Заседание № 235

25.09.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 667365-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части регулирования отдельных положений об осуществлении закупок).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3000 по 3237 из 5347
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для          
обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон "О        
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и     
приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона "О контрактной    
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных   
и муниципальных нужд". Доклад Максима Анатольевича Топилина.                    
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Постоянно      
продолжается работа над совершенствованием законодательства о конкурсных        
процедурах, о так называемых закупках. Практика показывает, что здесь           
постоянно возникают сюжеты, которые требуют доурегулирования. Данный            
законопроект, который внесён группой сенаторов и депутатов Государственной      
Думы, как раз направлен на уточнение отдельных позиций 44-го федерального       
закона.                                                                         
                                                                                
Прежде всего, вводится уточняющая норма, что так называемые малые закупки у     
единственного поставщика, это закупки до 600 тысяч рублей, можно производить    
в несколько, что называется, приёмов. Сегодня зачастую контролирующие органы    
трактуют эту норму таким образом: должна быть единая закупка на 600 тысяч, а    
если она два раза по 300, условно, то это трактуется как дробление конкурсных   
процедур и зачастую вызывает недопонимание у исполнителей. С тем чтобы          
однозначно эту норму трактовать как возможность в пределах 600 тысяч            
разбивать конкурсные процедуры, такое изменение законодательства                
предусматривается.                                                              
                                                                                
Важная новелла связана с тем, что мы продолжаем, в том числе и в 44-м законе,   
уточнять и совершенствовать процедуры, связанные с предоставлением различных    
документов для проведения и участия в конкурсах. И если эти документы, если     
эта информация есть в других государственных информационных системах, то она    
оттуда может подтягиваться, должны быть представлены соответствующие            
подтверждения. Информационные системы совершенствуются, это становится          
возможным, и по мере этого мы ряд позиций предлагаем внести в 44-й              
федеральный закон.                                                              
                                                                                
Есть ряд вопросов, возникающих на практике и связанных с подписанием            
контрактов в письменной форме. Мы в прошлом году внесли ряд изменений в 44-й    
закон, сослались на Гражданский кодекс, и в некоторых случаях на практике это   
вызывает неоднозначное понимание: можно ли этот контракт заключать в устной     
форме? Необходимо эту норму тоже уточнить.                                      
                                                                                
Официальные разъяснения. Сейчас ни у кого из федеральных органов                
исполнительной власти нет компетенции давать по 44-му закону чёткие             
разъяснения, которые носили бы нормативный характер, это требует утверждения    
соответствующего приказа Минюста. Такая норма предлагается к принятию, и,       
конечно же, это позволит в последующем каждый раз детально закон не менять,     
можно будет давать соответствующие разъяснения.                                 
                                                                                
И ещё очень важная норма, которая тоже вызывает много вопросов (в заключении    
правительства об этом говорится), - это так называемые офсетные контракты.      
Норма уже работает несколько лет, показала свою эффективность, но офсетный      
контракт нельзя заключать так, чтобы с одной стороны - со стороны               
производителя, того, кто производит товар, - было несколько производителей, а   
на практике возникают ситуации, жизнь нам подсказывает, что могут быть офсеты   
не с одним участником, а с несколькими участниками. Такой нормы в законе пока   
нет, будем эту норму также прорабатывать.                                       
                                                                                
И ещё одна важная позиция связана с тем, что сейчас офсеты можно заключать      
только по промышленной продукции. Со стороны ряда регионов звучат предложения   
о том, что надо расширить эту норму, - возможно, это будут сельхозтовары,       
где-то будут другие товары, не только промышленная продукция. Такое изменение   
также предлагается внести.                                                      
                                                                                
На законопроект получены положительные заключения всех комитетов, которые в     
этом участвовали, положительный отзыв правительства. Есть замечания у           
Государственно-правового управления.                                            
                                                                                
Просьба поддержать законопроект в первом чтении. Ко второму чтению,             
безусловно, потребуется его определённая доработка.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Станислава Александровича Наумова.                                     
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Максим Анатольевич исчерпывающе представил разработанный законопроект. Считаю   
важным подчеркнуть, что нашими соавторами являются коллеги из Совета            
Федерации. Это означает, что при подготовке этого законопроекта максимально     
учтены те реальные проблемы, с которыми сталкиваются и региональные, и          
муниципальные органы власти при осуществлении госзакупок. Мы, с одной           
стороны, в негативе до этого видели очень много коррупционных эпизодов,         
которые были связаны с недостаточной прозрачностью, а с другой стороны, в       
преддверии обсуждения бюджета страны на три года мы должны найти                
дополнительные источники, которые позволили бы нам покупать полноценные         
товары и услуги и при этом удерживаться в рамках существующих бюджетных         
ограничений. Этот законопроект действительно, очень много пунктов, посвящён     
процедурным вопросам, но я ещё раз хотел бы отметить, что есть и                
принципиальные моменты, в частности мы упрощаем процедуру закупок для таких     
госкорпораций, как "Роскосмос", по аналогии с тем, что мы уже сделали в         
отношении компании "Росатом", делаем это осознанно, понимая те задачи,          
которые здесь, в этом зале, обсуждали с руководством наших                      
высокотехнологичных корпораций.                                                 
                                                                                
И подтверждаю, что действительно контракты со встречными инвестиционными        
обязательствами очень полезны, полезны в контексте разработки новой             
технологической политики, чтобы производители могли планировать свои объёмы     
на несколько лет вперёд с понятными ценовыми характеристиками, в том числе      
для того, чтобы и бюджеты были спланированы и спрогнозированы в устойчивой      
перспективе.                                                                    
                                                                                
Просим поддержать этот законопроект.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович.                                                  
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Максим Анатольевич, согласно предлагаемым изменениям федерального     
закона, о которых вы сказали, федеральный орган в сфере закупок, то есть        
Минфин, уполномочен на осуществление функций (цитирую) "по даче иным            
участникам контрактной системы в сфере закупок письменных разъяснений по        
вопросам применения законодательства Российской Федерации о контрактной         
системе в сфере закупок...". Насколько правильна эта формулировка, если речь    
идёт об официальном разъяснении, а не о мнении? По моему мнению, указанное      
положение нуждается в уточнении с точки зрения права ФОИВа давать разъяснения   
по вопросам применения законодательства, поскольку согласно постановлению       
Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года № 17-П        
официальное разъяснение или толкование закона может быть дано только актом      
законодательного органа, который должен приниматься, подписываться и            
обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Топилину включите микрофон.                               
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо за вопрос, уважаемый Владимир Владимирович. Ну, мне       
кажется, вы сами ответили на свой вопрос о конструкции, которой федеральному    
органу исполнительной власти даётся право давать официальные разъяснения. Вот   
если такой нормы в законе нет, то любой ответ, который даёт федеральный орган   
исполнительной власти на тот или иной запрос, носит индивидуальный характер и   
не предполагает никаких обязательств, это фактически мнение. Чтобы Минфин мог   
давать официальные разъяснения в виде приказов, которые регистрируются в        
Минюсте (это общий порядок), нужно внести соответствующее изменение в 44-й      
закон. Если оно будет принято, у Минфина появится такое право. Сейчас такого    
права у Минфина нет, и практически любую запятую, любое незначительное          
изменение, которое проистекает зачастую из такого толкования, изложения         
закона, нам приходится вносить в виде изменений в 44-й закон. Вот эта норма     
говорит именно о том, о чём вы сами сказали, мне кажется.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич.                                  
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Максим Анатольевич, Государственной Думой было усовершенствовано      
законодательство о контрактной системе и разрешены закупки лекарственных        
препаратов по торговым наименованиям, этим решением мы улучшили жизнь           
множества детей-инвалидов, людей, имеющих непереносимость отдельных             
препаратов. Вместе с тем заказчики в субъектах сегодня сталкиваются с           
проблемой, когда приходится покупать и делать лоты для каждого пациента         
отдельно, это приводит к тому, что есть несостоявшиеся аукционы, и не все       
дети получают эти препараты, да и цена на них разная. Есть предложение, и, на   
мой взгляд, оно логичное, в таких случаях разрешить объединять лоты. Как вы     
относитесь к такому предложению? В случае если это возможно, мы готовы внести   
поправку, и, я думаю, к ней присоединятся все медицинские работники, которые    
работают сегодня в Государственной Думе.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Топилину включите микрофон.                               
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо за вопрос, уважаемый Айрат Закиевич. Действительно        
такая норма была введена в законодательство, с тем чтобы в отдельных случаях    
по решению соответствующей комиссии - это должно быть коллегиальное решение     
врачебной комиссии, - в случае если пациенту требуется лекарство не с           
международным наименованием, МНН называется, а с индивидуальным, проводился     
конкурс именно по этому наименованию. Смысл этого решения был в том, что        
каждый случай специфичен, конкретен и персонифицирован. Насколько я понимаю,    
вы предлагаете как-то объединить это в одну закупку. Я думаю, что, скорее       
всего, это будет противоречить логике принятия такого индивидуального           
решения, но мы готовы поработать над предложениями, которые, возможно, будут    
сформулированы.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна.                                 
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Максим Анатольевич, часть вопроса уже прозвучала, по поводу           
разъяснений. Замечательный законопроект, получается, что будет разрешено        
свободно проводить несколько малых закупок однородных, идентичных товаров у     
единственного поставщика. Вы сослались на то, что у проверяющих всегда          
возникает вопрос о том, что дробят вот эту сумму, - а вот у самих               
бизнесменов, так будем говорить, у бизнеса эта инициатива очень востребована?   
И будет ли экономия бюджета?                                                    
                                                                                
И в качестве рекомендации. Очень часто, много, иногда резко звучат мнения по    
поводу 44-го федерального закона, который в основном защищает монополистов.     
Нам пора собраться и пересмотреть многие положения вот точно так же, как мы     
сделали по муниципальным закупкам и по малым закупкам, связанным с              
министерствами образования, культуры и так далее. Надо вернуться к этому        
закону и прошерстить его, изменить в пользу людей, которые действительно        
что-то производят и хотят решать... (Микрофон отключён.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Топилину включите микрофон.                               
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо большое, Ольга Николаевна. Ну, я, по-моему, начал своё    
выступление, когда был на трибуне, с того, что мы постоянно совершенствуем      
44-й федеральный закон, потому что жизнь так устроена, закон сложный и есть     
масса вопросов по нему, постоянно возникают те или иные предложения, которые    
мы обсуждаем у себя в комитете, у нас есть рабочая группа, экспертный совет.    
Если у вас есть какие-то соображения по этому поводу, мы всегда готовы их       
рассмотреть, инициатив у нас достаточно много; если есть соображения,           
предложения в рамках этого законопроекта или любых других - пожалуйста, мы      
готовы рассматривать эти предложения.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента?            
Правительства? Нет. Докладчик, содокладчик - заключительное слово? Нет.         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,        
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный       
закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской         
Федерации" и приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона "О   
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения       
государственных и муниципальных нужд", пункт 11.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   24 чел.5,3 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.