Заседание № 66
11.10.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 66082-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления единого порядка правового регулирования в сфере стратегического планирования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1373 по 1411 из 7817
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления подготовил проект закона к третьему чтению, во втором чтении мы его приняли 29 сентября. Этим проектом завершается процесс гармонизации документов стратегического планирования на федеральном, региональном, местном уровнях. У Правового управления Аппарата Госдумы замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеется. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить от фракции по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 9-й вопрос нашей повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 37 мин. 11 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 30
10.03.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 66082-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления единого порядка правового регулирования в сфере стратегического планирования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3092 по 3811 из 6569
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Александра Витальевича Цыбульского. Пожалуйста, Александр Витальевич. ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления единого порядка правового регулирования вопросов в сфере стратегического планирования). Я напомню, что принятие в 2014 году закона № 172-ФЗ "О стратегическом планировании..." повлекло необходимость приведения в соответствие с ним ряда нормативных правовых и законодательных актов, затрагивающих вопросы планирования социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. В связи с этим предлагаемым сегодня законопроектом мы предусматриваем внести изменения в следующие законы: в Федеральный закон № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления...", а также в Закон "О закрытом административно-территориальном образовании" и в 172-й федеральный закон. Следует отметить, что до настоящего времени базовые полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования не закреплены в 184-м и в 131-м федеральных законах. Кроме того, возникла необходимость устранения дублирования документов стратегического планирования, разрабатываемых на региональном и муниципальном уровнях. Для этого законопроектом исключается необходимость разработки программ комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, состав и структура которых абсолютно аналогична стратегиям социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Совместно с субъектами мы этот вопрос проработали и выявили определённый недостаток в сложившейся системе стратегического планирования: городские и сельские поселения, которые, я напомню, составляют 89 процентов всех муниципальных образований Российской Федерации, сегодня лишены права принятия и реализации стратегии социально-экономического развития. Поэтому третье изменение, которое мы предлагаем, заключается в том, чтобы наделить городские и сельские поселения правом - я подчёркиваю: правом, не обязанностью, а возможностью - разработки стратегии социально-экономического развития. По нашему мнению, принятие закона позволит завершить формирование системы документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, ну и, как следствие, повысить его эффективность. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Спасибо большое. Коллеги, это действительно важный и долгожданный законопроект. К содержательному докладу основного докладчика вряд ли что-то можно добавить, поэтому остановлюсь лишь на двух принципиальных вещах. Во-первых, конечно, мы взаимоувязываем все документы стратегического планирования на всех уровнях публичной власти: на уровне федеральных органов государственной власти, на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и на обоих уровнях муниципалитетов, то есть на уровне сельских и городских поселений и на уровне муниципальных районов и городских округов. Положения 184-го и 131-го законов приводятся в соответствие с 172-м законом "О стратегическом планировании...". Во-вторых, считаю важным также отметить - и комитет в своём заключении на это обращает внимание, - что документы стратегического планирования теперь будут приниматься и на уровне поселений, об этом докладчик сказал, и мы наделяем представительный орган местного самоуправления исключительными полномочиями по принятию указанных документов. Что касается уровня субъектов, здесь уже законом субъекта будет определён тот орган, который будет обладать полномочиями по утверждению документов стратегического планирования. Это представляется весьма важным, поскольку основные социально-экономические показатели должны быть взаимоувязанными, сквозными на всех уровнях публичной власти. Хотелось бы сказать, что на законопроект поступили отзывы от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации: в восьми из них консолидированно высказались за, законодательные органы власти высказались за в тринадцати субъектах, исполнительные органы власти субъектов высказались за в сорока двух субъектах Федерации при одном голосе против. По мнению комитета, принятие закона будет способствовать созданию действительно эффективной, результативной системы стратегического планирования на федеральном, на региональном и на муниципальном уровнях. Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Александру Витальевичу. Я не против тех поправок, которые сегодня вносятся, но не считаете ли вы нужным внести изменения в закон "О стратегическом планировании...", не трогая те программные цели, которые сейчас предусмотрены законодательством субъектов Федерации и на уровне местного самоуправления? Стратегия, которая основывается на прогнозировании и на мониторингах, в общем-то, не соответствует задаче стратегического планирования. ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Если я правильно понимаю вопрос, вы имеете в виду, что, может быть, не имеет смысла трогать программы комплексного социально-экономического развития, которые мы предлагаем изменить, заменить на стратегии? Мы полагаем, что замена этого документа на стратегию будет правильной, потому что с учётом норм 172-го закона происходит дублирование: эти два документа по форме и по содержанию являются идентичными. Что мы предлагаем? Мы не предлагаем одномоментно перестать реализовывать принятые программы социально-экономического развития, мы предлагаем их завершить эволюционным путём, а в дальнейшем уже принимать стратегии, таким образом разработав единую систему стратегического планирования. По нашему мнению, это никоим образом не ухудшит качество стратегического планирования на всех уровнях, а как минимум улучшит в рамках единой системы координацию целей и задач документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Витальевич, по предложению вашего предыдущего начальника Улюкаева введение закона "О стратегическом планировании..." в действие отложено до 2019 года в силу недоработки вашего министерства и задержки выработки подзаконных актов, которые предлагалось разработать в соответствии с этим законом. Скажите, насколько готов этот закон к вступлению в силу? Может быть, всё-таки принять решение о введении его в действие раньше? Ведь мы можем сейчас говорить о стратегиях, а у нас с вами проблема не в стратегии, а в дефицитности муниципальных, региональных бюджетов и в отсутствии вообще перспективы пополнения этих бюджетов, исключения дефицита. ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Прошу прощения, но я не слышал о том, что 172-й закон не введён в действие, мне кажется, он действует, функционирует. Я думаю, что вы имеете в виду перенесение сроков подготовки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии пространственного развития, как следствие. Действительно, такое решение было принято, оно было принято правительством, и я не считаю корректным это комментировать. В любом случае эти документы сейчас разрабатываются и к указанным срокам будут готовы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Тем не менее правительством было принято такое решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Витальевич, вы сказали, что необязательно делать это планирование на уровне местного самоуправления. Так значит, у нас тогда планирование пойдёт только сверху? ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Не совсем верно. У нас на сегодняшний день выпадают два вида муниципальных образований - это городские и сельские поселения, понятно, что из-за своей малочисленности и малых возможностей с точки зрения бюджетов не все городские и сельские поселения нуждаются в документах стратегического планирования, но сегодня законодательное регулирование даже не позволяет, не даёт им права разрабатывать документы такого рода, а мы этими поправками всего-навсего даём право городским и сельским поселениям разрабатывать документы стратегического планирования и, по сути, встраиваться в систему стратегического планирования страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня тоже вопрос к Александру Витальевичу, и вопрос примерно такой же, как и тот, что только что прозвучал. Это очень хорошо, наверное, что вы даёте такое право нашим муниципальным образованиям, и я думаю, что они с удовольствием воспользуются им - напланировать-то можно! Однако у нас столько проблем там, внизу!.. Скажите, пожалуйста, а какие-то финансовые вложения будут или они зависят от того, как вы будете рассматривать эти документы планирования? И будете ли вы считать это нужным - финансировать? Денег-то внизу нет! ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Если вы хотите услышать моё личное мнение, я считаю, что, конечно, надо максимально предусматривать бюджетные возможности и бюджетные источники для муниципального уровня. Но эти конкретные поправки никаким образом с бюджетным планированием не связаны, они, по сути, касаются вопросов стратегического социально-экономического развития и видения этого развития для муниципальных образований, сельских и городских поселений, как я уже говорил. Конечно, надо предусматривать исходя из бюджетных возможностей максимальное финансирование муниципального уровня власти, но это точно никак не связано с теми поправками, которые мы сегодня предлагаем внести. Они, скорее, могут привести к оптимизации бюджетных расходов на муниципальном уровне и чёткости планирования собственного экономического развития. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Витальевич, раньше в субъектах Российской Федерации законодательные собрания принимали подобные стратегии социально-экономического развития в виде закона, а закон имеет прямое действие, и исполнительные органы власти должны его исполнять. Раз в год они отчитывались перед законодательными собраниями о плюсах, о минусах, о достижениях, о промахах и так далее, принимались определённые решения. Сейчас мы у законодательных собраний эти полномочия изымаем, законодательные собрания будут определять только порядок, но, как правило, все эти полномочия отдаются исполнительным органам власти, а исполнительные органы власти на каждом заседании правительства могут менять критерии, которые они ранее для себя установили. Не приведёт ли это к тому, что при достижении поставленных целей и задач будут уходить от тех контрольных цифр, которые изначально ставили? Это первое. И второе. Будут ли нести ответственность исполнительные органы власти в случае провала реализации стратегии социально-экономического развития и так далее? ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Спасибо за вопрос. Мы не изымаем это право у законодательных собраний, мы просто меняем форму документа. Сегодня планы комплексного социально-экономического развития, как вы правильно сказали, утверждаются законодательными собраниями. Что предлагаем мы? Мы предлагаем дать возможность муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям, разрабатывать стратегии долгосрочного развития, а затем также законодательные собрания будут принимать решения по плану реализации этих стратегий. По сути, это абсолютно аналогичные документы с аналогичными показателями, с аналогичной ответственностью. На ваш вопрос по поводу того, должна ли быть ответственность у органов исполнительной власти местного, регионального и федерального уровней за неисполнение тех плановых мероприятий, которые принимаются во исполнение стратегии, отвечу: конечно, должна быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Витальевич, безусловно, правильный подход, что мы делегируем полномочия на низший уровень органов управления - органам местного самоуправления, но вместе с тем, дав полномочия по принятию стратегии, мы не даём вообще никаких дополнительных финансовых возможностей, которые сегодня по факту у них практически на нуле. Если мы не изменим такое положение дел, то ваш законопроект будет иметь фактически нулевой эффект для органов местного самоуправления, я имею в виду уровень сельских и городских поселений. Если, как вы сказали, вы выступаете за то, чтобы передать им больше полномочий, поддерживаете ли вы распределение доходов между субъектами Федерации и федеральным центром в процентном соотношении 50 на 50 с учётом дальнейшего перераспределения этих доходов на муниципальный уровень? ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Спасибо большое, этот вопрос точно заслуживает дискуссии. Я могу вам сказать, что в середине января вышел указ президента "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития...". Сейчас мы готовим соответствующий план мероприятий по его реализации, и в этом плане в том числе предусмотрены дискуссии на тему, о которой вы сказали, - о необходимости или об отсутствии необходимости перераспределения полномочий и, как следствие, перераспределения доходных источников по разным уровням бюджетной системы. Эта дискуссия нужна, её можно вести, но мы точно этот вопрос с помощью законопроекта сейчас не решим: в каждом регионе нужен индивидуальный подход, где-то нужно распределение 50 на 50 процентов, где-то иное, надо смотреть и обсуждать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Витальевич, я почему задал этот вопрос? Потому что, когда мы рассматривали в законодательных собраниях подобные вещи, мы достаточно трепетно относились ко всем циферкам, к тому плану, который для себя ставили, и мы спрашивали с исполнительных органов власти. Когда законодательные собрания принимают такой закон, он подлежит обязательному исполнению, но если мы передаём полномочия исполнительным органам власти, то они вправе чуть ли не на каждом заседании менять постановления, вносить поправки в эту программу, что сведёт на нет все усилия, все контрольные функции и полномочия. Я понимаю, что данный законопроект приводит законодательство в соответствие с принятым в 2014 году законом "О стратегическом планировании...", понятно, что законопроект этот надо принимать, но, на мой взгляд, это моё сугубо личное мнение, была допущена ошибка, состоящая в том, что мы у законодательных собраний отнимаем право на принятие соответствующих документов в виде законов. Я понимаю, что они прописывают порядок, но, как правило - повторю: как правило, - местными, региональными законами этот порядок передают исполнительным органам власти, как говорится, на откуп. Вот этого делать нельзя было, на мой взгляд, а законопроект принимать надо. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предыдущие выступавшие достаточно подробно остановились на сути обсуждаемого законопроекта. Я хочу подчеркнуть, что его принятие позволит создать в законодательстве Российской Федерации единые подходы в сфере правового регулирования вопросов стратегического планирования, устранить существующие на сегодняшний день правовые коллизии между законодательными актами, регулирующими вопросы в данной сфере, правовую неопределённость в применении положений указанных законодательных актов, а также чётко разграничить полномочия по разработке и утверждению стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, а также между представительными органами муниципальных образований и местными администрациями. Ещё в 2014 году, как уже было сегодня сказано, был принят Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", и благодаря усилиям Государственной Думы, нашего комитета, Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, в качестве предмета регулирования в данном федеральном законе был определён и муниципальный уровень, что на самом деле позволило создать условия для формирования в Российской Федерации полноценной и эффективной системы стратегического планирования на всех уровнях публичной власти. В то же время в целях согласования между собой положений 172-го федерального закона и иных законодательных актов, регулирующих вопросы стратегического планирования в Российской Федерации, требуется принятие представленного закона. Внесение указанных изменений позволит устранить существующее сегодня препятствие для применения положений 172-го федерального закона на практике и обеспечить его реализацию в полном объёме. На основании изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает Государственной Думе поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пятикоп Александр Иванович. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, представляется необходимым принять сегодня данный законопроект в первом чтении. Уважаемый Александр Витальевич представил все аргументы, но я хотел бы остановиться на трёх позициях. В 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, где, вообще, прописаны прямо-таки космические позиции: местное самоуправление отделено от государственной власти и так далее. Кроме того, там как раз предусматривается возможность, даже необходимость наличия стратегических планов для каждого муниципального образования. На вопрос о том, как это отразится на бюджетах, который сегодня подняла уважаемая Тамара Васильевна, наверное, нельзя... Закон содержит совершенно другие нормы, а вот на бюджетах отразится, потому что если в сельском поселении, к примеру, нужно провести водопровод и они обращаются на более высокий уровень, то более высокий уровень всегда требует программы, всегда требует стратегии и прочее, прочее, прочее. Данная практическая норма усиливает позицию документом пространственного планирования: на уровне региона это стратегия развития региона, дальше - схема территориального планирования, дальше - генеральные планы как средства реализации стратегии, а дальше - программы развития, которые непосредственно переводятся в бюджетирование, в бюджетные отношения. И у меня единственная просьба. Я думаю, мы примем этот закон, его поддержат все фракции, но возникнет проблема с подзаконными актами. Важно, чтобы жители территорий, каждого поселения были должным образом с этим ознакомлены, а не так, что соберут всех в сельском клубе и расскажут что-то непонятное, - нужно к третьему чтению подготовить нормативные акты, которые позволят людям гласно, публично обсуждать стратегию развития своей местности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мне кажется, вот этот законопроект как раз показывает, что мы с вами строим декорации, а не решаем вопросы. Почему? Если вы встречались с главами сельских поселений, то знаете, какие у них сейчас проблемы. Вот здесь замминистра, видно, плохо посвящённый в это, говорит: им наверх надо представить... Да чтобы наверх представить, им надо изыскать средства в местном бюджете, чтобы сделать проект, потом заплатить из местного бюджета за государственную экспертизу проекта, и только после этого, может быть, рассмотрят! Но кто же рассмотрит, если ваше планирование, планирование Минэкономразвития, привело к тому, что 2,5 триллиона рублей составляет консолидированный долг субъектов Российской Федерации?! Подчёркиваю, повторяю в сотый раз: пятьдесят шесть субъектов Российской Федерации имеют долговую нагрузку от 80 до 130 процентов от их доходов - вы чего, этого не понимаете?! Разве это не ваша работа, Министерство экономического развития?! Вы пишете: "...исключить из компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочие по разработке программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации". А кто же это будет рассматривать? Вы что, на уровне сельского поселения будете это рассматривать? Мне кажется, вы или немножко не понимаете, или умышленно вводите нас в заблуждение. Почему? С моей точки зрения, пока мы с вами не осознаем, что бюджетирование надо делать снизу, потому что... Не знаю, как вы, а я девять муниципальных образований объехал за эту неделю: во всех стонут, все вынуждены сокращать аппарат. Почему? У них просто нет денег даже на содержание аппарата! О чём вы говорите, кто там будет разрабатывать программы социально-экономического развития?! Мне кажется, Минэкономразвития надо просто от макроразговоров перейти к реальному планированию, но у вас специалистов таких нет, потому что в академии госслужбы их уже не готовят, а на экономических факультетах читают "Экономикс" и вообще не понимают, что весь мир живёт и планирует на семьдесят лет свою жизнь, а мы на один год бюджет, и то пять раз его корректируем. Я считаю, что принятие этого закона - как мёртвому припарка, вот всё равно, что он будет, что не будет! С моей точки зрения, пока мы в министерство не начнём брать людей, которые имеют опыт работы в муниципальных образованиях, на уровне субъектов Российской Федерации, никакого проку не будет. Вот ещё когда здесь Дмитрий Николаевич Козак, будучи заместителем руководителя администрации президента, представлял... Добавьте, пожалуйста, одну минуту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...представлял реформу местного самоуправления, с ним пришёл тогда ещё молодой, 28 лет ему было, заместитель министра финансов, и я ему задал вопрос: "Товарищ замминистра, скажите, пожалуйста, у вас какой опыт управления? И скажите, пожалуйста, какие доходные статьи позволят профинансировать эту систему?" Вы посмотрите "Свадьбу в Малиновке": Попандопуло - пусть не обижается на меня местное самоуправление - это как раз сегодняшнее местное самоуправление, которому сто двадцать полномочий с подачи Минэкономразвития делегировали через субъекты Российской Федерации, а денег дать забыли. Сегодня оно за всё отвечает, но ничего не может, а кому нужен муж, который ничего не может?! А местное самоуправление не только муж, но и папа и мама, понимаете? С нашей точки зрения, принятие этого закона не позволит решить ни одной проблемы. Почему? Потому что, повторю, вот здесь Улюкаев вашими руками перенёс введение закона "О стратегическом планировании..." на 2019 год, поскольку Министерство экономического развития не подготовило порядка двенадцати, если я не ошибаюсь, актов министерства, проектов постановлений правительства и прочее, которые должны быть приложены к закону. Поэтому министерству надо бы заняться делом, а не декорациями! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дорохин Павел Сергеевич. ДОРОХИН П. С., фракция КПРФ. Я поддерживаю коллегу по фракции и хотел бы кое-что добавить. Прежде всего, хочу сказать, что к букве законопроекта претензий нет, - понятно, что он выверен, соответствующие законы приводятся в соответствие с законом "О стратегическом планировании...", - но к духу законопроекта имеются серьёзные претензии, и они заключаются в том, что мы видим дальнейшее урезание полномочий, связанных со стратегическим планированием как по линии законодательных органов власти, так и по линии органов местного самоуправления. Законопроектом предлагается исключить из части 1 статьи 17 и части 10 статьи 35 полномочия по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Если этих полномочий нет у нижестоящих органов власти и они осуществляются только вышестоящими органами власти, на федеральном уровне, то наша вертикаль как бы обрезается - о чём это говорит? О том, что продолжается выхолащивание самой идеи стратегического планирования. В действующем законе, правда в очень общем виде, прописан орган, который координирует стратегическое планирование на всех уровнях власти - федеральной, законодательной, муниципальной, - и его полномочия, но название этого органа отсутствует, как бы ответственным за это назначено Минэкономразвития, но Минэкономразвития - мы знаем, какие у него полномочия, - реальным планированием не занимается, а занимается прогнозированием, аналитикой, выдачей лицензий. В связи с этим мы направляли новому министру Орешкину предложения о пересмотре всех полномочий, связанных именно с действующим законом, о придании Минэкономразвития функций и статуса росплана, который на базе действующего законодательства и указа президента мог бы реально вносить четырёх-, пяти-, шестилетние планы, координировать и отвечать за их выполнение, потому что фактически это не центр синтеза. Вот то, что этот законопроект продолжает находиться на той же позиции, нас не устраивает, это как раз говорит в принципе о профанации системы планирования, против чего КПРФ всегда выступала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция в принципе поддерживает идею стратегического планирования на всех уровнях, но мы так же, как и наши коллеги, против имитации и создания декораций стратегического планирования. Ну о каком стратегическом планировании на уровне сельского поселения можно говорить, если у них нет денег даже на выплату заработной платы?! Фактическая ситуация такова, что сейчас кандидата на главу сельского поселения, где нет денег, практически не найдёшь, потому что его будут штрафовать за всё, а у него ни на что нет денег, а теперь ему ещё дают полномочия, теперь он ещё должен стратегию развития принять, а для этого ему нужно провести в соответствии с законом о закупках торги, скажем так, нанять соответствующую организацию, которой нужно заплатить, и так далее! У него ни на что и так денег нет! Поэтому, передавая полномочия на уровень местного самоуправления, мы действительно, скажем так, доводим до абсурда ситуацию. В принципе мы не против того, чтобы передавать полномочия с районного уровня на уровень местного самоуправления, перераспределять их, мы согласны с этим. Также мы поддерживаем ратифицированную нами Европейскую хартию местного самоуправления, где органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но для того чтобы они реально выполняли свои функции... Местное самоуправление - вдумайтесь в смысл этой фразы! - это когда люди сами управляют своей жизнью и большинство проблем, с которыми они сталкиваются, в девяноста процентах случаев решаются на уровне местного самоуправления. А теперь посмотрим на финансовую составляющую. Все проблемы, точнее, девяносто процентов проблем решается там, а деньги где?! А деньги в федеральном центре - две трети, оставшаяся часть - в регионе, крошки, то есть практически ничего, попадают на уровень местного самоуправления, муниципального района, поселения, ну а если ещё глава поселения выбран в пику главе района, то они вообще ничего не получат. Вот такая сегодня ситуация. Мы считаем, что эту ситуацию нужно менять и начинать нужно здесь, в этом зале. Нужно вернуться к принципу распределения бюджетных средств в соотношении 50 на 50 процентов, к тому принципу, который был заложен в Бюджетном кодексе: половина доходов, собираемых на территории субъекта, должна оставаться в регионе, а половина - направляться в федеральный центр. Таким образом будут сформированы стимулы для создания, для роста производительных сил... Я выступаю от фракции - добавьте, пожалуйста, четыре минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГАРТУНГ В. К. ...сил и убрано иждивенчество. Ведь что сейчас получается? Богатые субъекты Российской Федерации лишены стимулов развития, потому что мы с вами недавно приняли поправки, в соответствии с которыми дополнительная прибыль - налог на прибыль, который оставался в богатых субъектах, - теперь уходит в федеральный центр и распределяется между дотационными субъектами. Как распределяется? Ну, если посмотреть, например, на бюджетную обеспеченность регионов, то это точно не является главным приоритетом, и вообще, какими только принципами мы ни руководствуемся при распределении федеральных средств на региональный уровень, но только не принципом справедливости. Поэтому нужно вернуться к старому Бюджетному кодексу, где средства распределялись в соотношении 50 на 50 процентов, и создавать стимулы для повышения налогооблагаемой базы субъектов Федерации, причём этот принцип не менять в долгосрочной перспективе, чтобы субъекты Федерации смогли принимать документы стратегического развития, которые позволяют увеличивать их налогооблагаемую базу, а сейчас им даже нет смысла это делать. Да, губернатор покажет, что у него есть стратегия развития, но это будет формально, чтобы отчитаться перед федеральным центром, чтобы объяснить, обосновать дотации, помощь из федерального центра, которую он просит, но реальная стратегия развития региона не принимается, потому что нет стимулов для этого. Зачем упираться субъекту Федерации, если всё равно всё, что он заработает, заберут сюда? Это первое. И второе. Конечно, нужно перераспределять деньги внутри регионов, на муниципальном уровне, потому что там подавляющее большинство проблем, с которыми сталкиваются граждане, конечно же, на уровне местного самоуправления нужно перераспределять полномочия между муниципальным районом и сельским поселением - это очевидные вещи. Тогда будет смысл принимать поправки, о которых вы говорите. Мы, конечно же, их поддерживаем, но без перераспределения финансовых потоков это профанация. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. От фракции выступление - поставьте время, пожалуйста, Александр Дмитриевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, действительно, нужно разделить ту озабоченность, которую многие выступавшие выразили, это всё правильно, бюджетная обеспеченность местного уровня, муниципального уровня, и первого, и второго, - это тема, наверное, отдельной дискуссии, только к тексту этого законопроекта она имеет весьма и весьма опосредованное отношение. Вопрос, рождённый практикой, - это то, что многие субъекты Федерации, организуя свои процессы, связанные со стратегическим планированием, столкнулись с такой проблемой: для стратегического планирования по сквозному принципу, то есть когда доходят до каждого первичного населённого пункта - сельского, городского поселения, нет достаточной нормативной и, что более важно, методической основы, позволяющей эти стратегии принимать. И как раз для поддержки инициатив из регионов, для того, чтобы наконец-то легализовать эту практику, для того, чтобы наделить муниципалитеты первого уровня полномочиями по принятию своих стратегических документов, и был разработан данный законопроект, поэтому комитет, разумеется, эту инициативу поддерживает. Вместе с тем что стоит отметить. Наделяя правом в первую очередь, конечно, сельские и во вторую - городские поселения, полномочиями по принятию документов стратегического планирования, нужно понимать, что это очень сложная, серьёзная и профессиональная деятельность, которая, конечно, по своему объёму выходит далеко за пределы деловых, скажем так, профессиональных качеств сотрудников небольших сельских администраций, зачастую там просто не хватает сотрудников, которые могут заниматься этой деятельностью на профессиональном уровне. И здесь мы сталкиваемся с очень серьёзной проблемой - нужно сделать так, чтобы стратегию не писали нанятые консультанты, а то у нас очень часто бывает так, что выборы в регионе или в городе проводят политические консультанты, после которых невозможно обеспечить нормальную конституционную стабильность, поскольку в ход идут всевозможные грязные методы, приёмы, чернуха, грязь и тому подобное. Появился очень серьёзный слой научно-исследовательских, так скажем, организаций и всевозможных фондов, которые начали специализироваться на написании стратегий, и очень часто стратегии для городского округа или для муниципального района на Дальнем Востоке или в районах Крайнего Севера пишут в университете Санкт-Петербурга, поэтому возникают вопросы и иммунитета, и какой-то аутентичности при принятии документов стратегического планирования. Необходимо, чтобы их писали те чиновники, муниципальные служащие, местные депутаты, которые проживают в этом поселении. Ведь что такое стратегия? Это в меньшей степени социально-экономический документ - хотя, безусловно, он таковым является, поскольку речь идёт о стратегии социально-экономического развития, - это очень важный идеологический документ. У нас очень большая доля муниципальных образований сельского типа, сельских поселений находится на грани ликвидации или оптимизации, то есть объединения со своими более мощными в социально-экономическом плане соседями. Вот им какую стратегию писать - стратегию по самороспуску, по ликвидации? Разумеется, мы в большей степени ориентируемся на стратегии вышестоящего уровня и вынуждены констатировать, что до тех пор, пока не будет принята стратегия пространственного развития, очень тяжело будет субъектам полноценно и всесторонне принимать свою стратегию со всеми вытекающими последствиями. То есть она спускается на уровень ниже, а муниципальным районам, городам и сельским поселениям тяжело писать свои стратегии, не понимая, по какому геополитическому плану будет, допустим, строиться схема расселения в Российской Федерации: будем ли мы сохранять сельский уровень, будем ли мы сохранять сельские поселения, или будем объединять их в огромные городские округа, в основном сельские по типу территории, там, где у нас тундра, леса, тайга или болота. Вот такие потёмкинские городские округа у нас, к сожалению, на территории Российской Федерации в последние несколько лет растут как грибы, но ничего городского по инфраструктуре, по уровню обязательств и перечню оказываемых государственных и муниципальных услуг в этих псевдогородах нет. Вопрос бюджетной обеспеченности муниципалитетов, конечно, остаётся острым, и городские и сельские поселения в стране на сегодня наименее обеспечены доходными источниками, 85-87 процентов из них являются дотационными. Это нужно иметь в виду, но нужно также понимать, что вопрос выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов - это, безусловно, полномочий субъекта Российской Федерации, который в своих законах о бюджете этот вопрос вынужден решать с учётом того, что из них 75 процентов тоже являются в свою очередь дотационными. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать заключение комитета по федеративному устройству к проекту бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в котором, конечно же, тоже выражена озабоченность и озадаченность тем, что высокий уровень долговой нагрузки на субъекты - порядка 2,6 триллиона рублей и 343 миллиарда рублей - муниципальный долг, который имеет тенденцию к росту. Об этом мы уже говорили, так же как и говорили о том, что необходимо постепенно, не в одночасье вернуться к принципу перераспределения в соотношении 50 на 50 процентов, необходимо постепенное совершенствование методики распределения: на первом этапе - 30 на 70 процентов, де-факто так уже во многих местах, на втором - 65 на 35 процентов, затем - 60 на 40 процентов и так далее, постепенно нужно выходить на уровень 50 на 50 процентов, который был закреплён в Бюджетном кодексе до 2004 года. Эти проблемы имеют право на существование, но я не связывал бы их с принятием этого закона, который действительно нужен, он позволит нам сделать все наши показатели на федеральном уровне сквозными, то есть измеряемыми и управляемыми вплоть до сельского уровня, что очень важно для того, чтобы стратегии были взаимоувязаны. Это позволит сохранить специализацию субъектов, а то у нас, например, на границе двух регионов, на Урале, строятся два мусороперерабатывающих завода, эти отдельно взятые регионы не знают про крупные инфраструктурные проекты друг друга, и это неизбежно приведёт к негативным последствиям, поскольку они будут весьма и весьма конкурировать между собой. Тот уровень специализации, который был в Советском Союзе, неизбежно, так сказать, перетекает в специализацию наших субъектов. Фракция ЛДПР будет поддерживать данную инициативу, которая как раз призвана облегчить очень непростую долю наших муниципалитетов первого уровня, в первую очередь сельских поселений, во вторую - городских, за счёт постепенного перехода к перераспределению в соотношении 50 на 50 процентов - постепенному! Фракция ЛДПР будет поддерживать проект закона и призывает всех поступить именно так. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово докладчика. Пожалуйста. ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Я очень коротко. Спасибо большое за все предложения. Действительно, есть очень много вопросов, связанных с перераспределением доходов и полномочий, они очень важные, и мы ими занимаемся, но отдельно, это не связано с тем законопроектом, который мы сегодня просим вас поддержать. А представленный законопроект нужен для того, чтобы мы выстроили законченную систему стратегического планирования, а затем уже могли перейти к практической реализации тех предложений, которые вы высказали. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 37 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.