Заседание № 255
16.10.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 662544-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части информирования избирателей о деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5247 по 5688 из 7572
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части информирования избирателей о деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, так сложилось, что рассмотрение двух законодательных инициатив, направленных по сути своей на повышение нашей конкурентности в политической борьбе, поставили вот на эту парламентскую неделю, чтобы, скорее всего, сразу отправить их в архив. Вот одна из этих законодательных инициатив стала очень актуальной после того, как мы с вами приняли окончательное решение об избрании депутатов следующего созыва Государственной Думы по смешанной системе, в том числе по одномандатным округам, и определились, как будут выглядеть эти одномандатные округа. Авторы той законодательной инициативы основным посылом сделали то, что депутат Государственной Думы должен быть как можно ближе к людям. Но что должен делать депутат помимо того, что он помогает своим избирателям, принимает законы? Естественно, хотелось бы, чтобы депутат Государственной Думы имел возможность ежемесячно отчитываться перед своими избирателями о проделанной работе в течение пяти минут в государственных и муниципальных средствах массовой информации. Если у него нет подобного желания или нечего сказать, то он может не использовать эти пять минут, накапливаться они не будут. В чём заключается суть этой законодательной инициативы? В настоящее время приходится сталкиваться с не соответствующим действительности негативным мнением о деятельности депутатов Государственной Думы. Одной из причин этого является отсутствие законодательного закрепления обязанности освещать деятельность депутатов Государственной Думы на региональном уровне, а как следствие - недостаточная информированность граждан о проводимой работе. Законопроектом предполагается ввести обязанность аудиовизуальных региональных средств массовой информации осуществлять всестороннее объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности депутатов Государственной Думы, в том числе путём предоставления им возможности для выступления по вопросам их деятельности. Объём эфирного времени при этом должен составлять не менее пяти минут в месяц, а время эфира должно приходиться на вечерние часы по будним дням либо на выходные дни с целью информирования наибольшего количества граждан. В случае принятия закона избиратели будут получать наиболее полное представление о работе депутатов, а также это будет способствовать улучшению взаимодействия между депутатами и избирателями. Я прекрасно понимаю, коллеги... Я слышал уже мнение профильного комитета, члены которого не испытывают проблем с допуском к средствам массовой информации, и не только в качестве депутатов Государственной Думы, - можно придумать много других причин, по которым депутат фракции в Государственной Думе, имеющей большинство, может появляться в средствах массовой информации. Я слышал мнение, что депутатов Государственной Думы не приглашают на телевидение по причине того, что их выступления не интересны для телезрителей, телеканал не считает это целесообразным, но я думаю, что здесь есть немного лукавства, потому что приближаются выборы в Государственную Думу и хотелось бы, чтобы люди, прежде чем выбирать депутата по одномандатному округу, действительно могли оценить его работу, причём заранее, а не только в период избирательной кампании, когда нам выделяется по три минуты на дебатах (благодаря тем самым замечательным политическим партиям, о которых я ранее говорил и кандидаты которых просто приходят на дебаты или вообще не приходят) и, соответственно, нет возможности в полной мере рассказать о том, какая у тебя программа и какая работа проводилась тобой до этого. Конечно, в период избирательной кампании все рассказывают о том, как они любят страну, как много они планируют сделать за следующие пять лет, но хотелось бы, чтобы у депутата также была возможность отчитываться о своей работе ежемесячно. Что касается возможности выступать перед избирателями (это не в качестве жалобы, а в качестве констатации факта). Вот сообщил о своих планах на региональной неделе прибыть в город Рязань и снова встретиться с нашими уважаемыми избирателями, в том числе со слушателями высших учебных заведений, на что мне ректоры ответили: мы повесим объявления, а студенты захотят - придут, не захотят - не придут. Вот такое способствование освещению деятельности депутата! Или вот недавний случай. Аж глава Спасского района Рязанской области по фамилии Мещеряков посчитал нецелесообразным выступление депутата Государственной Думы - видимо, он тоже посчитал, что это будет неинтересно, - на мероприятии, где чествовались учителя. Я думаю, что в День учителя им было бы приятно, если бы их с трибуны поздравил с этим замечательным праздником депутат Государственной Думы, ни в коей мере никто не собирался заниматься агитацией! Мы с Андреем Леонидовичем Красовым являемся выпускниками одного вуза, и он не даст мне соврать, что при желании пробиться на трибуну меня никто не смог бы остановить, но не хочется уподоблять наше время Средневековью и пробиваться к трибуне со скандалом и дракой. Фракция ЛДПР предлагает цивилизованно, на законодательном уровне закрепить право депутатов Государственной Думы, которые представляют регионы в парламенте, отчитываться перед своими избирателями в средствах массовой информации один раз в месяц в течение пяти минут. Нечего сказать, не хочешь выступать - ради бога! Есть, о чём доложить своим избирателям, есть возможность и желание выступить - пять минут один раз в месяц. Никаких сверхъестественных затрат из федерального бюджета и из региональных бюджетов это не потребует. Все региональные СМИ, в том числе и государственные, финансируются, поддерживаются из региональных бюджетов, а если и потребуются денежные средства, то я думаю, что у нас на деятельность депутатов Государственной Думы, в том числе на освещение их деятельности, всегда найдутся ресурсы. Если есть желание, чтобы депутата никто не видел и не слышал на протяжении всего срока полномочий, если есть административный ресурс, чтобы не дать депутату выступать, то да, мы можем этот закон не принимать, но, уважаемые коллеги, если вы уверены в себе и способны дать возможность депутатам от всех политических партий рассказывать о своей деятельности, а потом в равной борьбе их побеждать в одномандатных округах, то, соответственно, поддержите эту инициативу. Вот приведу краткий пример того, интересны или не интересны депутаты Государственной Думы. Буквально недавно губернатор Тульской области собрал депутатов, которые имеют отношение к Тульской области, для обсуждения будущего бюджета, и я, как депутат от ЛДПР, был приглашён на эту встречу. К сожалению, в Рязанской области встречи подобного формата не проводятся. В одном регионе видят депутатов, вне зависимости от того, к какой партии они принадлежат, относятся одинаково, а в другом делят: для одних депутатов там есть эфирное время, а для других нет. Давайте дадим полномочия депутатам, и, если в законе написано, что у нас равные права и возможности, давайте их распространим в том числе и на территории, от которых мы избраны в Государственную Думу. Надеюсь на вашу поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Роман Юрьевич Чуйченко. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Александр Николаевич подробно изложил содержание законопроекта, нет смысла его повторять. Сама цель - максимально всесторонне и объективно информировать избирателей о деятельности депутата Государственной Думы, - безусловно, значима, однако по представленному законопроекту есть ряд серьёзных замечаний. Прежде всего следует отметить, что норма статьи 1 Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", в которую, собственно, и предлагается внести соответствующие изменения, действует в отношении органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а не в отношении отдельных представителей этих органов, соответственно, предлагаемые изменения выходят за рамки концепции данного федерального закона. Что касается депутатов, то у них есть возможность получать эфирное время на государственных теле- и радиоканалах в соответствии с законом "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами", более того, принятие предлагаемых норм приведёт к прямому противоречию с принципом равных условий предоставления эфирного времени представителям парламентских партий, установленным данным законом. Также отмечу, что реализация законопроекта потребует выделения дополнительного финансирования, а рассматриваемый законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок финансирования этих расходов. Учитывая изложенное, комитет не поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта и рекомендует его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Зелинский Ян Викторович. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вопрос Роману Юрьевичу. Я вносил аналогичный законопроект, который был рассмотрен полгода назад, и в своём выступлении вы ссылались на одну из норм, которая касалась финансирования. О каком финансировании вы говорите, если будет законодательно прописано, чтобы на бесплатной основе всем депутатам, в том числе депутатам Государственной Думы, в субъектах Российской Федерации выделялось эфирное время? Обоснуйте это ваше положение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Чуйченко включите микрофон. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю. Во-первых, вводя обязательную норму о распределении эфирного времени, мы неизбежно должны установить процедуру контроля за её исполнением, и эти процедуры контроля неминуемо повлекут возложение дополнительных полномочий на специальные уполномоченные органы. И даже только этот момент неминуемо потребует дополнительного финансирования, плюс к тому нужно учесть такой момент, что квоты эфирного времени мы просто будем вынуждены закупать, это тоже нельзя сбрасывать со счетов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Николаевич, вопрос вам, как автору законопроекта. Рязанская область - понятно, её несколько депутатов представляют, а есть регионы, от которых пятнадцать-шестнадцать депутатов, и если ваш законопроект читать буквально, то получится, что каждый месяц нужно выделять больше часа эфирного времени на такого рода форматы. Вы сами подняли вопрос о том, что это, наверное, не будет интересно телезрителям и соответственно невыгодно рекламодателям. А вот готовы вы комплексно подойти к своему законопроекту, гарантировать компенсацию выпадающих доходов, например, телекомпаниям, которые их лишатся в результате такой вашей инициативы, или, может быть, вы готовы гарантировать, что время будет расширено настолько, что это не затронет другие форматы, которые такие государственные телекомпании дают в эфир, скажем детские передачи? Это будет за счёт них? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Мне понятна ваша мысль. И в законопроекте написано "по согласованию с депутатом Государственной Думы". Естественно, мы хотим, чтобы наши каналы работали, зарабатывали денежные средства, и если мы, допустим, будем перенаправлять денежные средства на оплату пяти минут эфирного времени, то таким образом только поддержим наши телеканалы. Я знаю, что сегодня практически со всеми региональными телеканалами заключены договора на освещение деятельности органов исполнительной власти. И в это время все наблюдают за тем, как замечательно работают губернаторы, открывают новые объекты - я сейчас без иронии говорю, - какие они проводят совещания и какие поручения дают. Это нужно, жители региона должны знать, что делает правительство того или иного субъекта, что делает губернатор. Но также жители Российской Федерации должны знать, чем занимаются их депутаты: в России ли они, работают ли, как они голосовали по вопросу о создании парламентской комиссии о расследовании деятельности бывшего министра обороны, или как они голосовали по вопросу о доплате за классное руководство учителям, или как они голосовали по закону о детях войны. Если в этом плане нечего сказать, то, конечно, и эфирное время не нужно, а если депутату есть что сказать своим избирателям, рассказать, где у него находится приёмная, во сколько он ждёт своих уважаемых избирателей и в какие дни, то этому депутату нужно эфирное время. И будет абсолютно справедливо: если депутат этим временем не воспользуется, то и платить ничего не нужно будет, а если воспользуется, то оно должно быть оплачено за счёт средств, которые выделяются на освещение деятельности органов государственной власти. А то как-то получается, что мы законы принимаем для нашей любимой страны и наших любимых избирателей, а как речь заходит о том, чтобы отчитаться перед ними в средствах массовой информации, у нас вдруг какие-то дополнительные статьи расходов возникают. Я думаю, что телеканалы не понесут никакого ущерба от этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заполев Михаил Михайлович. ЗАПОЛЕВ М. М., фракция КПРФ. Ну, странно слышать, что депутат Государственной Думы больше озабочен не тем, чтобы избиратели знали о нашей деятельности, а доходами от рекламы, очень странно. А вопрос у меня к Александру Николаевичу. Александр Николаевич, почему, говоря о региональных средствах массовой информации, прежде всего вы говорите о телевидении, о радио? Ведь есть ещё одно средство массовой информации - печать, и печать не региональная, а муниципальная, именно там большинство избирателей черпают информацию о событиях, происходящих в нашей стране. Говорят, это не по закону, но, как правило, все они получают дотации от государства. Поэтому мне кажется, что вам стоит объединить муниципальные и региональные средства массовой информации, электронные и печатные. А постановка вопроса совершенно правильная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Конечно, этот вопрос необходимо более глубоко проработать, но хотелось бы хотя бы начать. В перспективе я, вообще, думаю, что надо вводить норму о выделении поверхностей рекламных конструкций в том числе на конкурсной основе, как это делается по коммерческим видео- и аудиороликам во время избирательной кампании, потому что на сегодняшний день любая коммерческая организация может той или иной политической партии просто сказать, что у них нет для этой партии свободных площадей. Вы об этом тоже, наверное, знаете и с этим часто сталкиваетесь. Что касается муниципальных печатных средств массовой информации. Например, в нашем субъекте все они относятся к одному унитарному предприятию под названием "Пресса", и подать статью или объявление напрямую в районную газету не представляется возможным, для этого надо идти на поклон, писать письмо и в течение месяца ждать на него ответ, разрешат ли тебе дать объявление о том, что прибывает тот или иной депутат, - да время уже уйдёт! Конечно, было бы хорошо, как вы предлагаете, дать всем депутатам такую возможность на региональном уровне, но судя по тому, какое мы получаем сопротивление, когда речь идёт о пяти минутах в месяц, я думаю, эта перспектива очень туманна. Если вот эта норма пройдёт, то можно будет уже в закон внести те дополнения, о которых вы сказали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Я совсем кратко, просто хотел напомнить, что в прошлом созыве Медведев, когда стал президентом, как раз и внёс предложение по устранению из действующего закона нормы о предоставлении депутатам телевизионного эфира в регионе - семь минут раз в два месяца. Эта норма существовала в законе, там был указан пятый телевизионный канал, и, когда обсуждали, представитель комитета, депутат Капков (я, как сейчас помню, тоже задавал ему вопрос) нашёл в себе силы сказать, что закон не выполняется. Он действительно не выполнялся, и причины, я думаю, всем очевидны: нежелание власти слышать какую-либо критику. Поэтому сейчас мы уже повторяем, наверное, третий или четвёртый раз одну и ту же попытку, но, к сожалению, та норма, которая была в первый созыв принята, до сих пор недоступна по очевидным причинам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Деньгин Вадим Евгеньевич. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Вот странно: граждане платят нам с вами заработную плату, мы обязаны на эти деньги в том числе отчитаться о своей деятельности, но услышать это они, оказывается, не имеют права, нам не дают этих пяти минут. То есть у нас вроде ранг министра, но мы должны упрашивать средства массовой информации дать нам пять минут для выступления перед гражданами, чтобы рассказать им о наболевших проблемах. При этом в некоторых регионах появляется пятая колонна, которая вещает, причём без всяких ограничений, в средствах массовой информации, и их слышат больше чем кого бы то ни было. И с чем мы с вами, граждане, сталкиваемся? С тем, что вот эти появляются проблемы - пятая колонна начинает создавать нам с вами проблемы! Вот о чём надо задуматься. Поэтому я предлагаю поддержать закон коллеги Шерина, чтобы избавиться от пятой колонны и дать возможность каждому депутату, вне зависимости от его политических предпочтений, высказать свою точку зрения, пусть она даже кому-то не нравится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Крупенников Владимир Александрович. КРУПЕННИКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" разделяет мнение комитета прежде всего в том, что законопроект противоречит положениям Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", которые регулируют отношения, возникающие в связи с распространением информации о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то есть сферой действия указанного закона является деятельность Государственной Думы, как органа государственной власти, а не отдельных депутатов. Также мы согласны с доводами, что информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности депутатов Государственной Думы осуществляется в рамках Федерального закона "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами", и с тем, что не определены источники финансирования. Поэтому наша фракция не поддерживает данный законопроект и предлагает его отклонить в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, хорошо, что есть возможность красиво отклонить законодательную инициативу, но тогда я не могу понять, как государственный орган и депутат Государственной Думы сливаются в одно в заключении профильного комитета. Я ещё раз повторяю, депутат Государственной Думы выдвигается по одномандатному избирательному округу, голосование по которому произойдет 18 сентября 2016 года, и он будет в том числе получать голоса избирателей за счёт своих личных качеств, по итогам своей деятельности. А что касается набора партиями голосов избирателей - законом определено, какая существует норма предоставления политическим партиям эфирного времени, ну, якобы равного. Естественно, уважаемые коллеги, есть мечта - это действительно мечта, подчёркиваю, - сделать так, чтобы у нас законодательство о выборах, о деятельности депутатов от различных политических партий было абсолютно цивилизованным. Мы должны бороться с теми проблемами, с которыми мы сталкиваемся в экономической, социальной сферах, мы должны добиваться результатов, но мы должны понимать, что импортозамещение когда-то должно перерасти в экспорт и мы должны быть конкурентоспособными, но для того, чтобы продукция, выпускаемая у нас, была конкурентоспособной, у нас - об этом неоднократно говорила партия ЛДПР - должна быть и власть конкурентоспособной. Созданные в доморощенных условиях, искусственно созданные лидеры не смогут бороться с теми проблемами, которые существуют в регионах. И администрация президента, и избиратели должны знать, о чём говорят депутаты Государственной Думы, какие проблемные вопросы они поднимают, и только таким образом у избирателей появляется возможность выбрать достойного депутата Государственной Думы на следующий созыв. У меня есть мечта, чтобы были отменены досрочные выборы, у меня есть мечта, чтобы люди приходили на избирательные участки и голосовали не за того парня, а только за себя. У меня есть огромное желание, чтобы у всех политических партий, у всех депутатов были равные возможности для размещения рекламы на билбордах, для получения эфирного времени, но к этой мечте надо идти всем вместе. И пока партия, которая имеет большинство, не готова участвовать в избирательной гонке на равных со всеми, потому что не уверена в своих силах, будут находить массу причин для того, чтобы подобные законодательные инициативы не поддерживать. Ещё раз повторю: в футбол все играют по одним правилам, и приятно, когда побеждает та команда, которая сильнее, натренированнее, та, которая приносит радостные эмоции своим болельщикам. Вот мы хотим, чтобы побеждали те депутаты и те политические партии, которые умнее, активнее, сильнее и приносят радость своим избирателям, однако сегодня ликующих людей после объявления результатов выборов, с утра по понедельникам, на улицах Российской Федерации мы не видим. Все доводы комитета я считаю неаргументированными, поэтому ещё раз прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать данную законодательную инициативу, тем самым мы предоставим возможность избирателям услышать, что делают в Государственной Думе депутаты от их региона и что они планируют сделать в будущем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Чуйченко включите микрофон. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю. Спасибо, Иван Иванович. Мы услышали много эмоциональных и, я даже, наверное, не ошибусь, если скажу, пафосных слов, но всё-таки я не могу согласиться с Александром Николаевичем, что доводы комитета неубедительны. Если уж такой зашёл разговор, то я хочу сказать: надо всё-таки уважать законы, которые мы принимаем. У нас распределение эфирного времени между депутатами идёт в соответствии с законом "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами". Согласно этому закону все парламентские партии получают равное количество времени. И если мы попробуем к предложениям коллеги Шерина применить арифметику, то мы получим следующее: допустим, в каком-то условном регионе шесть депутатов избраны от одной партии и один - от другой, тогда если по пять минут получат шесть депутатов, то тот, который представляет в единственном числе партию, получит уже полчаса. Понимаете, вот такой арифметикой мы сведём с ума и избиркомы, и телеканалы, и себя, и избирателей. Так что если доводы комитета с юридическими выкладками коллегу Шерина не устраивают, тогда пусть он хотя бы арифметикой займётся на досуге. И Борису Сергеевичу Кашину я могу ответить относительно того, что вот в прошлом созыве была норма, а в этом нет: просто тогда не освещалась деятельность депутатов в соответствии с законом "О гарантиях равенства парламентских партий...", а сейчас это есть - вот, собственно, и весь разговор. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5949 по 5966 из 7572
31-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части информирования избирателей о деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 51 сек.) Проголосовало за 197 чел.43,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 197 чел. Не голосовало 253 чел.56,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.