Заседание № 237
01.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 665863-8 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части создания условий для управления многоквартирными домами, признанными аварийными и подлежащими сносу или реконструкции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5113 по 5267 из 6060
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации". Докладывает Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, коллеги! На рассмотрение вносим законопроект, который позволит регионам решить вопрос с содержанием аварийных многоквартирных жилых домов до момента их расселения и сноса. Программа расселения аварийного жилья сегодня идёт ровно теми темпами, которые государственные программы и различные наши инвестиционные механизмы реально способны обеспечить. При этом домам, признанным аварийными, конечно, тоже необходимо соответствующее содержание, потому что в них всё-таки продолжают проживать люди. Да, содержание не в полном объёме, а по сокращённому перечню работ, но всё же. Обслуживание таких домов экономически неэффективно для бизнеса, то есть желающих среди управляющих организаций прийти и взять такой дом на обслуживание практически нет, поэтому большинство таких домов обслуживаются муниципалитетами буквально по остаточному принципу, при этом особенных полномочий-то в этом вопросе ни у муниципальной, ни у региональной власти сегодня нет. Конкурсы по выбору управляющих компаний для таких домов в 90 процентах случаев, это официальная статистика, сегодня объявляются несостоявшимися по причине отсутствия заявок. Ситуация требует решения. Наше предложение - дать право региону назначать управляющие организации для обслуживания признанных аварийными домов, если граждане своё право на управление домом по каким-то причинам не реализовали, то есть не выбрали управляющую компанию. Сегодня это тоже возможно делать, но для этого муниципалитету необходимо чуть ли не объявить чрезвычайную ситуацию, подготовить огромный пакет документов, принять решение и потом ещё объясниться за это решение, зачастую в прокуратуре. Мы же предлагаем дать простой, понятный механизм: регионы могут назначать управляющую компанию до расселения дома либо до выборов жителями другой управляющей компании, но не более чем на пять лет. Региональные власти смогут создавать специальный реестр таких управляющих организаций, к которым будут предъявляться особенные требования по составу хозяйства, техники и так далее. При этом также у муниципалитетов и регионов появится возможность субсидировать такие компании, учитывая, что - опять же возвращаюсь к тому, с чего начал, - экономически деятельность по содержанию таких домов неэффективна. Предлагаемый механизм даст возможность принимать оптимальные решения по управлению буквально каждым конкретным аварийным жилым домом, вовремя реагировать на возникающие проблемы и, самое главное, обеспечить гражданам, проживающим в таких домах до их расселения, минимально возможные в этой ситуации, я так скажу, комфорт и безопасность. Правительством текст законопроекта поддерживается с некоторыми техническими замечаниями, мы учтём их ко второму чтению. Государственно-правовое управление, Комиссия по обеспечению жилищных прав граждан - Галину Петровну не вижу... коллеги нас тоже поддержали. Соответствующий профильный комитет Совета Федерации, Верховный Суд не возражают. В общем, работу мы провели достаточно большую. Коллеги, просьба поддержать в первом чтении, ко второму будем дорабатывать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Лябихов Роман Михайлович. ЛЯБИХОВ Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Большая, сложная проблема, и, несмотря на то что с 2008 года занимаемся расселением ветхого и аварийного жилья, к сожалению, 15 лет показали, что проблема неустранима, соответственно, мы с вами имеем законодательный пробел. В чём он состоит, Сергей Александрович подробно рассказал. В общем и целом получается, что управлением такими аварийными домами заниматься никто не хочет, но, несмотря на это, граждане наши там живут, и каждый год 2 миллиона квадратных метров аварийного жилья добавляется. Безусловно, есть программа, это уже программа до 2032 года, она идёт во многих субъектах, но, к сожалению, такими домами управлять надо. Многие из нас видели такие дома, когда были в своём регионе: есть достаточно приличные дома, где люди собрались, управляют и сами следят за своим домом, но чаще всего, конечно, это очень страшные объекты, в которые ни одна управляющая компания с текущими тарифами заходить не хочет. Авторы законопроекта предложили, чтобы субъект брал на себя определение управляющей компании без конкурса, для того чтобы она зашла и управляла таким домом. Ну и мы им даём соответствующее право, если они хотят субсидировать ставку на управление из регионального бюджета. Также я хотел бы отметить, что наш комитет обращает внимание на то, что предлагаемый законопроектом порядок регулирования направлен на содержание и эксплуатацию такого аварийного фонда, а не на решение вопроса управления самим домом, жители которого самостоятельно не выбрали способ управления. Нам некоторые субъекты на это указывали, но это ошибочно. В данном случае решается именно вопрос о возможности управления аварийным домом, это не подмена способа выбора управления. На основании изложенного наш комитет поддерживает идею такого государственного регулирования для поддержки, содержания и эксплуатации аварийных домов и просит в первом чтении поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Роман Михайлович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Алёхин Андрей Анатольевич, пожалуйста. АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Александрович, действительно закон необходим. Проблема обслуживания многоквартирных домов, признанных аварийными, стоит очень остро, управляющие компании, как правило, отказываются брать на обслуживание эти дома. Только в Омске брошенных домов более сотни. Жильцы этих домов вынуждены решать все коммунальные проблемы самостоятельно. Эта ситуация во многих случаях сохраняется годами. Как вы смотрите на то, чтобы решить эту проблему, пойти дальше, чем предлагает данный законопроект: обязать регионы создать государственные, региональные управляющие компании, которые будут обслуживать брошенные дома до их расселения или реконструкции? На мой взгляд, только государственные или муниципальные управляющие компании могут решить проблемы обслуживания и содержания ветхих и аварийных многоквартирных домов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пахомову включите микрофон. ПАХОМОВ С. А. Большое спасибо за вопрос. Я так отвечу: в целом с либерализацией на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства надо заканчивать, эту модель, которую последние 15 или 20 лет мы реализуем, в общем-то, нельзя сегодня назвать в полной мере эффективной. Давайте ко второму чтению посмотрим, но, когда мы готовили сам текст законопроекта, подразумевалось, что большинство таких компаний всё-таки будут государственные. Причём у нас есть регионы, в которых в принципе нет никакого участия региона, муниципалитета на рынке управления домами, поэтому там придётся подбирать какую-то из действующих компаний. Но тему вы подняли верную, давайте в целом над усилением роли государства как минимум на рынке управления домами, а то и в целом в жилищно-коммунальном хозяйстве работать. Спасибо вам за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 09 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.