Заседание № 83

02.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 66451-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части сохранения районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, при выезде их за пределы указанных районов и местностей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3004 по 3611 из 4608
Коллеги, блок "Социальная политика". Пункт 10, проект федерального закона "О    
внесении изменений в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой    
пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним        
местностях". Доклад представителя Думы Чукотского автономного округа Горина     
Валерия Петровича.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Петрович.                                                   
                                                                                
ГОРИН В. П., представитель Думы Чукотского автономного округа.                  
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Проект закона, который     
выносит на рассмотрение Дума Чукотского автономного округа, предлагает в        
отношении лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не менее пятнадцати      
календарных лет и в приравненных к ним местностях не менее двадцати             
календарных лет, сохранить право на применение соответствующего районного       
коэффициента к базовой части трудовой пенсии при выезде их за пределы этих      
районов, то есть независимо от места жительства этой категории граждан пенсию   
им рассчитывать с применением районного коэффициента к базовой части трудовой   
пенсии. В настоящее время трудовая пенсия в районах Крайнего Севера             
выплачивается с начислением действующего на этой территории коэффициента к      
базовой ее части, а при переезде пенсионера на постоянное место жительства в    
другую местность базовая часть пенсии пересчитывается с учетом коэффициента,    
действующего на той территории, куда переехал пенсионер.                        
                                                                                
Чем обосновывают депутаты Думы Чукотского автономного округа свое предложение   
о сохранении размера пенсии при выезде пенсионера из северных регионов?         
Статистика свидетельствует, что граждане, проработавшие пятнадцать или          
двадцать лет в районах Крайнего Севера и переехавшие в центральные районы       
страны из-за необходимости перемены климата, из-за того, что потеряли           
здоровье в суровых северных условиях, болеют гораздо чаще, чем их сверстники,   
постоянно проживающие в центральных районах страны, поэтому у                   
пенсионеров-северян выше затраты на поддержание здоровья, на оплату             
лекарственных средств. Это первое.                                              
                                                                                
Второе. В случае принятия указанного закона будет восстановлена социальная      
справедливость: граждане, работающие в районах Крайнего Севера, за счет более   
высоких заработков делают и большие отчисления в Пенсионный фонд, а размер      
пенсии у них такой же, как у тех, кто вложил в Пенсионный фонд намного          
меньше.                                                                         
                                                                                
И последнее. Изменение размера пенсии в сторону уменьшения в случае переезда    
пенсионера в центральные районы страны послужило резкому сокращению оттока      
пенсионеров из северных регионов. Кажущаяся на первый взгляд экономия           
Пенсионного фонда за счет перерасчета пенсий оборачивается еще большими         
затратами. Пенсионер не выезжает, а затраты на содержание пенсионера в          
районах Крайнего Севера высокие. Невыехавшему пенсионеру нужно не только        
платить повышенную пенсию, но и оплачивать один раз в два года проезд к месту   
отдыха и обратно.                                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать проект закона.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Валерий Петрович.    
                                                                                
Содоклад сделает Фарида Исмагиловна Гайнуллина.                                 
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ГОРИН В. П. Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета     
Федерации по делам Севера и малочисленных народов и еще четырнадцать            
субъектов поддержали.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фарида Исмагиловна Гайнуллина, сделайте доклад. С места.                        
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия".                                      
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по труду и          
социальной политике рассмотрел обозначенный законопроект и предлагает вам его   
отклонить по следующим основаниям.                                              
                                                                                
Первое - по форме. В законе, в который предлагается внести изменения, в         
преамбуле, сказано, что закон регулирует отношения, связанные с увеличением     
базовой части трудовой пенсии лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и      
приравненных к ним местностях. Это одно положение. И второе. В законе номер     
173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в базовом законе, в статье     
1, говорится, что все изменения, касающиеся вопросов пенсионного обеспечения,   
решаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий закон. Это по        
форме, то есть можно было бы просто сказать, что предлагаемые изменения не      
являются предметом данного закона.                                              
                                                                                
Второе - по сути. В той же преамбуле 154-го закона "Об увеличении базовой       
части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и            
приравненных к ним местностях" говорится, что данный закон принят в целях       
возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам,      
проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Я        
подчеркиваю: в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических   
затрат, связанных с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к      
ним местностях. Поэтому комитет и в этом плане не может согласиться с данной    
законодательной инициативой.                                                    
                                                                                
Тем не менее Комитет по труду и социальной политике разделяет определенную      
тревогу и озабоченность наших коллег из Чукотского автономного округа. При      
этом, уважаемые депутаты, надо иметь в виду, что в отношении лиц,               
подчеркиваю, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним          
местностях, действующим законодательством уже предусмотрены следующие нормы:    
первое - право на досрочное пенсионное обеспечение, второе - установление       
повышенных заработков по сравнению со средней заработной платой в Российской    
Федерации, кроме того, принят 154-й закон, который предполагает применение      
коэффициента к базовой части трудовой пенсии для этих лиц.                      
                                                                                
Мы получили отзывы от профильных комитетов, они поддерживают концепцию          
данного законопроекта, но в то же время отмечают ряд противоречий, которые      
существуют в нем. Мы получили двадцать восемь отзывов от представительных и     
исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации: мнения,           
коллеги, разошлись. Исходя из изложенного, комитет предлагает отклонить         
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Вообще, с таким губернатором, как   
Абрамович, можно было бы на месте все вопросы решать. Два человека              
записались.                                                                     
                                                                                
Чуев Александр Викторович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЧУЕВ А. В. У меня вопрос к представителям комитета. Все-таки совершенно         
очевидно, что в данном законопроекте речь идет о людях, которые проработали в   
условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати    
или двадцати лет. Люди проработали, получили пенсии с соответствующими          
надбавками, а потом решили выехать в более, так сказать, теплые территории -    
и у них пенсия понижается. Очевидная несправедливость! Я не понимаю, в чем      
проблема здесь. Ведь если люди будут оставаться жить там, то затраты на         
другие социальные выплаты будут больше, чем в том случае, если они будут        
получать эту повышенную пенсию в других местностях.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте.                                     
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Да, пожалуйста. Александр Викторович, ну, понятие              
"социальная справедливость" - категория относительная, и поэтому хочу вам       
сказать, что именно исходя из этой категории социальной справедливости          
Комитет по труду и социальной политике и предлагает отклонить данный            
законопроект. Еще раз хочу подчеркнуть, что концепция 154-го федерального       
закона, о применении районных коэффициентов к базовой части пенсии для          
северян, предусматривает государственную компенсацию для возмещения             
материальных затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных   
природно-климатических условиях. Если вы поменяли экстремальные                 
природно-климатические условия, то справедливо ли это по отношению к так        
называемым пенсионерам большой земли?                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И вопрос Плетнёвой Тамары Васильевны.                                           
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Фарида Исмагиловна, вам всё время достается неблаговидная роль   
- доказывать то, что совершенно очевидно. Вот мне кажется, что вы тоже так не   
думаете, потому что это, ну, абсолютно очевидно. Вот у нас в Тамбовской         
области очень много северян проживает, пенсию они там заработали, а теперь им   
говорят: вы живете в Тамбовской области, у вас тут плата за все продукты        
питания, за жилье ниже, поэтому пенсию вы будете получать такую, как в          
Тамбовской области. Ну, извините, они-то заработали пенсию на Севере, жили в    
тех условиях! Но это же абсолютно очевидно. Тысячи людей ждут этот закон,       
просят нас принять его, каждый раз ко мне приходят на прием. Я им всё время     
говорю: вы знаете, в разработке, может быть, всё будет, может быть, всё... Вы   
сегодня доказываете, что уже всё есть для тех, кто проживает в районах          
Крайнего Севера, а мы-то сегодня говорим в основном о тех людях, которые        
выехали, заработали пенсию, а теперь получают мизер.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос понятен.                                  
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Тамара Васильевна, я могу думать так, как думаю,     
но это позиция комитета, во-первых, и, во-вторых, я с ней солидарна в данной    
части.                                                                          
                                                                                
Речь идет о базовой части трудовой пенсии. Тамара Васильевна, еще раз:          
трудовая пенсия, безусловно, зависит в том числе и от заработной платы,         
которая, конечно же, выше - и это справедливо - у северян, но речь идет о       
базовой части. Базовая часть - это государственные гарантии. И я уже            
Александру Викторовичу сказала и еще раз вам повторяю: думается, справедливо,   
что на Севере повышенные коэффициенты за то, что вы работаете и проживаете в    
этих условиях, а если переехали вы за яблоками в Тамбов (я помню ваш пример),   
то там другие районные коэффициенты, причем только к базовой части. На          
трудовую вашу пенсию никто не покушается.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Попов Сергей Алексеевич, последний вопрос.                                      
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня до вопроса небольшая реплика. Любовь                
Константиновна, если Абрамович будет делать то, о чем вы говорите, ведь он      
сядет, может быть, через несколько лет, и это будет нецелевое расходование      
средств.                                                                        
                                                                                
А что касается вопроса, то у меня вопрос к Фариде Исмагиловне. Фарида           
Исмагиловна, вы очень хорошо сказали о дефектах законопроекта, они              
действительно есть, но меня интересует принципиальная позиция комитета.         
Считает ли комитет, что лицам, которые отработали на Севере и переехали на      
материк, нужно платить повышенную пенсию, или же нужно оставить так, как        
есть? Если комитет считает, что нужно изменить, то каковы планы комитета в      
этом направлении? Спасибо.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, я имела в виду не бюджетные средства   
Чукотского автономного округа.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Фарида Исмагиловна.                                                 
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Сергей Алексеевич, мне кажется, я уже в двух ответах сказала   
о позиции комитета. Мы разделяем ту позицию, которую я и довела до сведения     
всех моих коллег. Сергей Алексеевич вам, как грамотному правоведу в сфере       
отношений по вопросам пенсионного обеспечения: речь идет о базовой части. Еще   
раз говорю, что трудовая пенсия, которая состоит из нескольких частей,          
зависит в том числе от заработной платы северян, которую они получали. На нее   
никто не покушается. Речь идет о базовой части пенсии.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились, коллеги. Кто хотел бы выступить? Вижу пока три руки,       
четыре, пять... Прошу записаться.                                               
                                                                                
Список покажите, пожалуйста. Шесть человек. Коллеги, предлагаю не более трех    
минут. Договорились? От фракций? Шесть человек по три минуты - немного,         
давайте тогда уж не будем никого обижать.                                       
                                                                                
Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы            
рассматриваем законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об        
увеличении базовой части трудовой пенсии...". Это его содержание, а             
фактически этот законопроект отвечает на другой вопрос: нужны ли Российскому    
государству квалифицированные работники на Севере? Суть законопроекта очень     
проста: пенсию человеку, отработавшему соответствующий срок на Севере, надо     
платить на тех же условиях, как будто он на этом же Севере и живет, то есть     
независимо от того, где он, находясь на пенсии, проживает.                      
                                                                                
Я представляю в Государственной Думе Краснодарский край, и вроде бы не          
северянин, хотя Кавказ у нас тоже Северный, но я скажу, что проблема пенсий     
северян, уважительного отношения к ним для нашей территории очень остра. К      
нам, депутатам, с этими вопросами приходят, потому что людей из северных        
регионов живет там много. Поэтому может возникнуть вопрос: а зачем северному    
пенсионеру платить в Краснодаре такую же пенсию, какую, скажем, он получал бы   
в Нарьян-Маре? Я хочу процитировать заключение правительства по этому           
вопросу, которое подписал Александр Дмитриевич Жуков. Понятно, что в            
заключении не поддерживается идея принятия этого закона. Вот цитата:            
"Принятие этого законопроекта нарушит концепцию Федерального закона от 29       
ноября 2003 года № 154-ФЗ, которая заключается в предоставлении                 
государственной компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат    
гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных                       
природно-климатических условиях".                                               
                                                                                
Хочется сказать о том, что те экстремальные условия, в которых люди жили на     
Севере, продолжают влиять на них до конца жизни: нарушено здоровье - надо       
продолжать лечиться, на новом месте надо обустроиться, надо приобретать новый   
тип одежды и так далее, и так далее. Таким образом, экстремальные условия       
продолжают действовать, и как раз северяне имеют право на эту повышенную        
часть базовой пенсии именно потому, что они заработали ее в экстремальных       
условиях.                                                                       
                                                                                
И из документов мы видим, и докладчик сказал, что этот законопроект             
поддерживается и двумя комитетами Совета Федерации, и комитетом                 
Государственной Думы. Из двадцати восьми приславших отзывы субъектов            
Российской Федерации двадцать четыре - практически за. Вопрос: а нужны ли       
бюджетные средства для выплаты этой части пенсии в других местах? Безусловно,   
нужны, но эти средства на местах и выплачиваются. Ну а если бы они даже и       
потребовались, то что, мы не можем найти этот миллиард рублей... (Микрофон      
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бабурин Сергей Николаевич.                                                      
                                                                                
БАБУРИН С. Н. Уважаемые коллеги, на протяжении многих столетий наша страна      
была крепка тем, что опиралась на Сибирь и на Север. И освоение Сибири и        
Севера - это одна из центральных проблем формирования государственности         
нашей. Сегодня, когда идет отток населения из этих регионов, для нас            
исключительно важно отработать механизм, как сохранить людей и на Дальнем       
Востоке, и в Сибири, и в тех действительно трудных для проживания местах,       
которые у нас пролегают вдоль северных границ.                                  
                                                                                
В этом отношении я прошу поддержать законопроект наших коллег из Думы           
Чукотского автономного округа, потому что норма, которая предлагается, - она    
фактически уже существовала в ранее действовавшем законодательстве на           
протяжении многих десятилетий. Устранение ее несколько лет назад было           
принципиальной ошибкой. Надо создать возможность для высвобождения жилья на     
Севере, для того, чтобы люди туда могли приехать более молодые, для             
привлечения трудовых ресурсов, для того, чтобы действительно человек понимал,   
что если он потрудился в тяжелом для проживания регионе, то государство это     
компенсирует, хотя бы в каких-то минимальных масштабах, когда он будет уже в    
преклонном возрасте. Поэтому я считаю, что это элементарное выполнение          
конституционной нормы о том, что Российское государство является государством   
социальным. Да, могут быть какие-то вопросы по форме, но эти вопросы можно      
снять перед вторым чтением, рассматривая уже поправки к законопроекту, а по     
сути этот законопроект исключительно важен и актуален.                          
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, мы с вами должны оказать содействие тем нашим       
предприятиям, которые сегодня вынуждены разрабатывать программы по эвакуации    
пенсионеров с Севера, по строительству жилья для них в южных регионах.          
Государство должно выполнить свою часть обязательств перед жителями России.     
Это крайне необходимо. Я уверен: это стабилизирует ситуацию и психологически,   
и экономически, не повлечет каких-либо глобальных расходов, не объяснимых с     
точки зрения логики. Это всё можно выполнить в соответствии с нашими            
федеральными программами.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кондратенко Николай Игнатович.                            
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я буду голосовать за        
принятие данного законопроекта в первом чтении, руководствуясь двумя            
принципами, о которых здесь говорили.                                           
                                                                                
Первый принцип. Памятуя о том, что богатство России будет прирастать Сибирью,   
то есть северными районами... То, что мы сотворили с северными районами, а я    
был в Магадане, был на Чукотке, на Камчатке, в Забайкалье, я видел, видел,      
что произошло, как мы с умыслом разрушали основы нашего национального           
богатства, которое должно было бы работать на наших детей и внуков. По          
Колымскому тракту буквально разрушены и выжжены населенные пункты, где жили     
три - пять тысяч человек. Они ведь, так сказать, копали нам национальное        
богатство. Я считаю, надо принять все меры, чтобы восстановить у людей          
желание работать на Севере, иначе Россия будет иметь огромные потери.           
                                                                                
Второй принцип, которым я руководствуюсь, - это социальная справедливость. Я    
побывал на промыслах, я видел ситуацию и мысленно представил, как было бы,      
если бы я, южанин, оказался в той ситуации. Я бы предложил даже, уважаемая      
Любовь Константиновна, не голосовать, а тех, кто сомневается, отправить туда    
на недельку, надеть на них ватные брюки - и пусть проедут по промыслам, пусть   
посмотрят, в каких условиях работают как мужики, так и женщины, а там и         
женщины есть, они рискуют собственным здоровьем, и затем поставить их в         
равные условия... Тогда я хочу спросить Фариду Исмагиловну и других, которые    
пытаются сказать, что нельзя принимать этот закон: а почему мы с вами,          
депутаты, когда о нас идет речь, о наших интересах, - почему мы так рьяно,      
так сказать, лезем к этим интересам? Ну давайте правде в глаза смотреть, о      
ней говорить больно, но говорить надо, коли зашел разговор. Мужество у          
депутата должно быть!                                                           
                                                                                
Под флагом монетизации мы удвоили себе заработную плату? Удвоили. И             
посмотрите, как всем нам хорошо. Почему мы не восстали? Почему не сказали,      
что, братцы, бюджет - интерес нации, у нас нищих много, их надо выводить...     
Почему не восстали? Почему Фарида Исмагиловна не восстала, не внесла            
предложение? Она этим комитетом ведает. Я думаю, друзья, и другое. У меня       
немало друзей во всех фракциях, и некоторые из них признаются: хоть бы в Думе   
три года удержаться, чтобы получить пенсию депутатскую. Это личный интерес, и   
вроде осуждать нечего. А как же? Будет старость, неизвестно какая будет         
концовка. А почему у тех людей, которые, рискуя здоровьем, уехали на Север,     
не должно быть личного интереса?                                                
                                                                                
Мы монетизировали сегодня... (Микрофон отключен.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Игнатович.                               
                                                                                
Я вот получила сегодня зарплату, уже два месяца после принятия получаю, но      
что-то никто мне не удвоил ее в связи с монетизацией. Что-то вы не то           
сказали.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вы поосторожнее с такими высказываниями. Не надо.    
Я вот вижу, Любовь Никитична Швец тоже знает, что не удвоили. Она осталась в    
том же объеме. А почему вы получаете больше - надо разобраться.                 
                                                                                
Чуев Александр Викторович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы сказать, что цена этого   
закона не столь высока, как кажется, было бы действительно о чем говорить: по   
финансово-экономическому обоснованию это порядка 907 миллионов рублей. И то     
речь идет именно о тех людях, которые уже уехали и могут обратиться за этой     
самой пенсией. Если же говорить о тех людях, которые там еще живут, а,          
собственно, они будут основными, скажем так, потребителями этого закона в       
будущем, если он будет действовать, то эти люди сегодня эту самую пенсию и      
получают. И на самом деле мы ничего не меняем, мы просто даем им возможность    
переселиться из тех условий.                                                    
                                                                                
О чем идет речь? Получается так, что мы человека, который решил поехать на      
Север и отдал пятнадцать - двадцать лет своей жизни работе там, фактически      
привязываем к этой территории, мы не даем ему возможности уехать, ставя его     
финансовое благополучие в старости в зависимость от того места, где он          
проживает. Совершенно очевидно, что при переезде в другое место, южное место,   
человек не сможет увезти с собой всё, что на Севере нажил. Да и много ли там    
можно нажить, можно ли там многое выращивать, можно ли там, так сказать,        
питаться тем, чем питаются на юге и так далее? Люди, которые живут в иных       
климатических условиях, к старости что-то еще накапливают там, где они живут.   
Человек переезжает, у него этого нет, а мы ему еще и понижаем пенсию! Ну,       
здесь не только речь о социальной справедливости, здесь речь просто о           
нравственном отношении к своему народу. Я никак не могу понять, почему когда    
речь идет о законах, которые немножечко, хотя бы на чуть-чуть, улучшают жизнь   
народа, то наша партия власти всегда голосует против. Вы что, с другим          
народом собираетесь жить? Вы что, собираетесь в другой стране жить? Вы же       
здесь будете жить, и многие из ваших друзей и знакомых имеют родственников,     
которые жили или работали на Севере. Это же не чужие нам люди!                  
                                                                                
Я хочу сказать, что на сегодняшний день, если подсчитать все последствия        
финансовые этого закона, то мы увидим, что этот закон даже принесет             
финансовую выгоду, потому что на самом деле если расходы на социальное          
обслуживание, которые идут на пенсионеров, на услуги, реально оказываемые,      
так сказать, и бесплатные в том числе, которые предоставляются в этих           
северных территориях, будут сокращаться, то это будет компенсировать то, что    
мы оставим пенсию в повышенном размере. Я не думаю, что те затраты, которые     
на начальном этапе действия этого закона появятся, в будущем не окупятся.       
Окупятся! И самое главное, люди, которые поедут на Север, будут знать, что      
они смогут оттуда вернуться, заработают себе хорошую зарплату, хорошую пенсию   
и вернутся обратно жить. В нормальных странах о пенсионерах заботятся. Они,     
отработав на государство или на частную компанию, занимаются в старости         
своими проблемами, своим здоровьем, своей семьей, детьми в конце концов. А мы   
лишаем людей этой возможности, мы привязываем их, как заключенных, к            
определенной территории и говорим: нет, вы отсюда уехать не можете, если вы     
уедете, пенсию... (Микрофон отключен.)                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Неверов Сергей Иванович.                                                        
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И. Уважаемые коллеги, я все-таки хотел бы вас вернуть к предмету     
разговора. Давайте не будем показывать свою правовую безграмотность. Фарида     
Исмагиловна очень четко в самом начале сказала: мы вообще можем не              
рассматривать, могли бы не рассматривать этот законопроект по одной простой     
причине - потому что данная поправка не является предметом рассмотрения этого   
закона, вносимые изменения не являются предметом регулирования федерального     
закона номер 154. Если чукотские парламентарии хотели бы это изменить, то им    
нужно вносить изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской    
Федерации", в статьи 14 и 16. Поэтому мы просто не можем этого делать           
технически.                                                                     
                                                                                
Второе, что касается сути вопроса. Ну, пожалуйста, давайте просто не будем      
здесь лгать всем. Сегодня пенсия, трудовая пенсия северян, которые живут в      
Краснодарском крае, которые живут в Тамбове, в полтора раза выше, чем пенсия    
тех пенсионеров, которые заработали пенсию там, на месте, и они ее получают,    
отработав всего двадцать лет на Севере, а не сорок лет или сорок пять лет,      
как отработали живущие в Тамбове. Это первое.                                   
                                                                                
Разговор идет только о базовой части пенсии, о базовой части, которая сегодня   
у всех равна, и как раз эта базовая часть сегодня, если человек проживает на    
Севере, должна у него быть выше на уровень районного коэффициента. Ведь мы же   
сегодня не идем таким путем: заработную плату человек получает с районным       
коэффициентом, отработал на Севере десять лет, приезжает в другой регион и      
требует заработную плату с тем же районным коэффициентом, который он получал    
там. Это то же самое. Либо другой вариант (мы же сегодня можем до абсурда       
дойти): человек находится в загранкомандировке и выходит на пенсию, работая     
там, куда был направлен, а потом, приехав сюда, вдруг будет требовать себе      
выплаты пенсионные на уровне тех, которые в той стране, или в той валюте,       
которую он получал, потому что он заработал это там, а не такие, какие          
получают у нас здесь. Поэтому давайте не доходить на самом деле до абсурда.     
Мы сегодня говорим: да, ребята, пенсионерам, которые живут на Севере, мы        
сохранили.                                                                      
                                                                                
И я хочу сказать коллеге Бабурину, что никогда районный коэффициент не          
распространялся на базовую пенсию, потому что у нас базовой пенсии просто не    
было, она появилась в 2001 году, и тогда мы приняли это решение для того,       
чтобы районный коэффициент на базовую пенсию распространялся именно в регионе   
проживания, а не в том регионе, куда переезжает человек.                        
                                                                                
И все-таки я прошу вас... Предлагаемые изменения, которые мы должны здесь       
рассматривать, - не предмет этого закона. Если авторы хотят, они могут просто   
другой вариант внести, мы вернемся к этому разговору. Но по сути мы просто не   
можем принимать этот законопроект.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Пивненко Валентина Николаевна.                                                  
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия".                             
                                                                                
Спасибо большое многим выступавшим за столь горячую поддержку проекта закона.   
Комитет наш поддерживает его концепцию. Но я должна обратить внимание на        
правовую сторону - то, о чем сказал Сергей Иванович Неверов, поскольку это не   
норма этого закона.                                                             
                                                                                
И второе. Закон об установлении районного коэффициента на базовую часть         
пенсии начал действовать с 1 января 2004 года. Была поправлена ошибка,          
которая, к сожалению, была сделана при рассмотрении закона "О трудовых          
пенсиях...".                                                                    
                                                                                
Но я бы хотела обратить внимание уважаемой Любови Константиновны и депутатов    
на то, что проблема действительно есть, проблема серьезная, проблема,           
связанная с тем, что, по сути дела, сегодня те гарантии, которые существовали   
для привлечения людей на Север, "в благодарность" за то, что люди работали и    
осваивали Север, практически ликвидировали. И мне думается, что было бы         
необходимо обратиться к вам с просьбой поддержать всё же ту идеологию,          
которая присутствовала всегда и которая давала государству в разы больше, - о   
восстановлении для нестрахового периода расчета стажа работы на Севере как      
год за полтора. Потому что сейчас получается, что то правило, которое есть -    
выход на пенсию в пятьдесят для женщин и в пятьдесят пять лет для мужчин,       
отработавших полный трудовой стаж, - ставит их в такие условия, что они         
вынуждены работать гораздо больше. И по сути дела, они сегодня не получают      
отдачи, гарантированной государством, за работу в действительно                 
экстремальных, трудных, суровых природно-климатических условиях. И эта норма    
сегодня, вернее, ее отсутствие сдерживает приток молодых специалистов на        
Север.                                                                          
                                                                                
А что касается пенсионеров, то совершенно справедливо решать вопрос и путем     
восстановления этого нестрахового правила, которое мы, к сожалению, потеряли,   
и путем увеличения средств на предоставление жилищных субсидий, для того        
чтобы те люди, которые задержались не по их воле, не по их желанию на Крайнем   
Севере, они сегодня вынуждены там жить и получать пенсию с учетом районного     
коэффициента на базовую часть, но это всё равно не покрывает величину           
минимального прожиточного уровня, который есть на Севере... Необходимо          
увеличивать средства на жилищные субсидии, ибо содержание пенсионера на         
Севере, как правильно сказал представитель Думы Чукотского автономного          
округа, обходится государству в два-три раза дороже. Поэтому наш комитет        
предлагает инициаторам данного законопроекта внести конкретные предложения,     
касающиеся закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Нашим            
комитетом такие предложения тоже подготовлены.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у докладчика и у содокладчика с заключительным        
словом? Пожалуйста.                                                             
                                                                                
Включите микрофон в ложе правительства.                                         
                                                                                
ГОРИН В. П. Спасибо большое, Сергей Николаевич, за то, что вы нас поддержали.   
Мне просто обидно, что Комитет по труду и социальной политике - социальной      
политике! - так плохо относится к северянам. Мы сегодня даем половину           
богатства страны, а пенсия что в Сочи, что на Севере. Вы только подумайте! А    
завтра, если уедут с Севера, кто зарабатывать деньги будет?                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фарида Исмагиловна Гайнуллина. С места.                   
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я, перед   
тем как обратиться к тексту заключения нашего комитета, подчеркнула, что мы     
разделяем тревогу и озабоченность наших коллег из Чукотского автономного        
округа по поводу материально-технического обеспечения не только пенсионеров,    
проработавших пятнадцать или двадцать лет в районах Крайнего Севера и           
приравненных к ним местностях, а в принципе по поводу                           
материально-технического, вернее, материального обеспечения северян, но это     
не значит, что нужно, нарушая право, сегодня поддерживать данный                
законопроект. Более того, я всех вас призываю... Думается, это известно,        
особенно северянам, что Валентина Николаевна Пивненко по поручению партии       
"Единая Россия" возглавляет комиссию, которая не только анализирует и           
обобщает, но и готовит ряд предложений, мер, направленных на                    
совершенствование законодательства, и на разрешение на этой основе проблем      
северян. Вот к этому я и хотела бы вас призвать. Но данный законопроект         
обречен, уважаемые коллеги, с точки зрения и права, и сути.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у полномочного представителя президента? У          
полномочного представителя правительства?                                       
                                                                                
По мотивам - Басыгысов.                                                         
                                                                                
БАСЫГЫСОВ В. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Я хотел просто добавить. Через неделю мы будем обсуждать законопроект,          
касающийся не только базовой части пенсии. Сегодня говорилось, что это          
относится только к базовой части пенсии, а через неделю мы будем обсуждать      
проблему, касающуюся уже того, чтобы трудовая пенсия - мы несколько лет этого   
добиваемся - начислялась с учетом фактически начисленного коэффициента. То      
есть людям начисляется с высокой заработной платы пенсия, и она исчисляется     
по районному коэффициенту, установленному аж в 1965 году, когда только          
начинали пенсии...                                                              
                                                                                
Ну, вот Фарида Исмагиловна опять чего-то хочет... Северяне потеряли не только   
пенсию, они потеряли практически полностью все свои сбережения, которые         
заработали в труднейших условиях Сибири и Дальнего Востока. И кроме того,       
надо иметь в виду, что все богатства, которые сегодня у нас имеются, - нефть,   
газ, золото и алмазы - это результат труда тех людей, над которыми мы сегодня   
издеваемся. Когда-то, наверное, должна закончиться вот эта вот зурабовщина по   
отношению к северянам, должна когда-то быть социальная справедливость, и мы в   
Государственной Думе, и в Правительстве Российской Федерации... Сколько ни      
приезжают из северных регионов - сегодня вот выступает представитель Чукотки,   
- не находят они взаимопонимания ни в Государственной Думе, ни в                
правительстве.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я прошу высказаться только по мотивам, мы уже выступали по законопроекту.       
                                                                                
Чилингаров Артур Николаевич, по мотивам.                                        
                                                                                
ЧИЛИНГАРОВ А. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция        
"Единая Россия".                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я хочу сказать, что возглавляет комиссию не Пивненко, а я возглавляю эту        
комиссию... Да она не слушает... И мы через месяц выйдем с соответствующим      
предложением по этому законопроекту, которое будет согласовано со всеми.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Об этом вас и просили, в том числе и представители        
комитета, надо было просто внимательно их слушать.                              
                                                                                
Мы закончили обсуждение...                                                      
                                                                                
По ведению - Неверов.                                                           
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И. Уважаемые коллеги, я вам просто хочу привести пример переноса     
этого закона на нас, депутатов. Это равносильно тому, что те депутаты,          
которые в своих регионах - Якутии, Кемеровской области, других - имеют          
районный коэффициент, должны здесь свою заработную плату получать с учетом      
этого районного коэффициента, мы с вами должны получать зарплату с этим         
районным коэффициентом. Ну это же абсурд!                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, закончили, все высказались. Кто за то,      
чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием.    
Комитет высказался против. Прошу проголосовать.                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              129 чел.28,7%                                     
Проголосовало против           28 чел.6,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    158 чел.                                          
Не голосовало                 292 чел.64,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.