Заседание № 112
05.04.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 66011-8 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2956 по 3323 из 4949
Пункт 16, приоритетный законопроект фракции ЛДПР, проект федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы". Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, ни для кого не секрет, что уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы - это достаточно тяжёлая, каждодневная, кропотливая работа, связанная с физическим трудом, и это достаточно тяжёлая морально работа. И те люди, те семьи, которые сталкиваются с этой проблемой, конечно, несут серьёзное бремя, в том числе и финансовое, потому что, к сожалению, ухаживая за тяжелобольным человеком, за ребёнком, не всегда можно успевать работать, точнее, почти невозможно успевать работать. В целом, конечно, в этом отношении семья очень сильно страдает, потому что страдает в том числе и семейный бюджет, ведь это дополнительные траты на лекарства, это невозможность работать, действительно большое количество времени нужно уделять человеку, за которым ухаживает тот или иной член семьи или опекун. У нас сейчас указом президента определена выплата для неработающих граждан, которые ухаживают за инвалидами I группы или за детьми - инвалидами с детства. Ну, мы сейчас говорим об инвалидах I группы, и эта цифра совсем смешная - это 1200 рублей в месяц. Конечно, на 1200 рублей в месяц прокормить себя или внести какую-то значительную лепту в бюджет семьи просто невозможно. Эта выплата была определена в 2006 году указом президента. У нас есть вторая выплата, она касается тех, кто ухаживает за детьми-инвалидами, и составляет тоже по указу президента от 7 марта 2019 года 10 тысяч рублей. Ни та ни другая выплата в данный момент не индексируется. Что мы предлагаем? Безусловно, нужно каким-то образом компенсировать семье недополученные доходы, и мы предлагаем установить родителям либо опекунам выплату, пока фиксированную, 13 тысяч рублей, и предлагаем, чтобы эта выплата ежегодно индексировалась, а коэффициент индексации определялся Правительством Российской Федерации. Выплату предлагается устанавливать в отношении ребёнка-инвалида, ребёнка - инвалида с детства и в отношении инвалида I группы и осуществлять выплату в порядке, тоже установленном Правительством Российской Федерации. У нас много говорится о долговременном уходе за такими людьми, о том, что их надо ставить на учёт в социальной службе, но дело в том, что социальный работник может уделять этому человеку не более четырёх часов в день. Как правило, этого не хватает, необходимо гораздо больше времени, восемь часов в день как минимум. Поэтому, конечно, этот эксперимент, который сейчас проводился в 24 субъектах Российской Федерации, можно признать неудавшимся. Что касается определения таких людей в интернатные учреждения, тоже не вариант, потому что всё-таки в семье гораздо лучше, в семье, может быть, и уход лучше будет, и любовь, и внимание близких. Но к сожалению, вот не все близкие могут себе позволить уйти с работы и ухаживать за таким человеком, поэтому в любом случае лучшей мерой, на наш взгляд, со стороны государства может быть увеличение этих выплат с последующей индексацией. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад - Татьяна Викторовна Буцкая. Пожалуйста. БУЦКАЯ Т. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей самым внимательным образом рассмотрел данный законопроект. Ещё раз хочу сказать, о чём там идёт речь: о трудоспособных неработающих родителях (усыновителях), опекунах (попечителях) детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I группы - о предложении осуществлять ежемесячную выплату им в размере 13 тысяч рублей. Хочу сказать, что на данный момент эти компенсационные выплаты установлены двумя указами президента - это указ президента от 26 декабря 2006 года о выплате неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, за исключением инвалидов с детства I группы, и указ президента от 26 февраля 2013 года № 175 о выплатах неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекуну (попечителю), осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Хочу сказать, что, уверена, для каждого члена нашего комитета поддержка таких семей - семей, в которых растут дети-инвалиды, инвалиды с детства, инвалиды I группы, - любые идеи, которые направлены на поддержку таких семей, являются очень важными и мы готовы их поддерживать, но, к сожалению, мы не готовы поддержать данный текст законопроекта. Во-первых, там потеряны целые группы лиц, которые уже сейчас получают поддержку. Например, не вошли лица, осуществляющие уход за престарелыми гражданами, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшими 80 лет. Или не родители, а лица, осуществляющие уход (они, кстати, так и называются коротко - ЛОУ) за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Кроме того (это чётко прописано), согласно финансово-экономическому обоснованию данный законопроект требует финансирования, - источники финансирования, к сожалению, не указаны. Комитет Совета Федерации по социальной политике, Счётная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживают. Мы получили 35 отрицательных отзывов из регионов. Таким образом, по мнению комитета, несмотря на то, что идея проекта федерального закона в целом заслуживает внимания, представленный текст законопроекта не может быть поддержан. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Татьяна Викторовна, ну вот замечания комитета такого уровня: вы тут забыли одну группу и тут забыли одну группу. Что мешает нам добавить эти группы во втором чтении и учесть тех, кто получает по 1200 рублей сейчас, вместо того чтобы придираться к запятой? Неидеальный законопроект - у нас такое количество неидеальных законопроектов входит сюда на первое чтение, которые потом или полностью переписываются, или вдруг увеличиваются в десять раз, или, наоборот, уменьшаются, что привести в порядок и выполнить важную, как вы говорите, функцию, которую комитет в принципе поддерживает, вполне реально. БУЦКАЯ Т. В. Алексей Владимирович, спасибо большое вам за вопрос. Как я уже сказала, то, что две группы остались неучтёнными, - это очень важно, это большие группы. Работа над законопроектом шла долго, можно было их внести, но они не были внесены. Это во-первых. Во-вторых, у нас нет объяснения, где взять деньги. Мы не можем принимать законы, давать обещания и не выполнять их. Я считаю, что вот эти два пункта, не считая тех, которые ещё были у нас среди замечаний, являются основополагающими. При этом я хочу сказать, что у нас в комитете есть группа, которая так и называется - группа по вопросам родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства, - и мы в рамках нашей группы готовы работать над этой темой, для того чтобы найти то самое правильное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е. Очень нужный и правильный законопроект. Но привязка идёт к фиксированной сумме - 13 тысяч. Скажите, пожалуйста, не правильнее ли привязать к МРОТ? Это сейчас больше на 3 тысячи, и во многих законопроектах всё-таки привязка к МРОТ, это не повлечёт за собой постоянных изменений закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонову включите микрофон. ЛЕОНОВ С. Д. Да, действительно, мы рассчитывали как раз... В тот момент, когда мы вносили данный законопроект, минимальный размер оплаты труда составлял примерно 13 тысяч, поэтому мы привязывали к сумме 13 тысяч с последующей индексацией с учётом инфляции или роста потребительских цен. Честно, мы просто не ожидали, что правительство поддержит и президент, конечно, в первую очередь, что будет поручение МРОТ так увеличить, как он был увеличен в последнее время. В целом это вопрос второго чтения, готовы внести поправки и привязать к МРОТ. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Буцкая Татьяна Викторовна, у вас заключительное слово будет, хорошо? Не сейчас, а в самом конце будете выступать. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемые коллеги, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" последовательно выступает за то, чтобы в России не было бедных. А ещё очень важной задачей для России является повышение рождаемости, мы боремся за то, чтобы семьи были многодетными. И вот какая ситуация возникает сплошь и рядом. Образуется семья, в ней рождаются дети, первый ребёнок, потом ещё несколько, и в какой-то момент очередной ребёнок рождается инвалидом. Конечно же, никакой нормальный родитель не бросит ребёнка, и им начинают заниматься, а на это уходит всё время, и поэтому деньги в семью приносит только один родитель. Вся семья начинает, естественно, страдать, потому что на всех денег не хватает. И этот закон мог бы хоть как-то компенсировать вот эту потерю одного кормильца в семье. Действительно, здесь, наверное, дело не в буковках закона, проект которого мы сейчас собираемся принять или отклонить, а в том, что в принципе проблема важная, ею обязательно надо заниматься. Этот вопрос, конечно же, надо решить, если мы хотим в принципе достичь повышения уровня рождаемости, если мы заботимся о своих людях. Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" поддержит данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. А потом докладчик и содокладчик - там двое записались, докладчик и содокладчик, - сначала Леонов, а потом Буцкая. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, у меня ощущение дежавю. Мы, наверное, рассматриваем уже то ли второй, то ли третий такой законопроект (они приблизительно одинаковые по своей сути), который, в общем-то, справедлив, который, в общем-то, нужен, но, к большому сожалению, похоже, что решения по финансовым вопросам принимаются не в этом зале. Вот пока не будет прямого указания президента или по крайней мере правительства, никто в этом зале не может взять на себя ответственность, включая профильные комитеты. Могут создавать группы, годами обсуждать одни и те же вопросы, переливать из пустого в порожнее, но готовые законопроекты, которые вносятся, будут отклоняться под абсолютно, на мой взгляд, надуманными, техническими предлогами - запятая не с той стороны стоит. Можно учесть замечания, которые комитет представил ко второму чтению? Конечно можно. Действительно, несправедливо, что исключаются две категории - те, кто ухаживает за пожилыми гражданами и получает 1200 рублей, я ещё раз напомню, и те, кто не является матерью ребёнка-инвалида, но занимается уходом, они тоже получают 1200 рублей. 10 тысяч рублей - это тоже не та сумма, какой она была ещё в 2013 году, когда вводилась, мы это прекрасно понимаем, 10 тысяч рублей не покрывают сегодня затрат, которые несут эти граждане. Мы неоднократно говорили, что фактически это такие подвижники современные. Вдумайтесь, мама или отец ребёнка занимаются ребёнком-инвалидом или инвалидом I группы 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году, без всяких перерывов, без возможности что-либо сделать, несмотря на разного рода ухищрения, несмотря на вот эту систему долговременного ухода, о которой нам говорят, которая, по сути, действительно в отношении этих людей не работает. Они это делают по собственной воле, они это делают хорошо, потому что заинтересованы в том, чтобы их ребёнок, как бы сильно он ни был болен, прогрессировал, чтобы он был максимально социально адаптирован, чтобы у него было максимально хорошее лечение. Давайте решим передать этого же ребёнка, а такие случаи, увы, бывают, в государственное социальное учреждение - какие минусы? Ну, первый минус для государства - его содержание будет стоить от 80 тысяч до 120 тысяч рублей, далеко не те 13 тысяч, которые сегодня предлагаются. Второй минус - естественно, не будет того качества ухода, это вы прекрасно понимаете. Возьмём статистику смертности детей от соответствующих заболеваний: у нас в государственных учреждениях они умирают в 2-3 раза чаще и быстрее, чем если бы они жили в семьях. То же касается инвалидов I группы, их социализации, возможности какого-то участия в жизни общества. Это самые заинтересованные лица. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. КУРИННЫЙ А. В. Подход, который сегодня предлагается, да, может быть, неидеален, может быть, было бы правильнее таким людям выплачивать заработную плату за то, что они занимаются, по сути, государственной функцией, как и, может быть, в многодетных семьях многодетным матерям, которые ухаживают за детьми, установить заработную плату, и тогда не будет вопросов с пенсионным стажем, со страховыми выплатами, которые будут поступать. Это уже второй пласт тех проблем, о которых мы говорим, потому что формально это входит вроде бы в пенсионный стаж, но пенсия будет минимальная. Повторяю, это очень важная функция, и говорить об этом можно бесконечно, но решение в конечном счёте принимать надо. Таких людей немало, вы это прекрасно знаете, речь идёт о миллионах людей, которые вынуждены сегодня заниматься вот этой непростой, сложной работой в тяжёлых условиях и жить фактически в нищете. Давайте посчитаем, на что живёт семья с ребёнком-инвалидом. Мама не работает и в лучшем случае получает 10 тысяч рублей. Отец, естественно, тоже в определённой степени ограничен в своих возможностях, например не может уехать куда-то в командировку, потому что маму надо подменять. И пенсия ребёнка. Всё. А зачастую отцы ещё и оставляют такие семьи, и тогда приходится жить на пенсию ребёнка и на эту минимальную выплату, получается, меньше прожиточного минимума на человека. И по большому счёту, в этих нищенских условиях наши люди, родители, мамы, папы, те, кто осуществляет уход, сегодня занимаются этим героическим, по сути, трудом, повторяю. Работают, находят возможности, изыскивают деньги, работают с медицинскими учреждениями, порой ставят на ноги или каким-то другим образом социально адаптируют этих людей в нашем непростом обществе, в том числе и в рамках привлечения к какой-то дополнительной общественной деятельности. Вместо того чтобы решение этого вопроса поощрять, вместо того чтобы это в конечном счёте перевести в нормальное русло, мы отклоняем законопроект на том формальном основании, что он неидеален и вот здесь и здесь можно к нему придраться. Фракция КПРФ, безусловно, проголосует за, так же как мы голосовали за и предлагали проголосовать вам за подобный законопроект, который мы вносили, потому что считаем, что без решения этого важного вопроса - в гуманистическом смысле важного, правильного, справедливого с точки зрения социального государства, которым провозглашена Российская Федерация в соответствии с Конституцией, - что-либо говорить дальше не приходится. Ну и ещё раз повторяю: давайте всё-таки сделаем так, чтобы Государственная Дума была не просто местом проведения решений правительства и президента, а тем органом, который способен самостоятельно принимать важнейшие решения и их реализовывать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Сергей Дмитриевич - выступление и заключительное слово докладчика. ЛЕОНОВ С. Д. Ну что в целом показывает сегодняшнее обсуждение? Оно показывает, что уже неоднократно фракции, оппозиционные фракции в Государственной Думе выступали с инициативой увеличить выплаты, о которых сейчас идёт речь. А почему они выступают? А потому, что есть запрос общества, потому, что мы получаем сотни, тысячи обращений от граждан Российской Федерации, которые зачастую в этой ситуации не могут свести концы с концами, мы получаем сотни обращений от граждан, которые вынуждены помещать своих родных и близких в соответствующие интернаты и социальные учреждения. И на самом деле когда-нибудь этот вопрос всё-таки решится, я в это искренне верю, но 1200 рублей за уход за такими непростыми, так скажем, людьми, которые нуждаются в серьёзнейшей опеке, - ну это смешные деньги. Что касается денег вообще, в целом. У нас на любой законопроект, который оппозиционные партии выдвигают здесь, в Государственной Думе, на обсуждение, нам говорят, что денег нет, что мы не указали в пояснительной записке, не дали финансово-экономическое обоснование, не просчитали, не просчитали, не просчитали, не просчитали... Ну слушайте, мы представители людей, представители народа, мы не Счётная палата, не Министерство финансов. Конечно, мы можем всё просчитать, а вы говорите: денег нет. Самый простой ответ: денег нет - и всё, а вы держитесь. Мы это уже слышали как-то, неоднократно. На самом деле нужно искать деньги, и это задача в основном Правительства Российской Федерации - искать деньги. И я думаю, что на эту категорию людей, чтобы помочь им выжить, в том числе и в сегодняшней непростой ситуации, деньги государство должно найти. У нас деньги идут на поддержку нефтегазовой сферы, банкам мы всё время находим деньги, а простым людям, которые влачат жалкое существование в этих условиях, к сожалению, - это позор для государства! - мы найти денег не можем. фракция ЛДПР настаивает на принятии данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Буцкая Татьяна Викторовна - выступление и заключительное слово. На рабочем месте включите микрофон. БУЦКАЯ Т. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно выступает за повышение уровня социальной поддержки семей, которые находятся в сложной жизненной ситуации, и, конечно, мы благодарны авторам законопроекта, которые попытались решить этот вопрос. И то, что сейчас называют запятыми, - потерянные целые категории лиц, которые не указаны в данном законопроекте, - это совершенно не запятые. Это нарушение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод и означающего, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, помимо прочего запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Это про запятые. Ну и конечно, ещё раз про финансовое обоснование. Сколько угодно можно говорить, что мы здесь можем принимать любые законы, - не можем. Пока у нас нет финансово-экономического обоснования и чёткого понимания, откуда будут деньги, мы такой закон принять не можем. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект и рекомендует его отклонить в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 10 сек.) Проголосовало за 121 чел.26,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 121 чел. Не голосовало 329 чел.73,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.