Заседание № 40
О проекте федерального закона № 6601-8 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (в части обеспечения реализации полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации". Пожалуйста, Жанна Анатольевна Рябцева. РЯБЦЕВА Ж. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 19 апреля 2022 года. По представленному законопроекту замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Все согласования получены. Просьба поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие по мотивам высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 12-й вопрос повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 07 мин. 44 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 6601-8 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (в части обеспечения реализации полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации". Докладывает Жанна Анатольевна Рябцева. РЯБЦЕВА Ж. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 15 декабря 2021 года. Ко второму чтению подготовлен с учётом поступивших поправок - хочу поблагодарить всех депутатов, которые принимали активное участие. В частности, законопроектом предусмотрено сохранение полномочий по установлению зон затопления и подтопления за федеральным органом исполнительной власти. Также законопроект дополнен изменениями в статью 26 Водного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают возможность субделегирования переданных субъекту полномочий Российской Федерации в области водных отношений на уровень органов местного самоуправления. Это даст возможность предотвращать негативное воздействие вод, что в условиях весны очень актуально, оперативно проводить работы по расчистке русел рек, дноуглублению, предотвращению разрушения берегов. Большая работа предстоит органам местного самоуправления. Правоприменительная практика субделегирования полномочий органам местного самоуправления распространяется и на мероприятия по охране водных объектов. Это позволит органам местного самоуправления решать водохозяйственные задачи, а также привлекать субвенции на выполнение данных мероприятий, в том числе из федерального бюджета. К законопроекту поступило семь поправок: одна рекомендована к принятию, шесть - к отклонению. Законопроект в представленной редакции получил все необходимые согласования. Предлагаю проголосовать за поправки, рекомендованные к принятию, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Жанна Анатольевна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 36 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 03 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 27 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон. РЯБЦЕВА Ж. А. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу включить его в повестку пленарного заседания на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 19
О проекте федерального закона № 6601-8 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (в части обеспечения реализации полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Александра Юрьевича Синенко. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Принятие закона позволит наделить государственные и муниципальные учреждения полномочиями по осуществлению водохозяйственных мероприятий, что позволит оперативно реализовывать задачи в сфере использования и охраны водных объектов, в том числе в рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов". Полномочиями по установлению зон затопления, подтопления наделяются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях синхронизации с осуществляемыми ими полномочиями в сфере земельных отношений и градостроительной деятельности. Законопроект конкретизирует состав мероприятий по предотвращению негативного воздействия, дополняет способы инженерной защиты территорий искусственным повышением поверхности и устройством свайных фундаментов (таких способов сегодняшнее законодательство не предусматривает), что обосновывается экономической рентабельностью этих способов в сравнении по стоимости с объектами капитального строительства. Данные изменения подготовлены в том числе по предложениям Правительства Республики Саха (Якутия). Коллеги, именно в этом регионе наиболее напряжённая ситуация. Так, из 123 населённых пунктов республики, на территории которых установлена граница зон затопления, в 96 требуется строительство защитных сооружений, а 27 населённых пунктов необходимо переносить на незатопляемую территорию. Однако ввиду малой плотности населения в данных пунктах экономическая эффективность проведения капитального строительства защитных и берегоукрепительных сооружений низкая и не отвечает условиям предоставления субсидии из федерального бюджета. Правительство Российской Федерации просит поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Жанны Анатольевны Рябцевой. Пожалуйста. РЯБЦЕВА Ж. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Заслушалась Александра Юрьевича. Я действительно не буду повторять, всё это в пояснительной записке есть. И знаете, единственно, хотела бы сказать, что главное в этом законопроекте, самое главное - это обеспечение защиты населения. Я просто хочу привести один пример, потому что в этом зале сидят люди... Это Игорь Кастюкевич и вся команда "Молодёжки ОНФ", в 2019 году они высадились в Иркутской области - вы помните, какое там произошло наводнение. Я просто хочу назвать цифры, и тогда станет понятно, что за законопроект у нас: больше 10 тысяч домов подтопило, более 5 тысяч домов смыло, пострадали и погибли люди. И всё это время работали в Иркутской области в очень жёстких условиях. Поэтому то, что предлагается сегодня правительством, внесение изменений в Водный кодекс, - это в первую очередь, главное, как я уже сказала, для защиты населения. И необходимо сделать всё возможное, чтобы такие ситуации у нас в стране не повторялись. Что касается внесения дополнительных инженерных решений, абсолютно правильно сказал Александр Юрьевич, сейчас в законодательстве есть только одно - это дамбы. Вот представитель Республики Саха (Якутия) подскажет, сколько стоит строительство одной дамбы, - да, более 1,5 миллиарда рублей. А в Иркутской области всё ЧП, скажем так, стоило бюджету более 35 миллиардов рублей. Но опять же самое главное - это люди, которые пострадали. Комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. Есть одно замечание, которое мы учтём ко второму чтению. Просим уважаемых коллег поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Жанна Анатольевна, ну раз вы в Иркутской области были, разобрались - в чём же причина? В Тулуне со времён его строительства десятиметровая дамба была. Ну почему волна 14 метров? Если вы там были, разобрались, скажите, в чём причина? И спасёт ли этот закон от того, что новый собственник ГЭС делает сверхнормативные сбросы и не отвечает за это? РЯБЦЕВА Ж. А. Спасибо за вопрос. Я сказала, что в Тулуне работали "Молодёжка ОНФ", Игорь Кастюкевич - он лучше расскажет. На сегодняшний день, я думаю, то, что предлагается в законопроекте, ситуацию, конечно же, улучшит на территории в том числе Иркутской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Новиков Владимир Михайлович. НОВИКОВ В. М. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос Александру Юрьевичу. Александр Юрьевич, это очень важный и правильный законопроект, который уже давно ждут органы местного самоуправления, чтобы иметь законные возможности по предотвращению негативного воздействия вод в населённых пунктах, в границах которых непосредственно протекают реки, так как сейчас нельзя зайти в реку и не получить штраф или даже уголовное преследование, если нет надлежащим образом оформленных бумаг, это факт, и вы об этом знаете, а оформить соответствующее разрешение очень дорого и сложно. В связи с этим вопрос: полностью ли, на ваш взгляд, отрегулирован данным законопроектом быстрый процесс входа муниципалитета или региона в федеральную реку для предотвращения возможного негативного воздействия или даже ликвидации ЧС в населённых пунктах, или он останется таким же сложным, долгим и дорогим, как было ранее? Каков механизм наделения от Федерации такими полномочиями регионов? СИНЕНКО А. Ю. Владимир Михайлович, спасибо за вопрос, он уже касается конкретной реализации проекта федерального закона, который мы сейчас обсуждаем. Я хотел бы ещё раз напомнить основные положения законопроекта. Во-первых, органам управления (речь идёт об органах управления регионов и органах местного самоуправления) предоставляется право определять те зоны затопления и подтопления, где вводятся соответствующие ограничения. Во-вторых, опять же субъектам Федерации разрешается учреждать подведомственные учреждения, функцией которых будет как раз предотвращение всех этих негативных явлений. Мы говорим о системных мерах, которые позволят при их реализации максимально быстро упростить принятие мер, снижающих негативное воздействие таких подтоплений. Более того, как мне подсказывают коллеги, соответствующее финансирование уже заложено в бюджет следующего года. Вот все эти меры позволят - ещё раз обращаю на это ваше внимание - оперативно воздействовать на подобного рода ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Брыкин Николай Гаврилович. БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вот Владимир Михайлович вопрос правильный задал. У меня вопрос из той же категории. Я хотел бы, чтобы всё-таки уточнил тот, кто ответит: вот те изменения, которые предлагаются в законопроекте, не будут распространяться (чисто юридический такой момент) на федеральные территории, которые будут создаваться в соответствии с частью 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации? Здесь не прописано, из предлагаемого вами проекта федерального закона не видно, как это будет учитываться. СИНЕНКО А. Ю. Спасибо за вопрос. Я думаю, что при подготовке ко второму чтению мы обязательно рассмотрим это замечание вместе с тем, которое сделал комитет, о необходимости наделения правительства соответствующими полномочиями по изданию постановления. Соответственно, обсудим и будем готовы представить нашу позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К сожалению, сегодня докладчика от министерства нет, а вопрос этот сверхважный. Почему? Вот вы задумайтесь, почему у нас регулярно случаются наводнения вдоль русла Амура? И кто потом крайний? Те, кто с мешочками ходит, и те, кто там теряет своё имущество от подтопления, которого можно было избежать. А вопрос значительно глубже. В чём вопрос? Вы обратите внимание, у нас куча рудников, куча ГЭС, куча других объектов сегодня принадлежат иностранцам, которые в принципе не несут ответственности или, может быть, покрываются кем-то. Как считают специалисты, подтопление Тулуна было вызвано сверхнормативным сбросом, сделанным для того, чтобы получить больше электроэнергии, экспортируемой в Китай американскими собственниками Ангарского каскада, это первое. Лесорубы, взявшие участки в долгосрочную аренду, незаконно вырубили защитную зону - а одна сосна, оказывается, берёт полторы тонны воды. Вот вторая причина, по мнению экспертов. Третья причина в том, что у нас вдоль русел всех крупных рек некогда стояли земснаряды, которые чистили русла рек и не давали им заиливаться. Земснаряды как класс вывезены на металлолом, с большей части крупных рек, и нет людей, ответственных за поддержание русел. Это с одной стороны. С другой стороны, нет ответственности и комплексного надзора за состоянием охранных зон, которые мы с вами некоторыми законами незаконно уменьшили до неприемлемых размеров. Я от фракции выступаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. С третьей стороны, мы с вами увлеклись псевдореформированием и аннулировали органы, которые в принципе занимались как раз контролем уровня русел рек, мы с вами увлеклись освоением денег и начали строить плотины там, где их уже быть не должно, из-за этого убиваем некоторые реки как реки и их флору и фауну. Мне кажется, что ко второму чтению нужно... Попросим Синенко, чтобы он докладчику, который поручил ему сегодня выступать, передал: дайте всё-таки нам справку о расследовании причин иркутских трагедий. Там мы понесли серьёзные издержки, бюджет; 35 миллиардов - это очень серьёзная сумма, это половина бюджета большинства центральных регионов Российской Федерации. И если американский собственник действительно нанёс нам ущерб, почему мы с ним до сих пор ещё находимся в нормальном, конструктивном взаимодействии, а не взыскиваем? Попробуйте в Америке нанести ущерб, будь вы трижды собственником, - с вас три шкуры снимут и считаться вообще не будут, понимаете? Ну и конечно же, хотелось бы, чтобы вы нам дали справку по амурским подтоплениям регулярным. Там тоже, по мнению экспертов, вопрос управляемый. Бурейская ГЭС тоже делает несанкционированные сбросы. А водичка, она же как: на Бурее сбросили - она до Комсомольска-на-Амуре дойдёт; но если сбросили планово, то предусмотренные проектом плотины и заграждения всегда предусматривают в том числе сброс, а если сверхнормативно, то мешочками не перекроете, из-за этого подтопление происходит. И третий вопрос, ответ на который министерство должно нам представить: почему у нас не восстанавливается контроль за сбросом вод? Это контролируемые процессы, для этого у нас все эти каскады и создавались, и были соответствующие службы, которые после реформирования исчезли. С нашей точки зрения, если все эти вопросы комплексно рассмотреть, то наводнения мы сможем исключить как класс, понимаете? Да, надо первично понести опять расходы, для того чтобы восстановить нужное количество лесников в лесах, для того чтобы восстановить надзор на воде... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Водохранилища, да, вот Владимир Иванович подсказывает. Ну и самое главное: у нас большая часть плотин уже выработала нормативный срок, и я вам скажу, что это тоже колоссальная угроза. Скажем, у нас есть Цимлянское водохранилище на Дону: там уже давно стоит вопрос не только о берегоукреплении, но и о приведении его в нормативное состояние. И таких у нас, к сожалению, немало: и Волжский каскад весь уже требует ремонта, и масса других. Вот просим ко второму чтению представить нам такую информацию. Этот закон не совсем такой, ну, скажем, технический, он фундаментальный по своей сути. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Максим Евгеньевич. ИВАНОВ М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". С места можно? Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно изложил суть законопроекта. Действительно, принятие закона обеспечит реализацию государством полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов, а также предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. В целях развития территорий, попадающих в зоны затопления, подтопления, предлагается установить возможность строительства объектов капитального строительства в зонах затопления и подтопления при обеспечении инженерной защиты данных объектов путём искусственного повышения поверхности земельных участков или устройства свайных фундаментов. Принятие закона будет способствовать выполнению мероприятий в рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология". В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Кастюкевич Игорь Юрьевич. КАСТЮКЕВИЧ И. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы добавить, коротко. Да, действительно, в течение 2019-2020 годов работали в Иркутской области. Но история наводнений - это не только Тулун, это и Тайшет, и Нижнеудинск, и прилегающие населённые пункты. Этот закон необходим, потому что это позволит достаточно быстро, в кратчайшие, я надеюсь, сроки установить дамбы в населённых пунктах, которые действительно утонули. А по поводу того, что нужно разбираться, - я думаю, коллеги из фракции КПРФ могут внутри у себя разобраться, с учётом того что во фракции присутствует в прошлом губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации", пункт 17. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 01 мин. 14 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.