте.                
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов    
рекомендует отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Борисович.                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4820 по 4944 из 6284
Есть ли вопросы по рассматриваемому законопроекту?                              
                                                                                
Олег Николаевич Смолин, других желающих не вижу. А, есть ещё вопросы.           
                                                                                
Тогда включите режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Водолацкий Виктор Петрович.                                                     
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Ярослав Евгеньевич, в каждом муниципальном образовании         
Российской Федерации есть люди, которые занимаются вопросами доступной среды,   
безбарьерной среды, и они успешно справляются со своей работой. Есть ли смысл   
создавать ещё один институт управления и тем самым нагружать ту                 
бюрократическую систему, которая у нас и так уже излишне велика?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон.            
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Виктор Петрович, ну, наверное, в муниципальных            
образованиях есть те, кто занимается вопросами безбарьерной среды, кто-то из    
них в этом, может быть, что-то понимает, кто-то действительно профессионал в    
этом вопросе, на кого-то из должностных лиц просто возложены дополнительные     
функции, но нет того специалиста на федеральном уровне, который бы без          
стеснения приходил к президенту с отчётом, как это делает, например, тот же     
Михаил Александрович Федотов, и ставил перед ним самые острые вопросы,          
касающиеся проблем большой социальной группы.                                   
                                                                                
А те граждане, те должностные лица в муниципальных образованиях - понятно,      
кому они подчиняются, и на любую просьбу всегда, наверное, можно услышать в     
ответ, что нет денег в муниципалитете, так что сиди молчи и пиши красиво        
отчёт.                                                                          
                                                                                
Мы считаем, что эта структура не потребует серьёзных затрат. Проведём           
аналогию со структурой, призванной защищать права предпринимателей - у нас в    
регионах тоже есть те, кто отвечает за это, однако вчера президент заявил:      
давайте через администрацию президента дополнительно защищать граждан,          
которые занимаются бизнесом и испытывают на себе разного рода противоправное    
давление со стороны проверяющих и надзорных органов. То есть бюрократия, с      
одной стороны, неизбежна, но, с другой стороны, дополнительные меры защиты -    
это то, что сегодня крайне необходимо.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
У меня вопрос к Михаилу Борисовичу.                                             
                                                                                
Я в принципе согласен с тем, что у нас в стране слишком много уполномоченных    
уже набралось, но в связи с этим обратите внимание на то, что либералы плотно   
оседлали администрацию президента - и уполномоченный по защите прав             
предпринимателей, и совет по правам человека - и используют возможность за      
государственный счёт, грубо говоря, попиариться, а потом, как Титов, создают    
свои партии и начинают очередную, я бы так сказал, итерацию по защите           
капитализма.                                                                    
                                                                                
Не кажется ли вам, что надо вместо деятельности этих уполномоченных             
действительно заняться защитой прав наименее защищённой категории, к которой,   
безусловно, относятся инвалиды?                                                 
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Борисович Терентьев, пожалуйста.                   
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Борис Сергеевич, ну, у нас же есть уполномоченный по правам     
человека - это конституционный институт, он и призван вести эту работу по       
защите прав инвалидов. Зачем же создавать ещё один институт, дублирующий        
конституционные обязанности?                                                    
                                                                                
И тем более недавно на встрече в Государственной Думе Элла Памфилова            
говорила: чтобы заниматься правами инвалидов, надо укреплять институт           
уполномоченного по правам человека, иначе это будет снова размывание тех        
средств, которые выделяются на функционирование института, а размывание         
средств - это всегда плохо для защиты прав человека.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич Шерин.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Михаил Борисович, я очень уважаю вас и не хотел бы ничем обидеть.   
Я просто хочу сказать, что накануне выборов политические партии очень часто в   
списки включают представителей определённых слоёв населения, а люди потом       
голосуют за эту партию в надежде на то, что эти представители будут             
отстаивать их интересы, так как очень близко знакомы с их проблемами. И вот     
когда у нас один депутат из среды рабочих выступает за то, чтобы не             
поддерживать социально важные законы, когда вы говорите, что не нужен           
уполномоченный, который будет отстаивать интересы самых незащищённых слоёв      
населения, действительно нуждающихся в помощи, нет ли здесь элемента            
определённого обмана избирателей, которые надеялись в том числе и на вас?       
Ведь, допустим, акционерам "Газпрома", скорее всего, не нужна защита на         
федеральном уровне, а вот людям, которые являются инвалидами, всё-таки нужен    
уполномоченный по защите их интересов.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Николаевич Смолин.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, у меня вопрос следующего свойства:   
обсуждалась ли так или иначе эта тема с общественными организациями             
инвалидов, может быть, с представителями общественных организаций инвалидов?    
И есть ли реакция регионов на законопроект?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста.                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Олег Николаевич, во-первых, спасибо за то, что вы нас     
поддержали и присоединились к авторам законопроекта. Вы не понаслышке знаете,   
с какими проблемами сталкиваются люди, которые, к сожалению, относятся к        
данной категории граждан.                                                       
                                                                                
И общественные организации, и граждане лично, в частном порядке, поддерживали   
и поддерживают данную инициативу. Когда произошёл публичный скандал -           
родственницу одной из наших известных ведущих не пустили в кафе, выгнали её     
оттуда со скандалом, - последовала самая жёсткая реакция, вплоть до             
возбуждения уголовного дела по статье 282 УК, демонстрирующая, как мы можем     
показательно выпороть, когда это нужно, так вот, тогда был особый интерес к     
этой теме: писали, звонили, звучали слова поддержки.                            
                                                                                
Что касается регионов, конечно, с этим вопросом надо обратиться в комитет,      
потому что официальные отзывы на соответствующий законопроект после процедуры   
рассылки поступают именно туда.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5243 по 5333 из 6284
Продолжаем обсуждение 18-го вопроса.                                            
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список.                                          
                                                                                
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. Семь минут.                                 
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, сразу говорю, что я прошу вас независимо от     
фракционной принадлежности поддержать этот законопроект. Кстати, в              
выступлении уважаемого Михаила Борисовича Терентьева содержался, на мой         
взгляд, убийственный аргумент в пользу его принятия: если уж в Москве, в        
центре города, американский гражданин пытается отнять здание Общероссийской     
общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", ну          
значит, существующие институты, мягко говоря, не очень эффективны.              
                                                                                
А теперь по сути дела. Каковы аргументы в пользу этого закона? Аргумент         
первый. Коллеги, мы прекрасно понимаем, что возможна различная логика защиты    
прав человека: либо один уполномоченный на всю страну по всем вопросам, либо    
несколько уполномоченных. Мы уже, плохо или хорошо, пошли по второй линии, и    
если мы пошли по этой линии, то аргументов против этого законопроекта, на мой   
взгляд, просто не существует.                                                   
                                                                                
Второй аргумент. Спросим себя: нуждаются ли инвалиды в защите своих прав?       
Нуждаются, и это признано во всём мире. Существует специальный праздник:        
Международный день защиты прав инвалидов - 5 мая; между прочим, напоминаю,      
помимо Международного дня инвалидов. Что касается нашей страны, то, к           
сожалению, у нас, у людей с инвалидностью, масса проблем.                       
                                                                                
Я однажды участвовал в дискуссии на популярном в Москве радио с одной           
замечательной, но, прямо скажу, сильно политизированной журналисткой. Она мне   
сказала: "Олег Николаевич, вот в ваши проклятые советские времена про           
инвалидов вообще ничего не говорили". Я в ответ: "Говорили и правда мало -      
помогали намного больше!" Посмотрите: в своё время на предприятиях              
Всероссийского общества слепых работали 52 тысячи инвалидов по зрению, сейчас   
- менее 9 тысяч. Что, они перестали хотеть работать? Нет, но госзаказ исчез     
со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кстати, заработная плата вместе с    
пенсией тогда была на треть выше средних доходов по стране - на треть выше! -   
сейчас о таких доходах можно только мечтать.                                    
                                                                                
Медицина. Конвенция о правах инвалидов утверждает, что должны учитываться не    
только общие с обычными пациентами потребности людей с инвалидностью, но и их   
особенные потребности. В наших законах про это ничего нет, есть только          
упоминание про бесплатное питание для детей-инвалидов, всё. Между прочим, от    
80 до 90 процентов всех льготников, получающих льготные лекарства, недовольны   
ситуацией с лекарствами.                                                        
                                                                                
Жильё. Уважаемые коллеги, человек с инвалидностью оказывается ограничен по      
трём направлениям. С одной стороны, из Жилищного кодекса исчезла инвалидность   
как одно из оснований для предоставления социального жилья. С другой стороны,   
пенсия по инвалидности, скажем инвалидов первой группы, не позволяет им         
попасть в число так называемых малообеспеченных граждан - малообеспеченными     
признаются только нищие, как вы уже говорили. И с третьей стороны, довольно     
часто банки отказывали в получении кредита людям с инвалидностью именно на      
основании того, что они имеют инвалидность, и даже тогда, когда они могли       
получить ипотеку. Вот вопрос с третьим ограничением в результате работы         
президентской комиссии по делам инвалидов нам удалось решить, но он далеко не   
самый главный.                                                                  
                                                                                
Образование. Коллеги, по данным Министерства образования и науки, в России за   
последние годы закрыто 280 коррекционных образовательных учреждений -           
преимущественно школ, а также детских садов. И если прежде люди с               
инвалидностью мне жаловались: "Хотим, чтобы наш ребёнок учился в обычной        
школе, а не дают", то сейчас, наоборот, жалуются: "Закрывают коррекционные      
школы и детские сады, а мы хотим, чтобы наши дети там получали реабилитацию".   
Проблем более чем достаточно.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, аргумент третий - количество. Количество людей с             
инвалидностью у нас вполне сравнимо с количеством детей, но уполномоченный по   
правам ребёнка есть, а уполномоченного по правам инвалидов нет.                 
                                                                                
И наконец, четвёртый аргумент, уважаемые коллеги. Ну если уж мы ввели           
уполномоченного по правам бизнесменов, то, согласитесь, люди с инвалидностью    
точно не меньше нуждаются в защите, чем эти самые бизнесмены. Кстати, я         
думаю, что если бы был создан институт уполномоченного по правам инвалидов,     
то в отличие от уполномоченного по правам бизнесменов он не пытался бы          
создавать партию и, что называется, лезть в политику, потому что по             
определению уполномоченный должен быть вне политики.                            
                                                                                
Мы просим поддержать этот законопроект, от него точно станет лучше.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5347 по 5519 из 6284
ВШИВЦЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! С теми доводами, которые     
приводили докладчики, я полностью согласен, но я думаю, что создавать           
дополнительную структуру, которая могла бы заниматься проблемами инвалидов,     
излишне, проблемы должны решаться в той плоскости, в которой мы сейчас их       
решаем здесь, в здании Государственной Думы, принимая законодательные акты, а   
также на уровне правительства, ведь всё, о чём говорил сейчас Олег              
Николаевич, должно закрепляться законодательно.                                 
                                                                                
Вот мы говорим о государственном заказе, в котором нуждаются наши               
предприятия, - а что нам мешает вместе с правительством принимать эти           
решения? И положительный опыт Советского Союза показывает, что                  
государственный заказ - а доля предприятий инвалидов определялась               
постановлением правительства - давал возможность развиваться большому           
количеству предприятий, если быть точным, их было 208, и работало на них        
больше 156 тысяч человек. Вопросы решались, а заработанные деньги шли на        
создание социальной инфраструктуры, которой пользовались инвалиды.              
                                                                                
На сегодняшний день мы, депутаты, выходим с законодательными инициативами в     
правительство, чтобы сделать возможным размещение государственного заказа на    
предприятиях инвалидов, но не всегда правительство нас понимает - может быть,   
мы слабо работаем с правительством, объясняя свою точку зрения.                 
                                                                                
По поводу вопроса, обсуждалось ли создание подобной структуры, а именно         
института уполномоченного по делам инвалидов, в соответствующих                 
общероссийских организациях. Конечно да, в том числе и во Всероссийском         
обществе слепых. И мы как раз высказывали такую точку зрения, что на            
сегодняшний день есть достаточно большое количество структур, которые вполне    
могли бы заниматься этими проблемами: если нарушается закон - есть              
прокуратура, если возникают вопросы, связанные с неэффективным использованием   
средств, - пожалуйста, есть Счётная палата, Казначейство, пусть проверяют.      
                                                                                
Что касается вопросов, связанных с тем, что на сегодняшний день какой-то        
бизнесмен начинает заниматься отъёмом площадей у Всероссийского общества        
глухих, - может быть, какая-то проблема в Министерстве внутренних дел,          
наверное, надо разговаривать с этой структурой, разговаривать с министром и     
определяться, в чём всё-таки проблема, потому что очень часто выдвигаются       
какие-то не вполне обоснованные обвинения. В частности, Министерство            
экономического развития, давая заключение на законопроект, связанный с          
внесением изменений в статью 93 закона № 44-ФЗ (это о размещении                
государственного заказа до 1 миллиона рублей без проведения конкурсной          
процедуры), указывает, что возможны какие-то коррупционные схемы, - это по      
сути обвинение крупных организаций в том, что они работают недобросовестно. Я   
считаю, что это недопустимо.                                                    
                                                                                
Если мы будем работать и находить взаимопонимание именно на этом уровне, то     
многие вопросы будут сняты, ну и депутатский корпус не должен оставаться в      
стороне. Когда появляются проблемы у инвалидов, наверное, нужно реагировать     
более оперативно, и тогда часть их проблем будет снята.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства желают выступить? Нет. Автор? Нет.     
Комитет?                                                                        
                                                                                
Включите микрофон депутату Терентьеву.                                          
                                                                                
ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Уважаемые коллеги, во-первых, я соглашусь с Олегом              
Николаевичем в том, что, конечно же, проблем, которые требуют решения, очень    
много, а во-вторых, у меня риторический вопрос: как с бюджетом в 2 миллиона     
рублей, которые заложены в этом законопроекте, можно решить весь тот комплекс   
проблем, на которые указал Олег Николаевич, не лучше ли и не эффективнее ли     
решать эти вопросы в рамках деятельности Комиссии при Президенте Российской     
Федерации по делам инвалидов, на заседания которой Александра Юрьевна           
Левицкая ежеквартально собирает представителей общественных организаций,        
представителей министерств и ведомств для решения тех или иных актуальных       
вопросов?                                                                       
                                                                                
И я хочу ответить всё-таки на вопрос Александра Николаевича из фракции ЛДПР,    
мне не дали на него ответить.                                                   
                                                                                
Александр Николаевич, конечно же, мы сейчас не спорим о том, кто и как          
защищает права инвалидов лучше, мы сейчас говорим о механизмах, которые         
помогут эффективнее решать эту проблему. И нам кажется, что все институты,      
которые нужны для защиты прав инвалидов в Российской Федерации, созданы,        
только они не всегда оперативно реагируют, встают на защиту прав человека, в    
том числе людей с инвалидностью.                                                
                                                                                
И я призываю вас и других членов вашей фракции активнее защищать права          
инвалидов, активнее обращаться в эти институты, требовать, чтобы они работали   
эффективнее, и тогда те задачи, которые ставит этот законопроект, будут         
выполнены в рамках действующего законодательства.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Смолин Олег Николаевич.                                            
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Александр Дмитриевич, могу я в течение тридцати секунд дать        
риторический ответ на риторический вопрос, раз он мне был задан?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, давайте.                                              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемый Михаил Борисович, уполномоченный по правам бизнесменов есть, а        
уполномоченного по правам инвалидов нет - разве это не иллюстрация того, о      
ком больше печётся современная власть?!                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилову Ярославу Евгеньевичу, автору, включите микрофон.                         
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемые депутаты, вот сколько раз мы обсуждали разного рода       
законопроекты, и всегда, если надо было отклонить, то находились аргументы в    
пользу того, почему делать ничего не надо, а если надо было поддержать, то      
тут же все прежние аргументы забывались, уходили на второй план, и              
сегодняшний 14-й пункт, наш элдэпээровский законопроект, - явное тому           
подтверждение: ровно год назад текст, один в один совпадающий с сегодняшним,    
был отклонён, тоже звучали доводы комитета, что делать ничего не надо, что и    
так у нас всё отрегулировано, а после того, как выяснилась позиция              
правительства, поддержавшего нашу инициативу, кардинально поменялась и точка    
зрения комитета, и, соответственно, Госдума абсолютным большинством голосов     
наш законопроект поддержала, за что всем фракциям спасибо. Видимо, должна       
быть политическая воля, и со временем мы придём к тому, что всё равно такой     
уполномоченный появится, и все аргументы, которые сегодня звучали в пользу      
того, почему делать ничего не надо, уйдут на второй план, и все будут           
рукоплескать тем, кто от имени власти предложит такой институт всё-таки         
ввести.                                                                         
                                                                                
Что касается бюджета в 2 миллиона рублей - мы взяли ту сумму, которая была      
заложена в законопроекте, которым вводился институт уполномоченного по защите   
прав предпринимателей, это те деньги, которые были необходимы для               
функционирования аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей.      
                                                                                
А что касается правозащитников или структур, которые занимаются защитой прав    
инвалидов, - да, наверное, их очень много, но, к сожалению, результат плохой:   
сплошь и рядом происходят нарушения, и, к сожалению, пока не возникает          
серьёзная дискуссия в средствах массовой информации, те люди, которые должны    
реагировать, ничего не делают, стараются от этой проблемы как-то                
дистанцироваться, отмолчаться и свою позицию не афишировать. Явный тому         
пример - ситуация с известной фотомоделью, телеведущей, чью родственницу с      
ДЦП выгнали из кафе: тогда все подключились, сразу же высказали свою позицию    
все, кто должен защищать права инвалидов.                                       
                                                                                
И посмотрите, какие вопросы поднимают на встречах с президентом наши            
правозащитники: часто слышно недовольство со стороны организаций, которые       
выполняют функции иностранного агента, тем, что у нас расплывчато определено    
понятие "политическая деятельность" в законе "О некоммерческих организациях".   
Всего таких организаций сто восемнадцать, однако ими занимаются на уровне       
президента, есть люди, которые отстаивают их права и ставят самым жёстким и     
радикальным, кардинальным образом эти вопросы на самом высшем уровне.           
                                                                                
Больше 10 миллионов инвалидов - ну вроде кто-то как-то кем-то занимается.       
Можно, конечно, в прокуратуру обращаться, но вы сами прекрасно знаете, какие    
ответы мы оттуда получаем, пока нет необходимой команды вмешаться в ситуацию,   
а когда вмешиваются - оказывается, есть статья 282 Уголовного кодекса,          
которая позволяет за такое поведение - выгоняют инвалида из кафе - возбудить    
уголовное дело: якобы это ненависть или вражда к определённой социальной        
группе, что тоже, конечно, перекос, перегиб.                                    
                                                                                
Мы просим поддержать. Ещё раз говорю: запомните сегодняшнюю дату, всё равно     
мы к этому придём, только это будет уже под другим авторством.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "Об уполномоченных по        
защите прав инвалидов в Российской Федерации".                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              190 чел.42,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    190 чел.                                          
Не голосовало                 260 чел.57,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 269

16.12.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 667531-6 "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1343 по 1350 из 4893
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных   
объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР.                            
                                                                                
Просьба перенести рассмотрение законопроектов под пунктами 29, 30, 31 и 32 на   
весеннюю сессию.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 29, 30, 31, 32 - перенос.                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1439 по 1441 из 4893
Ярослав Евгеньевич Нилов предлагает перенести 29, 30, 31 и 32-й вопросы - нет   
возражений.