Заседание № 245
29.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 665126-8 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (об уточнении перечня организаций, имеющих право оказывать содействие лицам, содержащимся в исправительных центрах, исправительных учреждениях, дисциплинарных воинских частях, а также администрациям исправительных центров и исправительных учреждений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3509 по 3672 из 5994
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Елена Анатольевна Ардабьева. Пожалуйста. АРДАБЬЕВА Е. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Подготовка законопроекта предусмотрена планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год. В декабре 2022 года в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" были внесены изменения в части конкретизации перечня некоммерческих организаций, которые принимают участие в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействуют лицам, находящимся в местах принудительного содержания. В частности, в данный перечень наряду с общественными объединениями были включены ассоциации, союзы, фонды и автономные некоммерческие организации. Представленным законопроектом в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации вносятся корреспондирующие изменения, расширяющие перечень организаций, которые имеют право оказывать содействие лицам, содержащимся в учреждениях, исполняющих наказания, а также их администрациям в целях исправления осуждённых. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Анатольевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Олег Иванович Иванинский. ИВАНИНСКИЙ О. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Елена Анатольевна очень подробно объяснила суть изменений, вносимых в Уголовно-исполнительный кодекс. Комитет поддержит данный законопроект. Хотел бы ещё раз обратить ваше внимание, что мы сегодня обсуждаем очень важную проблему - это касается общественного контроля в местах исполнения наказаний. Комитет рассмотрел законопроект. Есть положительное заключение нашего Правового управления. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Иванович. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Елена Анатольевна, 27 мая наш комитет проводил "круглый стол" с участием Министерства юстиции, где обсуждался процесс гуманизации для женщин, которые находятся в местах лишения свободы. В работе "круглого стола" приняли участие в том числе эксперты, которые представляли общественные организации. Они как раз говорили о невысокой активности общественных объединений по выдвижению кандидатур в общественные комиссии. Это связано с отсутствием возможности оплачивать командировочные расходы (проезд до мест принудительного содержания - за собственный счёт), с проблемами в обеспечении деятельности самих комиссий и во взаимодействии с органами исполнительной власти, с которыми надо решать проблемы, выявляемые общественниками. В данном случае вы меняете только формулировки. А смысл работы вот этих общественных комиссий изменится или нет, содержание этих комиссий, будут ли решены вопросы, о которых я только что сказала? АРДАБЬЕВА Е. А. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Ну, предмет нашего законопроекта несколько иной, но в ответ на ваш вопрос могу сказать следующее. Сейчас, по нашим данным, на территории Российской Федерации 50 общественных организаций, созданных до 2022 года, занимающихся правозащитной деятельностью, из их числа формируются общественные наблюдательные комиссии. С точки зрения законодательства, с точки зрения федерального закона об общественном контроле препятствий к тому, чтобы быть выбранным в общественную наблюдательную комиссию и потом быть одобренным советом Общественной палаты, не имеется. Перечень документов минимальный при подаче такого заявления: нужны устав организации, информация о деятельности организации. То есть препятствий нет. Что касается оплаты их расходов, ну, тут мы, конечно, не можем на себя это взять, потому что это, как вы понимаете, дополнительные расходы федерального бюджета. В декабре 2022 года в том числе по этим вопросам были внесены изменения в федеральный закон № 76-ФЗ, об общественном контроле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Соболев Виктор Иванович, пожалуйста. СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемая Елена Анатольевна! Я вот с удивлением увидел здесь, что есть дисциплинарные части в Вооружённых Силах. Это что, на самом деле так? АРДАБЬЕВА Е. А. Да, Виктор Иванович, есть такие подразделения у нас в Вооружённых Силах - дисциплинарные воинские части. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопросы к докладчику. Уважаемая Елена Анатольевна, вы также предлагаете наименование статьи 23 Уголовно-исполнительного кодекса изложить в новой редакции, а именно: "Осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях, а также содействие лицам, в них содержащимся". Однако в тексте проектируемой нормы речь идёт в том числе об оказании содействия администрациям исправительных центров и исправительных учреждений. В итоге получается, что наименование статьи отличается от её содержания. Поскольку предлагаемое содействие будет оказываться также администрациям учреждений и в том числе дисциплинарным воинским частям, необходимо изменить наименование или, наоборот, привести содержание проектируемой нормы к её названию. Как вы считаете? АРДАБЬЕВА Е. А. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Но мы-то считаем, что наше новое изложение названия, новая редакция как раз соответствует содержанию, поскольку общественный контроль за обеспечением прав человека осуществляется в интересах лиц вот в тех учреждениях, которые указаны в названии и в этой статье. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Елена Анатольевна, ну, понятно, законопроект об общественном контроле за соблюдением прав человека. А вот скажите, пожалуйста, сколько сейчас граждан, находящихся в местах лишения свободы, не владеют русским языком? Это первое. И второе. Как выстроена работа, взаимодействие вот именно с ними, привлекаются ли диаспоры, ещё какие-то структуры, те, которые могли бы работать в рамках защиты прав человека с людьми, не владеющими русским языком? АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. Ну, у нас эти граждане содержатся в исправительных учреждениях наряду с гражданами, владеющими русским языком, и при необходимости привлекаются специалисты, переводчики, для того чтобы взаимодействовать с ними. Никаких послаблений для этих граждан относительно тех, кто владеет русским языком, нет в законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Иванович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 41 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.