Заседание № 219
О проекте федерального закона № 664950-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Виктор Витальевич Пинский, пожалуйста. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный проект закона прошёл все необходимые экспертизы и процедуры, готов к принятию в третьем чтении. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносится на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 22 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 92 чел.20,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 214
О проекте федерального закона № 664950-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Александр Александрович Ремезков, пожалуйста. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект внесён Президентом Российской Федерации, принят в первом чтении 16 декабря 2014 года. Ко второму чтению поступила одна поправка юридико-технического характера, которая рекомендуется комитетом к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли замечания по единственной поправке? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 16 мин. 58 сек.) Проголосовало за 246 чел.54,7 % Проголосовало против 49 чел.10,9 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Поправка принимается. Законопроект выносим на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 59 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 90 чел.20,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 664950-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Гарри Владимирович Минх. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президентом Российской Федерации внесён законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Речь идёт о совершенствовании уголовно-правового механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности. Хочу вам напомнить, что в настоящее время установлен в качестве одного из основных видов наказания за взяточничество и коммерческий подкуп штраф в размере до стократной суммы взятки, при этом большинство осуждённых, порядка 89 процентов, осуждаются за коррупционные преступления небольшой тяжести, там этот штраф является безальтернативным видом наказания. Но такие размеры штрафа без возможности учёта реальных имущественных параметров осуждённых приводят к тому, что исполнение наказаний является крайне неэффективным, и поэтому предлагается, во-первых, снизить минимальные размеры кратного штрафа, во-вторых, дополнить санкции указанных статей альтернативными видами наказания, что, на наш взгляд, позволит повысить эффективность исполнения приговоров, вступивших в законную силу, и обеспечит соблюдение не только принципа неотвратимости наказания, но также и принципа справедливости, позволит нам реализовать меры, связанные с предупреждением преступности. Законопроект, внесённый президентом, направлен на это. Кроме того, предлагается увеличить срок добровольной уплаты штрафа с тридцати до шестидесяти дней и увеличить срок рассрочки уплаты штрафа с трёх лет до пяти лет. Также предлагается предусмотреть возможность наложения ареста на имущество не только для обеспечения гражданско-правовых претензий, но и для того, чтобы обеспечить исполнение уголовного наказания в виде штрафа. Вот содержание данной инициативы президента. Прошу вас поддержать, проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович довольно подробно изложил суть изменений, предлагаемых для внесения в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Я хотел бы сказать, что этот проект закона направлен на оптимизацию механизма исполнения наказания за коррупционные преступления, и, как уже говорилось, речь идёт прежде всего о таком наказании, как штраф. Сейчас при назначении наказания в виде лишения свободы по статьям 290 и 291 суд не имеет возможности изменять размер штрафа, поскольку он назначается только в твёрдой сумме, кратной размеру взятки, а не в интервале "от" и "до", тем самым суд лишается возможности в этих случаях дифференцировать штраф в зависимости от обстоятельств дела, личности виновного, его материального положения и так далее, а это в некоторых случаях ведёт к тому, что не достигаются цели наказания. Я не буду подробно говорить об изменениях, потому что Гарри Владимирович уже о них сказал. Хотел бы отметить, что концепция данного законопроекта комитетом поддерживается, мы полностью согласны с тем, что принятие этого федерального закона будет способствовать повышению эффективности исполнения уголовного наказания в виде штрафа, достижению целей уголовного наказания в отношении лиц, которые совершили коррупционные преступления. Отмечу также, что отзывы правительства, Верховного Суда и Правового управления положительные. Комитет просит поддержать данный проект закона, принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Иван Константинович Сухарев. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Действительно, проект федерального закона направлен на совершенствование уголовно-правового механизма, противодействие преступлениям коррупционной направленности, и фракция ЛДПР, конечно, поддерживает это направление. Практика назначения наказания за коррупционные преступления изменилась в связи с принятием федерального закона от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ, которым в качестве основного наказания за взяточничество и коммерческий подкуп был установлен штраф в размере до стократной суммы взятки либо предмета коммерческого подкупа. Безусловно, коррупция - это прежде всего экономический ущерб государству, который можно выразить в денежном эквиваленте, поэтому вопрос к Гарри Владимировичу: какой совокупный ущерб экономике был нанесён совершением таких преступлений, как взятка и коммерческий подкуп, и какая сумма была возвращена после вступления в силу данного закона?.. (Микрофон отключён.) МИНХ Г. В. Конечно, сказать точно, какой ущерб причинён этими преступлениями, назвать цифру практически невозможно. Что касается того, как исполняется тот вид наказания, о котором мы сегодня говорим, то цифры разные, скажем так, но в целом речь идёт о том, что это до 15-20 процентов размеров штрафов, которые выносятся в качестве обвинительных приговоров, вот в плане исполняемости цифры такие. Как мы с вами видим, эффективность этой меры без такого индивидуализированного подхода, без учёта того, о чём сказал Виктор Витальевич, низка, это приводит к тому, что эти виды наказания реализуются крайне неэффективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Гарри Владимирович, конечно, мы поддерживаем, если образно говорить, такое медикаментозное лечение раковой опухоли, но не пора ли переходить всё-таки к операциям? Например, как бы вы отнеслись к тому, чтобы поправкой добавить норму об обязательной проверке законности происхождения всего нажитого имущества вот этого коррумпированного чиновника? Пусть он заплатит штраф, а потом докажет, что всё, что нажито "непосильным трудом", нажито законно, и продемонстрирует это в суде, а если не докажет - ну тогда надо конфисковать это имущество. Такой законопроект есть, может быть, его в виде поправки внести? МИНХ Г. В. Скажу откровенно, что предметно тот законопроект, о котором вы говорите, другой. Скрестить ужа с ежом можно, такие эксперименты делаются, но вряд ли мы получим тот результат, на который рассчитываем. Если же говорить более серьёзно, то хочу вам напомнить, уважаемые коллеги, что в настоящее время... Могу привести данные по 2011 году - это год, когда состав депутатов Государственной Думы шестого созыва начал свою работу: в 2011 году было внесено два крупных законопроекта - они стали законами, - посвящённых теме борьбы с коррупцией; в последующие два года было внесено по три законопроекта - они тоже стали законами, - посвящённых борьбе с коррупцией (хочу вам напомнить: это законы, посвящённые контролю за доходами, контролю за крупными расходами, расширению круга лиц, которые подают сведения о своём имуществе и доходах за отчётный период); а в текущем году по линии президента это уже третья законодательная инициатива, направленная на борьбу с коррупцией. Так что мы с вами эту беду лечим сообща, действительно предлагаются различные меры, и нормативная база в достаточной степени создана. Ну, я думаю, что все разумные предложения, которые будут нам помогать в этом отношении, тоже будут рассматриваться, и мы их будем поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Иванович Фокин, у вас вопрос? Ошибочно? Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Извините, я не ту кнопку нажал. Гарри Владимирович, вот когда принимался этот закон, мы вам говорили, что не будет он работать. 100, 50... Вот почему вы считаете, что, если вы уменьшите размеры штрафов, он начнёт работать? Может быть, нам всё-таки применить в отношении коррупционеров итальянский метод или китайский? МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Васильевич, хочу вам сказать, что, к сожалению, и те меры, которые принимают наши коллеги в странах, о которых говорите, стопроцентного результата не дают. Если же вы предупреждаете о том, что это не будет работать, хочу вам напомнить, что при обсуждении практически всех инициатив, вносимых Президентом Российской Федерации, вы и ваши коллеги этот речитатив, в общем-то, повторяете. Мы вас слушаем, но анализируем те аргументы, которые вы высказываете, и, если аргументы, на наш взгляд, разумные, мы их учитываем, а если не очень, мы рекомендуем не рассматривать ваши предложения. Здесь мы с вами движемся в одном направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Мы обсуждаем 42-й вопрос повестки. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Первым выступает Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Относительно того, что мы до перерыва рассматривали, когда выступали коллеги-коммунисты, коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", должен сказать: безусловно, мы разделяем их опасения, что может каким-либо образом ослабнуть работа по пресечению антикоррупционных преступлений, однако, возвращаясь к сути законопроекта, хочу отметить следующее. При рассмотрении этого вопроса мы должны разделять случаи, которые касаются коррупционных преступлений. Когда из бюджета воруют огромные суммы денег, миллиарды, - это одна сторона проблемы, другая сторона проблемы связана с тем, что сегодня сотрудники правоохранительных органов в борьбе с коррупцией применяют палочную систему и, к сожалению, под этот пресс нередко попадают учителя, врачи и другие бюджетники, работники бюджетной сферы. Законопроект направлен на пресечение преступлений небольшой тяжести, когда размер взятки, например, до 25 тысяч рублей. Если мы рассматриваем в этой части, то, безусловно, лучше и намного эффективнее наша система будет работать в рамках профилактики. Что же касается наказания, то суммы штрафов должны быть адекватны, соразмерны взяткам. Порой взятки составляют от 500 рублей до 3 тысяч, до 5 тысяч рублей, а человек, который получил за выдачу справки той или иной взятку 300 рублей, должен будет выплатить штраф порядка 300 тысяч рублей. Но мы прекрасно понимаем, что человек просто не сможет выплатить такой штраф, и в данной ситуации служба судебных приставов также должна учитывать реальное положение, реальную возможность уплаты данного штрафа осуждённым лицом. То есть мы должны понимать, что здесь всё-таки должна быть адекватность и соразмерность. Данным законопроектом предлагается в части первой статьи 290, в частях первой и второй статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации снизить минимальную кратность штрафа, предусмотренного за коррупционные преступления небольшой тяжести, соответственно законопроект не распространяется на те крупные взятки, от которых страдает непосредственно бюджет страны и в целом наша система. Фракция ЛДПР поддержит законопроект: мы думаем, что такой инструмент позволит более эффективно бороться именно... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К. Да, спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, не зря я задал вопрос всё-таки Гарри Владимировичу по поводу суммы ущерба, который возмещается, потому что на самом деле эта норма фактически не работает. Конечно, взятка и коммерческий подкуп, безусловно, требуют наказания, это преступления, но мы все знаем, что по этой статье отбывают наказание в основном врачи, сотрудники ДПС, учителя и ущерб тут незначительный. Мы все знаем, что коррупция, взятка исчисляется в денежном эквиваленте, соответственно, ущерб для государства также должен исчисляться в деньгах. Безусловно, ущерб, который наносится этими преступлениями, несоизмерим с ущербом, наносимым хищениями из бюджета страны. Вот Олег Анатольевич Нилов говорил о том, что они внесли законопроект, направленный против коррупции, мы, партия ЛДПР, уже двадцать пять лет боремся с коррупционными проявлениями по всей стране, и, в частности, мы также вышли со своим предложением ввести ответственность за хищение бюджетных средств и установить наказание за данное преступление в виде лишения свободы, вплоть до пожизненного, если ущерб нанесён в особо крупных размерах. Мы считаем, что наше предложение не противоречит Конституции, а именно 46-й статье Конституции, и не ликвидирует институт презумпции невиновности, как некоторые тут пытаются сказать, ссылаясь на ратификацию статьи 20 конвенции ООН. В целом, я считаю, обсуждаемый законопроект нужный, он действительно поможет, но тогда надо рассмотреть и наши предложения, чтобы мы могли более эффективно бороться с коррупцией в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Константинович. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Ну, я остаюсь при своём мнении: трофические язвы зелёнкой и йодом не вылечишь, хотя, конечно, хуже не будет. Конечно, наша фракция поддержит этот законопроект, но нужно понимать, что серьёзных изменений, после того как мы напугаем этих бобиков буханкой, так сказать, десяти-двадцатикратным штрафом, не произойдёт - они уже ничего не боятся, даже тюрьмы, образно говоря, не боятся, а вот сумой напугать не пробуем почему-то, либеральничаем, в том числе отвергаем мои законопроекты, и вот сейчас отдельные коллеги говорят, что это несоразмерное наказание коррупционерам, слишком жестокое, - ну давайте будем их беречь, а не заботиться о бюджете и о том, как закрывать дыры, особенно в такое сложное время, как сейчас! Я остаюсь на той позиции, что без конфискации имущества - ещё раз подчёркиваю: не всего имущества, как это было в советское время, а того имущества, которое нажито незаконным путём, то есть имущества, законность происхождения которого не сможет доказать коррупционер, преступник, а также члены его семьи, - не обойтись. Мне уже давно не нравится то, как мы их называем: вместо того чтобы называть вором, его называют коррупционером, взяточником. Это просто воровство! И какие штрафы за воровство при исполнении служебных обязанностей?! Коллеги, вы представьте себе - мы наделяем полномочиями, даём рычаги, даём бюджет в руки, даём жезл, пистолет, погоны, а эти оборотни набивают себе карманы, и мы говорим: давайте за это соразмерно их наказывать, штрафиком, и это вместо того, чтобы перед строем срывать погоны, надевать вещмешок за спину и отправлять пешком в Сибирь строить дороги! Такой либерализм уже привёл к опаснейшей ситуации сегодня в России - и в бюджете денег нет, и доверия, что самое опасное, ни к власти, ни к рублю нет! Эта инициатива будет поддержана, но в обязательном порядке нужно срочно рассматривать и принимать те инициативы, которые внесены и мной, и другими коллегами. Статья о конфискации имущества должна вернуться в Уголовный кодекс немедленно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" направлен на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности. Принятие данного законопроекта, мы считаем, будет способствовать повышению эффективности исполнения уголовного наказания в виде штрафа и достижению цели наказания в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, в связи с чем фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Алексеевич Казаков, вы по ведению? Включите микрофон депутату Казакову. КАЗАКОВ В. А. По пункту 69 поступили документы, подтверждающие возможность рассмотрения законопроекта по упрощённой процедуре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Гарри Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Виктор Витальевич? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 59 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 91 чел.20,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.