Заседание № 259

10.11.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 661083-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ "О парламентском контроле" (в части расширения перечня субъектов парламентского контроля).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3640 по 4509 из 7304
Следующий - 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон... "О парламентском контроле". Докладывает Дмитрий            
Евгеньевич Горовцов.                                                            
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мои многоуважаемые коллеги      
Сергей Михайлович Миронов и Николай Владимирович Левичев доверили мне право     
представить данную законодательную инициативу на рассмотрение Государственной   
Думы в первом чтении.                                                           
                                                                                
История вопроса хорошо известна. Уважаемые коллеги, вы все прекрасно знаете,    
что с момента образования Государственной Думы оппозиционные фракции            
неоднократно пытались решить вопрос о наделении законодательной власти          
элементарными правами, обеспечивающими возможность осуществления контроля за    
исполнением нами же принятых законов, но, к сожалению, думское большинство      
всегда эти попытки блокировало. Правда, в июле 2012 года, я напомню,            
Государственная Дума приняла в первом чтении известный федеральный закон,       
который был предложен нашими коллегами из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Я перечислю права,   
которые получили депутаты Государственной Думы по этому закону: мы обязали      
правительство представлять в Государственную Думу заключения                    
антикоррупционной экспертизы по законопроектам; стало возможным приглашать      
для разъяснений не только министров, но и чиновников более низкого ранга, а     
также получать принятые в развитие наших законов различные подзаконные акты,    
а из Счётной палаты получать информацию по результатам, я подчёркиваю, части    
её проверок; добавлена также обязанность исполнительной власти допускать нас,   
депутатов, непосредственно к участию в правительственных комиссиях, причём не   
во всех, а исключительно в комиссиях по расследованию причин и обстоятельств    
возникновения различных ситуаций чрезвычайного характера.                       
                                                                                
И вот эта элементарная регламентная технология обыденного, подчёркиваю,         
взаимодействия парламента и правительства была громогласно объявлена новыми     
формами парламентского контроля. По нашему мнению, этот вариант закона был      
предложен и принят лишь с одной целью: внушить нашему обществу одну мысль -     
что в нашей стране избранники народа наделены всеми необходимыми полномочиями   
контроля за чиновниками.                                                        
                                                                                
Отмечу, что такой же камуфляж, кстати говоря, был применён и в истории со       
смежным законом - "О парламентском расследовании...", который Государственная   
Дума принимала в 2005 году. В итоге выдали на-гора по сути недействующий акт    
- чего только стоит вписанная туда неведомая для общемировой практики норма о   
том, что отдельно взятая палата парламента - Государственная Дума не вправе     
начинать какое-либо расследование без согласия и участия Совета Федерации?      
Дальше можно не продолжать.                                                     
                                                                                
Для того чтобы прекратить, так сказать, действие подобных фикций и дать         
возможность нам, депутатам, реально выполнять свои обязательства перед          
избирателями, мы и предлагаем изменения в Федеральный закон "О парламентском    
контроле", их суть - в праве палат создавать комиссии для осуществления         
парламентского контроля. Мы в нашем проекте закона исходим из того, что такие   
комиссии образуются по решению соответствующей палаты для осуществления         
парламентского контроля на длительной основе либо на срок, который необходим    
для реализации конкретной задачи, в то же время не исключено право создания     
совместных комиссий Государственной Думы и Совета Федерации. Также              
гарантируется право постоянно действующих комитетов и комиссий палат (одной     
пятой членов палаты), а в Государственной Думе также фракций на внесение        
предложений по кандидатурам в состав комиссий парламентского контроля. Для      
обеспечения объективного характера деятельности таких комиссий авторами         
проекта предлагается не включать в их состав в Совете Федерации членов палаты   
от тех субъектов Российской Федерации, которых касаются эти разбирательства,    
а в Государственной Думе - депутатов, которые избраны по региональной части     
партийного списка, если вопрос парламентского контроля касается территории      
данного региона, они могут участвовать в работе комиссии лишь с правом          
совещательного голоса.                                                          
                                                                                
В проекте закона закрепляются права палат Федерального Собрания, их комитетов   
и комиссий парламентского контроля при осуществлении парламентского контроля.   
В частности, установлено, что они вправе запрашивать информацию о               
соответствующих государственных и муниципальных органах, о должностных лицах,   
об общественных или иных объединениях, а также другое. В целях получения        
объективных данных о состоянии и ходе выполнения законов и иных нормативных     
правовых актов комиссии вправе посещать органы и учреждения, общественные и     
иные объединения, знакомиться на месте с документами и получать их копии, а     
также беседовать с должностными лицами и иными работниками. В законопроекте     
определены и другие важные полномочия комиссий, в частности возможность         
вызова на такие заседания соответствующих должностных лиц, экспертов, иных      
сведущих лиц, явка которых на заседание комиссии является обязательной.         
                                                                                
Что касается процедуры, предусмотрена возможность проведения закрытых           
слушаний, а также введения временных ограничений на разглашение материалов и    
иной информации, связанных уже с работой комиссии, до окончания её работы.      
Гарантируется право членов комиссии на изложение особых мнений. Итоговое        
заключение, принятое комиссией, в случае одобрения палатой направляется         
государственным органам Российской Федерации, субъектам Российской Федерации,   
органам местного самоуправления, иным учреждениям и организациям, полномочным   
должностным лицам, которые принимают меры для устранения выявленных             
недостатков. Те, кому направлено заключение комиссии, обязаны рассмотреть его   
в месячный срок и проинформировать комиссию в письменной форме о принятых       
мерах.                                                                          
                                                                                
Важным моментом является наделение контрольными функциями депутатов             
регионального уровня. Ну, хотя парламентский контроль может осуществляться не   
только в соответствии с федеральным российским законодательством, но и в        
соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но практика    
показывает, что в регионах этого бывает недостаточно.                           
                                                                                
Учитывая ограниченность времени, уважаемые коллеги, я просил бы поддержать      
нашу инициативу и проголосовать за её принятие в первом чтении.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Евгеньевич.                              
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Уважаемый          
Дмитрий Евгеньевич в своём докладе сосредоточил внимание на собственно          
процедурной части этого законопроекта - порядок создания комиссий, их           
деятельность, порядок осуществления своих полномочий членами комиссии,          
возможность привлечения депутатов, избранных от соответствующих регионов, в     
данные комиссии, - однако я обратил бы ваше внимание на другие концептуальные   
вещи, которые содержатся в данном законопроекте.                                
                                                                                
Дело в том, что законопроектом предлагается принципиально поменять систему      
парламентского контроля на уровне высшего законодательного органа -             
парламента Российской Федерации, предлагается принципиально изменить подход к   
парламентскому контролю на уровне субъектов Российской Федерации. На наш        
взгляд, подход, который нам предлагается реализовать в данном законопроекте,    
может существенно изменить понимание или подходы к такому основополагающему     
принципу, как принцип разделения властей, несмешения компетенций, причём как    
по горизонтали, так и по вертикали.                                             
                                                                                
В заключении Правового управления, которое размещено в базе, достаточно         
подробно, на пяти страницах, расписаны причины, по которым концепцию данного    
законопроекта поддержать невозможно. Я остановлюсь лишь на одном положении      
для примера: законопроектом, в частности, предусматривается возможность         
отнесения к предмету правового регулирования федерального закона                
осуществление парламентского контроля на уровне субъектов Российской            
Федерации, на уровне муниципалитетов, что абсолютно не согласуется с            
принципом и предназначением парламентского контроля, который закреплён и        
отражён в Конституции. Совершенно очевидно, что, допустим, попытка или          
предложение передать нашим региональным коллегам возможность осуществления      
некого контроля за подразделениями федеральных органов власти в регионах        
точно так же противоречит принципу разделения властей, о котором я говорил.     
                                                                                
Мы не поддерживаем концепцию данного законопроекта. Считаем, что часть          
изменений, которые предлагаются в закон "О парламентском контроле", является    
излишней, часть - необоснованной, потому что, ну, в общем-то, не приведено      
никаких аргументов, для чего необходимо таким образом концептуально,            
принципиально менять подход к самому термину, к самому понятию института        
парламентского контроля. Предлагаем данный законопроект отклонить.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У кого есть вопросы? Пожалуйста, прошу записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Александрович Доронин.                                                   
                                                                                
ДОРОНИН С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Дмитрий Евгеньевич, у меня к вам вопрос: подскажите, пожалуйста, какое          
наиболее значимое и резонансное парламентское расследование за последние годы   
было проведено в Государственной Думе?                                          
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е. Уважаемый Сергей Александрович, вы очень хороший вопрос          
задали. Да, действительно, попытки непосредственно провести парламентское       
расследование как высшую форму парламентского контроля предпринимались          
депутатами Государственной Думы на протяжении всего, наверное, периода её       
работы, начиная с 90-х годов и заканчивая периодом работы Думы пятого созыва.   
Можно вспомнить попытку проведения парламентского расследования комиссией       
Станислава Сергеевича Говорухина в 90-е годы в связи с событиями в Чечне, в     
селе Самашки, если я не ошибаюсь, были попытки начать процедуру импичмента      
президенту Ельцину. Хотелось бы обратить внимание на то, что в те годы не       
было, как я уже сказал, ни смежного закона - "О парламентском расследовании     
Федерального Собрания...", ни закона "О парламентском контроле".                
                                                                                
Закон "О парламентском расследовании..." с момента вступления в силу            
применялся на практике единственный раз - в обстоятельствах чрезвычайного       
характера, когда произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, и тогда решением      
обеих палат парламента была создана парламентская комиссия для расследования,   
такое расследование было проведено. К сожалению, как мы знаем, итоги работы     
этой комиссии вызвали очень много вопросов, справедливых вопросов у наших       
коллег - депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, но           
должного ответа на них они так и не получили. В частности, это было связано с   
итоговым отчётом, или докладом, комиссии, который, к сожалению, тогда не        
рассматривался в Государственной Думе, с отказом очень многих известных лиц,    
должностных лиц явиться на заседание комиссии - к сожалению, они уклонялись     
от явки и не давали необходимые объяснения, которые требовались - и с многим    
другим.                                                                         
                                                                                
Поправки, которые мы предложили, призваны, в общем-то, такие пробелы            
ликвидировать.                                                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, скажите, пожалуйста, в чём всё-таки несостоятельность        
законопроекта? Как я вижу, законопроект - это серьёзные наработки, изложенные   
на девятнадцати страницах, по поводу того, чем прежде всего должна заниматься   
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, имеется        
подробная пояснительная записка на семи страницах, заключение Правового         
управления на пяти страницах - это материал для второго чтения, совершенно      
очевидно. А в заключении профильного комитета по сути всего одна фраза:         
"Необходимость... пересмотра концепции действующего закона нуждается в          
существенном обосновании..." - по существу, то же самое вы сказали в своём      
содокладе. Представляется, что это попросту пренебрежительное отношение к       
мнению и к работе своих коллег из оппозиционной фракции. Так чем же всё-таки    
принципиально плох законопроект?                                                
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Юрий Петрович, прежде всего я не могу согласиться с      
вами в том, что парламентский контроль является основной задачей деятельности   
высшего законодательного органа, в частности Федерального Собрания. Основной    
функцией Федерального Собрания является осуществление законодательной власти,   
подчёркиваю: законодательной! Что же касается надзора, в том числе за           
исполнением законов и иных нормативных правовых актов, то этим занимается в     
первую очередь, как известно, прокуратура, функции которой также закреплены в   
Конституции. Иное означало бы смешение компетенций, нарушение                   
конституционного принципа разделения властей.                                   
                                                                                
Если следовать логике многоуважаемых авторов законопроекта, то                  
Государственная Дума - помимо основных комитетов и комиссий, которые            
создаются в соответствии с Регламентом и занимаются в первую очередь            
законотворческой деятельностью, рассмотрением законопроектов, а также решают    
иные вопросы, которые отнесены к компетенции Государственной Думы               
Конституцией Российской Федерации, - и Федеральное Собрание в целом должны      
заниматься надзором за исполнением законов, но, простите, эта функция           
находится в ведении и в компетенции прокуратуры Российской Федерации. Что же    
касается расследования фактов нарушения законодательства и исследования их на   
предмет наличия в них состава преступления, то этим занимаются следственные     
органы, органы предварительного расследования, что также закрепляется           
законодательными актами. Таким образом, вот это самый главный изъян, но если    
вы внимательно посмотрите, собственно говоря, законопроект - хотя, я не         
сомневаюсь, вы его очень внимательно читали, - то обнаружите там ещё целый      
ряд таких вот нестыковок. Например, предусматривается, что региональные         
законодательные органы власти осуществляют надзор над региональными             
подразделениями в федеральных органах власти, что также противоречит принципу   
разделения властей. Смешиваются компетенции, подменяются понятия, подменяется   
основное назначение законодательных органов, а именно законотворческая          
деятельность. Не может являться парламентский контроль ни на федеральном, ни    
на региональном уровне основной задачей парламентов и законодательных           
органов.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швецов Василий Георгиевич.                                
                                                                                
ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Вопрос Дмитрию Фёдоровичу.                                                      
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, думаю, вы признаете, что действующий закон "О                
парламентском контроле" всё-таки фактически является очень ограниченным.        
Какой же тогда смысл, по вашему мнению, в действующем законе "О парламентском   
контроле", если те формы контроля, которые сегодня есть в законе, закреплены    
также в Конституции, в регламентах палат российского парламента, в некоторых    
законах, в том числе в законе о статусе члена Совета Федерации и статусе        
депутата? Посмотрите, нынешний закон ограничивает круг субъектов, которым       
можно направлять депутатские запросы, парламентское расследование фактически    
остаётся фикцией, так как не может проводиться по вопросам коррупции,           
расходования бюджетных средств, использования бюджета и так далее. Более        
того, процедура возбуждения парламентского расследования очень сложна:          
девяносто депутатов должны подписаться, после этого обе палаты принимают        
решение о возможном возбуждении... (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Василий Георгиевич, ну, по большому счёту, я Юрию        
Петровичу Синельщикову, нашему коллеге, уже ответил на точно такой же вопрос,   
как вы задаёте. Понимаете, не должен депутат федерального, регионального        
уровня быть прокурором, следователем и судьёй в одном лице - на то и            
существует система разделения властей, система разделения предметов ведения,    
полномочий и компетенций. Если же парламент, подчеркну ещё раз, будет           
заниматься исключительно расследованиями - а это, собственно говоря, напрямую   
вытекает из данного законопроекта, направленного на создание постоянно          
действующих комиссий, которые будут расследовать, выявлять, исследовать         
материалы и так далее, - то это уже не парламент, это нечто иное, а что         
именно, ну, трудно сказать. У нас Конституцией предусмотрена и деятельность     
прокуратуры, и то, что расследования осуществляются специально                  
уполномоченными органами в соответствии с процессуальным законодательством,     
поэтому эта компетенция не должна относиться к парламентской деятельности       
никоим образом. Закон "О парламентском контроле" непосредственно связан с       
осуществлением законотворческой деятельности, и это основная функция            
парламента, а не функция расследования преступлений и пресечения их, не         
функция осуществления правосудия, что относится к компетенции суда. Если вы     
посмотрите закон, то увидите, что осуществление парламентского контроля         
непосредственно связано именно законотворческой функцией. Например, мы с вами   
рассматриваем федеральные программы перед принятием бюджета, и это является     
осуществлением законотворческой функции при утверждении и рассмотрении          
бюджета, не более того. Вот в чём суть, собственно, действующего закона.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, у меня большое желание выступить     
по данной проблеме, а пока я хочу узнать: признают ли ваш комитет и в целом     
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что, несмотря на созданный идеальный образ             
действующего принципа разделения властей, в стране колоссальный перекос в       
сторону исполнительной власти, под которую подмяты, в общем-то, и судебная, и   
законодательная власть? Признаёт ли комитет такую проблему?                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валентин Степанович, я не вижу перекоса ни в чём. У      
нас система органов государственной власти и распределения компетенций          
установлена Конституцией 93-го года, которая, слава богу, действует и будет     
ещё действовать. Есть разные формы осуществления государственной власти и       
распределения компетенций, когда, допустим, в парламентских республиках         
правительство формируется парламентом, когда главой государства становится      
лидер политической партии, победившей на выборах в парламент. Естественно,      
выбор формы государственного устройства - это право каждого народа, каждой      
нации. Мы выбрали в 1993 году ту систему власти и государственного              
устройства, которая прописана в Конституции, и она должна сохраняться без       
изменений максимально продолжительное время, потому что это основа              
существования нашего государства. Можно долго рассуждать, почему выбрана        
такая форма, почему компетенции распределяются именно таким образом, но, я      
думаю, это всё-таки не является предметом сегодняшней дискуссии, об этом мы     
можем подискутировать в другое время или оставить эту часть дискуссии           
учёным-конституционалистам. Я с радостью готов с вами подискутировать на эту    
тему, но вне рамок пленарного заседания.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Отчего же, Дмитрий Фёдорович? Вы представитель                 
Государственной Думы в Конституционном Суде и наверняка должны знать, что       
наша Конституция - это почти копия американской с небольшими вкраплениями       
французской.                                                                    
                                                                                
Но у меня вопрос другой. Мне кажется, что ваша зашоренность и непонимание       
функций депутата - извините, если я вас обижаю этим, - не позволяют стране      
избежать крупных скандалов, например, с Сердюковым - Васильевой, с              
Хорошавиным на Сахалине (губернаторы уже комнатами берут взятки!), с ОПГ (это   
не я сказал, это сказали соответствующие органы) в Республике Коми. Задача      
парламентского контроля - выявить изъяны законодательства, предметно разобрав   
такие серьёзные нарушения, понимаете? Как по-другому вы их сможете выявить?     
Анализ этой комиссией всего законодательства нужен для того, чтобы понять,      
что привело и к взяткам комнатами, и к созданию... (Микрофон отключён.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, ну, я оставлю без комментария ваше   
утверждение по поводу того, копией чего является Конституция Российской         
Федерации. Я уверен и, как полномочный представитель Государственной Думы в     
Конституционном Суде, ещё раз говорю: наша Конституция является оригинальной,   
она ниоткуда не списана, подготовлена коллективом авторов, которые работали в   
России и для России, всё остальное - это голословные утверждения. Это первое.   
                                                                                
Второе. Уважаемый Николай Васильевич, если хочется что-то менять в              
законодательстве, а это безусловно функция законодательного органа, коим        
является Федеральное Собрание в целом и Государственная Дума в частности, то    
ничего не мешает ни вам, ни фракциям анализировать законодательство, собирать   
информацию о практике его применения, в том числе статистическую информацию,    
выяснять это любыми способами и формами, которые предусмотрены законом "О       
статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." и    
регламентами. Кроме того, мы регулярно заслушиваем представителей органов       
исполнительной власти, представителей правительства. Я могу сказать, что по     
тем видам деятельности, которыми я занимаюсь непосредственно, я обладаю         
полным набором статистической информации, поверьте, Николай Васильевич, и       
никаких проблем с получением этой информации нет. Можно ли делать на            
основании этой информации выводы о необходимости совершенствования              
законодательства? Конечно, можно!                                               
                                                                                
Коллеги, я ещё раз возвращаюсь к тому, что сказал: если для того, чтобы         
парламент осуществлял парламентское расследование или занимался парламентским   
контролем, его нужно наделить фактически прокурорскими, следственными,          
судебными функциями, то, простите, это тогда уже будет не парламент, а нечто    
иное.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, с 93-го года я утверждаю, что политический         
раздел нашей Конституции можно было изложить в двух статьях: статья 1 -         
президент всегда прав, статья 2 - кто не понял, смотри статью 1.                
                                                                                
Но вопрос мой немного о другом. Если мы сравним наши парламентские полномочия   
в части контроля с аналогичными полномочиями в таких президентских              
республиках, как Франция, Соединённые Штаты Америки, я уже не говорю о таких    
парламентских республиках, как Германия, или о парламентской системе при        
такой конституционной монархии, как Великобритания, мы легко увидим, что у      
них возможностей для парламентского контроля несравненно больше, причём там     
это считается признаком развитой системы разделения властей. Спрашивается:      
почему там это признак разделения властей, а у нас, как вы утверждаете, это     
нарушает принцип разделения властей?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Николаевич, честно скажу, не буду повторяться,      
потому что те тезисы, которые я уже высказал, в принципе могут являться         
ответом и на ваш вопрос. Единственное, я могу добавить, что, наверное, негоже   
нам постоянно апеллировать к тому, что и как в Америке, во Франции, в           
Великобритании и так далее. Мы живём в России и должны на самом деле            
опираться только на наш опыт, не забывая, конечно, об опыте других стран, не    
повторяя чужих ошибок. Повторяю, всё-таки мы в России живём, и, наверное, не    
очень правильно нам друг другу приводить в пример то, как и что у кого          
устроено.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич.                          
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Дмитрий Фёдорович, тогда зададим вопрос немножко по-другому.   
У авторов настоящего законопроекта, видимо, был совершенно иной подход к        
парламентскому контролю, иная концепция, и она качественно отличается от        
того, что мы сейчас имеем. Так вот вопрос по-другому сформулирую: а всё-таки    
есть ли что-либо позитивное в настоящем законопроекте, что можно было бы        
использовать для внедрения в действующую форму парламентского контроля? Есть    
ли там новеллы либо наработки, которые могли бы быть инкорпорированы в          
действующее законодательство о парламентском контроле?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Георгиевич, я понимаю, в чём состоит вопрос,   
- дескать, похвалите хоть в чём-то законопроект. Я, собственно, это в           
содокладе уже сделал. Да, детально прописана процедура, но, поверьте, вырвать   
из законопроекта точечно какие-то вещи, для того чтобы использовать, - это      
разрушить его концепцию, законопроекта просто-напросто не будет.                
                                                                                
Наверное, мы могли бы рассуждать на тему, каким образом можно                   
совершенствовать парламентский контроль, который всё-таки базируется на         
основной функции высшего законодательного (представительного) органа, а         
именно на законотворческой функции, на представительной функции, но никак не    
на надзорно-контрольной, наверное, мы могли бы совершенствовать процедуру,      
да, но принципиальное изменение подхода к понятиям "парламентский контроль",    
"парламентское расследование" - это совершенно другое. Здесь же мы видим        
принципиальное изменение подхода, что не может быть поддержано как концепция,   
а что касается деталей, мелочей, ну, каждый, наверное, может в этом тексте      
что-то интересное найти, без всякого сомнения, но концепцию мы не можем в       
данном случае поддержать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Проведём запись на выступления.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Поневежский Владимир Александрович.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, авторы которого предлагают         
расширить сферу и перечень субъектов парламентского контроля. Полагаем, что     
столь значительное расширение толкования сущности парламентского контроля       
нуждается в серьёзном обосновании, которое в данном случае отсутствует. Кроме   
того, вопросы осуществления контроля законодательными (представительными)       
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в принципе не    
могут являться предметом регулирования закона "О парламентском контроле" и      
должны регулироваться Федеральным законом "Об общих принципах организации       
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации".                                         
                                                                                
Как я уже сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного      
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович. Выступление от фракции ЛДПР.                        
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, извините, что отнимаю ваше внимание, время,     
однако нам за это деньги платят, за то, что мы сидим здесь и вроде бы как       
обсуждаем законопроекты.                                                        
                                                                                
Вообще, Дмитрий Фёдорович, неправильно вы поступаете, потому что вам надо       
было сказать уважаемым авторам данной инициативы следующее: "Ребята, мы можем   
принять любые изменения - на здоровье! Ведь самое главное, что все эти          
комиссии создаются как? В соответствии с регламентом, то есть большинством      
голосов, а у вас нигде ни в одном органе большинства нет, поэтому ворон         
ворону глаз не выклюет и мы можем наделить парламент любыми полномочиями, на    
здоровье! Никогда ни в этом зале, ни в залах законодательных органов            
субъектов Федерации вы не получите большинства, а стало быть, не проведёте      
тех контрольных мероприятий, которые вы хотели бы провести". Это первое.        
                                                                                
Второе. Мы с удовольствием поддержим данный законопроект, несмотря на то что    
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" очень часто не поддерживает оппозиционные                 
законопроекты. Однако, коллеги, давайте всё-таки называть вещи своими           
именами: какой - извините, не буду произносить непарламентское слово, - какой   
контроль?! Откройте словарь и посмотрите, что такое контроль, кто такой         
контролёр: это лицо, наделённое контрольными функциями. А что такое             
контрольные функции? Это, по-русски, возможность проверить, именно проверить,   
не на веру взять, а пойти и проверить. Есть у нас такие полномочия, у           
кого-нибудь из парламентариев? Нет, не было и никогда не будет! Поэтому         
Дмитрий Фёдорович и говорит нам, коллеги, что наша задача - сидеть и            
штамповать то, что нам спускают правительство, администрация президента, или    
то, что ещё под каким-то соусом поступает в Государственную Думу. Так что       
если кто-то думает, что депутат Макаров яростно контролирует Министерство       
финансов, то это кто-то думает, не все, а другие думают, что это бывший         
замминистра финансов, который теперь работает в другом месте, вместе с          
депутатом Макаровым пытаются достать того, кто сейчас возглавляет               
Министерство финансов. Но к парламентскому контролю, к вопросу проверки той     
или иной отрасли это не имеет никакого отношения! Уважаемые коллеги, уже        
давным-давно мы расписались (не мы, вернее, а парламент) в том, что парламент   
России - это (ну, я не знаю, как назвать!) орган, ничего общего с народным      
представительством не имеющий!                                                  
                                                                                
Помимо того что вы здесь сидите и принимаете какие-то законы, которые           
неизвестно как исполняются или вообще не исполняются (как правильно сказал      
Дмитрий Фёдорович: не наша задача проверять, исполняется закон или нет, пусть   
этим занимается прокуратура, ещё кто-нибудь, по звонку и как-то ещё, -          
парламент к этому отношения не имеет), вы приезжаете в регионы, и с чем к вам   
приходят избиратели? Правильно, с просьбами: вот тут обидели, тут не так, там   
не так... И что вы можете сделать? Да ничего, кроме как написать депутатский,   
так называемый парламентский запрос. Многие из вас, наверное, смотрели фильм    
"Гений", там ещё Абдулов главную роль играл, такого хорошего жулика, так вот    
у него туалетная комната была вся оклеена авторскими свидетельствами - то же    
самое, наверное, у некоторых чиновников с нашими депутатскими запросами: у      
них тоже туалетная комната нашими депутатскими запросами оклеена. Толку от      
этих депутатских запросов никакого, кроме как использовать в туалетной          
комнате.                                                                        
                                                                                
Уважаемый коллега из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", мы, конечно, поддержим ваш          
законопроект по поводу расширения функций парламентского контроля, только всё   
это что мёртвому припарки, никакого контроля российский парламент не имеет. И   
давайте договоримся: если уж вносить какие-то изменения по вопросам контроля,   
то для начала давайте изменим процедуру формирования этих комиссий, не по       
Регламенту - большинством голосов, а на паритетных началах, и вот тогда хоть    
какой-то толк у нас будет. (Аплодисменты.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Агеев Александр Александрович.                                                  
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Зубов по карточке Агеева.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Я должен сказать, что возражения по поводу законопроекта            
коллеги-депутата Горовцова имеют очень странный характер: с одной стороны,      
аргумент, что парламент принятием такого закона нарушает Конституцию в части    
осуществления принципа разделения властей, не помешал принятию закона "О        
парламентском контроле", который действует в настоящий момент, с другой         
стороны, этот закон ни разу не был применён.                                    
                                                                                
Депутат Горовцов попытался предложить законопроект, который, может быть,        
всё-таки начнёт действовать, и в этом плане аргументы оппонирующей стороны, в   
частности уважаемого мною Дмитрия Фёдоровича Вяткина, очень странны.            
Законопроектом пытаются реанимировать, облагородить, усовершенствовать,         
уточнить тот закон, который есть, но не работает, и мне кажется, что мы не      
услышали содержательных аргументов против, мы услышали только отсылки к тому,   
что есть пять страниц содержательных аргументов, но здесь были одни эмоции,     
которые к тому же, на мой взгляд, имели двойственный характер: принимая тот     
закон, эти аргументы не принимались во внимание, а вот к этому законопроекту    
вдруг решили их применить.                                                      
                                                                                
Все парламенты мира имеют такую возможность, как парламентское расследование,   
- думаю, что и мы должны её иметь, и поэтому только на этом основании надо      
принимать, вносить изменения в закон, который, может быть, когда-то у нас       
начнёт работать - "О парламентском контроле".                                   
                                                                                
Предлагаю принять законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, много лет назад прозвучало довольно жёсткое   
определение: не тот раб, кто сидит в яме, а тот раб, кто не вырывается из       
неё, не хочет вырваться.                                                        
                                                                                
Из уст у Дмитрия Фёдоровича прозвучало, что это мы дружно и сплочённо приняли   
такую Конституцию, - вынужден обратиться к истории. 1993 год, расстрел          
защитников Верховного Совета, атмосфера страха: несмотря на это, когда стоял    
вопрос о новом варианте Конституции, тогда мы, коммунисты, предлагали вариант   
Конституции, мы понимали, что общество меняется, надо существенно Конституцию   
обновлять. Но в атмосфере страха не могла пройти Конституция, которую мы        
предлагали, - прошла эта. Но как прошла? Уважаемый Дмитрий Фёдорович и вся      
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", вы же не должны забывать, что - по серьёзным данным! - 9       
миллионов голосов избирателей были приписаны, а бывший председатель             
Центризбиркома Рябов через две недели уничтожил избирательные документы и тем   
самым совершил государственное преступление, а в награду за уничтожение был     
отправлен послом в одну из зарубежных стран. И сегодня, спустя четверть века,   
ссылаться на то, что, видите ли, мы такую Конституцию приняли, не стоило бы.    
Это первое.                                                                     
                                                                                
Второе. Да, сегодня очень хорошо, актуально звучит тезис: мы должны смотреть    
на своё законодательство, мы ни с кого пример не берём! Только нельзя же        
отмахнуться от суровой правды, от того, что на протяжении по крайней мере       
пятнадцати лет Россию гнули, через коленку ломали, унижали, всё делалось по     
американским лекалам! Разве мы можем забыть, что у Чубайса, когда он сидел в    
Госкомимуществе, было двести советников, которые практически всё                
законодательство писали? Мы что, не знаем, что уничтожение Единой               
энергетической системы тоже было проведено по лекалам американцев? Мы знаем     
фирмы, которые это разрабатывали! Мы что, не знаем, что законы нам совали с     
очень корявым переводом и многие годы Дума, предыдущие составы, штамповала      
всё, что оттуда приходило?! Хорошо, что изменилась в корне картина, хорошо,     
что мы осознали, как далеко нас завело это следование по пути уступок.          
                                                                                
Наконец, о принципе разделения властей. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, и в        
Соединённых Штатах есть эта доктрина, это вообще либеральная доктрина XVIII -   
начала XIX века, но бог с ним. Вот оно, разделение властей: вспомним            
"Уотергейт", когда Конгресс почти подвёл... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Да-да, спасибо.                                                   
                                                                                
...Конгресс почти подвёл под импичмент президента Соединённых Штатов того       
времени; прошли годы, возникла Моника Левински, но Конгресс разбирался не с     
дамой, Конгресс разбирался с тем, что президент (уже в другой ситуации)         
обманывал Конгресс в своих показаниях, - тоже чудом избежал тогда Клинтон       
импичмента.                                                                     
                                                                                
Наша Дума, сегодняшний состав Думы должен наконец обрести мужество и            
признать, что нарушен баланс властей, чудовищно перекошен в одну сторону.       
Когда речь идёт о внешнеполитических шагах - Крым, Севастополь и Сирия, - в     
стране как бы наблюдается сплочение, но внутри страны разве мы не видим         
вопиющих примеров, когда требуется гораздо большее влияние парламента?!         
                                                                                
Я сегодня утром задал вопрос и хотел бы, чтобы "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отреагировала:   
была создана межведомственная комиссия, которая долго и серьёзно разбиралась    
в том, что творится на таможне, и печать сообщает, что на имя                   
премьер-министра и на имя генерального прокурора ушли итоговые документы, в     
которых говорится, что государство ежегодно обворовывается на 2,5 триллиона     
рублей, - а где парламентская комиссия? А мы на это намерены реагировать? Нам   
скажут: вы не туда лезете, это не ваши полномочия. Страну разворовывают         
по-прежнему, а это не наши полномочия! Пример Саяно-Шушенской ГЭС (я ещё до     
реплики моего коллеги тоже хотел это вспомнить): не осмелилась Дума того        
состава заслушать здесь доклад парламентской комиссии, а ведь Юрий Дмитриевич   
Маслюков, Сергей Георгиевич Левченко и другие тогда очень суровые               
дополнительные проблемы затрагивали в итоговом документе этого парламентского   
расследования!                                                                  
                                                                                
Общий вывод. Спасибо тем депутатам, которые сегодня вынесли на обсуждение       
данный проект закона. Он несовершенен, есть проблемы - ну, что касается         
соотношения муниципальных, государственных... Это можно ко второму чтению       
посмотреть, но с постановкой вопроса со стороны комитета, а значит, и "ЕДИНОЙ   
РОССИИ", что ничего менять нельзя, всё должно так и оставаться, то есть как     
были мы безвластными, так и должны оставаться, - с этим согласиться никак       
невозможно!                                                                     
                                                                                
Фракция Компартии поддержит проект закона.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденко Андрей Викторович, пожалуйста.                                          
                                                                                
Семь минут поставьте.                                                           
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, большинству в зале              
неинтересен этот вопрос - наверное, мало кто имеет отношение к                  
парламентариям, да? Хотя это касается каждого из вас. Коллеги, давайте вместе   
послушаем, я вот внимательно наблюдал за реакцией зала: как будто это нас не    
касается, как будто мы говорим о каком-то абстрактном законопроекте, который    
какая-то фракция внесла. Думаю, что если я попрошу поднять руки тех, кто        
прочитал этот законопроект, то вряд ли кто-то из наших коллег-депутатов это     
сделает, вряд ли кто-то этим озаботился, вряд ли его прочитал , хотя это        
касается каждого из нас.                                                        
                                                                                
Если внимательно посмотрите суть законопроекта - мы немного увлеклись           
дискуссией и ушли от этой сути, - то увидите, что в данном законопроекте речь   
идёт о том, что создаются комиссии. Комиссии, как правильно сказал Дмитрий      
Фёдорович, создаются по совершенствованию законов, которые мы принимаем,        
нашей законодательной базы. Посмотрите внимательно законопроект: речь идёт о    
том, что комиссии создаются по предложению фракции, о том, как формируются      
комиссии, как они организовываются, и о том, что решение комиссии               
утверждается большинством голосов - большинством голосов от присутствующих в    
парламенте, а это значит, вашей фракции, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которая, к            
сожалению, данный законопроект не прочитала, даже не послушала.                 
                                                                                
Я хочу вам сказать, что есть такая хорошая русская пословица "Пока гром не      
грянет, мужик не перекрестится", - так у нас почему-то комиссии создаются не    
на упреждение, не на предупреждение ситуации, а в связи с тем, что мы должны    
что-то расследовать, чем-то заниматься. Поймите, парламентарий - это депутат,   
который должен думать о том, какой законопроект важен для его избирателей,      
как он будет принят и как он будет реализован. Есть на Западе система           
менеджмента качества: выпускаются стандарты для предприятий и создаются         
специальные комиссии, которые анализируют, как работает стандарт, как           
работает предприятие, чтобы максимально получить прибыль и получить от этого    
достаточно хороший результат. А что делаем мы? Не зря нас сравнивают с          
бешеным принтером, и хотя я не считаю, конечно, что мы бешеный принтер, но мы   
- принтер, подключённый к серверу правительства: правительство нам даёт         
определённую установку - мы работаем в этом направлении. И сейчас обсуждение    
нашего законопроекта, расширяющего наши права как депутатов... Я не говорю,     
что мы должны подменять собой прокуратуру, мы не должны проверять уставы тех    
республик и краёв, где мы работаем, находимся и трудимся с избирателями.        
Хотя, Дмитрий Фёдорович, я хочу вам сказать, что я трижды вносил в              
прокуратуру предложения по замене некоторых положений устава Краснодарского     
края, и прокуратура из трёх положений два исправила, а третье до сих пор        
исправить не может, потому что Законодательное Собрание не принимает, хотя      
есть отклонение от федеральных норм. Понимаете, у нас есть такие законы,        
которые мы с вами выпускаем, но которые абсолютно не работают, как и            
парламентский контроль.                                                         
                                                                                
Дмитрий Евгеньевич и уважаемые наши коллеги внесли предложения о расширении     
этого порядка, о том как должна работать у нас система парламентского           
контроля, как она вообще должна реализовываться, но никому это не интересно.    
И вот сейчас мы с вами сидим, но, конечно, за три месяца до конца 2016 года     
мы все резко вспомним про наших избирателей, придём к ним и скажем: дорогие     
наши, мы, как парламентарии, сделали то-то и то-то. А что мы сделали?           
Скажите, пожалуйста, у нас при парламенте создана комиссия по расследованию     
растущих тарифов? Нет, нет такой постоянно действующей комиссии! Хочу           
сказать, что, если разобраться, в этих тарифах заложена огромная прибыль        
государственных монополий и частных корпораций, - так почему мы должны          
перекладывать это всё на наших граждан?! У нас растут цены на энергоносители,   
у нас резко идёт гиперинфляция - кто-то у нас в парламенте занимается           
расследованием, как работают законопроекты и как мы должны регулировать         
Центробанк, как мы должны регулировать правительство? Никто этим не             
занимается!                                                                     
                                                                                
Коллеги, если мы здесь собрались просто для того, чтобы, как некоторые          
сказали, получать зарплату или писать какие-то дутые законы, - поверьте, это    
не та форма парламента, которая должны быть в нашем достойном государстве! Я    
согласен, не надо путать нас с американцами, с жителями западных стран, мы      
достаточно мощное, серьёзное государство, и пусть они с нас берут пример, но,   
к сожалению, брать с нас пример в этой части невозможно, потому что мы в        
ситуации с парламентским контролем выступаем на уровне, допустим, Гвинейской    
Республики, где парламентский контроль развит так же, как у нас в парламенте.   
                                                                                
Я хочу сказать спасибо всем коллегам от оппозиционных фракций, которые          
поддержат наш законопроект. Хочу ещё раз сказать нашим коллегам - депутатам     
из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": ну хоть раз ознакомьтесь с текстом законопроекта,   
почитайте внимательно, это и вас касается! Когда-нибудь вы придёте к            
пониманию того, что нужно создать комиссию в вашем регионе или создать          
комиссию в вашем комитете по определённой проблеме, но, к сожалению, вы не      
сможете этого сделать, и тогда нужно будет в спешном порядке такой закон        
принимать.                                                                      
                                                                                
Я согласен с тем, что концепция законопроекта понятна всем, но есть             
существенные замечания, которые надо доработать ко второму чтению, я в этом     
поддерживаю фракцию КПРФ и другие фракции - да, они есть. Но, коллеги,          
давайте начинать с себя: если мы сами себя не будем реализовывать, то мы не     
состоялись как депутаты. Я думаю, те коллеги, которые с таким вот чувством      
хотят пойти на выборы в 2016 году, должны прямо и открыто сказать               
избирателям, что, мол, пришли в парламент решать свои проблемы, а не проблемы   
государства.                                                                    
                                                                                
Надеюсь, что вы поддержите наш законопроект в первом чтении.                    
                                                                                
Спасибо, коллеги, за внимание.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Евгеньевич, будете выступать с заключительным словом?                   
                                                                                
Депутату Горовцову включите микрофон.                                           
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е. Большое спасибо.                                                 
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я искренне благодарю всех, кто      
проявил интерес к нашей инициативе, к нашему законопроекту, прозвучали          
действительно очень глубокие и серьёзные выступления. Я хотел бы обобщить       
замечания, которые были высказаны и от профильного комитета, и от               
Правительства Российской Федерации, и обратить ваше внимание на то, что мы      
изучили эти заключения, эти замечания, которые сопровождают, я подчёркиваю,     
предложения оппозиции, которые вносились на протяжении многих лет, о создании   
реального парламентского контроля, изучили замечания за весь период работы      
нашей Государственной Думы, с 90-х годов и по настоящее время. Хочу сказать     
однозначно: их содержание однообразно, а аргументы, по сути, не меняются из     
года в год.                                                                     
                                                                                
На первом месте стоит утверждение, что наши полномочия, наши ограниченные,      
если не сказать ничтожные, возможности, наше право на депутатские запросы,      
право выслушивать министров и право утверждать бюджет, - это и есть,            
оказывается, достаточный парламентский контроль.                                
                                                                                
На втором месте стоят рассуждения, которые уводят в сторону от существа         
вопроса: мол, наша страна - президентская, а не парламентская республика,       
поэтому контроль со стороны парламента должен быть ничтожным. Здесь вообще      
надо быть крайне осторожными, уважаемые коллеги, поскольку над такими точками   
зрения довлеет обычно политическая реальность. Кстати, и у специалистов в       
области конституционного права нет единого понимания: кто-то объявляет нашу     
Российскую Федерацию смешанной президентско-парламентской республикой, а        
кто-то - суперпрезидентской. Но к какому типу республики мы себя ни относили    
бы, уважаемые коллеги, элементарный сравнительный анализ с зарубежными          
аналогами свидетельствует о том, что в области парламентского контроля и        
расследования возможности российского парламента и российского депутата самые   
ограниченные.                                                                   
                                                                                
И наконец, в ряде подобных заключений вообще отрицается право депутатов на      
парламентский контроль и содержится переходящая уже из года в год ссылка на     
отсутствие такого понятия в Конституции Российской Федерации. Удивительно,      
конечно, но авторы подобных утверждений даже не задумываются о том, что тогда   
по логике вещей и исходя из этого толкования остаётся только один вывод: наша   
Конституция не отражает общепризнанного принципа разделения властей.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловно, надо понимать, что создание гражданского         
общества в нашей стране требует другого баланса взаимоотношений                 
законодательной и исполнительной власти, и на это, собственно, и направлено     
наше предложение, наша законодательная инициатива. Отказ от поддержки этой      
инициативы, с нашей точки зрения, будет означать, что большинство депутатов     
действующей Государственной Думы голосуют против получения полномочий,          
которые позволили бы им эффективнее отстаивать интересы своих избирателей, и    
это совершенно небывалая для мировой практики позиция.                          
                                                                                
Именно поэтому мы и просим наших коллег, депутатов Государственной Думы,        
поддержать в первом чтении данный законопроект.                                 
                                                                                
Ещё раз всем огромное спасибо за интересное обсуждение.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрию Фёдоровичу Вяткину включите микрофон.                                   
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемые коллеги, я оценил пафос ваших выступлений, и особенно    
в той части, которая была обращена лично ко мне, без всякого сомнения, мне      
это очень лестно. Но всё-таки не удержусь от пары реплик в ответ на очень       
яркие, эмоциональные выступления. Я всё прекрасно понимаю, у нас менее чем      
через год будут выборы в Государственную Думу, поэтому чем ближе будет эта      
дата, тем больше будет подобных дискуссий и громогласных рассуждений, как       
говорится, о судьбах Родины, но, как правило, к практической деятельности эти   
дискуссии, увы, в том числе вашими стараниями, уважаемые коллеги, не будут      
иметь никакого отношения. Это первое.                                           
                                                                                
Второе. Что касается реплики многоуважаемого Валентина Степановича Романова о   
том, что, дескать, в 90-е годы Дума что-то там бездумно штамповала и            
действовала чуть ли не по указке, так сказать, из-за рубежа. Коллеги,           
вспомните, у кого в Государственной Думе было большинство в 90-е годы? У        
КПРФ. Ну, как говорится, сами себя высекли в данном случае.                     
                                                                                
Далее, мы всё время говорили о комиссиях: вот давайте, давайте!.. Напомню вам   
известное выражение: хочешь загубить дело - создай комиссию. Вот, собственно    
говоря, об этом и законопроект, на который мы сейчас, вместо того чтобы         
обсуждать более важные вопросы, потратили несколько десятков минут, именно      
это и предлагается законопроектом: давайте мы создадим, помимо тридцати         
комитетов и комиссий, уже существующих в Государственной Думе, постоянно        
действующие комиссии, которые будут вмешиваться во все вопросы и                
исполнительной, и судебной, и правоохранительной, и какой угодно                
деятельности, - в этом, дескать, наша функция как парламентариев. Нет,          
коллеги, наша функция как парламентариев совершенно не в этом, и это напрямую   
вытекает из положения Конституции, где чётко сказано, что в целях контроля за   
исполнением федерального бюджета создаётся соответствующая структура в          
Федеральном Собрании, и мы знаем, что это за структура, и отчёты от неё мы      
получаем регулярно.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, действуйте - кто вам мешает?! Между тем, напомню, что из            
огромного количества законодательных инициатив, которые поступают в том числе   
и в наш комитет, простите, большинство не выдерживает критики не только по      
части юридической техники или с точки зрения соответствия Конституции - это     
уж, наверное, сильно высокие материи, - но и исходя просто из банальной         
логики и правил русского языка, что не позволяет их не то что принимать в       
целом, но даже в первом чтении! Так за это, простите, нужно критиковать нас     
самих. Многие коллеги, не видя выхода или не видя возможности реализовать       
свои идеи в рамках комиссии - уж не знаю, в силу каких причин... Вот Андрей     
Викторович Руденко задавал вопрос о том, кто же будет заниматься                
расследованием по вопросам роста тарифов и так далее. У нас, коллеги, есть      
целый комитет по вопросам ЖКХ (кстати, Андрей Викторович, возглавляет его       
представитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"), и я вам могу сказать, что он      
занимается решением этих вопросов профессионально, всё, что мы решали с         
комитетом по ЖКХ и лично с его председателем - я очень уважаю Галину            
Петровну, - очень профессионально. Пожалуйста, работайте - кто же мешает-то?!   
                                                                                
В каждом комитете, в каждой комиссии есть коллеги - профессионалы высокого      
класса, которые могут заниматься решением соответствующих вопросов. Кто не      
может заниматься вопросами законодательства, наверное, должен сам себе задать   
вопрос: что я делаю здесь, если требую создания новых комиссий, требую новых    
полномочий, будучи не в силах осуществлять ту деятельность и решать те          
задачи, на которые уполномочили меня непосредственно граждане? Коллеги, если    
не можете работать в рамках тех полномочий, в рамках тех структур и того, что   
предусмотрено законом и Конституцией, наверное, следует задуматься о смене      
профессии и рода деятельности!                                                  
                                                                                
Данный законопроект - это имитация бурной деятельности, больше я его никак      
назвать не могу, поэтому поддержать мы его не можем.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Я просто хочу для справки сказать, Дмитрий Фёдорович: в 90-е годы был период,   
когда у КПРФ была самая большая фракция по численности, но никогда не было      
большинства.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5878 по 5894 из 7304
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ "О парламентском контроле".                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              206 чел.45,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                 244 чел.54,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 256

20.10.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 661083-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ "О парламентском контроле" (в части расширения перечня субъектов парламентского контроля).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1348 по 1353 из 6596
ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, у нас большая просьба перенести вопрос 45       
сегодняшнего порядка работы на пленарное заседание 10 ноября и включить его     
одним из первых вопросов среди законопроектов первого чтения.                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1392 по 1394 из 6596
Коллеги, законопроекты, обозначенные под пунктами 22, 23, 24, 26, 38, 41, 45    
и 50, предлагается перенести на более поздний срок. Нет возражений? Нет.        
                                                                                

Заседание № 250

22.09.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 661083-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ "О парламентском контроле" (в части расширения перечня субъектов парламентского контроля).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1200 по 1208 из 6312
ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо большое, уважаемый Сергей Евгеньевич.                                   
                                                                                
Авторы проекта федерального закона № 661083-6 - 34-й пункт сегодняшнего         
порядка работы - просят перенести его на октябрь, с комитетом согласовано.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1239 по 1241 из 6312
Также переносится рассмотрение 21, 30, 45, 34, 38 и 40-го вопросов. Нет         
возражений? Нет.