Заседание № 243
О проекте федерального закона № 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в области факторинга).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был рассмотрен во втором чтении 16 июня. Он прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы, замечаний у Правового управления нет. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
3-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 10 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в области факторинга).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К указанному законопроекту поступило девять поправок, семь из них рекомендованы Комитетом по финансовому рынку к принятию, две - к отклонению. Прошу рассмотреть таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 01 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 25 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет просит поставить его в повестку дня заседания Государственной Думы на 19 июня для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Выносим на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 25 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 212
О проекте федерального закона № 664658-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в области факторинга).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В мае прошлого года Государственная Дума поддержала закон о присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА по финансовому факторингу. Это новый инструмент, который позволяет экспортёрам, не дожидаясь поступления валютной выручки из-за рубежа, переуступить право требования, получить досрочное финансирование и, соответственно, функционировать. Для того чтобы поддерживать экспорт, особенно в сегодняшней достаточно сложной ситуации, очень важно в развитие этой конвенции принять поправки - о чём мы говорили при рассмотрении предыдущего закона - в те законы, которые сегодня в определённой степени препятствуют тому, чтобы этот институт работал в полной мере. О чём идёт речь? Прежде всего закон "О валютном регулировании и валютном контроле" сегодня запрещает сделки и расчёты в иностранной валюте между резидентами Российской Федерации, и, соответственно, сегодня факторы, которые не являются резидентами Российской Федерации, имеют преимущество перед теми факторами, которые резидентами Российской Федерации являются. Чтобы исключить эту конструкцию, предлагается внести поправки в закон "О валютном регулировании и валютном контроле". При этом не отменяется требование о репатриации валютной выручки в Российскую Федерацию - эта обязанность остаётся за экспортёром, но фактор, которому было уступлено право требования, должен в письменном виде своевременно проинформировать экспортёра о том, что соответствующие расчёты с покупателем этой продукции осуществлены. Ну, поскольку здесь появляются новые обязанности, то, соответственно, в Кодекс об административных правонарушениях вносится ответственность за непоступление выручки на счета экспортёрам и за неинформирование фактором экспортёра о поступлении выручки. Мы просим поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сергей Дмитриевич подробно и основательно раскрыл содержание законопроекта. Комитет внимательно его рассмотрел, поддерживает концептуально, в ходе обсуждения возник только вопрос об ответственности - о сохранении ответственности экспортёров при переходе всех прав к фактору. Мы предлагаем ко второму чтению этот вопрос ещё дополнительно изучить, скажем так, рассмотреть все технические стороны этого законопроекта, для того чтобы юридически более чётко были прописаны и права, и ответственность и экспортёра, и фактора, в том числе по репатриации валютной выручки. Комитет поддерживает законопроект. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Потапов Александр Владимирович, пожалуйста. ПОТАПОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые авторы, за последние годы принималась целая серия решений по определённой интеграции в международное экономическое сообщество, касающихся, например, ВТО и так далее. И я понимаю, что, если принимается решение, нужное отечественным экспортёрам, это хорошо, но вы сказали, что нужно будет кое-что посмотреть. Действительно, буквально на днях звучали заявления, что будут отказывать в экспорте нефти российским организациям, могут быть другие проблемы. Вот учитывает ли данная идея изменение международной обстановки, которое сейчас может оказать влияние? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Нет, непосредственно не учитывает, но тем не менее этот закон позволит более гибко осуществлять расчёты и, соответственно, в определённой степени снизит риски. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Дмитриевич, не противоречит ли Конституции, 75-й статье, ваше утверждение о необходимости расчётов между резидентами в долларах? ШАТАЛОВ С. Д. Нет. Для того, чтобы осуществлять расчёты в российской или иностранной валюте, для того, чтобы регулировать эту сферу, у нас существует специальный закон - это закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Общее правило этого закона состоит в том, что расчёты между резидентами осуществляются в российской валюте, тем не менее бывают обстоятельства, связанные, например, с выездом за границу и с оплатой там различных товаров или услуг, когда такие расчёты допускаются в иностранной валюте, это очень ограниченный перечень. Теперь речь идёт о том, что экспортёр, поставив товары за границу или оказав услуги, ожидает поступления денежных средств из-за рубежа в Российскую Федерацию от иностранного контрагента. В соответствии с договором эта оплата может осуществляться через полгода или через год. Для того чтобы приблизить поступление денежных средств, он может переуступить право требования - это и есть тот самый международный факторинг. Сегодня получается так, что если это иностранный фактор, то расчёты в валюте здесь возможны, а если это российский банк, например, выступает в качестве фактора, такие расчёты уже невозможны, прямо запрещены законом. Для того чтобы снять вот эту дискриминацию (а фактор будет рассчитываться потом с покупателем этих товаров), и вносятся эти поправки. Здесь нет никаких, на наш взгляд, нарушений Конституции, более того, ни ГПУ президента, ни Министерство юстиции нам по этому поводу ни одного замечания не сделали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Дмитриевич, депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" согласны с идеологией вашего законопроекта, имея в виду, что эта мера поможет более гибко выстраивать бизнес-отношения и продвигать наш экспорт за рубеж, поэтому мы будем голосовать за. У нас есть единственный вопрос. В пояснительной записке есть фраза, что это поможет создать реальные условия для роста объёма экспорта несырьевых товаров из Российской Федерации. Раз уж вы это написали в пояснительной записке, прошу вас пояснить, что имелось в виду, это просто красивые слова или что-то такое имеется в виду, чего мы не заметили? ШАТАЛОВ С. Д. Нет, это не просто красивые слова, Александр Георгиевич. Мы работали с представителями бизнеса, обсуждали очень подробно этот законопроект, и как раз они говорили о том, что сегодня из-за того, что у нас отсутствует гибкий инструментарий, который есть у других государств, часто возникают проблемы, и прежде всего у несырьевого экспорта, потому что для сырьевого экспорта, работающего по долгосрочным контрактам в больших объёмах, как правило, есть уже отработанные схемы, поэтому там особых проблем не возникает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Я, может, задам вопрос от обратного. Уважаемый Сергей Дмитриевич, данный закон, данное ограничение действует, насколько я помню, уже одиннадцать с лишним лет. Скажите, пожалуйста, все эти одиннадцать лет именно это ограничение и являлось препятствием (вот сейчас мой коллега спросил) для роста объёма экспорта несырьевых товаров, для повышения эффективности экспортных операций? Как же так, получается, мы одиннадцать лет назад сами себе создали законом, принятым здесь, у нас в стране, такие препятствия, и пока нас санкции не коснулись, мы всё это время вообще на это не обращали внимание? То есть являлось ли это препятствием именно для такой эффективной работы? ШАТАЛОВ С. Д. Сергей Николаевич, я сразу же хочу сказать, что первый законопроект о присоединении к конвенции УНИДРУА появился ещё задолго до санкций, мы его продвигали безотносительно к санкциям, и в мае, когда эти санкции были ещё, может быть, не столь заметны, он был одобрен парламентом. Другое дело, что сам институт финансового факторинга был ещё не очень развит в России, был не очень востребован, а после того как... Бизнес всё-таки развивается, не стоит на месте, появляются новые возможности и инструменты, и получалось так, что иностранные конкуренты наших факторинговых компаний имели преимущество, а с нашими банками, скажем, работать по этой схеме было практически невозможно. Вот для того чтобы снять эти препятствия, и предлагается этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович, пожалуйста. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Дмитриевич, скажите, пожалуйста, с учётом непростой ситуации на валютном рынке не думаете ли вы, что в случае принятия этот закон окажет негативное влияние на курс национальной валюты? ШАТАЛОВ С. Д. Нет, на наш взгляд, здесь таких рисков просто нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Сергей Дмитриевич, вопрос: вот при обсуждении с бизнес-сообществом кто всё-таки выступил инициатором и кого мы поддерживаем вот данным законопроектом - речь идёт о банковском бизнесе или о реальном секторе экономики? Каким образом, скажем так, мы будем защищать несырьевых, а следовательно, небольших и мелких экспортёров, будет ли регулироваться плата, которую берёт фактор за данные услуги? Потому что если взять сегодня невалютную ситуацию, то, к сожалению, у нас складывается так, что к фактору обычно обращаются тогда, когда уже не могут практически выбить деньги из этих компаний, и при этом реальный сектор несёт реальные потери. Так вот предусмотрены или нет какие-то ограничения по оплате фактору? ШАТАЛОВ С. Д. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Я думаю, что его можно рассмотреть отдельно, поскольку он не имеет никакого отношения ни к закону "О валютном регулировании...", ни к КоАП, которые являются предметом именно этого законопроекта. Просто сегодня существуют запреты, прямые запреты, в отношении того, чтобы этот институт и этот инструментарий внедрялся в экономику, хотя он является достаточно востребованным и интересным как для экспортёров, так и для факторинговых компаний, и когда мы готовили этот законопроект, мы, естественно, проводили его обсуждение и нашли поддержку как с той, так и с другой стороны - это взаимный интерес бизнеса. Правительство поддержало это в рамках "дорожной карты" по поддержке экспорта. Что касается регулирования взаимоотношений между экспортёрами и факторами, оно находится за пределами этого законопроекта, но думаю, что в принципе это можно рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Добрый день, уважаемые коллеги! Действительно, если говорить о том, что мы с вами приближаемся к международным стандартам, то, на мой взгляд, можно и нужно давать такие свободы и возможности, чтобы это было не только у иностранных факторинговых компаний и банков, но и у наших. Вопрос у меня возник не случайно, в той обстановке, в которой мы сегодня находимся, у меня есть определённые сомнения, которыми я хотел бы с правительством поделиться. Мы предусматриваем, что для этих целей будем использовать уполномоченные банки, и, соответственно, это те банки, которые сегодня получают поддержку от государства, - мы 1 триллион рублей направляем им для капитализации и для участия в экономическом пространстве. Как будут эти банки оценивать риски получения с покупателя этих средств - вот это у меня опять вызывает сомнения. Почему? В 2009 году мы направили колоссальнейшие средства на то, чтобы удержать банковскую систему, прошло ровно пять лет, но я вам хочу сказать, что мы опять оказались в том же положении: никаких выводов сегодня наши крупные госкорпорации не сделали, все они рассчитывали, что будет бесконечная перекредитация на Западе и что гасить эти средства никогда не придётся. Сегодня мы этим людям... Я хочу обратить внимание правительства на то, что второй раз никаких кадровых решений в связи с кризисом сделано не было - мы не поменяли ни одного руководителя госкорпораций, набравших кредитов, которые загасили народными деньгами, вот так вот просто дали из бюджета триллион, - и сегодня опять даём им право, скажем так, брать по факторингу эти контракты и рассчитываться! У меня почему-то есть подозрение, что мы пойдём по кругу и опять получим этих, скажем так, невозвратных покупателей, опять будут терять наши экспортёры, ведь они будут давать огромный дисконт - и 20, и 30 и 50 процентов, потому что мелкие экспортёры по-другому не смогут, но вернём ли мы потом эти деньги?! Ещё раз говорю: это бюджетные деньги! И ещё один вопрос - это вопрос взаимозависимых лиц. Сегодня, к сожалению, мы с этим сталкиваемся: пусть один покупатель будет нерезидентом, но с тем резидентом они всё равно будут взаимозависимыми, поскольку он готов под 50 процентов отдать это под факторинг, лишь бы хоть что-то забрать. Каким образом этот вопрос будет решаться? Если бы не было бюджетных средств, я бы сказал бизнесу, что, мол, пусть сами разбираются, но, коллеги, практически 1 триллион рублей мы под это отдали банкам, так что, хоть эти вопросы и не регулируются законом, нам надо их предусмотреть, потому что третий раз народные, бюджетные деньги заливать в банки мы не позволим! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не выступают. Комитет? Нет. Выносим на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 07 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принимается.