Заседание № 245
29.10.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 662244-8 "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения порядка назначения административного ареста).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2659 по 2735 из 5994
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет подготовил законопроект к рассмотрению во втором чтении. Напомню, коллеги, законопроектом предлагается распространить положение о неприменении административного ареста на мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем. Важный законопроект. Нам правительство в своём официальном отзыве рекомендовало расширить данную норму, которая направлена на гуманизацию. Поэтому ко второму чтению мы подготовили две поправки, они рекомендованы к принятию, коллеги. Просьба рассмотреть таблицу поправок и поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Александровна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 19 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 42 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Ирина Александровна. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Также предлагаем рассмотреть данный законопроект в третьем чтении. Все необходимые экспертизы пройдены, замечаний нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 21 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 233
18.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 662244-8 "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения порядка назначения административного ареста).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4349 по 4641 из 5450
Переходим к рассмотрению 23-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Артёма Павловича Метелева. Пожалуйста. МЕТЕЛЕВ А. П. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наш законопроект - про поддержку одиноких отцов, опекунов и усыновителей. Мы предлагаем ограничить применение административного ареста к мужчинам, которые в одиночку воспитывают ребёнка до 14 лет или ребёнка-инвалида. Вы знаете, что по административному кодексу за некоторые проступки по решению суда гражданин может получить наказание в виде ограничения свободы до 15, а в некоторых случаях даже до 30 суток. А теперь представьте, что у такого гражданина есть несовершеннолетний ребёнок: что случится с ним, какой стресс он испытает, да и в целом кто будет обеспечивать его безопасность? Ведь на это время ребёнок в том числе, иногда это происходит, может быть помещён в специальное учреждение - что там внутри, мы с вами знаем, - это крайне негативно отражается в том числе на его психике. Этим законом мы не пытаемся выбить послабления для нарушителей, не ставим цели избавить их от ответственности, наша цель - защитить интересы детей, которые на время ареста могут остаться без присмотра. Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях и их воспитание - это равное право и обязанность родителей, однако законодательство сегодня не вполне соответствует этому положению. Сейчас у судов есть право применить альтернативное наказание к одиноким отцам, но нужно каждый раз доказывать, что ребёнок останется без родительского присмотра, причём есть сложившаяся практика, когда суды всё равно такой арест налагают. Однако от женщин они не требуют таких доказательств, достаточно того факта, что есть ребёнок. Очевидно, что такой разный подход, основанный лишь на половой принадлежности, ставит в неравное положение матерей и отцов. У нас в стране есть День отца. Даже название комитета Нины Александровны было сбалансировано. Советы отцов созданы в регионах. Мы предлагаем продолжить идти этим путём. Законы не должны основываться на стереотипах, что во всех семьях о ребёнке заботится только мать: семьи бывают разные, обстоятельства бывают разные, и законодательство должно это учитывать. В реальности каждый из родителей в равной степени может устанавливать полноценные и значимые взаимоотношения с ребёнком, заботиться о нём и участвовать в его жизни, поэтому условия и возможности поддерживать контакт с ребёнком тоже должны быть равными. По статистике Судебного департамента при Верховном Суде, только за первое полугодие 2023 года к административному аресту было привлечено 400 тысяч граждан. Это большое число, и понятно, что среди них много мужчин, в том числе есть те, у которых такие дети. Безусловно, за каждым нарушением должны следовать санкции, но нельзя жертвовать интересами и безопасностью ребёнка. К нарушителям всегда можно применить альтернативную меру наказания - штраф, обязательные работы - или, например, отсрочить наказание. Ранее с просьбой принять такой закон к нам обращалась уполномоченный по правам человека Татьяна Николаевна Москалькова. Закон позволит прекратить дискриминацию одиноких отцов, а также единственных усыновителей, опекунов, попечителей, в одиночку воспитывающих детей до 14 лет, а также детей-инвалидов. Их дети не меньше нуждаются в заботе и внимании. Прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Александровны Панькиной. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил концепцию законопроекта. Добавлю лишь, что комитет всегда поддерживает шаги, направленные на гуманизацию и установление сбалансированных подходов в действующем законодательстве. Данный законопроект направлен в том числе на соблюдение конституционного принципа равенства прав и обязанностей родителей. Ко второму чтению, коллеги, мы немножко поработаем над текстом и сделаем более универсальный механизм, на необходимость этого нам и Правительство Российской Федерации указало в официальном отзыве. Концепцию предлагаем поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пилипенко Ольга Васильевна, пожалуйста. ПИЛИПЕНКО О. В. Артём Павлович, не могли бы вы сказать... Да, прежде всего я хотела бы отметить, что законопроект действительно важный, потому что уравнивает в правах мужчин и женщин, отцов и матерей. Но не могли бы сказать, почему мы руководствуемся нормой о возрасте до 14 лет? А что будет с ребёнком, если ему 15 лет и на отца будет наложен административный арест? Будут ли какие-то изменения вноситься ко второму чтению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Ольга Васильевна, спасибо за вопрос. Ну, у нас в стране возраст 14 лет принят как некая такая отметка, когда подросток вступает в уже начинающуюся взрослую жизнь, получает паспорт, начинает нести ответственность за ряд действий в своей жизни. И здесь мы говорим, конечно, в первую очередь о безопасности ребёнка: когда ему 7 лет, 8 лет, очевидно, что его даже дома оставить одного крайне рискованно, когда ему всё-таки уже 15-16 лет, мы понимаем, что здесь глобальных рисков для безопасности на время, пока отец находится под административным арестом, нет. Однако здесь решение комитета относительно возраста: мы, как авторы, посчитали, что 14 лет - это достаточный возраст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ПАНЬКИНА И. А. У меня небольшое добавление относительно возраста. Это общий принцип, который заложен в законодательстве. Возьмём даже Уголовный кодекс: там, где говорится об отсрочке отбывания наказания, речь идёт о детях, которым как раз 14 лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прокофьев Артём Вячеславович. ПРОКОФЬЕВ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Артёму Павловичу. Понятно, что, когда ребёнок перемещается из семьи в учреждение, где содержатся дети, это стресс для него. Но мне осталась непонятна одна ваша фраза: вы сказали, что знаете, что происходит в этих детских учреждениях, как будто там происходит что-то страшное, пугающее. Вы можете пояснить свою позицию? Если вы что-то знаете, то почему, как председатель комитета по делам молодёжи, не информируете Думу и соответствующие органы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос, Артём Вячеславович. Говорить о том, что я не информирую, вы не можете, вы не знаете о нашей работе. Информируем. Более того, постоянно на протяжении трёх лет я получаю обращения от воспитанников, от родителей тех, кто находится в учреждениях как закрытого типа, так и в детских домах, о вопиющих случаях отношения к ребёнку - это и убийства, и смерти, и суицид, это издевательства, это избиения. Вообще, у нас огромная проблема в стране, связанная с тем, что происходит, и с защитой прав детей, которые находятся в таких учреждениях. Здесь я нахожусь на связи с Министерством просвещения, с Татьяной Николаевной Москальковой и защищаю интересы детей. А если посчитаем это необходимым, то, со своей стороны, также поддержу более широкое рассмотрение этой проблемы в стенах Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вороновский Анатолий Владимирович. ВОРОНОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ольга Васильевна задала мой вопрос, он тоже касался возраста 14 лет, ведь дети в 15-16 лет тоже несовершеннолетние, но вот здесь как бы такой казус: они также будут оставаться дома одни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые докладчики, не могли бы вы уточнить составы, по которым вы предлагаете применить вашу новеллу. Я глубоко сомневаюсь, что пьяница, оставленный дома, обеспечит безопасность своим детям, если он опекун. Вот вы составы уточните. Мне кажется, вы тут или не до конца, или неправильно объясняете, потому что, ну, безопасность... Вы хотите сказать, что правоохранительные органы, в которых и так некомплект больше 100 тысяч, необъективно привлекают к ответственности алкоголиков, которые не дают своим соседям нормально жить? Это так или я неправильно понимаю? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Спасибо за вопрос. По статистике, 387 тысяч раз был наложен административный арест, составы следующие: появление в общественных местах в состоянии опьянения - 76,5 тысячи раз; неуплата административного штрафа - 65,2 тысячи раз; несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей при административном надзоре - 61 тысяча раз; мелкое хулиганство - 43 тысячи раз; езда без прав или в нетрезвом виде - 20 тысяч раз. Да, конечно, здесь есть и те, чья свобода должна быть ограничена в целях обеспечения безопасности окружающих, но есть и те, кто попал в ситуацию, когда это не требуется, у них есть ребёнок, и вопрос безопасности ребёнка гораздо важнее. Именно на это и направлен наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Николай Васильевич, я бы обратила внимание на текст законопроекта. Речь идёт о мужчинах, у которых ребёнок до 14 лет и которые являются единственным родителем, единственным опекуном либо попечителем, - это принципиально важная вещь. Мы здесь говорим о том, чтобы ребёнка не оставить без заботы родного человека, без элементарного ухода. Вот именно на этом акцент, именно в этом суть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Вопрос докладчику. Уважаемый Артём Павлович, спасибо за законопроект, действительно гуманный. Вопрос: какой предполагается механизм его реализации? Вот в жизни наряд подъехал и забирает человека - как он должен доказать здесь и сейчас, что он одинокий родитель, опекун и так далее? Ведь надо же доказать сейчас, а не через три дня, не через какое-то время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Александр Дмитриевич, а можно попросить ответить на этот вопрос Ирину Александровну Панькину? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Конечно. Включите микрофон на трибуне. ПАНЬКИНА И. А. Каждый случай, безусловно, индивидуален. Если же говорить о том, как доказать, - если речь идёт о родном ребёнке, то в данном случае будет рассмотрено здесь и сейчас, обстоятельства, необходимые для доказывания, здесь исчерпывающие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Представитель правительства? Президента? Докладчик? Соболеву включите микрофон. СОБОЛЕВ В. И. Я вот что хотел бы сказать. Вот гуманный, там, законопроект и так далее... Безусловно, прежде всего должна быть обеспечена безопасность ребёнка. Вот этого одинокого отца просто так никто бы не стал задерживать, арестовывать на 30 суток, на 15 и так далее. И вот мелькнула такая фраза у выступающего: ну, вот если его, там, значит, в какое-то государственное учреждение, вы знаете, какое там отношение. А почему мы не можем сделать так, чтобы у нас были нормальные учреждения, куда ребёнка в случае необходимости можно было бы определить? У нас после войны остались миллионы беспризорных детей - все они получили достойное образование, в основном высшее, стали учёными, инженерами и так далее, у нас и сейчас есть суворовские училища, нахимовские, кадетские корпуса и так далее. Почему мы не можем сделать аналогичные учреждения, где бы ребёнок нормально развивался, учился и так далее, если одинокий отец нарушает и попадает на 30, там, на 15 суток и так далее? Почему мы сразу расписываемся в полном своём бессилии, говорим, что, ну, вот, видите, как там будет плохо ребёнку, надо бы этого пьяного отца вернуть домой в семью? Мне кажется, это неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово автора. Метелеву включите микрофон. МЕТЕЛЕВ А. П. Виктор Иванович, мы так не говорим. Ещё раз, я сказал, что это одна из причин, и я говорил не только о том, что там плохо. Вообще, с точки зрения психологии разлучение ребёнка с родителями формирует у него родительскую депривацию, это негативно влияет на психику ребёнка, а не только создаёт бытовые или иные трудности из-за окружения, с которым он сталкивается в таком учреждении. Вам стоит разобраться в вопросе. Это в целом является неправильным - разлучение ребёнка и родителей. Но и не все родители там злостные нарушители. Я перечислил причины, некоторые из них не являются существенными для того, чтобы разрывать, разлучать. Со своей стороны, я хотел бы поблагодарить Ирину Александровну Панькину и комитет по государственному строительству за совместную работу над проектом закона. Мы его доработаем ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панькиной включите микрофон. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемые коллеги, немного удивляют заданные вопросы. Я предложила бы не уводить от главного - от предмета данного законопроекта: речь идёт об уточнении в части административного ареста вне зависимости от обстоятельств, это универсальный механизм, но, конечно, каждый случай будет рассмотрен индивидуально. Ну и, коллеги, Правительство Российской Федерации предлагает нам расширить субъектный состав. У нас есть положительное заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Мы предлагаем поддержать концепцию законопроекта, а ко второму чтению, если есть какие-либо предложения, работу продолжить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 41 мин. 13 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принят единогласно.