Заседание № 59
О проекте федерального закона № 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 19-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Дениса Борисовича Кравченко. Пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Замечаний правового и лингвистического характера по законопроекту нет, он подготовлен к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам голосования от фракций есть желающие выступить? Не вижу. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...", вопрос 19 нашей повестки. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть? Нет. Коллеги, вы давайте... значит, задумались. Уже по процедуре: если я сейчас возьму и попрошу Иванова Сергея Владимировича прокомментировать, он нам скажет, что, когда я уже объявил голосование, вы не имеете права меня прерывать. Сергей Владимирович, защитите права председателя! (Оживление в зале, смех.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ну как? В конце концов вы помыкаете мной, как хотите! Пожалуйста, Сергей Владимирович. Включите Иванову микрофон. Даже микрофон не включаете ему, вот смотрите. ИВАНОВ С. В. Мне Коломейцев друг, но истина дороже... (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извини, Николай Васильевич, нарвался второй раз... По ведению - Коломейцев. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, к сожалению, тут Сергей Владимирович перестарался в услужливости. Я вообще молчал как рыба (оживление в зале, смех), а по нашему Регламенту комментировать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А кстати, не переходите на личности, я вам скажу, вы сразу начинаете его бить под дых и дискредитируете - не надо. Он у нас совесть Регламента - не трогайте его! По ведению - пожалуйста, говорите, а вы на личности перешли... КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. По ведению. В нашем Регламенте написано, что в регламентном комитете должна быть группа, представители которой имеют право комментировать и давать советы по Регламенту, а Сергей Владимирович туда ведь пока не перешёл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот видите?.. Вот смотрите, коллеги, что можно ожидать от партии, которую представляет Николай Васильевич, видите, он сразу взял и говорит: нет тебя в этом комитете, значит, что ты тут говоришь? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы закручиваете, закручиваете, Николай Васильевич, это влияет на микроклимат! (Оживление в зале.) Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович. Вот сейчас Николай Михайлович скажет... ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, я довоенную политическую историю читал внимательно, и Бухарин в 35-м году говорил: чтобы был порядок в стране, если есть две партии, и одна из них в оппозиции, то одна должна сидеть в тюрьме, а другая править, и тогда будет порядок, и время от времени они должны меняться. (Оживление в зале, смех.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не наш с вами путь, Николай Михайлович, не надо. Бухарин сами знаете, как закончил, а вы предлагаете новации. Видите, какие умы у нас в Думе! Так, коллеги, я всё-таки думаю, что вы согласитесь, и раз мы уже поставили вопрос, давайте мы его рассмотрим в соответствии с Регламентом. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вопрос 19. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 43 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 418 чел. Не голосовало 32 чел.7,1 % Результат: принято Видите, коллеги, федеральный закон принят единогласно по итогам нашей дискуссии. Спасибо.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
42-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Денис Борисович Кравченко, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хотел бы напомнить, что законопроектом, который мы приняли в первом чтении 16 марта этого года, предусматривается целый комплекс мер, направленных на ужесточение регулирования рынка спиртосодержащей продукции. К законопроекту поступила тридцать одна поправка, в том числе восемь правительственных поправок, которые носят уточняющий, конкретизирующий положения законопроекта характер. Предлагаю перейти к рассмотрению таблиц поправок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 20 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 45 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 09 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Иван Иванович, просьба включить законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку очередного пленарного заседания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня во втором чтении был принят законопроект № 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Просьба включить данный законопроект для рассмотрения в третьем чтении в порядок работы на пятницу, на 21-е число, вместо заявленного 20-го числа. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет возражений.
Заседание № 34
О проекте федерального закона № 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Совета Федерации Сергея Николаевича Рябухина. Пожалуйста. РЯБУХИН С. Н., член Совета Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего хочу поблагодарить всех депутатов, которые не только приняли активное участие в обсуждении законопроекта, но и стали соавторами: многие стали соавторами в ходе обсуждения. Внесённый законопроект направлен на ужесточение порядка производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации. Это уже не первый законопроект в этом направлении: хочу напомнить, что 10 марта уже был рассмотрен и принят в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс... и Уголовно-процессуальный кодекс...". Законопроект предусматривает комплекс мер по декриминализации алкогольного рынка, усилению контроля за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции. В этих целях изменения вносятся в базовый 171-й федеральный закон и ещё в три федеральных закона, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Я остановлюсь на основных, ключевых положениях этого законопроекта. Во-первых, мы предлагаем ввести ограничение на перемещение физическими лицами не маркированной российскими акцизными марками алкогольной и пищевой спиртосодержащей продукции крепостью более 28 градусов и в объёме более 5 литров на одного человека. Нарушение этого положения повлечёт за собой наложение административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией товара. Эта ограничительная мера необходима, так как из-за разницы в ставках по акцизам в России и в других странах Евразийского экономического союза алкоголь в больших объёмах ввозится с территорий этих государств. Качество такой продукции, не маркированной российскими акцизными марками, невозможно контролировать, акциз не уплачивается, кроме того, это негативно влияет на позиции российских производителей, продукция которых не может конкурировать, например, с более дешёвой водкой из Казахстана. Во-вторых, в целях усиления контроля за железнодорожными перевозками этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции крепостью более 25 градусов законопроектом предлагается обязать перевозчиков указанной продукции оснащать железнодорожный подвижной состав специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, что позволит обеспечить передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории страны в единый информационный центр. В-третьих, мы предлагаем изменить порядок выдачи лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть ввести в качестве основания для отказа в выдаче лицензии наличие неуплаченного административного штрафа. В-четвёртых, законопроект содержит нормы, которые будут способствовать усилению контроля за производством и оборотом медицинского спирта и спиртосодержащих лекарственных препаратов. Как показала проверка, проведённая по нашему поручению Счётной палатой Российской Федерации в прошлом году, имеются серьёзные недостатки в осуществлении контроля за оборотом медицинского спирта. Как следствие, медицинский спирт уходит на чёрный рынок и используется для производства нелегального алкоголя. Кроме того, спиртовые настойки беспрепятственно используются населением вместо алкоголя: у всех на слуху случаи употребления настойки боярышника, мяты, пустырника и так далее. Поэтому предлагаем ввести учёт и декларирование медицинского спирта и спиртосодержащих лекарственных препаратов в порядок, установленный 171-м федеральным законом. Как всем известно, чтобы избежать уплаты акцизов, производители суррогатов продают спиртосодержащие жидкости под видом пищевых добавок или непищевых продуктов (здесь большой перечень - лосьоны, средства для ванны и так далее). Дошло до того, что такую продукцию стали распространять в торговых автоматах, где её может приобрести в любое время суток любой гражданин, включая ребёнка. Законопроектом предлагается запретить розничную продажу спиртосодержащей пищевой продукции, а также розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции посредством торговых автоматов. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом устанавливать ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции с учётом специфики каждого региона по аналогии с действующим сейчас правом субъектов устанавливать ограничения в отношении алкогольной продукции. Серьёзную обеспокоенность вызывает продажа алкоголя через Интернет. В соответствии с действующим законодательством она запрещена, так как при такой торговле невозможно контролировать соблюдение ограничений по продаже алкоголя, например запрета на продажу в ночное время или продажу несовершеннолетним, однако это безобразие продолжается. А после внедрения ЕГАИС в розничную торговлю - 222 тысячи торговых организаций сейчас оснащены этой системой - интернет-продажа стала массовым явлением. Действующий порядок блокировки сайтов занимает много времени, и, пока решается вопрос о блокировке одного сайта, открываются десятки других, поэтому мы предлагаем ввести внесудебный порядок блокировки сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом, одновременно внести изменение в КоАП, предусматривающее штраф за распространение указанной информации для граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для юридических лиц - от 400 тысяч до 1 миллиона рублей. Это основные наши предложения. На проект закона получен положительный отзыв правительства. Коллеги, прошу вас поддержать и принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Дениса Борисовича Кравченко. Пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В последние три года количество острых отравлений со смертельным исходом неуклонно растёт, и ведущее место среди них составляют как раз отравления алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Давайте вспомним, как в конце прошлого года вся страна содрогнулась от ужасного отравления и гибели более семидесяти человек в Иркутской области от "Боярышника". Подобные случаи происходят практически еженедельно: за прошедший месяц в Татарстане некачественным алкоголем отравились сто двадцать три жителя, тридцать семь из них погибло; месяц назад в Красноярском крае суррогатным алкоголем отравились пять человек, один из них не выжил; две недели назад от метанола погибло три человека в Рязанской области; на Камчатке моряки отравились - и много-много таких примеров, уважаемые коллеги, только за последнее время. Именно поэтому мы, как законодатели, должны, на мой взгляд, предпринять шаги по ужесточению регулирования рынка спиртосодержащей продукции. Комитет считает, что необходимо поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. У меня вопрос к Сергею Николаевичу. Уважаемый Сергей Николаевич, вы в политике не новый человек и знаете, что на протяжении последних двадцати лет мы без конца говорим о колоссальных нарушениях, об отравлении населения. Ну а почему бы не поставить вопрос о передаче государству и производства, и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции? Этот законопроект вокруг да около. Ну почему нам не поставить вопрос о госмонополии - или мы будем продолжать спаивать и травить население? Этот законопроект ничего не решает. РЯБУХИН С. Н. Уважаемый Николай Михайлович, я считаю, что всё-таки вот тот набор мер, инструментарий, который мы предлагаем в этом законопроекте, позволит навести порядок - сейчас в тени около 150 миллиардов рублей акциза. Но отвечаю на ваш вопрос. Если вы помните, работая ещё в Счётной палате, мы дважды предлагали сначала правительству Касьянова, а потом Зубкова - ввести госмонополию на производство спирта. Мы считали и считаем так сейчас, что это решило бы очень многие проблемы в этой сфере, то есть моя позиция: госмонополия на производство спирта принесла бы существенную пользу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Сергей Николаевич, я этот вопрос уже задавал на заседании комитета - просто, может быть, у вас было время осмыслить, - он касается предложения вносить в ЕГАИС информацию не только о медицинском спирте и легальном алкоголе, но и обо всём спирте, который производится, в том числе для изготовления спиртосодержащих настоек, жидкостей, которые не предназначены для употребления внутрь. Это первый вопрос. Второй вопрос касается интернет-торговли. Конечно, беспорядочную интернет-торговлю надо прекращать, но что плохого в интернет-торговле, осуществляемой зарегистрированными, легальными стационарными магазинами, которые продают алкогольную продукцию? РЯБУХИН С. Н. Спасибо за вопросы. Начну со второго вопроса, это на самом деле существенный фактор. Как только Министерство внутренних дел начало применять превентивные меры и больше 160 подпольных заводов было закрыто, 2,5 тысячи единиц оборудования конфисковано, нелегальный рынок сразу же среагировал и ушёл как раз в сферу Интернета, поэтому мы и просим о внесудебной блокировке сайтов. Если наша инициатива будет поддержана, я думаю, мы нанесём серьёзный ущерб алкогольной мафии в этой части. Что касается пищевых и непищевых спиртосодержащих добавок, жидкостей, я абсолютно согласен: здесь нужно вводить жёсткие нормы и требования. Этот закон, конечно, требует принятия ещё очень большого количества подзаконных актов, и здесь я разделяю вашу тревогу и буду поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Сергею Николаевичу. Уважаемый Сергей Николаевич, мы уже много лет рассматриваем в этом зале подобные законопроекты. В этот раз мне понравилось, что вы вносите положение вот об этих аппаратах всяких разных, это абсолютно новое положение, но всё-таки согласитесь, что в каждом регионе есть спиртзаводы, есть ликёро-водочные заводы и, конечно, они заботятся о своём престиже, - по сути дела, в каждом регионе, где мы бываем, спирт и водка нормальные. Откуда же тогда берутся нелегальные заводы? Их вот эти проверки руководящих структур, которые без конца бывают в регионах, как-то обходят! И второе. Неужели вы не видите, что правоохранительные органы не всегда свои функции в этом случае выполняют? У нас очень много нелегальных точек... (Микрофон отключён.) РЯБУХИН С. Н. Спасибо за вопросы. На самом деле сейчас имеют подключение к системе контроля 222 тысячи торговых точек, это 99,5 процента предприятий городской торговой сети и 44 процента сельской. В соответствии с "дорожной картой", которую утвердило Правительство Российской Федерации под нашим давлением парламентским, что называется, я думаю, до конца года все 300 тысяч торговых точек будут оснащены оборудованием для передачи данных в ЕГАИС, скоммутированным с контрольно-кассовыми аппаратами. Это тоже будет такой ощутимый, серьёзный удар. Что касается того, откуда берутся средства, вернее, сырьё для нелегального производства. На мой взгляд, питательная среда для вот этого контрафакта, этого криминального производства и продажи алкогольной продукции - это разница в акцизах в странах Евразийского экономического союза. Вроде бы единый Таможенный союз, но у нас акциз 520 рублей за литр, где-то - 420, где-то - 350, в Армении - 170, в Киргизии - 150 рублей. Вот эта разница и является приманкой для криминала, поэтому чем быстрее произойдёт гармонизация акцизных ставок на алкогольную продукцию - кстати, и по табаку то же самое надо сделать, - тем меньше будет соблазна у криминала заниматься этим незаконным бизнесом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Сергей Николаевич, я вот никак не могу понять, каким же образом усиление контроля скажется на реализации препаратов в аптеках? Непонятно, какая здесь взаимосвязь. Это первое. И второе. У нас больницы закупают спирт тоннами, - десятками тонн! - у нас в аптеках применяется спирт для изготовления лекарственных средств, которые очень популярны у населения. Если мы примем закон в той форме, которую вы предлагаете, мы лишим людей самых популярных и дешёвых лекарств. РЯБУХИН С. Н. Конечно, здесь нужна очень взвешенная и продуманная система мер. Что касается контроля спиртосодержащих лекарственных препаратов, сейчас Минздрав вместе с Росалкогольрегулированием, с Минфином занимается как раз апробацией марок, контрольных кодов, которые используются для легализации торговли мехом, как вы знаете, - об этом и я докладывал, и представители таможни и Минфина докладывали. Такие инструменты сейчас готовятся, и, я думаю, они будут эффективно работать. Что касается медицинского спирта и его использования в нелегальном производстве, тут я абсолютно разделяю вашу тревогу. Мы в прошлом году, когда начали готовить закон, стали изучать технологию, погрузились в эти глубины: разливают спирт в канистры по 20 литров - понятно, что это очень нетехнологично для производства каких-то препаратов в аптеке. Потом 20 литров заливают в 50-литровую бочку, добавляют 30 литров воды - вот и получился мини-завод! Надо прекратить эту практику, то есть сейчас Минздрав должен утвердить подзаконные акты, нормы и Минпромторг, кстати говоря, должен установить норматив: если спирт предназначен для использования в медицинских целях в больницах, в аптеках, то он должен быть расфасован в специальную упаковку объёмом не более 500 миллилитров, чтобы его можно было применять без перефасовки в этих учреждениях. Таким образом, ещё очень много нормативных актов потребуется принять. Вы абсолютно правильно бьёте тревогу: медицинский спирт идёт в подпольное производство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Сергей Николаевич, в законопроекте вы предлагаете ограничить перемещение алкогольной продукции через границу - не более 5 литров на одно физическое лицо. Вы говорите, что нужно гармонизировать акцизные ставки, но до тех пор, пока соседи свои ставки с нашими не уравняют... Я вот представляю Оренбургскую область - у нас всё завалено казахской водкой! Каким образом вы предлагаете исполнять этот закон? У нас таможенные посты, которые стояли, три года назад все были уничтожены, их сейчас нет, только пограничники стоят. А что они смотрят? Они смотрят, только чтобы не перевозили то, что запрещено, - оружие, наркотики и так далее, - они не будут этим заниматься. И каким образом вы хотите исполнять этот закон? То есть решать-то как: восстанавливать эти таможенные посты или всё-таки вы планируете вменить в обязанности пограничной службе контролировать этот вопрос? Мы примем закон, но как его исполнять? РЯБУХИН С. Н. Я согласен, что здесь потребуется изменение формы и методов работы и МВД, и таможни, - абсолютно согласен, но в отсутствие вот этой ограничительной нормы... Вот пример: гражданин везёт на "Газели" 20 ящиков по 20 бутылок и говорит, что это, мол, для его личных нужд, ведь абсолютно никаких ограничений нет, но понятно, что всё в этой "Газели" как раз для торговли, пойдёт в населённые пункты Оренбургской области, - то, о чём вы говорите. Поэтому, я думаю, всё-таки первым шагом должно стать введение ограничительной нормы. Во-вторых, до конца года надо всё-таки проследить с точки зрения парламентского контроля, чтобы межправкомиссии государств - членов Евразийского экономического союза договорились о гармонизации норм законодательства в этой сфере. Нам, видимо, всё-таки надо набраться мужества и сделать шаг - снизить акцизы с 520 рублей за литр хотя бы до 450 рублей, а им акцизы надо поднять. Вот если это произойдёт, тогда мы выбьем у криминала почву из-под ног. Я с вами согласен, надо начинать что-то делать, и наш законопроект как раз и призван сделать этот первый шаг, с тем чтобы потом уже подтягивать всех остальных участников борьбы с этим делом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Сергей Николаевич, безусловно, ваш законопроект в правильном направлении - вы ставите заслон на пути нелегальных спиртных напитков, - вместе с тем есть ещё один законопроект, внесённый нашими коллегами, которым ставится заслон на пути спиртных напитков, качество которых не соответствует требованиям безопасности, и здесь об этом ничего не сказано. Как вы считаете, можно ли ваш законопроект во втором чтении доработать таким образом, чтобы добавить эту статью и усилить ответственность за распространение некачественных спиртных напитков, качество которых не соответствует требованиям безопасности? Вот сегодня представитель комитета говорил о том, что мотивация как раз именно в этом - чтобы сохранить здоровье граждан, но в вашем законопроекте пока ничего об этом нет. Вы готовы ко второму чтению учесть это требование и усилить уголовную ответственность? РЯБУХИН С. Н. Да, при обсуждении этого законопроекта в профильных комитетах эта тема поднималась, я считаю, что это очень актуальный вопрос, его надо учесть при подготовке ко второму чтению. И не только этот - у нас вышло из-под контроля производство на стекольных заводах, которые каждый год для этих нужд производят 11 миллиардов бутылок, при этом они не делают никакого акцента, предназначено ли это для законного разлива или для криминального, и не несут никакой ответственности. Они загружены на 62 процента и поэтому влёгкую заключают договоры на поставки, на производство этого для криминала. То есть в этом отношении надо тоже предусмотреть меру ответственности, между первым и вторым чтениями, может быть, дополнять этим законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Уважаемый Сергей Николаевич, обращаю ваше внимание, что комитет по вопросам местного самоуправления, как соисполнитель, дал ряд рекомендаций и предложений. Хочу обратить ваше внимание, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации нужно дать право устанавливать ограничения в части условий и мест розничной продажи не только спиртосодержащей непищевой продукции, но и вообще любой спиртосодержащей продукции. Я думаю, что концептуально мы законопроект поддержим, но вот на это обратите особое внимание, это очень важно. РЯБУХИН С. Н. Я считаю, что вот такое положение - о праве устанавливать ограничения - надо обязательно вносить, это было и в предложениях из регионов, и в ходе обсуждения у вас в комитете. Я думаю, надо поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Денис Борисович, вы в своём выступлении заметили, что действительно количество отравлений от употребления некачественной или вообще нелегальной спиртосодержащей продукции у нас, к сожалению, не падает, - перед Новым годом действительно была критическая ситуация, когда более семидесяти человек погибло. Фракция ЛДПР очень часто говорила о том, что надо запретить продажу спиртосодержащей продукции через автоматы - там её преподносят как лекарства, то есть как некие такие медицинские препараты, - но мы также считаем, что нужно вообще в целом ограничивать продажу алкогольной продукции, в том числе в розничной сети. Вопрос: готовы ли вы от комитета или от фракции поддержать инициативу ЛДПР о запрете продажи алкогольной продукции, скажем так, в открытом доступе, оставить только в специализированных магазинах или в специализированных отделах в магазинах, чтобы не было визуального контакта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко включите микрофон. КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Андрей Николаевич, этот вопрос, я думаю, необходимо дополнительно обсуждать, поскольку сейчас алкогольная продукция, насколько мне известно, и продаётся в специализированных отделах в супермаркетах и в специализированных магазинах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Сергей Николаевич, вы в своём докладе отметили момент, касающийся внесудебной блокировки подобного рода сайтов, хотел бы у вас уточнить: а как вы предполагаете это делать, ведь такие сайты часто зарегистрированы за пределами Российской Федерации? РЯБУХИН С. Н. Я не хотел бы сейчас вдаваться в детали, но вопрос этот на самом деле существует. Сейчас у нас вообще нет такой возможности: чтобы заблокировать, надо дождаться судебного решения, а если начинается процедура судебного рассмотрения, этот продавец, нарушающий закон, открывает ещё несколько десятков сайтов. То есть, чтобы успевать реагировать на незаконную реализацию, на преступную деятельность, мы и просим поддержать нас в этой части, хотя не всё так просто. Я думаю, что вопрос, который вы задали, с технической точки зрения очень важен, его надо проработать, возможно, тоже понадобится разработка подзаконного акта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гулевский Михаил Владимирович. ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос важен, конечно, законопроект надо принимать. У меня вопрос такой же, как уже задавали по медицинскому спирту. В средствах массовой информации в многочисленных комментариях относительно этого законопроекта говорилось, что и водителей будут штрафовать за то, что он везёт, например, две канистры жидкости-незамерзайки по 5 литров, - наверное, это тоже каким-то образом надо посмотреть ко второму чтению. Или, может быть, в комитете (это и к Денису Борисовичу, и к Сергею Николаевичу вопрос) это уже прорабатывалось? РЯБУХИН С. Н. На заседании профильного комитета этот вопрос задавали, проблема имеет место. На самом деле, если кто-то отправляется в дальний рейс и берёт не пять, а две ёмкости с незамерзайкой... Видимо, надо какую-то корректировку этого положения сделать. Я думаю, что это надо рассмотреть и принять во внимание. Вы не первый задаёте этот вопрос, я думаю, это актуальная тема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Онищенко Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Николаевич, вызывает уважение желание поправить ситуацию, скажу лишь, что острые смертельные отравления от алкоголя в подавляющем большинстве случаев происходят как раз из-за легального алкоголя. Это первое. Второе. Не одна нозология, а семь нозологий по МКБ-10, на которые влияет регулярное потребление алкоголя, поэтому счёт здесь у вас очень ущербный. Ваши ответы по поводу медицинского спирта меня совсем запутали. Судя по всему, максимальное потребление медицинского спирта было в самое хорошее советское время: 4 миллиона декалитров - 2 миллиона декалитров на производство и 2 миллиона декалитров на содержание медицинских учреждений, и это не самые большие цифры оборота. Вопрос состоит в том, не рассматривали ли вы возможность поднятия акцизов на медицинский спирт? РЯБУХИН С. Н. В ходе подготовки этого законопроекта вопрос о поднятии акцизов рассматривался как мера, но, к сожалению, судя по заключению юристов Правового управления Аппарата Совета Федерации, мы столкнулись с непониманием и ушли от этого, но в ходе обсуждения в профильных комитетах этот вопрос опять поднимался. Насколько я знаю, у нас из спирта-сырца лекарственные препараты делают, по-моему, на четырёх заводах. Я думаю, может быть, следует как раз применить индивидуальный подход к этим заводам, которые производят спирт для лекарственных препаратов, и ваше предложение учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бугера Михаил Евгеньевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пожалуйста. Коллеги, просьба, во-первых, выступать с трибуны, учитывая, что вы к залу обращаетесь, во-вторых, исходить из того, что... Мы, конечно, будем придерживаться Регламента, но вы, обращаясь к коллегам, в первую очередь уважайте их. Мы, начав рассмотрение вопроса, просто обязаны его завершить, поэтому, коллеги, исходите из этого. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваше право защищено Конституцией, но просто можно, выступая, остаться одному в зале, правильно? Ну так не должно быть, поэтому лучше, если мы будем саморегулироваться. Пожалуйста. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Этот законопроект, помимо того что направлен на решение очень важных проблем, ещё и красивый законопроект, и его, конечно, нужно принимать. Конечно, есть вопрос, насколько полно удастся исполнить его, но, будем надеяться, он сыграет свою роль. Ради чего я вышел на трибуну? Дело в том, что практически одновременно с внесением данного законопроекта Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан внесло свой законопроект, одна из норм которого практически дословно воспроизведена в рассматриваемом законопроекте, и это касается прав органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей продукции. Естественно, данный законопроект более комплексный, и, естественно, нужно его принимать, другое дело, что законопроект, внесённый Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, тоже получил положительные отзывы комитетов-соисполнителей, профильного комитета Совета Федерации. Видимо, Государственное Собрание свой законопроект отзовёт в пользу того проекта, который сегодня будет принят, но для стенограммы хотел бы зафиксировать, что наш регион тоже был озабочен этой проблемой, было предложено решение одного из частных вопросов, которое содержится в рассматриваемом законопроекте. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ещё раз обращаю внимание, что осталось десять минут до завершения заседания. Если бы мы не начали рассматривать этот вопрос... Просьба: аргументы и позиция, иначе мы просто можем войти в диссонанс с залом. Коллеги, вопрос ведь здесь какой? Есть позиция против или позиция за - представьте её, но просто брать слово и осваивать в обязательном порядке время, которое отведено, не обязательно, правильно? Просто здесь опять, если мы говорим о том, что должны как-то договариваться... Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Вячеслав Викторович. Тема настолько важная, что не выступить с трибуны невозможно, но я постараюсь очень кратко, компактно. Фракция ЛДПР, вне всяких сомнений, данную инициативу поддержит, однако мы просим коллег-парламентариев, представителей верхней палаты, депутатов, ещё раз обратить внимание на то, что, как уже было сказано, в подавляющем большинстве случаев наибольший вред здоровью наших граждан наносит, значительный вклад в смертность населения от отравления алкоголем вносит как раз легальный алкоголь. И сколько бы мы ни сокращали количество нелегального алкоголя, необходимо комплексно принимать законодательные меры, меры правоприменения в плане сокращения потребления алкоголя и понижения толерантности к алкоголю, в первую очередь в молодёжной среде. Эти меры мы неоднократно называли, я их очень быстро повторю: во-первых, это установление (это самое главное и эффективное, конечно), возвращение государственной монополии на спирт, которая выводит из тени всю эту деятельность и позволяет существенно повысить эффективность принимаемых мер; во-вторых, это пропаганда здорового образа жизни и постепенное снижение толерантности к алкоголю; в-третьих, это, конечно, борьба с доступностью алкоголя. В первую очередь, конечно, нужно озаботиться магазинами, как уже говорили, торговыми аппаратами и магазинами шаговой доступности в многоквартирных жилых домах, об этом неоднократно говорилось. Ну и очень эффективная мера, предложенная фракцией ЛДПР, - это, конечно, убирать в супермаркетах, в магазинах с полок алкоголь, делать специальные отделы, а в перспективе осуществлять розничную продажу алкоголя исключительно в специализированных магазинах. Фракция ЛДПР законопроект поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИЛОВ О. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В очередной раз выхожу при обсуждении этой темы, а следующий законопроект - это именно проект нашей фракции, который позволяет ответить на многие вопросы. Главный вопрос, который задаю и авторам, и депутатам Государственной Думы: а какой результат предполагается при принятии вот таких законов? Мы недавно два закона приняли, внесли изменения в административный кодекс, ужесточили ответственность, штрафы подняли, теперь снова вот таким медикаментозным образом пытаемся лечить смертельно больного: таблеточку посильнее, зелёночкой подмажем, йодику добавим. Есть гарантия, что смертность в России будет ну хотя бы в 2 раза меньше через год после принятия этого закона? Есть гарантия, что количество фальсификата в торговых сетях и во всей торговле уменьшится хотя бы в 2 раза? Этой гарантии нет, уважаемые коллеги! Таким образом, получается, что мы выполняем поручение, ну, в данном случае, наверное, Валентины Ивановны Матвиенко, которая после известного скандала дала команду: разберитесь, посмотрите, что с законодательством не так, что нужно подправить, - но что мы тут видим? 3-5 тысяч - ответственность для физических лиц и 100 тысяч, 200... до миллиона - для юридических лиц. Думаете, этим вы напугаете тех, кто возглавляет этот бизнес? Нет, уважаемые коллеги! Конечно, закон не помешает им, он улучшит ситуацию, но не вылечит эту смертельно опасную болезнь. Поэтому предложение по-прежнему следующее, Вячеслав Викторович: нужно проводить расширенный "правительственный час", нужно посвятить этой проблеме целый день и найти комплексные ответы на все вопросы. Один из ответов - это следующий законопроект, который я прошу уже третий месяц рассмотреть, но сегодня он опять останется за пределами повестки дня. Нужно приравнять к фальшивомонетничеству весь этот бизнес, должна быть персональная ответственность прежде всего начальников ГУВД. Вот будет 5-го числа "правительственный час" - я предлагаю, коллеги, этот вопрос задать министру МВД: 50 процентов фальсификата в сетях, миллионы литров производятся, перевозятся, продаются - где участковый, где начальник ГУВД, где персональная ответственность?! Её нет. Вот эти вопросы нужно решать. И конечно, нужна монополия на производство, возможно, монополия на реализацию, во всяком случае оптовую, но надо не об этом говорить. Законопроекты внесены: есть законопроект о государственной монополии, есть законопроект, вчера отвергнутый комитетом, о том, чтобы продажа была только в специализированных магазинах, - эти предложения есть, только их мы не объединяем, не рассматриваем вот так, в комплексе, и проблему не решаем пока, к сожалению. Законопроект поддержим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, как говорится, что такое не везёт и как с этим бороться. Коллеги, есть предложение: учитывая, что мы действительно на нескольких пленарных заседаниях доходили до законопроекта депутата Нилова, предлагаю поставить его законопроект 5 апреля на фиксированное время, на 16 часов. Коллеги, это будет справедливо по отношению к нашему коллеге. (Аплодисменты.) Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович. Николай Михайлович, обращаю ваше внимание: вот у вас будет наверняка замечательное выступление и предложения тоже будут правильные, но менее 20 процентов ваших коллег присутствует в зале. Кто вас поддержит? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Девятеро смелых осталось, да, Ганзя и Куринный. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый президиум, дорогие друзья! Я приглядываюсь к депутатам седьмого созыва, чувствую и вижу, что многие хотят добра избирателям и добра своей стране, по крайней мере, чувствуется в выступлениях, что все настроены на позитив. Вот пришло время сказать, чего мы хотим на самом деле. Сергей Николаевич, я вас знаю давно, вы были отчаянным рубакой за народ, сейчас как-то немножко стали послабее, послабее - не знаю, что влияет на вас. Наша фракция, и в малом, и в большом количестве, всегда говорила о монополии на производство спиртосодержащей продукции. Я секрета не открою, если скажу, - не бойтесь и не падайте от испуга - из чего сегодня делают алкоголь: 90 процентов спиртосодержащей продукции - из синтетического спирта. Это равносильно тому, что мы только с Черноморского побережья Кавказа получаем миллион тонн пальмового масла, вот это тоже своеобразная пальма. Поэтому, Сергей Николаевич, это половинчатое решение. Если бы сегодня прозвучало: мы вводим, принимаем закон о государственной монополии... Старшее поколение, вспомните, какая была водка? Казённая, сургучом головка замотанная, но все знали, что это лучшая водка, и в дни рождения, и на проводах, и на встречах, и на поминках никогда никто пьяный не был, потому что чистый был спирт, чистый-чистый. (Оживление в зале, смех.) Я правду говорю! На самом деле, кроме смеха, дорогие коллеги, пришло время вводить монополию и магазины отдать в руки государства. В начале 90-х годов нас учили парламентской демократии, мне иногда приходилось выезжать в Соединённые Штаты Америки, и я видел, что, когда молодой человек приходит в магазин, ему говорят: покажи паспорт, есть ли тебе 18 лет... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ХАРИТОНОВ Н. М. Да, даже по пиву - даже по пиву! Спасибо за подсказку. Дорогие друзья, мы поддержим этот законопроект как переходный к государственной монополии, и не надо откладывать в долгий ящик. Уважаемые коллеги, поддержите эту идею, благодарить будут все. И лучше мы трезвый народ повезём на целину: 40 миллионов гектаров земли брошено, хлебом надо торговать, хлеб - всему голова, а деревня - это совесть России! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Уважаемые коллеги, у нас осталось совсем немного времени, следующая неделя будет региональная, и у нас есть ещё два проекта поручения - я для протокола должен сказать, по Регламенту мы до 18.00 (Александр Дмитриевич, вы уже забыли), - поэтому мы после голосования по данному законопроекту их рассмотрим, это потребует немного времени, наши коллеги обратились с этой просьбой. Коллеги, мы рассмотрели законопроект, прошли прения по вопросу. Есть ли желание выступить у представителя президента? Нет. Правительства? Нет. Докладчик, Сергей Николаевич? РЯБУХИН С. Н. Хочу поблагодарить всех за активное обсуждение. Спасибо за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вопрос 22. Включите режим голосования. Николай Михайлович разрядил обстановку - вот что значит человек от земли и умеет с людьми разговаривать. Только докладчик в заключительном слове не объяснил, почему стал менее активен, не ответил на вопрос. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 42 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7 % Результат: принято Четыреста двадцать девять за, против - ноль, воздержалось - ноль. Законопроект в первом чтении принят. (Аплодисменты.)