Заседание № 230
21.04.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 666023-6 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части расширения категорий лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6057 по 6212 из 7744
Коллеги, представитель Мурманской областной Думы готов доложить 30-й вопрос - давайте сначала его рассмотрим. Нет возражений? Нет. 30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Докладывает Александр Геннадьевич Макаревич, представитель Мурманской областной Думы. Пожалуйста. МАКАРЕВИЧ А. Г., представитель Мурманской областной Думы. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мурманская областная Дума выступила с данной инициативой для того, чтобы в первую очередь устранить правовую коллизию, связанную с ситуацией, в которой оказались неработающие пенсионеры, создавшие приёмные семьи. Я не буду зачитывать вам всю пояснительную записку, но суть этой коллизии заключается в том, что неработающий пенсионер, создавший приёмную семью, не может получить предусмотренную статьёй 34 указанного закона льготу по компенсации оплаты проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно. Вообще, что касается неработающих пенсионеров, создавших приёмные семьи, сложилась удивительная ситуация: работающие граждане в соответствии с этим законом получают такую компенсацию по месту трудовой деятельности, её выплачивает работодатель, все неработающие пенсионеры получают эту льготу от Пенсионного фонда Российской Федерации, так как вы предусматриваете для этого средства в федеральном бюджете, а вот пенсионер, который принял благородное и очень нужное для государства решение создать приёмную семью, по сути дела, выпадает полностью из данного процесса. Нашим законопроектом предлагается внести уточнения в действующую правовую норму и предусмотреть, прописать в ней право получателя страховой пенсии по старости (ну, в данном случае получателя пенсии по старости) получать такую льготу, предусмотренную 34-м федеральным законом. Есть решение, определение Верховного Суда, по данной проблеме, в котором чётко определяется, что создавший приёмную семью неработающий пенсионер не выполняет трудовую функцию: суд определил, что его нельзя считать работающим только потому, что он заключил договор на создание приёмной семьи, в соответствии с которым он получает денежное вознаграждение, потому что целью такого договора не является получение дохода. Тем не менее на основании этого определения Верховного Суда Правительство Российской Федерации подготовило, к сожалению, отрицательное заключение на законодательную инициативу Мурманской областной Думы, ссылаясь на то, что правоприменительная практика по данному вопросу может осуществляться и должна осуществляться с учётом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой государством гарантируется право всех лиц, в том числе и пенсионеров, являющихся приёмными родителями, на названную компенсацию (это определение от 28 февраля 2014 года № 94-КГ13-1), однако, если проанализировать сложившуюся практику, то складывается впечатление, что у нас государство при осуществлении такой деятельности становится похожим на субъект с амбивалентным сознанием, для которого характерны признаки раздвоения личности. Я поясню вам сейчас эту позицию: если раньше Пенсионный фонд взыскивал с пенсионеров якобы незаконно выплаченные суммы компенсаций, выявляя факты как раз предоставления такой компенсации, то теперь Пенсионный фонд действует иначе, абсолютно не обращая внимания на определение Верховного Суда, по понятным причинам. Почему? Потому что если суды более низкой инстанции ещё принимают, хоть и не всегда, во внимание определение Верховного Суда, то Пенсионный фонд руководствуется действующим законодательством. На все запросы, которые в связи с этим Мурманская областная Дума направляла в Пенсионный фонд, ответ был один: права на получение такой компенсации у неработающих пенсионеров, создавших приёмные семьи, нет, потому что на ту часть, которую получает приёмный родитель в виде денежного вознаграждения, начисляются страховые вносы. Уважаемые депутаты, я просил бы вас принять во внимание и такой момент, что совсем недавно группа депутатов Государственной Думы в составе двадцати человек внесла законопроект "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание", и в пояснительной записке к законопроекту абсолютно справедливо указывается: "Приёмные родители, которые берут на себя воспитание детей-сирот, заслуживают огромного уважения и поддержки государства и общества. Недостаточное использование потенциала приёмной семьи как формы семейного устройства на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института". Ну ведь не в бровь, а в глаз, в том числе с учётом привязки к той ситуации, которая уже сложилась с приёмными семьями! Нельзя, с одной стороны, делать добро, а с другой - не видеть вот ту правовую коллизию, которая заставляет, по сути, всех приёмных родителей, являющихся неработающими пенсионерами, добиваться реализации своего права, предусмотренного законом, только в судебном порядке. Вы же знаете, что наши граждане в подавляющем большинстве далеко не сутяжники и обращение в суд для них связано, по сути, с огромной мукой. Сегодня у вас есть возможность законодательно устранить эту правовую коллизию, поддержав принятие законодательной инициативы Мурманской областной Думы, которая, ещё раз подчёркиваю, была принята единогласно, независимо от фракционной принадлежности депутатов. Мы, депутаты Мурманской областной Думы, абсолютно убеждены в том, что государственная политика, направленная на поддержку семьи, должна быть последовательной. Просим вас поддержать данную законодательную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, обстоятельность доклада нашего уважаемого коллеги - депутата Мурманской областной Думы Александра Геннадьевича Макаревича позволяет мне кратко остановиться на основных положениях законопроекта. Проектом федерального закона предлагается внесение изменений в действующее законодательство в части предоставления права на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года неработающим пенсионерам-северянам, осуществляющим опеку над ребёнком. В этом зале мы с вами когда-то приняли решение: детей иностранцам не отдавать, брать на воспитание только дома, в России! Тем не менее в настоящее время сложилась негативная практика взыскания отделениями Пенсионного фонда через суд сумм компенсации расходов приёмных родителей на оплату стоимости проезда к месту отдыха туда и обратно. Пенсионный фонд исходит из того, что договор о приёмной семье является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Комитет не может согласиться с этим утверждением и в своём заключении отмечает, что установление выплаты за воспитание ребёнка является мерой государственной поддержки приёмных семей, поэтому исполнение функций приёмных родителей пенсионерами, получающими трудовую пенсию по старости, не может служить основанием для лишения компенсации данной категории граждан. Лишение компенсации пенсионеров в связи с их статусом приёмных родителей противоречит политике государства, направленной на укрепление и поддержку института семьи. Понимая важность и актуальность данной проблемы, комитет по региональной политике запросил в Минтруде информацию о расходах федерального бюджета, которые повлечёт за собой принятие законопроекта, внесённого Мурманской областной Думой. Так вот расходы, связанные с реализацией этого закона, ориентировочно могут составить 15 миллионов рублей. Только вдумайтесь: 15 миллионов рублей! Прошу обратить внимание на то, что данный законопроект поддержали все северные регионы. Многие сидящие здесь депутаты пойдут вновь на выборы в регионах - подумайте о том, что там проживают семьи неработающих пенсионеров, в которых находится под опекой, воспитывается 60 тысяч несовершеннолетних детей. Комитет считает, что источник финансирования можно уточнить ко второму чтению. Вот здесь коллега затронул тему раздвоения личности. Буквально два часа назад перед нами выступал председатель правительства... Я как раз сейчас, в канун 70-летия Победы, читаю выступления Иосифа Виссарионовича Сталина, в том числе доклад "О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников", Партиздат ЦК ВКП(б), 1937 год. Так кто раздваивается?! Либо мы в парламенте, либо правительство раздваивается! Уважаемые депутаты, наш коллега, призывая принять закон, сказал, что, несмотря на политическую оппозиционность, Мурманская областная Дума проголосовала единогласно. Уважаемая Раиса, я обращаюсь к тебе - ты наводящая, смотрящая за фракцией: прошу поддержать! Прошу всех поддержать! Нужно-то всего 15 миллионов, давайте мы от себя отдадим эти деньги, но поддержим северян - вот тогда будет здорово! Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, прервёмся на голосование, а потом продолжим рассмотрение этого законопроекта. А пока объявляю "час голосования". Прошу приготовиться.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6813 по 7188 из 7744
Продолжаем обсуждение 30-го вопроса повестки. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Александр Геннадьевич, вопрос к вам. Я очень внимательно слушал ваш доклад, очень рад, что группа депутатов из Мурманской областной Думы нашла правовую коллизию в данном федеральном законе, и очень сожалею о том, что в своём отзыве Правительство Российской Федерации отказывает в удовлетворении данной просьбы: 15 миллионов - не та это сумма, лучше на самом деле потратить её на благие цели. Не знаю, как решит парламентское большинство, как проголосует по данному законопроекту, но я хотел бы задать вопрос: не обсуждали депутаты областной Думы предложение о том, чтобы через прокурорские органы подавать заявление в областной суд, в Верховный Суд и решать вопрос в пользу неопределённого круга лиц именно через суд? Чтобы не индивидуально пенсионер мог обращаться в суд, а именно группа - для защиты всех пенсионеров, проживающих в конкретной области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Геннадьевич, пожалуйста. МАКАРЕВИЧ А. Г. Уважаемый Ян Викторович, прокуратура имеет вполне конкретную позицию по данному вопросу, и она и изложена в определении Верховного Суда, на которое я ссылался. Пока не было такой ситуации, чтобы прокуратура выступала в поддержку неопределённого круга лиц, - дело в том, что каждый гражданин... вот у меня есть ответ прокуратуры, где они ссылаются на то, что в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом данный вопрос не относится к числу тех случаев, когда прокуратура обязана в силу закона таким образом действовать, то есть отстаивать интересы граждан в судах, но при индивидуальном консультировании и в ответах на наши запросы позиция прокуратуры была вполне конкретная. А вот суды, несмотря на то что есть решение Верховного Суда, принимают разнонаправленные решения. Дела вначале рассматривают мировые судьи, потом в качестве апелляционной инстанции у нас выступает соответственно районный или городской суд, ну а дальше всё уже идёт по кругу, - к сожалению, решения принимаются разнонаправленные. А вам спасибо большое за поддержку! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Мой коллега уважаемый Ян Викторович чуть затронул этот вопрос, и у меня тогда вопрос к Николаю Михайловичу Харитонову. Николай Михайлович, вы, делая доклад, сказали: вдумайтесь! - и вот я всё думаю, и думаю... Вы привели данные, что потребуется 15 миллионов рублей в год, - я правильно понимаю? Это данные не авторов уважаемых и не вашего комитета, а это, вообще-то, данные Пенсионного фонда, то есть, я считаю, это власть определяет, что нужно 15 миллионов рублей. И мы из-за этого тут спорим, а правительство отказывается - так, что ли, получается? Поясните, пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. На самом деле в этих семьях воспитывается 64 тысячи детей, 3 тысячи таких семей, (а на северах сегодня до 30 процентов неработающих пенсионеров), и, по большому счёту, как раз им и было бы неплохо помочь: берут детей, воспитывают - мы радоваться должны этому! Так что я приглашаю стать соавторами этого проекта закона всех 450 депутатов: 15 миллионов в год - это на самом деле не деньги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Александровна Чиркова. ЧИРКОВА И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Геннадьевич, видимо, Мурманская областная Дума вышла с этой инициативой в связи с жалобами своих избирателей - подскажите, у вас есть статистика, сколько жителей вашей области через суд ежегодно добивается такого права? МАКАРЕВИЧ А. Г. К сожалению, такой статистики нет, у нас есть только статистика министерства образования по отказам Пенсионного фонда предоставлять такую компенсацию: в 2015 году было 13 таких случаев, и тенденция к росту числа отказов продолжается. Я в своём выступлении говорил, что тактика Пенсионного фонда изменилась: они теперь просто отказывают, а раньше подавали исковые заявления в суд для взыскания незаконно выплаченных компенсаций, связанных с проездом неработающего пенсионера один раз в два года к месту отдыха и обратно. И ещё буквально несколько слов. У нас более четверти всех приёмных семей создали как раз неработающие пенсионеры, в большей части они являются бывшими работниками образовательной отрасли. Вот в договоре о приёмной семье сказано, что приёмный родитель обязан всецело отдавать себя воспитанию приёмного ребёнка, заботиться о его духовном, нравственном, физическом развитии, о его здоровье, - вот так они и поступают, и будут так поступать, это совершенно очевидно. Деньги не главное, всё должно быть справедливо устроено, а эта ситуация объективно - надо это признать - демотивирует как раз эту категорию граждан создавать приёмные семьи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы выразить благодарность Николаю Михайловичу Харитонову: за длительную практику, мне кажется, впервые такая ситуация, когда заключение комитета противоречит позиции правительства. И к этому прийти было непросто, ведь в комитете представители разных фракций, поэтому большая заслуга здесь в том числе и председателя комитета. Что касается самого предмета нашего обсуждения, то, честное слово, иногда ну до слёз бывает обидно за наше правительство! Мы здесь уже неоднократно говорили о брошенных детях, которых мы вынуждены - и, к сожалению, это поддерживает большинство парламента - отдавать за рубеж, в чужие семьи, после чего эти дети становятся гражданами чужих стран, а здесь речь о том, что ребята попадают в российские семьи, причём не где-то в Сочи, в Крыму или ещё в каких-то благодатных местах, а на Крайнем Севере (кто был в том же Мурманске, знает, какая там суровая природа, какие суровые условия), и помочь, и поддержать - это, мне кажется, просто наше общее святое дело, тем более что речь-то идёт, господи, о какой-то мелочовке - о 15 миллионах рублей! Я хочу, поддерживая Мурманскую областную Думу и этот законопроект, обратиться ко всем депутатам: давайте мы сделаем доброе дело в канун великого праздника - 70-летия Победы! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Как представитель фракции, которая последовательно поддерживает инициативы, поступающие из регионов, хотел бы сказать, что мы этот законопроект обязательно поддержим. Вызывает удивление следующий факт: вот коллега говорит, что единогласно поддержали инициативу на месте, но это значит, что поддержали и представители той партии большинства, представители которой и здесь, в Госдуме, тоже являются большинством, и получается, они там, на местах, своим избирателям скажут, что они, дескать, хорошие - они их услышали, а Госдума плохая - не поддержала! Плюс ещё наши коллеги из партии большинства сегодня, вот только что предложили увеличить пенсионный возраст на госслужбе, соответственно, судя по тому, что Правительство Российской Федерации положительно на это отреагировало, мы получим излишки в Пенсионном фонде, поэтому я думаю, что это предложение не будет ударом по Пенсионному фонду, - просто когда в правительстве давали заключение на вашу инициативу, то ещё не знали, что мы от увеличения пенсионного возраста госслужащих получим такое высвобождение денежной массы в Пенсионном фонде. Ну и я хочу обратить внимание тех людей, которые, занимаясь расчётами, отодвигают в сторону моральный аспект и принимают решение с учётом только материального аспекта, то есть на основе только материальной точки зрения - что тех ребятишек из детских домов, которых не усыновят, потом нужно будет за счёт государства обеспечивать жильём. То есть те товарищи, которые считают, что это экономически нецелесообразно, что это не по карману бюджету Российской Федерации, ошибаются, потому что люди, которые усыновляют детей, очень серьёзно помогают государству в плане финансирования, разгружая, так сказать, бюджет. Таким образом, надо поддержать эту инициативу, тем более после предложения фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" об увеличении пенсионного возраста госслужащих: мы очень значительную денежную массу сэкономим и сможем направить её на эти цели. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, вынужден выйти сюда, на трибуну. Понимаю, что к вечеру все уже притомились, тем более что у нас сегодня был такой интересный день - мы слушали отчёт председателя правительства о работе за истекший год, и при этом, я так понял, очень быстро находили взаимопонимание - и по проблеме детских садов, и по другим проблемам, касающимся детей. Но я ведь, друзья, не просто так задал вопрос Николаю Михайловичу, не для того, чтобы тут перед вами покрасоваться. Он тут сказал: вдумайтесь! - и вот я сижу и думаю, думаю... Как вы понимаете, эти 15 миллионов - это не в один год, а в два года, ведь компенсация расходов на проезд осуществляется один раз в два года - ну и о чём мы с вами тут спорим?! Где наш уважаемый председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, где наш уважаемый председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей?! Ну что, мы не можем решить этот вопрос?! (Шум в зале.) Сергей Евгеньевич, мы же с вами по вашей инициативе сэкономили больше 200 миллионов рублей за счёт нашей заработной платы - давайте поставим сейчас об этом вопрос и перечислим 15 миллионов, если у нашего государства этих денег нет. Ну должна же быть какая-то элементарная справедливость! (Шум в зале.) Действительно, спасибо вам за вашу инициативу! Мне безразлично, вы из "ЕДИНОЙ РОССИИ", из ЛДПР, из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" или из Компартии, у вас все, наверное, есть. О чём спорим, зачем теряем время?! Я вас всех призываю ослушаться, тем более что, я так понял, Дмитрий Анатольевич Медведев такие инициативы очень быстро поддерживает. Вы слышали цифры - это данные Пенсионного фонда, никто ничего не выдумал, я ещё раз подчёркиваю: компенсация расходов на проезд для этой категории лиц осуществляется - вот пусть автор подтвердит - один раз в два года, 15 миллионов рублей разделите на два года - 7,5 миллиона. Я боюсь... вернее, не боюсь, а полагаю, что тут, может, даже у кого-то в кармане есть такая сумма, так что могли бы и так выплатить. В общем, я предлагаю всем переступить через свои страхи и опасения, что потом будут разбирать на президиуме или на бюро, - надо поддержать стопроцентно и сказать: молодцы, мурманчане, так и действуйте, одним фронтом, все вместе! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Николаевна Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на то, как диктует правило статья 34 Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях...": "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учётом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации". Никто эту статью закона не отменял, и она распространяется на всех пенсионеров, независимо от того, какую социальную функцию они выполняют. Более того, Мурманская областная Дума действительно встревожена ситуацией, которая сложилась конкретно именно в этой области с компенсацией средств, предназначенных для оплаты проезда пенсионеров, являющихся приёмными родителями или опекунами. Когда рассматривалась инициатива Мурманской областной Думы, причём достаточно тщательно, мы получили заключение Правительства Российской Федерации, и я хочу обратить внимание на то, что Правительство Российской Федерации тоже ссылается на статью 34, текст которой я привела, и говорит о том, что правоприменительную практику в данном случае следует осуществлять с учётом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой государством гарантируется право всех лиц, в том числе пенсионеров, являющихся приёмными родителями, на названную компенсацию, - это определение Верховного Суда от 28 февраля 2014 года № 94-КГ13-1. Предлагаемое уточнение положений статьи 34 является излишним, но, учитывая, что, по сути дела, нарушается закон и не исполняется определение Верховного Суда, я предлагаю иной путь, который будет быстрее и надёжнее... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты: выступление от фракции. ПИВНЕНКО В. Н. ...вместе с Мурманской областной Думой поработать с Пенсионным фондом - я готова к этому и уверена, что мои коллеги из комитета по труду и социальной политике тоже, - чтобы на территории Российской Федерации таких позорных случаев больше не было! Цифры действительно мизерные - примерно полторы тысячи человек в год, и сумма вообще смешная - 15 миллионов. Мы с вами не раз работали над внесением изменений в порядок оплаты проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно, вы помните, потому что и денег не выделяли, и искали всякие заковырки, чтобы не компенсировать эти расходы, но мы в этом порядок навели, и я уверена, что мы наведём порядок в ходе совместной работы и по данному вопросу. Но стоит ли именно вносить изменения в закон? А если завтра появятся ещё какие-то категории, которые будут обделены, - мы будем рассматривать очередной законопроект? Я думаю, что в этом нет необходимости. Именно по этой причине наша фракция не поддерживает эти изменения, но мы, повторяю, поддерживаем позицию Мурманской областной Думы и готовы вместе с ней этот вопрос проработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Александровна Чиркова. ЧИРКОВА И. А. Спасибо. Очень жаль, что этот законопроект не отправили в наш комитет - Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, как в комитет-соисполнитель: мы, наверное, помогли бы отстоять этот законопроект, потому что он хоть и узконаправленный, но принципиально важный. Вот даже странно, что, несмотря на положительное решение Верховного Суда, правительство и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", по-видимому, не хотят вносить изменения в закон. Понятно, что, может быть, это будет, извините за просторечное выражение, разжёвыванием Пенсионному фонду положений уже существующей, работающей статьи, но, видимо, это необходимо. Я, как депутат от Архангельской области, которая тоже приравнена к районам Крайнего Севера, могу сказать, что такая проблема есть, и перед началом летнего сезона она опять очень остро встанет. Давайте не будем мелочными в таких вопросах и примем сегодня этот законопроект! Я не согласна с предыдущим оратором - так будет быстрее: сегодня мы примем законопроект в первом чтении, а через месяц закон уже заработает, и приёмные семьи, где родители - пенсионеры, уже летом смогут воспользоваться компенсацией. Я прошу всех поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Геннадьевич, пожалуйста. МАКАРЕВИЧ А. Г. Уважаемая Валентина Николаевна, мы с вами знакомы, я, и не только я, а многие депутаты Мурманской областной Думы знаем вас и с большим уважением к вам относимся, но мы не можем согласиться с вашей сегодняшней позицией. Объясню почему. Вот у меня на руках не один ответ из Пенсионного фонда Российской Федерации, который ссылается на совокупность норм права, в том числе и на действующий закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...", и на соответствующее постановление правительства, которое вышло во исполнение этого закона: они говорят, что вот эта совокупность норм действующего законодательства как раз и освобождает пенсионера - приёмного родителя от оплаты проезда к месту отдыха. Правовая позиция Верховного Суда не учитывалась и не будет учитываться органами Пенсионного фонда - я в своём выступлении об этом уже говорил. Суды могут принимать её во внимание, должны, но у нас, к сожалению, так: должны, но действуют разнонаправленно даже несмотря на то, что есть определение Верховного Суда. В общем, наверное, не стоит заводить рака за камень, нужно просто посмотреть правде в глаза - правильно здесь говорили: иногда нужно иметь элементарное мужество - подчёркиваю: мужество! - чтобы сдвинуть простой вопрос с мёртвой точки, идя навстречу гражданам, не произносить здесь красивые речи, а просто, проявляя волю, повторяю, идти им навстречу! Ну и следующий момент, я не сказал об этом в своём выступлении. Вот эти 15 миллионов, с точки зрения Мурманской областной Думы, не надо дополнительно предусматривать в бюджете - мы в финансово-экономическом обосновании данного законопроекта чётко написали: все эти средства предусмотрены на сегодняшний день в федеральном бюджете для Пенсионного фонда. Есть много неработающих пенсионеров, но далеко не каждый из них становится приёмным родителем, а вот если пенсионер становится приёмным родителем, то что получается? Пенсионный фонд эту дубину начинает использовать против человека, который, руководствуясь благородными помыслами, берёт на воспитание ребёнка из детского дома. Я хочу привести официальные данные министерства образования Мурманской области, особенно для тех, кто думает в том числе об экономии бюджетных средств: средства, которые расходует государство на поддержку приёмных родителей, приёмной семьи, почти в четыре раза меньше, чем тратится на содержание ребёнка в детском доме. А сколько плюсов от этого! Я вам уже говорил, что очень многие, кто решил стать приёмными родителями, являются бывшими работниками образования, образовательной отрасли, и у этих людей есть блестящий опыт работы по воспитанию детей, поэтому они сейчас таким образом поступают. К тому же нужно учитывать, что пока, к счастью, сохраняется право на досрочный выход на пенсию для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, это действует в том числе и в отношении педагогов. И последнее. Ну нельзя демотивировать этих людей, повторяю! Я разговаривал со многими приёмными родителями, и они говорили, что даже если мы не урегулируем эту проблему в законодательном порядке, то это не умалит их желания заботиться о детях, идти навстречу государству, они хотят быть приёмными родителями, но это вопрос человеческой справедливости: мы должны посмотреть правде в глаза и признать, что это объективно, подчёркиваю, демотивирует граждан на создание таких семей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Геннадьевич. Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М. Нет смысла разворачивать большую полемику, всем всё ясно, поэтому, друзья, голосовать надо дружно, уверенно, в 450 голосов. Хотя вы, конечно, можете ещё раз встать поперёк. Мы всё время зовём людей на севера жить, а норму об элементарной мере поддержки не хотим принять! Уже сколько раз комитет выходил с подобными предложениями: в Государственную Думу из Магадана, из других регионов, отовсюду приезжают, - но, к сожалению, вы, парламентское большинство, всё отбиваете! Я вас всех приглашаю в соавторы, ну а сейчас проголосуйте! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 16 сек.) Проголосовало за 208 чел.46,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.