Заседание № 245
О проекте постановления Государственной Думы № 752035-8 "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 664465-8 "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об изменении срока представления поправок).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 23-го вопроса. О проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона... "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Ирина Александровна Панькина. На рабочем месте включите микрофон. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень коротко. На рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, он уже принят нами в первом чтении, речь идёт о конфискации имущества, полученного в результате совершения преступления по организации незаконной миграции. Срок подачи поправок по данному законопроекту - завтрашний день, но, учитывая единство его по логике с теми законопроектами, которые мы сегодня уже приняли в целом, коллеги, комитет предлагает сократить срок подачи поправок до 15 часов сегодняшнего дня и включить данный законопроект в порядок работы на завтра для рассмотрения во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Нет. Проект постановления ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 41 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Постановление принимается единогласно.
Заседание № 237
О проекте федерального закона № 664465-8 "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения преступления - организации незаконной миграции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Владимир Валерьевич Иванов. ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Сегодня мы с вами ещё раз говорим о вопросах предотвращения незаконной миграции. Сегодня этому посвящено достаточно большое количество времени. Мы предлагаем вашему вниманию законопроект об изменении пункта "а" части первой статьи 104-1 Уголовного кодекса Российской Федерации - о дополнении перечня преступлений, за которые предусматривается конфискация имущества, статьёй 322-1, а именно "Организация незаконной миграции". Сегодня Вячеслав Викторович об этом уже говорил. Мы достаточно много внимания уделяем вопросам, связанным с миграционными процессами. Сегодня прозвучала цифра... Ирина Анатольевна, 56 законопроектов суммарно внесены? Сейчас будет ещё ряд законопроектов, пакет, который Ирина Анатольевна подготовила, внесён, но тем не менее я напомню, о чём шла речь. У нас с вами был и закон, обязывающий знать русский язык, мы также уточняли порядок выдворения мигрантов-нарушителей, и - помните, да? - было законодательное обеспечение исполнения воинской обязанности лицами, которые получают гражданство, ну и, соответственно, ограничение по сим-картам и многие, многие, многие законопроекты. Но, несмотря на это, количество преступлений растёт, и мы фиксируем сегодня рост за первую половину 2024 года почти в 1,5 раза. Я опять же апеллирую к Ирине Анатольевне: примерно 739 тысяч незаконных мигрантов находятся на территории нашей страны, по отношению к предыдущему году - 630 тысяч, вот рост в 1,5 раза, который мы видим. Конечно, у каждой медали есть две стороны: есть те, кто пытается незаконно попасть в нашу страну, и есть те, кто этому способствует, потворствует, это те же преступники, поэтому мы говорим и о тех людях, которые помогают незаконным мигрантам обойти наши законы. Мы видим, что эта история постоянно звучит в новостных лентах: то у нас с вами появляются граждане, вставшие на фиктивный миграционный учёт, то изготавливают им миграционные карты с отметкой пересечения границы без пересечения таковой, то незаконно дают сертификаты на владение русским языком, ну и многое, многое другое. И мы говорим, что работает целая индустрия, которая причастна к совершению подобных преступлений. Мы с вами прекрасно понимаем и отдаём себе отчёт, что это вопрос безопасности нашей страны. По данным Следственного комитета, число преступлений, совершённых мигрантами, выросло на 55 процентов за шесть месяцев текущего года, и, конечно, правоохранительные органы тратят колоссальные силы и средства для выявления незаконных мигрантов. Эти нелегалы в первую очередь вовлекаются в преступные схемы, используются в нелегальной трудовой деятельности. Сегодня, напомню, наказание за организацию незаконной миграции предусматривает лишение свободы и штраф до 500 тысяч рублей, если преступление совершено группой лиц или с использованием служебного положения. Фактически создаётся ситуация, в которой, несмотря на наказание, остаётся сама возможность зарабатывать на нелегальных мигрантах. Мы предлагаем остудить горячие головы: всё заработанное в связи с незаконной деятельностью должно быть конфисковано. Наша инициатива имеет широкую общественную поддержку. Хочу отдельно поблагодарить Вячеслава Викторовича, опять апеллирую к его телеграм-каналу: 97 процентов респондентов, которые зафиксированы в его телеграм-канале, поддержали законодательную инициативу по конфискации средств, которые заработаны незаконным путём, в том числе и в рамках незаконной миграции. Законопроект подписали более 51 депутата, члены Совета Федерации. Огромное спасибо депутатам всех фракций, потому что в теле законопроекта подписи депутатов всех фракций, всех пяти парламентских фракций в Государственной Думе, есть одна подпись члена Совета Федерации. Сами фракции, безусловно, поддержали этот законопроект. Поэтому я думаю, что у нас с вами консолидированная позиция по вопросам борьбы с незаконной миграцией. Коллеги, прошу вас поддержать законопроект, проголосовать за. И спасибо огромное за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Валерьевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект - ещё одно поступательное решение Государственной Думы в сфере борьбы с незаконной миграцией. В данном случае речь идёт о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения преступления по организации незаконной миграции. Мы с вами прекрасно понимаем, что данная категория преступлений имеет большую коррупционную направленность, а основной целью выступает как раз получение финансовой и иной материальной выгоды. В этом смысле та норма, то законодательное решение, которое предлагается, в общем-то, будет выполнять в том числе и превентивную функцию, ну и, мы полагаем, станет действенной мерой, которая остановит вот ту преступную деятельность, которая приобрела такие колоссальные масштабы. Комитет предлагает концепцию законопроекта поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Ирина Александровна, вопрос касается в данном случае конфискованного имущества. Там есть фраза "полученное в ходе преступной деятельности". То есть для того, чтобы его конфисковать, надо будет доказать, что оно куплено, приобретено каким-то образом и поступило в собственность или во владение соответствующего лица только в результате преступной деятельности, никаких иных вариантов не предусматривается? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите на трибуне, пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Спасибо большое за вопрос. Да, это классическая норма статьи 104-1 Уголовного кодекса, когда необходима причинно-следственная связь между совершённым преступлением и, скажем, преступно добытым имуществом или ценностями. Но в данном случае мы говорим об организации незаконной миграции. Тем более вот, коллеги, сегодня об этом уже неоднократно было сказано, тот пакет законопроектов, который был подготовлен комиссией, большой комиссией под руководством Ирины Анатольевны Яровой, очень подробно правит статью 322-1 "Организация незаконной миграции", где появится большое количество и квалифицирующих признаков, и категория будет совершенно иной. Поэтому и в этом смысле это такие логичные поступательные движения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Спасибо. У меня тоже уточняющий вопрос. Вот занимался в Тольятти делом по незаконной легализации более 7 тысяч мигрантов, там брали за эту легализацию деньги совершенно известные, до 70 тысяч за пакет. Задал вопрос прокуратуре: эти деньги изъяты у преступников? А там почти под полмиллиарда рублей. Мне поступает ответ: поскольку сумма необоснованного обогащения в настоящее время точно не установлена, оснований для предъявления искового заявления в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса о взыскании её с виновных лиц не имеется. То есть все деньги, которая заработала эта преступная группа, там, Кабиловых, остаются в их распоряжении. Вот внесённый законопроект позволит всё же каким-то образом эту ситуацию решать, когда из-за того, что не могут точно посчитать сумму, к примеру, вот этого необоснованного обогащения, деньги вообще не взыскиваются? Или это такое узкое место всё равно останется в законодательстве? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Александровна, пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Ну, начнём с того, что всё-таки в данном случае речь идёт немножко о другом процессе - мы говорим об уголовном процессе, поэтому здесь в данном случае весь инструментарий, который предусмотрен именно в рамках уголовного судопроизводства, будет применяться. И вот в отношении той меры, которая предлагается, здесь очень чётко... В связи и с путём доказывания, и причинно-следственной связью здесь не представляется каких-либо проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Владимиру Валерьевичу вопрос. Конечно, надо поддерживать идею, но, говоря о том, что мы будем конфисковывать у этих преступников незаконно нажитое имущество, оставлять такую формулу, что ещё нужно будет доказать следователям, сколько, когда преступники это получили, при каких обстоятельствах, где свидетели, где показания тех, кто давал деньги... Ну это практически невозможно будет! Поэтому я с коллегами соглашусь. И не считаете ли вы целесообразным наконец перейти к другой схеме: пусть преступник доказывает законность каких-то средств, где, когда и на что он приобрёл, а всё остальное считать незаконно нажитым и конфисковывать? Понимаете, разница в чём? Вот к этому когда мы подойдём? Уважаемые коллеги, давайте сейчас уже решать, не по частям рубить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Иванову включите микрофон. ИВАНОВ В. В. Спасибо большое за вопрос. Но давайте мы всё-таки будем говорить в части, касающейся этого законопроекта, и в соответствии с буквой закона, который сейчас мы трактуем. В рамках Уголовного кодекса мы говорим именно о тех преступлениях, которые совершены в том числе и по незаконной миграции. Если доказано преступление и доказан факт получения средств в той или иной форме, соответственно, эти средства должны быть конфискованы. А вопрос доказательной базы - ну, это вопрос организации самого процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Олег Анатольевич, я хотела бы сказать, точнее, напомнить в очередной раз, что Государственная Дума ведёт комплексную работу и принято уже довольно много законодательных актов, серьёзных решений, направленных на борьбу с незаконной миграцией, мы готовим внесение в Государственную Думу пяти больших, комплексных законопроектов. Данное решение - это лишь один из шагов, в данном случае речь идёт исключительно об Уголовном кодексе и в разрезе уголовного процесса. А что касается бремени доказывания, это всё-таки принципы уголовного процесса, права, и здесь, конечно, не надо забывать о Конституции Российской Федерации, о том, на ком всё-таки лежит бремя доказывания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступление. Покажите список. Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, безусловно, этот законопроект фракция ЛДПР поддержит, проголосует за. У нас тоже есть достаточно много инициатив, касающихся законотворчества по миграционным проблемам. Мы считаем, что решать вопрос надо комплексно, Государственная Дума это и делает, и уже достаточно много законопроектов внесено по этой теме. Тем не менее наша позиция заключается в том, что нужно ужесточать наказание за нарушение миграционного законодательства вплоть до тюрьмы, - это касается и фиктивной регистрации иностранных граждан, это касается и фиктивной постановки на учёт иностранных граждан, это касается и выдачи поддельных сертификатов о знании русского языка. И в этом смысле у нас есть дополнительные инициативы: мы считаем, что нужно обязательно поднимать государственную пошлину за сдачу экзамена по русскому языку для иностранных граждан, сейчас это смешные деньги - 1,2 тысячи рублей, нужно поднимать хотя бы до 3 тысяч рублей. И также очень важный вопрос - об отзыве лицензии для организаций, которые занимаются приёмом экзаменов по русскому языку: сейчас предусмотрен только судебный порядок, мы предлагаем досудебный порядок и считаем, что Рособрнадзор должен иметь возможность в досудебном порядке отозвать эту лицензию и прекратить незаконную деятельность. А в целом мы, конечно, эти инициативы поддерживаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Матвеев Михаил Николаевич, пожалуйста. МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, фракция, конечно, тоже поддержит этот законопроект. Я хотел бы обратить внимание только на то, о чём я говорил в своём вопросе и на что коллега Нилов обратил внимание. Вот тот пример с незаконной миграцией в Тольятти, который я приводил, - это Уголовный кодекс. Данные лица: Кобилов, Кабилов, Шералиев, Грабовский - были осуждены именно по статье 322-1, о которой сейчас идёт речь, дело продержали полтора года в суде, сначала его прикрыли за истечением срока давности, а после вмешательства общественности и резонанса через Генеральную прокуратуру удалось его вернуть. В итоге, значит, продержали это дело, по два года им дали, и сейчас приговор отменён. Вот когда мы стали разбираться, мы выяснили, что объём денег, который эта преступная группировка сумела аккумулировать, составляет, по различным оценкам, от 400 до 500 миллионов рублей. И когда я, как депутат, задал закономерный вопрос прокурору: "А эти деньги изъяты у этих людей?" - мне пришёл ответ, что точно эти деньги не могут посчитать, и поэтому они не знают, какую сумму предъявлять к изъятию. Вот об этом идёт речь. При этом один из них, Кабилов, до сих пор является оператором муниципальной ярмарки в Тольятти. То есть люди вот эти огромные деньги используют для вложения в бизнес в различных сферах. И я думаю, что вот такая беззубая позиция правоохранительных органов в отношении этой шайки во многом и связана с тем, что у них не были изъяты эти деньги, у них остаются сотни миллионов рублей, на которые они могут покупать и прокуроров, и судей, и правоохранительные органы и так далее. Безусловно, надо наводить здесь порядок, и должна идти речь о конфискации имущества этих людей в целом. А что касается подсчёта до копейки, сколько они взяли, ну, это действительно в материалах дела есть. Причём я хочу обратить внимание, что из 7 тысяч человек, которые были незаконно легализованы, более 300 получили российское гражданство в итоге, более 300 получили вид на жительство, то есть наша система ещё и не помечает людей, которые являлись клиентами вот этой незаконной "фабрики мигрантов", в отношении которой мы наводим сейчас порядок. На мой взгляд, законодательное обеспечение вот этой проблемы должно заключаться в том, что нужно наказывать не только тех людей, которые организовывают незаконную миграцию, те, кто пользовались такими услугами, однозначно должны попадать в чёрный список, для того чтобы впоследствии они не могли ни вид на жительство, ни гражданство получить и вообще въехать в Российскую Федерацию. А в целом, конечно, законопроект будем поддерживать, как и все остальные, которые будут ужесточать ответственность за незаконную миграцию и в целом исправлять вот эту ситуацию с нашествием в Россию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Николаевич. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вопросы нелегальной миграции - это, совершенно очевидно, вопросы, которые касаются системообразующих факторов обеспечения национальной безопасности, общественного мира и согласия. И то, что сегодня по поручению Председателя Государственной Думы у нас создана межфракционная комиссия, которая очень кропотливо, очень глубоко и детально анализирует все данные, которые касаются и криминогенной ситуации, и социального статуса, и порядка прибытия в Российскую Федерацию, и контрольных мероприятий, позволяет нам очень глубоко и системно формировать и позицию, и предложения. У нас за летний период появилось очень много разных инициатив. Уважаемые коллеги, у нас есть одна общая задача - не формировать какое-то недопонимание в обществе, а сформировать единый, концептуальный подход, который даст качественно новый уровень противодействия организованной нелегальной миграции. Что мы с вами вместе и делаем, потому что комиссия, ещё раз подчеркну, у нас сформирована по фракционному принципу, все фракции представлены. Пять законопроектов, которые мы сегодня вносим в Государственную Думу, абсолютно в логике построения системы мер, которые позволят правоохранителям пресекать преступления, делать неотвратимой ответственность и делать ощутимым наказание, а нам с вами - формировать дополнительные мероприятия упреждающего характера. Совершение этих преступлений должно стать невыгодным. Я просто напомню, о чём пять законопроектов, которые сегодня мы с вами вносим в Государственную Думу. Прежде всего, организованная нелегальная миграция обретает статус особо тяжкого преступления. Минимальный порог ответственности будет от восьми лет до 15 лет лишения свободы. Более того, у нас в отношении тех субъектов, которые в качестве нелегальных мигрантов прибывают на территорию нашей страны, в случае совершения правонарушения, преступления устанавливается квалифицирующий признак, что означает на практике повышенный уровень ответственности. Для тех, кто сегодня совершает преступления в сфере организованной нелегальной миграции, благодаря нашим поправкам станет невозможным условное осуждение. Благодаря квалифицирующим признакам, которые появляются в отношении субъектов, нелегально пребывающих и совершивших преступления на территории России, у суда появляется право установления, назначения реального лишения свободы даже в том случае, если будут смягчающие вину обстоятельства и впервые совершено преступление небольшой тяжести. Вот это практические решения. Кроме того, мы с вами вводим повышенную квалифицированную ответственность за фиктивные документы, за фиктивную постановку на учёт. Сегодня поднимался вопрос о случае, если скрывается информация личного характера, что позволяет легализоваться, - это подпадает под ту квалификацию, которую мы устанавливаем в наших законопроектах, и мы даём принципиально, качественно новый высокий уровень ответственности, что сразу становится ощутимым. Если вы сегодня посмотрите санкции, то увидите: там от двух месяцев - такого больше не будет, будут реальные, ощутимые сроки ответственности, любой субъект, понимая этот высокий уровень ответственности, будет осознавать, что совершение правонарушения, преступления становится просто заведомо опасным для него самого. У нас с вами вопрос сертификатов. По нашей инициативе, Государственной Думы, Генеральная прокуратура провела комплексную проверку, и мы уже в 4 раза сократили количество организаций, которые могут выдавать сертификаты и проверять знание языка. Что мы решаем, делаем сейчас? Мы устанавливаем императивное требование к Правительству Российской Федерации сформировать закрытый перечень таких организаций, не допускать передачи посредникам права экзаменации. Это всё комплексные решения. Для того чтобы блокировать распространение информации этого порочного и преступного рынка криминальных услуг, мы вводим внесудебную блокировку. О чём это говорит? Это говорит о том, что, вырабатывая любые решения, нужно понимать и диагностировать ситуацию. Сегодня на территории Российской Федерации пребывает 739 тысяч нелегальных мигрантов. Это огромная цифра, и мы должны понимать, что это непредсказуемые риск и угроза. Противодействуя организованной нелегальной миграции, мы создаём качественно новый периметр безопасности для граждан России, а это абсолютный приоритет, и мы создаём доброжелательные условия для тех иностранных граждан, которые законно пребывают на территории нашей страны, которые готовы исполнять требования закона, уважая традиции и взаимодействуя доброжелательно с гражданами России. У нас многонациональная страна, у нас 190 народов, мы очень трепетно относимся к сохранению межнационального мира и согласия, и нам при обсуждении темы миграции нужно чётко разграничивать категории: тех, кто является правонарушителем и преступником, и тех граждан, которые, приезжая к нам в страну, имеют исключительно позитивные и добрые намерения. Да, у нас есть вопросы к министерствам. Мы за два месяца фактически провели работу, которую должны были провести профильные министерства. Мы ведём с ними диалог, мы задаём непростые вопросы, но, самое главное, мы предлагаем практические решения. Верховный Суд, правительство, правоохранители без единого замечания поддержали наши законопроекты - вот это качественный результат, к которому мы должны стремиться. Конечно, всегда есть соблазн делать громкие заявления и предлагать какие-то нереализуемые решения. Но мы с вами должны понимать, что наше взаимодействие с миром остаётся открытым и доброжелательным, что у России большие и серьёзные планы на дальнейшее экономическое развитие и социальное благополучие наших граждан. Поэтому, понимая эту общую ответственность, задачи, которые перед нами поставил Председатель Государственной Думы, стратегию, которая выработана президентом нашей страны, мы должны идти в логике конструктивных и созидательных действий, обеспечивая безопасность наших граждан и дальнейшее успешное развитие нашей страны. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Коллеги, мне подсказали, что выступающие (я имею в виду не это выступление, а предыдущее) должны более внимательно следить за своей терминологией. Имеется в виду фраза "покупать прокуроров и судей" - нужно следить внимательно за своей терминологией. Заключительное слово - Владимир Валерьевич, будете выступать? Нет. Ирина Александровна? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 51 мин. 06 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается. Спасибо.