Заседание № 268

14.01.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 663416-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления права выбора возраста, с которого возникает право на страховую пенсию по старости".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2875 по 3460 из 4836
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О страховых пенсиях" в части установления права выбора возраста, с       
которого возникает право на страховую пенсию по старости". Докладывает Олег     
Алексеевич Николаев.                                                            
                                                                                
НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Всем нам известно, что с 1 января   
2019 года был повышен пенсионный возраст, и очевидно - даже президент об этом   
говорил, - что больше всего трудностей при этом переходе испытают люди,         
которые первыми столкнутся с реализацией этого закона. Именно в этом году       
будет первая волна тех людей, которые реально почувствуют на себе действие      
этого закона. И очевидно, что все те нормы, которые смягчают выход на пенсию    
в связи с повышением возраста для получения страховой пенсии, на наш взгляд,    
требуют дополнительного уточнения.                                              
                                                                                
В данном законопроекте предлагается ввести такую норму, чтобы гражданин мог     
добровольно выбрать возраст выхода на пенсию, то есть при достижении либо 60    
лет, либо 65 лет, а возможно, даже и больше, потому что уже на сегодняшний      
день мы являемся свидетелями того, что достаточно большое количество            
пенсионеров уже после выхода на пенсию осуществляют трудовую деятельность. И    
здесь достаточно много людей такой категории, возраст которых уже превышает     
даже установленный порог пенсионного возраста. Законопроектом предлагается      
установить дополнительные возможности для адаптации к имеющимся уже, как        
сказал, возможностям приобретения права на страховую пенсию по старости.        
                                                                                
И вот здесь, обсуждая предыдущие законопроекты, мы много говорили о том, что    
очень важно повышать производительность труда. Да, мы с этим согласны и очень   
часто говорим, в том числе с этой трибуны, что нам очень важно, для того        
чтобы обеспечить экономический рост, рывок в экономическом росте, прорывной     
экономический рост, конечно же, заниматься повышением производительности        
труда.                                                                          
                                                                                
Мы сейчас активно занимаемся вопросами развития цифровой экономики, и вот эти   
все моменты на самом деле создают серьёзные трудности при трудоустройстве       
именно категории людей предпенсионного возраста, как мы их назвали в ходе       
реализации, работы над законопроектом о повышении пенсионного возраста. Мало    
того, я думаю, что большинство из нас, депутатов Государственной Думы,          
принимая граждан в рамках региональной недели, очень часто видит, что люди,     
которым на сегодняшний день 45 и более лет, зачастую уже сталкиваются с         
серьёзными проблемами в трудоустройстве.                                        
                                                                                
Таким образом, получается, что люди предпенсионного возраста уже испытывают     
проблемы с трудоустройством, уже не могут работать на тех должностях, на тех    
позициях, которые обеспечивали бы, соответственно, высокую заработную плату и   
влияли бы на будущее пенсионное обеспечение. И если такие люди после            
достижения 60 лет посчитают, что им достаточно и что они набрали                
соответствующий стаж... А здесь надо сказать, что, для того чтобы получать      
страховую пенсию, уже сегодня есть дополнительный критерий - это минимальный    
стаж и минимальные накопленные пенсионные баллы, которые из года в год также    
увеличиваются, то есть если в этом году должно быть 11 лет минимального стажа   
и 18,6 балла, то к 2025 году минимальный стаж уже будет составлять 15 лет, ну   
и, соответственно, минимальное количество баллов уже будет составлять 30        
баллов. И если эти люди соответствуют критериям, если эти баллы набраны, то     
они по достижении соответствующего возраста - 60 лет мужчины, 55 лет женщины    
- могли бы написать соответствующее заявление, выйти на пенсию и уже получать   
страховую пенсию.                                                               
                                                                                
Здесь, коллеги, ещё надо добавить, что мы с вами в прошлом году реализовали     
право граждан выходить на пенсию в установленные, вернее, в обозначенные        
данным законопроектом возрастные сроки, то есть в 60 лет мужчины и в 55 лет     
женщины, в случае если они обеспечивают своё пенсионное обеспечение за счёт     
накоплений в негосударственных пенсионных фондах. И, соединив таким образом     
для гражданина все эти, скажем так, возможности, мы гражданам даём как раз      
возможность, с одной стороны, реализовать своё право на достойную пенсию, с     
другой стороны, найти себе достойное место в обществе: если человек хочет       
трудиться, значит, он трудится и большее количество лет, а если он посчитал,    
что ему пора отдыхать и воспитывать внуков, то он будет заниматься этим.        
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                И. В. Лебедев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Алексеевич.                                 
                                                                                
Содоклад члена Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов         
Светланы Викторовны Бессараб.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Светлана Викторовна.                                                
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Законопроектом, по сути,       
предлагается новая редакция части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О    
страховых пенсиях", в соответствии с которой право на страховую пенсию по       
старости будет предоставляться, возникать по заявлению гражданина для мужчин    
в возрасте от 60 до 65 лет и для женщин в возрасте от 55 до 60 лет. В случае    
отсутствия волеизъявления авторы предлагают право на страховую пенсию           
реализовывать мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим        
возраста 55 лет. При этом форма заявления, порядок волеизъявления гражданина,   
а также иные вопросы, не урегулированные данным законопроектом, предлагается    
урегулировать Правительству Российской Федерации.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, необходимо отметить, что действующее пенсионное              
законодательство уже предполагает заявительный порядок обращения граждан за     
назначением страховой пенсии, что наделяет граждан свободой действий в части    
реализации либо отсрочки реализации своих пенсионных прав. В случае если        
гражданин задерживает свой выход на пенсию, ему назначаются увеличивающие       
коэффициенты как к фиксированной выплате, так и к её страховой части.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный подход соответствует принципам обязательного          
пенсионного страхования, когда за более продолжительный стаж работы             
устанавливается повышенное страховое возмещение. А в данном случае авторы не    
предлагают понижающих коэффициентов в случае досрочного выхода на пенсию - до   
наступления общеустановленного пенсионного возраста. Вместе с тем авторы        
законопроекта ничего не предлагают в финансово-экономическом обосновании        
данного законопроекта. Утверждается, что не потребуется дополнительных          
средств ни из федерального бюджета, ни из пенсионного. Конечно, это не          
соответствует действительности, и в случае принятия такой нормы потребуется     
серьёзная корректировка как пенсионного бюджета, так и трансфертов из           
федерального бюджета в пенсионный.                                              
                                                                                
Необходимо отметить, что профильный комитет Совета Федерации, Правительство     
Российской Федерации, Счётная палата не поддерживают данный законопроект.       
Учитывая изложенное, предлагается отклонить его в первом чтении.                
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие задать вопросы? Есть.    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович.                                                    
                                                                                
ИОНИН Д. А. Светлана Викторовна, как один из авторов законопроекта, я скажу,    
что этим законопроектом мы пытаемся нивелировать очевидные минусы и             
недостатки, которые были в пенсионной реформе и против которых выступало        
большинство, подавляющее большинство населения нашей страны. Комитет не хочет   
нас услышать, не хочет нивелировать минусы этой пенсионной реформы, но самой    
пенсионной реформе уже год - тогда, может быть, вы назовёте плюсы этой самой    
пенсионной реформы, которые вы увидели за этот год, учитывая, как активно её    
в своё время протаскивала в этом зале фракция большинства?                      
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Дмитрий Александрович, я хотела бы обратить ваше       
внимание на то, что был принят 350-й закон, который вы не учли в данном         
законопроекте и который как раз нивелирует тот самый переходный период:         
устанавливает досрочный выход на пенсию для граждан, у которых длительный       
стаж работы, 42 года для мужчин и 37 лет для женщин, для матерей, родивших      
трёх и более детей, для матерей, родивших двух детей в районах Крайнего         
Севера, и так далее (я не буду перечислять все нормы закона, который нами       
принят). Вы его совершенно не учитываете, как не учитываете, собственно, и      
статью 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. У меня вопрос к Светлане Викторовне.                                 
                                                                                
Скажите, пожалуйста, почему вы полагаете, что стране вообще необходимо такое    
количество рабочих рук в производстве и сфере услуг? Какие экономические        
исследования это показывают? И сошлитесь, пожалуйста, на соответствующие        
научные источники и на научные исследования в разломке по периоду на            
ближайшие 5-10 лет. Благодарю.                                                  
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Олег Васильевич, я не представляю органы статистики    
или органы, которые сегодня рассчитывают потребность в рабочей силе. Я могу     
только поделиться с вами статданными, которые вы, как член того же комитета,    
что и я, Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, вполне       
знаете и изучали вместе со мной.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемая Светлана Викторовна, согласно заявлению председателя Пенсионного      
фонда в этом году не смогли выйти на пенсию 257 тысяч наших граждан. Я думаю,   
что на самом деле их больше. Есть ли у комитета данные о том, какое             
количество людей не получит пенсии в 2020 году? Это первая часть вопроса. И     
вторая часть вопроса: каков уровень безработицы на данный момент среди людей    
предпенсионного и будущего пенсионного возраста?                                
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Олег Николаевич, уровень безработицы вы можете         
запросить в органах статистики, но я могу сказать, что он разнится, причём      
разнится существенно в зависимости от региона. Если в одном регионе -           
допустим, в моём родном регионе - уровень безработицы составляет 0,5            
процента, то и среди предпенсионеров уровень безработицы достаточно             
невысокий. В соответствии с той программой, которая была разработана            
Правительством Российской Федерации и поддержана Государственной Думой,         
предпенсионеры получили максимальные возможности для обучения по повышению      
квалификации, переобучения, получения новых профессий и специальностей, и       
сегодня в принципе не возникает проблем в их трудоустройстве. Более того,       
работодатели воспользовались ситуацией. Мы с вами изучали проблемы, к           
примеру, на заводах, где необходим действительно тяжёлый физический труд,       
требовалось переобучение новым специальностям. Работодатели воспользовались     
ситуацией, переобучили своих работников. В отношении уважаемых членов           
коллектива вопрос не стоял ни о сокращении, ни об увольнении.                   
                                                                                
Ваш вопрос состоял из двух частей. Так вот, что касается в целом невыхода на    
пенсию, я вам могу сообщить, что более 2,5 тысячи человек досрочно вышли на     
пенсию в соответствии с теми корректировками, которые мы внесли в               
законодательство, получили возможность досрочной реализации пенсионных прав в   
связи с тем, что не смогли трудоустроиться.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич по ведению.                        
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Я прошу прощения, но первая часть моего вопроса касалась именно    
тех, кто в 2020 году не получит пенсионных прав в связи с принятием закона о    
повышении пенсионного возраста, а не тех, кто вышел на пенсию досрочно. Если    
можно, поясните, пожалуйста.                                                    
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Олег Николаевич, я повторяю, мы приняли закон, в соответствии    
с которым пенсионный возраст... С учётом переходного периода в 2019 году        
граждане получили возможность на шесть месяцев раньше выйти на пенсию.          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Вы можете запросить эту информацию в Пенсионном фонде            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Светлана Викторовна.                     
                                                                                
Вопросы закончились.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть желающие выступить? Есть.                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, поскольку сегодня в повестке стоит              
законопроект о моратории на повышение пенсионного возраста, я ограничусь        
только одним замечанием. Замечание это заключается в следующем. С моей точки    
зрения, закон о повышении пенсионного возраста прямо противоречит               
национальным целям, заявленным в указе президента № 204, а законопроект,        
который мы сейчас обсуждаем, наоборот, помог бы реализации этих национальных    
целей.                                                                          
                                                                                
Я напомню, что одна из первых национальных целей заключается в том, чтобы мы    
увеличили продолжительность жизни к 2024 году до 78, а к 2030 году до 80 лет.   
Между тем тот рост продолжительности жизни, о котором сейчас говорит            
официальная статистика, к реальной продолжительности жизни не имеет никакого    
отношения. Речь идёт о так называемой ожидаемой продолжительности жизни,        
которую демографы рассчитывают собственными методами. Практически весь рост     
продолжительности жизни, о котором говорят, связан со снижением детской и       
младенческой смертности.                                                        
                                                                                
Между тем, если верить экспертам (сам я не пересчитывал), смертность мужчин в   
трудоспособном возрасте сейчас втрое выше, чем в 60-е годы. Кстати сказать,     
согласно официальным данным 43 процента мужчин не доживают до 65 лет. Видимо,   
будут не доживать больше, порядка половины. Что касается 67 лет, то уже         
сейчас около половины всех мужчин в Российской Федерации до 67 лет не           
доживают. Таким образом, мы получили формулу, которую когда-то употребил        
уважаемый Президент Российской Федерации, а именно: это значит, что же,         
отработал - в деревянный макинтош и поехал? В этом смысле возможность выйти     
на пенсию в разные сроки отчасти решала бы проблему. Понятно, что в             
зависимости от пенсионного стажа и заработной платы в этом случае уровень       
пенсии может оказаться различным, мы это понимаем, но это даёт возможность      
человеку выбирать, что для него важнее: сохранить здоровье, получить более      
высокий заработок и так далее.                                                  
                                                                                
Вторая национальная цель, о которой идёт речь, уважаемые коллеги, заключается   
в том, что мы должны вдвое сократить бедность к 2024 году. Напоминаю вам, что   
согласно прогнозу финуниверситета при правительстве, основанному на прогнозе    
Минэкономразвития, реальные доходы населения к 2024 году увеличатся по          
сравнению с 2013 годом лишь на 1 процент, то есть нинасколько. Совершенно       
понятна одна из причин того, что доходы не растут: она заключается в том, что   
прежде люди пенсионного возраста могли получать одновременно пенсию и           
заработную плату, теперь они будут получать только пенсию. Правда, уважаемый    
Алексей Леонидович Кудрин в этом зале однажды заявил, что в России нет бедных   
пенсионеров. Если вы повторите эту фразу в обществе пенсионеров, я думаю, вы    
услышите в лучшем случае смех, а скорее всего, смех сквозь слёзы... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Возможность выйти на пенсию раньше - это в том числе и             
возможность продолжить работу при получении пенсии. Соответственно, это         
означает, что бедных людей в Российской Федерации будет становиться меньше.     
                                                                                
И последнее. Уважаемые коллеги, я ещё раз напомню, что, пожалуй, главной        
экономической национальной целью является экономический прорыв, который         
должен обеспечить нам темпы роста выше среднемировых. Напомню также, что        
первоначально рост в 2020 году планировался 2,1 процента, теперь - 1,7          
процента, что, по оценкам экономистов, означает стагнацию, поскольку, скорее    
всего, будет и того ниже. Так вот серьёзные экономисты утверждают, что если     
мы не будем давать людям деньги, то, соответственно, экономического роста в     
стране тоже не будет, поскольку мы находимся в условиях той самой рыночной      
экономики. Поэтому и третьей национальной цели закон о повышении пенсионного    
возраста противоречит, а законопроект, который мы обсуждаем, соответствует.     
                                                                                
Просим поддержать. Спасибо за внимание.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
Олег Анатольевич, у вас три...                                                  
                                                                                
Три минуты поставьте.                                                           
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Хочется спросить в начале      
года, как в классическом известном фильме: в чём сила, брат-депутат? В          
деньгах? Нет. Денег в бюджете куры не клюют, в фондах ещё больше, а рейтинга    
нет, нет повышающегося доверия к Государственной Думе, к депутатам конкретно.   
В правде? Нет. Правда с этой трибуны, с левого фланга, с правого, из центра     
звучит каждый день, и действительно настоящая правда звучит, но это не          
помогает получить авторитет. Я предложу свой вариант, уважаемые коллеги: сила   
- в признании ошибок. Только сильный человек может признать ошибки и может      
сказать: да, был не прав, готов исправить ситуацию, сделать шаг-два назад,      
вернуться к тому, от чего ушли. Разве не совершили стратегическую, глобальную   
ошибку год назад, навязанную не вами - тут и спорить не надо, - навязанную      
правительством, и не всем правительством, а узкой, маленькой кучкой каких-то    
теоретиков, "шёлковых умников", а правильнее сказать, засланных казачков МВФ    
и других лондонских и вашингтонских центров оказания вот такого                 
разрушительного влияния на нашу страну? Это удар не только по пенсионерам -     
вы посмотрите, какой сокрушительный удар по политической системе нанесён! Да,   
авторами были правительство и "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а достаётся сегодня всем         
парламентским фракциям за это - за то, что не смогли остановить, за эту,        
мягко говоря, ошибку.                                                           
                                                                                
Вот сегодня мы в первый раз, на первом заседании вносим предложение - я вас     
уверяю, будем вносить столько, сколько сможем, вот так, в приоритетном          
порядке, этот законопроект будем ставить в повестку дня: десять раз за этот     
год, десять раз будете слушать такие призывы, и не только от меня, но и от      
других коллег, будете слышать эти призывы от своих избирателей. Пока это        
будут призывы, потом они перейдут в требования, а потом, может быть, и другим   
путём придётся исправить эту ошибку. Наш вариант очень простой: вроде бы мы     
не отменяем пенсионную реформу, но это даже ещё более выгодный вариант для      
абсолютного большинства предпенсионеров, как вы их назвали, которые смогут      
свободно решить, оставаться ли работать ещё пять или десять лет или уйти на     
пенсию в 55, в 60 лет. Давайте подумаем хорошенько... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Баталина Ольга Юрьевна от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".        
                                                                                
БАТАЛИНА О. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас сейчас не политическая пятиминутка, мы обсуждаем       
конкретный законопроект, а он, вы знаете, довольно лаконичный. Я благодарна     
Олегу Алексеевичу за то, что он в своём выступлении рассказал много из того,    
о чём думали авторы, но, к сожалению, они не написали это в тексте. Там         
действительно есть ряд интересных идей, но принимать, голосовать мы будем не    
за идеи, не за выступления, а за конкретный текст.                              
                                                                                
Сама по себе идея досрочного выхода на пенсию, до достижения установленного     
пенсионного возраста, не новая. Наверное, самый известный пример в              
международной практике - это Япония, где общеустановленный пенсионный возраст   
и для мужчин, и для женщин составляет 65 лет, при этом можно выйти на пять      
лет раньше, но не так, как предлагают авторы нашего законопроекта, без          
каких-либо ограничений или условий, а с ограничениями, условиями, и основное    
ограничение, условие заключается в понижении в таком случае размера пенсии. В   
Японии в случае досрочного выхода на пенсию снимается по полпроцента            
начисленной суммы за каждый месяц, таким образом, если человек выходит не в     
65 лет, а в 60, он получает 70 процентов расчётного размера пенсии, который     
мог бы получать в 65 лет. Одновременно они, естественно, поощряют - как,        
собственно, делаем это и мы - более поздний выход на пенсию: если человек       
выйдет на пенсию после 65 лет, то ему добавится по 0,7 процента за каждый       
месяц сверх установленного возраста. История о таком стимулировании позднего    
выхода в российском законодательстве решена: вы знаете, что если пенсионер не   
напишет заявление по достижении общеустановленного пенсионного возраста, то     
вступает в действие прогрессивная шкала коэффициентов, которая позволяет ему    
почти в 1,5 раза увеличить размер пенсии через пять лет после достижения        
пенсионного возраста. Но ничего подобного в тексте законопроекта нет - просто   
предлагается кому-то без каких-либо ограничений, без каких-либо                 
дополнительных условий сделать вот такой выбор. Я думаю, если авторы о таком    
варианте думали, то стоило бы его прописать. Это первый момент.                 
                                                                                
Второй момент: обратите внимание, что в тексте стоят совершенно конкретные      
значения пенсионного возраста - 60 и 65, 55 и 60, - но у нас не предусмотрен    
сегодня для женщин пенсионный возраст 60 лет и у нас не предусмотрен сегодня    
пенсионный возраст для мужчин 65 лет: у нас в первом полугодии 2020 года        
пенсионный возраст увеличен только на полгода, это 55,5 года для женщин и       
60,5 года для мужчин. Как этот закон должен быть применён в течение             
длительного, семилетнего переходного периода, вообще непонятно, потому что      
нет такого пенсионного возраста у нас в Российской Федерации и ещё в течение    
семи лет не будет. Как проголосовать за такой законопроект, понимая, что идея   
автора очень сильно отличается от текста, который авторы предложили, сказать    
затруднительно.                                                                 
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", разумеется понимая необходимость дальнейшего           
совершенствования пенсионного законодательства и будучи абсолютно готовой - и   
фракция, и наш комитет - к этой работе, ну никак не может поддержать текст,     
из которого мысли авторов неочевидны.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
От фракции, Олег Васильевич?                                                    
                                                                                
От фракции - поставьте время.                                                   
                                                                                
ШЕИН О. В. Меня, конечно, поражает ход дискуссии. Мы обсуждаем серьёзные,       
системные вещи, касающиеся будущего нашей страны и, строго говоря, всех 146     
миллионов человек, в ней проживающих, включая и находящихся в этом зале,        
потому что далеко не все здесь присутствующие, не говоря уже про близких и      
родню, товарищей и друзей, окажутся в положении получателей каких-то            
государственных преференций по мере течения лет.                                
                                                                                
Когда мы говорим о повышении пенсионного возраста, очевидно, что мы должны      
отталкиваться не от каких-то абстракций, идеологических схем, пропаганды и      
какой-то проповеди про "надо больше работать", необходимо отталкиваться от      
научных знаний. Меня, конечно, потрясает, когда докладчик от комитета из        
фракции большинства говорит: мы не читаем то, что учёные пишут, нам это         
зачем? А хотя бы затем, что, не читая того, что пишут учёные, невозможно        
понять, что будет дальше, и законодатель - тот, кто формирует правила в         
стране, - конечно, от этого должен отталкиваться. О чём же у нас говорит        
наука? Начнём с того, что у нас уже сегодня есть ответ на тему занятости        
среди предпенсионеров, ответ от тех, кто эту самую реформу и писал, - от        
Научно-исследовательского финансового института при Минфине. Месяц назад в      
комиссии Ольги Тимофеевой (вот Светлана Викторовна, по-моему, даже была на      
этом заседании) НИФИ Минфина России представил доклад, в котором чёрным по      
белому было написано, что занятость среди предпенсионеров в Российской          
Федерации составляет 29 процентов. 71 процент этих людей не нужны на рынке,     
их труд не нужен, их рабочие руки не нужны, их занятость не нужна - это         
позиция и данные не "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и социалистического движения, а       
НИФИ Минфина России, который писал эту реформу и который в прошлом году         
рассказывал, как всё это необходимо делать. 70 процентов людей не нужны на      
рынке, а нам говорят: давайте дальше повышать пенсионный возраст - на полгода   
повысили, будем ещё. Это что за подход, это что за системные решения?           
                                                                                
Больше того, мы хорошо понимаем, что число рабочих мест будет сокращаться:      
идёт процесс автоматизации; Россия практически не затронута роботизацией, но    
она здесь неизбежно тоже будет по ходу развития событий; как мы видим,          
информационные технологии сметают рабочие места в сфере услуг, в банковском     
секторе, в торговле, в клининге - там не нужны рабочие места в том режиме,      
который есть сегодня. Крупнейшее российское агентство по занятости              
"Суперджоб" в прошлом году на "Ворлдскиллс" в Казани заявило, что в ближайшие   
два десятилетия порядка 50 процентов существующих рабочих мест в Российской     
Федерации будет ликвидировано. Это не "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" сказала, это не     
Конфедерация труда России сказала, не рабочие профсоюзы - это сказал            
"Суперджоб", крупнейшее в стране агентство по занятости. И в этих условиях      
повышение пенсионного возраста, больше того, даже сохранение пенсионного        
возраста в действующих параметрах - это просто подрыв национальных интересов,   
подрыв безопасности и прямое вредительство, вред экономике и социальной         
стабильности в нашей стране. Историю с пенсионным возрастом надо воспринимать   
не как некую подачку бедным, как у нас это делают правительство и фракция       
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", - это не подачка бедным, это абсорбция, устранение с рынка     
рабочей силы ненужных на этом рынке рабочих рук. Да, были времена Генерала      
Лудда, когда технологии тоже сметали с рынка труда обычные ткацкие станки, но   
тогда формировались новые рабочие места на крупных предприятиях, а сегодня мы   
видим, что убираются рабочие места из сферы услуг и информатизация не создаёт   
того количества рабочих мест, которое сметается. Человечество объективно        
освобождается от труда, как от тягла, как от бремени, как от необходимости, и   
по мере развития цивилизации и прогресса труд действительно становится формой   
самореализации - если бы не капитализм, который, вместо того чтобы дать людям   
возможность развиваться, загоняет их в безработицу, в нищету и бедность, в      
том числе в условиях, когда растёт, развивается производство на планете Земля   
и в Российской Федерации тоже. И мы наблюдаем повышение пенсионного возраста.   
                                                                                
Так что, безусловно, наша законодательная инициатива носит прогрессивный        
характер, это не социальные, это экономические предложения. И почему надо       
принимать именно снижение пенсионного возраста, а не базовый, основной доход,   
тоже понятно: базовый, основной доход не стимулирует замену одних людей         
другими, в то время как снижение пенсионного возраста способствует появлению    
социальных кадровых лифтов для молодёжи, чтобы люди, получившие новые, свежие   
навыки, сменили тех, кто достиг отметки 55, 60 лет, да и 50 тоже, потому что    
мы должны стремиться к тому, чтобы современные знания как можно быстрее         
применялись в современной экономике, в современной сфере.                       
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" данный законопроект, безусловно, считает          
базовым и основным, дискуссия эта не закончена... Ну, видимо, закончится так,   
как было в Италии и в Польше, когда народ просто поменял партию власти на       
выборах, после чего добился реального снижения пенсионного возраста.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Буду краток -    
мои коллеги все доводы привели, единственно, я вот о чём хотел бы сказать.      
Уважаемая Ольга Юрьевна Баталина с этой трибуны сказала, что докладчик в        
своём выступлении рассказал не о том, о чём написано в законопроекте, и         
сослалась на то, что у нас не установлен пенсионный возраст для мужчин 65       
лет, для женщин - 60 лет. Я внимательно прочитал текст законопроекта: у нас в   
законопроекте тоже нет таких цифр - 65 и 60, 65 лет для мужчин и 60 для         
женщин; у нас для мужчин возраст от 60 до 65 лет, для женщин возраст от 55 до   
60 лет, то есть именно то, о чём сказала Ольга Юрьевна. Поэтому, Ольга          
Юрьевна, проверьте, может быть, вы, скажем так, высказывали позицию фракции     
по другому законопроекту и, может быть, ваша фракция сейчас будет голосовать    
против другого законопроекта - вы поправьте, пожалуйста.                        
                                                                                
Что касается нашего законопроекта, ничего нового мы не вносим, мы просто даём   
право гражданам, достигшим определённого возраста: для женщин - 55 лет, для     
мужчин - 60 лет, написать заявление о том, что они хотят выйти на пенсию        
позже, нежели сейчас. В прессе были выступления депутатов самой большой         
фракции, что, дескать, и в 60, и в 65 рано, надо в 70 выходить, - пожалуйста,   
наш законопроект предоставит вам такую возможность, вы сможете даже и позже     
выходить на пенсию. Ну а другие люди, которые попали в трудную жизненную        
ситуацию и не могут, например, найти работу, по каким-то причинам не могут      
работать, они могут написать заявление и выйти на пенсию, как и было            
установлено ранее - женщины с 55, мужчины с 60 лет.                             
                                                                                
Просим поддержать этот законопроект.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Выступления закончились.                                                        
                                                                                
Заключительное слово - Олег Алексеевич, будете выступать?                       
                                                                                
Включите микрофон Олегу Алексеевичу Николаеву.                                  
                                                                                
НИКОЛАЕВ О. А. Уважаемые коллеги, я, единственно, хочу обратить внимание на     
несколько моментов, но до этого хочу поблагодарить всех коллег за очень         
содержательные и верные дополнения.                                             
                                                                                
Ну и, реагируя прежде всего на выступление представителя комитета, уважаемой    
Светланы Викторовны, хочу обратить внимание на само заключение комитета.        
Светлана Викторовна говорила о том, что мы в законопроекте не учли нормы        
350-го закона. Комитет в заключении пишет, что "таким образом, авторы           
законопроекта предлагают установить дополнительные (к уже имеющимся)            
возможности для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения      
права на страховую пенсию..." и далее по тексту. То есть законопроектом как     
раз учтены все те имеющиеся на сегодняшний момент законодательные нормы         
получения определённых привилегий для выхода на страховую пенсию.               
                                                                                
Далее, что касается учёта, того, на сколько раньше или позже человек выходит    
на пенсию. Я в своём выступлении как раз отметил, что у нас в действующем       
законодательстве есть такие понятия, как минимальный стаж и минимальное         
количество пенсионных баллов. И вот то, о чём уважаемый Олег Николаевич         
Смолин говорил, что порядка 257 тысяч человек не смогли в текущем году выйти    
на пенсию, - вот, скорее всего, идёт речь как раз о тех людях, которые при      
достижении пенсионного возраста не смогли добрать вот эти дополнительные        
критерии. То есть, таким образом, получается, что человек, даже достигнув       
минимального пенсионного возраста, не сможет написать соответствующее           
заявление, если он не соответствует вот этим критериям. И автоматически         
размер пенсионного обеспечения у него тоже будет зависеть от этих               
дополнительных баллов.                                                          
                                                                                
И ещё один момент. Сегодня много говорили о производительности труда и          
развитии цифровой экономики - вот развитие этого направления в нашей            
жизнедеятельности стало поводом для достаточно активного обсуждения в           
прошедшем году (и я думаю, в этом году это обсуждение продолжится) возможного   
перехода на четырёхдневную рабочую неделю, это дополнительно подтверждает       
тезис, что на сегодняшний день нет необходимости в таком количестве рабочих     
рук именно вот той категории держать на рынке труда.                            
                                                                                
А все остальные замечания, которые были высказаны, в том числе со стороны       
комитета, вполне могут быть учтены в рамках второго чтения, и соответствующим   
образом закон может быть принят и может быть полезен прежде всего для граждан   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Алексеевич.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Светлана Викторовна Бессараб, содокладчик, заключительное слово.    
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Олег Алексеевич, я хотела бы обратить ваше внимание,   
что те предложения, которые вы озвучили с трибуны и сейчас уже с рабочего       
места, ни в коем случае не устанавливают дополнительных критериев права         
выхода на пенсию россиян и не отменяют действующих, то есть и стаж работы,      
необходимый для получения права выхода на пенсию, и необходимое количество      
пенсионных баллов остаются прежними. У вас фактически только три статьи         
предлагается, в том числе статья - вот я хотела бы вернуться к выступлению      
Валерия Карловича - о минимальном и максимальном возрасте выхода на пенсию.     
Это можно, наверное, расценить так, что максимально можно выйти мужчине на      
пенсию в 65, а женщине в 60, но никак не позже.                                 
                                                                                
С учётом всего изложенного, а также неопределённости текста вносимого           
законопроекта предлагается его отклонить.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна.                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю на голосование проект федерального        
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в        
части установления права выбора возраста, с которого возникает право на         
страховую пенсию по старости".                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              100 чел.22,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.77,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.