Заседание № 106
О проекте федерального закона № 66299-5 "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Разворотнев Николай Васильевич высказался по поводу эффективности принятия и последующего рассмотрения протокольных поручений и предлагает 6-й вопрос не рассматривать сегодня. Пожалуйста, у вас минута на обоснование. Включите микрофон Разворотневу. РАЗВОРОТНЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Реализация данного закона приведёт, первое, к ликвидации общественных охотничьих объединений, разрушится единая система охотничьего хозяйства, и не совсем понятно, что мы получим взамен. Второе, доступ к охоте, особенно для малообеспеченных слоёв населения, и в первую очередь сельского, станет затруднительным, поскольку охотпользователь вынужден будет по навязанным ему государством жёстким законам рынка компенсировать все понесённые затраты, в представленном проекте закона вводится целый ряд новых платежей. Третье, потеря рабочих мест, особенно в сельской местности. Четвёртое, необоснованные несоразмерные ограничения, запрет на обременение в охоте неизбежно приведут к гражданскому недовольству, росту браконьерства и социальной напряжённости. Многие охотничьи угодья реально окажутся бесхозными, что неминуемо приведёт к снижению численности охотничьих видов животных. Поспешность принятия закона вызывает недоумение у широкого круга охотоведческой общественности, профессионалов и научных кругов. Поэтому предлагаю данный законопроект снять с рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Комарова Наталья Владимировна, пожалуйста, мнение комитета. КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ввиду того что авторами этого предложения никаких новых аргументов в отношении того, чтобы не рассматривать этот законопроект, сегодня не приведено, должна ещё раз тогда в свою очередь повторить, что все регламентные процедуры были соблюдены комитетом. Законопроект подготовлен к рассмотрению палатой в третьем чтении. Комитет считает необходимым и возможным рассмотрение его сегодня на заседании палаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение депутата Разворотнева снять с рассмотрения сегодня 6-й пункт порядка работы. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 11 мин. 59 сек.) Проголосовало за 131 чел.29,1% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 141 чел. Не голосовало 309 чел.68,7% Результат: не принято Не принято.
Пункт 6, проект федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальи Владимировны Комаровой. Пожалуйста, Наталья Владимировка. КОМАРОВА Н. В. Уважаемые коллеги, замечаний по этому законопроекту лингвистического и юридико-технического характера у Правового управления нет. Комитет предлагает принять проект федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Кашин Владимир Иванович, Иванов Сергей Владимирович, Тумусов и Комарова. Проект федерального закона выносится на "час голосования".
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Борис Вячеславович, для стенограммы: депутаты Локоть, Маслюков и Хахичев голосовали за снятие законопроекта из пункта 6 с повестки дня, это законопроект "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов...". Спасибо.
По пункту 6 по мотивам выступает Кашин Владимир Иванович. Пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Фракция не будет голосовать за этот закон, а будет голосовать именно против этого закона в первую очередь потому, что он вошёл в противоречие, по большому счёту, с основными статьями Конституции. Статью 7 Конституции посмотрите - именно она определяет наше государство, Российскую Федерацию, как социальное, именно она указывает, что государство должно проявлять заботу о развитии каждого человека. В этом зале есть хоть у одного человека сомнение в том, что этот закон ограничивает доступ к охоте лучшей части русского народа, нашего многонационального народа, людей, которых Некрасов называл отделёнными в охотники? Ведь это четыре с половиной миллиона человек! А рыболовы, а грибники? И вот вся эта армия организованных людей, которые, по большому счёту, являются лучшей составляющей нашего общества, которые любят природу, готовы охранять её, - все эти люди сегодня, по существу, лишаются возможности заниматься своим любимым делом. Это первое. Второе. По Конституции у нас народ решает всё, но посмотрите, наше общество "Росохотрыбсоюз" - куда они только не обращались, чтобы мы этот закон не принимали, в том числе и к президенту. Борис Вячеславович, вы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в 2007 году заключили договор с этим десятком миллионов, когда надо было голосовать за "ЕДИНУЮ РОССИЮ", а сегодня вы их бросили, бросили, поскольку никоим образом не идёте навстречу в решении этого вопроса. Этот закон, конечно, коррупционен, по большому счёту, его надо отправлять в комиссию по противодействию коррупции. Посмотрите, кого он защищает? Он защищает те денежные мешки, которые хорошо в отдельных фильмах показаны, там показано, каким образом они организовывают эту охоту по-русски. Вот сегодня нарушается уклад, который издревле был в сёлах, в сельской местности, в лесных деревнях. Сегодня всё делается так, что не только люди пострадают от этого закона, когда возьмут эти охотхозяйства и создадут там, как говорится, сауны, и бордели, и всё остальное, но ведь и звери - и кабан, и зайчик - размещаются там, где деревня рядом, они питаются на картофельных полях. Я ещё раз хочу сказать: в угоду отдельной группы людей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Габдрахманов Ильдар Нуруллович. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я прошу прощения, но при голосовании по вопросу 3 повестки дня произошла техническая ошибка, я голосовал за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принято к сведению. Иванов Сергей Владимирович по мотивам. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, когда был внесён данный законопроект, четыре депутата фракции ЛДПР были соавторами по данному законопроекту. Сейчас вот специально сообщаю для прессы: как говорится, ЛДПР умывает руки, мы непричастны к принятию данного закона. То есть пусть все охотники нам не пеняют - не мы виновны в том, что данный закон был принят. Вы что думаете, уважаемые коллеги? Я понимаю, последний день, суета и так далее, но всё-таки послушайте, пожалуйста, у вас есть избиратели, и вы им должны будете объяснить, что мы с вами такое приняли. Главный вопрос у нас, как всегда, это вопрос "О чём?". О земле. Землю в России никогда простым людям не давали, а тут речь идёт... Вдумайтесь, в пояснительной записке написано: 1 триллион 540 миллионов гектаров охотничьих угодий в Российской Федерации. Вот в чём проблема! Многие из вас ездят по Кутузовскому проспекту, и вы видите растяжку: продаётся земля под строительство вдоль трассы от Москвы до Санкт-Петербурга. Это кто же такой у нас бедный и несчастный, на какие такие честно заработанные деньги скупил он все эти земли и теперь нам с вами предлагает: "Покупайте!"? Будет у нас тогда жилищная проблема решена? Да никогда не будет! То же самое - в законе об охоте. Это не закон об охоте, это не закон о том, как сохранить животный мир, - это закон о том, как прихватизировать в нынешнем виде те охотничьи угодия, где мы с вами и наши избиратели могли с ружьишком пойти пройтись, при соблюдении, разумеется, правил об охоте, которые были. Да, они были несовершенны, да, регулировались правительством, но тем не менее они были, работали. Теперь, извините, вас туда никто не пустит. 20 процентов угодий будет отведено под общедоступные охотничьи хозяйства. Вы думаете, это будет что, Завидово? Нет. Кстати, вот интересно, кто будет Завидово приватизировать? Не догадываетесь? Я думаю, догадываетесь. То есть к этим общественным охотничьим угодьям будут отнесены те угодия, где можно будет только увидеть, как утки пролетают сначала с севера на юг, а потом с юга на север. Вот такие охотничьи угодия! Это первое. Второе. Я уже говорил об ответственности за нахождение в охотничьих угодьях. В частные охотничьи угодья вас никто не пустит, будут вас гонять с собаками, с палками, с ружьями, с рогатками, с чем угодно. К тому же - вы извините, Наталья Владимировна, ещё раз говорю - будет там егерь разбираться или не будет, но, если я с охотничьей собакой зашёл в это угодье, меня уже имеют право оштрафовать. Многое можно сказать, но ещё раз говорю: ЛДПР умывает руки, невиновны мы, граждане охотники России, в принятии данного мерзкого закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Необходимость принятия закона, регулирующего охоту и охотничьи хозяйства, давно назрела, его в первую очередь ждут сами охотники и охотничьи хозяйства, однако предлагаемый законопроект разработан не в пользу настоящих охотников, он ориентирован, скорее всего, на богатых, на денежные мешки, браконьеров и так называемых вертолётчиков. Законом вводятся нормы, кардинально меняющие порядок предоставления права пользования объектами животного мира и среды их обитания. Предложенный вариант предполагает подмену права пользования объектами животного мира на конкретной территории правом аренды земельных и лесных участков. Например, в Республике Саха (Якутия) площадь охотничьих угодий составляет 305 миллионов гектаров, и охотничьи хозяйства вынуждены будут платить арендную плату в размере аж около 9 миллиардов рублей. Охотничье промысловое хозяйство в условиях низкопродуктивной северной тайги, лесотундры и тундры ведётся для сохранения традиционного уклада жизни коренных народов Севера и других приравненных к ним групп населения. Принятие предложенного порядка сделает экономически недоступным ведение охотничьего хозяйства в северных регионах. Предложенный порядок приемлем только для хозяйствующих субъектов, ориентированных на оказание услуг для целей спортивно-любительской охоты, а также для земельных и лесных участков, используемых для размещения охотничьей инфраструктуры. Все наши предложения по закреплению прав коренных малочисленных народов в данном законопроекте отклонены. И когда уважаемый председатель комитета говорит, что все положения о правах коренных малочисленных народов в других законах оставлены и это, мол, гарантирует соблюдение их прав, она, мягко говоря, лукавит, потому что когда возникает противоречие между законами, то в российских реалиях будут работать только те статьи законов, которые урезают права, а не те, которые их расширяют. Фракция "Справедливая Россия" будет голосовать против данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комарова Наталья Владимировна, пожалуйста. КОМАРОВА Н. В. Уважаемые коллеги, рассматривая сегодня охотничий закон, мы, по сути, принимаем решение о выводе в правовое поле целой отрасли, которая в настоящее время находится в подполье. К чему это привело, говорят факты, свидетельствующие о превращении браконьерства в налаженный бизнес, фактическая монополизация охоты, распространение и практика применения варварских орудий и способа отлова диких животных. Всем известно, что не было и нет такого закона, который бы удовлетворял всех. Вы можете себе представить, чтобы зоозащитники - да простят меня за такой пример они и другие люди, для которых жестокое обращение с животными является недопустимым, - согласились с тем, чтобы за отдельными представителями коренных малочисленных народов Севера, к которым я и себя, кстати, отношу (представляю соответствующий регион), было закреплено право добычи северного оленя всех половозрастных групп путём перемещения загона стада из естественной среды обитания в специально огороженный участок территории (крааль), где и производится сама добыча? Ещё один пример, о чём вы здесь уже говорили. Действующая редакция Федерального закона "О животном мире" содержит в себе норму о необходимости соблюдения антимонопольных требований, но критерий не определили, посчитали, что ещё не время. Что мы имеем сейчас? 93 процента площади в административных границах Российской Федерации - это охотничьи угодья, 53 процента из них - закреплённые охотничьи угодья, 30 процентов из них - в руках одного лица (в отдельных субъектах Российской Федерации - больше 90 процентов в одних руках). В этой ситуации все вопросы решаются исходя из величины административного ресурса и уровня корыстности отдельного чиновника. Именно поэтому мы вводим норму о том, что в случае угрозы конкуренции уполномоченным федеральным органом вводятся ограничения по площади охотничьих угодий, закреплённых за одним лицом, а также о том, что не менее 20 процентов площади охотничьих угодий являются общедоступными. Это никогда не понравится тем десяткам юридических лиц, которые монополизировали этот рынок, но это соответствует законодательству Российской Федерации, интересам государства, а также миллионам охотников, о которых вы здесь сейчас беспокоились. Таким образом, руководствуясь государственной позицией и отстаивая интересы населения, мы не вправе и дальше откладывать принятие таких решений. В 1872 году было принято решение в отношении охоты говорить "правильная". Так вот без закона правильной охоты никогда не будет. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Клименко. Пожалуйста, Владимир Витальевич. КЛИМЕНКО В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я, прошу прощения, хочу уточнить для стенограммы: по 2-му вопросу Янаков и Савенко голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 35 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 133 чел.29,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 105
О проекте федерального закона № 66299-5 "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 4 июля 2008 года с наименованием "Об охоте").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, по данным Росстата, сегодня в стране семь с половиной миллионов безработных, 10 процентов экономически активного населения. К этому надо добавить 40 процентов выпускников школ, которые не найдут работу. Я прошу поручить Комитету по труду и социальной политике запросить немедленно в правительстве информацию о том, какие меры предпринимаются, чтобы этих людей обеспечить работой и зарплатой, чтобы они не стали нищими и не пополнили ряды преступников. И второе. Вот у меня письмо: двадцать тысяч охотников из Рязанской области просят, требуют, чтобы 10-й пункт, проект закона "Об охоте...", сегодня мы не рассматривали, сняли с повестки дня, перенесли хотя бы на осень. Я прошу этот вопрос поставить на голосование.
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемые депутаты, я предлагаю снять сегодня с рассмотрения пункт 10 - законопроект "Об охоте...". В данном случае встревожены депутаты Новосибирского областного Совета депутатов, которые подвергли очень жёсткой критике наш с вами законопроект. В Сибири, ничего не поделаешь, половина населения - охотники и рыболовы, и они крайне озабочены судьбой своих охотничьих угодий, которые в связи с принятием данного законопроекта должны будут подвергнуться приватизации, встревожены настолько, что разработали свой законопроект, и он уже принят в первом чтении. Я предлагаю снять сегодня с рассмотрения этот законопроект, поглубже войти, так сказать, в эту тему, разобраться, и с учётом мнения именно тех субъектов Федерации, где развит вот этот промысел, принять ответственное решение.
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Предлагаю исключить из сегодняшней повестки дня вопрос 10 "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов...", обоснование - перед голосованием. Спасибо.
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! По поводу пункта 10 повестки дня уже говорили, тем не менее, если он не будет снят, Борис Вячеславович, я просил бы распространить среди депутатов таблицу из двух поправок, для того чтобы мы её обсудили. Борис Вячеславович, понимаете, с этим законопроектом творится такая чехарда! То, что мы приняли в первом чтении, десять раз переделывалось. Если быть точным, трижды переделывалось, и текст законопроекта абсолютно не соответствует принятой концепции. Если концепцию закона отнять и поделить, то, может быть, можно его обсуждать, но я надеюсь, что не в этом смысл принятия данного законопроекта. Очень прошу распространить в зале среди депутатов тексты наших поправок и обсудить их. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые коллеги, ни одна экологическая организация, ни одно охотхозяйство из регионов не поддержали законопроект об охоте, поэтому тоже прошу снять его с рассмотрения: закон ломает всю систему охотничьих хозяйств в России, и в этой системе ни одно охотничье хозяйство на аукционе не сможет приобрести угодья. Кроме богатых людей, в этом законе никто не заинтересован.
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Поддерживаю предложение по пункту 10 и предлагаю в соответствии с нашим Регламентом рассмотреть моё предложение по этому вопросу, 3 июля озвученное, и два протокольных поручения.
СОКОЛ С. М., фракция КПРФ. Собственно, уже об этом депутаты говорили, я думаю, что есть много обращений и к депутатам от "ЕДИНОЙ РОССИИ". Речь идёт о законопроекте под пунктом 10. Просьба, если снять его не представится возможным, отнести хотя бы на осень. Это требование, просьба в том числе и представителей наших региональных охотобществ, Борис Вячеславович. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Разворотнев Николай Васильевич. РАЗВОРОТНЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаю рассмотрение вопроса 10 повестки дня перенести на более поздний срок. О мотивах - перед голосованием. Спасибо.
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. Я бы на месте председателя комитета по природным ресурсам сам бы от имени комитета потребовал снять с повестки дня 10-й вопрос. Все депутаты Госдумы против, а председатель комитета сидит и молчит. И вообще вызывает подозрение большое количество авторов этого закона: что, у нас огромное количество депутатов, оказывается, охотники?.. Мы отзываем фамилии наших депутатов: Иванов Сергей Владимирович, Афанасьева, Рохмистров и Семёнов, потому что четыреста пятьдесят восемь поправок отклонены. Это не закон, если всё то, что хотели сделать депутаты для совершенствования закона, комитет отклоняет. Это комитет, который борется с парламентом. Пускай он выделится отдельно, этот комитет, и где-нибудь в другом месте работает. Так не годится. Я думаю, в отчёте об этом нужно сказать Председателю Госдумы - учесть замечания фракций. Вообще лучше сделать отчёт в пятницу от имени четырёх фракций, четырьмя представителями. Вот такой председатель комитета нам не нужен - который саботирует принятие постановления, которое депутаты целый год не могут включить в повестку дня, или вот этот злополучный законопроект "Об охоте...", который вызывает возмущение у всех нормальных охотников. Это делается... (Микрофон отключён.)
Федоткин Владимир Николаевич и ряд других депутатов поднимали вопрос по пункту 10 порядка работы, законопроекту "Об охоте...". Были высказаны позиции. Я хотел бы выслушать позицию председателя комитета, и мы тогда уже будем голосовать. Пожалуйста, включите микрофон Комаровой Наталье Владимировне. КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, прежде всего хотела бы вас вернуть к событиям столетней давности - к постановлению Второго всероссийского съезда охотников, состоявшегося в ноябре 1909 года. Там написано следующее: мы, русские охотники, хотим иметь охотничий закон, утверждённый верховной властью и прошедший горнило всестороннего обсуждения законодательными палатами, следовательно, обдуманный, справедливый и авторитетный для всех, а не право выпрашивать через губернские канцелярии шаткие и случайные решения администрации. Именно в связи с этим мы с вами работаем над этим законом. Немного удивила позиция фракции ЛДПР и "Справедливой России", которые всегда ратовали за то, чтобы у нас с вами были законы, обеспечивающие отношения в области природопользования. Вы вспомните, Владимир Вольфович, сколько лет - около восьми лет - в Государственной Думе не принимался закон о рыболовстве и как мы все вместе добились того, чтобы такой закон появился в Российской Федерации. Пятнадцать лет нет закона об охоте, и мы с вами снова пытаемся отложить принятие решения по этому вопросу, а затем даём протокольные поручения и беспокоимся о том, что кто-то по закону, кто-то вне закона поступает не так, как мы считаем нужным и полезным для природно-ресурсного комплекса, для охраны окружающей среды. Только факты. Поступило пятьсот семьдесят три поправки в комитет, и это только те, которые оформлены в соответствии с требованиями Регламента, не говоря уже о тысяче других предложений. В этой связи следует сказать о том, что комитет в течение года работал с этим документом, публично работал и предоставил возможность всем и каждому высказать свою точку зрения. Да, они противоположные, и нужно принять решение. Оно одно, это решение, не может быть несколько решений, и, безусловно, оно не удовлетворит каждого из участников этих отношений. Комитет полагает, что в этой ситуации важнее всего обеспечить интересы государства и российского общества. В этой связи мы не видим оснований для того, чтобы откладывать принятие решения по этому вопросу. В то же время примем любое решение палаты, каким бы оно ни было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование предложение Федоткина Владимира Николаевича и ряда других депутатов не рассматривать сегодня 10-й вопрос. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 29 сек.) Проголосовало за 135 чел.30,0% Проголосовало против 153 чел.34,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 288 чел. Не голосовало 162 чел.36,0% Результат: не принято Данное предложение не принято.
Жириновский Владимир Вольфович выступил с заявлением, с позицией и с информацией по поводу отзыва авторства депутатов. Но это надо оформить решением каждого депутата, я просто напоминаю о процедуре.
ФЕДОТКИН В. Н. И второй момент. По Регламенту перед голосованием вы должны были дать для обоснования предложения три минуты, а вы их не дали. Поэтому я прошу вернуться к голосованию и перед ним дать слово для обоснования. Многим депутатам есть что сказать по этому законопроекту, чтобы действительно закон не мешал не только охотникам, но и, наверное, всем жителям России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По этому вопросу выступили шесть депутатов по минуте. Я думаю, что этого достаточно, чтобы высказать одну из позиций. И соответственно, председатель комитета выступила с обоснованием позиции комитета в течение трёх минут. Так что шесть минут обосновывалась одна позиция и три минуты другая.
ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, при голосовании по снятию с рассмотрения 10-го вопроса я голосовал за, но здесь высветилось, как будто я не участвовал в голосовании. Прошу включить в протокол. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Коллеги, переходим к пункту 10. Проект федерального закона "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Владимировна Комарова. КОМАРОВА Н. В. Уважаемые коллеги, за время, предшествующее сегодняшнему заседанию, в Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии поступило пятьсот семьдесят три поправки к этому законопроекту. Я упоминаю количество тех поправок, которые были внесены в соответствии с Регламентом Государственной Думы, регулирующим эти вопросы. Должна заметить, что те поправки, которые включены в таблицу отклонённых комитетом поправок, более 50 процентов из них, так или иначе учтены в таблице принятых поправок. В таблице принятых сто пятнадцать поправок, и мы предлагаем их принять, ввиду того что они направлены на: отказ от именных разовых и долгосрочных лицензий на пользование животным миром в целях охоты; создание условий для привлечения инвестиций в охотничьи хозяйства на основе охотхозяйственных соглашений; передачу практически всех распорядительных полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов из центра в субъекты Российской Федерации; создание правовых условий для конкуренции, что, безусловно, должно повлиять на возможность оздоровления ситуации в отрасли; регулирование вопросов охотустройства, по сути, планирование в рассматриваемой сфере. Непосредственно в законе установлены виды охотничьих ресурсов, порядок определения лимитов и квот их добычи. Большое внимание уделено вопросам сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания. Эта тема нашла отражение в наименовании законопроекта, ей посвящены 8-я и 10-я главы и целый ряд статей из других разделов законопроекта. Так, для сохранения охотничьих ресурсов могут устанавливаться ограничения и запреты на добычу охотничьих животных по полу, по возрасту, по срокам охоты. Способы охоты и используемые при этом орудия охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных. Особо подчеркну те предложения авторов поправок, которые направлены на защиту права каждого гражданина на использование охотничьих ресурсов. В законопроекте определено, что общедоступные угодья должны составлять не менее 20 процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации, а распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов в них осуществляется в соответствии с региональным законом, публично принятым документом. Упорядочен вопрос предоставления гражданам права на охоту. Определён статус охотничьего билета, это документ единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеющий учётные номер и серию. Охотничий билет признаётся действующим со дня внесения сведений о нём в государственный охотхозяйственный реестр. Реестр - это один из важнейших инструментов, позволяющих отлавливать злостных браконьеров и открывать для населения информацию о том, как осуществляется управление названной отраслью. С целью обеспечения дееспособности рассматриваемого акта законопроект синхронизирован с девятью действующими федеральными законами. Для обеспечения преемственности регулирования отношений в этой сфере статья 71 законопроекта посвящена переходным положениям. Учитывая изложенное, комитет предлагает поддержать его решение о принятии таблицы 1 поправок и об отклонении таблицы 2, а также решение о принятии законопроекта во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, таблица 1 включает в себя сто пятнадцать поправок, рекомендованных к принятию. Есть ли замечания? Есть. Так, депутат Коломейцев, пожалуйста, ваше предложение. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, у нас создана антикоррупционная комиссия, которая как раз должна заниматься проверкой законов на коррупционность. Есть ли заключение этой комиссии по этому законопроекту? С точки зрения Регламента... Здесь полностью изменена концепция после первого чтения, и он в принципе чисто коррупционный, с моей точки зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, только из глубокого уважения к вам, Николай Васильевич, я не прервал ваше выступление, поскольку сейчас процедура второго чтения и вы должны были выносить поправки на отдельное голосование. Тем не менее на вопрос комитет может ответить, если есть ответ. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не проходила. Пожалуйста, депутат Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. Вот передо мной, по-моему, четвёртая версия законопроекта ко второму чтению. Вот они у меня: предыдущая, вот ещё одна лежит... Тут запутаешься в этих поправках, чувствую себя как соучастник чего-то. Я прошу из таблицы 1 поправки 24 - чтобы не запутаться тут во всех этих таблицах - и 31 вынести на отдельное голосование. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть, хорошо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Поправка 79. Правда, Наталья Владимировна, у меня вот под номером II (римскими) таблица поправок, рекомендуемых к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "2а" написано, да? ИВАНОВ С. В. Нет, "II" просто. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот у меня на руках таблица поправок, рекомендованных к принятию, с грифом "2а". Хорошо, чтобы не путаться: поправка 79 выносится депутатом Ивановым. Это соответствует? Не соответствует. Включите микрофон на центральной трибуне. КОМАРОВА Н. В. 9 июня комитет рассмотрел поправки к проекту постановления, внесённые депутатами фракции КПРФ, а также перевнесённые авторами поправки, которые были изложены в редакции, согласованной с Правовым управлением, учитывающие юридико-технические и кодификационные предложения. В связи с этим комитет предлагает сейчас рассматривать таблицу 2а. К тому же почему я прошу вас всё-таки вернуться к таблице 2а - в таблице II, на которую вы ссылаетесь, одна из поправок была внесена ошибочно, не содержала в себе никакой информации, а две поправки имели разные номера, но суть их была одна. В связи с этим комитет, ввиду того что вы многократно переносили рассмотрение этого вопроса, учитывая наличие времени, которое было предоставлено комитету, и привёл всё это в соответствие с существующими требованиями. У нас было время, и, чтобы не с трибуны здесь говорить, что на самом деле в таблице поправок, рекомендуемых к принятию, сто пятнадцать, а не сто семнадцать поправок, мы это сделали заранее, 9-го числа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как нам быть сейчас? Депутат Иванов, какую всё-таки поправку вы собираетесь вынести на голосование? ИВАНОВ С. В. Олег Викторович, поймите меня правильно. Смотрите, нам раздали текст законопроекта ко второму чтению. В соответствии с практикой работы Государственной Думы все нововведения, которые вносятся поправками, которые комитет принял, которые находятся в таблице поправок, рекомендуемых к принятию, выделены жирным шрифтом. Правильно? Правильно. В таблице II (римскими) я вижу поправку, которая редактирует статью 57, а в таблице 2а я не нахожу этой поправки, которая 57-ю статью редактирует. Простите, как её тогда обсуждать, если в таблице 2а этого нет, а я именно её хочу обсудить? Что мне делать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я могу сейчас поступить только так, и другого выхода у меня нет, коллеги... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, такого решения мы не принимали. Передо мной таблица... У меня есть и вторая таблица, вот то, что вы называете "с римскими цифрами". Но я работаю с той таблицей, которая имеет гриф "2а", арабская "2" и греческая "а", сиречь русская. Здесь сто пятнадцать поправок. Если депутат Иванов сейчас назовёт, какую поправку из этой таблицы надо вынести на отдельное голосование, я это сделаю. Если он по понятным причинам - или по непонятным - этого не сделает, тогда я поставлю таблицу на голосование. Сергей Владимирович, пожалуйста, третий раз даю вам слово. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое, Олег Викторович. Вот ещё раз, поймите правильно, смотрите, таблица 2а: статья 55 идёт, поправка 102, потом идёт статья 59, то есть 57-й статьи нет. Но в тексте законопроекта, розданного ко второму чтению, видно, что в 57-ю статью вносились поправки. Простите, как мы их должны обсуждать, если в таблице 2а этих поправок как таковых нет вообще? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Действительно, в таблице II есть поправка 79, которая касается статьи 57. Я её нашёл, вот она, существует, она подписана депутатами Журко, Казаковым, Комаровой, Никоновым и так далее. Пожалуйста, Наталья Владимировна, дайте комментарий. КОМАРОВА Н. В. Это 78-я поправка в таблице 2а. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слава богу! Итак, ставится на голосование таблица 1, за исключением поправок 24, 31 и 78. Включите режим голосования. Результаты покажите. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 37 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Принимается таблица. Решульскому слово. 24-я поправка. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, в какой уже раз говорю, что делаем большую ошибку, что вот так, в спешке, принимаем новый законопроект, который определяет взаимоотношения среди большого количества наших граждан. Говорят, охота пуще неволи. Да? Охотников свыше четырёх с половиной миллионов человек. Ну как ещё объяснять, не знаю. Последствия мы с вами будем расхлёбывать все вместе. А теперь по 24-й поправке. Почему я настаиваю, утверждаю, и готов доказать это всё, и буду доказывать, теперь вынужден уже, чтобы не оказаться болтуном, что концепция, принятая в первом чтении, полностью изменена и законопроект требует возврата к первому чтению и обсуждению? Это подтверждает вот 24-я поправка. Смотрите, как звучала в первом чтении эта статья 14 "Платность добычи охотничьих ресурсов": "Добыча охотничьих ресурсов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом. Коренные малочисленные народы Севера освобождаются от платы за добычу охотничьих ресурсов". Как же теперь она звучит? Так же называется: "Плата за пользование охотничьими ресурсами". И звучит статья так: "Плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах". Где тут коренные малочисленные народы? Я прекрасно понимаю, что сейчас мне будут объяснять, Наталья Владимировна в частности, что там в какой-то статье есть ссылка, что в законах "О животном мире", о коренных малочисленных народах сказано, где-то ещё сказано. Почему из этого закона убрали? Почему мы настраиваем огромную массу людей, вот эти народы против закона Российской Федерации? Ведь идёт масса писем и заявлений. Я предлагаю эту поправку не принимать, оставить статью в той редакции, как мы приняли в первом чтении, и, в общем-то, снять, может быть, напряжённость у огромной массы людей, коренных малочисленных народов, представителей коренных малочисленных народов, чтобы они не заподозрили, что закон кто-то либо по непониманию многонационального состава России, может, ещё из каких-то соображений переписывает под себя или просто как-то не совсем правильно к нему подходит. Я предлагаю эту поправку отклонить, оставить текст в редакции первого чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Владимировна, пожалуйста. Центральная трибуна. КОМАРОВА Н. В. Комитет считает, что данная поправка полностью соответствует той норме, которая была внесена депутатами в первом чтении и нами рассмотрена. Дело в том, что законопроект, подготовленный ко второму чтению, содержит норму о том, что коренные малочисленные народы Севера, а также те, кто традиционно занимается этим видом деятельности кроме коренных малочисленных народов Севера и проживает на территории традиционного хозяйствования этих народов, осуществляют добычу охотничьих ресурсов бесплатно - так написано в проекте закона - в объёмах, которые соответствуют их личным потребностям. В случае если речь идёт об объёмах выше личной потребности - не случайно здесь дана ссылка на налоговое законодательство, - эти лица должны получить разрешение, а следовательно, заплатить за эти объёмы, о чём говорит соответствующая статья Налогового кодекса Российской Федерации. Законодатель посчитал, по крайней мере комитет считает, что в этой части оснований для пересмотра действующего законодательства по поводу платности пользования объектами животного мира нет, и в этой связи предлагается вот такая формулировка. Кроме того, обращаю ваше внимание на следующее, это очень важная деталь. Поверьте, всякий раз, когда работаешь над тем или иным природно-ресурсным законом, всегда хочется все вопросы, выходящие на смежное законодательство, урегулировать непосредственно в этом законе. Но такой возможности, по счастью или к сожалению, нет, ввиду того что российское законодательство выстроено по отраслевому принципу и вопросы платности и налоговых отношений и обязательств регулируются соответствующим законодательством. Вопросы, связанные с землепользованием, вопросы, связанные с собственностью и выстраиванием гражданских отношений, также регулируются соответствующим законодательством. В этой связи нет оснований для того, чтобы дублировать нормы тех отраслей права, которые профессионально занимаются этими вопросами. В этом законе это просто не представляется возможным. Мы предлагаем эту поправку оставить в редакции, предложенной комитетом, и сохранить её в таблице поправок, рекомендуемых к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 24. Включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 50 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 69 чел.15,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Поправка остаётся в таблице принятых. По поправке 31, Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. Я вообще поражаюсь: есть комитет по Северу у нас, по Дальнему Востоку, по коренным малочисленным народам, по национальностям... Да охота для коренных малочисленных народов - это не личное пользование, чтобы вы все знали, это образ жизни. Какие налоги они должны платить? Вы что, в конце концов, хотите их без чума, что ли, оставить? Это изменение концепции, и вы прекрасно это всё понимаете. Поправка 31 - это опять концептуальная поправка. Мы, когда писали, были соавторами, пока не вышли из процесса подготовки, осознанно это писали. Послушайте, как звучит статья "Охотничьи угодья, предоставляемые гражданам и юридическим лицам": "Для ведения охотничьего хозяйства гражданам и юридическим лицам могут предоставляться охотничьи угодья в соответствии с земельным, лесным и водным законодательством Российской Федерации". Не Гражданским кодексом, а земельным, лесным и водным законодательством Российской Федерации. И следующий, последний абзац: "Не допускается предоставление охотничьих угодий гражданам и юридическим лицам, если ведение охотничьего хозяйства не является основной целью их деятельности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации". Даже на это мы пошли, вот эту приписку сделали: если другим каким-то законом какому-то юридическому лицу не предоставляется такое право. Но ведь этим же должны заниматься профессиональные сообщества, ассоциации, объединения, я не знаю, как ещё их назвать. Поправка исключает эту статью, совсем исключает, и теперь оказывается, что тот, у кого больше денег и кто вообще этой охотой никогда не занимался, а только с вертолётов стрелял или в Африку ездил на охоту на слонов, теперь может скупить охотничьи угодья на аукционе. Про аукцион здесь, надо подчеркнуть, прописано очень здорово, прописан механизм проведения аукциона, но нет никаких других критериев. Банк - иди покупай охотничьи угодья, финансовый магнат - иди покупай охотничьи угодья, нефтегазовая или какая-то ещё компания - иди покупай охотничьи угодья. Зачем мы это делаем?! Зачем мы столетиями установленный образ ведения охотничьего хозяйства рушим в нашей Российской Федерации? Ещё при царе была сформирована такая система, не только при советской власти, при царе, чтобы вы знали историю, - мы это всё рушим. Я вам говорю, это четыре миллиона с лишним официально зарегистрированных охотников. Уже по городам пошли, понимаешь, с заячьими ушами, "зайчики" прыгают - люди против этого закона. Зачем мы убираем всё это? Только для того, чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты прошло. Пожалуйста, Наталья Владимировна. КОМАРОВА Н. В. Четыре миллиона охотников - это не охотопользователи, это охотники, и эти четыре миллиона охотников никакого отношения к земельным вопросам не имеют. Это другая тема. В случае необходимости и по другим поправкам я дам соответствующий комментарий. Жонглировать понятиями в этом смысле не стоит. Это первое. Что касается поправки, которую вы, Сергей Николаевич, выносите на отдельное голосование, должна заметить, что она исключается не по сути, она изложена в другой редакции в статье 7, в которой чётко сказано, что в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и так далее. Должна обратить ваше внимание, наше общее внимание на то, что, когда мы стали разбираться с этим вопросом подробно... Я вам хочу сказать следующее. Вот мы здесь рассказываем о некой системе. Кстати, сразу, чтобы не забыть, замечу, что принятый в царской России в 1892 году закон об охоте гласил о том, что всеми угодьями можно было пользоваться для целей охоты только после получения этих угодий в аренду за деньги. И тогда стали создавать охотничьи объединения, потому что в одиночку охотник не мог воспользоваться этим правом, а вот объединившись, они могли свои ресурсы... Даже богатые охотники не могли воспользоваться этим правом. Поэтому они и объединялись, для того чтобы получить в аренду и платить за это. Мы же с вами сегодня, если говорить о сложившейся системе, на самом деле пользуемся огромными территориями без всякой платы или по усмотрению властей субъектов Российской Федерации. В законе "О животном мире" прямо так и записано: по усмотрению, то есть в соответствии с законом субъекта Российской Федерации за плату или бесплатно. И поэтому говорить о том, что мы что-то разрушаем, я полагаю, неправильно, ввиду того что мы определили в статьях 25 и 26 дальнейшее регулирование земельных отношений. Это если говорить об интересах охотника, не охотпользователя, а охотника. Мы говорим о том, что охотиться можно на охотничьих угодьях на всей территории охотничьих угодий без выделения земельных или лесных участков в аренду, а следовательно, за плату. И мы идём на это, и предлагаем вам всем поддержать именно такую постановку вопроса, потому что сегодня понятно, что никто не готов за эти огромные территории... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершилось ваше время. Коллеги, у нас поправок во второй таблице будет ещё море. Поэтому я просто обращаюсь за определённым снисхождением к участникам дискуссии: находите возможность в течение трёх минут, которые вам выделяются, обосновать поправку и дать ответ. Наталья Владимировна, пожалуйста. Добавьте время. КОМАРОВА Н. В. Нет, не нужно мне время. Комитет настаивает на том, чтобы эта поправка оставалась в таблице принятых. Обращаю ваше внимание ещё раз на то, что статьи 7, 25 и 26 регулируют земельные отношения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 31. Она в таблице принятых. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. За поправку 31 из таблицы принятых. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, была 24-я, а теперь 31-я. Коллеги, не путайте меня: две поправки вынесены на отдельное голосование. Я объявил поправку 31. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 17 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 65 чел.14,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1% Результат: принято Поправка остаётся в таблице принятых. Включите микрофон депутату Иванову Сергею Владимировичу. Он обоснует поправку 78. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Я прошу прощения, уважаемые коллеги, но заминка, которая произошла в связи с поиском этой поправки, связана с тем, что я никак не предполагал, что после статьи 34 идёт статья 57, а потом статья 35, но это так, к слову. Я, конечно, не беру во внимание то, что в данном законопроекте, как было сказано, 20 процентов отводится под охоту угодий общего пользования. Вы прекрасно понимаете, что это будут такие угодья, где утки тоже будут пролетать, просто так, мимо, на довольно большой высоте. Я уже не говорю про аукционы, Сергей Николаевич здесь уже подробно об этом говорил. Я уже не говорю о перле, который был найден. Профессионально работая над данным законопроектом по поводу проведения аукциона... Вслушайтесь, мы никогда такого найти не могли: в случае выявления в составе комиссии указанных лиц организатор аукциона незамедлительно обязан заменить их физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах аукциона и на которых не способны оказать влияние заявители. Это перл. Вот так с коррупцией нам ещё не доводилось бороться, но бог с этим, вернёмся к нашей поправке. Она касается, как обычно, ответственности за нарушение законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В пункте 2 написано: "В целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами". Представьте себе, уважаемый Олег Викторович, если вы, надев патронташ, потому что патроны, боеприпасы тоже относятся к орудиям охоты, пройдётесь со своим, к примеру, спаниелем (допустим, кокер-спаниеля относят к декоративным собакам), то Наталья Владимировна Комарова вас оштрафует за нарушение данного закона. Коллеги, извините, это что - глубокий подход? А если кто-то держит собак и серьёзно этим занимается? Я, простите, держал очень много лет легавых собак, и каждый раз весной мы со своей собакой, особенно если это щенок, выезжали в поле, и я её там натаскивал без ружья и без патронташа. И что же, я должен нести за это ответственность? Коллеги, извините меня, но это не глубокий подход к данному законопроекту. Поэтому, уважаемый докладчик, при всём уважении... Да, не было такого закона со времён царя Гороха, но то, что сейчас вносится, нужно ещё раз внимательно обсудить. Поэтому данную поправку я предлагаю отклонить, оставить только первую часть, которая была в старом законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, центральная трибуна. КОМАРОВА Н. В. Первое, что я хотела бы отметить: эта поправка, кстати, внесена по предложению Росохотрыболовсоюза. Это во-первых. А во-вторых, как бы вы ко мне лично, Сергей Владимирович, ни относились, я должна вам заметить, что я смогла бы, работая инспектором, привлечь вас к ответственности только в том случае, если бы вы нарушили законодательство, находясь в лесу с патронташем, с оружием или ещё с чем-либо. Если же вы не нарушаете законодательство Российской Федерации, то никаких мер реагирования такого плана к вам ни один инспектор применить не может. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 78 из таблицы принятых. Комитет предлагает её принять. Депутат Иванов против. Включите режим голосования. Покажите результаты. И я обращаюсь к депутатам с просьбой немножко успокоиться. Нет, я понимаю, что всем охота, да... РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 23 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1% Проголосовало против 71 чел.15,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1% Результат: принято Принимается поправка. Уважаемые депутаты, переходим ко второй таблице: здесь у нас ни много ни мало четыреста пятьдесят восемь поправок, которые комитет отклонил. Будем ли обсуждать какие-либо поправки из этой таблицы? Нет, никто не настаивает. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто? А, Тумусов. Депутат Тумусов, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Я прошу вынести поправку 433 на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 433. Коллеги, ставится на голосование... Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. С 100-й по 200-ю - на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев выносит поправки с 100-й по 200-ю на отдельное голосование. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица 2, за исключением поправки 433, а также поправок начиная с 100-й по 200-ю включительно. Включите режим голосования. И заодно вызовите охрану: когда депутат Коломейцев сегодня после заседания пойдёт домой, надо, чтобы его охранял ОМОН на всякий случай. Я просто беспокоюсь о его здоровье. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 48 мин. 07 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не надо. Сейчас мы будем обсуждать поправки с 100-й по 200-ю. Потом будет опасность для его жизни и здоровья. Таблица принята. Пожалуйста, депутат Тумусов. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые коллеги, как мы все поняли, главная новация данного законопроекта - это предоставление охотничьих угодий в аренду. В таком случае охотничьи угодья, в которых охотятся в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, перейдут к тем лицам, которые имеют большие деньги. В связи с этим мы предлагаем ввести отдельную статью, которая включала бы в себя нормы о предоставлении первоочередного права выбора охотничьих угодий коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, предоставлении охотничьих угодий в пользование и заключении договора пользования охотничьими угодьями без проведения аукционов и конкурсов, а также о безвозмездном пользовании охотничьими угодьями. Прошу поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. КОМАРОВА Н. В. В отношении этой поправки комитет просит обратить внимание на следующее. Мы очень бережно отнеслись к этой теме. Должна заметить, что вопросы, относящиеся к природопользованию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, на сегодняшний день урегулированы несколькими федеральными законами: "О животном мире", "О территориях традиционного природопользования..." и "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Комитет предлагает не вносить никаких дополнений и новелл в этом отношении, ни одной поправки ни в закон "О животном мире", ни в другие законы, которые я только что упомянула, плюс Налоговый кодекс комитет не вносит. Таким образом, все гарантии, закреплённые этими законами в отношении данных лиц, остаются действующими таким образом, как они действовали до рассмотрения нами этого законодательства. В связи с этим данная поправка просто-напросто дублирует те нормы, о которых я сказала выше. Так как необходимости в этом комитет не видит, мы предлагаем эту поправку оставить в таблице отклонённых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 433 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 31 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Таблица отклоняется. Поправка 100. Депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не знаю, какая таблица у вас, у меня таблица... КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Викторович, ну, к несчастью, вы, может быть, шутите, а я совсем нет. Я в 2002 году, после того как здесь повыступал по амнистии, действительно попал в аварию возле бывшей гостиницы "Минск" и месяц находился в горизонтальном положении, в то время как такие шутники за деньги вот здесь пытались протащить поправки, освобождавшие из тюрем уголовников, которых ловили по десять лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, я думал, что у вас всё в порядке с чувством юмора. На всякий случай беру свои слова обратно, а то действительно... КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Поэтому я хотел бы, чтобы юмор присутствовал нормальный, но все понимали, что здесь не юмор принимается, а закон, который ущемляет права коренных малочисленных народов в двадцати семи субъектах Федерации, который незаконно... Изменена концепция после первого чтения, во втором чтении уже рассматриваем - опять изменены таблицы поправок. Мы заявляем категорический протест. Заявляю вам, что мы обязательно обратимся в суд по поводу прохождения этого закона и обязательно опротестуем - или сейчас, или чуть позже. Я снимаю все сто поправок и заявляю, что в этом безобразии мы участвовать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, депутат Коломейцев не настаивает на обсуждении поправок с 100-й по 200-ю, но они были у нас изъяты из таблицы и поэтому сейчас не являются ни принятыми, ни отклонёнными. Я предлагаю тогда их проголосовать таблицей - поправки с 100-й по 200-ю включительно из таблицы отклонённых. Комитет предлагает их отклонить. ИЗ ЗАЛА. А остальные? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А остальные мы уже проголосовали. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они приняты, мы уже таблицу 2 приняли. (Шум в зале.) Отмените режим голосования. Это таблица поправок отклонённых, так? Я сейчас ставлю их в том же... Правильно показывают: голосовать за означает поддержать позицию комитета. Комитет предлагает эти поправки отклонить. То есть мы голосуем таблицу в два захода: сначала проголосовали эту таблицу без поправок 433, с 100-й по 200-ю, а теперь, чтобы не голосовать с 100-й по 200-ю все отдельно, мы голосуем их таблицей в редакции комитета. Таким образом, если вы проголосуете за, поправки будут считаться отклонёнными. Ставлю на голосование поправки с 100-й по 200-ю включительно из таблицы отклонённых. Как таблицу голосуем, то есть скопом, да? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 12 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3% Результат: принято Таблица принята целиком. Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 44 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 88 чел.19,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. КОМАРОВА Н. В. Первое, что я хотела сказать, это о якобы отрицательных отзывах субъектов Российской Федерации, для чистоты отношений. Должна заметить вам, что до первого чтения в комитет поступило десять отзывов из субъектов Российской Федерации, они были положительные. В период с 18 июня по сегодняшний день в комитет поступило пятнадцать отзывов субъектов Российской Федерации, которые также поддерживают законопроект. Ещё раз повторяю, 18 июня, после того как комитет разместил на сайте текст законопроекта, подготовленного ко второму чтению, мы обзвонили все субъекты Российской Федерации с просьбой дать отзывы и свои замечания. В том числе есть положительные отзывы и из субъектов Российской Федерации, где проживают коренные малочисленные народы Севера, я хочу сказать о Якутии, о Чукотке, о Ямало-Ненецком автономном округе. Эти документы в комитете имеются, заинтересованные лица могут посмотреть их. И второе. Комитет подготовил этот законопроект к рассмотрению в третьем чтении и предлагает включить его в повестку на 17 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению позицию комитета, включим на 17 июля. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу прощения, если действительно мои слова были восприняты настолько серьёзно... Я сказал уже Николаю Васильевичу, что хочу, чтобы это было принято как шутка, и забираю слова обратно.
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, для протокола: по 10-му пункту, проекту федерального закона № 66299-5, Богомольный голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 104
О проекте федерального закона № 66299-5 "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 4 июля 2008 года с наименованием "Об охоте").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, ваше активное вмешательство не позволило голубому лобби, вообще-то, поиздеваться над законом по поводу привлечения к ответственности за сексуальные действия в отношении малолетних. Ещё больший произвол происходит в отношении законопроекта из пункта 37: лоббисты, для которых охота в заповедниках является развлечением, забывают о том, что у нас в двадцати семи субъектах Федерации живут малочисленные народы, для которых это способ существования. Поэтому мы предлагаем этот законопроект с рассмотрения снять, учитывая, что после первого чтения из него осталось всего семнадцать слов - вдумайтесь! Предлагаем его перевести в первое чтение и в соответствии со статьёй 119 Регламента, пункт 6, вынести на всенародное обсуждение, после чего уже вносить на рассмотрение в Государственную Думу.
ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Во-первых, прошу записать меня на "час заявлений" для выступления. И во-вторых, я хочу поддержать Коломейцева Николая Васильевича, что касается пункта 37. Я никогда не был охотником, не собираюсь им быть и не буду точно. Точно так же я никогда не был представителем малого народа и не буду, потому что у меня другая национальность... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГОСТЕВ Р. Г. Уже поздно, да, опоздал. ...но вместе с тем я вижу, что целый ряд позиций, связанных с охотой малых народов, отсутствует в проекте федерального закона, который предлагается рассмотреть сегодня. Для малых народов охота - это стиль жизни, и, естественно, от принятия этого закона малые народы потеряют очень много. Они, кстати, от принятия законов, связанных с рыбой, потеряли многое, а мы считали, что приняли замечательные законы.
Коломейцев Николай Васильевич предлагает не рассматривать сегодня 37-й вопрос. Вчера такое же предложение было озвучено и на Совете Государственной Думы, было принято решение рассматривать его. Я ставлю на голосование предложение Коломейцева Николая Васильевича. Кто за то, чтобы снять с рассмотрения 37-й вопрос сегодня? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 51 сек.) Проголосовало за 108 чел.24,0% Проголосовало против 220 чел.48,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 66299-5 "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 4 июля 2008 года с наименованием "Об охоте").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Борис Вячеславович. Ах, как хотелось, Борис Вячеславович, вот эти два завершающие заседания провести в мире и согласии, тем более, такое обнадёживающее начало сегодня было, но не даёте вы, руководство Госдумы и руководство комитетов, это сделать. Я предлагаю снять вопросы 16 и 24 сегодня с рассмотрения, отправить на доработку. Обоснование - перед голосованием, Борис Вячеславович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крашенинников Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы просим 39-й вопрос, по поводу дачной амнистии, поставить после 20-го, после фиксированного времени, повыше, поскольку мы предполагаем принять его и в первом чтении, и в целом. Там речь только о продлении срока амнистии на пять лет. И также мы просим 16-й вопрос снять с повестки дня, поскольку вчера поступили замечания из администрации президента.
Решульский Сергей Николаевич предложил 16-й и 24-й вопросы не рассматривать. От комитета выступил Крашенинников Павел Владимирович. Он согласен с тем, чтобы 16-й вопрос сегодня не рассматривать. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование предложение 16-й вопрос не рассматривать. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, остановите режим голосования. Ещё раз: было предложение Решульского Сергея Николаевича 16-й вопрос не рассматривать, комитет это предложение поддержал. Нам надо исключить из повестки 16-й вопрос. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 26 мин. 43 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принято, 16-й вопрос снимается. По 24-му вопросу - Решульский Сергей Николаевич. Пожалуйста, постарайтесь в минуту уложиться. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Буду стараться, Борис Вячеславович. Спасибо товарищу Крашенинникову за понимание, что нельзя по статьям 134 и 135, очень спорным, вносить разные поправки в разные законы. Теперь по 24-му. Уважаемые коллеги, я прошу послушать. Это действительно, Борис Вячеславович, серьёзный вопрос. Здесь речь идёт о законопроекте "Об охоте...". Я сам один из авторов этого законопроекта. И что же я сегодня утром получаю? Сто двенадцать страниц текста... Борис Вячеславович, поверьте мне, я внимательно посмотрел: концепция изменена полностью, из ста двенадцати страниц текста осталось четырнадцать аж слов (слов, подчёркиваю) из предыдущего текста, всё остальное новое, новый концептуальный подход. Так нельзя принимать такие важные законы! Я предлагаю - это не горящий закон, не кризисный закон - его отложить на осень, дать возможность депутатам, а в большей степени нашей общественности ознакомиться, наши охотрыболовсоюзы ознакомить и потом осознанно принимать по этому законопроекту решение. Получается, что авторы выступили с предложением, но его доработали так, что теперь я официально заявляю: прошу исключить меня из числа авторов этого законопроекта. И если, не дай бог, его сегодня примут, мы тогда в этом хозяйстве охотничьем устроим такую чехарду, что ещё и там кризисные явления будут отражаться. Я предлагаю, Борис Вячеславович, убедительно прошу и вас, снять его и перенести рассмотрение на осень - это не горящий, не экстренный вопрос, кризиса среди зверей нет. И охотники ещё внимательно посмотрят, тем более что в зале, наверное, половина - охотники. Так чтобы хотя бы знали, за что предлагается голосовать. Прошу вас поддержать. Спасибо товарищу Крашенинникову за то, что он согласился с моим предложением. Я надеюсь, что товарищ Комарова тоже согласиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Комарова Наталья Владимировна. Сразу скажите, пожалуйста, когда был роздан текст в редакции, которая предлагается к голосованию? КОМАРОВА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". После заседания комитета, которое прошло 25 мая, 26 мая текст был размещён в АСОЗД. В понедельник этот текст был отредактирован с учётом замечаний Правового управления, лингвистических и юридико-технических предложений. И в соответствии с Регламентом законопроект был доступен для депутатов. К тому же я хочу заметить, что комитет провёл тринадцать заседаний рабочей группы, на которых активно обсуждался этот вопрос. Текст согласован с Правительством Российской Федерации и отдельными ведомствами, такими как Министерство внутренних дел, Минсельхоз, Министерство иностранных дел, Минрегион, Министерство финансов. С 1995 года, когда был принят закон "О животном мире", должен был появиться закон об охоте. Государственная Дума такую работу провела, и комитет предлагает сегодня рассмотреть этот документ, ввиду того что все регламентные процедуры соблюдены и текст согласован с заинтересованными сторонами. Надеюсь, депутаты поддержат комитет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ещё раз Решульский Сергей Николаевич. Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Борис Вячеславович. Действительно, душа болит. Уважаемые коллеги, мы законы не для ведомств пишем, мы законы не для органов власти пишем, мы пишем для людей эти законы. Вот целая папка материалов, я уверен, и у вас, Борис Вячеславович, и у коллег уже есть материалы из наших этих охотничьих сообществ, которые действуют по всей стране. Ну что нас толкает, торопит? Ну ведь сегодня ночью раздали. Я же вчера на Совете просил... Действительно, просидел, дождался, начал смотреть, не вундеркинд я, но за полчаса можно определить объём, я вам называю: сто двенадцать страниц текста, из них четырнадцать слов из старого текста, все остальные формулировки переписаны. Давайте отправим их на рассмотрение... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас есть возможность 3-го рассмотреть. В четверг, то есть завтра, мы решим на Совете этот вопрос: либо мы 3-го рассмотрим, либо, если мы не будем готовы, осенью. Давайте сегодня не будем рассматривать. Нет возражений? Сегодня не рассматриваем вопрос, а завтра на Совете решим, ставим мы его на 3-е число или на осень. По крайней мере, у всех будет возможность три дня с этим текстом поработать.
Заседание № 34
О проекте федерального закона № 66299-5 "Об охоте".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 29, проект федерального закона "Об охоте". Информирую депутатов, что получено письменное заявление члена Совета Федерации Кавджарадзе о том, что он имеет согласие авторов на то, чтобы быть объявленным соавтором данного законопроекта. У законопроекта авторов столько, что до утра не хватит времени перечислить. Я приглашаю на трибуну Наталью Владимировну Комарову, которая доложит о данном законопроекте. КОМАРОВА Н. В. Теперь пятьдесят шесть авторов у этого законопроекта. Уважаемые коллеги, Россия обладает уникальными возможностями для развития охоты и охотничьего хозяйства. Сто тридцать видов охотничьих животных являются объектами охоты, из которых некоторые обитают только в России. При умелом управлении данный возобновляемый ресурс может эксплуатироваться бесконечно. Огромная площадь охотничьих угодий - 1,5 миллиарда гектаров, включая более двух миллионов озёр и сто двадцать тысяч рек, - позволяет эффективно вести охотничье хозяйство. До 90-х годов продукция охотничьего хозяйства составляла свыше 1 процента ВВП. Охотничье хозяйство велось на 80 процентах территорий охотничьих угодий. Сегодня более половины охотничьих угодий не имеют охотпользователей, а проще говоря, брошены. С 90-х годов численность диких животных, копытных животных сильно сократилась. Общие ресурсы составляют чуть более двух миллионов особей, а добыча - менее ста тысяч. В то же время, по умеренной оценке экспертов, численность всех копытных в России может достигать двенадцати - пятнадцати миллионов особей, а добыча - полутора - двух миллионов. Опыт других стран подтверждает, что это достаточно реальные возможности. Добиться повышения роли данной отрасли экономики страны можно и необходимо. Каково же состояние правовой базы по рассматриваемому вопросу? В настоящее время в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства действует несколько сотен подзаконных актов, изданных ещё органами государственной власти Советского Союза, РСФСР, начиная с 1932 года. Указанные акты не систематизированы. Отсутствие специального закона вынуждает субъекты Российской Федерации принимать собственные нормативные акты, которые нередко входят в противоречие с федеральными законами. И в связи с этим нет возможности создать стабильную правоприменительную практику в данной сфере. Проект федерального закона "Об охоте" (далее я буду, ссылаясь на него, говорить "законопроект") направлен на реализацию статьи 41 закона "О животном мире", в соответствии с которой отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются специальным федеральным законом. Законопроект "Об охоте", развивающий положения Федерального закона "О животном мире", разработан с учётом земельного, лесного, водного, гражданского законодательства и отражает специфику общественных отношений, фактически сложившихся в настоящее время в сфере охоты и ведения охотничьего хозяйства, а также создаёт законодательные основы ведения охотничьего хозяйства на территории Российской Федерации как разновидности предпринимательской деятельности. Законопроект охватывает широкий круг субъектов. При этом в нём не устанавливаются новые права и обязанности участников отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства, а конкретизируются и развиваются в этой части положения ранее уже упомянутого Федерального закона "О животном мире". Должна подчеркнуть следующее: мы предлагаем использовать охотничьи угодья общего пользования, находящиеся в открытом, общедоступном пользовании, на основе публичного сервитута, предоставлять охотничьи угодья для ведения охотничьего хозяйства на срок не менее двадцати пяти лет на основании договора. Полагаем, что ограничивать права собственников земельных участков, предусмотренные гражданским, земельным и иным законодательством Российской Федерации, в таких случаях нецелесообразно. Важно отметить, что в законопроекте не предусматривается выдача долгосрочной лицензии на право пользования охотничьими животными, что соответствует тенденциям развития природоресурсного законодательства, а также устанавливается то, что каждый гражданин обладает правом доступа к охотничьим ресурсам. Основным документом, удостоверяющим право на охоту, признаётся охотничий билет. При этом устанавливается возможность передачи государственных полномочий по выдаче охотничьих билетов общественным объединениям охотников. Граждане обязаны знать правила охоты и обращения с огнестрельным охотничьим оружием, техники безопасности на охоте, то есть сдать охотничий минимум. В этой связи особую роль играют правила охоты, которые призваны детально регулировать порядок осуществления охоты. Предусматривается принятие на федеральном уровне типовых правил охоты и уже на их основе принятие региональных правил охоты, учитывающих особенности каждой конкретной территории, субъектами Российской Федерации. Мы подчёркиваем, что сохранение национальных охотничьих традиций и развитие культурной охоты в современных условиях возможно лишь при условии обеспечения рационального ведения охотничьего хозяйства, опирающегося на принципы неистощительного (устойчивого) использования охотничьих животных. Принятие закона позволит создать законодательную основу ведения охотничьего хозяйства, установить на законодательном уровне порядок организации охоты, обеспечить реализацию права граждан на доступ к охотничьим ресурсам, гарантировать сохранение охотничьих ресурсов, а также устранить существующие пробелы и коллизии в законодательстве, которое пытается регулировать данную сферу. Учитывая актуальность законопроекта, предлагаем от имени всех авторов, его подписавших, поддержать нашу инициативу и принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерия Владимировича Прозоровского. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "Об охоте" имеет давнюю историю. Попытки решить вопрос о правовом регулировании отношений в области охоты и ведения охотничьего хозяйства предпринимаются с 92-го года. Работа над этим законопроектом начиналась ещё в Верховном Совете Российской Федерации. Существует несколько причин, усложняющих этот процесс. В первую очередь следует сказать, что Федеральный закон "О животном мире", который вступил в действие в 95-м году и в развитие которого разработан законопроект "Об охоте", устарел и не отвечает сложившимся в России экономическим отношениям. За двенадцать лет в российском законодательстве в области природных ресурсов произошли значительные изменения, вступили в действие Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Российская Федерация ратифицировала Международную конвенцию ООН по морскому праву, Конвенцию о биологическом разнообразии. Весьма значительные изменения за это время произошли и в международном праве в части сохранения биологического разнообразия и особо ценных объектов животного мира. В этой связи следует подчеркнуть, что проект федерального закона "Об охоте" разработан с учётом новых тенденций развития законодательства в области природных ресурсов и природопользования. Законопроектом предусматривается осуществление охоты в соответствии с единым государственным охотничьим билетом. Единый охотничий билет позволит, если будет создана соответствующая информационная база, отслеживать наиболее активных браконьеров и может сделать действенным способом борьбы с браконьерством такую форму, как изъятие охотничьего билета. Законопроектом предусматривается предоставление охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства на срок не менее двадцати пяти лет. При этом законопроект не ограничивает прав собственника земельных участков, предусмотренных гражданским, земельным и иным законодательством Российской Федерации. В законопроекте часть статей предусматривает принятие нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Законопроект небезупречен, многие вопросы требуют своего решения в данном законопроекте, поскольку они относятся непосредственно к предмету его регулирования. Это касается, например, случаев доступа граждан к охотничьим ресурсам, особенностей промысловой, любительской и спортивной охоты. В целях более полной реализации Федерального закона "О животном мире" как федерального закона общего действия в отношении объектов животного мира представляется целесообразным в законопроекте отразить и ряд других вопросов, таких, как установление порядка предоставления объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, и охотничьих угодий в пользование, а также определение государственного органа, предоставляющего их в пользование; государственное управление в области охоты и охотничьего хозяйства, включая вопросы воспроизводства объектов охоты, регулирования их численности и учёта как важнейшие функции государственного управления; полномочия федеральных органов государственной власти в области охоты и ведения охотничьего хозяйства; полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и ведения охотничьего хозяйства; экономическое регулирование охоты, учёта и мониторинга охотничьих угодий и охотпользователей, полувольного (вольерного) содержания животных, собственности на охотничьих животных, промысловой охоты, трофейной охоты, охотничьего туризма, охотничьего собаководства, участия граждан в охоте и ведении охотничьего хозяйства. Представленные замечания, а также замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы будут учтены, полагаю, в процессе доработки данного законопроекта. Таким образом, проект федерального закона "Об охоте" является сложным комплексным законом, который содержит нормы различных сфер законодательства. Законопроект затрагивает интересы многих слоёв населения, он должен обеспечить сохранение охотничьих животных для будущих поколений жителей России. Предлагаю Государственной Думе поддержать решение комитета принять законопроект "Об охоте" в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, первое чтение, есть ли вопросы? Ну, если пятьдесят шесть человек подписали, представители всех фракций, видимо, уже все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "Об охоте" в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 11 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято.