Заседание № 60
19.11.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 66726-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части увеличения сроков представления отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения и поправок к ним).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2963 по 3259 из 4158
Пункт 20 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад представителя Агинской Бурятской окружной Думы члена Совета Федерации Бато-Жаргала Жамбалнимбуева. Прошу прощения, он здесь? Пожалуйста, на трибуну. ЖАМБАЛНИМБУЕВ Б.-Ж., представитель Агинской Бурятской окружной Думы, член Совета Федерации. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Я постараюсь очень коротко изложить суть законодательной инициативы, предложенной Агинской Бурятской окружной Думой. Она заключается в том, что в федеральном законодательстве в отношении процедуры введения в действие закона о бюджете субъекта Российской Федерации имеются разные толкования. Так, согласно части второй статьи 5 Бюджетного кодекса закон о бюджете субъекта Российской Федерации вводится в действие с момента его подписания, а согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - с момента его опубликования, поэтому суть первого изменения в закон "Об общих принципах..." как раз заключается в том, чтобы устранить данное противоречие. Второе изменение заключается в том, чтобы тридцатидневный срок подачи отзывов на проекты федеральных законов, которые направляются Государственной Думой в законодательные органы субъектов Российской Федерации, заменить на шестидесятидневный срок. Аналогичные просьбы представлялись законодательными органами власти субъектов Российской Федерации, насколько мне известно, неоднократно, и общее количество их перевалило где-то за пятьдесят. Почему предлагается такая норма? Дело в том, что этот тридцатидневный срок включает в себя время на получение проекта федерального закона, его анализ, получение заключения, рассмотрение на заседании законодательного собрания и представление в Государственную Думу. И практика показывает, что, когда законодательное собрание субъекта Российской Федерации работает, как правило, один раз в месяц, все-таки нет возможности качественно рассмотреть проекты федеральных законов и направить соответствующие заключения в Государственную Думу. Поэтому было бы, наверное, логичнее все-таки пойти навстречу нам. Я прошу прощения, вернусь к первой поправке. Дело в том, что если мы будем говорить о вступлении в силу законов с момента их опубликования, то в отношении закона о бюджете субъекта Российской Федерации, в частности, это никогда в полной мере не исполнялось и не может быть исполнено только в силу того, что бюджет субъекта Российской Федерации в том объеме, в каком он принимается, является огромным многостраничным трудом, поэтому обычно публикуется только та часть, которая касается доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации. Поэтому казалось бы более логичным все-таки все нормы, которые регулируют бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации, привязывать к Бюджетному кодексу. Вот коротко всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад члена Комитета по делам Федерации и региональной политике Владимира Александровича Рыжкова. С места. Включите микрофон, пожалуйста. РЫЖКОВ В. А. Предлагаются два изменения. Первое - чтобы бюджет региона вступал в силу с момента подписания, а сейчас в законе - с момента опубликования. По Конституции не могут вступать в силу законы неопубликованные, поэтому первая часть отпадает автоматически. Кстати, наш федеральный бюджет тоже вступает в силу с момента опубликования, а не с момента подписания. Второе. Предлагается дать регионам по законам совместного ведения на согласование не тридцать дней, как сейчас, а шестьдесят дней, то есть два месяца вместо одного. Мы уже раз восемь голосовали по этому вопросу. Последний раз я докладывал о похожем законопроекте недели две или три назад здесь, в Государственной Думе. И мы уже договорились еще в прошлом созыве, да и в этом созыве тоже, чтобы этот срок, тридцать дней, не менять. Давайте смотреть трезво на вещи: перед первым чтением - шестьдесят дней, два месяца, потом перед вторым чтением - шестьдесят дней, два месяца, в итоге - четыре месяца, и закон по совместному ведению нельзя будет принять в течение одной думской сессии, просто невозможно. Комитет отнесся с огромным уважением, вниманием к авторам законодательной инициативы, но все-таки мы полагаем, что и первое, и второе изменение не могут быть поддержаны. Большинство регионов, давших отзывы, поддерживают данный законопроект, но регионы традиционно хотят, чтобы у них было больше времени на подачу поправок. Это понятно совершенно, и по-человечески, и политически. Но здесь надо найти все-таки золотую середину: дать регионам достаточно времени, чтобы они успели поработать с законопроектами, и одновременно нельзя слишком затягивать, останавливать законодательный процесс в Государственной Думе. Неоднократно проводилось рейтинговое голосование, мы голосовали и тридцать дней, и сорок пять дней, и шестьдесят дней, и Дума неоднократно уже останавливалась на сроке в тридцать дней, поэтому менять нашу позицию слишком часто, я думаю, нецелесообразно. По этим основным причинам комитет предлагает данную законодательную инициативу отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Один я вижу, больше нет, да? Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к Владимиру Александровичу. Так получается, что в Комитете по делам Федерации и региональной политике только я и еще Иванченко Леонид Андреевич, мы вдвоем отстаиваем предложения субъектов Российской Федерации об изменении срока представления заключений по тому или иному законопроекту. Владимир Александрович, уважаемый, вы подтверждаете информацию нашего коллеги Бато-Жаргала, который выступал здесь, что уже более пятидесяти субъектов Российской Федерации обратились к нам - а это почти две трети уже, - с тем чтобы хотя бы до сорока пяти дней увеличить этот срок, поскольку они просто технически и организационно не успевают проводить свои сессии и давать так необходимые Государственной Думе отзывы и заключения по законопроектам совместного ведения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Александрович. РЫЖКОВ В. А. Сергей Николаевич, я хочу вас немного поправить. Не только вы и депутат Иванченко за увеличение срока, я хочу вам напомнить, что лично я на заседании комитета также голосовал за сорок пять дней, но в данном случае я докладываю позицию комитета, а не свою личную позицию. А в комитете большинство, как вы знаете, проголосовало за сохранение тридцатидневного срока. Что касается второй части вашего вопроса, относительно числа регионов, которые настаивают на увеличении срока рассмотрения, я имею сейчас информацию только по данному законопроекту. Сорок два субъекта законодательной инициативы из регионов поддерживают данный законопроект, то есть менее половины субъектов Российской Федерации, хотя это достаточно большое число регионов, а не поддерживают только восемь субъектов законодательной инициативы из регионов. То есть восемь не поддерживают, а сорок два поддерживают. Но тем не менее я еще раз могу повторить то, что я уже сказал: состоялось заседание комитета, мы данный законопроект рассмотрели и, подчеркиваю, это не личное мое мнение, было принято решение комитетом рекомендовать палате данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо за предоставленное слово. Я Владимиру Александровичу приношу свои извинения, действительно, я подтверждаю его позицию на заседании комитета. Но он докладывал сегодня, и мне не понравились слова, которые он не совсем правильно, может, подобрал, какая-то заранее подготовленная позиция: что вот уже несколько раз голосовали и больше нечего голосовать по этому поводу. Уважаемые коллеги, я ведь не просто так задавал этот вопрос. Действительно, к нам из месяца в месяц идут инициативы от наших субъектов Российской Федерации, мнение которых мы должны учитывать. Различные политические составляющие в этих парламентах или законодательных собраниях, и эти люди, наши коллеги-депутаты, не ставят вопрос о какой-то, я не знаю, политической диверсии или какой-то сложный вопрос в чисто организационном плане. Подробно наши коллеги из законодательных собраний расписывают нам временные графики, когда они могут провести обсуждение того или другого вопроса. Мы же, почему-то взяв за догму, понимаешь, эти тридцать дней, - видите ли, это правительству надо и администрации президента надо - не хотим пойти им навстречу. Я просто обращаюсь тогда, Владимир Александрович, и к вам, давайте тогда мы с вами проявим инициативу, не от фракции, а просто как депутаты, давайте обратимся к законодательным (представительным) органам каждого субъекта Российской Федерации, чтобы все восемьдесят семь субъектов внесли свои предложения хотя бы о сорока пяти днях, чтобы они имели возможность готовить отзывы по предметам совместного ведения. Я не знаю, как переубедить своих коллег, каким образом переубедить своих коллег, может, нас туда отправить на какое-то время, чтобы мы посмотрели, как это происходит на практике: отправляют отсюда, пока дойдет - пять дней, там два-три дня уходит на чисто технические моменты, чтобы направить в комитет или кому-то из депутатов на рассмотрение, дальше идет подготовка заключения по тому или другому направляемому нами законопроекту, а сессия только через месяц будет, и получается, что срок прошел. После этого мы здесь, конечно, можем вставать и говорить, что половина субъектов Федерации свои заключения на тот или другой законопроект не представили, но это ведь, так сказать, механистический какой-то подход, это ущемляет права наших субъектов права законодательной инициативы. Я бы все-таки предложил комитету по делам Федерации, наверное, другим профильным комитетам какую-то рабочую группу, что ли, сделать, собрать эту информацию полностью и, в общем-то, отрегулировать этот процесс. Сегодня же я предлагаю проголосовать за законопроект, представленный Агинской Бурятской окружной Думой, поскольку, что касается первого вопроса, первого предложения, мы можем его даже снять, и я думаю, и представители готовы к этому, а что касается второго вопроса, ко второму чтению можно записать норму, - может быть, кого-то страшит цифра "шестьдесят", но большинство, у меня есть такие данные, все-таки предлагает расширить до сорока пяти дней, - внести поправку о сорока пяти днях. Это значительно облегчит подготовку этих заключений в субъектах Российской Федерации и получение их Государственной Думой. Я прошу поддержать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бабурин Сергей Николаевич, пожалуйста. БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, я буду максимально лаконичен. Я по тем же основаниям, которые сейчас приводил в качестве аргументов Сергей Николаевич Решульский, поддерживаю законопроект. Мы действительно об этом уже говорили, здесь Владимир Александрович прав, но когда половина субъектов официально к нам обращаются с просьбой, мы должны это уже услышать. И я уверен, что мы придем рано или поздно к тому, что при согласовании законопроектов... при получении официального отрицательного мнения более чем половины субъектов Федерации мы введем вето регионов на те документы, которые рассматриваются. Но на сегодняшний день мы с вами знаем, что субъекты Федерации не успевают. Эта процедура не простая, мы с вами ведь помним, что Правительство Российской Федерации из более чем семисот законопроектов, которые были направлены им на согласование, вовремя прислало заключение только на шесть. Ну так о чем говорить тогда! Почему мы ставим в неравное положение тех, кто работает в регионах? Поэтому и я поддерживаю мысль, что во втором чтении нам нужно переходить на норму в сорок пять дней для того, чтобы субъекты Федерации могли рассмотреть документы, принятые парламентом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. Вы нажали не ту кнопочку, вы нажали "по ведению", а надо - "запись на выступления". Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, на первый взгляд вопрос, кажется, простой, на самом же деле он, если хотите знать, жизнеопределяющий. Наше государство имеет федеративное устройство, для России это так важно, она настолько сложна, по сравнению с Англией, Францией, Германией! Климатические, агроклиматические зоны у нас очень разнообразные, и традиции, если хотите, в том числе национальные, не в пример им разные. Поэтому знать мнение территорий о том или другом законопроекте для нас очень важно. Там такие же люди, как мы с вами, с высшим образованием, не менее образованные, но мы не даем им возможности обсудить проекты законов и высказать свое мнение. Если территории, две трети территорий сказали, что закону быть таким, то я бы и не спорил, я бы считал, что это правильно, ибо закон принимается для людей, он должен устраивать территории. Даже если половина проголосовала, мы уже должны внимательно обсудить ситуацию: что-то серьезное, значит, за этим законом стоит. А мы напрочь отвергаем мнение территорий. Ну представьте себе: почта пока еще придет, а депутаты же не каждый день сидят за столом там, пока соберешь их! Мы же через неделю следующий законопроект направили. Можете себе представить то сложное положение, в котором они находятся. Хотя бы законопроекты первого чтения мы им направляли бы туда, ну, за сорок пять, за шестьдесят дней - это было бы правильно. Не пострадаем! Десятки лет жили без этого закона, лишние пятнадцать дней прямо что-то изменят в нашей жизни! Только на пользу делу пойдет, если мы поймем, что это очень важно. Нельзя, братцы, быть такими упрямыми. Я не могу вот понять: Владимир Александрович Рыжков - умнейший же мужик вроде бы, а слушаешь его - как же он не может понять?! Тем более на Алтае живет, в отдаленном крае. И есть еще Алтай тот - Горный Алтай. Ну надо же понимать ситуацию, которая сложилась! Я считаю, что надо поддерживать законопроект и голосовать не по политическим указаниям, а то у нас, вы знаете, как в воровской шайке, когда вор в законе сказал: "Так голосовать!" и остальные не имеют права возразить. Почему? Паханат так решил. Нельзя, друзья, так! Думать и думать о судьбе России надо, о людях, которые живут в глубинке, на периферии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у представителя правительства, представителя администрации президента?.. Нет. Есть необходимость в заключительном слове? Есть? Пожалуйста, включите микрофон в ложе. ЖАМБАЛНИМБУЕВ Б.-Ж. Я хочу очень кратко поблагодарить за столь горячее обсуждение. Действительно, это серьезная норма, и ее, конечно, надо править. В интересах плодотворного сотрудничества регионов и Федерального Собрания это крайне нужная норма, и я вам признателен за такое горячее обсуждение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть необходимость в заключительном слове у представителя комитета? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять данный законопроект? Комитет рекомендует его отклонить. Включите режим голосования, пожалуйста. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 05 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 24 чел.5,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7% Результат: не принято Законопроект не принимается.