Заседание № 234
24.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 665134-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении и уточнении ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав граждан от коллекторских организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3053 по 3326 из 5571
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра юстиции Елены Анатольевны Ардабьевой. АРДАБЬЕВА Е. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! В проекте федерального закона предлагается изложить статью 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в новой редакции, установив административную ответственность за нарушение требований законодательства не только для профессиональных коллекторских агентств, как сделано в действующей редакции статьи, но и для микрофинансовых и кредитных организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Новеллой этого законопроекта является установление ответственности за незаконное использование юридическим лицом в своём наименовании словосочетания "профессиональная коллекторская организация". Кроме того, устанавливается ответственность за неисполнение решения контролирующего органа об ограничении использования одного или нескольких способов взаимодействия с должником. Правом рассматривать дела о совершённых должностными и юридическими лицами административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 5, 6 проектируемой статьи, предлагается наделить судей арбитражных судов. Законопроектом также предлагается установить право должностных лиц Федеральной службы судебных приставов составлять протоколы об административных правонарушениях, поскольку в настоящее время такие полномочия в Кодексе об административных правонарушениях не определены, по следующим составам: неповиновение законному распоряжению или требованию контролирующего органа, невыполнение в установленный срок его законного предписания, непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и непредоставление сведений, информации в контролирующий орган. При этом отдельно отмечаем, что статью 2 законопроекта, как утратившую актуальность в связи с наступившим сроком, предлагается исключить в ходе доработки законопроекта ко второму чтению. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Павловича Тетердинко. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на уточнение положений административных составов с учётом принятого в августе 2023 года федерального закона № 467-ФЗ о корректировке положений законодательства о коллекторской деятельности. В целом концептуально законопроект поддерживается, но по нему есть несколько замечаний. Самое существенное замечание, по мнению комитета, состоит в том, что законопроект, к сожалению, не корректирует установленные ранее размеры административных штрафов по соответствующим составам. Ко второму чтению, мы полагаем, указанный вопрос необходимо будет дополнительно обсудить и размеры административных штрафов скорректировать, в том числе в части верхнего и нижнего пределов административных штрафов, установленных для разных категорий - для граждан, юридических лиц и должностных лиц. Концептуальных замечаний по законопроекту у комитета не имеется. Рекомендуем Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Елена Анатольевна, законопроект важный, мы его поддерживаем. Коллекторские организации снова нашли лазейку - мы её закрываем законопроектом, вводя новые штрафы и ответственность. Безусловно, с учётом увеличения долгов граждан перед банковскими структурами эта проблема приобретает особую важность, но коллекторы будут находить новые лазейки, чтобы издеваться над нашими гражданами. Наша фракция уже много лет предлагает запретить коллекторские агентства и микрофинансовые организации, которые наживаются на финансовых проблемах граждан. Очевидно, что любая банковская структура может самостоятельно заниматься взысканием долга и никакие помощники для этого не нужны. Считаю, нам важно принять такое решение либо мы так и будем вносить новые законопроекты, а коллекторы будут искать новые лазейки. Вот как вы относитесь к такому предложению фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо большое, Яна Валерьевна, за вопрос. Вопрос запрета микрофинансовых организаций уже неоднократно поднимался, в Государственной Думе были соответствующие проекты. К сожалению, услуги микрофинансовых организаций остаются востребованными нашими гражданами, например теми же пенсионерами, которые не имеют возможности взять, так сказать, кредитные обязательства в кредитных организациях, поэтому мы считаем, что на данном этапе они пока должны существовать. За их деятельностью осуществляется эффективный государственный контроль путём установления для них в том числе административной ответственности и получения от них соответствующих отчётов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Уважаемая Елена Анатольевна, скажите, пожалуйста, а как определяется, это профессиональное коллекторское агентство или это не профессиональное коллекторское агентство? Дело в том, что, как только иностранные партнёры (в кавычках) стали выходить из капитала, выяснилось, что крупнейшие поставщики коллекторских услуг - это компании с иностранным участием и они входят в крупные группы. Ну, например, "ЭОС Груп" или "Первое клиентское бюро", названия у них вполне респектабельные, и они с огромными активами, основными активами, например, активы "ЭОС Груп", которая занималась коллекторской деятельностью, - 17 миллиардов рублей, у "Первого клиентского бюро" - 25 миллиардов. Вот это что, коллекторские агентства или члены каких-то крупных?.. (Микрофон отключён.) АРДАБЬЕВА Е. А. Оксана Генриховна, спасибо за вопрос. У нас в законодательство в прошлом году было введено новое понятие в отношении коллекторских агентств - "профессиональные коллекторские организации", и таковыми эти организации могут стать только после того, как Федеральная служба судебных приставов, являющаяся уполномоченным органом, включит их в соответствующий реестр. Правовым последствием включения в этот реестр является возможность осуществления такими организациями коллекторской деятельности. Иные организации, с иными наименованиями и с иными, так сказать, структурированными активами, невозможно включить в этот реестр, только в случае если они соответствуют требованиям, установленным законом о так называемой коллекторской деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемая Елена Анатольевна, ну, действительно, вызывает серьёзные вопросы размер предполагаемых штрафов: от 5 тысяч - для физических лиц, от 20 тысяч - для должностных. С подачи правительства недавно Государственная Дума подняла пошлины при подаче заявления в суд - в размере 10 тысяч рублей, а тут мы предлагаем 5 тысяч брать за действия коллекторов-беспредельщиков. Ну, в нашем обществе действительно коллекторская деятельность вызывает, я мягко говорю, негативное совершенно отношение, потому что это ростовщичество, это микрофинансовые организации, для которых, кроме как "жулики", "палачи", других названий граждане не выбирают. Поэтому требуется полный запрет коллекторов, и уже сегодня коллега задавала такой же вопрос. Вы вносите: 5 тысяч рублей. Александр Павлович сказал, что размеры штрафов как бы спорные весьма, нужно будет рассмотреть. Какую вы предлагаете шкалу, чтобы действительно, раз уж они существуют, наказать по... (Микрофон отключён.) АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо за вопрос. Что сейчас мы делаем в законопроекте? Сейчас уже существует шкала, нижняя и верхняя границы размеров штрафов для профессиональных коллекторских организаций. В прошлом году уполномоченный орган, Федеральную службу судебных приставов, законом наделили правом контролировать ещё и микрофинансовые и кредитные организации, но в Кодексе об административных правонарушениях контроль в отношении микрофинансовых и кредитных организаций у нас сейчас не установлен. И именно эти субъекты мы добавляем в КоАП к профессиональным коллекторским организациям. А размеры штрафов, которые были установлены для профессиональных коллекторских организаций, не меняются, такие же будут и для кредитных и микрофинансовых организаций. Мы на заседании комитета в том числе этот вопрос рассматривали. Мы понимаем, что нижняя и верхняя границы были установлены законом давно, и готовы в процессе работы над законопроектом пересматривать границы - и нижнюю, и верхнюю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Елена Анатольевна, помимо штрафов, хотелось бы уточнить ещё один вопрос. Вот смотрите, в действующей редакции в части 1 статьи 14.57 кодекса использована формулировка "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния". Это универсальная формулировка, она понятна правоприменителю и используется в целом ряде статей, которые требуют подобного рода оговорки. Вами предлагается иная: "при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния". Скажите, чем вызваны такие изменения? И как вы считаете, может быть, всё-таки использовать действующую формулировку, которая понятна правоприменителю и достаточно часто используется при отправлении правосудия? АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо большое за вопрос, Анатолий Борисович. Мы посмотрели практику в других статьях, в принципе там используются и та, и другая формулировки. Если для правоприменителя будет более понятной та формулировка, которая сейчас используется в действующей редакции статьи 14.57 КоАП, мы готовы к ней вернуться, но нам казалось, что та формулировка, которую мы предложили, более понятная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" не будет поддерживать эту очередную попытку демонстрации борьбы (в кавычках) с ростовщиками в стране, потому что всё, что делается сейчас, и всё, что предлагалось до этого, - это просто демонстрация для галочки в отношении вот таких вопиющих ростовщических деяний на миллиарды, миллиарды рублей. Ну а по сути это открытый грабёж населения, которому некуда податься: в банках никто не пустит и ничего не предоставит. Ну а ростовщики находятся под таким колпаком, их раз за разом пытаются, как того чёрного кобеля, знаете, отмыть, как-то причесать, подстричь усики, коготки, значит, на какие-то процентики, на какие-то 5 тысяч рублей огорчить микрофинансистов и их подельников - коллекторских агентов. Конечно, это постыдно и позорно, уважаемые коллеги из правительства, не слышать народ, не слышать депутатов и продолжать грызть какой-то там кактус. Вы всё прекрасно видите. Вместо того чтобы надеть намордник хотя бы... Мы много раз предлагали разные варианты, но если не найдётся Герасим для этой Муму, то хотя бы намордник наденьте, и пусть это будут не сотни процентов годовых, пусть это будут десятки процентов, ну если не 30, то 40, 50 процентов. Почему на такой шаг вы не можете отважиться? И пусть они попробуют поработать, как работают банки. Прибыль 30-50 процентов - ну попробуйте где-то в бизнесе сегодня найти примеры такой прибыли. Нет! Правительство в вашем лице в том числе по-прежнему делает плохую мину при плохой игре, уважаемые коллеги. Не будем поддерживать подобные законы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик Тетердинко? Включите микрофон. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Насчёт того, что намордник надо надеть на микрофинансовые организации, как Олег Анатольевич выразился. Так законопроект на это и направлен! Другое дело, что о величине этого намордника давайте поговорим на стадии второго чтения. А вот говорить, мол, давайте мы его вообще не будем принимать - так тогда вообще не будет никакой управы на них и никаких штрафов вообще не будет! Поэтому такая позиция абсолютно нелогичной кажется. Если вы считаете, что микрофинансовые организации надо штрафовать, надо наказывать, когда они нарушают порядок осуществления их деятельности, так вы должны поддерживать этот проект закона и при подготовке ко второму чтению приходить и говорить: давайте штрафы увеличим. Вот логичная позиция! А вы говорите: не будем мы вообще это поддерживать. Ну и где здесь логика? Давайте их оставим без всякой ответственности? Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, занимает более ответственную позицию и этот законопроект предлагает поддержать, а ко второму чтению его доработать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, но только в данном случае речь о коллекторских организациях идёт, а не о микрофинансовых. Это тема немножко другая. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 13. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 20 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.